Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные основные тенденции зарождения, становления и развития технолого-педагогического построения процесса воспитания: технологическое совершенствование воспитательного процесса в ходе развития общества, обусловленное социально-экономическими причинамиизменение понимания сущности педагогической технологии в зависимости от научного подходапоявление исследований и реализация педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы педагогической технологии воепитания офицеров части
    • 1. Проблема технологизации воспитания в педагогической науке и практике
    • 2. Обоснование сущности и структуры педагогической технологии воспитания офицеров части
    • 3. Анализ практики применения элементов педагогической технологии воспитания офицеров в Вооруженных Силах
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности педагогической технологии воспитания офицерского состава
    • 1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности педагогической технологии воспитания
    • 2. Обоснование критериев и показателей эффективности педагогической технологии воспитания офицеров
    • 3. Анализ результатов педагогического эксперимента по исследованию эффективности педагогической технологии воспитания офицерского состава части
  • ГЛАВА III. Основные пути повышения эффективности педагогической технологии воспитания офицеров части
    • 1. Оптимизация структуры педагогической технологии воспитания офицерского состава
    • 2. Совершенствование организации применения педагогической технологии в воспитании офицеров части
    • 3. Подготовка офицеров воспитательных структур к проектированию и реализации педагогической технологии воспитания

Педагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе своего исторического развития человечество шло по пути совершенствования воспитания с целью сделать его планомерным, управляемым, универсальным и эффективным. Один из первых отечественных создателей педагогической технологий В. П. Беспалько так объяснял ее возникновение: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Можно сказать, что логика производственной технологии соответствует логике воспитательного процесса. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология"1.

Как свидетельствует проведенный историко-педагогический анализ, поиск оптимальных по затратам, универсальных по применению и позволяющих достигать запланированный результат способов построения и осуществления процесса воспитания офицерских кадров всегда был в центре военно-педагогической науки и практики, волновал умы и сердца прогрессивных государственных и военных деятелей, лучших представителей офицерства на всех этапах военного строительства Российского государства.

В нынешних условиях проблема совершенствования процесса воспитания офицерского состава приобретает особую остроту и значимость.

Современный этап строительства Вооруженных Сил, уроки и выводы из опыта проведения контртеррористических операций на территории Северного Кавказа, выполнения миротворческих задач, анализа военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов, отражают объективную потребность в новом — технологическом подходе к проектированию и осуществлению процесса воспитания офицеров, обеспечи.

1 См.: Беспшько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 5. вающего стабильное формирование всесторонне подготовленных военных специалистов с высоко развитыми профессиональными и морально-нравственными качествами.

Кроме того, изучение современной практики воспитательной деятельности свидетельствует о возрастании понимания командирами и руководителями воспитательных органов необходимости разработки и внедрения апробированных, приносящих гарантированный результат вариантов построения процесса воспитания. При этом, как показывают результаты опроса, большая часть из них — 68% отдает предпочтение именно технологическому подходу к воспитанию, как наиболее перспективному и эффективному.

В то же время изучение современной практики воспитания офицерских кадров, позволило выявить ряд тенденций, указывающих на неэффективность современного процесса воспитания офицерского состава. К ним относятся:

— ухудшение социально-экономического и правового положения офицеров и членов их семей вследствие отмены ряда льгот и неадекватно низкой (и неиндексируемой) их компенсации. В результате 93% офицеров не удовлетворены заботой государства и решением их социально-экономических проблем1. Отсутствие достаточных финансовых средств заставляет 25% молодых офицеров постоянно или эпизодически подрабатывать. А, найдя в виде подработок источник доходов, превышающий денежное довольствие на службе, что в крупных мегаполисах несложно (например, заработная плата машиниста электропоезда в Московском метрополитене в 5 раз больше, чем у лейтенанта и в 3 раза больше, чем у полковника!), обдумывают решение об увольнении в У запас. Так, только 46% молодых офицеров выразили желание в современных условиях продолжить военную службу3. Нерешенность социальных проблем влечет за собой рост суицидов в среде офицерского состава (самый большой.

1 См.: И. И. Грунтовский, Е. В. Дубограй. О престиже военной службы офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военно-социологические исследования. Сб. ст. — М., — 2003. — № 2. — С. 16.

•у.

См.: В. П. Пушников. Мотивы военной службы у молодых офицеров // Воспно-социологические исследования. Сб. ст. — М., — 2003. — № 2. — С. 20.

