Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение особенностей учебной деятельности обучающихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принятое в отечественной сурдопедагогике обучение детей с недостатками слуха языку как средству общения (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Б. Д. Корсунская, К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев и др.) предполагает целенаправленную систему работы, обеспечивающую планомерное, очерченное программой усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усвоенное слово, словосочетание, фраза… Читать ещё >

Изучение особенностей учебной деятельности обучающихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебная деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста. В процессе обучения происходит формирование знаний, умений, навыков, развитие познавательной и личностной сферы, становление учебно-познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных компетенций. Поэтому изучение влияния учебной деятельности на развитие ребенка, изучение учебных компетенций дает информацию для составления психолого-педагогической характеристики и индивидуальной образовательной программы ребенка.

Сначала определяется общая успеваемость школьника по данным четвертных оценок, а также прилежание, дисциплина, культура поведения в классе и вне класса, во внеурочное время, особенности мотивации учебной деятельности. Общая картина создается в результате анализа классных документов, бесед с учителями, сурдопедагогами, тьюторами, работающими с учениками класса, воспитателями и детьми, своих наблюдений за деятельностью воспитанника. В беседе с учителем уточняется, какой предмет легко дается учащемуся, а какой вызывает затруднения и почему; как ребенок выполняет домашние задания, насколько самостоятельно и какая помощь ему требуется при выполнении заданий.

Изучаются характеристики ребенка, написанные учителем. Необходимо обратить внимание на характеристику, данную школьным психологом, который обследовал ученика и проводит с ним психологические занятия.

Изучение особенностей речевого развития учащихся

Перед проведением диагностики необходимо проанализировать АООП ФГОС НОО для глухих/слабослышащих обучающихся тот вариант, по которому данный ученик обучается, чтобы подготовить соответствующий диагностический материал.

Принятое в отечественной сурдопедагогике обучение детей с недостатками слуха языку как средству общения (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Б. Д. Корсунская, К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев и др.) предполагает целенаправленную систему работы, обеспечивающую планомерное, очерченное программой усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усвоенное слово, словосочетание, фраза несут в себе нагрузку коммуникативности.

Обучение учащихся с нарушенным слухом речи построено таким образом, чтобы школьники с самого начала усваивали речь «для других», и, тем самым, приобщались к языку как средству общения. На это положение надо ориентироваться при проверке уровня речевого развития детей.

В проверку навыка разговорной речи у младших школьников включается материал, направленный на проверку следующих речевых и коммуникативных компетенций:

  • а) понимать обращения, выполнять просьбы, выражать желания, просьбы, побуждения;
  • б) обращаться с вопросами, отвечать на них, давать поручения;
  • в) сообщать о выполненной работе и о работе, которую предстоит (хочется) выполнить;
  • г) участвовать в диалоге, в дискуссии, прислушиваться к точке зрения собеседника, выражать свое мнение, отношение, обосновывать его.

Например, ученику предлагается с помощью вопросов узнать, что делал его одноклассник в выходной день, выяснить содержание закрытой картины, описать ее, узнать скрытый предмет, рассказать о своих занятиях (I класс), предлагается расспросить и рассказать о семье, об учебе, о школе, об интересном событии (IV класс).

В беседах подобного типа ставится ряд вопросов социальнобытового характера.

I класс.

  • — Как тебя зовут?
  • — Как твоя фамилия?
  • — Сколько тебе лет?
  • — Скажи свой адрес (где ты живешь?).
  • — В каком классе (школе) ты учишься?
  • — Как зовут твою учительницу (воспитательницу)?
  • — Сколько человек в твоей семье?
  • — Как зовут маму (папу, сестру, брата)?
  • — Сколько лет сестре (брату)?
  • — Кем работает мама (папа)?

IV класс.

  • — Расскажи о себе, о своей семье.
  • — Кто твои родители?
  • — Назови профессии (кем работают) твоих родителей?
  • — Где (когда) ты родился?
  • — Сколько времени продолжаются занятия в школе?
  • — Какие уроки тебе нравятся?
  • — Какие книги ты читал (любишь читать)?
  • — Расскажи, как ты провел вчерашний день (выходной день)?
  • — Расскажи, чем ты занимаешься, любишь заниматься в свободное время.

На более старших годах обучения при сохранении общего алгоритма содержания беседы усложняется характер вопросов.

Для проверки уровня развития связной устной речи учащимся можно предложить:

  • — составить устный рассказ по серии сюжетных картинок;
  • — рассказ о просмотренном кинофильме;
  • — рассказать о том, как провел выходные дни, каникулы;
  • — составить рассказ об интересном событии, экскурсии и т. п.

Материал для проверки уровня развития разговорной и связной речи содержится в книге Е. Г. Речицкой и Е. В. Кулаковой «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе» (2014, 2-е изд.).

Особенности диагностики развития разговорной и связной речи учащихся с нарушениями слуха младших классов, имеющих задержку психического развития, представлены в книге Е. Г. Речицкой и Т. К. Гущиной «Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития» (2012, 2014; 2-е изд.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой