Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование профессионального обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мастеру и наставнику принадлежит и ведущая роль в формировании профессиональных компетенций, составляющих квалификацию выпускников. При этом понятно, что это формирование происходит постепенно, опирается на теоретическую часть обучения, проходит стадию становления первичных умений и т. д. Э го означает, что при проектировании профессионального обучения в рамках профессиональных модулей мастера… Читать ещё >

Проектирование профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главное

Логика и «командный» характер проектирования основной профессиональной образовательной программы.

  • • Деятельность по проектированию включает четыре этапа:
    • 1) создание рабочей группы по каждому элементу (программе профессионального модуля, учебной дисциплины) профессиональной образовательной программы;
    • 2) определение целей (результатов) образования и обучения;
    • 3) формирование содержания образования и обучения;
    • 4) определение необходимых условий реализации всех элементов и профессиональной образовательной программы в целом (материальнотехнических, методических, кадровых).
  • • При проектировании профессионального обучения в рамках профессиональных модулей мастера производственного обучения и наставники на производстве должны взаимодействовать между собой и с преподавателями профессиональной образовательной организации, так как при формировании профессиональных компетенций, составляющих квалификацию выпускников, мастеру производственного обучения, наставнику на производстве необходимо опираться на теоретическую часть обучения, стадию формирования первичных умений.
  • • Решение реальных задач (заданий) требует от студентов наличия умений, компетенций в соответствии с профилем профессии, специальности, результат их выполнения используется в производственном процессе. Если выполнение реальных задач (заданий) профессиональной деятельности нельзя осуществить в условиях реального производства, то его можно перенести в учебную мастерскую. И его успех зависит от четкости и ясности распределения функций в обучении между мастерами производственного обучения и наставниками на производстве.
  • • Такое взаимодействие невозможно без договорных отношений между образовательной организацией и предприятием; без создания рабочих групп (команд).
  • • Результатом проектирования в профессиональном образовании является профессиональная образовательная программа, в которой определены результаты обучения, его содержание, условия и средства реализации программы. Содержание образования по профессии, специальности в целом фиксируется в образовательных программах; по конкретным курсам (профессиональным модулям, учебным дисциплинам) — в соответствующих рабочих программах.
  • • Профессиональные образовательные программы подлежат ежегодному обновлению с учетом изменений, вносимых в соответствующие профессиональные стандарты, развития техники и технологий, динамики требований конкретных предприятий-работодателей.
  • 2.2. Диатостичное целеполагание и разработка показателей оценки результатов.
  • • Последовательность проектирования элементов профессиональной образовательной программы заключается в следующем алгоритме:
    • 1) разработка результатов освоения программы профессиональных модулей и средств их оценивания;
    • 2) разработка программ практик;
    • 3) формирование теоретического содержания программ профессиональных модулей;
    • 4) формирование программ дисциплин различных циклов.
  • • Самый главный этап проектирования — определение результатов. Диагностичные цели (в образовании) — это цели, выраженные в форме таких ожидаемых результатов обучения, которые преподаватель или другой эксперт может опознать или оценить (диагностировать).
  • • Результаты обучения — письменная формулировка того, что успешный студент будет в состоянии делать ио итогам обучения. Источником для постановки целей служат задачи реальной профессиональной деятельности и особенности технологического (производственного) процесса.
  • • Диагностично сформулированные цели (результаты) обучения позволяют выстроить ясную систему показателей оценки, что является доказательством того, что сформирована компетенция, освоено умение, усвоено знание. Показатели задают ориентиры для отбора содержания.
  • 2.3. Проектирование содержания профессионального обучения.
  • • Центральное место в профессиональной образовательной программе занимает содержание практики (учебной и производственной).
  • • В профессиональном модуле может быть только один вид практики (учебная или производственная), либо оба. При проектировании важно определить место и время проведения практики, содержание работ (реальных производственных заданий и (или) заданий, готовящих к их выполнению). С формирования перечня работ практик начинается формирование содержания программы модуля.
  • • Рабочая группа (команда модуля) должна четко представлять себе, как связан теоретический и практический материал модуля, в какой последовательности изучаются темы, выполняются практические занятия и лабораторные работы, проходят работы практик.
  • 2.4. Проектирование условий реализации профессионального обучения.
  • • Условия реализации профессиональных образовательных программ включают в себя организационно-педагогическое, организационно-методическое, нормативно-правовое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  • • При разработке образовательной программы требования к условиям ее реализации конкретизируются с учетом особенностей организаций (образовательных и их партнеров), в которых она реализуется.
  • • Главное условие реализации любой образовательной программы — взаимодействие всех субъектов реализации, педагогов и обучающихся. Их взаимопонимание в отношении целей и мотивация к их достижению.
  • • Центральное место в учебно-методическом обеспечении занимает система учебных заданий, составляющих деятельностную основу учебного процесса.
  • 2.1. Логика и «командный» характер проектирования основной профессиональной образовательной программы
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — целенаправленная деятельность, ведущая к достижению эффективных решений по построению определенной системы. «Проектирование» — понятие, характерное для технической сферы, строительства, информационных технологий. Применительно к профессиональном}' образованию оно означает деятельность, нацеленную на построение продуманного образовательного процесса, системы профессионального обучения, ведущих к заданному результату — квалификации, профессионально-личностному развитию выпускника (см. главу 1).

