Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально ориентированная система правовой подготовки студентов технического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Давыдов, А. И. Долгова, С. А. Морозова, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, П. Ф. Рябко, Н. И. Элиасберг, Я.Я. Юрченко), научные труды по проблемам правосознания и правовой культуры (И.А. Ильин, Л. И. Петражицкий, С. С Алексеев, B.C. Нерсесянц), личностно ориентированный и личностно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Н. В. Борисова, Л. С. Выготский, И. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Методологические и психолого-педагогические основы проектирования системы правового образования студентов колледжа
    • 1. 1. Цели, функции и принципы правового обучения и воспитания
    • 1. 2. Содержание и методология правовой подготовки на различных уровнях образовательной системы
    • 1. 3. Обучение правам человека за рубежом
  • Глава 2. Дидактические основы и технологии разработки профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов технического колледжа и ее реализации
    • 2. 1. Определение целей правовой подготовки специалистов среднего звена технического профиля
    • 2. 2. Проектирование и структурирование содержания правовой подготовки студентов колледжа (на примере специальности 2004 «Сети связи и системы коммутации»)
    • 2. 3. Принципы проектирования и реализации технологий правового обучения студентов технического колледжа
    • 2. 4. Формы, приемы и средства организации познавательной деятельности обучающихся
    • 2. 5. Организация мониторинга уровня и качества правовой подготовленности студентов технического колледжа
  • Глава 3. Экспериментальное исследование, анализ и оценка эффективности разработанной системы правовой подготовки студентов технического колледжа
    • 3. 1. Управление качеством и обеспечение качества системы правовой подготовки студентов технического колледжа на проектном уровне
    • 3. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента по внедрению системы правовой подготовки студентов технического колледжа в учебновоспитательный процесс

Профессионально ориентированная система правовой подготовки студентов технического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

За последние пятнадцать лет в России произошла радикальная переоценка роли и места права в жизни общества. В отечественной юридической науке возобладал подход к праву как к самостоятельному и высокозначимому феномену цивилизации и культуры, призванному способствовать утверждению демократических начал и общечеловеческих ценностей, дать простор раскрепощению и свободному развитию личности. В современном понимании право предстает не карательно-репрессивным инструментом государственной власти, а средством достижения социального согласия, обеспечения безопасного и достойного существования человека-1ражданина. Выстраданная мировым сообществом идея о верховенстве права ныне обрела статус конституционного принципа и закреплена в Основном Законе Российской Федерации.

В настоящее время право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого. На уровне массового сознания это отразилось в резком повышении престижа юридических специальностей, буме на юридическую литературу, общем возрастании интереса к правовым знаниям, правовой информации. С другой стороны, обобщение ряда исследований правосознания населения свидетельствует о массовых проявлениях правовой безграмотности и правового нигилизма, размытости нравственных ориентиров, настроениях социально-правовой незащищенности у самых широких слоев россиян. Между тем успех проводимых в стране преобразований, преодоление неттивных последствий переходною периода во многом зависит от правовой культуры населения, развитого массового правосознания, без опоры на которые невозможно создание правового государства, становление полноценного гражданского общества.

Важная роль в развитии правосознания и правовой культуры граждан принадлежит системе образования. В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» есть прямое указание на то, что содержание образования в современных условиях должно быть ориентировано на укрепление и совершенствование правового государства. Таким образом, правовое обучение и воспитание следует рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательной и профессиональной школы.

В науке, как педагогической, так и юридической, идут интенсивные поиски оптимальной модели правового образования, отражающей сегодняшние реалии и отвечающей потребностям личности и общества. Весомый вклад в развитие правовой педагогики на современном этапе внесли С. С. Алексеев, Г. П. Давыдов, А. Р1. Долгова, З. Г. Крылова, В. В. Лазарев, А. В. Мицкевич, С. А. Морозова, В. О. Мушинский, А. Ф. Никитин, Я. В, Соколов, Н. Г. Суворова, Е. В. Татаринцева, Н. И. Элиасберг и другие ученые. За последнее десятилетие фрагменты правовых знаний были включены в обязательный минимум содержания общего и профессионального образования, издано новое поколение учебников по праву, разработано немало авторских программ. В правовое обучение интенсивно внедряются передовые педагогические технологии. Всё более заметную роль в переводе правового образования на новые рельсы играет Российский фонд правовых реформ.

В то же время практически все исследователи, подчеркивая актуальность проблемы, отмечают ее недостаточную научную разработанность. Особенно остро преобладание эмпирического подхода к преподаванию права над научно обоснованным ощущается в сфере среднего профессионального образования. Нами не обнаружено ни одного диссертационного исследования по проблемам правового обучения студентов средних специальных учебных заведений. Между тем, являясь подсистемой средней профессиональной школы, правовая подготовка выпускников ССУЗ неизбежно несет в себе специфику данного образовательного уровня, которая должна найти отражение в проектировании содержания и технологий преподавания правоведческих дисциплин. Дело в том, что в ГОС СПО, действующие с 1 сентября 2002 г., заложена принципиально новая схема реализации правовой подготовки, предполагающая изучение двух дисциплин юридического профиля. Инвариантный для всех специальностей курс «Основы нрава» нацелен на систематизацию правовых знаний и формирование ценностного отношения к праву. Огромным шагом вперед следует признать введение общепрофессиональной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Указанный курс имеет ярко выраженную практическую направленность и позволяет включить правовое образование в общий процесс профессиональной подготовки. Успешная реализация указанной модели правового обучения, несомненно, нодтолкнет к преобразованиям и на следующем уровне профессионального образования.

В работах С. В, Болониной, Н. В. Бутусовой, Е. Г. Веселковой, С. Н. Головина, Т. В. Корчагиной, С. А, Морозовой, посвященных различным аспектам обучения праву в начальной и высшей профессиональной школе, подчеркивается, что правовое образование должно быть нацелено на формирование нового поколения работников, способных действовать правовыми средствами при осуществлении и защите прав, ответственно относящихся к обязанностям, строящих свои отношения с окружающими на принципах социального партнерства. Причем речь идет не об абстрактных фигурах, не о «работниках вообще», а о специалистах в конкретной производственной сфере. Анализ учебных программ, учебной и методической литературы, адресованной студентам — не юристам, педагогической практики свидетельствует, что если обучение праву будущих менеджеров, бухгалтеров, педагогов, работников в области здравоохранения и культуры ведется с опорой на модель специалиста данного профиля, то правовая подготовка выпускников технических специальностей осуществляется фактически без учета профессионального контекста.

Таким образом, актуальность проблемы правовой подготовки студентов технического колледжа обусловлена наличием следующих противоречий:

• между коренным обновлением содержания и роли права в российском обществе и низким уровнем правовой культуры населения;

• между необходимостью включить правовое обучение и воспитание будущих техников в единый процесс их профессионального становления и слабой научно-методической разработанностью данной проблемы;

• между идеями и достижениями передовой психолого-педагогической науки и малопродуктивной моделью правового обучения в ССУЗ. Поиск подходов к ослаблению указанных противоречий и явился основанием для формулирования темы диссертационного исследования -" Профессионально ориентированная система правовой подготовки студентов технического колледжа" .

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов» .

Цель исследования — повысить эффективность и качество правового обучения и воспитания студентов технического колледжа путем разработки и реализации профессионально ориентированной системы правовой подготовки.

Объект исследования — правовое обучение и воспитание в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования — дидактические и методические основы проектирования и реализации профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов технического колледжа.

Гипотеза исследования — эффекшвносгь и качес1во правовой подготовки выпускников технических специальностей учреждений среднего профессионального образования могут быть значительно повышены, если разработана педагогическая система, предполагающая, что проектирование целей и содержания правовой подготовки осуществляется с учетом специфики правового регулирования сферы профессиональной деятельности выпускника;

— в целях формирования правовой культуры студентов задействован потенциал гуманитарных, общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин и производственной практики;

— используются педагогические технологии, основанные на личностно ориентированном и деятельностном подходах к обучению.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние и перспективы правового обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования, а также на предыдущем и последующем уровнях образовательной системы.

2. Выявить требования к уровню правовой подготовленности специалистов среднего звена технического профиля.

3. Определить и обосновать подходы к проектированию профессионально ориентированной системы правовой подготовки выпускников технического колледжа как педагогической системы.

4. Разработать программы и методическое обеспечение курсов «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» .

5. На основе анализа межпредметных связей разработать и ввести правовой компонент в содержание других учебных дисциплин и производственной практики.

6. Разработать приемы, средства и формы организации познавательной деятельности, способствующие формированию у обучающихся позитивного правового опыта.

7. Провести экспериментальное исследование и оценить эффективность спроектированной системы правовой подготовки студентов технического колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции и общие положения правовой педагогики (В.В Головченко, Г. П.

Давыдов, А. И. Долгова, С. А. Морозова, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, П. Ф. Рябко, Н. И. Элиасберг, Я.Я. Юрченко), научные труды по проблемам правосознания и правовой культуры (И.А. Ильин, Л. И. Петражицкий, С. С Алексеев, B.C. Нерсесянц), личностно ориентированный и личностно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Н. В. Борисова, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская) — методология комплексного исследования и системно-структурный подход к деятельности педагогических систем (З.Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина, Н. А. Селезнева, А.И. Субетто), концепция уровней обученности (В.П. Беспалько), контекстный подход к обучению (А.А. Вербицкий), теория проблемного обучения (И.А. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д. Жуковская), технология системного педагогического проектирования (В.И. Байденко, Г. Б. Скок, Ю.Г. Татур), исследования по проблемам среднего профессионального образования (Г.И. Ибрагимов, Л. Г. Семушина, А.Ф. Щепотин).

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ теоретической, учебной, методической литературы, нормативно-правовых актов, судебной ирак1ики, государственник образовательных стандартовизучение и обобщение опыта преподавания основ правовых знаний в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведенияхмоделированиепедагогический экспериментметод групповых экспертных оценоканкетированиеинтервьювключенное наблюдениематематические методы: корреляционный анализ, статистическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Естественно-техническом колледже Воронежского государственного техническою университета, на инженерных факультетах ВГТУ, в ОАО «Воронежсвязьинформ», а также на ряде других воронежских предприятий.

Исследованием были охвачены студенты и выпускники колледжа, работники базовых предприятий, преподаватели права учебных заведений города и области, юристы-практики — всего более 700 человек.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1996;1998 г.) проводилось теоретическое исследование разработки диссертационной проблемы по психолого-педагогической, дидактической и научно-юридической литературеизучалась организация обучения праву в средних специальных учебных заведениях и определялись возможности ее совершенствованияисследовались межпредметные связи правоведческих курсоввыявлялись требования к уровню правовых знаний, умений и навыков, предъявляемые специалистам среднего звена технического профиляанализировался передовой педагогический опыт по правовому обучению и воспитанию в школе и вузеразрабатывалась программа курса «Основы права» для студентов колледжабыли сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования.

Второй этап (1998;2003 г.) был посвящен разработке профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов технического колледжапроведению дидактического эксперимента по отработке отдельных функциональных компонентов и комплексной системы в целомкорректировке созданной на первом этапе программы курса «Основы права» и созданию авторской программы новой учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» — созданию методических материалов, обеспечивающих процесс правовой подготовки.

