Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с этим созданная и внедренная в образовательный процесс в рамках формирующего эксперимента программа позволила отобрать наиболее целесообразное содержание, а также эффективные формы, методы и приемы повышения уровня экономических ЗУН студентов, а также развития их экономического мышления, воспитания экономически значимых личностных качеств, мотивов и ценностных ориентаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда в современных психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 1. Экономическая культура будущего педагога и ее взаимосвязь с его конкурентоспособностью на рынке труда
    • 1. 2. Модель формирования экономической культуры будущего конкурентоспособного педагога в рамках его профессиональной подготовки в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда
    • 2. 1. Диагностика формирования экономической культуры будущего конкурентоспособного педагога в вузе
    • 2. 2. Формирование экономической культуры конкурентоспособного педагога в процессе его обучения в педагогическом вузе
    • 2. 3. Оценка эффективности программы формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности
  • Выводы по второй главе

Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В условиях преобразований, происходящих в современном российском обществе, отчетливо выступает потребность в педагоге, обладающем развитой экономической культурой, которая позволяет ему эффективно действовать в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, быть востребованным на рынке труда, результативно выстраивать свою жизненную экономическую стратегию, поступать экономически грамотно в повседневной жизни (Н. С. Мурадова, И. А. Сасова, А. А. Сысоева и др.).

Процесс формирования экономической культуры будущего педагога многогранен, зависит от множества объективных и субъективных факторов (генотипических, средовых, собственной активности человека и др.), наиболее значимым среди которых является фактор профессионального обучения будущего педагога в педагогическом вузе. Именно условия профессионального обучения в вузе, во-первых, обеспечивают перевод процесса формирования экономической культуры из стихийного в управляемый, целенаправленный и, следовательно, результативныйво-вторых, предоставляют дополнительную защищенность выпускникам педагогических вузов на рынке труда за счет заинтересованности высших профессиональных образовательных учреждений в повышении конкурентоспособности выпускников, обязывающей эти структуры рассматривать экономическую культуру будущего педагога как его важное конкурентное преимущество.

Актуальность формирования экономической культуры будущего педагога в условиях профессионального обучения в вузе обусловлена двумя наиболее значимыми факторами. С одной стороны, современное российское общество характеризуется возрастанием потребности в экономически компетентной личности, и решающая роль в ее формировании должна принадлежать педагогу с развитой экономической культурой. С другой стороны, увеличение конкуренции среди выпускников педагогических вузов, заставляющее образовательное учреждение искать новые пути повышения их конкурентоспособности на рынке труда, позволяет рассматривать экономическую культуру будущего педагога как важное конкурентное преимущество.

Обострение проблемы повышения конкурентоспособности выпускников педагогических вузов в современных условиях (увеличение в последние 10−15 лет количества педагогических вузов, сокращение числа детских образовательных учреждений в связи с демографическим кризисом 90-х годов и др.) с неизбежностью ставит перед системой высшего профессионально-педагогического образования не только задачи совершенствования технологий подготовки педагога, но и задачи расширения спектра его профессиональных и личностных компетенций, важнейшей из которых является экономическая культура.

В психолого-педагогической науке и практике проблема формирования экономической культуры является наиболее разработанной в области экономического образования школьников (А. Я. Автономов, Ю. К. Васильев, М. В. Владыка, Е. Н. Землянская, А. С. Нисимчук, В. К. Розов, И. А. Сасова, В. А. Товстик и др.). Анализ экономической культуры педагога и путей ее формирования представлены в значительно меньшем количестве работ. (Н. С. Мурадова, 3. 3. Сабирова, А. А. Сысоева, Т. С. Терюкова и др.). При этом большое количество исследователей неизменно обращает внимание на то, что наличие у студента-педагога тех или иных составляющих экономической культуры в значительной степени определяет его конкурентоспособность. Одновременно с этим в работах, посвященных конкурентоспособности специалиста педагогического профиля, среди ее составляющих были обнаружены свойства и качества личности, имеющие непосредственное отношение к экономической культуре. Это позволило нам рассматривать экономическую культуру в качестве важного конкурентного преимущества будущего педагога, в значительной степени определяющего его востребованность на рынке труда.

Все вышесказанное определило проблему данного исследования в виде процесса формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда и разработки модели реализации данного процесса в рамках профессионального обучения в педагогическом вузе.

Объект исследования: экономическая культура будущего педагога как значимый элемент его конкурентоспособности на рынке труда.

Предмет исследования: процесс формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда в рамках профессионального обучения в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования:

• экономическая культура будущего педагога может являться значимым элементом его конкурентоспособности на рынке труда;

• формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда в рамках профессионального обучения в вузе будет эффективным в случае обеспечения: моделью формирования экономической культуры будущего педагогасистемой методического обеспечения, включающей многоступенчатый мониторинг и программу формирования экономической культуры будущего педагога;

• деятельность педагогического вуза по формированию экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда будет эффективной в случае ее опоры на обогащение экономическими знаниями, умениями и навыками за счет расширения учебной и внеучебной форм работы со студентами (через специализированный курс «Экономическая культура студента», экономические викторины, конкурсы защиты бизнес-проектов и др.) — на развитие экономического мышления через внедрение в образовательный процесс исследовательского и проектного методов обученияна воспитание экономически значимых личностных качеств и системы социально-ориентированных установок, мотивов и ценностей в рамках использования личностно-ориентированного подхода к обучению.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «экономическая культура педагога» как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда, выделив основные компоненты ее структуры.

2. Выявить условия формирования экономической культуры конкурентоспособного педагога.