Мы уже говорили ранее о характеристиках и условиях существования практико-ориентированного профессионального образования и ключевой роли при этом профессионального обучения (см. главу 1). Повторим, что к ним относится:

  • • целеполагание, в основе которого лежит подготовка обучающегося к определенной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями экономики или конкретного заказчика-рабогодателя;
  • • социальное партнерство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы — непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов образования;
  • • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых умений.

Можно сказать, что эти особенности задают общую рамку проектирования.

Проектирование направлено на ясное представление необходимых компонентов, элементов образовательного процесса, их взаимосвязи и предполагает предварительную оценку и принятие решений относительно конкретных целей, принципов, методов, ресурсов и инструментов предстоящей реализации обучения.

Результатом проектирования в профессиональном образовании является профессиональная образовательная программа[1][2], в которой определены результаты обучения, его содержание, условия и средства реализации программы[3].

Деятельность по проектированию включает четыре этапа:

  • 1) создание рабочей группы по каждому элементу (программе профессионального модуля, учебной дисциплины) профессиональной образовательной программы;
  • 2) определение целей (результатов) образования и обучения;
  • 3) формирование содержания образования и обучения;
  • 4) определение необходимых условий реализации всех элементов и профессиональной образовательной программы в целом (материально-технических, методических, кадровых).

Создание рабочей группы, включающей как представителей профессиональной образовательной организации, так и представителей работодателей, — первый этап проектирования профессионального обучения. Это обеспечивает согласование всех результатов разработки основной профессиональной образовательной программы, включая профессиональные модули, со всеми заинтересованными участниками.

Важнейшей частью профессиональной образовательной программы являются профессиональные модули (см.

введение

), а мастер производственного обучения и наставник на производстве — ключевые фигуры при проектировании модулей, так как им хорошо известны реальные задачи (задания) профессиональной деятельности, технологические процессы, особенности оборудования, которые должны найти отражение при формировании результатов освоения программ модулей, проектировании содержания и условий их реализации.

Мастеру и наставнику принадлежит и ведущая роль в формировании профессиональных компетенций, составляющих квалификацию выпускников. При этом понятно, что это формирование происходит постепенно, опирается на теоретическую часть обучения, проходит стадию становления первичных умений и т. д. Э го означает, что при проектировании профессионального обучения в рамках профессиональных модулей мастера производственного обучения и наставники на производстве должны взаимодействовать между собой и с преподавателями профессиональной образовательной организации.

Решение реальных задач (заданий) требует от студентов наличия умений, компетенций в соответствии с профилем профессии или специальности, результат их выполнения используется в производственном процессе. Если выполнение таких заданий нельзя осуществить в условиях реального производства, то его можно перенести в учебную мастерскую. При этом важно понимать, какой теоретический материал предшествует, сопровождает это обучение. Таким образом, наставники становятся полноправными членами рабочих команд, проектирующих и в дальнейшем реализующих профессиональную образовательную программу. И от четкости и ясности распределения в дальнейшем их функций в обучении с мастерами производственного обучения зависит успех этого обучения.

Без активного участия предприятия нет смысла говорить о практикоориентированном профессиональном образовании. Такое взаимодействие невозможно без надлежащим образом оформленных договорных отношений между образовательной организацией и предприятием.

Образовательная программа имеет сложную структуру и состоит из большого количества разнородных разделов. В каком из них находится содержание образования? Только в одном — в рабочих программах профессиональных модулей и учебных дисциплин. Именно они представляют собой традиционный содержательный базис образовательной программы и одновременно — наиболее трудоемкую в разработке ее часть.

Все рабочие программы тесно взаимосвязаны между собой. Чтобы понять характер этой взаимосвязи, нужно вспомнить уже знакомую нам важную особенность практико-ориентированного профессионального образования. А именно — первичность практической части обучения относительно теоретической его части. Если для фундаментального образования практика — это иллюстрация истинности теории, то для практикоориентированного образования наоборот: теория — «подсобное средство» для освоения практики.

Из этого следует, что:

  • • программы практик занимают центральное место в образовательной программе профессионального образования;
  • • разработка содержания профессионального образования начинается с разработки программ практик, на которых потом надстраиваются программы остальных структурных единиц образовательной программы, обеспечивающих теоретическое обучение (междисциплинарные курсы и учебные дисциплины);
  • • при формировании содержания теоретической части обучения отбираются только те знания и умения, которые необходимы для успешной практической деятельности по данной профессии (специальности).

Последовательность разработки элементов (программ профессиональных модулей и учебных дисциплин) ОПОП СПО выражается в следующем алгоритме:

  • 1) разработка результатов освоения программы профессиональных модулей и показателей их оценивания;
  • 2) разработка программ практик;
  • 3) формирование теоретического содержания программ профессиональных модулей;
  • 4) формирование программ дисциплин различных циклов.
  • [1] 1 В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.13, «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форматтестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». 2 Образовательная программа (в профессиональном образовании):
  • [2] специально организованный целенаправленный процесс, но достижению заданныхрезультатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровняи направленности (в смысле: «выпускник освоил образовательную программу»);
  • [3] комплекс (комплект) организационно-методических и учебно-методических документов, определяющих содержание и организацию этого процесса. Закон определяет, что образовательные программы самостоятельно разрабатываютсяи утверждаются образовательными организациями (ст. 12.5). В связи с этим образовательные программы можно рассматривать и как основной продукт (товар), с которым каждаяобразовательная организация выходит на рынок образовательных услуг, предлагая их различным группам потребителей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой