Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ нормативных документов (Общевоинские уставы, приказы и директивы МО РФУстав вузаорганизационно-методические указания МО РФГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиярабочие программы гуманитарных, социально-экономических и специальных учебных дисциплин) показал, что формирование готовности к профессиональному общению не рассматривается в них как значимое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
    • 1. 1. Сущность профессионального общения и специфика его формирования в военно-учебном социуме
    • 1. 2. Готовность будущего офицера к профессиональному общению: сущность, структура, уровни сформированности
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
    • 2. 1. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Педагогическая технология формирования готовности курсантов к профессиональному общению
    • 2. 3. Апробация педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные задачи, решаемые офицерским корпусом Вооруженных Сил РФ, требуют от выпускников высших военных учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными технологиями профессионального общения, поскольку, реализуя свои функциональные обязанности, современный офицер должен уметь активно взаимодействовать со своими подчиненными, с вышестоящим руководством, представителями органов муниципального и государственного управления, средств массовой информации, различных общественных организаций, широкими слоями общественности.

Вместе с тем в Государственном стандарте высшего профессионального образования фактически не уделено внимания вопросам подготовки выпускников к профессиональному общению. Квалификационные характеристики военных специалистов также не содержат требований к уровню коммуникативной подготовки будущих офицеров, а лишь подразумевают наличие представлений о нормах поведения и методах общения в воинском коллективе и вне его. Следствием этого являются факты, выявленные в ходе анализа войскового опыта выпускников, который убедительно свидетельствует: если будущие офицеры в процессе обучения в военном вузе не достигли необходимого уровня готовности к профессиональному общению, то в результате резко снижается их общая функциональная готовность, затягивается период адаптации в воинском коллективе. Как показывает анализ литературы и изучение массовой практики, наиболее существенными недостатками подготовки выпускников военных вузов последних лет выступают: дефицит профессиональной этики, несформированность навыков конструктивного ведения диалога, неспособность в нужный момент изменить свое решение и избрать другую форму общения, отсутствие навыков выступления перед аудиторией.

В то же время грамотное применение норм и правил профессионального общения может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и служебного потенциала современного офицера, поскольку эффективное профессиональное общение зачастую становится решающим фактором в сложных ситуациях межличностного взаимодействия, в ходе публичных выступлений, споров, дискуссий, ведения деловых переговоров, совещаний, разрешения воинских конфликтов. В силу этого формирование готовности к профессиональному общению как значимого профессионально-личностного качества военного специалиста становится актуальным направлением научно-практических изысканий.

Методологической основой данных исследований выступают работы Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Бодалева А. А., Давыдова В. В., Выгодского JI.C., Коломинского Я. Л., Леонтьева А. А., Ломова Б. Ф., Петровского А. В., Рубинштейна С. Л., в которых готовность к общению рассматривается как психологический феномен, как важнейшее условие развития человека, его социализации и индивидуализации, целостного формирования личности.

Основы педагогической теории формирования готовности к профессиональному общению заложены в трудах Грехнева B.C., Дьяченко М. И., Зимней И. А., Кан-Калика В.А., Кандыбовича Л. А., Сластенина В. А. В контексте данных исследований широко анализируются различные аспекты профессионального общения: сущность и социальная природа профессионального общения (Андреев В.И., Буш Г. Я., Горшкова В. В., Злобина ЕЛ., Ладанов И. С. и др.) — средства формирования готовности к профессиональному общению (Вербицкий А.А., Григорьева Г. Г., Куликов Г. П., Ляудис В. Я., Мудрик А. В., Петровская Л. А., Прутченков А. С., Шеин С. А. и др.) — условия повышения эффективности процесса подготовки обучаемых к профессиональному общению (Карнеев Р.К., Квасков В. Д., Кричевский Р. Л., Щербаков А. И. и др.).

Анализу различных аспектов формирования готовности к профессиональному общению у студентов вузов посвящены диссертационные исследования, выполненные в последние годы: развитие направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения (Братченко C.JI.), развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки (Дрокина С.В.), индивидуально-личностные факторы диалогического общения (Карнеев Р.К.), подготовка к деловому общению (Кононенко И.О.), развитие педагогического потенциала в процессе решения коммуникативных задач (Корепанова М.В.), формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению (Мутовкина О.М.), механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия (Куликов Г. П.) и многие Другие.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы военных педагогов и психологов (Большаков В.К., Герасимов В. Н., Головин Н. Н., Иванов B.C., Лаптев Л. Г., Липский И. А., Михайловский В. А., Новиков В. П., Скопилатов И. А., Теплов Б.М.), которые, исследуя различные стороны подготовки военных кадров, рассматривают готовность к профессиональному общению как значимое профессионально-личностное качество военного специалиста.

Вместе с тем, несмотря на многоплановость исследований данного феномена, можно констатировать, что на сегодняшний день проблема формирования готовности к профессиональному общению далеко не решена. Особенно ощутим дефицит исследований по проблеме профессионального общения в условиях военного социума, поскольку в большинстве имеющихся работ рассматривается формирование лишь отдельных когнитивных (знания, умения и навыки) или психологических (мотивы, потребности, установки) элементов готовности к профессиональному общению, но не содержится анализа профессионального общения как значимого компонента профессиональной деятельности современного военного специалиста.

Таким образом, налицо противоречие между назревшей потребностью в формировании у курсантов готовности к профессиональному общению на всех этапах их профессионально-личностного становления в качестве будущего офицера и отсутствием научно-теоретического обоснования и технологического обеспечения данного процесса в условиях военного вуза.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким должен быть процесс формирования готовности к профессиональному общению у курсантов в ходе профессиональной подготовки, чтобы он способствовал приобретению ими необходимых знаний, умений и навыков общения как значимого компонента будущей профессиональной деятельности. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы исследования «Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза».

Объект исследования: профессиональная подготовка курсантов военного вуза.

Предмет исследования: формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка технологии формирования готовности к профессиональному общению у курсантов в процессе профессиональной подготовки в военном вузе.