3 См.: Там же. уровень самоубийств военнослужащих среди армий мира!)1, распространение пьянства, казнокрадства и мздоимства, халатного отношение к исполнению своих служебных обязанностей и военной службе в целом;

— увеличение в мотивационной структуре личности офицеров доли прагматического компонента: более 80% опрошенных связывают военную службу с решением жилищной проблемы, бесплатным получением высшего образования (57%), получением определенных социальных льгот (66%) и возможностью переждать трудные времена (22%). При этом среди офицеров-воспитателей этот показатель в среднем больше на 15%, это объясняется тем, что подавляющее количество из них призваны для прохождения военной службы из запаса на 2 года и в военной службе для них ничего особо ценного нет2;

— рост неподготовленности офицеров-выпускников к выполнению служебных обязанностей — как свидетельствуют результаты опросов в экспериментальных частях, командиры и офицеры воспитательных структур оценивают уровень морально-нравственных качеств молодых офицеров как: 41,4% -скорее не отвечающий требованиям, а 22,3% — не отвечает требованиям полностью;

— углубление несоответствия решаемым задачам качественного состава, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц органов воспитательной работы. Так, наиболее тревожная ситуация сложилась в тактическом звене (рота — батальон), где среди заместителей командиров рот по воспитательной работе около 80% призваны из запаса на два года (вчерашние студенты);

— самоустранение многих командиров, штабов и органов военного управления от разрешения проблем воспитания, дистанцирование их от личного состава, выключение из воспитательного процесса. При этом органы воспитательной работы, в свою очередь, из-за отсутствия должного служебного, правового статуса и низкого профессионализма не в состоянии вовлечь.

1 См.: В. Мясников. Роты уходят в небо // Независимое военное обозрение. 2004. № 40.

2 См.: В. П. Лушников. Мотивы военной службы у молодых офицеров // Военно-социологические исследования. Сб. ст. — М., — 2003. — № 2. — С. 20. командиров в активный воспитательный процесс. В результате наблюдается увеличение количества нарушений воинской дисциплины и преступлений среди офицеров.

Всесторонний анализ отмеченных тенденций, осуществленный в рамках исследования, показывает, что основными причинами сложившейся тревожной ситуации являются: низкий социально-экономический статус офицера в современном российском обществе, обусловленный ошибками государства в отношении военного строительстванесоответствие системы подготовки офицеров современным требованиямотсутствие теоретических и прикладных разработок технологического построения процесса воспитания офицеров.

Сложившаяся педагогическая ситуация в Вооруженных Силах в Концепции воспитания военнослужащих характеризуется следующим образом: «Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих, не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью. Ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена. В работе с военнослужащими недостаточно учитываются как негативные, так и положительные факторы, имеющиеся в обществе в целом"1.

Исследование показывает, что объективные потребности армейской практика воспитания офицеров частей и подразделений логически привели к необходимости технологизации воспитательной деятельности как научно обоснованному построению процесса воспитания, с оптимальным сочетанием методов, приемов и средств, который позволяет достигать поставленные воспитательные цели с заданным уровнем эффективности исходя из растущих требований, предъявляемых сегодня к офицерскому составу Вооруженных Сил.

Анализ степени научной разработанности проблемы исследования показывает, что стремление техно логизировать процесс воспитания было харак.

1 См.: Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». — М., от ] 1.03.2004. терно для всех эпох развития человечества, однако само понятие «педагогическая технология» стало внедряться в 40−50-е годы XX века зарубежными (Г. Гейс, В. Коскарелли, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др.), а затем и отечественными (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. И. Боголюбов и др.) исследователями сначала применительно к области дидактики1.

Анализ материалов Российской государственной библиотеки показал, что за последние пять лет по тематике педагогических технологий было защищено более 200 диссертаций, из которых только шесть напрямую касаются вопроса технологического построения процесса воспитания2. Тем не менее, исследования проблемы педагогической технологии в сфере воспитания ведутся отечественными учеными более десяти лет. Эффективность технологически построенного процесса воспитания в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях доказана в работах Б. Т. Лихачева, И. П. Подласого, Н.Е. Щур-ковой, В. И. Питюкова, Г. К. Селевко и др.. Проводятся активные исследования и разработки педагогических технологий в области физического воспитания4. В педагогических вузах были введены учебные дисциплины «Педагоги.

1 См.: Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989; Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989; Боголюбов В. И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Пятигорск, 1999.

2 См.: Степанов Е. Н. Теории и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999; Данилко-ва Н. С. Технология управления воспитательным процессом в педагогическом университете: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002.

3 См.: Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993; Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993; Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Программа экспериментального учебного курса. — Нижний Новгород, 1992; Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М., 2002.

