Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики
Диссертация
Прежде всего, необходимо пригласить родителей на беседу, показать им сочинения и поговорить о проблемах в семье.", «.мне кажется, что в семье Саши главой является мама, наверное, она требует от сына, чтобы он всегда и обо всём ей говорил, даже, если это неправда. «, «.я тоже считаю, что в этой семье прибегают к наказаниям, и это заставляет мальчика лгать, и вряд ли разговор с учителем изменит… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕЦИЕ
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы творческого саморазвития личности студента
- 1. 1. Творческое саморазвитие личности студентов как педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность, содержание, структура профессионально-педагогической готовности студента педвуза к проведению педагогической практики
- 1. 3. Социально-организационные и психолого-педагогические условия реализации творческого потенциала личности студента
- 1. 4. Современные технологии творческого саморазвития личности студентов в процессе педагогической практики
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности педагогических технологий творческого саморазвития личности студентов в процессе педагогической практики
- 2. 1. Методика организации исследования
- 2. 2. Педагогические технологии реализации творческого саморазвития студентов в процессе педагогической практики
- 2. 2. 1. Педагогические ситуации как средство творческого развития студентов в процессе педагогической практики
- 2. 2. 2. Тренинг по реализации творческого потенциала студентов
- 2. 2. 3. Разработка и внедрение спецкурса «Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента»
- 2. 3. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной проверки системы средств и условий эффективного творческого саморазвития личности студента
- 2. 4. Методические рекомендации
Список литературы
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
- Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987.- 207 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. С-П.: Балтийская педакадемия, 1998.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития (кн. I) Инновационный курс. Изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития (кн. II) Инновационный курс. Изд-во Казанского университета, 1998.318 с.
- Андреев В. И. Саморазвитие менеждера. М.: Народное образование, 1995, — 250 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Батарова Т. М. Профессиональная подготовка будущего учителя к управленческому об*цению. Автореферат диссертации кандидата педагогичесуких наук. Тольятти, 1998, -18 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: 1979.
- Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики.- Москва Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 354 с.
- Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти. (техника профессионального поведения). Книга для учителя. М.: Народное образование, 1994. — 144 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: 1986.
- Бердяев Н. А. Судьба России. М.: 1990, с. 214−231.
- Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: 1990. — 336 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1989. — 192 с.
- Бим Бад В. Психологическая атмосфера урока. // Народ, образ. 1981. № 3. с. 44 — 46.
- Биркенбил Вера. Язык интонации, мимики, жестов. Питер Пресс, 1997. — 224 с.
- Боголюбов В. И. Педагогические технологии: эволюция понятия. // Сов. пед-ка. 1991. № 9. с. 123−128.
- Богоявленская Д. Б. Путь к творчеству. М.Знание. 1981, -96 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов под ред. Пофессора A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1977, с. 149 — 150
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. 304 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М.: Издательство «Ось — 89», 1999, -176 с.
- Введение в научное исследование по педагогике / под ред. Журавлева В. И. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Вейт М. А. Непрерывное образование и подготовка учителя. // Сов. пед-ка. 1991. № 6. с. 79−82.
- Винокурова Н. К. Сборник текстов и упражнений для развития ваших творческих способностей. М.: 1995. — 96 с.
- Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Учебник. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. -240 с.
- Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Вузовская и послевузовская подготовка учителя: Сборник научных трудов / под ред. Казаренкова В. И. М.: УРАО, 1996. -108 с.
- Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профес-сиональнрго образования. М.: Госкомвуз, 1995. — 384 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
- Громкова М. Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика. 1993. № 3. с. 21−25.
- Гузеев В. В., Лизинский В. М. Учитель в зеркале психологии / психолого-педагогические очерки Москва, 1993. — 67 с.
- Давыдов В. В. Психологические теории учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 1992. — 112 с.
- Диагностика успешности учителя: сб. метод, материала для ру-ков. школ. / сост. Морозова Т. В. М. Образов, центр «Педагогический поиск», 1997. — 94 с.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981, с. 353−414.
- Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское агенство, 1998. — 210 с.
- Дорошкевич А. М. Проблема развития творческих способностей студентов. М.: 1974.
- Дружинин В. И. Психология общих способностей. спб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
- Дьячещсо В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
- Елканов Е. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. — 336 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. // Сов. пед-ка, 1988. № 1.-5 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Загрекова Л. В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя. // Педагогика. 1994. № 6.-6 с.
- Засобина Г. А. и др. Практикум по педагогике. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1986. 111 с.
- Зверева В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. -112 с.
- Зверева Н. М. Как активизировать обучение в вузе? (учебно-методическое пособие). Горький, 1989. — 71 с.
- Игры для интенсивного обучения / под ред. Петрусинского В. В., Кабанина Л. А. М.: Прометей, 1991. — 219 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / сборник монографий. Изд-во Казанского университета, 1990. 198 с.
