Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические особенности формирования профессиональной компетентности к воспитательной работе студентов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В концепцию национальной, в том числе таджикской школы, должны войти общечеловеческие, народные, этнические ценности, использование традиций народной педагогики, обычаев и обрядов, характерных для таджикского народа. В качестве теоретической основы нашего исследования мы использовали положения, о том, какие качества личности учащихся следует развивать в национальной школе. Во-первых, это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Таджикско-персидские мыслители об учителе и его подготовке к воспитательной работе
    • 1. 2. Проблема подготовки будущего учителя в зарубежной и русской психолого-педагогической литературе XIX — начала XX вв
    • 1. 3. Качественный аспект организации и осуществления подготовки будущих учителей к ведению воспитательной работы в педагогических вузах Республики Таджикистан
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Формирование профессиональных качеств и компетентности к воспитательной работе будущего учителя и в педагогическом вузе
    • 2. 1. Содержательно — процессуальный аспект формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом вузе
    • 2. 2. Критерии и мотивация овладения профессиональной компетенцией как движущая сила результативности педагогического процесса в вузе
    • 2. 3. Степень сформированности компетентности и готовности к воспитательной работе в школе выпускника педагогического вуза
    • 2. 4. Характеристика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию развития профессиональных качеств и компетентности к воспитательной работе будущего учителя в педагогическом вузе
  • Выводы по 2 главе

Педагогические особенности формирования профессиональной компетентности к воспитательной работе студентов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества актуальное значение приобретает коренная перестройка всей системы народного образования, позволяющая обеспечить новое качество обучения и воспитания молодежи, основные цели общеобразовательной школы, построенной на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, научных и культурных традиций народа.

Главная цель общеобразовательной школы на современном этапе — это формирование общей культуры личности учащегося, подготовка его к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание личности, осознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством. В выполнении этих ответственных задач огромная роль принадлежит учителю. Успех намеченных преобразований в решающей степени зависит от учителя, его знаний, умений, педагогического мастерства и активной позиции. Осуществление программы дальнейшего развития народного образования вызывает необходимость решения проблем подготовки учителей-воспитателей с учетом требований национальной концепции образования и воспитания в Республике Таджикистан.

Исторический процесс развития общественных отношений говорит о том, что воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формируемого человека к жизни, развитие у него необходимых общественных свойств и качеств. Следовательно, закономерности воспитания, его характер и методологические основы обуславливаются закономерностями развития и формирования личности как социального существа, а также требованиями общества к его подготовке. Поэтому очевидно, что более правильным будет считаться то, что предметом педагогики является исследование тех закономерностей, которые образуют связи между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработкой на этой основе теоретических и методологических проблем воспитательной деятельности. Отметим, что воспитание является объектом исследования многих наук, каждая из которых имеет свой аспект рассмотрения.

Одной из важнейших задач педагогических институтов и университетов в современных условиях является всестороннее совершенствование подготовки будущих учителей к осуществлению воспитательной работы и формирование личности учителя-воспитателя.

Разрабатываются перспективные комплексные планы воспитания студентов на весь период обучения в вузе, предусматривающие всестороннее развитие личности будущих учителей, как предметников, так и воспитателей. Однако состояние воспитательной работы в современных условиях показывает, что в последние годы внимание ученых и практиков концентрировалось на проблемах обучения. Воспитательная работа как бы оказалась вытесненной на второй план. В настоящее время важно основательно пересмотреть практику воспитательной работы педагогических коллективов школ, педвузов. Необходимо признать, что положение с воспитанием подрастающего поколения явно неблагополучно. Значительно усложнились условия, в которых формируется подрастающее поколение. Сильно сказывается обострение социально-экономической обстановки в нашей республике, 1 снижение нравственного уровня народа, престижа добросовестного труда, кризисные явления в семейно-брачных отношениях. Все эти причины привели к резкому повышению преступности, в том числе среди молодежи.

Воспитание как средство подготовки подрастающего поколения к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Долгое время, до появления письменности содержание воспитания подрастающего поколения у всех народов мира сохранялось, совершенствовалось и передавалось только в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, житейских правил, пословиц, поговорок и завещаний.

Многие из этих обрядовых атрибутивных наставлений воспитания сохранились до настоящего времени и передаются из поколения в поколение и составляют сокровищницу этнической народной педагогики. С развитием общества воспитанием начинают заниматься наиболее опытные, знающие люди и занятия приобретают все более организованные формы. Воспитательная работа становится особым видом профессиональной деятельности, в связи с этим возникла особая профессия — учитель, педагог.

С возникновением школ и профессионально-педагогической деятельности появилась потребность в формировании теории воспитания и обучения.

В школе (средней и высшей), которая является главным институтом воспитания, воспитательный процесс фактически стал придатком образования, а словосочетание «учебное заведение» понимается дословно. Диалектический подход вытеснил из школ, ПТУ общение, импровизацию, творчество. Учащимся отводится пассивная роль. В нашей стране сам процесс воспитания оказался в полной зависимости от субъективных установок политических деятелей и исполнителей этих установок. В педагогике господствовало стремление к воспитанию «послушных винтиков». Вместо целостного подхода практиковалась заданность определенных видов деятельности. В условиях обновления общества, широкой инновационной деятельности в народном образовании крайне важно уточнить главные цели воспитания — идеи гуманизма, демократизации, общечеловеческие ценности, национальные традиции. К такой работе с учащимися надо готовить и будущих учителей, а также работающих педагогов. Для того чтобы этот процесс смог стать целенаправленным, необходимо исследовать психолого-педагогические особенности подготовки будущего учителя к воспитательной работе и формирования личности учителя-воспитателя. Следует отметить, что данной проблеме уделялось определенное внимание в психологических и педагогических исследованиях и в практике работы высших учебных заведений.

Неотъемлемой функцией человеческого общества является передача социального опыта старшего поколения младшему, т. е. формирование качеств, необходимых для решения задач, выдвигаемых жизнью на данном этапе развития общества. Решение этой важной государственной задачи осуществляется через систему учебно-воспитательных учреждений, семью и социальную среду. В этом процессе проявляются такие понятия как развитие, образование, обучение и воспитание.

Понятие и сущность компетенции рассматриваются на основе анализа трудов О. М. Бобиенко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, С. Е. Шишова, И. Г. Агапова и др. Делается вывод, что компетенция — это требование или норма к образовательной подготовке обучающегося. Подчеркивается роль ключевых компетенций, общих для всех профессий и специальностей, носящих универсальный характер в различных ситуациях.

Сопоставление взглядов В. А. Адольфа, Ю. В. Варданян, А. В. Добудько, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Е. Д. Тенютиной, Ю. Г. Татур,.

A.В. Хуторского, В. М. Шепель, С. Е. Шульпина и др. позволило утвердиться в определении компетентности: компетентность по отношению к компетенции выступает как понятие собирательное, интегративное, характеризующее личность как субъект, реализующий в практической деятельности имеющиеся у него компетенции.

В контексте данного исследования особый интерес вызывает проблема развития профессионально-педагогической компетентности (Е.В. Бондаревская,.

B.Н. Введенский, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, С. И. Панина, Ю. Г. Татур, Т. В. Шадрина и др.). В науке наблюдается плюрализм мнений по вопросу о сущности и структурных компонентах профессионально-педагогической компетентности.

На рубеже XX—XXI вв. научно-практическая мысль обогатилась исследованиями о развитии профессиональной компетентности будущего учителя в условиях педагогического вуза: Е. В. Прозорова (1998), Н. В. Харитонова (2002), И. Р. Левина, Т. А. Крюкова, С. В. Милицина (2004), Е. В. Гребенюк, А. Ю. Тимофеев (2005) и др.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя понимается нами как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, включающая в себя теоретическую и практическую готовность к выполнению профессиональных функций, а также субъектные свойства личности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. В структуру профессионально-педагогической компетентности учителя входят четыре компонента: гносеологический, аксиологический, праксиологический, профессионально-личностный.

В работе раскрывается специфика профессиональной компетентности будущего учителя. Содержание структурных компонентов компетентности рассматривается с позиций культурологического подхода (B.C. Библер, Е. А. Быстрова, В. Н. Руденко и др.).

В современных условиях сдвиг культуры в эпицентр образования повышает его значимость, обеспечивает преемственность поколений, ориентирует систему образования на диалог с культурой, позволяет-, рассматривать пространство как продолжение культуры, отражает меру гуманности по отношению к природе, социуму, глубину духовности и уровень нравственных качеств личности.

Гносеологический компонент профессиональной компетентности учителя предполагает адекватное восприятие, осмысление природных и социальных процессов действительности (отражение, познание, моделирование мира). Он определяет систему знаний — множество связанных элементов, представляющих собой определенное целостное образование и характеризующихся такими качествами, как гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность.

Культуротворческая парадигма ориентирована на понимание самоценности природы как равноценного партнера человека, значимости многообразия культурных миров, устойчивого социально-экономического общества.

Формирование картографической культуры — важнейший элемент профессиональной подготовки учителя. Карта как образно-знаковая модель действительности является одновременно предметом и средством труда педагога. Развитие картографического метода исследования в различных областях знаний, активное внедрение геоинформационных системных технологий существенно расширяют круг пользователей географической карты, что требует повышения общего уровня картографической грамотности населения.

Взаимосвязь всей системы специально-профессиональных знаний применительно к учителю можно представить таким образом:

• понимание места науки в системе современного научного знания и ее значения;

• знание основ истории предмета и главных направлений ее современного развития;

• знание фундаментальных идей, законов, закономерностей, лежащих в основе школьных курсов географии;

• знание основных географических понятий;

• знание классических и современных методов, средств, приемов, технологий профессиональной деятельности по специальности и должности, способность применять, перерабатывать, конкретизировать, развивать.

Система знаний компетентного учителя характеризуется следующими качествами:

• осознание реалий современного мира, которое выступает как форма его моделированияглубина (содержательность, уровень постижения истины, значительность проникновения в нее);

• обобщенность, категориальность;

• диалектичность, т. е. отражение явлений действительности во взаимосвязях и развитии;

• способность отражать их противоречия.

Профессионализм современного учителя также сопряжен с компьютерной грамотностью (В.П. Беспалов, А. В. Добудько, Н. В. Кисель, A.M.

Оробинский и др.). Компьютерные технологии способствуют формированию у учащихся картины окружающего мира.

Аксиологический компонент профессиональной компетентности будущего учителя акцентирует внимание на субъективной ценностной позиции личности в образовательном процессе (С.Ф. Анисимов, В. Г. Асеев, В. А. Василенко, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М.С. КаганС.И. Маслов, С. А. Чайников и др.).

Эмоционально-ценностное отношение связано с ценностными представлениями будущего учителя, способностью видеть и понимать свою педагогическую деятельность, свободно ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения. Это отношение обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё- зависят индивидуальная образовательная траектория будущего учителя и программа его жизнедеятельности в целом (В.Г. Алексеева, А. Г. Асмолов, Е. А. Подольская, Н. А. Попованова и др.).

Праксиологический компонент профессиональной компетентности представлен формированием педагогических умений в период обучения студентов в вузе (С.И. Кисельгоф, Н.М. Черкес-Заде и др.).

Проблемой подготовки учителей к профессиональной деятельности занимались видные ученые Республики Таджикистан: Лутфуллоев М., Шарипов Ф., Каримова И. Х., Авзалов Х. С., Кодиров С. К., Обидов И. О., Пахлавонов А., и др.

В ходе научно-педагогических исследований, проводимых в Худжандском государственном университете, было выявлено, что подготовку будущего специалиста для села не следует ограничивать рамками учебного плана. Необходимо вести поиск резервов и широко применять их для развития у студентов интереса к работе в сельском социуме, для углубления знаний на основе изучения и обобщения опыта работы ведущих специалистов. В связи с этим обращаем внимание на следующее: обучение в вузе необходимо проводить с опорой на концепции гуманизации, фундаментализации, интеграции, технологизации и другие. Это укрепляет процесс подготовки и позволяет усилить действие его механизма, направленного на достижение целей учебно-воспитательной работы преподавателей вуза и укрепление научно-профессионального сотрудничества с сельскохозяйственными предприятиями и сельской школой.

Учитывая то обстоятельство, что сельские школы еще недостаточно оснащены техническими средствами обучения, а многие из них находятся далеко от научных и культурно-просветительских центров, перед преподавателями поставлена актуальная задача, подготовить, не только грамотного специалиста, хорошо знающего основы своего предмета, но и умеющего самостоятельно добывать информацию и обучать этому школьников.

Однако в связи с разработкой и осуществлением концепций образованиям и воспитания в Республике Таджикистан, проблема подготовки будущих учителей национальной школы к воспитательной работе приобретает особо важную актуальность. Деятельность высшей педагогической школы по подготовке студентов к воспитательной работе в школе нуждается в дальнейшем совершенствовании. Эта проблема крайне актуальна, а экспериментальное изучение процесса подготовки будущего учителя к воспитательной работе, развития его профессиональных качеств позволит значительно повысить качество подготовки учительских кадров.

Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена следующими факторами:

• не разработанностью избранной темы;

• отсутствие научно-обоснованных методик формирования компетентности будущего учителя к воспитательной работе;

• методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях реформирования системы образования.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности учителя.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — определение наиболее целесообразных и эффективных путей обучения студентов умениям осуществлять воспитательную работу в школе на основе определения психологических особенностей личности учителя, его профессиональных качеств.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) уточнить сущность и содержание профессиональной компетентности учителя как образовательного феномена;

2) охарактеризовать понятийно-категориальный аппарат исследования;

3) выявить основные методологические подходы к формированию профессиональной компетентности учителя;

4) выделить и обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза (на примере преподавания педагогических дисциплин);

5) разработать авторскую модель и технологию поэтапного формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе с, учетом выделенных педагогических условий;

6) представить динамику процесса формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе у студентов педагогического вуза.