4 См. например: Фролов М. Ю. Педагогическая технология формирования умений и навыков по боевым приемам борьбы в системе физической подготовки курсантов МВД: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Саратов, 1998; Платонов Ю. П. Педагогическая технология формирования защитно-атакующих действий ведения рукопашного боя у курсантов подразделений специального назначения воу впо ВВ МВД РФ: Автореф. дие. канд. пед. наук. — Саратов, 2001. ческие технологии, теории, системы", «Методика и технология работы социального педагога», появились учебные пособия1.

В ходе изучения научных источников была выявлена важная закономерность, заключающаяся в том, что, как и в общепедагогической научной литературе (зарубежной и отечественной), в военной педагогике первые исследования, посвященные педагогической технологии, были выполнены в сфере обучения военнослужащих. В прямой постановке в военной педагогической литературе первое упоминание о педагогической технологии встречается в работах Э. Н. Короткова, разработавшего технологию обучения на базе проблемно-деятельностного подхода в высших военно-учебных заведениях2.

Исследование проблемы педагогической технологии в отечественной военной педагогике ограничивалось в основном сферой дидактики и на уровне докторских и кандидатских диссертаций в хронологическом порядке затрагивало такие проблемы как: использование технологии заданного подхода в подготовке курсантов (слушателей) к обучению и воспитанию военнослужащих (М.А. Лямзин) — разработка технологии формирования и развития педагогического мастерства преподавателей военных вузов (А.К. Быков) — исследование зарубежного военно-педагогического опыта применения педагогической технологии в подготовке американских рядовых и сержантов (Г.И. Гладков) — разработка технологических основ обучения офицерского состава части ПВО (П.В. Мельник) — организация самостоятельной работы курсантов (А.А. Дорофеев) — формирование мотивации учебной деятельности курсантов (В.И. Киселев) — формирование профессиональной направленности курсантов (А.Ю. Аношкин), разработка технологии личност.

1 См. например: Педагогическая технология. Программа учебного курса / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1991.

См.: Короткое Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. — М.,.

1990. но-ориентированного обучения в военном вузе (В.П. Ковляшкин) и другие1.

В военной педагогике впервые понятие «педагогическая технология» применительно к сфере воспитания встречается только в исследованиях А.П. Ша-рухина (обосновавшего необходимость внедрения педагогической технологии как необходимого условия совершенствования воспитательной деятельности), затем JI.B. Мардахаева (разработавшего технологию реализации индивидуального подхода в воспитании курсантов), А. А. Савина (предложившего технологию формирования нравственно-психологического климата в офицер

Г) ских коллективах) .

В результате анализа научных источников были определены историко-педагогические тенденции зарождения технологического построения воспитательного процесса, обоснованы научно-методологические позиции исследования, намечены перспективные пути повышения эффективности педагогической технологии воспитания. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи обоснования сущности, структуры принципов построения и реализации педагогической технологии с целью со.

1 См.: Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных ВУЗов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1997; Быков.

A.К. Теория и практика развития мастерства преподавателя ВВШ: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 2000; Гладков Г. И. Педагогическая теория и практика подготовки рядового и сержантского состава вооруженных сил США (критическое исследование): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991; Мельник П. В. Совершенствование обучения офицеров частей войск ПВО: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996; Дорофеев А. А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов: на опыте изучения общевойсковых дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Орел, 1998; Киселев.

B. И. Педагогическая технология формирования мотивации учебной деятельности курсантов вузов ВВ МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Саратов, 1998; Аношкин А. Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военно-авиационных вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Саратов, 2001; Ковляшкин В. П. Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения в военном вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань 2004.

2 См.: Шарухин А. П. Обеспечение единства военно-педагогической теории и практики — необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992; Мардахаев JT.B. Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1997; Савин А. А. Социально-педагогические основы формирования нравственно-психологического климата в офицерских коллективах частей ПВО: Автореф. дис. канд. нед. наук. — М., 2001. вершенствования воспитания офицеров части до настоящего времени не проводилось.

Актуальность проблемы, практическая и теоретическая значимость, а также недостаточная научная разработанность в военной педагогике обусловили выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования — процесс воспитания офицерского состава части.

Предмет — сущность и структура педагогической технологии процесса воспитания офицеров воинской части.

Цель работы — разработать научные и прикладные основы педагогической технологии воспитания офицеров, обосновать основные пути повышения эффективности технологии воспитания офицерского состава части.

Задачи исследования:

1. Обосновать сущность и структуру педагогической технологии воспитания, функции, закономерности, принципы ее построения и применения.

2. В ходе педагогического эксперимента сконструировать и проверить вариант педагогической технологии процесса воспитания офицеров части.

3. Выявить и апробировать пути повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях строительства Вооруженных Сил объективно сложилось острое противоречие между требованиями, предъявляемыми к морально-нравственным качествам офицерского состава, и неудовлетворительной эффективностью их воспитания, что обусловлено отсутствием технологических основ построения и осуществления воспитательного процесса.

Данное противоречие можно разрешить путем создания адекватной современным условиям и требованиям педагогической технологии воспитания офицерского составаоптимизацией структуры педагогической технологии воспитания офицеровсовершенствованием организации применения педагогической технологии в воспитании офицеров частицеленаправленной подготовкой командиров и офицеров воспитательных структур к проектированию и применению педагогической технологии воспитания.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются положения личностно-социально-деятельностного подхода, разрабатываемого на кафедре педагогики Военного университета о единстве сознания и деятельности человека, о ведущей роли деятельности в его развитии, о воспитании как процессе формирования у человека системы отношений, о ведущей роли социальных условий в формировании личности, о воспитательной работе как специально организованной совместной деятельности воспитателей и воспитуе-мых и др.- положения квалиметрического подхода к изучению и оценке педагогических явлений (Е.К. Марченко, Е. В. Яковлев и др.)1.

При разработке концептуального и понятийно-категориального аппарата исследования использованы положения общей педагогики — идеи о технологическом построении «педагогического производства» (А.С. Макаренко), социальо ной педагогики (В.А. Никитин, Г. К. и А.Г. Селевко), концепции построения педагогической технологии в сфере школьной дидактики (В.П. Беспалько)4, обоснование теоретических основ педагогической технологии в образовании (JI.H. Сивохина)5, технологическое построение управления процессом воспитания в вузе (Н.С. Данилкова)6, положения военно-педагогической теории воспитания военнослужащих — о направлениях и условиях повышения качества воспитания и п перевоспитания военнослужащих (А.В. Барабанщиков), алгоритмическом по.

1 См.: Марченко Е. К. Методы квалиметрии в педагогике. Системное математическое моделирование. Количественные критерии и оценки. — М., 1979; Яковлев Е. В. Квалимет-рический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. — № 3.

2 См.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. АПН СССР. — М., Педагогика, 1983; 1986.-Т. З.-С. 391.

3 См.: Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. — М., 2000; Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М., 2002.

4 См.: Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

5 См.: Сивохина JI.H. Становление и развитие теоретических основ педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000.

6 СмДанилкова Н. С. Технология управления воспитательным процессом в педагогическом университете: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002.

7 См.: Барабанщиков А. В. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М.: МВД России, ГУК.- 1996.-№ 2.-С. 160−161. строении превентивной деятельности (В.Н. Герасимов)1, технолого-педагогическом конструировании проблемно-деятельностного обучения в военном вузе (Э.Н. Короткое) и обоснование педагогической технологии как необходимого условия совершенствования воспитательной деятельности в части (А.П. Шарухин) и др.

Источниковую базу диссертации составили диссертации, монографии и другие научные публикации отечественных авторов по теме исследования и смежным с ней проблемам, материалы научных семинаров и конференций. В работе использовались приказы и директивы МО РФ, касающиеся воспитания офицерских кадров, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы и публикации в периодической печати. Изучению подверглись протоколы заседаний судов чести офицеров и акты итоговых проверок частей, журналы боевой и общественно-государственной подготовки, служебные карточки военнослужащих.

Диссертационное исследование проводилось в течение трех лет и включало три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых, применялись различные научные методы познания, в совокупности составившие комплексную методику.

Первый этап — подготовительный (2001 — 2002 гг.). Основное содержание его включало сбор и изучение научной информации по проблеме исследования и смежным с ней темам, обработку и систематизацию различных источников информации, разработку теоретической концепции, формулировку объекта, предмета, цели, задач и других методологических элементов исследования. Уточнялся методический замысел, подбирался инструментарий диссертации, обосновывались требования технологичности и критерии эффективности педагогической технологии воспитания офицеров. Проводилась подготовительная работа по подбору состава контрольной и эксперименталь.

1 См.: Герасимов В. Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М.: ВУ, 1996. ной групп, подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к проведению педагогического эксперимента.

Второй этап — основной (2002 — 2004 гг.). В начале данного этапа был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение реального состояния процесса воспитания офицеров и уровня их воспитанности. Основным содержанием второго этапа стал формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого были проверены результаты теоретического обоснования сущности и структуры педагогической технологииэкспериментально проверена эффективность педагогической технологии воспитания офицеровразработана и реализована «Целевая программа повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава части" — проанализирована динамика изменений в контрольной и экспериментальной группах. Вносились коррективы в методику исследования, формулировались и апробировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации.