- Кабанина Л. А. Формирование творческого стиля педагогической деятельности студентов педвуза. Автореф. диссертации кандидата педагогических наук. — Саратов, 2000 — 18 с.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: «Флинта», 1998. 192 с.
- Казанский О. А. Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995.- 128 с.
- Кан Калик В. А. Индивидуально-творческая подготовка учителя. // Сов. пед-ка. 1989. № 1. с. 97−100.
- Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987, — 190 с.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. — 222 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры, дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Клюева Н. В. Программа социально-педагогического тренинга для педагогов. Тольятти, ТФСГПУ, 1992. — 18 с.
- Коломинский Я. Л. Изучение педагогического взаимодействия. // Сов. пед-ка. 1991. № 10. с. 36−42.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: 1978. — 368 с.
- Конаржевский Ю. А. Анализ урока. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999, — 336 с.
- Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
- Кондратьева С. В. Учитель ученик. — М.: Просвещение, 1984. -80 с.
- Конфликты: сущность и преодоление (Методич. материал. Сост. Потанин Г. М., Сахаров А. И.) Москва, 1990. — 158 с.
- Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: лекции. М., 1991.
- Коротов В. М. Развитие личности. // Развитие личности. 1998. № 2. с. 27−41.
- Коротяев Б. И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. Мн. Высшая школа, 1991. — 287 с.
- Краевс^сий В. В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара.: Сам. ГПИ, 1994. -164 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Щурковой Н. Е. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
- Кустов Ю. А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Изд-во «Самарский университет», 1993. -112 с.
- Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. СПб, 1995.
- Левин В. А. Воспитание творчества. Томск, 1992. — 52 с.
- Левин В. А. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. — 208 с.
- Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998. 281 с.
- Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Лузина Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986.
- Львова Ю. А. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
- Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Собр. соч. в 6 т. М.: Издательство АПН, 1958. Т 5, с. 227−250.
- Максимова В. А. Формирование профессиональных умений при подготовке и повышении квалификации учителя. Спб.: ЛОИУУ, 1994. 52 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1990, — 192 с.
- Маслоу А. Психология личности. М., 1982. — 110 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5 12 с.
- Мещеряков В. Н., Дудко Н. В. и др. Основы профессиональной речи. 4 1.- Тольятти, Издательство ТолПИ, 1997. 242 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1993.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 284 с.
- Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / книга для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1972. — 215 с.
- Наумченко И. JI. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974. — 264 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. /общ. ред. Бурменской Г. В. и Слуцкого В. М.). М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Основы педагогического мастерства /под ред. Зязюна И. А. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- Осухова Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992, № 3−4. С. 53−57.
- Педагогическая практика студентов /инструктивно-методический материал/. Пенза, 1980. — 44 с.
- Педагогическая практика /под ред. Коджаспировой Г. М., Бори-ковой JI. В. и др. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 144 с.
- Педагогические ситуации в воспитании школьников. Учебное пособие Воронеж: Изд-во Воронежского унив-та, 1985. — 144 с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. -602 с.
- Питюков В. Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздействия // Педагогика. 1992. № 11−12. с. 54−58.
- Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевс^ого. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253 с.
- Позднякова А. А. Подготовка студентов к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 23 с.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 632 с.
- Подготовка будущих учителей к внеурочной воспитательной работе в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.- Челябинск, ЧГПИ, 1987. 120 с.
- Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987. 80 с.
- Поташник М. М., Вульфов Б. 3. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
- Проблемы профессинально-педагогической подготовки учителя: сборник научных трудов М.: МГСПИ, 1992. — 153 с.
- Проблемы педагогики (сбор. науч. трудов). Москва-Тольятти, 1998. — 204 с.
- Проблемы педагогического образования (сбор, научных статей) — М.: Московский педагогический университет, 1998. 59 с.
- Проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: Тезисы докладов внутривузов-ской научно-метод. конференции Тольятти, ТФ СГПИ, 1992. -79 с.
- Программы высших педагогических учебных заведений. Педагогика. Для всех специальностей. М.: МГОПИ, 1991 — 11 с.
- Программы педагогических институтов: Инструкция по педагогической практике студентов педагогических институтов / сост. Е. В. Бондаревская и др. Москва, 1989. — 15 с.
- Программы педагогических вузов: Программа педагогической практики студентов педагогических институтов / сост. Е. В. Бондаревская и др. Москва, 1989. — 14 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / под ред. С. Г. Вершловского, JI. Н. Jleco-хиной М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: Метод, пособие 2. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
- Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А. П. Дьяков, Г. В. Горченко, А. И. Стеценко и др. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 160 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, /перевод с английского М. М. Исениной./. М.: Прогресс, Университет, 1994, — 480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т: Tl: А-М /гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т: Т2: М-Я. М.: 1999. 670 с.