Целью третьего этапа (2003;2004 г.) явились статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов экспериментального исследованиявнедрение в учебный процесс ССУЗ города и области учебно-методических материалов, педагогических технологий, применение которых в ходе экспериментального обучения позволило формировать у студентов более высокий (по сравнению с традиционным обучением) уровень правовых знаний и умений, формулирование основных выводов по проблеме исследованияоформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

• выявлены требования к. правовой подготовленности специалистов среднего звена технического профиля;

• определены и содержательно обоснованы дидактические и методические основы проектирования и реализации профессионально ориентированной системы правовой подготовки выпускников технического колледжа;

• разработана методика введения правового компонента в содержание общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин и производственной практики;

• разработаны инновационные формы и средства организации познавательной деятельности, способствующие повышению уровня правовой культуры специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработана и внедрена в учебный процесс профессионально ориентированная система правовой подготовки специалистов среднего звена технического профиля, позволяющая эффективно формировать у обучающихся готовность действовать правовыми средствами в профессиональной и дру1их сферах жизнедеятельности;

• авторские методические материалы (программы, пособия, комплекты заданий, сценарии и т. д.) используются в практике работы средних специальных учебных заведений г. Воронежа и региона;

• разработанные в процессе исследования дидактические основы проектирования правоведческих 'курсов могут быть использованы при проектировании других гуманитарных дисциплин в ССУЗ, а также при построении моделей правового обучения в техническом вузе.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, задач и предметной области исследования, последовательной реализацией его методологических и теоретических основ, адекватностью методов исследования его целям и задачам.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных симпозиумах «Квалиметрия человека и образования: методология и практика» (Москва, 2000, 2002) — на международных научно-практических конференциях: «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 2000, 2002), «Проблемы интеллектуализации образования» (Воронеж — Москва, 2002), «Система непрерывного профессионального образования на базе университетских комплексов» (Воронеж, 2004), всероссийских научно-mei одически ч конференциях: «Проблемы качества образования» (Уфа, 2000;2004), «Образование — основной фактор развития человека и общества» (Волгодонск, 2000), «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 1997, 20 002 004), «Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм» (Тольятти, 2004), зональной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования подготовки специалистов в многоуровневой системе профессионального образования» (Воронеж, 2000), научно-методических конференциях Естественно-технического колледжа ВГТУ (1998, 2000, -2002;2004), Воронежского промышленно-гуманитарно! о колледжа (2000), областном семинаре преподавателей права ССУЗ (1996).

Публикации. Основные положения диссертации получили отражение в 29 публикациях (в том числе 2 методических пособия). В 16 работах, опубликованных в соавторстве, автором настоящего исследования сформулированы основные принципы правовой подготовки студентов технического колледжа [50, 114−118], проанализированы требования ГОС СПО и ВПО [5,120], описаны технологии обучения праву [15,51,109−112,119], разработаны показатели эффективности и качества правового обучения [113].

Реализация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования внедрены в виде профессионально ориентированной дидактической системы правовой подготовки студентов технического колледжа в Естественно-техническом колледже Воронежского государственного технического университета и Воронежском промышленно-гуманитарном колледже.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Идеализированная модель результата правовой подготовки специалиста среднего звена технического профиля.

2.Модель профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов технического колледжа.

3.Методика введения правового компонента в содержание общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин и производственной практики.

4.Технология правового обучения, Обеспечивающая формирование позитивного правового опыта.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основная часть работы изложена на 165 страницах и включает 4 рисунка и 3 таблицы. Библиографический список содержит 205 наименований.

Выводы по главе 2.

Проектирование и реализация предложенной системы правовой подготовки осуществлялись на основе комплексного подхода. Сквозными характеристиками указанной системы являются права и свободы человека (инвариантная составляющая подготовки) и профессиональный контекст (дифференцирующая составляющая). Технология обучения направлена прежде всего на формирование умения осуществлять целенаправленный поиск правовой информации, давать правовую оценку производственным и иным жизненным ситуациям, прогнозировать их развитие и правовые последствия, то есть на приобретение обучающимися позитивного опыта. В ходе специально организованной познавательной деятельности происходит также усвоение ценностей права и развитие интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Глава 3. Экспериментальное исследование, анализ и оценка эффективности разработанной системы правовой подготовки студентов технического колледжа.

3.1. Управление качеством и обеспечение качества системы правовой подготовки студентов технического колледжа на проектном уровне.

Качество — многоаспектная и многомерная категория, характеризующая меру соответствия нолученных результатов установленным нормам и требованиям. Хотя проблема качества подготовки специалистов всегда находилась в поле зрения ученых, тем не менее специальные исследования, предметом которых было именно качество подготовки, качество профессионального образования, стали интенсивно проводиться лишь с начала 90-х годовпо существу вместе с созданием Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

Основные положения теории качества образования — квалитологии и теории измерения качества образования — квалиметрии изложены в работах А. А. Аветисова, А. Д. Гладуна, З. Д. Жуковской, В. П. Панасюка, Н. А. Селезневой, В. М. Соколова, А. И. Субетто. Отметим, что проблема качества профессионального образования до настоящего времени решалась главным об-" разом применительно к системе высшей школы. На уровне среднего профессионального образования она начала разрабатываться лишь в последние годы.