Анализ литературы по теме исследования, изучение опыта подготовки будущих учителей в педагогических вузах и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что продуктивность реализации педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя к воспитательной работе в образовательном процессе вуза будет высокой, если:

• уточнены сущность и содержание профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе в контексте существующего многообразия понятийно-категориального аппарата исследования;

• выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе;

• сконструирована, обоснована и апробирована модель реализации педагогических условий успешного формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе;

• определена технология поэтапного формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе в процессе преподавания педагогических дисциплин;

• разработана методика формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе.

Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие концепции развития личности (Б.С.Гершунский, С. В. Кульневич, Л. С. Выготский и др.) — общедидактическая теория содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — современные теории и концепции высшего профессионального образования (О.А.Абдуллина, С. И. Архангельский, В. А. Сластёнин и др.) — положения о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин, И. Я. Лернер и др.) — педагогические исследования о природе творчества педагога (Л.А.Башарина, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А. В. Мудрик и др.) — исследования по формированию профессионализма учителя (Л.К.Гребенкина, И. А. Зязюн, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) — исследования по формированию профессиональной компетентности учителя (Б.В.Авво, В. А. Адольф,.

A.Л.Андреев, Ю. В. Варданян и др.) — идеи системного (Н.Т.Абрамова,.

B.Г.Афанасьев, Т. А. Ильина, В. Д. Шадриков и др.), культурологического (В.С.Библер, О. С. Газман, И. Ф. Исаев и др.), личностного (К.С.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. М. Митина и др.), деятельностного (И.А.Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), гуманистического (Ш.А.Амонашвили, А. Ф. Ахматов, В. А. Караковский и др.), аксиологического (С.Ф.Анисимов, Е. В. Бондаревская, З. И. Равкин и др.), акмеологического (А.А.Деркач,.

Н.В.Кузьмина, Н. В. Кухарев и др.) подходовидея субъектной активности личности в процессе её- жизнедеятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов и др.) — разработка технологических подходов и вариативных технологий образования (М.М.Левина, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнин и др.) а также государственные постановления в области народного образования, Закон «Об образовании» Республики Таджикистан.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений, методы наблюдения (прямое и косвенное наблюдение), анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы, психологические тесты, моделирование, опросы, психолого-педагогический эксперимент по выявлению условий, способствующих успешной подготовке будущего учителя к воспитательной работе в процессе обучения в педагогическом вузе.

Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе (1998;2000 гг.) проводилось изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, определялись его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Была разработана программа педагогического эксперимента.

На втором этапе (2000;2001 гг.) первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить формирование профессиональных качеств и компетентности будущего учителя. Разработаны критерии определения к воспитательной работе студентов к осуществлению воспитательной работы, выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования у студентов знаний, умений и навыков воспитательной работы.

На третьем этапе (2001;2006 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа, проверка правильности гипотезы, обработка полученных данных, их интерпретация на основе анализа и обобщения.

На четвертом этапе (2006;2007 гг.) систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы исследования и оформлены в виде диссертационной работы.

Основной базой исследования являлись вузы Республики Таджикистан: Худжандский государственный университет (ХГУ), Таджикский государственный педагогический университет имени С.Айни. Всего в исследования участвовали 500 студентов и 67 учителей школ и преподавателей вузов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней определена модель профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе, обоснована и усовершенствована система подготовки студентов к воспитательной работе в высших педагогических учебных заведениях. Кроме того, разработаны критерии определения компетентности студентов к осуществлению воспитательной работы, выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования у студентов знаний, умений и навыков воспитательной работы.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в ней осуществлен концептуальный подход к исследованию проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в школе, обоснована концепция диагностического подхода, определена система объективных показателей эффективности подготовки будущих учителей к воспитательной работе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы методик изучения деятельности будущего учителяопределении и включении дополнительного материала о профессиональной деятельности учителя в содержание предметов психолого-педагогического цикла, системы задач и упражнений по подготовке будущих учителей к воспитательной работе. Методические рекомендации и материалы могут быть использованы в работе общеобразовательных школ, институтов и центров повышения квалификации учителей, отделов образования и методических советов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивались применением комплекса научных методик, математической обработкой методами вариационной статистики полученных в исследовании данных, репрезентативностью выборки, личным участием автора в педагогическом процессе в течение всего периода исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава ХГУ, на заседаниях кафедр общей психологии и педагогики ХГУ, на Республиканских педагогических чтениях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Понятие профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе в контексте существующего многообразия понятийно-категориального аппарата исследования.

2. Модель компетентности будущего учителя к воспитательной работе и психологические особенности личности учителя-воспитателя.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе.

4. Дидактическая модель процесса формирования компетентности будущего учителя к воспитательной деятельности в школе.

5. Технология поэтапного формирования профессиональной компетентности учителя к воспитательной работе в процессе преподавания педагогических дисциплин.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 162 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 26 таблиц, 6 рисунков и 4 приложения.

Список литературы

насчитывает 220 наименований.

Результаты исследования показывают, что успешность подготовки студентов и формирования у них профессиональных качеств учителя-воспитателя зависят от таких факторов как правильность мотивов выбора профессии, направленность на педагогическую деятельность, совокупность специальных знаний, умений, навыков. А также качеств личности, опыт нормы поведения, эмоциональной уравновешенности, индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих возможность успешной деятельности по овладению профессией учителя. Система формирования профессиональной компетентности будущего учителя к воспитательной работе в школе — это комплексный длительный процесс. Наряду с субъективными факторами на формирование личности и профессиональных качеств учителя-воспитателя огромное влияние оказывает некоторые объективные факторы, такие как целенаправленное изучение психолого-педагогических, социально-политических дисциплин, проведение внеаудиторных мероприятий, (таких как творческие дискуссии на семинарах, решение педагогических задач, анализ психолого-педагогических ситуаций, деловые игры, разработка и защита сценариев различных воспитательных мероприятий) и организация педагогической практики в школе. Важными факторами формирования профессиональной компетентности студентов к воспитательной работе является систематичность, продолжительность, интенсивность и разносторонность общения будущих педагогов с детьми. Задачи подготовки студентов к воспитательной работе должны быть равноценными в сопоставлении с задачами их подготовки как будущих педагогов к деятельности учителя-предметника. В ходе исследования удалось обнаружить факт, что в процессе обучения в вузе у будущих учителей формируются и имеют тенденцию развития и изменения адекватные представления о профессионально-важных качествах специалиста и особенностях его деятельности. Эти представления определяют как успешность обучения студента, так и готовность его к работе по избранной специальности как учителя-воспитателя.

Динамика представлений студентов о профессионально необходимых качествах учителя у студентов I-V курсов характеризуется развитием от простых общепедагогических качеств до специфических качеств и представлений о воспитательной стороне педагогической деятельности.