Гипотеза исследования: формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза будет более эффективным, если:

— рассматривается как одна из важнейших задач профессиональной подготовки будущих офицеров, детерминируемая условиями совместной деятельности, типом решаемых ими задач, способами организации военно-профессиональной деятельности, индивидуальными особенностями участников и отношениями между ними;

— осуществляется на основе педагогической технологии, определяющей подбор, компоновку и порядок использования форм, методов и средств профессиональной подготовки, адекватных целям, содержанию и методике организации данного процесса в условиях военного вуза;

— ведется постоянный мониторинг, позволяющий оценивать ход и результаты его сформированности на всех этапах профессиональной подготовки будущих офицеров.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены основные задачи исследования.

1. Исследовать сущность и структуру готовности к профессиональному общению как профессионально-личностного новообразования, формируемого в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров, факторы его формирования в условиях военного социума.

2. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии формирования готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза.

3. Обосновать уровни, критерии и диагностические методики педагогического мониторинга формирования готовности будущих офицеров к профессиональному общению.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— исследования педагогов и психологов по проблемам профессиональной деятельности (Бодалев А.А., Дьяченко М. И., Ломов Б. Ф., Кулюткин Ю. Н., Кандыбович Л. А., Маркова А. К., Парыгин Б. Д. и др.);

— концепции личностно-деятельностного (Бондаревская Е.В., Железовская Г. И., Кларин М. Н., Сериков В. В., Сластенин В. А., Якиманская И. С. и др.) и контекстного подходов к организации образовательного процесса в профессиональной школе (Безлюдова Э.В., Вербицкий А. А., Дружкин А. В., Дудченко B.C., Кричевский Р. Л., Ляудис В. К., Якобсон В. Д. и др-);

— основы педагогической теории формирования готовности к профессиональному общению (Грехнев B.C., Дьяченко М. И., Зимняя И. А., Кан-Калик В.А., Кандыбович JI.A., Корепанова М. В., Сластенин В. А. и др.);

— концептуальные основы технологий профессиональной подготовки в военном вузе (Большаков В.Ю., Герасимов В. М., Иванов B.C., Лаптев Л. Г., Липский И. А., Михайловский В. А., Новиков В. П. и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.

На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и военно-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в военных вузах, анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка комплексной программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути ее оптимального решения.

В ходе разработки авторской технологии использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование.

На этапе опытно-экспериментальной работы — анкетированиебеседынаблюдение за деятельностью, поведением и общением курсантов во время дискуссий, диалогического общения, имитационных игроценка и самооценка курсантовпедагогический экспериментстатистические методы обработки информации. Данные методы позволили адекватно диагностировать применение и эффективность авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению у курсантов.

Этапы н опытно-экспериментальная база. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно, с 2003 по 2006 годы, на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института).

На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, исследовалась практика формирования готовности к профессиональному общению в ряде военных вузов, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

На втором этапе (2004;2005 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности готовности курсантов к профессиональному общению в условиях традиционного образовательного процесса военного вузанаучно обосновывалась авторская педагогическая технология формирования готовности к профессиональному общению у курсантовразрабатывались обучающие комплексы учебных дисциплин и система учебно-профессиональных задач, моделирующих различные аспекты профессионального общения будущих офицеров.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проведен формирующий эксперимент, направленный на проверку эффективности авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза. Координировалась деятельность преподавателей различных кафедр в ходе экспериментауточнялись задачи исследования, формулировались выводы, полученные в ходе опытно-экспериментального исследованиявелась апробация результатов исследования и внедрение их в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней предложено авторское определение готовности к профессиональному общению как профессионально-личностному новообразованию, включающему в себя мотивационный (мотивы внешнего стимулирования, внешнего самоутверждения, личностной самореализации, познавательные), когнитивный (система знаний о специфике общения офицера в основных сферах его профессиональной деятельности), операциональный (совокупность умений, основанных на традиционных правилах и нормах общения, принятых в военно-профессиональном социуме), рефлексивный (понимание собственной значимости в воинском коллективе, познание себя и уровня самореализации в процессе профессионального общения) компонентыисследованы факторы, детерминирующие ее формирование в условиях военно-учебного социума: характер военно-учебной профессиональной деятельности, типы решаемых ими задач, способы организации военно-профессиональной деятельности, индивидуальные особенности участников и отношения между ними, вынужденный характер и жесткая регламентированностьна основе личностно-ориентированного и контекстного подходов разработана педагогическая технология формирования готовности к профессиональному общению курсантов военного вуза, предусматривающая совокупность педагогических приемов, обучающего комплекса учебной дисциплины и систему учебно-профессиональных коммуникативных задачобоснованы уровни и критерии оценки сформированности у будущих офицеров готовности к профессиональному общению.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теоретических представлений военно-профессионального образования о сущности профессионального общения, его роли в успешном осуществлении воинской деятельности и специфике проявления в условиях военно-профессиональной средыобосновании необходимости при формировании готовности к профессиональному общению у курсантов учитывать факторы военно-учебного социума, что вносит существенный вклад в теоретические представления о профессионально-личностном становлении современного военного специалиста. Разработанная технология формирования готовности курсантов к профессиональному общению и методические материалы по ее реализации позволяют повысить теоретический и прикладной уровень подготовки будущих офицеров и могут быть использованы для дальнейших научных исследований путей совершенствования профессиональной подготовки военных специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса профессионально-личностного становления военного специалиста новой формации, в востребованности авторской технологии, позволяющей в условиях профессиональной подготовки военного вуза формировать готовность будущих офицеров к профессиональному общению. Материалы исследования, разработанные в целях реализации авторской технологии (рабочие программы учебных дисциплинсистема форм, методов и средств обучения и педагогического мониторингасистема коммуникативных задач, дискуссий, военно-профессиональных игр), могут быть использованы в практике воспитательной и учебной деятельности воинских частей и подразделений, а также в системе переподготовки военных кадров.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследованияадекватностью применяемых методов цели и задачам исследованиядлительностью проведения экспериментальной работышироким внедрением результатов исследования в образовательный процесс военных вузов Россиивариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-методических, научно-практических и военно-теоретических конференциях в Саратове (2005 г.), Вольске (2004;2006 гг.), Челябинске (2006 г.), Самаре (2006 г.), Москве (2005;2006 гг.). Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова (2006 г.).