В условиях рыночной экономики у СПО сформировался полисубъектпый потребитель образовательных услуг: обучающийся, производство, общество и сама система профессионального образования. «Очевидно, — пишет Г. И. Ибрагимов, — что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент ССУЗ качественным назовет такое образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Работодатель намерен получить от образования компетентного работника. Государство ждет нравопослушного гражданина, а общество заинтересовано в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству». [158., с. 43−44] В связи с этим обобщенные критерии качества подготовки специалистов среднего звена включают следующие группы: удовлетворенность работодателя (производство) — выпускника (личность) — социума (общество) — высшей школы как потребителя выпускников ССУЗ (система образования).

Одним из средств обеспечения качества правового образования на стадии проектирования целей и содержания правовой подготовки студентов колледжа стало привлечение экспертов. Были сформированы три группы экспертов, по 10 человек в каждой. В первую группу вошли учителя и преподаватели права из средних специальных и высших учебных заведений (группа «ГТ»). Вторую экспертную группу составили специалисты — выпускники Естественно-технического колледжа Воронежского государственного технического университета (до 1989 года — факультета среднетехнического образования Воронежского политехнического института), имеющие стаж работы по специальности не менее 10 лет (группа «С»). Поскольку в первом этапе эксперимента участвовали студенты специальности 2004 «Сети связи и системы коммутации», эксперты группы «С» были представлены специалистами в сфере связи. На последующих этапах эксперимента, в которых участвовали также студенты специальностей 2003 «Радиоанпаратостроение» и 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», нами привлекались к проектированию эксперты из соответствующих областей. В третью группу (условное обозначение -" Ю") вошли профессиональные юристы — адвокаты, работники юридических служб предприятий, районных ОВД, прокуратуры.

Экспертам предлагалось проранжировать по олимпийской системе сформулированные на основе концептуальной модели специалиста требования к его правовой подготовленности. Допускалось повторение рангов. Результатом явились матрицы априорного ранжирования, которые были приведены к нормализованному виду. Коэффициент конкордации рассчитывался по методике М.Дж.Кендэла.

Для всех групп экспертов установлена статистическая существенность л коэффициента конкордации W по критерию % при числе степеней свободы у = n-1 при уровне значимости, а = 0,01, для группы «П» х2расч = 70,82 > х2таб = 21,66- для группы «С»расч = 57,87 > ха0 = 21,66- для группы «Ю» %2расч = 46,87 > х2таб = 21,66- Таким образом, с вероятностью 99% гипотеза о наличии согласованности экспертов была принята.

Наибольшая согласованность в оценках была зафиксирована у экспертов группы «П» (W =0,78). Это говорит о том, что в педагогической сфере сложилось достаточно целостное понимание целей и задач правового образования на современном этапе. Значение коэффициента конкордации по группе «С» составило W=0,64, в группе «Ю» коэффициент конкордации составил 0,52, и это мы объясняем, прежде всего, тем, что в качестве экспертов выступали юристы, специализирующиеся в различных отраслях права. Несмотря на невысокую согласованность оценок в третьей группе, было принято решение рассматривать ее как экспертную, поскольку именно в нее вошли люди с профессиональным правосознанием.

После установления статистической существенности W и суммирования результатов по каждому требованию по совокупности экспертных групп было определено относительное ранговое место каждого требования к правовой подготовленности специалиста методом, согласно которому меньший ранг присваивался требованию с меньшей суммой рангов. Согласно оценкам всех экспертов, наиболее значимым для выпускника профессиональной школы является умение защищать свои трудовые права, самостоятельно действовать и принимать решения.

Экспертам было предложено также оценить значимость каждого из основных элементов идеализированной модели готовности специалиста к реализации права. Сравнительный анализ мнений экспертов показал, что педагоги считают необходимой направленность правовой подгоювки выпускника ССУЗ на достижение как целей обучения, так и целей воспитания и развитияспециалисты делают акцент на базовых навыках и правовых знаниях и умениях, юристы главную задачу правового образования видят в формировании соответствующих ценностей, мотивов и установок.

Метод ранговой корреляции на основе экспертных оценок применялся также при оценке значимости (практической и воспитательной) разделов и тем созданных нами образовательных программ по правоведческим дисциплинам в целях: а) оптимального распределения учебного времениб) определения необходимого уровня усвоения материалав) выбора надлежащих методов, приемов и средств обученияг) определения «точек» и содержания рубежного контроля (ценностный подход З.Д.Жуковской).

Все существенные расхождения в мнениях экспертов были интерпретированы. Так, например, было установлено, что эксперты-связисты очень низко оценили значимость изучения института материальной ответственности, поскольку материально ответственным лицом на АТС является только главный инженер телефонной станции. Та же экспертная группа не сочла значимыми темы, раскрывающие содержание Конституции Российской Федерации, а также знание порядка привлечения к дисциплинарной ответственности. Первое связано с тем, что специалисты, получившие образование в советские годы, относятся к действующей Конституции как к декларации и не воспринимают ее как нормативно-правовой акт прямого действиявторое объясняется спецификой профессионального контекста. На предприятиях связи Воронежской области действуют Положения о премировании работников, в которых детально расписано, за какие служебные упущения связисты частично или полностью лишаются премий, носящих регулярный характер. В результате администрация предприятий достаточно редко прибегает к применению таких дисциплинарных взысканий, как замечание или выговор.

Как своеобразную форму оценки качества правовой подготовки студентов колледжа на стадии ее проектирования мы рассматриваем рецензирование разработанных нами программ правоведческих курсов и созданного на их основе методического обеспечения (пособий, указаний по выполнению лабораторно-практических работ и т. д.). В роли рецензентов были задействованы преподаватели правоведения технических вузов.

3.2. Анализ результатов педагогического эксперимент по внедрению профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов технического колледжа в учебно-воспитательный процесс.