3. Разработать теоретическую модель формирования экономической культуры конкурентоспособного педагога в условиях профессионального обучения в вузе.

4. Разработать и апробировать систему методического обеспечения процесса формирования экономической культуры будущего педагога в вузе.

Теоретической основой исследования выступили:

— культурно-историческая концепция развития личности человека (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, С. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— педагогические теории формирования профессионально-педагогической культуры педагога (В. А. Адольф, Е. И. Исаев,.

Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.);

— педагогические теории экономического образования, воспитания и развития (Л. И. Абалкин, Л. И. Бляхман, М. В. Владыка, Е. Н. Землянская, И. Б. Иткин, X. Камински, А. С. Нисимчук, А. С. Пономарев, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин, П. Хейне и др.) и их взаимосвязь с экономической культурой будущего педагога (А. Ф. Аменд, Р. М. Булгучева, Н. С. Мурадова, 3. 3. Сабирова, А. А. Сысоева, Т. С. Терюкова и др.);

— исследования конкурентоспособности специалиста на рынке труда (Н. В. Борисова, Л. М. Митина, Л. Н. Семеркова, В. В. Томилов, А. В. Шатохин и др.) и ее взаимосвязи с профессиональным обучением (3. В. Бабкина, Т. Ю. Мельниченко, В. В. Пчелкина, А. П. Тряпицына, С. Н. Широбоков, Д. В. Чернилевский В. Н. Якимов и др.);

— идея обучения, базирующегося на использовании исследовательского и проектного методов (Дж. Брунер, У. X. Килпатрик, А. М. Матюшкин, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков и др.), а также личностно-ориентированного подхода (И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: а) теоретический анализ психолого-педагогической и экономической литературы по проблеме исследованияб) эмпирические методы: констатирующий, формирующий и контрольный экспериментыв) диагностические методы: методики для проведения экспериментального исследования:

— опросник «Экономика» для определения уровня экономических знаний;

— тест «Матрицы Равена» — для определения уровня развития общих интеллектуальных способностей как предпосылки к формированию экономического мышления;

— шкала самооценки личностных качеств — для определения степени выраженности экономически значимых личностных качеств;

— тест «КОС» (тест коммуникативных и организаторских способностей) — для определения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей;

— анкетированиег) методы количественной обработки данных с использованием компьютерной программы «Статистика 9.0».

Опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет начальных классов ГОУ ВПО МГПУ. В констатирующем эксперименте приняло участие 197 студентов, проанализированы места трудоустройства 391 выпускника. Было опрошено 29 руководителей государственных образовательных учреждений города Москвы.

Этапы исследования:

Первый этап (2007—2008 гг.) включал теоретический анализ философской, педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования. На основе собранных данных было определено узкоспециальное направление исследования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда, его актуальность, а также сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, определена его методологическая основа.

На втором этапе (2008;2009 гг.) была разработана модель формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности и ее методическое обеспечение, были созданы и апробированы спецкурс «Экономическая культура студента», опросники для определения экономических ЗУН студентовпроведен пилотажный эксперимент.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) был разработан и применен комплект методик для внешней и внутренней оценки формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности. Был усовершенствован спецкурс «Экономическая культура студента», были спланированы и проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, проведено теоретическое осмысление его результатов и литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Доказано, что экономическая культура будущего педагога является значимым элементом его конкурентоспособности на рынке труда, интегративно входящим в ее структуру.

2. Определена структура экономической культуры конкурентоспособного педагога, включающая в себя: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты.

3. Выявлены внутренние и внешние условия формирования экономической культуры конкурентоспособного педагога. К внутренним условиям относятся: личностно-ориентированный исследовательский подход с использованием коллективной формы организации процесса формирования экономической культуры будущего педагоганаправленность содержания, методов и форм организации данного процесса на формирование основных компонентов структуры экономической культуры конкурентоспособного педагога, междисциплинарный подход к экономическому обучениюоценка сформированности экономической культуры конкурентоспособного педагога на основе когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностного критериев. К внешним условиям относятся: наличие потребности общества в экономически компетентной личностиконъюнктура рынка труда и рынка образовательных услуг.

4. Разработана модель формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда, выражающая взаимосвязь цели, задач, содержания, методов, форм, критериев оценки, а также внешних и внутренних условий осуществления данного процесса в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в выявлении роли экономической культуры в качестве конкурентного преимущества выпускника педагогического вуза, повышающего уровень востребованности на рынке труда, расширяющего представление об экономической культуре специалиста педагогического профиля;

— в выделении когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев, позволяющих сделать оценку сформированности экономической культуры более точной;

— в разработке структуры и модели формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности, что позволяет совершенствовать процесс формирования экономической культуры в вузе.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке системы мониторинга и программы формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке трудав рамках профессиональной подготовки в педагогическом вузе;

— в разработке системы методического обеспечения процесса формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда, в рамках которой был создан и апробирован спецкурс «Экономическая культура студента»;

— в формировании комплекта диагностических методик, позволяющего и не только определять особенности развития экономической культуры группы студентов, но и отслеживать индивидуальную траекторию развития каждого из них на протяжении всего периода обучения в вузе— в разработке рекомендаций по совершенствованию содержательной и организационной сторон профессиональной подготовки в вузе с целью повышения эффективности деятельности вуза по формированию экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологией научно-психологических исследований и комплексом качественных и количественных методов анализа данных с использованием пакета статистических программ «Статистика 9.0».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экономическая культура будущего педагога является значимым элементом его конкурентоспособности. Будучи результатом воспитания, развития и специального экономического обучения, она представляет собой синтез экономических знаний, умений и навыков, экономического мышления, экономически значимых личностных качеств и социально-ориентированных установок, мотивов и ценностей, повышающих конкурентоспособность выпускника педагогического вуза на рынке труда.

2. Эффективно выстроенный процесс формирования экономической культуры конкурентоспособного педагога отталкивается от внешних и внутренних условий ее формирования в вузе и базируется на теоретической модели, подкрепленной системой методического обеспечения.

3. Система методического обеспечения состоит из многоступенчатого мониторинга и программы формирования экономической культуры будущего конкурентоспособного педагога, включающей в себя (наряду с другими предметами) спецкурсы экономической направленности, конкурсы защиты бизнес-проектов, экономические викторины и др.

4. Совершенствование процесса формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности в вузе строится на:

— обогащении экономическими знаниями, умениями и навыками за счет расширения учебной и внеучебной работы со студентами;

— развитии экономического мышления через междисциплинарный исследовательский подход к обучению, внедрение проектного метода;

— воспитании экономически значимых личностных качеств, формировании системы социально-ориентированных установок, мотивов и ценностей на основе использования личностно-ориентированного подхода к обучению.

Апробация хода и результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах были обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО МГПУ, были представлены в виде научного доклада на научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Научное исследование как фактор совершенствования современного педагогического дошкольного и школьного образования», на научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя», при подготовке курса по выбору «Экономическая культура студента».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений, иллюстрирована 15 таблицами, 2 графиками, 2 схемами и 1 диаграммой.

Выводы по второй главе.

Необходимость опытно-экспериментального изучения формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда в рамках описанной нами теоретической модели обусловило создание многоступенчатой системы мониторинга данного процесса в педагогическом вузе.

Ее основу составили психолого-педагогическая диагностика сформированности, включающая в себя как субъективные методы оценки (наблюдение, самооценивание, ранжирование, анкеты и др.), так и объективные (психологические тесты, опросники, эксперимент). Также она включала в себя анализ внешних и внутренних условий, имеющихся у вуза для формирования экономической культуры своих студентов. Отличительной особенностью данной системы стала ее открытость к изменениям ее элементов и их содержания в зависимости от имеющихся у образовательного учреждения ресурсов и задач, стоящих перед ним в плане повышения экономической культуры своих выпускников.

Проведенное в рамках констатирующего эксперимента исследование обнаружило низкий уровень экономических знаний умений и навыков студентов педагогического вуза. Кроме того, оно показало, что имеющиеся на сегодняшний момент ресурсы образовательного процесса как в организационном, так и в содержательном планах используются недостаточно и нуждаются в мерах по их более эффективному использованию. Проведенный анализ внешних и внутренних условий обучения в педагогическом вузе показал, что совершенствование образовательного процесса для решения задачи формирования экономической культуры будущих педагогов как значимого элемента их конкурентоспособности на рынке труда должно включать в себя:

— модернизацию базового учебного плана подготовки будущих педагогов за счет включения в него факультативных спецкурсов экономической направленности, позволяющих вооружить студентов соответствующими ЗУН, развить экономическое мышление и экономически значимые личностные качества;

— расширение содержания заданий для педагогической практики для студентов за счет включения в нее анализа целесообразности и эффективности осуществляемой школой экономической деятельности;

— совершенствование системы мониторинга конкурентоспособности выпускников МГПУ на рынке труда за счет расширенного и систематически осуществляемого качественного и количественного анализа мест трудоустройства выпускников после окончания вуза, отслеживания их движения по профессиональному пути на протяжении первых 3−5 лет;

— расширение имеющихся у педагогического вуза связей с потенциальными работодателями с привлечением их не только к организации различных видов практик и участию в ГАК, но и к формулированию тематики ВКР, проведению практических психолого-педагогических исследований по заказу работодателя, участию в конкурсах исследовательских работ студентов (в том числе и по экономической тематике) и т. д.

Основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы составила «Программа формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности». Ее специфичность состояла в том, что она разрабатывалась для будущих педагогов, для которых экономическая составляющая, не являясь профильной в профессиональной подготовке, служит лишь конкурентным преимуществом, повышающим их ценность на рынке труда.

В соответствии с этим созданная и внедренная в образовательный процесс в рамках формирующего эксперимента программа позволила отобрать наиболее целесообразное содержание, а также эффективные формы, методы и приемы повышения уровня экономических ЗУН студентов, а также развития их экономического мышления, воспитания экономически значимых личностных качеств, мотивов и ценностных ориентаций. Анализируя учебные и внеучебные формы ее реализации, было доказано, что среди обучающих методов наиболее эффективным является метод подготовки и защиты бизнес-проектов, дающий возможность не только получать экономические знания в самостоятельной учебной деятельности, но и развивать экономическое мышление и прогнозирование, воспитывать навыки коллективного взаимодействия, ответственности за результаты своей экономической деятельности.

На этапе контрольного, эксперимента была осуществлена экспериментальная проверка эффективности данной программы. Проведенное расширенное диагностическое обследование студентов экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента и анализ его результатов с использованием методов математической статистики обнаружили значимое влияние, оказываемое данной программой на экономическую культуру будущих педагогов. При этом наибольшее влияние данной программы было выражено в повышении уровня экономических ЗУН студентов, в отличие от экономического мышления и экономически значимых качеств, значимого влияния на которые зафиксировано не было.