Материалы исследования (обучающий комплекс учебной дисциплины, система коммуникативных задач, технология формирования готовности к профессиональному общению) используются в учебном процессе Вольского высшего военного училища тыла (военного института), Военной академии тыла и транспорта, Ульяновского инженерно-технического института. Основные положения диссертации изложены в 17 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к профессиональному общению будущих военных специалистов — это профессионально-личностное новообразование, включающее в себя мотивационный (мотивы внешнего стимулирования, внешнего самоутверждения, личностной самореализации, познавательные), когнитивный (система знаний о специфике общения офицера в основных сферах его профессиональной деятельности), операциональный (совокупность умений, основанных на традиционных правилах и нормах общения, принятых в военно-профессиональном социуме), рефлексивный (понимание собственной значимости в воинском коллективе, познание себя и уровня самореализации в процессе профессионального общения) компоненты. Ее формирование в условиях военно-учебного социума детерминируется такими факторами, как характер военно-учебной профессиональной деятельности, типы решаемых ими задач, способы организации военно-профессиональной деятельности, индивидуальные особенности участников и отношения между ними, имеет вынужденный характер и более жестко регламентировано.

2. Педагогическая технология формирования готовности к профессиональному общению курсантов военного вуза, разработанная на основе личностно-ориентированного и контекстного подходов, предусматривает совокупность: педагогических приемов целеполагания и моделирования, обеспечивающих персонализацию взаимодействия педагога и курсанта и создающих систему переходов от учебно-познавательной к профессиональной деятельностиобучающего комплекса учебной дисциплины, включающего в себя дидактический (рабочая программа дисциплины для конкретной специальности), организационно-педагогический (система форм, методов и средств профессиональной подготовки курсантов), профессиональный (система модулей, обеспечивающих формирование готовности к профессиональному общению) компонентысистему учебно-профессиональных коммуникативных задач, моделирующих различные аспекты деятельности будущего военного специалиста.

3. Педагогический мониторинг сформированности готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза осуществляется на основе следующих критериев: 1) наличия у курсанта мотивов на активное профессиональное общение в военной среде- 2) глубины и прочности знаний курсанта о сущности общения и его роли в профессиональной воинской деятельности- 3) уровня развития коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений курсанта- 4) адекватности самооценки курсантом себя как субъекта общения в воинском коллективе. Степень сформированности готовности к профессиональному общению диагностируется по трем уровням: интуитивном (низком), нормативном (среднем) и креативном (высоком).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 206 источников, и приложенийснабжена таблицами.

выводы по второй главе

1. Анализ нормативных документов (Общевоинские уставы, приказы и директивы МО РФУстав вузаорганизационно-методические указания МО РФГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиярабочие программы гуманитарных, социально-экономических и специальных учебных дисциплин) показал, что формирование готовности к профессиональному общению не рассматривается в них как значимое направление профессиональной подготовки будущего офицера. В силу этого образовательный процесс в высшей военной школе нуждается в разработке и внедрении таких педагогических технологий, которые, не изменяя сложившуюся систему профессиональной подготовки военных кадров, способствовали бы эффективному решению задачи формирования готовности к профессиональному общению будущих офицеров.

2. Разработка педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению включала концептуальное обоснование, содержательную проработку и организационно-методическое обеспечение. Под концептуальным обоснованием педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению мы понимали выбор научных подходов к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в вузе, которые могут стать методологической основой при разработке данной технологии. Содержательная проработка авторской технологии основывалась на отборе педагогических приемов, позволяющих в условиях образовательного процесса военного вуза с высокой долей эффективности формировать готовность к профессиональному общению как базовую характеристику личности будущего военного специалиста. Организационно-методическое обеспечение разработки авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению, заключалось в разработке обучающего комплекса учебной дисциплины.

3. Апробация и исследование эффективности авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению будущих офицеров осуществлялись в ходе формирующего эксперимента в два этапа, которые можно условно обозначить как этап целеполагания и этап моделирования будущей профессиональной деятельности. На этапе целеполагания основное внимание уделялось включению курсантов в процесс по формированию готовности к профессиональному общению путем совместной с преподавателем постановки целей обучения в военном вузе, определения условий, путей и средств достижения поставленной цели. На втором этапе формирующего эксперимента, названного нами этапом моделирования будущей профессиональной деятельности, осуществлялся перевод курсантов в «позицию специалистов».

4. Анализ материалов итогового контрольного среза показал, что по всем компонентам сформированности готовности будущих офицеров к профессиональному общению имеют место существенные изменения, результатом чего стало ощутимое увеличение доли креативного уровня готовности. Дополнительным доказательством эффективности проделанной работы следует считать тот факт, что все преподаватели, работающие в экспериментальных группах и выступавшие в роли экспертов, отметили возросшую общительность курсантов, их стремление к самореализации в ходе общения, вариативность средств коммуникации, выбор которых определялся профессиональными и служебными ситуациями. Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытного исследования успешным, а целесообразность и эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза авторской технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению подтвержденными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая социокультурная ситуация, переживаемая российским обществом, предполагает всемерное развитие индивидуальных возможностей человека, в числе которых значительное место отведено профессиональному общению как немаловажному слагаемому профессиональной подготовки личности. Это вызвано тем, что одной из причин неэффективности профессиональной деятельности и неудовлетворенности взаимоотношениями в коллективе является отсутствие у специалистов навыков профессионального общения, что ставит проблему формирования готовности к данному аспекту профессиональной деятельности в один ряд с наиболее актуальными теоретическими и практическими изысканиями современной науки и практики.

Профессиональное общение как сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержания и качественных характеристик, изучается различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикойа также дополняется изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений. В силу этого становится очевидным, что исследование сущности и специфики профессионального общения требует рассмотрения данного феномена в контексте более широкого понятия — «общение».

Наиболее распространенные трактовки понятия «общение» связаны с рассмотрением его как сложного процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями в совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В контексте нашего исследования профессиональное общение рассматривается как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, участники которого выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач в профессиональной деятельности. Из этого следует, что профессиональное общение, опосредованное характером профессиональной деятельности, имеет свои специфические особенности, которые детерминируют среду соответствующих коллективов.