Для подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы был проведен пролонгированный (1998;2004 гг.) комплексный формирующе-констатирующий педагогический эксперимент. В эксперименте был задействован контингент студентов Естественно-технического колледжа Воронежского государственного технического университета. Эксперимент по апробации профессионально ориентированной системы правовой подготовки студентов ЕТК ВГТУ проходил в три этапа. Каждый этап охватывал по два учебных года: I — 1998;1999, 1999;2000 гг.- 11−2000;2001, 2001;2002 i г.- Ill -2002;2003, 2003;2004 гг.

Особенности I этапа экспериментального обучения.

В эксперименте участвовали две учебные группы специальности «Сети связи и системы коммутации», шесть учебных групп, обучавшихся по традиционной методике, рассматривались как контрольные. Исходный уровень готовности к обучению определялся как среднее арифметическое итоговых оценок по гуманитарным дисциплинам, изучаемым студентами колледжа на первом-втором курсах, и конкурсного балла, полученного ими при поступлении в колледж (все ¦ по 10-балльной системе). Поскольку действовавшими в это время ГОС СПО было предусмотрено изучение только одной правоведческой дисциплины — «Основы права», для экспериментальных групп в учебной программе указанного курса был разработан модуль «Правовое регулирование профессиональной деятельности связиста» Обучение велось с применением активных методов, предполагавших моделирование типовых производственно-правовых ситуаций, использование поисковых и проблемных заданий.

Особенности II этапа экспериментального обучения.

На этом этапе эксперимент проводился в четырех учебных группах (специальности 2004 «Сети связи и системы коммутации» и 2003 «Радиоаппаратостроение»). В экспериментальное обучение были внедрены: лабораторно-ирактические занятия, ролевые игры. В задание по производственной практике впервые был введён правовой компонент.

Особенности III этапа экспериментального обучения.

В эксперименте участвовало 6 учебных групп (к двум упомянутым специальностям прибавилась специальность 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»), контрольных групп соответственно было две. На данном этапе мы впервые ввели в практику обучения метод групповых проектов, деловые игры, уроки-тренинги. Но главной особенностью данного этапа стала корректировка модели правовой подготовки в соответствии с новыми ГОС СПО, согласно которым в учебные планы, наряду с курсом «Основы права», была введена общепрофессиональная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» .

Мониторинг результатов педагогического эксперимента на стадии его реализации предполагал оценку эффективности как предлагаемой модели правового обучения в целом, так и отдельных ее компонентов.

Так, необходимость начального этапа, предшествующего теоретическому изучению основ правового регулирования профессиональной деятельности и заключающегося в введении правового аспекта в задание, но производственной практике подтверждают следующие данные, приведенные в таблице 2:

Заключение

.

Успех масштабных социально-экономических преобразований, проводимых в стране, построение правового государства во многом зависит от правовой культуры населения, развитого массового правосознания. В связи с этим правовое образование должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности профессиональной школы. Анализ научно-педагогической литературы и практики преподавания права в системе среднего профессионального образования. выявил актуальность проблемы и ее недостаточную научную разработанность, разрыв между фактическим уровнем организации правового обучения выпускников ССУЗ и необходимым, соответствующим современным потребностям личности, общества, производства. Поиск путей ослабления указанною противоречия обусловил необходимость создания профессионально ориентированной педагогической системы правовой подготовки студентов технического колледжа.

В диссертационном исследовании применен комплексный подход к разработке идеализированной модели результата правовой подготовки специалиста среднего звена технического профиля. Требования к его обученности, воспитанности и развитию, отражающие потребности полисубъектного потребителя услуг СПО — личности, общества, производства-определялись на основе анализа i осударственных образовательных стандартов, международных документов в области образования и прав человека, данных социологических опросов, профессионально-правового контекста и мнений экспертов.

Отбор содержания правовой подготовки студентов колледжа осуществлялся в соответствии с поставленными целями на основе принципа системности, приоритетности прави свобод человека, отражения современных тенденций правовой действительности, ориентации на конкретную сферу профессиональной деятельности выпускника. Были разработаны оригинальная структура и программа учебного курса «Основы права», авторская программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Изучение межпредметных связей позволило спроектировать и ввести правовой компонент в содержание гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственной практики в целях обеспечения непрерывности процесса правового обучения и воспитания в стенах колледжа.

Отправной точкой при проектировании технологии правовой подготовки явилась личность обучающегося, его субъектный опыт. В рамках личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению была разработана технология правового обучения, учитывающая возрастные особенности студентов колледжа и их социально-правовой статус. Исследование помогло выявить наиболее продуктивные учебно-организационные формы (лекции контекстного типа, практикумы по решению ситуационных правовых задач), внедрить в учебный процесс такой не традиционный для гуманитарных дисциплин вид занятий, как лабораторные практикумы.

Составной частью системы правовой подготовки студентов технического колледжа явилась организация внеаудиторной деятельности, включающая работу над проектами, массовые мероприятия по правовой тематике (акции, конкурсы, олимпиады), а также деятельность студентов по реализации своего правового статуса, координация которой осуществлялась педагогическим коллективом и администрацией колледжа в соответствии с планами по организационной и воспитательной работе.

Методическим обеспечением применяемой педагогической технологии явились разработанные и апробированные в ходе исследования методические пособия, комплекс обучающе-контрольных заданий, сценарии игровых занятий и внеаудиторных мероприятий.

Система мониторинга правовой подготовленности обучающихся предусматривала применение различных форм и средств диагностики обученности (устный опрос, тестирование, решение учебных задач, выступление с докладами, защита отчета по производственной практике).

Оценка динамики нравственно-волевого развития личности обучающихся, их правовой психологии заключалась в осмыслении впечатлений от повседневного общения со студентами, анализе результатов регулярного анкетирования.

