Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: На материале изучения иностранных языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Констатирующий эксперимент показал довольно низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов: только 10% опрошенных студентов способны общаться к концу обучения на иностранном языке, при этом большая часть из них не подготовлена к полноценной коммуникации и лишь 20% из них обладают необходимым для понимания устной и средней трудности письменной речи словарным запасом. Опрос… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы построения педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов
    • 1. 1. Эволюция термина «педагогическая технология» в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Традиционное и инновационное в педагогической технологии
    • 1. 3. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов
  • Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов
    • 2. 1. Организация и методика исследования. Содержание и результаты констатирующего этапа
    • 2. 2. Содержание и результаты поискового этапа
    • 2. 3. Содержание и результаты обучающего этапа

Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: На материале изучения иностранных языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование высшей школы, радикальные изменения, происходящие в российском обществе, связанные с интеграцией России в мировое образовательное пространство, с гуманизацией и демократизацией образования, требуют поиска новых педагогических условий и средств, обеспечивающих интенсификацию самостоятельной познавательной деятельности студентов и развитие мотивации обучения. Резко возрастает роль и значение подготовки высококвалифицированных специалистов с развитыми коммуникативными способностями, определенным багажом знаний умений и навыков, обладающих творческим опытом и самостоятельностью мышления.

Россия долгие десятилетия оставалась изолированной от мирового сообщества, следствием чего явилась языковая изоляция. Иностранные языки оказались практически невостребованными обществом в целом как средство общения. В настоящее время они изучаются должным образом лишь в языковых вузах и на специализированных факультетахдипломатами, переводчиками, преподавателями иностранных языков и т. д.

Однако в ситуации, когда Россия постепенно входит в мировое сообщество в экономическом, культурном и социальном планах, возникла острая необходимость в овладении иностранными языками специалистами различных неязыковых профилей — инженерами, учеными, медицинскими работниками и деятелями искусства, а также будущими специалистами — студентами различных типов учебных заведений.

Традиционная система преподавания не может соответствовать взрывной динамике требований современного общества, предъявляемых к овладению иностранными языками широкими массами в кратчайшие сроки.

Вместо поисков новых принципов формирования содержания учебных предметов, способных усилить их усвоение учащимися, оно бесконечно усложняется за счет добавления нового материала. Перегрузка школьников учебным материалом составляет 3-х кратную величину их возможностей по иностранному языку, студентов вузов от 8 кратной. До сих пор не ставился в явной форме коренной вопрос: а то ли и в том ли объеме предлагается к изучению учащимся?." - пишет В. П. Беспалько. [22, С.89−94.].

Необходимость международного сотрудничества делает востребованными и значимыми умения иноязычного общения. Достижение студентами мирового уровня общей и профессиональной культуры, их потребность в коммуникативном и интеллектуальном развитии нашли свое отражение в Законе Российской федерации «Об образовании» и в Государственном образовательном стандарте.

В соответствии с программой дисциплины «иностранный язык», утвержденной Министерством образования Российской Федерации в 2000 году, приоритетной задачей обучения студентов неязыковых факультетов иностранному языку является формирование у студентов коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы.

Различные аспекты объекта исследования как одного из базисных понятий современной педагогической деятельности нашли отражение в различных по масштабу исследования работах ученых-теоретиков и практиков. Философским проблемам посвящены труды В. В. Ильина, М. С. Кагана, И. Канта, М. А. Розова, М. Хайдегера и др., психологическимработы Д. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, А. М. Матюшкина, Ю. П. Самарина и др., педагогическим — В. М. Коротова, Ю. И. Турчаниновой, Н. Е. Щурковой и др.

Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции раскрыты в трудах М. Н. Вятютнева, И. А. Зимней, Н. М. Лариохиной, И. В. Михалкиной, Д. И. Изаренкова, В. А. Коккоты.

При моделировании предлагаемой в данном исследовании педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов использовались также труды, освещающие теоретические аспекты создания педагогической технологии (Ш.А.Амоношвили, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Ф. Н. Гоноболин, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, В. Ю. Питюков, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.).

Инновационные педагогические технологии исследовали Б. Блум, М. Д. Брайтермен, В. В. Вербицкий, В. К. Дьяченко, З. И. Калмыкова, Н. П. Кириленко, М. В. Кларин, Т. В. Кудрявцев, И. Кучинов, Дж. Кэрролл, В. Оконь, А. Г. Ривин, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, А. С. Соколова, П. Л. Юцявичене, Д. К. Шопова и др.

