В ходе выполнения курсовой работы мы проанализировали научные подходы к изучению понятия «речевая компетенция» и выяснили, что существует несколько подходов к определению данного понятия. Нам же ближе следующее определение компетенции — это умение учащегося практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Высокая речевая компетенция — это залог успешности ребенка в учебной деятельности, в общении со сверстниками.
Мы охарактеризовали возрастные речевые особенности младших школьников и выяснили, что с приходом в первый класс у детей резко возрастает пассивный и активный словарный запас. А в других классах? Возможности для его увеличения как раз должны использоваться на уроках русского языка, ведь в этом возрасте ребенок все еще все впитывает в себя, как губка. Такие обороты невозможны в курсовой работе, реферате, ВКР.
Мы описали особенности формирования и показатели речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка и выяснили, что у каждого учащегося показатели речевой компетенции индивидуальны.
Таким образом, на уроках русского языка в начальной школе необходимо давать больше устных заданий, чтобы развивать устную речь.
Одним из типов таких заданий является речевая задача, под которой чаще всего понимается текст-загадка-задание. Мы описали различные виды речевых задач:
- — устные (отгадывание загадки, ребуса, составление рассказа по картинке и т. д.);
- — письменные (написание придуманных предложений, сочинений на различные темы и т. д.).
. Мы методически обосновали использование речевых задач на уроках русского языка в начальной школе и выяснили, что в начальной школе, когда закрепляются навыки и умения логично изъясняться, правильно формулировать свою мысль, необходимо использовать речевые задачи.
В анализируемых нами учебниках встречаются различные речевые задачи, их содержание усложняется от класса к классу.