Необходимо на всех факультетах при подготовке всех специальностей в педагогических вузах введение обязательного специального практикума по формированию у студентов умений режиссуры, выразительного чтения, фотодела, игры на каком-либо музыкальном инструменте, спортивных туристских умений, а не только конструктивных умений для организации разнообразных воспитательных мероприятий. Напомним, что еще А. С. Макаренко мечтал о том, когда в педагогических вузах будет введен спецкурс — постановка голоса, изучение собственной мимики лица и т. п.

Профессиональная компетентность студентов к проведению воспитательной работы — явление динамическое, меняющееся в течение всего периода обучения, поэтому год от года могут меняться содержание, формы, методы и средства работы со студентами, но основная модель этой компетентности, представленная нами во второй главе, ее структура могут быть постоянными. Таковы итоги нашего исследования. Они не претендуют на решение всего комплекса вопросов подготовки учителя к воспитательной работе. Но даже решение перечисленных задач, если они будут способствовать повышению эффективности подготовки учителя к воспитанию детей в современных условиях, мы будем считать свою огромную задачу выполненной: Профессиональное становление будущих педагогов должно осуществляться в соответствии с моделью, которая представляет собой единство трёх структурных компонентов: мотивационно-личностного, содержательного и деятельностнош компонента. Реализацию модели профессионального становления педагога обеспечивает становление информационно-педагогической компетентности будущих педагогов.

Уточнены понятия «становление» (управляемое развитие) и «информационно-педагогическая компетентность» (активное знание способов получения, обработки, структурирования и передачи разнообразной информации опирающееся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний, благодаря которым педагог способен реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения детей) с точки зрения профессиональной деятельности педагогов.

Определено, что становление информационно-педагогической компетентности будущих педагогов обеспечивается совокупностью организационно-педагогических, содержательных, процессуальных и ценностно-мотивационных условий, которые обеспечивают реализацию модели профессионального становления педагогов.

Профессиональная компетентность учителя — это сложный образовательный феномен. Многочисленные категории, характеризующие понятийно-терминологический аппарат исследования (компетентностное поведение, компетентностное обучение, компетентностная модель и др.), отражают широту и многосторонность анализируемого явления. Формирование профессиональной компетентности учителя в рамках компетентностной модели образования не сводится только к профессиональному образованию, большое значение в данном контексте имеет общее образование, направленное на развитие ключевых компетентностей будущих специалистов, обеспечивающих их успешное профессиональное становление. Характеристика видового многообразия профессиональной компетентности учителя • позволяет определить сущность и содержание анализируемого феномена, основанных на системном, многоуровневом единстве его составных элементов.

Выявление ведущих методологических подходов (личностного, деятельностного, системного, аксиологического, акмеологического, культурологического) к исследуемой проблеме позволило определить сущностно-содержательную основу и генезис развития профессиональной компетентности учителя.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности педагога к эффективному решению образовательно-воспитательных задач.

Эффективность формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза определяется такими ведущими педагогическими условиями, как ориентация на субъектность личности, способной к самоактуализации и самоидентификации, создание креативной среды, побуждение к рефлексивной деятельности, диалогизация образовательного процесса.

Разработка и апробация модели реализации педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза (основанной на совокупности целевого, эмоционально-мотивационного, содержательного, операционально-деятельностного, контрольно-оценочного, результативно-коррекционного компонентов) и технологии поэтапного формирования профессиональной компетентности учителя (первый этап — адаптационно-репродуктивный, второй этап — активно-деятельностный, третий этап — творческо-преобразовательный), взаимное дополнение различных образовательных технологий (технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, с направленностью на развитие творческих качеств личности, игровые технологии, технологии интеграции в образовании и др.), системная реализация принципов (гуманизации и демократизации образовательного процесса, социально-ценностной направленности деятельности, непрерывности профессионального образования в современном социокультурном пространстве, вариативности, опоры на ведущие достижения науки и техники) позволили провести на всех этапах образовательного процесса педагогического вуза целенаправленную работу, ориентированную на становление профессиональной компетентности у студентов (на примере преподавания педагогических дисциплин).

Динамика формирования профессиональной компетентности учителя на основе реализации выдвинутых педагогических условий отражает переход от интуитивного, стереотипно-репродуктивного уровней к поисково-творческому уровню сформированности профессиональной компетентности учителя и предполагает системный мониторинг, включающий в себя указанные уровни и разработанные критерии (информационно-знаниевый, аксиологический, мотивационный, конструктивно-деятельностный, аналитико-рефлексивный).

Результаты нашего исследования позволяют нам сформулировать ряд практических педагогических рекомендаций для дальнейшего совершенствования подготовки будущего учителя:

1. Необходимо введение новой программы изучения психологических дисциплин в педвузах и университетах вместо курса «Общей психологии», «Возрастной и педагогической психологии» — единого курса «Психология», направленной на обоснование педагогической деятельности.

2. Необходимо внедрить в практику педвузов и университетов проведение тренингов общения, сенситивных тренингов (например, изучение развития эмпатии после проведения таких тренингов). Сенситивный тренинг предложен проф. Юсуповым И. М. (Казанский государственный педагогический институт).

3. Необходимо совершенствование содержания курса «Методика воспитательной работы» педвузов с учетом национальных традиций, достижений народной педагогики Таджикистана.

4. Абитуриенты, поступающие в вузы и университеты (на педагогические профессии) в профессиональном отборе на педагогические профессии должны подвергаться диагностике по выявлению развития эмпатии, исследования их коммуникабельности и организаторских способностей. Без такого отбора нельзя решать проблему эффективной подготовки учителей к воспитательной работе в школе.

5. Кроме обычных тестовых испытаний при приеме в педвузы и университеты необходимо обращать главное внимание на профессиональный отбор — проведение тестирования, выявляющего педагогические способности будущих учителей.

6. Считая, что компетентность к воспитательной деятельности учителя складывается из педагогических способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления такой деятельности (интереса к ней, характерологических черт, психологических состояний, а также комплекса знаний, умений и навыков) необходимо использовать эту модель компетентности учителя в практике вузов.

7. С целью обеспечения оптимальных условий и результатов формирования компетентности к воспитательной работе необходима ориентация учебно-воспитательного процесса на объект деятельности.

8. Необходима целенаправленная, последовательная и непрерывная работа, охватывающая все годы обучения студентов в вузе.

9. Разработанный специальный курс «Организация воспитательной работы в современной школе» может быть использован для совершенствования профессиональной подготовки учителя во всех типах профессионально-педагогических учебных заведений.

Если эти рекомендации будут использоваться в практике вузов, то они, несомненно, внесут свой определенный вклад в совершенствование подготовки учительских кадров для независимой Республики Таджикистан.

