Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза
Диссертация
Анализ нормативных документов (Общевоинские уставы, приказы и директивы МО РФУстав вузаорганизационно-методические указания МО РФГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиярабочие программы гуманитарных, социально-экономических и специальных учебных дисциплин) показал, что формирование готовности к профессиональному общению не рассматривается в них как значимое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
- 1. 1. Сущность профессионального общения и специфика его формирования в военно-учебном социуме
- 1. 2. Готовность будущего офицера к профессиональному общению: сущность, структура, уровни сформированности
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
- 2. 1. Результаты констатирующего эксперимента
- 2. 2. Педагогическая технология формирования готовности курсантов к профессиональному общению
- 2. 3. Апробация педагогической технологии формирования готовности курсантов к профессиональному общению
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Айви, Л. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения / Л. Айви. Новосибирск: ЭКОР, 2005. -184 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Андреев, В.И. Деловая риторика / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.- 243 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
- Андреева, Г. М. Обобщение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
- Арбеньев, А.С. Деловая игра как эффективный метод подготовки инженеров / А. С. Арбеньев, Г. Ф. Арбеньева. Новосибирск: Наука, 1987. -190 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк. 1980.-368 с.
- Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. М.: Гардарики, 1996. — 320 с.
- Бабаев, Ю. Качество подготовки специалистов в условиях перехода к рынку // Высшее образование в России. 1996. № 4. — С. 82 -84.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1997. — 254 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990.-184 с.
- Батищев, Г. С. Принципы диалектики как теории познания / Г. С. Батищев. М.: Сфера, 1999. — 293с.
- Безлюдова, Э.В. Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся / Э. В. Безлюдова. М.: Высш. шк. 1991. — 207 с.
- Бекренев, А.Н. Интегрированная система высшего инженерного образования / А. Н. Бекренев, В. И. Михелькевич // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 125−128.
- Берков, В.Ф. Логика: учеб. пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. Минск: Изд-во «Тетра Системе», 1997. — 416 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб.: Академический проспект, 2001.-210 с.
- Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности / А. А. Бодалев // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 77−81.
- Бодалев, А.А. Проектирование и взаимодействие в общении / А. А. Бодалев // Педагогика. 1994. -№ 1. — С. 12−14.
- Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. 1992. -№ 5−6. — С. 65−70.
- Бодров, В.А. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: Вента-Граф, 2000. -288 с.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры /В.Ю. Большаков. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 284 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников / Е. В. Бондаревская // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 50−56.
- Браим, И.П. Этика делового общения / И. П. Браим. Минск: НКФ Экоперспектива, 1996. — 208 с.
- Братченко, C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / C.JI. Братченко. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1987. -16 с.
- Буглаев, В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного вуза / В. Буглаев, В. Лагерев // Высшее образование в России. -1996. № 1. — С. 89.
- Буш, Г. Я. Диалогика и творчество / Г. Я. Буш. Рига: Авост, 1985.318 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
- Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1983. — 310 с.
- Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Игровое моделирование: методология и практика / Отв. ред. Ладенко И. С. -Новосибирск: «Наука» СО АН СССР, 1987. С. 78−100.
- Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1987. — 167 с.
- Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи. Формы и методы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1990. — 63 с.
- Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. М.: Знание, 1990. — 46 с.
- Военная дидактика: учеб. / Отв. ред. Л. Г. Лаптев. М.: Совершенство, 1998. — 884 с.
- Воинский труд: наука, искусство, призвание: монография / Отв. ред. Л. Г. Лаптев. М.: Совершенство, 1999. — 480 с.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М., 1934.324 с.
- Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики / В. Н. Герасимов. М.: ГАВС, 1995. — 301 с.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 197 с.
- Головин, Н.Н. Высшая военная школа / Н. Н. Головин. СПб, 1911. -129с.
- Горшкова, В.В. Педагогика отношений / В. В. Горшкова. -Комсомольск-на-Амуре: Свифт, 1995. 105 с.
- Горшкова, В.В. Межсубъектные отношения как педагогическая ценность / В. В. Горшкова. М., 1991. — С. 4017.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Грехнев, B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений / B.C. Грехнев. М.: МГУ, 1985. — 184 с.