К сожалению, в обучении продолжают преобладать традиционные технологии, направленные на овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, но пренебрегающие развитием навыков общения, освоением духовного и культурного достояния народа страны изучаемого языка. В обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку зачастую осуществляется игнорирование духовных, морально-нравственных и культурных ценностей, что приводит к узко прагматическим образовательным целям. Таким образом, студент не соприкасается с языком как с фактом культуры.

Теории и практике преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах посвящены диссертации Т. В. Алдоновой, Г. Н. Артемьевой, Т. Н. Астафуровой, Л. И. Ивановой, С. Л. Клементьева, Л. П. Клобуковой, М. В. Корепановой, А. М. Кочнева, И. И. Крюченко, Т. Б. Лесохиной, О. А. Литвиенко, Л. А. Лухадеевой, Е. Д. Нелуповой, М. В. Озеровой, О. Г. Полякова, Ч. Ю. Римкуса, В. П. Фурмановой, В.Н.ХитровоЙ, Л. Б. Якушкиной.

Все исследования вышеперечисленных авторов заслуживают пристального и внимательного изучения, однако, анализ показывает, что, несмотря на их огромную теоретическую и практическую значимость процесс формирования коммуникативной компетенции у студентов изучен не достаточно полно.

Актуальность проблемы определяется: социальным заказом на высококвалифицированных специалистов, обладающих развитыми коммуникативными способностямиважностью создания целостной системы и технологии формирования коммуникативной компетенции у студентоввостребованностью коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности будущих специалистовпотребностью в разработке, апробации и внедрении технологии, обеспечивающей полноценное общение в различных сферах деятельности.

Существующее противоречие между объективными потребностями общества в специалистах с высоким уровнем коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью средств ее формирования в вузовской практике определило выбор темы данного диссертационного исследования «Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов».

Данная работа является составной частью комплексного исследования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского по проблеме «Развивающее обучение в современном вузе: проблемы и перспективы» № госрегистрации 01.960 010 424, 1996;2000гг.

Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование, практическое апробирование педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов и внедрение ее в учебный процесс.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки в современном вузе.

Предмет исследования — педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых факультетов.

Гипотеза исследования — процесс формирования коммуникативной компетенции будет осуществляться успешно, если:

— определены дидактические средства и условия интенсификации самостоятельной учебной деятельности студентов;

— теоретически смоделирована и практически реализована педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции;

— формирование коммуникативной компетенции строится с учетом проблемно-информационно-коммуникативного принципа;

— во все формы обучения иностранному языку введен комплекс коммуникативных проблемных задач;

— студенты вовлечены в разнообразные виды надпредметной учебной деятельности (исследовательской, дискуссионной, моделирующей).

Задачи исследования .

— на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнить теоретико-методологические принципы создания педагогической технологии;

— предложить комплекс коммуникативных проблемных задач;

— разработать критериальную базу, позволяющую качественно и количественно диагностировать коммуникативную компетенцию;

— разработать методические рекомендации практического применения педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции для преподавателей вузов.

Методологической основой исследования являются ведущие философские и психолого-педагогические положения и концепции о связи, взаимообусловленности, целостности и открытости явлений реального мира, позволяющие рассматривать наиболее общие закономерности развития человека в природе и обществе, о взаимосвязи языка и мышления, о влиянии языка на интеллектуально-нравственное развитие общества.

Особое значение в нашем исследовании имели:

— социально-философские теории соотношения процессов деятельности и общения (М.С.Коган, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В.Бондаревская, А. А. Вербицкий, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, В. В. Сериков, И.С.Якиманская);

— психологические концепции роли общения в организации жизнедеятельности личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов и др.);

— теория мышления (А.В.Брушлинский, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Э. Стоуне);

— разработки в области технологии обучения в высшей школе (В.П.Беспалько, В. И. Боголюбов, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, Г. И. Железовская, М. М. Левина, В.Ю.Питюков).

— психолого-педагогические идеи и диагностика коммуникативных потребностей (М.Н.Вятютнев, Л. П. Клобукова, А.А. Леонтьев);

— теоретические и практические аспекты понятия «коммуникативная компетенция» (М.Н.Вятютнев, И. А. Зимняя, Н. М. Лариохина, И. В. Михалкина, Д. И. Изаренков, В.А.Коккота);

— концептуальные идеи об общих и специфических особенностях творческой педагогической деятельности (Ф.Г.Гоноболин, Ю. Н. Кулюткин, Я. А. Пономарев, М.М.Поташник).

Сочетание теоретико-методологической направленности исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования:

— теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы по обучению английскому языку как иностранному;

— изучение программных документов, учебников и методических пособий по английскому языку в аспекте рассматриваемой проблемы;

— сравнение, обобщение, абстрагирование;

— анализ и обобщение педагогического опыта кафедр английского языка вузов гг. Саратова, Самары, Москвы, Солфорда (Великобритания) и собственного опыта проведения занятий по английскому языку на неязыковых факультетах;

— целевое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и экспертные оценки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обстоятельным изучением литературы по исследуемой проблемерепрезентативностью значительного фактического материала, послужившего основой для выводов и обобщенияметодологической обоснованностью исходных положенийкомплексной методикой исследованияразнообразием и взаимодополняемостью методов исследования, адекватных его предмету, цели. и задачамвведением педагогических разработок в единстве с практической деятельностью и ориентацией на неепоэтапностью и многолетней продолжительностью эксперимента, подтвердившим эффективность разработанной технологиивоспроизводимостью полученных результатовсоответствием их имеющимся научным представлениям и закономерностям в системе психолого-педагогических дисциплин, использованием разработанных критериев диагностирования студентов, личным участием автора на всех его этапах, начиная с проведения занятий со студентами и до широкого обсуждения теоретических результатов исследования. w.

В процессе нашей работы выявились следующие этапы исследования.

На первом этапе (1993;1997 гг.) изучалось современное состояние педагогических технологий обучения иностранным языкам специалистов неязыковых профилей. Была сформулирована тема, поставлены задачи и выбраны методы исследования. Изучался опыт работы преподавателей, реализующих на занятиях оригинальные педагогические технологии в городах Саратов Москва, Самара и Солфорд (Великобритания). Была выдвинута гипотеза исследования.

На втором этапе (1997;1999 гг) осуществлялась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Проводилось анкетирование и интервьюирование студентов и выпускников неязыковых факультетов. Получаемые статистические результаты фиксировались и подвергались обработке. Эффективность педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции исследовалась в процессе ведения практических занятий по английскому языку.

На заключительном, третьем этапе (1999;2000 гг.) проводились анализ и обработка результатов обучающего эксперимента, завершалось теоретическое обобщение, систематизация и описание материалов исследования: сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформления диссертации.

Экспериментальной базой исследования явился Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского и курсы английского языка «Английский для библиотекарей пользователей Интернет», организованные для библиотекарей Областной Научной Библиотеки г. Саратова на базе Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского при поддержке института Открытое Общество (г.Самара). щ Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— уточнены теоретико-методологические принципы и разработаны научно-методические основы создания педагогической технологии, применительно к формированию коммуникативной компетенции у студентов;

— спроектирована, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых факультетов с учетом требований государственного образовательного стандарта, реальных коммуникативных потребностей обучающихся и социального заказа;

— на основе разработанной автором педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции переработан и усовершенствован курс практических занятий по английскому языку;

— в практические занятия внедрен комплекс коммуникативных проблемных задач;

— разработана и внедрена контрольно-оценочная методика диагностирования уровня сформированности коммуникативной компетенции;

— предложены и реализованы учебно-методические рекомендации для эффективного использования в педагогической практике вуза педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции.

Практическая знаттость исследования:

— раскрытые теоретико-методологические принципы и научно-методические основы создания педагогической технологии могут быть использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

— предложенные методические рекомендации к организации материала могут использоваться на практических занятиях по иностранному языку на неязыковых факультетах;

— теоретически разработанная и практически реализованная педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции позволяет оптимизировать качество подготовки специалистов широкого круга специальностей;

— выявленные качественные характеристики коммуникативной компетенции позволяют определить степень ее сформированности на различных уровнях обучения;

— предложенная система коммуникативных проблемных задач, направленных на развитие коммуникативной компетенции применяется в педагогической практике педагогических институтов и университетов;

— результаты проведенного исследования используются при составлении учебных планов, разработке спецкурсов по английскому языку и способствуют реализации требований личностно-ориентированного педагогического процесса, направленного на формирование коммуникативной компетенции у студентов.

На защиту выносятся:

— педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов, основанная * на принципе единства мотивационного, когнитивного и оперативного компонентов;

— комплекс коммуникативных проблемных задач;

— критериально-диагностический аппарат определения коммуникативной компетенции у студентов на всех уровнях ее формирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследований апробированы через представление материалов на международной научно-практической конференции Restructuring and Development of English and German Teaching in Specialist Departments and.

University-wide Language Centres, проходившей в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского в 1998, на межвузовских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр педагогики и английского языка СГУ, в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и отражены в ряде научных публикаций и учебно-методическом пособии.