Третий этап — заключительный (2004 — 2005 гг.). Его содержание включало обработку и обобщение результатов исследованияформулировку уточненных теоретических выводов и практических рекомендацийпубликацию полученных данных в научных статьях, использование их в докладах на конференциях и других формах научной и учебно-методической работывнедрение результатов исследования в практику воспитания офицерского составаоформление диссертации. Основными методами исследования на этом этапе стали: анализ и синтез, обобщение и конкретизация, математическая обработка результатов, экспертные оценки, изучение результатов деятельности и др.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями: изучено более 210 научных источников по теме исследованияпроанализировано более 120 различных документов (приказов и директив МО, НГШ, ГУВРа, командования армии и флота, видов войск, регламентирующих воспитательную работу, актов итоговых проверок частей и подразделений, планов воспитательной работы, протоколов заседаний судов чести офицеров и других аналитических документов) — проведено более 320 бесед и интервью с командирами и офицерами отделов по воспитательной работе, с различными категориями офицерского состава по проблемам повышения эффективности воспитания, распространено среди всех категорий офицеров, изучено и обработано 150 анкет, создана и апробирована педагогическая технология воспитания офицеров воинской части и на ее основе разработана целевая программа повышения эффективности педагогической технологии, подготовлены публикации по теме исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осуществлен историко-педагогический анализ проблемы технолого-педагогического построения воспитания в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции ее развития и этапы становления. Обоснованы сущность и структура педагогической технологии воспитания офицеров части, ее функции, закономерности, принципы построения и применения, выявлены критерии и показатели ее эффективности.

2. Разработана и опытно-экспериментальным путем проверена «Целевая программа повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава части».

3. Определены и опытно-экспериментальным путем апробированы основные пути совершенствования педагогической технологии воспитания офицеров.

На защиту выносятся:

1. Выявленные основные тенденции зарождения, становления и развития технолого-педагогического построения процесса воспитания: технологическое совершенствование воспитательного процесса в ходе развития общества, обусловленное социально-экономическими причинамиизменение понимания сущности педагогической технологии в зависимости от научного подходапоявление исследований и реализация педагогических технологий сначала в сфере обучения, что повлекло задержку развития педагогических технологий в области воспитанияотставание в военной педагогике процесса разработки педагогической технологии воспитания. Сущность педагогической технологии как научно обоснованного, алгоритмизированного и воспроизводимого процесса проектирования и реализации системы оптимально сочетаемых форм, методов, средств воспитания, обеспечивающего достижение диагностируемого результата в конкретных условиях жизнедеятельности воинской частиструктура педагогической технологии, включающая: диагностическое целеполагание, организованное воздействие и взаимодействие субъектов и объектов воспитания, осуществляемое в определенных условиях, функции, специфические закономерности и вытекающие из них принципы конструирования и применения педагогической технологии воспитания, процессуальную часть (управляемую технологическую цепочку) реализующую методы, формы и средства воспитания, результат процесса воспитания его поэтапный контроль и коррекцию.

2. Выявленные критерии эффективности педагогической технологии: организационный, результативно-деятельностный, индивидуально-личностный и соответствующие им показателиразработанная и опытно-экспериментальным путем апробированная «Целевая программа повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава части».

3. Обоснованные и экспериментально апробированные пути повышения эффективности педагогической технологии воспитания офицеров, включающие в себя: оптимизацию структуры педагогической технологии воспитания офицерского составасовершенствование организации применения педагогической технологии в воспитании офицеров частиподготовку офицеров воспитательных структур к проектированию и реализации педагогической технологии воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит: в решении важной научно-прикладной задачи, заключающейся в обосновании теоретических основ педагогической технологии воспитания офицерского состава — ее сущности, структуры, функций, закономерностей, принципов построения и реализацииуточнении требований технологичностив выработке критериев и показателей оценки эффективности педагогической технологии воспитания офицеров частиразработке и апробации «Целевой программы повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицеров части" — в обосновании и экспериментальной проверке путей и условий повышения эффективности педагогической технологии воспитания офицерского состава.

Разработанные научные и прикладные положения позволят более глубоко понять сущность и структуру педагогической технологии воспитания, будут способствовать развитию педагогической теории и совершенствованию практики воспитания в Вооруженных Силах РФ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование процесса воспитания офицеровспособствует более эффективному решению педагогических задач по воспитанию офицеров с высокими морально-нравственными качествамипредлагает основные пути повышения эффективности технологии воспитания офицерского состава части.

Реализация предложенных практических рекомендаций позволит существенно повысить эффективность воспитания офицеров. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных педагогических технологий воспитания различных категорий военнослужащих, интенсификация воспитательного процесса, а также технолого-педагогическая подготовка командиров и офицеров воспитательных структур.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, эмпирические результаты и практические рекомендации проверялись в течение опытно-экспериментального исследования в частях связи центрального подчинения Московского (Подольский и Смоленский гарнизоны) и Северокавказского (Майкопский гарнизон) военных округов, в которых производилась апробация целевой программы повышения эффективности педагогической технологии воспитания офицеров, а также путем информирования командования частей, офицеров воспитательных структур о проводимом исследовании и его результатах на служебных совещаниях и выступлениях перед командирами подразделенийпосредством публикации научных статей1.

Концептуальные положения исследования обсуждались на межвузовской научно-практической конференции, проведенной в декабре 2003 года на базе Военного университета по теме: «Современные педагогические технологии и их внедрение в образовательный процесс высших военно-учебных заведений», среди профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики Военного университета. Часть материалов исследования включена в учебник «Социальная педагогика», подготовленного на кафедре педагогики Военного университета. Предварительные результаты и теоретические выводы данного исследования используются в процессе обучения курсантов и слушателей.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

1. Объективные потребности армейской практики логически привели к необходимости технологического построения воспитания, сущностью которого является научно обоснованный, алгоритмизированный и воспроизводимый процесс проектирования и реализации системы оптимально сочетаемых форм, методов, средств воспитания, обеспечивающий диагностируемый результат в конкретных условиях жизнедеятельности воинской части. Сущностной особенностью технологии воспитания выступает ее соответствие требованиям технологичности, к которым относятся: концептуальность, системность, комплексность, диагностическое целеполагание, процессуальность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и др.

Педагогическая технология воспитания является проектом педагогического процесса, описывая его от воспитательных задач до проверки (оценки) результатов с возможностью освоения и применения любым педагогом-воспитателем. Существенными отличиями технологии процесса воспитания выступает идея полной управляемости воспитательным процессом и гарантированный результат.

Педагогическая технология процесса воспитания офицеров включает в себя: диагностическое целеполагание, организованное воздействие и взаимодействие субъектов и объектов воспитательной деятельностифункцииспецифические закономерности и вытекающие из них принципы конструирования и применения педагогической технологии воспитанияпроцессуальную часть (управляемую технологическую цепочку), реализующую систему оптимально сочетаемых методов, форм и средств воспитаниярезультат воспитательного процесса, его поэтапный контроль и коррекцию.

2. Эффективным средством решения задач повышения результативности воспитательной деятельности является разработанная и экспериментальным путем проверенная «Целевая программа повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава части». При помощи разработанной системы критериев и показателей оценки эффективности педагогической технологии стало возможным проследить динамику положительного изменения организационных, индивидуально-личностных и результативно-деятельностных параметров исследуемого явления.

3. Теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа позволили выявить и обосновать основные пути и условия повышения эффективности педагогической технологии по воспитанию у офицеров высоких морально-нравственных качеств личности. В современных условиях к ним относятся: а) оптимизация структуры педагогической технологии, для чего необходимо: соблюдение последовательности прохождения всех этапов технологии, управление и контроль хода реализации всей технологии воспитания офицерского состава, соответствие структуры технологии воспитания современным требованиям общества, государства, состоянию военно-педагогической теории и практики и др.- б) совершенствование организации применения технологии в воспитании офицеров воинской части, которое должно осуществляться при соблюдении таких условий, как: развитие теории и практики конструирования и применения педагогических технологий воспитанияпоиск, разработка и применение новых эффективных форм и средств воспитания военнослужащих, всестороннее материально-техническое, кадровое и т. п. обеспечение процесса воспитания офицеров, и др.- в) подготовка офицеров воспитательных структур к проектированию и применению педагогической технологии, которая будет результативна при: создании многоуровневой, четко функционирующей системы технолого-педагогической подготовки офицероввыполнении мероприятий «Целевой программы повышения эффективности педагогической технологии процесса воспитания офицерского состава части» и др.

В месте с тем, проведенное педагогическое исследование показало, что только путем реализации педагогической технологии в полном объеме проблему повышения эффективности воспитания офицерского состава решить не представляется возможным. Для этого необходимо создание объективных, в первую очередь социально-экономических и духовно-нравственных условий, направленных не на декларативное, а на реальное повышение статуса офицеров в обществе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное педагогическое исследование позволило сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, управлениям воспитательной работы видов и родов войск:

— предложить разработать методические рекомендации по технологическому построению процесса воспитания в частях Вооруженных Сил;

— рассмотреть возможность создания в органах печати Министерства обороны Российской Федерации постоянно действующую рубрику: «Педагогические технологии воспитания военнослужащих».

2. Начальникам военных вузов:

— в целях повышения технолого-педагогической компетентности офицеров-выпускников в вопросах педагогической технологии: а) рассмотреть возможность введения в программу обучения спецкурса «Педагогическая технология воспитания военнослужащих" — б) подготовить учебно-методическое пособия по конструированию и применению педагогической технологии воспитания военнослужащих;

— на факультете переподготовки и повышения квалификации должностных лиц органов воспитательной работы и преподавателей ВУ целесообразно предусмотреть проведение цикла занятий по теме: «Педагогическая технология воспитания военнослужащих»;

— в квалификационных характеристиках на выпускников военных вузов рекомендовать отражать степень их технолого-педагогической компетентности.

3. Командирам, заместителям по воспитательной работе:

— для достижения объективности выявления актуального состояния воспитания военнослужащих и его параметров рекомендовать использовать средства педагогической диагностики, предложенные в диссертации;

— в целях повышения технолого-педагогической компетентности офицеров частей и подразделений в систему общественно-государственной подготовки целесообразно включить «Программу повышения технолого-педагогической компетентности офицеров части»;

— в частях и подразделениях в планах «Становления офицера в должности» необходимо предусмотреть наряду с изучением офицером своих служебных обязанностей, сдачей экзаменов по их знанию также вопросы освоения технологического построения воспитания подчиненных.

Исходя из актуальности проблемы технологизации процесса воспитания военнослужащих, дальнейшие педагогические исследования целесообразно продолжить по следующим направлениям: педагогическая технология воспитательной деятельности офицеров частипедагогическое исследование перспективных направлений и технологий подготовки военнослужащих армий иностранных государствпедагогическая технология воспитания в военном вузетехнология педагогического воздействия на военнослужащего в конфликтных и экстремальных ситуациях воинской службы и др.