Полученные результаты позволили считать программу формирования экономической культуры будущих конкурентоспособных педагогов, базирующуюся на модели исследовательского поведения с привлечением проектных методов обучения, эффективной для формирования экономической культуры как значимого элемента конкурентоспособности. Однако слабовыраженная динамика в процессе диагностики других ее элементов поставила задачу дальнейшего совершенствования методической и инструментальной базы для внедрения спецкурсов экономической направленности, а также общей активизации учебной и внеучебной деятельности педагогического вуза по формированию экономической культуры у своих выпускников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное российское высшее профессиональное образование стоит на пороге обширных преобразований, главное из которых заключается в изменении требований общества к конечному продукту деятельности вузаего выпускнику. На смену специалисту, обладающему большим багажом разнообразных знаний, приходит специалист компетентный, т. е. умеющий эти знания эффективно использовать, чутко реагируя на изменения, происходящие в социально-экономической жизни общества. Именно такой специалист способен выдерживать все ужесточающуюся конкуренцию на рынке труда. И образовательная сфера, кадры для которой призваны готовить педагогические вузы, не стала в этом смысле исключением.

На сегодняшний день образовательная практика предлагает довольно широкий спектр направлений для самореализации выпускника педагогического вуза: от государственных образовательных учреждений — до частных, от общеобразовательных — до учреждений дополнительного образования, от работы в педагогическом коллективе — до индивидуальной трудовой деятельности. Многие из образовательных учреждений так или иначе осуществляют экономическую деятельность, привлекая к обслуживанию образовательного процесса не только бюджетные, но и внебюджетные средства, а иногда и полностью находясь на самофинансировании. Эффективно осуществлять профессрюнальную деятельность в этих условиях может только экономически компетентный специалист. Именно поэтому мы считаем, что одной из качественно новых характеристик, которыми должен обладать современный выпускник педагогического вуза для обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда, является экономическая культура.

Традиционно феномен экономической культуры раскрывался через понятия «экономическое воспитание», «экономическое образование», экономическое обучение", «экономическое развитие» с акцентом на экономические знания, умения и навыки. Наиболее полным с точки зрения данного исследования является понимание под экономической культурой будущего педагога многоаспектного, личностного образования, представляющего собой синтез экономических знаний и практических умений с развитым экономическим мышлением, экономически значимыми интегративными качествами личности и системой социально-ориентированных морально-нравственных ценностей.

В соответствии с социальным заказом общества на экономически компетентного наставника подрастающего поколения экономическая культура будущего педагога была рассмотрена как конкурентное преимущество, повышающее уровень его востребованности на рынке труда. Основанием для этого явилось обнаруженное сходство в содержании и структуре понятий «экономическая культура» и «конкурентоспособность», позволившее считать экономическую культуру будущего педагога значимым элементом его конкурентоспособности, интегративно входящим в каждый компонент ее структуры.

Интегративная природа экономической культуры обусловила сложность структуры данного понятия. В ней были выделены такие значимые компоненты, как: когнитивный, отвечающий за сбор, анализ и переработку экономической информации и предоставляющий психологически обусловленную возможность к осуществлению экономической деятельностиповеденческий, отвечающий за инструментально-техническую и индивидуально-личностную подготовку человека к осуществлению успешной экономической деятельностимотивационно-ценностный, отвечающий за морально-нравственные и социально-ориентированные способы ее осуществления.

В результате теоретического анализа были выделены следующие наиболее важные условия, обеспечивающие эффективность формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда:

— междисциплинарный подход к обучению;

— направленность содержания, методов и форм организации данного процесса на формирование основных компонентов структуры экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности;

— использование в качестве основных личностно-ориентированного и исследовательского подхода, а также коллективной формы организации работы по формированию экономической культуры будущего педагога;

— оценивание результативности формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на основе когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностного критериев.

На основании этого было определено содержание и основные структурные элементы теоретической модели формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности. В ней, помимо целей, задач, содержания, методов, форм осуществления данного процесса, были выделены совокупность внешних и внутренних условий, а также критерии оценки его результатов.

Особенностью данной модели явилось то, что она представляет собой открытую систему с возможностью трансформировать ее компоненты и их элементы в зависимости от степени и индивидуального своеобразия продвижения студентов по пути повышения уровня своей экономической культуры и конкурентоспособности на рынке труда.

Данная модель легла в основу разработанных и внедренных в практику в опытно-экспериментальной части исследования системы мониторинга и программы формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда.

Результатами констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была доказана целесообразность использования данной программы для развития «знаниевой» составляющей экономической культуры студентов. На развитие личностных качеств, коммуникативных, организационных и интеллектуальных способностей она не оказала значимого влияния.

Проведенное исследование позволило наметить пути дальнейшей разработки проблемы формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности, среди которых:

— дальнейшее совершенствование методического обеспечения данного процесса в плане разработки таких учебных форм, как специализированные междисциплинарные курсы экономической направленности, а также разработка новых форм внеучебной работы, способных повысить экономическую культуру выпускников педагогического вуза;

— увеличение методических разработок, связанных с использованием активных методов обучения, а именно внедрением исследовательского и проектного методов обучения в рамках экономической подготовки будущих педагогов;