Пролонгированный формирующе-констатирующий эксперимент подтвердил эффективность как отдельных компонентов предложенной автором исследования модели правовой подготовки специалистов среднего звена технического профиля, так и всей системы в целом. У обучающихся в экспериментальных группах повысились учебная успешность и учебная активность, заметно возрос интерес к правовым вопросам, сформировалась потребность в самостоятельном поиске и применении правовой информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Личность и правовая культура. // Государство и право. 1981.-№ 12.-С. 136−138.
  2. С.С. Теория права. М: БЕК, 1994.-224с.
  3. Аминов А.М.^Морально- этические аспекты правового образования. // Основы государства и права. 2000, — № 1.- С.60- 64.
  4. Арутюнян С Л. Правосознание студентов МГУ им. Ломоносова: отдельные показатели социально-криминологического анализа. // Вестник МГУ. 2000. — № 1. — С.80−89.
  5. А.И. Маргинальность и право.// Социально-полит, журнал.1994.-№ 7/8.-С.158−161
  6. И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран: Дис. канд. пед. наук: 13.00.61.-М., 1995.-201с.
  7. В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. 13.00.01. -М., 1999.-36с.
  8. В.И. Роль и место гуманитарного образования в среднем профессиональном образовании. М.: Госкомвуз России, НМЦСПО, 1995.-38с.
  9. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-249с.
  10. В.П., Татур Ю. Г. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-144с.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1989.
  12. Д.И. Правовые знания студентов составная часть специальных знаний. // Студент и закон. — Ташкент, 1979. — С.44−46.
  13. Н.О., Монько Т. В. Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. Воронеж: ВГТУ, 2003.-С.156−157.
  14. В.В. Европейский образовательный процесс и Россия. // Государство и право. 1997. — № 11. — С.69−74.
  15. С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2000.-25с.
  16. Т.В. Обучение школьников правам ребенка. // Осн. государства и права. 1999. — № 4.-С.25−35.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−16.
  18. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогическою выбора: Учеб. пособие. М.: Исслед. центр проблем подготовки специалистов, 2000. -146с.
  19. Н.В., Бугрин В. П. Образовательные технологии как объект социального нормирования. // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб. науч. ст. /Под общ. ред. Н. А. Селезневой и
  20. В. Г. Казановича. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-С.56−58.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: Высш. школа, 1991. -207с.
  22. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-75с.
  23. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000, — 200с.
  24. Н.П. Правовое воспитание молодежи. — Минск: Народна, асвета, 1991. 75с.
  25. Е.Г. Формирование профессионально правовых знаний и умений студентов ИФК методами имитационного моделирования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — Омск, 1995.-205с.
  26. Ю.Ю., Шириков А. С., ТрифоновА.С. Правовая культура в России на рубеже столетий. // Государство и право. -2001. № 10. — С. 106 109.
  27. С.А. Образование и мировоззрение.// Современные технологии образования: Матер. V-й Междунар. конф. СПб., :ЛЭТИ, 1999. -с36.
  28. В.Н. Проблемно- познавательные задачи в курсе основ Советского государства и права. // Преподавание истории в школе.-1983. № 6. — С.40−42.
  29. В., Назаров В. Отношение к преподаванию правовых дисциплин надо изменить.// Российская юстиция. 1994. — № 1.- С.25−26.
  30. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. // Возрастная и педагогическая психология: Тексты./ Сост. М О.Шуаре. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1992. — С.230−242.
  31. С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования : Автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.08. М., 2001.-20с.
  32. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев: Наукова думка, 1985.-127с.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально1 о образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпуска по специальности 652 100 «Авиастроение». Действ, с 01.09.2000 г.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 653 900 «Биомедицинская техника». Действ, с 01.09.2000 г.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 654 200 «Радиотехника». Действ, с 01.09.2000 г.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональною образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 120 100 «Технология машиностроения». Действ, с 01.09.2000 г.
  37. Государственный образовательный стндарт среднею профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 1201 «Технология машиностроения». Действ, с 01.09.2002 г.
  38. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника поспециальности 2004 «Сети связи и системы коммутации». Действ, с 01.09.2002 г.
  39. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2003 «Радиоаппаратостроение». Действ, с 01.09.2002 г.
  40. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи. Социс.-1998. — № 9. С.123−127.
  41. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников.// Возрастная и педагогическая психология: Тексты/Сосг. М. О. Шуаре. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1992. — С. 132−148
  42. Г. П. Критерии отбора содержания правового воспитания // Сов. педагогика. 1981. — № 8. — С.29−32.
  43. Р.Н., Тадевосян Э. В. О некоторых дискуссионных теоретико-методических проблемах курса. «Правоведение». // Государство и право.-2001.- № 1.- С. 14−24.
  44. JI.K. и др. Методическое пособие для преподавателей по оценке умения студентов и учащихся решать правовые вопросы. -Иваново: Талка, 1996.-133с.
  45. Р.Т. Активные технологии преподавания и изучение теории государства и права: Науч. метод, пособие. — М.: Ин-т молодежи, 2000. -50.с.
  46. З.Д. Методические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08.- СПб, 1994.-368с.