- Григорьева, Т.Г. Основы конструирования общения / Т. Г. Григорьева. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 115с.
- Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. -№ 5. — С. 52.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Интор, 1996.-544 с.
- Давыдов, В.В. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: Наука, 1990. — 180 с.
- Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1997. 159 с.
- Дорошенко, В.Ю. Социальная психология и этика делового общения / В. Ю. Дорошенко, Л. П. Зотова, Н. А. Натров. М.: ЮНИТИ, 2003. -160 с.
- Дрокина, С.В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1996. — 19 с.
- Дудченко, B.C. Инновационные игры: практика, методология и теория / B.C. Дудченко. Таллин: Наука, 1989. — 103 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -175 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 383 с.
- Елисеев, А.Г. Организация и методика проведения деловых совещаний / А. Г. Елисеев. Киев: МАУП, 1995. — 64 с.
- Железовская, Г. И. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические, методические аспекты / Г. И. Железовская, Л. Г. Вяткин. Саратов: СГУ, 2000.-134 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-104 с.
- Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигёрт, Л. Ланг. М.: Экономика, 1990.-203 с.
- Зимняя, И.А. Общение в образовательном процессе / И. А. Зимняя // Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. — С. 47 — 94.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Злобина, В.Г. Общение как фактор развития личности / В. Г. Злобина. Киев: Наукова думка, 2000. — 115 с.
- Злотников, Р.А. Культура человеческих отношений в производственном коллективе / Р. А. Золотников. Уфа: УАИ, 2002. — 101 с.
- Иваненко, JI.H. Социальные функции имитационных игр / JI.H. Иваненко // Вестник высшей школы. 1990. — № 2. — С. 14−21.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
- Иванов, B.C. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН: монография / B.C. Иванов, Л. Г. Лаптев М.: ВА РВСН, 2000. — 227 с.
- Ильин, B.C. Целостный подход формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение / B.C. Ильин // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1984. — С. 3 — 27.
- Ильина, Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1994.- 13 1 с.
- Ильяева, И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа / И. А. Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — 168 с.
- Ингекамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
- Интеллектуальная культура специалиста: сб. науч. трудов под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1988. — 270 с. с/
- Йотов, Ц. Диалог в общении и обучении / Ц. Йотов. София: Народна просвета, 1989. — 128с.
- Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996. -№ 1.-С. 34.
- Каган, М.С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.319 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. М.: Прогресс, 1989. — 240 с.
- Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. М.: Прогресс, 1990. — 401 с.
- Карнеев, Р.К. Индивидуально-личностные факторы диалогического общения: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
- Квасков, В.Д. Особенности общения при выделении условий успешного выполнения деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.-24 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в высшем образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
- Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. М.: Молодая гвардия, 1974. — 311 с.
- Коломинский, Я.Л. Человек среди людей / Я. Л. Коломинский. М.: Молодая гвардия, 1973.-283 с.
- Кольцова, В.А. Общение и познавательные процессы / В. А. Кольцова // Познание и общение. М.: Изд-во «Наука», 1988. — С. 10 -14.
- Кононенко, И.О. Подготовка старшеклассников к деловому общению: автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1995. — 20 с.
- Кононов, Н.Г. Методика подготовки специалистов в области эффективного производства / Н. Г. Кононов // Высшее образование в России. -1993.-№ 4.-С. 57−64.
- Корепанова, М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994. — 187 с.
- Корнилов, И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс / И. Корнилов // Высшее образование в России. 1996. — № 2. -С. 79.
- Костюк, Г. С. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований / Г. С. Костюк, Г. А. Балл // Вопросы психологии.-1977.-№ 3,-С. 34−41.91 .Кохтев, И. Н. Риторика / И. Н. Кохтев. М.: Просвещение, 2004. -107 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
- Краевский, В.В. Педагогическая теория / В. В. Краевский. -Волгоград: Перемена, 1996. 85 с.
- Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. В. Третьяков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 206 с.
- Кричевский, Р.Л. Психология подготовки специалистов для современного производства / Р. Л. Кричевский / Под ред. А. И. Подольского. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 187 с.