Формирование личности современного учителя требует значительного повышения эффективности научных исследований по этой проблеме. Принятие государственных документов об образовании в Республике Таджикистан (апрель 1995 г.), Концепции национальной школы ставит перед учеными новые требования, исходя из современных преобразований в системе народного образования. В частности, в Концепции о национальной школе сказано, о том, что в современной школе учитель должен организовать комплексный учебно-воспитательный процесс на научной основе, т. е. обучение и воспитание являются единым целым всего образовательного процесса, умело и мастерски возродить у детей лучшие традиции таджикского быта, любви к своей Родине, возрождения тех общечеловеческих духовных ценностей, которые так необходимы в современных условиях.

Особое значение уделяется глубоким знаниям местной культуры, ее народных традиций: знание истории своего народа и теории народного искусства: культуры и народной педагогики. В связи с этим для совершенствования подготовки учителей национальных школ для нашей республики необходимо ввести углубленное изучение народной таджикской педагогики. Возможность использования достижений народной педагогики в подготовке учительских кадров, повышения их профессионального уровня имеет для современной национальной школы решающее значение. Проведенное нами исследование показало, что в подготовке наших студентов к воспитательной работе доминирующим пока является познавательное отношение к полученным знаниям, а не формирование необходимых практических умений по воспитательной работе.

Цель нашего общества, а, следовательно, и цель школы (средней и высшей) — воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Школа и семья, прежде всего, призвана подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина — мужа и отца, жену и мать, научить человека жить содержательно, интересно и красиво. И, прежде всего все это зависит от того, как у нас поставлен этот сложный процесс воспитания, включающий в себя, прежде всего воспитание, формирование нравственного поведения.

В своем исследовании мы опирались на положения концепции воспитания в современной национальной школе. Национальная школа — это не школа с теми или иным национальным языком обучения. Национальная школа, это школа, в которой царит дух определенного народа, в которой воспитывается подрастающее поколение. Для восточных народов, в том числе и таджикского, характерны почитание старших, вежливость, бережливость, скромность, трудолюбие, простота, взаимопомощь («хашар»), проявление предприимчивости (издавна предки таджиков жили недалеко от торговых путей — «великий шелковый путь»).

В концепцию национальной, в том числе таджикской школы, должны войти общечеловеческие, народные, этнические ценности, использование традиций народной педагогики, обычаев и обрядов, характерных для таджикского народа. В качестве теоретической основы нашего исследования мы использовали положения, о том, какие качества личности учащихся следует развивать в национальной школе. Во-первых, это воспитание детей в духе доброжелательства, уважения к людям, милосердия. Во-вторых, воспитание в духе вежливости. В-третьих, воспитание в духе уважения, почитания старших. В четвертых, воспитание в духе умелой предприимчивости, деловитости, бережливости, экономического мышления. В-пятых, воспитание в духе трудолюбия, прививающегося с малых лет. В-шестых, воспитание здорового, физически развитого поколения (народные игры, состязания, спортивные праздники). В-седьмых, учитывая особенности восточных народов, а таджикского в особенности, занимающего по многодетности одно из первых мест, необходимо воспитывать детей в духе взаимопомощи, взаимной выручки, поддержки, умения общаться с другими людьми — со старшими, сверстниками, с младшими. Дружеская взаимопомощь, совместный отдых, совместная учеба и труд, забота каждого обо всех — жизнь по этим принципам лучше других всяких средств воспитывает сознание подрастающего поколения. В-восьмых, воспитание детей в духе святости семьи и ее устоев. В дружной семье, где отец и мать бережно относятся друг к другу, а мать пользуетсяогромным уважением, где близки убеждения и личные интересы детей и родителей, сын не обидит мать или сестру, такой мальчик не оскорбит и своей школьной подруги. Пример родителей, круг их интересов, разговоры — все влияет на воспитание детей. Если ребенок с детства окружен заботой и любовью родителей, если в семье царит радостная и непринужденная обстановка, проникнутая взаимной любовью, дружбой, то можно считать, что заложена прочная основа правильного воспитания в семье. Важно, чтобы жизнь в каждой семье была содержательной, интересной, чтобы взрослые и дети вместе совершали экскурсии, ходили в музеи, театры, кино, чтобы между ними зрела духовная близость. В-девятых, воспитание уважительного отношения к женщине. В этом деле велика роль личного примера учителя. Никакие слова педагога не могут дать учащимся такого ясного представления о правилах поведения, как его собственные поступки и действия, ведь подростки и юноши, не имея достаточного жизненного опыта, присматриваются к окружающим, подражают им, стараются поступать так, как поступают взрослые. Уважительное, вежливое отношение к одноклассницам, к учительницам должно быть правилом для каждого ученика и учителя-мужчины. К сожалению, нередко мы встречаемся с фактами недостаточного уважительного отношения к женщине, поэтому одной из важных задач национальной школы должно быть воспитание детей в духе уважительного отношения к женщине (матери, сестре, подруге). В-десятых, дальнейший прогресс современного общества будет зависеть от интеграции (объединения), а не изоляции народов, поэтому в задачу национальной школы должно входить воспитание детей в духе уважения к другим народам, в духе сотрудничества, содружества. Лозунг «Туркестан — наш общий дом» становится все более актуальным и привлекательным.

На основе этих показателей-критериев можно будет определить «модель выпускника школы» (какими знаниями, умениями, навыками, — личными качествами он должен обладать). Эта модель определяет облик воспитанника школы и выделяет его среди других моделей своей воспитанностью и образованностью. Подготовка будущих учителей к воспитанию таких выпускников школы — важнейшая задача высшей педагогической школы.

Заключение

.

Профессия учителя — одна из самых древнейших, самых уважаемых профессий в человеческом обществе.

Проблема учителя занимала умы многих мыслителей прошлого. Выдающиеся мыслители Востока — начиная от Аль-Фараби, Абу Али ибн Сино, Беруни, А. Дониш, Рудаки, Садриддина Айни, и многих других высоко оценили роль учителя в воспитании подрастающего поколения. Педагоги и психологи зарубежных стран, особенно российские ученые, уделяли много внимания исследованию личности учителя, его педагогических способностей (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, Ф. Н. Гоноболин, В. Мартун и др.). За последние годы немалый вклад в исследование проблемы учителя внесли педагоги и психологи государств Центральной Азии (Лутфуллоев М., Шарипов Ф. Ш., Обидов И., Кадыров С., Кодиров К. Б., и др.). Проведено комплексное исследование проблемы формирования профессионально важных качеств учителя в процессе обучения в педвузах и университетах под руководством Академии педагогических наук Республики Таджикистан. Однако, в этих работах подготовка учителя к профессиональной деятельности рассматривалось в основном как подготовка учителя-предметника и только частично раскрывала профессиональные особенности учителя-воспитателя.