Выделяют целый ряд факторов, характерных для воинской деятельности и опосредующих специфику общения военных специалистов:

— в процессе решения воинских задач большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредованным различного рода специальными устройствами, что в ряде случаев затрудняет возможность непосредственного общения;

— в процессе профессионального общения в воинской среде возрастает роль вероятностного прогнозирования, в силу чего офицер должен уметь просчитывать возможные действия своих коллег, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними;

— результат деятельности в военно-профессиональной среде зависит не только от уровня индивидуальной подготовки офицеров, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля;

— ведущая роль в совместной воинской деятельности принадлежит информационным связям между специалистами, при организации которых необходимо учитывать не только интенсивность профессионального общения, но и его характер.

С учетом данных факторов в контексте нашего исследования профессиональное общение в военном социуме рассматривается как значимый аспект профессиональной деятельности современного офицера, который определяется условиями совместной деятельности военных специалистов, типом решаемых ими задач, способами организации военно-профессиональной деятельности, индивидуальными особенностями участников и отношениями между нимиимеет вынужденный характер и более жестко регламентирован.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что профессиональное общение является важнейшим аспектом военно-профессиональной деятельности, в силу чего будущим офицерам необходима специальная подготовка, детерминированная спецификой задач, решаемых в ходе образовательного процесса военного вуза, и учитывающая:

— необходимость постоянного коллективного взаимодействия, в силу которого будущий офицер должен учиться подчинять свои желания, требования и мнения задачам воинского коллектива, брать на себя ответственность за результаты деятельности других и коллектива в целом, выстраивать такие межличностные отношения, чтобы они способствовали решению единых для данного воинского коллектива профессиональных задач;

— более широкий спектр видов профессиональной деятельности, которые предстоит выполнять выпускнику военного вуза: командно-организаторскую, обучающую, воспитательную, эксплуатационную;

— условия демократического общества, требующие, чтобы профессиональное общение в военной среде носило гуманистический характер, в силу чего будущий офицер должен уметь актуализировать потенциальные возможности своих подчиненных, а не добиваться достижения поставленной цели любой ценой;

— особенности уклада жизни и деятельности курсантов, которые находятся в воинском коллективе круглосуточно, поэтому их профессиональное общение затрагивает широкие сферы: учебу, досуг, быт;

— жестко регламентированный характер профессионального общения в военно-образовательном социуме, определяемый общевоинскими уставами и в отдельных случаях распространяемых на неслужебные отношения;

— вынужденный характер выбора контрагентов общения, в силу чего в условиях курсантского и воинского коллективов партнеры по общению задаются" помимо воли общающихся в соответствии с должностным предназначением собеседников.

Выявление сущности профессионального общения и специфики его осуществления в военно-образовательном социуме позволили нам перейти к анализу понятия о готовности выпускников военного вуза к профессиональному общению.

В контексте нашего исследования готовность к профессиональному общению понимается как базовая характеристика личности будущего военного специалиста, основанная на осознании им роли общения как значимого фактора успешной профессиональной деятельности и включающая систему знаний по теории общения, наличие устойчивой потребности в общении, владение техникой общения.

Исследование сущности профессионального общения в деятельности современного офицера определило наше видение готовности к профессиональному общению в единстве четырех компонентов:

— мотивационного (система мотивов, стимулирующих творческое проявление личности курсанта в общении);

— когнитивного (совокупность знаний о специфике общения офицера в основных сферах его профессиональной деятельности);

— операционального (система умений, основанных на традиционных правилах и нормах общения, принятых в военно-профессиональном социуме);

— рефлексивного (познание себя и уровня самореализации в процессе профессионального общения).

Выделение компонентов готовности курсантов к профессиональному общению основывается на понимании того, что данная характеристика личности выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития. В силу этого можно говорить об уровнях готовности курсантов к профессиональному общению: интуитивном (низком), нормативном (среднем) и креативном (высоком).

Интуитивный уровень предполагает наличие общих представлений курсантов о будущей профессиональной деятельности и общении в воинском коллективе. Знания по проблемам теории профессионального общения носят поверхностный характер. Курсанты этого уровня отличаются пассивностью, замкнутостью, низким уровнем общительности. Они избегают вести диалог, выступать перед аудиторией, для них характерны низкая культура речи, неумение четко сформулировать свои мысли и грамотно изложить их. У них слабо развиты рефлексивные способности, отсутствуют заинтересованность в общении, инициатива, стремление к импровизации. У большинства курсантов данного уровня профессиональные мотивы побудительной силой не обладают.

Нормативный уровень предполагает наличие знаний в области профессионального общения, осознание роли общения в будущей профессиональной деятельности. В связи с наличием потребности в общении у курсантов этого уровня расширяется арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации. Они активно вступают в диалог, принимают участие в дискуссиях, не боятся выступать перед аудиторией. Они достаточно инициативны, эмоциональны, осознают необходимость овладения навыками эмпатийного слушанияобщение в воинском коллективе и вне его оценивают с профессиональных позиций. У курсантов формируются рефлексивные способности, в силу чего они стремятся к самореализации в ходе общения.

Креативный уровень отражает убежденность курсантов в значимости профессионального общения как важного фактора успешной воинской деятельности. Умение общаться с коллегами по службе курсанты считают основным для современного военного специалиста и стремятся строить свои взаимоотношения на основе адекватной самооценки себя как субъекта общения в воинском коллективе. Курсанты данного уровня ориентируются на достижение максимального успеха в профессиональной деятельности, проявляют высокую познавательную активность, творчески подходят к систематизации и профессионализации знаний, с интересом изучают отечественную и зарубежную литературу по проблемам профессионального общения, деловой риторике, разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института) в 20 042 006 годах и включало два этапа: констатирующий (2004;2005 гг.) и формирующий (2005;2006 гг.).

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

— анализ нормативных документов, определяющих цели и задачи профессиональной подготовки будущих офицеров тыла в военном вузе;

— определение исходного уровня сформированности готовности курсантов к профессиональному общению в условиях традиционного образовательного процесса военного вуза.