  47. З.Д., Монько Т. В. Профессионально-дидактические основы технологии правового обучения студентов колледжа. // Проблемы качества образования: Мат. XI Всерос. научно практ. конф. — Уфа — М.: УГАТУ, 2001. — С. 121.
  48. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г.)
  49. А.И. Правовая культура современной российской молодежи. // Основы государства и права. 1999. № 6.- С.50−55.
  50. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480с.
  51. Иванов В И Девиантное поведение причины и масштабы//Соц-полит журнал 1995 -№ 2 -С 47−57
  52. Из опыта преподавания прав человека в начальной школе: Сб. метод. материалов/ Молодежный центр прав человека и правовой культуры. -М.'Citizen Ship foundation, 1999. — 255с.
  53. И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956. — 223с.
  54. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни./Волович Л.А. и др.- Рос. Акад. Образ. Ин-т сред. спец. образования. Казань, 1996. -116с.
  55. В.М. Изучаем Конституцию Российской Федерации.: Учебно-метод. пособие для преп. обществ, дисциплин. Чебоксары: Клио, 1997. — 107с.
  56. С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук:. 09.90.10- М., 1999. -25с.
  57. Качество образования: концепции, проблемы. // Материалы III Междунар. научно -метод, конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. 380с.
  58. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика: Сб. научн. трудов VI симпозиума. Часть III, IV./ Под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 133с.
  59. М. Дж. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975. — 216с.
  60. А.В. Лекции и семинары в преподавании истории и права. // Преподавание истории в школе. 1998. — № 3. — С.23−26.
  61. А.В., Румынина В. В. Задания по курсу «Основы государства и права». // Преподавание истории в школе. 1998. — № 3. — С.34−40.
  62. М. Социальные ценности в юридическом образовании.// Высшее образование в России. 1997. — № 2 -.С.81−86.
  63. М., Костина А. Студенты как рабочая молодежь новой формации. -// Молодежь и будущее России: Матер, регион, студенч. научно-практ. конф. Воронеж, ВГППК, 2003. — С.99−100.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.71 .Конституция Российской Федерации. / Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  65. Т.В. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ. Дис. .канд пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.- 158с.
  66. И.А. Методики юридического образования. // «Качество образования». Тез. докл. II междунар. научно метод, конф. -Новосибирск, НГУ, 1999. -С.27
  67. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление воспитательным процессом в современном обществе: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01.-Ростов-Д., 1999.-189с.
  68. Э.В., Вениамин (игумен.). Кризис современного правосознания.// Правоведение. 1994. — № 3.- с.3−22.
  69. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1970.-135с.
  70. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.-167с.
  71. Н.В. (Головко- Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144с.
  72. В.В. Правовые ценности в современной России. Юридико -социологический анализ. Адвокат.-1999. № 7. — с.93−103.
  73. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991.- 192с.
  74. А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  75. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1981.-64 с.
  76. В.И. Целеполагание в образовании: отечественный и западный подходы.// Вестник ВОИПКРО. -2001. -Вып.7. С.39−45.
  77. Г., Студеникин М. Совершенствовать нравственно правовое воспитание учащихся. // Народное образование. — 1983. — № 7. — С. 106 107.
  78. Г., Суворова Н. Правовое образование и воспитание учащихся. // Народное образование. 1986. -№ 8. — С.54.
  79. М.В., Мамонов В. В. Правовое воспитание учащейся молодежи. Алма-Ата: Мектеп, 1984. -142с.
  80. В.Д. О проблемах правового образования в школе. / Осн. государства и права. -№ 3. 2000 г. — С.73−81.
  81. В.Д. Юридическое образование в школе.// Российская юстиция. -2000. № 7.-С. 6−7.
  82. Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики. // Государство и право. -2001, № 10. С. 5.
  83. Методика правого воспитания учащихся. Под. ред. А. В. Мицкевича. М., 1982.
  84. Методика преподавания курса советского права в вузе: Межвузов, сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та., 1988. — 193с.
  85. Методика преподавания общественных наук в высшей школе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 347с.
  86. Методика преподавания основ Советского государства и права: Пособие для учителя./ Г. П. Давыдов, И. Я. Лернер, Л. С. Бахмутова и др. М.: Просвещение, 1984.- 160с.
  87. Методика преподавания юридических дисциплин: Сб. науч. тр./ Под ред. М. К. Треушникова. М.: Изд-во МГУ, 1986. -194с.
  88. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.-192с.
  89. Методическое пособие по курсу «Основы правоведения"/ Под ред. Г. А. Кригера, Ю. Г. Трещетенкова.- М.: Юрид. лит-ра, 1980.-240с.
  90. Методическое пособие по курсу «Основы Советского государства и права»: Пособие для учителей. // Под ред. Г. П. Давыдова. М.: Просвещение, 1989.-299с.
  91. Методическое пособие по курсу «Основы Советского государства и права»: Пособие для учителя. / Г. П. Давыдов, Г. В. Барабашев, В. Е. Бычко и др. -М.: Просвещение, 1989.-303с.
  92. Т.В. Актуальные проблемы правового образования студентов колледжа. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос.конф. 4.2. — Воронеж: ВГТУ, 2001.- С. 132−133.
  93. Т.В. Инновационные аспекты правовой подготовки студентов колледжа. // Интеллектуальные информационные системы: 1р. Всерос. конф. 4.2. Воронеж: ВГТУ, 2000.-С.134−135.
  94. Т.В. Межпредметные связи дисциплины «Основы права». // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.2. -Воронеж: ВГТУ, 2000.- С.140−141.