— расширение исследований, связанных с изучением внедрения информационных технологий в процесс формирования экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абалкин. -М.: Экономика, 1987. 191 с.
  2. Л. И. Современное состояние экономического мышления в России / Л. И. Абалкин // Российский экономический журнал. — М., 2004. -№ 1. С. 66−69.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 266 с.
  4. А. Я. Совершенствование экономического воспитания учащихся / А. Я. Автономов // Советская педагогика. М., 1987. — № 8. -С. 53−58.
  5. В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. доктора пед. наук / В. А. Адольф. -М., 1998.-47с.
  6. А. Ф. Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей / А. Ф. Аменд, О. А. Ворожеева// Вестн. ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. 2002. — № 15. — С. 121−125.
  7. А. Ф. Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности / А. Ф. Аменд, А. Я. Камалетдинова // Экономическое образование: теория и практика. Челябинск: Факел, 1997. -С. 19−32.
  8. Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов- под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  9. В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновац. курс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по соц.-гуманитар. специальностям и группе специальностей «Образование» / В. И. Андреев.
  10. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996 Кн. 1. — 1996. — 565 с.
  11. В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев- М-во образования РФ, Поволж. отд. РАО, Казан, гос. ун-т. Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 467 с.
  12. Л. И. К психологии личности как к развивающейся системе / Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. -М.: Ин-т психологии РАН, 1981. С. 3−18.
  13. А. И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук / А. И. Арнольдов- Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики, Ин-т соц. работы. -М.: АСОПиР, 1996. 28 с.
  14. В. Г. Личность и значимость побуждений / В. Г. Асеев. М.: ИПРАН, 1993.-223 с.
  15. АсмоловА. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: ИП РАН, 1990.-367 с.
  16. С. Д. Лоция бизнеса: элементар. курс технологии практ. предпринимательства: учеб. пособие для 10(11) кл. общеобразоват. учреждений: образоват. обл. «Технология» / С. Д. Ахапкин. М.: Вита-Пресс, 2001.- 111 с.
  17. Д. 3. Инновационные технологии в работе преподавателя вуза / Д. 3. Ахметова // Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань: Ин-т экономики, упр. и права, каф. педагогики. — Казань: Таглимат, 2001. — 110 с.
  18. Бабкина 3. В. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда / 3. В. Бабкина, И. К. Макарова. М.:1. ИФК Омега-Л, 2003. 654 с.
  19. В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. — М., 1996. -№ 2.-С. 31−36.
  20. БиблерВ. С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. М., 1989. — № 6. — С. 24−32.
  21. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. М., 1996. — № 1. — С. 3−8.
  22. Л. С. Перестройка экономического мышления / Л. С. Бляхман. М.: Политиздат, 1990. — 271 с.
  23. Л. С. Экономика фирмы: учеб. пособие / Л. С. Бляхман. -СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. 279 с.
  24. Е. Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) / Е. Л. Богданова // Социологические исследования. М., 1992. — № 11. — С. 11−13.
  25. Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  26. Е. В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Изв. Рос. акад. образования. М., 1999. — № 3. — С. 23−32.
  27. С. К. Толерантность (введение в проблему): учеб.-метод. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. -238 с.
  28. Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста какпоказатель качества n гуманистической направленности вузовской подготовки / Н. В. Борисова. Наб. Челны: Промсервис, 1996. — 176 с.
  29. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Джордж Брунер- пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  30. Р. М. Психологическая поддержка социально-экономической компетентности будущих педагогов: дис.. канд. психол. наук / Р. М. Булгучева. Ставрополь, 2007. — 192 с.
  31. Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  32. ВладыкаМ. В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Владыка. -Белгород, 1998.-24 с.
  33. Л. С. Психология развития человека / Я. С. Выготский. М.: Смысл- Эксмо, 2003. — 1134 с.
  34. П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар, специальностям / П. Я. Гальперин. 3-е изд. — М.: Кн. дом «Университет»: Юрайт, 2000. -329 с.
  35. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли- пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  36. В. В. От института до академии: ступени роста / В. В. Грачев, Е. Н. Богданов, Г. В. Семья и др. // Аккредитация в образовании. М., 2006. — № 10. — С. 38−42.
  37. JI. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования / JI. К. Гребенкина. — Рязань: РГПУ, 2000. 204 с.
  38. В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Academia, 2004. — 288 с.
  39. В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович,
  40. А. Ю. Жданов. Р/н-Д: РГУ, 1979. — 260 с.
  41. И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития / И. Е. Дискин. М.: Экономика, 1990. — 107с.
  42. О. М. Чего на свете не бывает / О. М. Дьяченко, H. Е. Веракса. -М.: Знание, 1994.-218 с.
  43. Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде / Ф. П. Евсеенко // Экономическое воспитание и профориентация в школе. Смоленск: СГПИ, 1987.-С. 21−28.
  44. В. И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образовании / В. И. Ерошин // Педагогика. М., 2002. — № 10. -С. 15−23.
  45. В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -М.: АСОПиР, 1995. 155 с.
  46. Н. А. Методологические основы школьного экономического образования / Н. А. Заиченко // Экономика в школе. М., 2001.-№ 7.-С. 202−209.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. М.: Новая школа, 1996. — 56 с.
  48. И. И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: дисс.. доктора пед. наук / И. И. Зарецкая. М., 1992. -276 с.
  49. Е. Н. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников: автореф. дис.. доктора пед. наук / Е. Н. Землянская. М., 2003. — 36 с.
  50. JI. В. Экономическое образование учащихся начальных классов: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. В. Землянченко. -Саранск, 2001. 16 с.