В нашем исследовании впервые сделана попытка, изучать профессиональные качества учителя — как воспитателя. Полученные результаты полностью подтвердили выдвинутую рабочую гипотезу, раскрыли основные профессиональные качества учителя как воспитателя и убедительно доказали, при каких условиях можно подготовить такого учителя и составить примерную модель компетентности его к воспитательной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Али ибн Сино. Избранные философские труды. Т. 3.- Ташкент: Фан, 1972, — 792с.
  2. Абу Наср аль Фараби Социально этические трактаты. Алма-Ата, 1973.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.-е. 146−153.
  4. О.А., Згрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е издание перераб. и доп. — М: Просвещение 1989- 175 стр.
  5. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М: Наука 1980 стр 335.
  6. Абасов 3. Подготовка к инновационной педагогической деятельности. // Педагогика. 2002. № 3. с. 106−108.
  7. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.- 255с.
  8. Д.Ж. Подготовка учителя к воспитательной работе в системе непрерывного педагогического образования. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М: 1980.- 16 с.
  9. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента, М.: Высшая школа, 1974. — 265 с.
  10. .Р. Формирование интереса к профессии учителя у студентов педагогического института. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1970.- 32с.
  11. С. Тахсиб-ус-сибьен (Воспитание юношества). Пер. А. Ганиева с изданного в Самарканде в 1917 г.
  12. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. ЛГУ им. Жданова, 1972.- 27с.
  13. Актуальные проблемы высшего педагогического образования. -Воронеж, 1976.- 156с.
  14. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — М: Педагогика, 1980. -Т.1−230с.
  15. Анастази Анна. Психологическое тестирование. /Пер. с англ. М.: Изд-воМГУ, 1982.
  16. Аргаэ/сникова Л. Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности //Сов. педагогика. 1986 — № 4 — 91−95с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М: Высшая школа, 1990 256с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследование. М: Изд. Московского ун-та, 1984 — 104с.
  19. Т. Формирование основ профессиональных умений у будущих учителей по привитию учащимся интереса к сельскохозяйственным профессиям /на материале педагогических институтов Таджикской ССР/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук Алма-Ата, 1984.- 20 с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский М: Педагогика, 1989 — 556с.
  21. А.А. Личность и общение. М: Международная пед. академия, Ю., 1995 324с.
  22. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. — Автореф. дисс.. докт. пед. наук. — Л.: 1990.-50 с.
  23. В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. 317 с.
  24. .П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  25. С.Д., Турвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М.: Статистика, 1974. — 159 с.
  26. М.Ф. Вопросы изучения учителя. Сб. статей под ред. Прозорова Г. С. М.: Учпедгиз, 1935.-215с.
  27. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1981.-223с.
  28. Н.И. О подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе. //Советский педагог, 1972, № 5, — с. 81−82.
  29. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготови педагога и психолога) MILL У, 1999
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. — М: Высшая школа, 1991 208с.
  31. Л.П. Школьный учебник в профессиональной подготовке будущего учителя. /Проблема формирования профессиональных навыков в процессе обучения в педвузе. Архангельск. 1982.
  32. А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дисс.. канд.пед.наук, 1977.- 24с.
  33. Вопросы подготовки учителей в педагогических институтах. /Известия АПН РСФСР. Вып.74. М., 1955.- 279с.
  34. Вопросы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Методические записки кафедры педагогики. Т. 67, Пермь, 1968.- 100с.
  35. Вопросы профессиональной подготовки учителя. Ред. Кол. И. Н. Николаев и др. Иваново, — 100с.
  36. Вопросы планирования и организация воспитательного процесса и методики научных исследований в высшей школе. /Под ред. А. Н. Лазарева и С. А. Селезневой. Душанбе, Изд-во ТГУ, 1971, — 296с.
  37. Вопросы методики учебно-воспитательной и исследовательской работы: Метод. Пособие. Душанбе, Изд-во ТГУ, 1972.-147с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-365с.
  39. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч: в 6 т. Том 2, М: 1982
  40. Р.З. Психология личности учителя узбекской национальной школы и ее формирование в системе непрерывного образования. Автореф. Дисс.. докт. Психол. Наук, — Санкт-Петербург, 1992.
  41. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.- 280с.
  42. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1997. 157 с.
  43. Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М.: 1979 98 с.
  44. Гузеев. От методик — к образовательной технологии. // Народное образование. 1998, № 5 с. 84−91.
  45. С. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога. // Народное образование, 1978, № 8.- с. 129.
  46. Н.В. Преемственность допрофесссиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа-вуз». Автореф. дисс. канд. пед наук. — М.: 1997, 18.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М: Педагогика. 1986−240с.
  48. B.JI. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. — Харьков: ИМП «Рубикон». 1994. 77 с.
  49. А.Н. Педагогический мониторинг: концепция и применение. // Школьные технологии. 1997. № 3. с. 39−42.
  50. ДжалжоваС.Х. Психологические особенности личностной профессионализации студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. .. канд. психол. наук. Ташкент, 1994. —18 с.
  51. М.Г., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза: Уч. пособие 2-е изд. Минск. Изд-во БГУ. 1981 382с.
  52. Н.К. Педагогическое образование и подготовка учительских кадров в Таджикистане. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Душанбе: ТГУ.
  53. Джон Локк. Мысль о воспитании. М.: Учпедгиз, 1965.
  54. А.А. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе /На материале педвузов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1972.- 24с.
  55. Диагностика индивидуального стиля деятельности педагога: / Фонд соц. Изобретений СССР. Пед. лаборатория при Тюмен. отд. Сост. Лялина И. В. — Тюмень: 1991.-50 с.
  56. А. Сборник педагогических трудов. М.: Учпедгиз, 1965.
  57. Н.А. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1952.-374C.
  58. А.Н., Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. М.: АПН РСФСР, 1943 .-144с.
  59. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс.. док. пед. наук. М., 1983.-356с. :
  60. М. И. Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ им В. И. Ленина, 1976.
  61. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 24с.
  62. .П. Основы дидактики. М: Просвещение, 1967 — 286с.
  63. Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя: Модель и процесс осуществления педагогической деятельности. // Шк. Технологии, 2002. № 5. с. 62−87.
  64. Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога // Психологическая диагностика в инженерно-педагогическом ВУЗе / Сб. науч. тр. Свердловск: 1989, Свердловский инженерно пед. институт, с. 3−15.
  65. Зейлингер-Рубинштейн А. С. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Изд-во ЛГУ, 1978.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
  67. З.Г. Формирование готовности студентов педагогических институтов к воспитательной работе в СПТУ. Дисс.. канд. пед. наук, Ташкент, 1988.- 155с.
  68. А.А. Формирование у студентов педагогических умений работать с учащимися-комсомольцами. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1978.- 24с.
  69. Импровизационная готовность учителя: / Рекомендации и упражнения для молодых педагогов, студентов, слушателей С. ПК.П.К / Фонд соц. Изобретений СССР. Педагогическая лаборатория при Тюменском областном отделении. Тюмень, 1991. — 31 с.
  70. К. Педагогическая диагностика. М.: 1991. — 240 с.
  71. А.З. Психолого-педагогическая подготовка студентов к воспитательной работе. // Советская педагогика, 1984, № 8.- 71с.
  72. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развевающее обучение. — М: Знание, 1981 — 96с.
  73. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы -М: Политиздат., 1974 163 с.
  74. С. Труд основа гражданского воспитания молодежи. -Душанбе: Сино, 1995. — 130 с.
  75. С. Профессиональная ориентация школьников. Душанбе: Сино, 1997.-60 с.
  76. А.Я. Воспитание студентов — дело живое, творческое. Душанбе: Ирфон, 1971.- 64с.
  77. А.А. Виртуальный учитель: Профессиональные качества, знания и умения нового педагога // Школьные технологии, 2002. № 4. с. 200 206.
  78. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М: Педагогика 1981 -200с.
  79. Т. и др. Компетентность учителя: Инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2002. № 6, с. 4−23.
  80. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  81. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Дисс.докт.пед.наук. Л: 1985
  82. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образование // Избр. пед. соч. -М: 1982, 351−368с.
  83. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов. // Педагогика. 2001 № 4, с. 63−70.
  84. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 75 с. 1. V.
  85. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969.
  86. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дисс.канд. психол. наук. Л.: 1980. — 18 с.
  87. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Методические рекомендации. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988.-116 с.
  88. В.А. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дисс.. докт. психол. наук, Л., 1980.-14с.
  89. Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. М., 1939.- 317с.
  90. Я.А. Избр. пед. соч. М: Учпедгиз. 1955 324с.
  91. А.Е. Труд и талант учителя. М., 1988.
  92. С.В. Учитель ученик. М: Педагогика, 1984 — 80с.
  93. JI.В. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому воздействию с учащимися: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1990−160 с.
  94. Л.В. Нравственно — психологическая готовность студента к учительской профессии. Киев: Вища школа, 1987 52с.
  95. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие. / Под ред. Митиной Л. М. и др. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 304 с.
  96. А.И. Педагогическая диагностика в школе. — Минск: Народная Света, 1988. 223 с.
  97. Концепция национального образования республики Таджикистан. В сб. Ахбори Вазорати маорифи Чумхурии Точикистон. Душанбе: 2003. с. 66−85.
  98. В.В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика М.: Волгоград: Перемена. 2001. — 174 с.
  99. Краткий психологический словарь. Изд. 2-е расшир. испр., доп./ Под. общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярашевского. Ростов- на- Дону, «Феникс», 1998, 242с.
  100. Краткий психологический словарь. Изд. 2-е доп. перер. / Под общей ред. С. А. Кравченко. М: 1997, 100с.
  101. П.У. Опыт разработки критериев измерения и прогнозирования эффективности деятельности учителя. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л.: 1978. — 19 с.
  102. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 480 с.
  103. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество Таджикистан, 2001. — 128 с.
  104. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Уч. мет. пособие. М.: Педагогическое общество Таджикистан, 2001. — 224 с.
  105. М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. — Алма-Ата, Мектеп, 1975. — 95 с.
  106. В.Е. Формирование профессиоанльно-творческих способностей у будущих учителей воспитателей. Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М.: 2000.-19 с.
  107. Н.В. Закономерности педагогической деятельности. В кн: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4 / Под ред. А. А. Бодалева и др., Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — с. 67−82.
  108. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., ЛГУ, 1970, 5−92с.
  109. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности,— Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
  110. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  111. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. -32 с.
  112. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990. — 120 с.
  113. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  114. Н.В. Формирование педагогических способностей. М.: МГУ, 1961, — 27с.
  115. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  116. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов.- М.: Воронеж, 1996. 384 с.
  117. Лазурский А. Ф, Классификация личностей. — М: Гос.изд. 1923
  118. Г. А. Общественно-педагогическая деятельность. //Советская педагогика, 1974, № 8.- с. 103−111.
  119. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.- 478с.
  120. Н.Д. Психология труда. М.: Изд. Минпрос РСФСР, 1963.
  121. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575 с.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  123. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Т.: Фан, 1986. 96 с.
  124. А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1980.
  125. А.Н. Деятельность, сознание, подготовки будущих учителей. М.: Политиздат, 1980.
  126. П.Ф. Избр. пед. соч. в 2-х тт., М: 1951, т 1 115−116с.
  127. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Собр. соч. т.5 М., 1957- т.4.-с.112−115.
  128. Н.М. Психологические аспекты профессиональной работы на профессию учителя (на опыте педагогических классов Таджикистана). Дисс.. канд. психол. Наук, Ташкент: ТГПИ им. Низами, 1991.
  129. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике, М.: Высшая школа, 1978. — 115 с.
  130. Н.Н. Технологическая компетентность педагога: Приемы и средства профессиональной деятельности // Школьные технологии. — 2002. № 5. с. 33−41.
  131. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. // Сов. педагогика, 1990, № 8, с. 82−88.
  132. Материалы по педагогической практике. /В помощь студентам, руководителям педагогической практики, /сост. А. Н. Войченко и А. А. Нелипа. Ленинабад, 1972.-c.63.
  133. В. Л. и др. Интенсивные педагогические и информационные технологии организации управления обучением: Том 1. М.: Прометей, 2000. — 354 с.
  134. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М: 1977
  135. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М: 1986
  136. Методические рекомендации по организации воспитательной работы и оформлению документации в период педпрактики.)сост. А. А. Войченко, А. А. Нелипа и др. Ленинабад, 1980.-51с
  137. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  138. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. 24−47 с.
  139. А.Ю. Психологические особенности воздействия народных традиций на нравственную сферу личности подростка. Автореф. дисс.. канд.психол. наук, М., 1991.
  140. Михайловская Г. И Профессиографическое исследование деятельности учителя. Л., 1979.
  141. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  142. Т.З. Педагогическая подготовка студентов исторических факультетов к учительской работе. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. Душанбе, 1981.-20с.
  143. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под.ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990 — 104с.
  144. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. // Педагогика. 1997, № 3. с. 20−27.
  145. Р.П. Формирование профессиональных и специальных навыков и умений у студентов педвузов. Архангельск, 1982.
  146. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. /Маорифи Точикистон. 2006. С. 4−19.
  147. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан. — Душанбе: // Омузгор, 2001, № 3.
  148. Е.А. К вопросу оценки студентами профессиональных качеств учителя. Иркутск, 1978.
  149. И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР. Душанбе: Ирфон, 1968.-296с.