Материалы исследований внедрены в практику педагогической работы Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовского социально-экономического университета. Саратовской государственной академии права, в методическую работу Саратовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью этапов исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, проиллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.

Выводы по второй главе.

1. Изучение программных документов последних 20 лет показало отсутствие формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов среди целей обучения иностранному языку. Данное несоответствие потребностям времени дало диссертанту почву для исследования. Актуальность исследования подтвердилась утверждением Министерством образования Российской Федерации принципиально новой программы дисциплины «иностранный язык» в 2000 году, которая конечным требованием к владению иностранным.

— языком декларирует наличие коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы. Наличие определенной цели при отсутствии средств ее достижения явилось проблемой, выбранной диссертантом для разрешения, и подтвердило необходимость внедрения в педагогическую практику педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции.

2. Констатирующий эксперимент показал довольно низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов: только 10% опрошенных студентов способны общаться к концу обучения на иностранном языке, при этом большая часть из них не подготовлена к полноценной коммуникации и лишь 20% из них обладают необходимым для понимания устной и средней трудности письменной речи словарным запасом. Опрос преподавателей показал, что более 80% преподавателей не ставят перед собой цели формирования коммуникативной компетенции студентов, и пользуются традиционной технологией обучения.

3. Выявленные коммуникативные потребности студентов и, определенные в результате анкетирования выпускников неязыковых факультетов, имеющих опыт работы по специальности, требования социального заказа позволили определить сферы деятельности специалистов и выделить в педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции следующие аспекты обучения:

— язык специальности,.

— разговорная речь,.

— язык газет, радио, телевидения,.

— язык официальных документов.

4. В результате обучающего эксперимента установлено, что процесс формирования коммуникативной компетенции по предлагаемой технологии ведет себя устойчиво и стремиться к логически обоснованному оптимуму. Разработка критериальных показателей сформированности коммуникативной компетенции у студентов позволила наглядно подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ итогов проведенного исследования и внедрения его результатов в учебный процесс учреждений высшего профессионального образования позволил сделать ряд выводов.

1. Развитие современного Российского общества характеризуется потребностью в интеллектуально развитых, творчески активных высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции. Актуальность исследования подтверждается трудностями в подготовке таких специалистов, обусловленными недостаточной разработанностью средств формирования коммуникативной компетенции в вузовской практике.

2. Теоретически смоделированная и практически реализованная диссертантом педагогическая технология определяет дидактические средства и условия интенсификации самостоятельной учебной деятельности студентов и, посредством введения в процесс преподавания иностранного языка комплекса коммуникативных проблемных задач, осуществляет формирование коммуникативной компетенции у студентов.

3. Анализ исследований и практического опыта, свидетельствует о том, что имеются реальные предпосылки для внедрения педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции в процесс преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах.

4. Внедрение смоделированной педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции в педагогическую практику предполагает решение психолого-педагогических и научно-организационных проблем:

— конкретизацию целей путем изучения программных документов, выявления коммуникативных потребностей студентов и, определения требований социального заказа в результате анкетирования выпускников неязыковых факультетов, имеющих опыт работы по специальности;

— определение сфер деятельности будущих специалистов и аспектизацию процесса обучения;

— переработку учебного материала в систему проблемных задач;

— разработку критериев диагностирования студентов.

5. Разработанная критериальная база позволяет количественно оценить сформированность коммуникативной компетенции у студентов.

6. Данные, полученные в ходе обучающего эксперимента, указывают на результативность и завершенность технологии, что доказывает целесообразность ее внедрения в педагогическую практику и подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы.