  51. И. А. Ключевые компетентности новая парадигмарезультата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. М., 2003.-№ 5.-С. 34−42.
  52. В. П. Психологические основы педагогики /
  53. B. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  54. Иванова-Швец Л. Н. Образовательный фактор в конкурентоспособности человеческих ресурсов: дисс.. канд. экон. наук / Л. Н. Иванова-Швец. -М., 2005. 000 с.
  55. Л. Конкурентоспособность управленческого персонала / Л. Ивановская, Н. Суслова // Маркетинг. М., 1999. — № 6.1. C. 35−46.
  56. Н. Г. Формирование экономической культуры у студентов педвуза как компонента их профессиональной компетентности:оавтореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Игнатьева Йошкар-Ола, 2007. — 19 с.
  57. И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986.-200 с.
  58. К. Педагогическая диагностика / К. Ингеркамп. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  59. Е. И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. М., 1997. -№ 6. — С. 48−57.
  60. И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  61. И. Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: автореф. дисс.. канд. философ, наук / И. Б. Иткин. Свердловск, 1972. — 22 с.
  62. М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  63. Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. М.: Гардарики, 2007. — 528 с.
  64. Е. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге 21 века) / Е. И. Казакова. СПб.: Петербург-21 век, 1997. — 160 с.
  65. Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности педагога в контексте социокультурной образовательной политики региона / Ю. И. Калиновский // Высшее образование в России. -М., 2001.-№ 4.-С. 33−37.
  66. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Вече, 1991. — 580 с.
  67. X. Цели и содержание экономического образования / Ханс Камински- пер. с англ. // Школьный экономический журнал. М., 1998.-№ 1.-С. 20−28.
  68. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  69. П. Ф. Педагогический процесс. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев / под ред. А. А. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 115 с.
  70. Е. Б. Психология продвижения образовательных услуг в системе открытого образования: автореф. дисс.. доктора психол. наук / Е. Б. Карпов. М., 2004. — 42 с.
  71. А. Я. Организация управления персоналом на предприятии / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. М.: ГАУ, 1994. — 206 с.
  72. У. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У. X. Килпатрик- пер. с 7-го англ. изд. Е. Н. Янжуп. Л.: Брокгауз — Ефрон, 1925. — 112 с.
  73. В. Экономические знания учителю и учащимся / В. Кирилов // Сов. педагогика. — М., 1991. — № 7. — С. 144−146.
  74. КитоваД. А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России / Д. А. Китова. -Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2003. 289 с.
  75. Н. Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность / Н. Я. Клепач, В. Д. Попов, Л. Е. Эпштейн. М.: Педагогика, 1979.-146 с.
  76. КларинМ. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  77. В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1972. 109с.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКи ПРО, 2002. — 24 с.
  79. В. В. Экономическая подготовка школьников с использованием компьютеров: дис.. канд. пед. наук / В. В. Костромцова. -Челябинск, 2000. 207с.
  80. М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер- пер. с англ. М.: Политиздат, 1977. — 261 с.
  81. А. И. Воспитательная система: теории, проблематика, альтернативы / А. И. Кочетов. Минск: ИПК, 1997. — 146 с.
  82. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк, 1990. — 142 с.
  83. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения ПТУ / Н. В. Кузьмина М.: Высш. шк., 1989.- 167 с.
  84. Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 97 с.
  85. Н. И. Экономические знания в современной школе / Н. И. Кунгурова. -М.:3нание, 1995. 178 с.
  86. А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности / А. Кураков // Развитие личности.- Б. м., 2004. С. 195— 207.
  87. Л. П. Экономическое образование и воспитаниешкольников / Л. П. Кураков. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  88. Э. О. Вопросы теории и методики экономического воспитания школьников / Э. О. Курбанниязов. — Анпгабад: Китап, 2002. — 240 с.
  89. Ю. А. Условия формирования предпринимательских качеств у современного специалиста / Ю. А. Кустов // Промышленная энергетика. М., 1992. — № 7. — С. 49−51.
  90. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов / Г. М. Курдюмов // Высшее образование в России. — М., 1994.-№ 2.-С. 102−106.
  91. В. А. Образование, культура: испытание рынком / В. А. Куценко // Социально-политические науки. М., 1991. — № 12. — С. 1217.
  92. О. Л. Феномен хозяйственной культуры / О. Л. Леонова // Российский экономический журнал. М., 1995. — № 8. — С. 88−95.
  93. А. С. Исследование как основа построения образовательной деятельности / А. С. Леонтович // Научно-исследовательская деятельность учащихся. М., 2001. — С. 24−27. (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве).
  94. А. Н. Деятельность, сознание, личность /
  95. A. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975. — 33 с.
  96. . Рыночные отношения и воспитание школьников / Б. Лихатов // Воспитание школьников. М., 1997. — № 5. — С. 33−35.
  97. А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. -СПб.: Образование-Культура, 1998. 344 с.
  98. В. И. Экономическая культура личности /
  99. B. И. Максакова// Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — С. 99−104.
  100. Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  101. Маркетинг рабочей силы / под ред. В. В. Томилова, Л. Н. Семерковой. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999. — 501 с.
  102. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  103. А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  104. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики / Абрахам Маслоу- пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1997. — 430 с.
  105. Т. М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. -М., 2001.- 19 с.
  106. А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М.: Школа-пресс, 1993. — 127 с.