Анализ нормативных документов (Общевоинские уставы, приказы и директивы МО РФУстав вузаорганизационно-методические указания МО РФГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиярабочие программы гуманитарных, социально-экономических и специальных учебных дисциплин) показал, что формирование готовности к профессиональному общению не рассматривается в них как значимое направление профессиональной подготовки будущего офицера. Только в рамках дисциплины «Военная педагогика и психология» предусматривается 4 часа учебного времени на изучение проблем межличностного общения в воинских коллективах. В силу этого образовательный процесс в высшей военной школе нуждается в разработке и внедрении таких педагогических технологий, которые, не изменяя сложившуюся систему профессиональной подготовки военных кадров, способствовали бы эффективному решению задачи формирования готовности к профессиональному общению будущих офицеров.

Разработка педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению включала концептуальное обоснование, содержательную проработку и организационно-методическое обеспечение.

Под концептуальным обоснованием педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению мы понимали выбор научных подходов к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в вузе, которые могут стать методологической основой при разработке данной технологии. В качестве таковых нами рассматривались:

— личностно-ориентированный подход, создающий учебно-пространственную среду, которая стимулирует социально-профессиональное развитие курсантов, максимально полно способствуя учету их индивидуально-личностных особенностей и возможностей в процессе формирования готовности к профессиональному общению со всеми контрагентами как внутри, так и вне профессиональной сферы;

— контекстный подход, позволяющий строить содержание учебной деятельности курсанта не только исходя из логики изучаемых предметов, но и с учетом модели специалиста, отражающей все аспекты будущей деятельности военного специалиста и, соответственно, все сферы его профессионального общения.

Содержательная проработка авторской технологии основывалась на отборе педагогических приемов, позволяющих в условиях образовательного процесса военного вуза с высокой долей эффективности формировать готовность к профессиональному общению как базовую характеристику личности будущего военного специалиста. В качестве ведущих педагогических приемов в контексте нашего исследования выступали:

— целеполагание — совместная деятельность педагога и курсантов, в ходе которой осуществляется перенос с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность курсанта, что позволяет рассматривать образовательный процесс как учебно-пространственную среду, создающую условия для многоаспектного общения в системах преподаватель-курсант" и «курсант-курсант», направленное на достижение объединяющей их цели — формирование готовности к профессиональному общению как базовую характеристику личности будущего военного специалиста;

— моделирование профессиональной деятельности будущих военных специалистов, в ходе которого курсанты становились не только участниками профессионально-ориентированных ситуаций, имитирующих, но и «создателями» собственной личности, поскольку могут продиагностировать свои собственные возможности применительно к профессии военного специалиста, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению.

Организационно-методическое обеспечение разработки авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению заключалось в разработке обучающего комплекса учебной дисциплины, в состав которого входит:

1) дидактический компонент (рабочая программа дисциплины для конкретной специальности, раскрывающая содержание изучаемого материала, характер учебной деятельности курсантов и обучающей деятельности преподавателей);

2) организационно-педагогический компонент (система форм, методов и средств обучения и педагогического мониторинга, охватывающая все виды общеобразовательной и специальной подготовки курсантов в целях формирования их готовности к профессиональному общению);

3) профессиональный компонент (система коммуникативных заданий, дискуссий, военно-профессиональных игр, разработанных в соответствии с профилем обучения и охватывающих основные элементы готовности будущих военных специалистов к профессиональному общению).

Апробация и исследование эффективности авторской технологии формирования готовности к профессиональному общению будущих офицеров осуществлялись в ходе формирующего эксперимента в два этапа, которые можно условно обозначить как этап целеполагания и этап моделирования будущей профессиональной деятельности.

На этапе целеполагания основное внимание уделялось включению курсантов в процесс по формированию готовности к профессиональному общению путем совместной с преподавателем постановки целей обучения в военном вузе, определения условий, путей и средств достижения поставленной цели. Необходимо было добиться, чтобы курсанты осознали важность готовности к профессиональному общению для успешного осуществления будущей профессиональной деятельностиприобрели интерес к общению, ощутили потребность в немовладели знаниями о природе, структуре и стилях профессионального общенияусвоили профессионально важные нормы общения в военной среде.

На реализацию этого были направлены факультативные занятия по темам: «Будущая военная специальность», «Военная деонтология», «Имидж современного офицера», «Престижно ли быть офицером?», «Особенности профессионального общения офицеров». Эти занятия позволили нам ввести профессионально важные понятия и категории в активный словарный запас курсантов, необходимый для общения по своей специальности, охарактеризовать специфику профессионального общения в военной среде. Итогом работы на первом этапе эксперимента явились следующие изменения, значимые для формирования готовности к профессиональному общению:

— мотивационный компонент — у курсантов появилось личностное отношение к профессиональному общению как важному аспекту предстоящей профессиональной деятельности, возникла потребность в осуществлении коммуникативного взаимодействиямотивы курсантов стали более профессионально ориентированными;

— когнитивный компонент — курсантами был освоен необходимый минимум знаний о сущности и специфике профессионального общения в военной среде, они получили информацию о стилях и видах общения, о тонкостях профессионального общения в различных ситуациях, ознакомились с типовыми коммуникативными моделями военной деятельности;

— операциональный компонент — курсанты приобрели умения, необходимые для ведения дискуссии, публичного выступления, аргументированного обоснования своей точки зрения;

— рефлексивный компонент — курсанты приобрели умения оценить себя в ситуациях общения, ощутили потребность в самовыражении в общении.

На втором этапе формирующего эксперимента, названного нами этапом моделирования будущей профессиональной деятельности, осуществлялся перевод курсантов в «позицию специалистов». Экспериментальная работа на данном этапе заключалась в создании условий, стимулирующих развитие профессиональной общительности, развития коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений, отрабатываемых в ходе проведения деловых встреч, презентаций, служебных телефонных разговоров, овладения этикой профессионального общения. В целях этого использовалась система имитационных игр, которая включала игры четырех типов и вводилась в образовательный процесс вуза в логике поэтапного усложнения:

1) вспомогательные профессиональные задачи, построенные на материале дисциплин общеобразовательного цикла и отрабатывающие умения курсантов принимать ответственные решения в типовых условиях предстоящей военно-профессиональной деятельности;

2) специализированные профессиональные задачи, построенные на материале дисциплин по специальности и базирующиеся на обоснованном выборе вариантов решения из числа предложенных;

3) междисциплинарные профессионально-ориентированные задачи, предусматривающие комплексное применение знаний из общеобразовательных и специальных дисциплин и требующие ответственного выбора варианта решения, оптимально соответствующего условиям предстоящей профессиональной деятельности;

4) коммуникативно-организационные задачи, построенные на материале общеобразовательных и специальных дисциплин, направленные на моделирование взаимодействия военных специалистов (офицеров тыла) с представителями органов государственного и муниципального управления, общественных организаций.

По окончании второго этапа формирующего эксперимента была проведена итоговая диагностика, которая позволила выявить наличие положительной динамики в сформированности уровней готовности будущих офицеров к профессиональному общению.

Анализ материалов итогового контрольного среза показал, что по всем компонентам сформированности готовности будущих офицеров к профессиональному общению имеют место существенные изменения, результатом чего стало ощутимое увеличение доли креативного уровня готовности. Дополнительным доказательством эффективности проделанной работы следует считать тот факт, что все преподаватели, работающие в экспериментальных группах и выступавшие в роли экспертов, отметили возросшую общительность курсантов, их стремление к самореализации в ходе общения, вариативность средств коммуникации, выбор которых определялся профессиональными и служебными ситуациями. Сами курсанты указали, что у них возник интерес к проблемам общения, сформировалась потребность полнее реализовать себя в общении, они научились формулировать свои мысли, аргументированно убеждать, тактично отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь при этом к мнению других, корректно вести дискуссии и деловые беседы, уверенно выступать перед аудиторией.

Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытного исследования успешным, а целесообразность и эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза авторской технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению подтвержденными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения / Л. Айви. Новосибирск: ЭКОР, 2005. -184 с.
  2. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  3. , В.И. Деловая риторика / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.- 243 с.
  4. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
  5. , Г. М. Обобщение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
  6. , А.С. Деловая игра как эффективный метод подготовки инженеров / А. С. Арбеньев, Г. Ф. Арбеньева. Новосибирск: Наука, 1987. -190 с.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк. 1980.-368 с.
  8. , Э.Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. М.: Гардарики, 1996. — 320 с.
  9. , Ю. Качество подготовки специалистов в условиях перехода к рынку // Высшее образование в России. 1996. № 4. — С. 82 -84.
  10. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1997. — 254 с.
  11. , Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990.-184 с.
  12. , Г. С. Принципы диалектики как теории познания / Г. С. Батищев. М.: Сфера, 1999. — 293с.
  13. , Э.В. Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся / Э. В. Безлюдова. М.: Высш. шк. 1991. — 207 с.
  14. , А.Н. Интегрированная система высшего инженерного образования / А. Н. Бекренев, В. И. Михелькевич // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 125−128.
  15. , В.Ф. Логика: учеб. пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. Минск: Изд-во «Тетра Системе», 1997. — 416 с.
  16. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. , В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб.: Академический проспект, 2001.-210 с.
  19. , А.А. О коммуникативном ядре личности / А. А. Бодалев // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 77−81.
  20. , А.А. Проектирование и взаимодействие в общении / А. А. Бодалев // Педагогика. 1994. -№ 1. — С. 12−14.
  21. , А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. 1992. -№ 5−6. — С. 65−70.
  22. , В.А. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: Вента-Граф, 2000. -288 с.
  23. , В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры /В.Ю. Большаков. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 284 с.
  24. , Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников / Е. В. Бондаревская // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 50−56.
  25. , И.П. Этика делового общения / И. П. Браим. Минск: НКФ Экоперспектива, 1996. — 208 с.
  26. , C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / C.JI. Братченко. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1987. -16 с.
  27. , В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного вуза / В. Буглаев, В. Лагерев // Высшее образование в России. -1996. № 1. — С. 89.
  28. Буш, Г. Я. Диалогика и творчество / Г. Я. Буш. Рига: Авост, 1985.318 с.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  30. , А.А. Игровые формы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1983. — 310 с.
  31. , А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Игровое моделирование: методология и практика / Отв. ред. Ладенко И. С. -Новосибирск: «Наука» СО АН СССР, 1987. С. 78−100.
  32. , А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1987. — 167 с.
  33. , А.А. Человек в контексте речи. Формы и методы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1990. — 63 с.
  34. , А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. М.: Знание, 1990. — 46 с.
  35. Военная дидактика: учеб. / Отв. ред. Л. Г. Лаптев. М.: Совершенство, 1998. — 884 с.
  36. Воинский труд: наука, искусство, призвание: монография / Отв. ред. Л. Г. Лаптев. М.: Совершенство, 1999. — 480 с.
  37. Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  38. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М., 1934.324 с.
  39. , В.Н. Основы превентивной педагогики / В. Н. Герасимов. М.: ГАВС, 1995. — 301 с.
  40. , Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 197 с.
  41. , Н.Н. Высшая военная школа / Н. Н. Головин. СПб, 1911. -129с.
  42. , В.В. Педагогика отношений / В. В. Горшкова. -Комсомольск-на-Амуре: Свифт, 1995. 105 с.
  43. , В.В. Межсубъектные отношения как педагогическая ценность / В. В. Горшкова. М., 1991. — С. 4017.
  44. , B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  45. , B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений / B.C. Грехнев. М.: МГУ, 1985. — 184 с.
  46. , Т.Г. Основы конструирования общения / Т. Г. Григорьева. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 115с.
  47. , В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. -№ 5. — С. 52.
  48. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Интор, 1996.-544 с.
  49. , В.В. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: Наука, 1990. — 180 с.
  50. , В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1997. 159 с.
  51. , В.Ю. Социальная психология и этика делового общения / В. Ю. Дорошенко, Л. П. Зотова, Н. А. Натров. М.: ЮНИТИ, 2003. -160 с.
  52. , С.В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1996. — 19 с.
  53. , B.C. Инновационные игры: практика, методология и теория / B.C. Дудченко. Таллин: Наука, 1989. — 103 с.
  54. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -175 с.
  55. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 383 с.
  56. , А.Г. Организация и методика проведения деловых совещаний / А. Г. Елисеев. Киев: МАУП, 1995. — 64 с.
  57. , Г. И. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические, методические аспекты / Г. И. Железовская, Л. Г. Вяткин. Саратов: СГУ, 2000.-134 с.
  58. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-104 с.
  59. , В. Руководить без конфликтов / В. Зигёрт, Л. Ланг. М.: Экономика, 1990.-203 с.
  60. , И.А. Общение в образовательном процессе / И. А. Зимняя // Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. — С. 47 — 94.
  61. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  62. , В.Г. Общение как фактор развития личности / В. Г. Злобина. Киев: Наукова думка, 2000. — 115 с.
  63. , Р.А. Культура человеческих отношений в производственном коллективе / Р. А. Золотников. Уфа: УАИ, 2002. — 101 с.
  64. , JI.H. Социальные функции имитационных игр / JI.H. Иваненко // Вестник высшей школы. 1990. — № 2. — С. 14−21.
  65. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
  66. , B.C. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН: монография / B.C. Иванов, Л. Г. Лаптев М.: ВА РВСН, 2000. — 227 с.
  67. , B.C. Целостный подход формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение / B.C. Ильин // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1984. — С. 3 — 27.
  68. , Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1994.- 13 1 с.
  69. , И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа / И. А. Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — 168 с.
  70. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  71. Интеллектуальная культура специалиста: сб. науч. трудов под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1988. — 270 с. с/
  72. , Ц. Диалог в общении и обучении / Ц. Йотов. София: Народна просвета, 1989. — 128с.
  73. , М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996. -№ 1.-С. 34.
  74. , М.С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.319 с.
  75. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  76. , Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. М.: Прогресс, 1989. — 240 с.
  77. , Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. М.: Прогресс, 1990. — 401 с.
  78. , Р.К. Индивидуально-личностные факторы диалогического общения: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  79. , В.Д. Особенности общения при выделении условий успешного выполнения деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.-24 с.
  80. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  81. , М.В. Личностная ориентация в высшем образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
  82. , Я.Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. М.: Молодая гвардия, 1974. — 311 с.
  83. , Я.Л. Человек среди людей / Я. Л. Коломинский. М.: Молодая гвардия, 1973.-283 с.
  84. , В.А. Общение и познавательные процессы / В. А. Кольцова // Познание и общение. М.: Изд-во «Наука», 1988. — С. 10 -14.
  85. , И.О. Подготовка старшеклассников к деловому общению: автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1995. — 20 с.
  86. , Н.Г. Методика подготовки специалистов в области эффективного производства / Н. Г. Кононов // Высшее образование в России. -1993.-№ 4.-С. 57−64.
  87. , М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994. — 187 с.
  88. , И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс / И. Корнилов // Высшее образование в России. 1996. — № 2. -С. 79.
  89. , Г. С. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований / Г. С. Костюк, Г. А. Балл // Вопросы психологии.-1977.-№ 3,-С. 34−41.91 .Кохтев, И. Н. Риторика / И. Н. Кохтев. М.: Просвещение, 2004. -107 с.
  90. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  91. , В.В. Педагогическая теория / В. В. Краевский. -Волгоград: Перемена, 1996. 85 с.
  92. , Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. В. Третьяков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 206 с.
  93. , Р.Л. Психология подготовки специалистов для современного производства / Р. Л. Кричевский / Под ред. А. И. Подольского. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 187 с.
  94. , М.М. Деловая игра как способ развития интеллекта на основе преодоления образа / М. М. Крюков. М.: Высшая школа, 1992. -201 с.
  95. , Ф.А. Культура делового общения / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 1996.-240 с.
  96. , Е.С. Социальная психология / Е. С. Кузьмин. М.: Мысль, 1984.-327 с.
  97. , Г. П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.-22 с.
  98. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Высшая школа, 1985. — 128с.
  99. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 254 с.
  100. , Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов / Г. М. Курьдюмов // Высшее образование в России. 1994. -№ 2.-С. 21−26.
  101. , В.А. Проблемы обучения кодированию-интерпретации невербального поведения / В. А. Лабунская // Психологический журнал. -1997. т. 18. -№ 5. -С.40−54.