Данное диссертационное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса как формирование коммуникативной компетенции. К важнейшим проблемам, требующим дальнейших исследований следует отнести дальнейшую разработку теоретических основ внедрения педагогической технологии формирования коммуникативной компетенции в педагогическую практику, исследование педагогических условий эффективного функционирования технологии, разработку вариативных контрольно-оценочных методик диагностирования сформированности коммуникативной компетенции у студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски //Высшее образование в России.-1996.- №-1. -С.73−78.
  2. B.C. Композиция текстовых заданий. М., 1996.-191с.
  3. Т.В. Формирование профессионального мышления студентов при изучении иностранного языка: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 1998. — 185 с.
  4. К. Учителя и инновации. М.: Педагогика, 1982.-98с.
  5. Г. Н. Технология речевой подготовки студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Курган, 1998. — 153 с.
  6. А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс русского языка как иностранного для заданного контингента учащихся (методическое пособие). М.: Русский язык, 1989. -С.23.
  7. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976.-С.27−31.
  8. С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Высшая школа, 1979, — СЛ1−13.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -367с.
  10. Ю.Архипов И. К., Язык и обретение человеком самого себя// Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной научной конференции. Т.1. М., 1995. — С.31.
  11. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1997. — 324 с.
  12. П.Р., Скаткин М. Н., Турбовский Я. С. Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: 1985.-236с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251с.
  14. Г. А. Теория учебных задач. М. :Педагогика, 1990.-184с.
  15. А. А. Понятие профессионального мышления: Методологический и идеологический аспекты. Томск, 1985.-230с.
  16. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения //Советская педагогика.- 1975, — № 4- С.41−49.
  17. B.C. Педагогика: Проективная педагогика. -Екатеринбург, 1996 .-339с.
  18. Л.Г., Соколов В. В. Государственно-монополистическое регулирование подготовки кадров в высшей школе США. М., 1982.-С.З-4.
  19. В.А., Гребенкина Л. К. К вопросу о конструировании педагогических технологий //Педагогические технологии в высшей школе. Рязань, 1995, Вып.2-С. 8−10., с. 6−7
  20. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 188с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. — 336 с.
  22. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России/ЛТедагогика. 1995. — № 1. — С.89−94.
  23. В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая технология: Новые методы и средства обучения // Политехнический музей. -1989.-C.3−53.
  24. Н. А. Татур Ю.Т. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-142с.
  25. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская педагогика. М., 1991. — № 3, — С.123−128.
  26. Д.Б. Интелектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-дону.: Издательство Ростовского университета, 1983. — 176с.
  27. Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования //Непрерывное педагогическое образование. Вып.1-С.: Образование, 1993.-C.3−5.
  28. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации /Перев. с англ. К.И. Бабицкого- предисловие и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  29. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96с.
  30. Ван дер Меер Т., Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании:
  31. Междунар. междисциплинарный научно-практич. журнал 1994. -№ 3,-С.65−75.
  32. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. Журавлёва В. И. -М., 1988.
  33. Г. А. О стилистической классификации современного английского языка //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1958, № 4.
  34. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход. М.: Высшая школа, 1991.-204с.
  35. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М., 1987.-С.3−5.
  36. В. Д. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1978.-215с.
  37. .Л. Обучение взрослых иностранному языку. М., 1978. -С. 53.
  38. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского, — М., 1983.-288 с.
  39. Э.Г. Взаимодействие видов речевой деятельности и его психологические механизмы (история вопроса) //Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 121. М., 1977. — С. 218−242.
  40. Л.С. Мышление и речь. //Собр. Соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 504с.
  41. Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебного процесса в современном вузе //Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов, 1993. — С.5−12.
  42. Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. -Саратов: СГУ, 1991.-С.11−12.
  43. Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. -Саратов, 1995.-22с.
  44. JI.Г., Калинникова О. Б. Дружкин А.В. Основы дидактики высшей школы. -Саратов: СГУ, 1997.-101 с.
  45. Л.Г., Ольнева А. Б. Основы педагогики высшей школы. -Саратов, 1999. 362с.
  46. М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах //Русский язык за рубежом.-1977. № 6, С. 38 — 45.
  47. М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1984. — С. 97.
  48. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981. С. 30.
  49. Гальперин П. Я Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии 3−8 июля 1953 г.-М., 1954- С.188−201.
  50. Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии). М.: Высшая школа, 1986. С.67−68.
  51. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М., 1989.-С.7−9.
  52. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986, — 197с.