  107. В. Система ценностей и установок человека как фактор экономического развития / В. Матюшок // Экономика в школе. — М., 2003. -№ 3. С. 58−60.
  108. В. М. О понятии культуры / В. М. Межу ев. М.: Политиздат, 1967. — 67 с.
  109. Т. Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста при изучении экономики: дисс.. канд. пед. наук / Т. Ю. Мельниченко. Калуга, 2004. — 180 с.
  110. Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности/ Л. М. Митина. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
  111. Л. М. Психология труда и профессионального труда учителя / Л. М. Митина. М.: Academia, 2004. — 320 с.
  112. JI. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  113. А. А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается (краткий очерк) / А. А. Мицкевич // Российский экономический журнал. М., 1993. — № 1. — С. 117−118.
  114. Модернизация общего образования: оценка эффективности образовательных результатов. Книга для учителя / под ред. проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпициной. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 112 с.
  115. В. В. Подготовка студентов вуза к деловому общению: автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. В. Монжиевская. Иркутск, 2000.-25 с.
  116. МудрикА. В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практич. психологии, 1997. — 365 с.
  117. Н. С. Проблемы экономической социализации студентов в системе высшей школы: практическое пособие для преподавателей и студентов / Н. С. Мурадова. Орел: Изд-во ОГУ, 2004. -48 с.
  118. Н. С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: дисс.. доктора пед. наук / Н. С. Мурадова. М., 2007. — 465 с.
  119. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. М., 2001. — № 41. — Ст. 4089.
  120. НемерюкЕ. Е. Рынок труда и социально-трудовая мобильность / Е. Е. Немерюк. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 156 с.
  121. А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  122. Н. Д. Ценности как основа целенаправленного воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. М., 1998. — № 3. — С. 3−10.
  123. НисимчукА. С. Экономическое воспитание в сельской школе /
  124. A. С. Нисимчук. M.: Просвещение, 1989.-207 с.
  125. А. С. Экономическое образование школьников: Книга для учителя / А. С. Нисимчук. — М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  126. С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс 21 в.: Мир и образование, 2007. — 1200 с.
  127. ОлпортГ. Становление личности. Избранные труды / Гордон Олпорт- пер. с англ. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  128. В. Б. Опыт подготовки предпринимателя / В. Б. Орлов // Педагогика. М., 2001. — № 2. — С. 58−65.
  129. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / К. Н. Цейкович, J1. Н. Тарасюк, Н. И. Давыдов и др. -М.: Исслед. центр проблем качества образования, 1994. 117 с.
  130. ПанасюкВ.П. Школа и качество: выбор будущего /
  131. B. П. Панасюк. СПб.: «КАРО», 2003. — 352 с.
  132. А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога / А. П. Панкрухин // Aima mater. M., 1997. — № 3. — С. 38−42.
  133. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  134. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. зав. /
  135. B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. 4-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2002.-512 с.
  136. H. Н. Методики для изучения особенностей личности школьников / H. Н. Пейсахов, А. П. Кашин, Г. Ш. Габдреева и др. Казань: Лаб. операт. полиграфии КГУ, 1991. — 35 с.
  137. А. Я. Подготовка студентов к экономическому воспитанию учащихся / А. Я. Песин // Сов. педагогика. М., 1993. — № 3. — С. 88−90.
  138. Психологический тренинг в многочисленной группе: методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек /
  139. C. В. Петрушин. М.: Акад. проект, 2000. — 248 с.
  140. В. Н. Формирование профессиональной компетентности специалиста экономического профиля в системе университетского образования: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2006.-26 с.
  141. В. А. Деловые игры: разработка, организация, проведение: учебник/В. А. Платонов. -М.: ИПО Профиздат, 1991. 191 с.
  142. А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А. А. Плигин. М.:КСП+, 2003. — 431 с.
  143. Положение о непрерывной педагогической практике студентов Московского городского педагогического университета. — М.:Изд-во МГПУ, 2005. 27 с.
  144. Л. Н. Экономическая культура (сущность, направления развития) / Л. Н. Пономарев, В. Д. Попов, А. П. Чичканов. М.: Мысль, 1987.-269 с.
  145. А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. М.: б. и., 2000. — 266 с.
  146. А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа студента. М., 2002.-№ 2.-С. 29−42.
  147. В. Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи / В. Д. Попов. М.: Молодая гвардия, 1986.-288 с.
  148. В. Д. Экономическое сознание: сущность формирование и его роль в современном обществе / В. Д. Попов. — М.: Молодая гвардия, 2002. 245 с.
  149. Е. В. Формирование нравственно-экономической воспитанности младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Попова. Челябинск, 2000. — 24 с.
  150. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября1997 г. № 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики»: офиц. текст // Собр. актов Президента и Правительства РФ. М., 1997. — № 46. — Ст. 4456.
  151. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. -352 с.
  152. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др.- пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  153. А. С. Введение в экономику: методические разработки экономических практикумов и деловых игр / А. С. Прутченков. -М.: Творческая педагогика: Новая школа, 1993. 79 с.
  154. А. С. Принципы разработки игровой технологии / А. С. Прутченков // Школьный экономический журнал. М., 1997. — № 2. -С. 40−48.
  155. А. С. Тесты экономической грамотности / А. С. Прутченков. Р/н-Д: РГУ, 1994. — 64 с.
  156. В. В. Социальный тип работника и его конкурентоспособность / В. В. Пчелкина // Вестн. Чуваш, ун-та. Чебоксары, 2000. — № 1−2. — С.10Ф-116.
  157. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Джон Равен- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. — 142 с.
  158. С. В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего (на примере Республики Коми): автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. В. Рачина. СПб., 1998.-23 с.