- Крюков, М.М. Деловая игра как способ развития интеллекта на основе преодоления образа / М. М. Крюков. М.: Высшая школа, 1992. -201 с.
- Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 1996.-240 с.
- Кузьмин, Е.С. Социальная психология / Е. С. Кузьмин. М.: Мысль, 1984.-327 с.
- Куликов, Г. П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.-22 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Высшая школа, 1985. — 128с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 254 с.
- Курдюмов, Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов / Г. М. Курьдюмов // Высшее образование в России. 1994. -№ 2.-С. 21−26.
- Лабунская, В.А. Проблемы обучения кодированию-интерпретации невербального поведения / В. А. Лабунская // Психологический журнал. -1997. т. 18. -№ 5. -С.40−54.
- Ладанов, И. Д. Мастерство делового взаимодействия / И. Д. Ладанов. М.: Экономика, 1993. — 103 с.
- Ладенко, И.С. Формирование потребности личности в общении / И. О. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1981.-119с.
- Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования / А. А. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во «Наука», 1975. — С. 106−123.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Беседа / И. Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — С. 83−84.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лийметс, Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы / Х. И. Лийметс. Таллин: ТалПИ, 1974.-104 с.
- Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-С. 107−128.
- Липский, И.А. Прогнозирование в военной педагогике. Теоретико-методологические проблемы / И. А. Липский. М.: ГАВС, 1993. — 216 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Вента-Граф, 2004.-143 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1992. 528 с.
- Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 124- 135.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
- Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1992.-67 с.
- Ляудис, В.Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству / В. Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1992. — 72 с.
- Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 156 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Наука, 1996.-308 с.
- Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филологических специальностей вузов / Ю. С. Маслов. М.: Высш. шк., 1997. -272 с.
- Маслыко, Е.А. Учебное общение на уроке английского языка / Е. А. Маслыко. Минск: Вышейшая школа, 1990. — 3 16 с.
- Матюхин, В.А. Образование для промышленных производств будущего / В. А. Матюхин. М.: Сфера, 2000. — 307 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1992. — 207 с.
- Машбиц, Е. Роль диалога в современной деятельности / Е. Машбиц, Т. Грей // Материалы Всесоюзного симпозиума по проблеме «Мышление и общение». Алма-Ата, 1979. — С. 155−157.
- Мельникова, Г. В. Проблема речевой культуры в контексте новой парадигмы образования / Г. В. Мельникова // Тез. докл. междунар. науч. конф. -Тула, 1997.-С. 74−77.
- Мерлин, B.C. Индивидуальный стиль общения / B.C. Мерлин // Психол. журнал. 1982. — Т.З. — № 4. — С. 28−32.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
- Михайловский, В.А. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: монография / В. А. Михайловский. М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995. — 260 с.
- Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
- Мухина, Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса / Т. К. Мухина // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С. 74 — 77.
- Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Новиков, В.Н. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки преподавателей высшей военной школы: монография / В. Н. Новиков. М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 1998. -103 с.
- Ньюстром, Дж. У. Деловые игры и современный бизнес / Дж. У. Ньюстром, Е. В. Сканиел. -М.: Бином, 1997. 139 с.
- Олейник, О.А. Содержание и формы организации тематической беседы в профессиональной сфере общения студентов технических специальностей: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
- Остапенко, Т.П. Искусство делового общения / Т. П. Остапенко, Г. И. Сидунова. Волгоград: Перемена, 1994. — 68 с.
- Основы военной акмеологии: учебное пособие для военно-учебных заведений. В 2 ч. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: МО РФ, 206. — Ч. 1. — 314 е.- ч. 2 — 415 с.
- Панферов, В.Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1981. — № 7. — С. 126−131.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 2000. — 351 с.
- Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1981. — 190 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1985. — 107 с.
- Педагогика: учебное пособие для вузов. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Сфера, 2000. — 387 с.
- Педагогика профессионального образования: учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Вента-Граф, 2004. — 390 с.