  53. Д., Стекли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.-136с.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, — 1995. — 383с.
  55. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.-М.: Педагогика, 1977.-136с.
  56. P.M. Восприятие и модели памяти. Л.:Наука, 1974. С. 71.
  57. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996 — 112с.
  58. Гуляева Н.В.Психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного образования в педагогическом лицее: Дисс. канд. пед. наук. Саранск, 1998. С. 65.
  59. Н.И., Иванов А. И. Учебно-научно-педагогический комплекс в условиях многоуровнего образования //Педагогические технологии в высшей школе. Рязань, 1995. -Вып.2. С.13−16.
  60. Ю.Д. Социальная лингвистика. М.: Наука, 1977. -С.217.
  61. В.К. Высшее образование за рубежом, — М., 1989.
  62. Г. И., Елисеева А. В. Духовно-нравственная культура личности. Саратов: СГУ, 1997.-104с.
  63. НЛ. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.бб.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-431с.67.3асобина Г. А., Кобыльницкая СЛ., Савин Н. В. Практикум по педагогике. М., 1986.-С. 9−14.
  64. И.А. Подход к экспериментальному исследованию взаимодействия видов речевой деятельности при обучениииностранному языку //Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 121. М., 1977. — С. 15−281-
  65. И.А. Психология слушания и говорения: Дисс. док-ра психологических наук. -М., 1973.
  66. И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку //Сборник научных трудов МГПИИЯ. М., 1984, том 242. — С. 3 — 10-
  67. Н. Некоторые выводы из исследования «Развитие современных педагогических технологий (организационно-деятельно стный подход)"//Технология педагогического творчества. Пятигорск, 1994. — С. 113−119.
  68. Л.И. Обучение студентов начального этапа неязыкового вуза аудированию при самостоятельной работе с техническими средствами (на материале английского языка): Дис. канд. пед. наук.-Киев, 1997.- 183 с.
  69. С.В. Источники развития профессионального обучения //Научные основы процесса прфессионального обучения. -Сб.науч.тр. Л., 1989. — С. 17−26.
  70. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов.//Русский язык за рубежом. 1990. — М, С. 55.
  71. И.И. Структура процесса учения, — М., 1986.-С. 17−21.
  72. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза.//Сб. научн. Ст. Волгоград: Перемена, 1993. -196с.
  73. Н.П. Особенности педагогической технологии целеполагания //В сб. Актуальные проблемы развития личностиучащегося /Под ред. В. М. Медведева, А. Н. Тимофеева, Саратов, 1995, 218с.
  74. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.7 9. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. //Ин. Яз. В школе. 1980. — № 2. — С.67−73.
  75. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ Эксперимент, 1998 — 180с.
  76. М.В. Инновации в обучении: Метаморфозы и модели. -М.:Наука, 1997.-221с.
  77. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. -215с.
  78. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика 1996, — № 2 — С. 14 — 21.
  79. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.- 80с.
  80. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: «Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 75с.
  81. М.В. Технология учебного процесса: Анализ зарубежного опыта М., 1994.-С. 12−24.
  82. С.Л. Педагогические условия ускоренного обучения иностраному языку специалистов неязыковых профилей: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998, — 161 с.
  83. Л.П. Лингв ометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологив гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы: Дис. док. пед. наук. -М., 1995.-435 с.
  84. JI.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы: Диссертация доктора пед. наук. М, 1995, 435 с.
  85. Л.П. Обучение языку специальности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 19.
  86. Коккота ВА, Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989. — С. 20.
  87. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — 656с.
  88. В.Ю., Соколов В. В. Научный потенциал высшей школы США.-М., 1985.
  89. М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 205 с.
  90. В.П. Новые тенденции в развитии профобразования //Профессионал. -1995, — № 9,10 С. 25 — 30.
  91. В.Т., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1984.-С. 19−20.
  92. А.Н. Моделирование мышления. М.: Педагогика, 1969.-С.12−15.
  93. A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1998. — 375 с.
  94. В.В. Проблемы научного обоснования обучения М.: Педагогика, 1977. -264с.
  95. Краткий справочник по педагогической технологии/Арапова П.И., Бабурова И. В., Баранова Е. Ф. и др.: Под редакцией Шурковой Н. Е. М.: Новая школа, 1997. — 64с.
  96. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников • Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995−478с.
  97. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста,-М.: Высш. шк., 1990. 140 с.
  98. И.И. Экспериментальное исследование путей развития умений и навыков при обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов: Дис. канд. пед. наук. Горловка., 1968.-231 с.
  99. Т.Ю., Краевская Н. М. Представленность деепричастных оборотов в УНР //Современная русская устная речь.-Т.2.-С.238.
  100. И., Шопова Д. Обучение по математике и информатике. М., 1990. кн. 6. — С. 1−6.
  101. НМ. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. М.: Русский язык, 1989. — С.9.
  102. М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996. -230с.
  103. А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам //Русский язык за рубежом. 1982, № 4.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  105. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства: инженерно-педагогические аспекты М., 1989.
  106. П.С. Процесс обучения и его закономерности. М., 1989.
  107. Т.Б. О содержании подготовки инженера к научно-информационной деятельности в условиях ускорения НТП. Деп. НИИВ1И, 1989, 12с.
  108. Т.Б. Особенности обучения иноязычному научно-техническому общению во втузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 205 с.
  109. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64с.
  110. О.А. Обучение монологической речи студентов-нефилологов с использованием символической наглядности: Дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 1995. — 149 с.
  111. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144с. -С.73.
  112. Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 175 с.
  113. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. М., 1982.
  114. Э.А. Педагогическая наука на современном этапе// Советская педагогика.- 1989,-№ 1.
  115. К.Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1981, — 18 с.
  116. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  117. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание, 1994.-44с.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  119. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, — М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  120. М.И., Ибрагимов Г. И. Педагогическая технология развития мышления. Казань: Изд-во КГУ, 1993. — 43с.
  121. Т.А. Научно-исследовательская работа как новый аспект учебной деятельности иностранных студентов-нефилологов //В сб. Русский язык для студентов-иностранцев. -М.: Русский язык. С. 175- 183.
  122. Методика/Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Рус. яз., 1988 / Заочный курс повышения квалификации филологов-русистов/. С. 16.
  123. Н.А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981.-С.98.
  124. Л.А. Стиль научного мышления //Вестник высшей школы. 1986. — № 5. — С.21−25.
  125. Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 1989. -№ 3. — С.20−25.
  126. А.А. Повысить качество обучения ин. языкам в вузе //В сб.: Иностранные языки в высшей школе. Вып.20 — М.: Высш.шк., 1987.
  127. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 1987,-198с.
  128. П. Как проводить деловые беседы (Сокр. пер. с сербохорватрватского). /Ред. и предисловие В. М. Шепеля. М.: Экономика, 1983. -208с.
  129. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. -М., 1993. -С.21−27.
  130. Наука делать науку. -М.: Знания-сила, 1986. № 11. — С.11−14.
  131. Научно-технический прогресс и проблемы высшей школы: Страны Северной Европы //Реферативный сборник, — М., 1984.
  132. Е.Д. Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 200 с.
  133. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
  134. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики М., 1978.
  135. A.M. Профессиональное образование на смене эпох //Специалист,-1997, — № 5,6
  136. Новое педагогическое мышление /Под.ред. А. В. Петровского.-М: Педагогика, 1989. 278 с.
  137. Новые подходы к обучению студентов развитых капиталистических стран. М., 1988, Вып. 3.
  138. М.В. Содержание профессионально направленного обучения иностранному языку в неязыковом вузе и его организация в учебнике: Дис. канд. пед. наук. М., 1999, — 192 с.
  139. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития.// Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.45−50.
  140. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Диссертация доктора пед. наук. Липецк, 1994. -300с.
  141. В.А., Вовк П. П., Омельяненко С. В. Педагогика: Задания и педагогические ситуации. М., 1993.
  142. А.Н. Об управлении механизмами научно-технического творчества. М.: Вестник высшей школы, 1987. -№ 4. С.21−25.
  143. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика, 1996. № 3. — С.9−15.
  144. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. Петровского А.В.-М., 1986.
  145. Е.Л. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. — С. 7
  146. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983, — 608с.
  147. Педагогика /Под редакцией П. И. Пидкасистого, М., 1998.
  148. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли. Минск, 1992,-189с.
  149. Педагогическая технология. Программа учебного курса /Под ред. В. А. Сластенина. М.:Прометей, 1991. С.7−25.
  150. Педагогические технологии в высшей школе: Тезисы докладов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. — 156с.
  151. И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. М., 1981.
  152. В.В. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе /Практико-ориентированная монография. Москва-Тюмень, 1994. 276с.
  153. В. Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя /Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1994. 16с., с .3
  154. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Роспедагенство, 1997. 176с.
  155. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Гном-пресс, Московское городское педагогическое общество, 1999. — 192 с.
  156. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 142с.
  157. О.Г. Текст как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 172 с.
  158. С.Д. В поисках педагогических инноваций. М., 1993.
  159. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» /Мусницкая Е.В., Гез Н. И., Павлова К. Г. и др. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2000. — 23с.
  160. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967.-21 с.
  161. Ч.Ю. Работа над техникой чтения в неязыковом вузе с помощью программированного пособия: Дис. канд. пед. наук. -М., 1970.-204 с.
  162. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы исследования. -М.: Школа-Пресс, 1994, 205 с.
  163. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. -М., 1995.
  164. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах.-М., 1993.
  165. С.JI. О мышлении и путях его исследования,— М.: Мысль, 1968. 302 с.