  159. Н. И. Личность и характер: учеб. пособие / Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992. — 85 с.
  160. П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: книга для преподавателей-высших и средних педагогических учебных заведений / П. Е. Решетников. М.:1. ВЛАДОС, 2000.-304 с.
  161. В. К. Методика экономического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / В. К. Розов. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  162. С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн.-М.:Инфра-М, 1989.-Т. 1.-200 с.
  163. И. Г. Подготовка учителя к экономическому образованию младших школьников / И. Г. Рябова // Педагогика. М., 2001. — № 5. — С. 6569.
  164. Сабирова 3. 3. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: дисс.. канд. пед. наук / 3. 3. Сабирова. Бирск, 2004. — 187 с.
  165. А. И. Педагогическая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 2 т. / А. И. Савенков. М.: ИЦ «Академия», 2009. — Т. 2. — 237 с. •
  166. А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А. И. Савенков. М.: Ось-89, 2006. -480 с.
  167. А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. М.: Сентябрь, 2003. — 204 с.
  168. СасоваИ. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
  169. СасоваИ. А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся / И. А. Сасова // Народное образование. М., 2001. — № 10. — С. 165−169.
  170. В. С. Экономическое воспитание школьников / В. С. Середа // Педагогика. М., 1997. — № 4. — С. 103−112.
  171. В. В. Личностный подход в образовании: концепция итехнологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  172. А. В. Международная статистика / А. В. Сиденко. М.: Дело и Сервис, 2000. — 255 с.
  173. В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  174. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  175. М. А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: дисс.. канд. пед. наук / М. А. Смирнова. Тула, 1997. — 188 с.
  176. Советский Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1989.- 1632 с.
  177. Ю. В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: дисс.. канд. пед. наук / Ю. В. Соловьева. -Оренбург, 2005.- 188 с.
  178. А. А. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки: дисс.. канд. пед. наук / А. А. Сысоева. Тула, 1998. — 178 с.
  179. Т. С. Экономическая культура педагога: сущность и пути формирования / Т. С. Терюкова. М.: Прометей, 2002. — 181 с.
  180. ТовстикВ. А. Экономическое воспитание школьников / В. А. Товстйк. М.: Знание, 1983. — 108 с.
  181. ТурбовскойЯ. С. Передовой опыт: от формализма к технологии / Я.' С. Турбовской // Нар. образование. М., 1990. — № 7. — С. 42−58.
  182. Г. Качество профподготовки менеджера / Г. Тюлю // Высшее образование в России. М., 2005. — № 11. — С. 78−82.
  183. К. А. Современное экономическое мышление / К. А. Улыбин. М.: Политиздат, 1986. — 239 с.
  184. Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. — М., 1999.-№ 2.-С. 18−22.
  185. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. — 356 с.
  186. О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе / О. К. Филатов. Р/н-Д: ТОО Мираж, 1997. -213 с.
  187. Формирование профессиональной культуры учителя: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 159 с.
  188. П. Экономический образ мышления / Пол Хейне- пер. с англ. -М.: Изд-во «Новости" — изд-во Catallaxy, 1991. 704 с.
  189. Е. JI. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы: дисс.. канд. психол. наук / Е. JI. Холодцева. Барнаул, 2006. — 214 с.
  190. Н. В. Культурные ценности / Н. В. Чавчавадзе. -Тбилиси: ТГУ, 1984. 171 с.
  191. ЧекмаревВ.В. Экономические проблемы сферы образования: в 2 ч. / В. В. Чекмарев / под общ. ред. М. И. Скаржинского. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 443 с.
  192. С. А. Теория и практика личностно-ориентированной социально-экономической подготовки школьников: автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. А. Чернер. М., 1998. — 40 с.
  193. Д. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов // Специалист. М., 1997. — № 1. — С. 29−32.
  194. О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности: автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. Ф. Чупрова. Иркутск, 2004. — 22 с.
  195. В. И. Формируем конкурентоспособную личность /
  196. B. И. Шаповалов // Школьные технологии. б. м., 2003. — № 3. — С. 38−44.
  197. Н. Фундамент конкурентоспособности / Н. Шаталова // Поиск. М., 2003. — № 39 (26.09.2003). — С. 13.
  198. А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: автореф. дисс.. канд. экон. наук / А. Г. Шатохин. Ярославль, 2000. — 23 с.
  199. . П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / Б. П. Шемякин. М.: Педагогика, 1986. — 123 с.
  200. С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе: автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. Н. Широбоков. Омск, 2000. — 18 с.
  201. С. Е. Мониторинг качества образования в школе /
  202. C. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общ-во России, 1998.-352 с.
  203. С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 320 с.
  204. Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. М.: МПСИ, 2004. — 336 с.
  205. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М: РАО, 1999. — 465 с.
  206. Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1989. — 554 с.
  207. И. С. Педагогическая психология: основные проблемы. Учеб. пособие / И. С. Якиманская. М.: МПСИ, 2008. — 648 с.
  208. И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  209. Drucker P. F. Management Challenges for 21 Century / P. F. Drucker. — N.Y., 2002. P. 198.
  210. Economie Education: Links to the Social Studies. Washington:1. NCSS, 1981.-P. 129.
  211. George L. Fersh. A Perspective for Meeting Our Persistent Economic Education Problems / George L. Fersh // Economic Education: Links to the Social Studies. Washington: NCSS, 1981.
  212. Juster T. Education, Income and Human Behavior / T. Juster. N.Y., 1975.-P. 463.
  213. JCTT Master Curriculum Guide in Economics for the Nation’s Schools, Part 1. A Framework for Teaching Economics: Basic Concepts, 1977.
  214. Thomas J. Prosecution of White-Collar Crime Rising / J. Thomas // Chicago Tribune. 1991. — № 131. — June, 10.
Заполнить форму текущей работой