- Петрова В. Воспитание культуры поведения взрослых / В. Петрова // Педагогика. 1996. -№ 4. — С. 124.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский, А.В. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект/А.В. Петровский. М.: Вента-Граф, 1990. — 174 с.
- Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -М.: Наука, 1978.-235 с.
- Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие / А. В. Петровский, В. К. Калипенко, И. Б. Котова. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
- Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. Н. Новгород: Ай-кью, 1994. -262 с.
- Платонов, К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-216 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
- Платонов, К.К. Психология: учебное пособие для повышения квалификации инж. пед. работников / К. К. Платонов, К. К. Голубев. М.: Высш. шк., 1977.-247 с.
- Посталюк, Н.О. Творческий стиль деятельности / Н. О. Посталюк. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 206 с.
- Пригожий, А.И. Деловая культура: сравнительный анализ / А. И. Пригожий // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 74−80.
- Прилюк, Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме / Ю. Д. Прилюк. Киев: Наукова Думка, 1985. — 145 с.
- Прутченков, А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997. -36 с.
- Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
- Профессиональная педагогика: учеб. для студентов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
- Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М., 1985. — 410 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.- 485 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учеб. пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-180 с.
- Савина, Ф.К. Вариативность педагогических технологий // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: сб. науч. ст. / Ф. К. Савина. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 5−22.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народ, образов., 1998. — 256 с.
- Сементовская, В.К. Деловой стиль на каждый день / В. К. Сементовская. JL: Лениздат, 1990. — 109 с.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: монография / Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена. 1997. — 230 с.
- Сергеев, Н.К. Введение в педагогическую профессию /
- H.К. Сергеев, Е. И. Захарчук. Волгоград: Перемена, 1988. — 230 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994 — 152 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тез. докл. науч. конф. 25−28 мая 1993 г. Ч.1. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 9 -11.
- Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
- Скопылатов, И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: дис. докт. мед. наук. СПб., 1995. — 382 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика инновационная деятельность / В. А. Сластенин. — М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
- Смирнов, Б.А. Инженерная психология / Б. А. Смирнов, Б. А. Душков, Ф. П. Коломинский. М.: Высш. шк., 1983. — 378 с.
- Соломатин, A.M. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учителями школ (при изучении педагогики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 21 с.
- Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 397 с.
- Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Теплов, Б.М. Ум полководца / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1990. -199 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Тимофеев, Ю.Г. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: дис. д-ра. пед. наук. -М., 1994. 347 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Философский Энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 840 с.
- Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хомяков, А. Апология дискуссии / А. Хомяков // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 85.
- Хорст, Р. Ваше тайное оружие в общении / Р. Хорст. М.: Сфера, 1996.- 178 с.
- Христенко, В.Б. Деловые игры в учебном процессе: учеб. пособие / В. Б. Христенко. Челябинск: ЧПУ, 1983. — 143 с.
- Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. Киев: Вища шк., 1985. — 159 с.
- Чекалева, Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: дис. д-ра. пед. наук. СПб., 1998. — 534 с.
- Шевандрин, И.И. Социальная психология в образовании / И. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
- Шеин, С.А. Диалог как основа психологии общения С.А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−52.
- Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении современным языкам / Д. Шейлз. Дублин: Совет Европы Пресс, 1995. — 349 с.
- Шестопалов, Ю.А. Общение: возможность и действительность / Ю. А. Шестопалов. Фрунзе: Илим, 1985. — 176 с.
- Щербов, А. Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-29 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1979. — 349 с.
- Эрнст, О. Слово предоставляется Вам: практические советы по ведению деловых бесед и переговоров / О. Эрнст. М.: Прогресс, 1988. -236 с.
- Эсаулов, А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике /
- A.Ф. Эсаулов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 195 с.
- Ядов, В.А. Социально-психологический портрет инженера /
- B.А. Ядов. М.: Мысль, 1977. — 231 с.
- Ягер, Д. Деловой этикет / Д. Ягер. М.: Джолы Уайтли энд Санз, 1994.-240 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии.1995. № 2. — С.47−64.
- Якобсон, В.Д. К вопросу классификации учебных деловых игр / В. Д. Якобсон. Вильнюс: Софт-Пресс, 1985. — С. 65−66.152