Результаты историко-педагогического анализа свидетельствуют, что педагогическая технология выступает очередным этапом развития практики воспитания на основе передовой педагогической теории. Проведенное исследование показало, что применение педагогической технологии в процессе воспитания поднимает на новый — более высокий уровень эффективность реализации теории воспитания, стратегии и тактики управления воспитательной деятельностью, осуществления совокупности процедур управления, регулирующих операционный состав воспитательной деятельности, ее структуру и развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
  2. О.А. Совершенствование содержания воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004.
  3. А.Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военно-авиационных вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001.
  4. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избранные педагогические труды. М., 1989.
  5. А.В., Дерюгин Н. И. Военно-педагогическая диагностика. -М., 1995.
  6. А.А., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. — М.: Воениздат, 1985.
  7. А.В. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: МВД России, ГУК. — 1996. — № 2. — С. 160−161.
  8. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М., 1987.
  9. А.В., Иванов В. Н. История Отечественной и Зарубежной педагогики в трех частях. М., 1994.
  10. Ю.Бахтин В. К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  12. В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Пятигорск, 1999.
  13. З.Богомолова JI.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий Н История педагогической технологии. Сборник научных трудов / Отв. ред. М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкин. М., 1992 г.
  14. М.Бодалев А. А. Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб., 2003.
  15. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., М.: С. Э, 1978: т.т. 24, 30.
  16. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. — СПб., 1901. -Т. 33.
  17. А.К. Теория и практика развития мастерства преподавателя ВВШ: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000.
  18. В. И. Военно-педагогическая этика советского офицера. — М., 1981.
  19. В.И., Шабанов Г. А. и др. Основные проблемы педагогики высшей военной школы. -М. 1999.
  20. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М., 1996.
  21. Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. — М.: ВУ., 1999.
  22. Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической технологии. Спб., 2000.
  23. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: ВУ, 1996.
  24. Г. И. Педагогическая теория и практика подготовки рядового и сержантского состава вооруженных сил США (критическое исследование): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  25. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСКО, 1986.
  26. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания., М., 1989.
  27. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М., ВПА, 1990.
  28. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983.
  29. П.Н. Педагогические основы оценки и учёта результатов воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ): Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1972.
  30. В. Толковый словарь. М. — 1955. — Т. 4.
  31. Н.С. Технология управления воспитательным процессом в педагогическом университете: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2002.
  32. Диссертация по педагогическим наукам: организационно-методические основы подготовки и защиты. М.: ВУ, 2003.
  33. А.В. Избр. пед.соч. М., 1956.
  34. А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М., 1979.
  35. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М., 1984.
  36. А.А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов: на опыте изучения общевойсковых дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Орел, 1998.
  37. М.И. Избр. труды. М.: Воениздат. — 1956.
  38. В.М. Совершенствование процесса военно-педагогической подготовки слушателей офицерских курсов (по опыту Сухопутных войск): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.
  39. М.М. Технология профессионально-ориентированного обучения. СПб., 2002.42.3ейлингер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М.: ЛГУ, 1978.
  40. История педагогики / Под ред. Шабаевой М. Ф. М., 1981
  41. В. И. Педагогическая технология формирования мотивации учебной деятельности курсантов вузов ВВ МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998.
  42. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.
  43. КНИР «Мораль», «Эффект», «Смена», выполненные в Военном университете.
  44. В.П. Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения в военном вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань 2004.
  45. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2003.
  46. А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2001.
  47. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. -Т. 1.51 .Короткое Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М., 1990.
  48. В. В. Технология А.С. Макаренко и перестройка школы. — М., 1980.
  49. E.JI. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов высших военных командных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1987.
  50. Ш. Эволюция воспитания. Спб., 1900.
  51. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.
  52. А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., ВПА, 1992.
  53. С.М. Организация процесса воспитания личного состава части: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004.
  54. В.П. Мотивы военной службы у молодых офицеров // Военно-социологические исследования. Сб. ст. — М., — 2003. № 2.
  55. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  56. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных ВУЗов: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1997.
  57. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. АПН СССР. — М.: Педагогика. 1983 1986. — Т. 3.
  58. JI.B. Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
  59. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е: Т. 23.
  60. Е.К. Методы квалиметрии в педагогике. Системное математическое моделирование. Количественные критерии и оценки. — М., 1979.
  61. Международный учебник по технологии образования и обучения. — Лондон-Нью-Йорк, 1978.
  62. П.В. Совершенствование обучения офицеров частей войск ПВО: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996.
  63. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов вузов. Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, М., 2002.
  64. В.Г. Формирование у курсантов высших военно-морских училищ готовности к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
  65. Н.И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика (опыт экспериментального исследования). — М.: Педагогика, 1981.
  66. А.Х. Развитие системы воспитания личного состава ВКС: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: ГАВС, 1995.
  67. В. Роты уходят в небо // Независимое военное обозрение. 2004. № 40.
  68. Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // СОЦИС. 1990. -№ 11.73.0меличев А. В. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военно-социологические исследования. Сборник статей. — М., — 2003. № 1.
  69. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.
  70. Педагогика высшей военной школы / Под ред. В. Н. Герасимова. М., 2001.
  71. Педагогическая технология. Программа учебного курса / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1991.
  72. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
  73. В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2001.
  74. В.Ю. Основы педагогической технологии: Программа экспериментального учебного курса. — Нижний Новгород, 1992.
  75. Ю.П. Педагогическая технология формирования защитно-атакующих действий ведения рукопашного боя у курсантов подразделений специального назначения воу впо ВВ МВД РФ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001.
  76. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2.
  77. Д.П. Педагогические основы совершенствования у офицеров -политработников качеств руководителя воспитательной работы в части: автореф. дис. канд. иед. наук. М.1972.
  78. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». — М., от 11.03.2004.
  79. Приказы МО РФ № 226 и 235 от 1995 года, № 418 от 1996 года, № 050. 1998 г.
  80. П.В. Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1988.
  81. Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
  82. А.А. Социально-педагогические основы формирования нравственно-психологического климата в офицерских коллективах частей ПВО: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2001.
  83. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.
  84. JI.H. Становление и развитие теоретических основ педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000.
  85. И.А. Оценка эффективности воспитательной деятельности офицеров корабля 3 ранга: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002.
  86. Словарь иностранных слов. 15 изд., испр. -М.: Русский язык, 1988.
  87. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
  88. Современная модель организации BP вузах МО РФ / Под ред. Ефремова И.И.-М., ВУ, 2001.
  89. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1998.
  90. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. М., 2000.
  91. Е.Н. Теории и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999-
  92. Н. Общественные науки и социальная технология. — М., 1976.
  93. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., МГУ, 1975.
  94. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И. А. Алехина. -М.: ВУ, 2003.
  95. Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя.// Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1987.
  96. У.Ш. Педагогические основы подготовки курсантов высших военных командных училищ к воспитательной работе в войсках: Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1985.
  97. Устав внутренней службы ВС РФ.
  98. Е.С. Педагогические основы руководства пропагандой и агитацией в воинской части: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1974.
  99. Философский словарь. Изд. 3-е. М., 1984.
  100. М.Ю. Педагогическая технология формирования умений и навыков по боевым приемам борьбы в системе физической подготовки курсантов МВД: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998.
  101. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  102. Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М., 1986.
  103. Хрестоматия по педагогике. М., 1991.
  104. А. П. Обеспечение единства военно-педагогической теории и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка. — М., 1992.
  105. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
  106. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами И Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л., 1980.
  107. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. № 3.
Заполнить форму текущей работой