- Рувинский Л. И. Психолого-педагогическая подготовка учителей. М.: НИИОН, 1998. — 172 с.
- Рувинский Л. И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. -144 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии № 6, 1999, с. 27−72
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учебное пособие для преподавателей /отв. ред. Кудрявцев Ю. А./. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Изд-во школа Пресс, 1998. 512 с.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластёнин В.А., Мищенко А. И. «Профессионально педагогическая подготовка современного учителя». // Советская педагогика № ю, 1991, — с. 79 -84.
- Содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе в аспекте его демократизации и гуманизации: Тезисы докладов. Тольятти, 1990. — 69 с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
- Спирин Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, ГПИ, 1976. — 86 с.
- Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Роспедагенство, 1997. — 174 с.
- Субетто А. И. Творчество. Жизнь. Здоровье и гармония. (Этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992. — 203 с.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение, 1982. 206 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.-2, 1979, 718 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
- Тарантей В. П. Педагогика в ВУЗе: самостоятельная работа студентов // Сов. педагогика, 1990 № 2.
- Теория и практика высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов /под ред. Сластенина В. А. /. -М.: Изд-во Прометей, 1993. 117 с.
- Третьяков П. И. Практика управления современной школы (опыт педагогического менеджмента). М., 1995. — 204 с.
- Тубельский А. Н. Школа самоопределения: первый шаг (ч.1) -М., 1991. 154 с.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. Караковского В. А., Новиковой JI. Н., Селивановой Н. А., Соколовой Е. И. М.: Пед. общество России, 1999. — 264 с.
- Учитель, которого ждут /под ред. Зязюна И. А./. М.: Педагогика, 1988. — 152 с.
- Учителю о педагогической технике / под ред. Л. В. Рувинского -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Ушинский К. д. Собрание сочинений. М., 1959, т. 10 — 554 с.
- Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. Собр. соч. т2: М-Л: изд-во АПИ РСФСР, 1948, с. 353−361.
- Философский словарь / под ред И. Т. Фролова 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фридман Л. М. И др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 575 с.
- Харламов И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание. // Сов. пед-ка. 1990. с. 28−35.
- Хуторской А. В. Школа творчества. М., 1996.
- Хуторской А. В. Творческий учитель // Школьные технологии № 3, 1999, с 90−97.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности СПб Изд-во «Питер», 1999. — 608 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996, — 160 с.
- Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сб. ролевых игр. М.: 1991. — 101 с.
- Шамова Т. И., Третьяков H. И. Управление развитием инновационных процессов в школе. М., «Прометей», 1995. — 216 с.
- Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Сов. пед-ка. 1991. № 9, с. 80−84.
- Штофф В.А. Моделирование в философии. -М. -Я. -1966, -191 с.
- Щеголь В. И. Подготовка учителя к ориентации школьников на педагогическую профессию и решение задач трудового воспитания (социально-педагогический аспект) М., 1993. — 300 с.
- Щеголь В. И. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к работе с родителями учащихся профессионально-технических училищ. М., 1994. — 300 с.
- Щеголь В. И. Методология и методика исследования проблемы подготовки учителя к трудовому воспитанию школьников (учебное пособие). М., 1991. — 145 с.
- Щербаков А. И., Мудрик А. В. «Психология учителя», Возрастная и педагогическая психология., М.: Просвещение, 1987. 283 с.
- Щуркова H. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
- Щуркова H. Е. Воспитание,' новый взгляд с позиции культуры. -М.: Образ. Центр «Педагогический поиск», 1998. 77 с. 176. Щуркова H. Е., Залекер. О. П. Педагогическая студия. — М.: ТОО «Интел-Тех», общество «Знание» России. 1993. — 64 с.
- Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, татарское книжное изд-во, 1991. — 191 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Януш Корчак Как любить ребёнка. -М. «Дом», 1990, 446 с.
- Bloot, В.S. Developing talent in young people. -New York: Ballenting Books (1985)
- Davis, G.A. Rimm, S.G. Education of the gifted and talented. -Englewood Gliffs, N.J. Prentice Hall. (1985)
- Guilford, Y. P. The nature of human intelligence. -N.Y.: Mc Gaw Hill, 1967.
- Gowan, J. C., Torrance, E.P. Educating the ablest.- Hnaga, II: Peacock (1971)
- Zehman, H. C. Age and Achievement.- Prinston, 1953.
- Spearman C. The abilities of man. N. Y. 1927
- Sternberg R. General intellectual ability. // Human abilities by R. Sternberg 1985, p. 5−31.
- Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood cloffs. N. Y.: Prentice — Hall, 1962.
- Wechslen D. Manual for the Wechsler adult intelligence scale. -N.Y., 1955
- Wollach M.A., Kogan N. A. A new look at the createvety intelligence distinction. // Journal of Personality, 1965 № 33 p. 348 -369.