  150. Объективная оценка качества усвоения знаний учащихся и студентов. Составители: Ян Смит, Борис Фарберман. — Ташкент: ТТО таъсис, 1999.-150 с.
  151. О подходах к исследованию структуры профессиональной педагогической деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. JL: НИИ ООВ АПН СССР, 1977.-80 с.
  152. С.И. Словарь русского языка. Изд. 14-ое стереотипное.-М:1982, 619с.
  153. С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов / Под.ред. чл. корр. АПН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-ое изд. стереотип. М: Русь. Яз., 1988, 750с.
  154. И.Н., Копнин П. В. Основные вопросы теории диагноза. -Томск: Изд. Томского университета, 1982. 190 с.
  155. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  156. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога. Сов. Педагогика, 1992, №№ 3,4, — с. 52−57, 49−54.
  157. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М: Начальник: Эль-фа, 1996. 124с.
  158. А.И. О совершенствовании подготовки учителя-воспитателя. //Советская педагогика, 1977, № 8.-С.90−95.
  159. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе. Сб. статей. Гродно, 1977.- 224с.
  160. Проблемы подготовки учителя (из опыта Казанского государственного пединститута). Ученые записки. Вып. 157. Казань. 1976.-252с.
  161. Профессионально-педагогическая подготовка студентов. Сб. науч. Трудов. /Отв.ред. М. И. Анисов. М.: 1974.- 85с.
  162. Пути совершенствования подготовки студентов педвуза к воспитательной работе в школе. Сб. статей. Минск, 1976.- 134с.
  163. И.Г. Избр. Произведения. В 3-х томах. Т.1, М.: 1965.-309с.
  164. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. t
  165. А.В. О совершенствовании психологического"-' образования учителя. // Вопросы психологии, 1973, № 3.
  166. Н.И. Избранные педагогические сочинения: М.: АПН РСФСР, 1979.
  167. Повышение эффективности психолого-педагогической деятельности подготовки преподавателей вузов. Сб. статей /Под ред. А. В. Петровского, М.: МГУ, 1988.
  168. Повышение эффективности и качества преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе. М., 1978.
  169. Л.А. Психологические проблемы профессиональногоотбора абитуриентов, поступающих в педвузы. Автореф. дисс.
  170. Канд.психол.наук, Ташкент, 1992.-18с.
  171. Проблемы формирования основ педагогического мастерства у студентов в педвузе. /Тезисы доклада республиканской научной конференции под ред. Болько Л. А. Вып. 1, Усть-Каменогорск, 1977.
  172. Психология личности и педагогическая психология. JL, 1972.
  173. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе, /Межвузовский сборник научн. Трудов под ред. Щербакова А. И., л.:ЛГПИ, 1976.
  174. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: М.: Владос, 2000. 304 с.
  175. М.М. Проблемы учителя. Московское общество. М.:1927.-173с.
  176. М.М. Основная идея педагогического образования. Педаг. Мысль 1923, № 4 1−20с.
  177. C.JI. Проблема способности и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии, 1960, № 3.
  178. C.JI. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1973−383с.
  179. .Ж. Дух. Избранные мысли. /Пер. И. И. Мартынова. Спб, 1802 г.
  180. .Ж. Дух. Избранные счинения: В 2-т.- М: Знание, 1961 Т. 1 -247с.
  181. .Ж. Эмиль или о воспитании СПб. 1913. Кн. 3−1, п. 61
  182. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  183. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателей: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев: Новосибирск: Электротехнич. ин-т., 1992. 115 с.
  184. Р.П. Учится быть учителем М: Педагогика, 1986 -144с.
  185. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  186. В. А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. //Советская педагогика, 1973, № 5.
  187. В. Доминанта деятельности. // Педагогика, 1997, № 9, с. 41−42.
  188. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современно учителя, Сов. педагогика, 1991, № 10. — с.79−84.
  189. В.И. Личность и технологии в педагогическом процессе // Педагогика, 2002, № 6. с. 84−88.
  190. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. 136.
  191. Содружество ученого и учителя: Кн. для учителя / Составители М. В. Зверева, Н. К. Индик. -М.: Просвещение, 1991. 270 с.
  192. В.А. О воспитании. М.: 1973.
  193. В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 5-е изд., 1974.
  194. Тарнавская Н. Ф. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе. Автореф., дисс. канд. психол. наук. Киев: 1991. -18 с.
  195. В.А. Психология нравственного развития личности. Дисс.. докт. Психол. Наук, М., 1992 г.
  196. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953.- 342с.
  197. В.А. и др., Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т. 2. Теория и методология учебно-деловых игр. М.: Прометей, 2000. — 257 с.
  198. O.K. Психологи мышления: Учеб. пособие. М: Изд- о Москв. ун-та, 1984−272с.
  199. К.Д. Собрание сочинений. Т.2М.-Л., 1948.-С.63−68.
  200. Учебный социологический словарь. Изд. 2-е, доп. перер / общ. ред. С. А. Кравченко. М: 1997 100с.
  201. .Л. Прогрессивные педагогические технологии: Научно-теоретический семинар. Ташкент.: 1999. — 84 с.
  202. И., Белякова Е. Диагностика развития: Программа «Критерии личностного роста школьников» в действии // Учитель, 2002, № 3. -с. 73−77.
  203. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 223с.
  204. Т. Формирование адекватных представлений у студентов о будущей деятельности как фактор профессиональной готовности. Л., 1985.
  205. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1988 — 168с.
  206. С.И. О психологической подготовке будущих учителей //Вестник высшей школы, 1988, № 1.
  207. Н.Г. Пол. Собр.соч., в 18-ти томах. М., 1959.
  208. А.Ш. Ориентация и отбор учащихся сельских школ на педагогическую профессию. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 1989. — 16 с.
  209. Ш. А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан. Автореф. дисс.докт. пед. наук. — Алма-Ата: 1996. — 34 с.
  210. С.Т. Школа для детей или дети для школы. Изб. пед. соч., т. 2, М.: 1980.-379 с.
  211. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х томах. 146с.
  212. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников. // Педагогика, 2001, № 5. с. 40−45.
  213. С.Е., Кольней В. А. Школа: мониторинг качеств образования. Издание 3-е, исправ. и допол. М.: Педагогическое общество Таджикистан, 2000.-320 с.
  214. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967.
  215. А.И. Профессиограмма учителя советской школы. /В кн. Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976.
  216. Г. И. Моделирование педагогических ситуаций. В кн: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  217. Н. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986, — 112 с.
  218. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: 1998. 256с.
  219. Р. Народное образование в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1967.- 90с. особенности личностной профессионализации студентов педагогических вузов" мы обращаемся к Вам с просьбой высказать свои соображения по поводу предложенных Вам вопросов.
  220. Ниже дана перечень профессиональных качеств и знаний, которыми должен обладать будущий учитель-воспитатель
  221. Просим Вас проранжировать, предложенных качеств по степени значимости: 1,2,3,4,5.
  222. Оцените знания и умения, которыми должен обладать будущий учитель-воспитатель.
  223. Знания задач и содержания воспитания-
  224. Знания методов воспитания-
  225. Знания психолого-педагогических особенностей процесса воспитания-
  226. Умение прогнозировать трудности и ошибки в процессе воспитания-
  227. Умение формировать у учащихся культуру поведения, нравственныепоступки.
  228. Оцените личностные качества будущего учителя-воспитателя: — любовь к детям-- любовь к профессии-- психологические знания-- уметь располагать к себевоспитанников-- решительность-- доброта-- отзывчивость-- эмпатия (переживания с учащимися).
  229. Если есть дополнения и советы напишите1. Фамилия1. ИмяПедагогический стаж
  230. В каких курсах или классах ведете занятия1. Спасибо за участие!
Заполнить форму текущей работой