  166. Г. А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов: Методические рекомендации М., 1991.
  167. В.А. Профессиональная ориентация в подготовке кадров в Великобритании. -М., 1991.
  168. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России. 1994. -№ 2. С.29−38.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  170. А., Ашптейн В. К вопросу о принципах технологий //Высшее образование в России, 1995. № 2. — С.44−52.
  171. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. № 5. — С.16−21.
  172. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.-С.61.
  173. М.Н. Методология и методика педагогических исследований М., 1986. — 150с.
  174. М.Н. Проблемы современной дидактики М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  175. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
  176. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя //Педагог. Наука, технология, практика. -1996. -№ 1.-С.17−28.
  177. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании //Информатика и образование.-1996. № 1.
  178. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.:1. Наука, 1979.
  179. Стандарты профессионального образования зарубежных стран /Сост. Казакевич Н. М. М., 1993.
  180. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
  181. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. М.: Магистр, 1992. — 302 с.
  182. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе //Советская педагогика. 1973. — № 7. — 73с.
  183. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории// Современная высшая школа. 1997. -№ 1. — С.55−60.
  184. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  185. JI.H. К характеристике уровней усвоения учебного материала// Программированное обучение. Вып. 15, — Киев, 1978.
  186. Тенденции развития высшего образования в зарубежных странах. М., 1988.
  187. Технология игровой деятельности. Учебное пособие. Рязань, 1994, — 115с.
  188. Технология развития педагогического творчества /Под ред. Раченко. Пятигорск, 1994. 148с.
  189. Типовая программа по иностранному языку /В.В. Морозенко, И. М. Берман, В. М. Блинов и др. М.: Высшая школа, 1984. -С.16.
  190. Типовая программа по иностранному языку для неязыковых пециальностей высших учебных заведений /С.К. Фоломкина, Э. А. Штульман, Г. В. Перфилова и др. М., 1990. — 45с.
  191. Управленческие нововведения в США: Проблема внедрения /Ответственный ред. Ю. А. Уманов. М.: Наука, 1986. — 246с.-
  192. А.Д. Ускорение прогресса и информация //Научно-техническая информация. Сер.1. Организация и методика информационной работы. М.: ВИНИТИ, 1987. — С.1−7.
  193. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1988.
  194. В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Дис. д-ра. пед. наук. -М., 1994. 475 с.
  195. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. /Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1976, — 392 с.
  196. В.Н. Реализация гуманизации образования в обучении иностранному языку студентов технического вуза: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 162 с.
  197. JI.Б. Адекватность контроля знаний целям обучения. Автореф. канд. дисс,-М.МЭИ, 1983.
  198. Ю.Н. Педагогическая технология основа повышения качества подготовки специалистов //Проектирование и реализация педагогических технологий. Сб. научн.-метод. Работ. -Самара, 1996. — С.24−33.
  199. А.П. К вопросу о технологии отбора содержания гуманитарного образования будущих учителей //Педагогические технологии в высшей школе. Рязань, 1995. Вып.2. — С.36−38.
  200. В.М. Предисловие научного редактора. В кн.: Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1983. — С.7−15.
  201. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы).М: Наука, 1977. С. 89.
  202. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности. -М., 1972.
  203. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. 1993. — № 2. — С.66−70.
  204. Н.Б., Питюков А. Ю. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: Новая школа, 1994. 112с.
  205. И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. — 39с.
  206. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31−42.
  207. Л.Б. Педагогическая технология формирования коммуникативных интеллектуальных компетенций у студентов в процессе работы с художественным текстом: Саратов, 1997. -228с.
  208. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 135с.
  209. Anderson L.W. Increasing teacher effectiveness. Paris, 1991.
  210. AndersonL.W., RyanD.W., ShaprioB.J. The ША classroom environment study. Oxford, 1989.
  211. Bernard G. Putting Innovation on Tap. Scientific American, 1980. -December, p. 131−135.
  212. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. New York, 1971.
  213. Botkin J.W., Elmandra M., Malitza M. No limits to learning. -Oxford, 1979.
  214. Brown Ann L. The development of memory: Knowing, Knowing about Knowing and Knowinghow to know //Advances in child development and behavior. Vol.10. /Ed. H.W.Reese. New YorkA Academic Press, 1975.
  215. Bruner J.S. On knowing: Essays for the left hand. Cambridge, 1962.
  216. Bruner J.S. Process of education reconstructed//Phi Delta Kappan/ -1971.-Vol.53.-N 1. -P.18−21
  217. Developing minds: A resource book for teaching thinking /Ed. By A.L.Costa.-Alexandria, 1985-
  218. Jacobus L.A. Improving College Reading. University of Connecticut, 1993.
  219. Naisbitt J, Aburdene Р/ Mega-trends 2000. N. Y., 1990- Towards developing new teacher competencies in response to mega-trends in curriculum reforms. — Bangkok, 1992.
  220. Robinson Francis P. New York: Harper, 1961.
  221. Smith B.D. Breaking through college reading. Georgia State University. HarperCollins Publishers, 1991.
  222. Taba H Curriculum development: Theory and practice/Under the general editorship of B.Spaulding. N.Y. — Burlingame, 1962.
Заполнить форму текущей работой