  102. , И. Д. Мастерство делового взаимодействия / И. Д. Ладанов. М.: Экономика, 1993. — 103 с.
  103. , И.С. Формирование потребности личности в общении / И. О. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1981.-119с.
  104. , А.А. Общение как объект психологического исследования / А. А. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во «Наука», 1975. — С. 106−123.
  105. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  106. , И.Я. Беседа / И. Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — С. 83−84.
  107. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
  108. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  109. , Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы / Х. И. Лийметс. Таллин: ТалПИ, 1974.-104 с.
  110. , М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-С. 107−128.
  111. , И.А. Прогнозирование в военной педагогике. Теоретико-методологические проблемы / И. А. Липский. М.: ГАВС, 1993. — 216 с.
  112. , М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Вента-Граф, 2004.-143 с.
  113. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1992. 528 с.
  114. , Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 124- 135.
  115. , Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
  116. , В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1992.-67 с.
  117. , В.Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству / В. Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1992. — 72 с.
  118. , В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 156 с.
  119. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Наука, 1996.-308 с.
  120. , Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филологических специальностей вузов / Ю. С. Маслов. М.: Высш. шк., 1997. -272 с.
  121. , Е.А. Учебное общение на уроке английского языка / Е. А. Маслыко. Минск: Вышейшая школа, 1990. — 3 16 с.
  122. , В.А. Образование для промышленных производств будущего / В. А. Матюхин. М.: Сфера, 2000. — 307 с.
  123. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1992. — 207 с.
  124. , Е. Роль диалога в современной деятельности / Е. Машбиц, Т. Грей // Материалы Всесоюзного симпозиума по проблеме «Мышление и общение». Алма-Ата, 1979. — С. 155−157.
  125. , Г. В. Проблема речевой культуры в контексте новой парадигмы образования / Г. В. Мельникова // Тез. докл. междунар. науч. конф. -Тула, 1997.-С. 74−77.
  126. , B.C. Индивидуальный стиль общения / B.C. Мерлин // Психол. журнал. 1982. — Т.З. — № 4. — С. 28−32.
  127. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  128. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  129. , В.А. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: монография / В. А. Михайловский. М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  130. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  131. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
  132. , Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса / Т. К. Мухина // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С. 74 — 77.
  133. , Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  134. , В.Н. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки преподавателей высшей военной школы: монография / В. Н. Новиков. М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 1998. -103 с.
  135. , Дж. У. Деловые игры и современный бизнес / Дж. У. Ньюстром, Е. В. Сканиел. -М.: Бином, 1997. 139 с.
  136. , О.А. Содержание и формы организации тематической беседы в профессиональной сфере общения студентов технических специальностей: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  137. , Т.П. Искусство делового общения / Т. П. Остапенко, Г. И. Сидунова. Волгоград: Перемена, 1994. — 68 с.
  138. Основы военной акмеологии: учебное пособие для военно-учебных заведений. В 2 ч. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: МО РФ, 206. — Ч. 1. — 314 е.- ч. 2 — 415 с.
  139. , В.Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1981. — № 7. — С. 126−131.
  140. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 2000. — 351 с.
  141. , Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1981. — 190 с.
  142. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1985. — 107 с.
  143. Педагогика: учебное пособие для вузов. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Сфера, 2000. — 387 с.
  144. Педагогика профессионального образования: учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Вента-Граф, 2004. — 390 с.
  145. В. Воспитание культуры поведения взрослых / В. Петрова // Педагогика. 1996. -№ 4. — С. 124.
  146. , Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  147. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  148. , А.В. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект/А.В. Петровский. М.: Вента-Граф, 1990. — 174 с.
  149. , А.В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -М.: Наука, 1978.-235 с.
  150. , А.В. Личностно-развивающее взаимодействие / А. В. Петровский, В. К. Калипенко, И. Б. Котова. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
  151. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. Н. Новгород: Ай-кью, 1994. -262 с.
  152. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-216 с.
  153. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  154. , К.К. Психология: учебное пособие для повышения квалификации инж. пед. работников / К. К. Платонов, К. К. Голубев. М.: Высш. шк., 1977.-247 с.
  155. , Н.О. Творческий стиль деятельности / Н. О. Посталюк. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 206 с.
  156. , А.И. Деловая культура: сравнительный анализ / А. И. Пригожий // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 74−80.
  157. , Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме / Ю. Д. Прилюк. Киев: Наукова Думка, 1985. — 145 с.
  158. , А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997. -36 с.
  159. , А.С. Тренинг коммуникативных умений / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
  160. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  161. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М., 1985. — 410 с.
  162. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
  163. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.- 485 с.
  164. , С.Л. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М: Педагогика, 1976. — 416 с.
  165. , Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учеб. пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-180 с.
  166. , Ф.К. Вариативность педагогических технологий // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: сб. науч. ст. / Ф. К. Савина. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 5−22.
  167. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народ, образов., 1998. — 256 с.
  168. , В.К. Деловой стиль на каждый день / В. К. Сементовская. JL: Лениздат, 1990. — 109 с.
  169. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: монография / Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена. 1997. — 230 с.
  170. , Н.К. Введение в педагогическую профессию /
  171. H.К. Сергеев, Е. И. Захарчук. Волгоград: Перемена, 1988. — 230 с.
  172. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994 — 152 с.
  173. , В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тез. докл. науч. конф. 25−28 мая 1993 г. Ч.1. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 9 -11.
  174. , В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  175. , И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: дис. докт. мед. наук. СПб., 1995. — 382 с.
  176. , В.А. Педагогика инновационная деятельность / В. А. Сластенин. — М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
  177. , Б.А. Инженерная психология / Б. А. Смирнов, Б. А. Душков, Ф. П. Коломинский. М.: Высш. шк., 1983. — 378 с.
  178. , A.M. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учителями школ (при изучении педагогики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 21 с.
  179. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 397 с.
  180. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1987. — 224 с.
  181. , Б.М. Ум полководца / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1990. -199 с.
  182. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  183. , Ю.Г. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: дис. д-ра. пед. наук. -М., 1994. 347 с.
  184. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  185. Философский Энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 840 с.
  186. , Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  187. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  188. , А. Апология дискуссии / А. Хомяков // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 85.
  189. , Р. Ваше тайное оружие в общении / Р. Хорст. М.: Сфера, 1996.- 178 с.
  190. , В.Б. Деловые игры в учебном процессе: учеб. пособие / В. Б. Христенко. Челябинск: ЧПУ, 1983. — 143 с.
  191. , Е.В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. Киев: Вища шк., 1985. — 159 с.
  192. , Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: дис. д-ра. пед. наук. СПб., 1998. — 534 с.
  193. , И.И. Социальная психология в образовании / И. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  194. , С.А. Диалог как основа психологии общения С.А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−52.
  195. , Д. Коммуникативность в обучении современным языкам / Д. Шейлз. Дублин: Совет Европы Пресс, 1995. — 349 с.
  196. , Ю.А. Общение: возможность и действительность / Ю. А. Шестопалов. Фрунзе: Илим, 1985. — 176 с.
  197. , А. Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-29 с.
  198. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  199. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1979. — 349 с.
  200. , О. Слово предоставляется Вам: практические советы по ведению деловых бесед и переговоров / О. Эрнст. М.: Прогресс, 1988. -236 с.
  201. , А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике /
  202. A.Ф. Эсаулов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 195 с.
  203. , В.А. Социально-психологический портрет инженера /
  204. B.А. Ядов. М.: Мысль, 1977. — 231 с.
  205. , Д. Деловой этикет / Д. Ягер. М.: Джолы Уайтли энд Санз, 1994.-240 с.
  206. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии.1995. № 2. — С.47−64.
  207. , В.Д. К вопросу классификации учебных деловых игр / В. Д. Якобсон. Вильнюс: Софт-Пресс, 1985. — С. 65−66.152
Заполнить форму текущей работой