  95. Т.В. О генеральной задаче правовой педагогики. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.2. -Воронеж: ВГТУ, 2001.-С.78−79.
  96. Т.В. О системе учебных заданий по курсу «Основы права». // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.1. -Воронеж: ВГТУ, 2002.-С.102−103.
  97. Т.В. О содержании дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.2. Воронеж: ВГТУ, 2003.-С.60−61.
  98. Т.В. Правосознание студенческой молодёжи. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.2. -Воронеж: ВГТУ, 2003.-С.156−157.
  99. Т.В. Развитие креативных способностей обучающихся в процессе их правовой подготовки. // М. Воронеж, 2004.
  100. Т.В. Системность как средство обеспечения качества правовой подготовки.
  101. Т.В. Способы и средства управления самостоятельной работой студентов по усвоению правовых знаний. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. 4.2. Воронеж: ВГТУ, 2002.-С. 127−128.
  102. Т.В., Жуковская З.Д.-Лекция как форма и метод интеллектуализации правовой подготовки студентов колледжа. // Проблемы интеллектуализации образования: Мат. междунар. конф. -Воронеж М.: 2002.-С. 172−174.
  103. Т.В., Жуковская З. Д. О некоюрых ноказа1елях эффекшвности и качества правовой подготовки студентов колледжа. // Проблемы качества образования: Матер. XII Всерос. научно метод, конф. — Уфа: 2002. С.98−100.
  104. Т.В., Жуковская З. Д. О содержании профессионально-правовой подготовки студентов технического колледжа. Проблемы качества образования: Матер. XII Всерос. научно метод, конф. — Уфа — М.: 2001. -С.103.
  105. Т.В., Жуковская З. Д. Принципы организации правовой подготовки студентов технического колледжа. // Современные технологии обучения: Мат. VIII междунар. конф. Т. № 1 — СПб: «ЛЭТИ», 2002.- С.38−39.
  106. Т.В., Жуковская З. Д. Профессионально-дидактические основы и технологии проектирования и реализации системы правовой подготовки студентов технического колледжа. // Вестник ВГТУ. Серия 6. -2002.-№ 2.-С.107−109.
  107. Т.В., Жуковская З. Д. Профессионально-ориентированная система правовой подготовки студентов колледжа. // Обеспечение качества образования: Сб. научн. статей. М. — Воронеж. Исслед. цешр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- С.202−207.
  108. Т.В., Жуковская З. Д. Системно-деятелыюстный подход к правовому воспитанию студентов колледжа. // Образование основной фактор развития человека и общества: Магер. Всерос. научно — ирам, конф. — Волгодонск, 2000.- С. 169−170.
  109. Т.В., Жуковская З. Д. Сопоставительный анализ содержания правовой подготовки на различных образовательных уровнях. // Проблемы качества образования: Матер. XII Всерос. научно метод, конф. — Уфа — М.: УГАТУ, 2003. — С. 108−110.
  110. С.А. Защита прав человека в российском законодательстве: Практикум на уроках правовых знаний в 9, 10, 11 кл. / Под редакцией Н. И. Элиасберг.- СПб: СПб государственный ун-т педагогического мастерства, 1996. 57 с.
  111. С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. — 224 с.
  112. С.А. Правовое обучение: деятельностный подход// Преподавание истории в школе. 1996. — № 4. — С. 75 — 80.
  113. С.А. Учебно правовая ситуация как средство формирования правомерного поведения учащихся профтехучилищ: Автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Л., 1989. — 15 с.
  114. С.А., Барабанов В. В. Гражданское образование в системе школьного обществознания // Обществознание в школе. № 4. — 1994.- С. 52.
  115. А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1993 — 125 с.
  116. А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 класса общеобразов. учрежд.-М.: Просвещение, 1999.- 191 с.
  117. А.Ф. Право и политика: Тесты для 9 кл. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997. — 95 с.
  118. А.Ф. Что такое правовая культура? М.: Просвещение, 198 889 с.
  119. А.Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях.// Преподавание истории в школе. 1997. — № 8. — С. 23 — 32.
  120. П.И. Методические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированной технологии обучения.//
  121. Современные технологии обучения»: Матер. VIII Междунар. конф. -т.2. СПб, «ЛЭТИ», 2002. С. 10−12.
  122. Обучение правам человека: Практическое руководство для начальной и средней школы. (Центр по правам человека. Женева) — М.: Советский фонд Университета народов Европы — Нью-Йорк: ООН, 1990. 80 с.
  123. В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. М.: 1995.-61 с.
  124. Основы права: Учеб. для неюридических специальностей вузов/ Крылова З. Г., Гаврилов Э. П., Гуреев В. И. и др.- Под ред. З. Г. Крыловой.-М.: Высш. школа, 2000. 400 с.
  125. Основы права: Учеб. для средн. спец. учеб. завед. / Под ред. З. Г. Крыловой. М.: Высш. школа, 1999. — 319 с.
  126. Основы права: Учебник для системы средн. профес. образ. / Под общ. ред. А. В. Мицкевича. М.: ИНФРА, 1998. — 306 с.
  127. Основы права: Учебник для средн. учеб. завед. / Афанасьев B.C., Колбасов О. С., Колосов Ю. М. и др.- Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996.-431 с.
  128. Основы права: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Д. П. Котова. М.: Центр, 2000. — 272 с.
  129. В.Н. Педагогические основы правовой культуры в ВВУЗе: Автореф.. дис. канд. пед. наук: 20.02.02.- Военно-морской институт радиоэлектроники. Петродворец, 1998. — 21 с.
  130. Е.А. Правовая культура личности. // Осн. государства и права.-2001.-№ 2.-С. 22−31.
  131. Педагогика прав человека: Пособие для учителей / НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа». М.: 1993. — 120 с.
  132. О.В. Правовое воспитание курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза: Автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.- СПб, 1999.-26 с.
  133. Я.М. Самостоятельная работа на уроке по основам Советского государства и права // Преподавание истории в школе. 1982. — № 6. — С. 48−51.
  134. В.П. Духовность основа воспитания специалиста // Специалист. — 1995.-№ 2.-С. 13.-14.
  135. В.П. Формирование профессиональной направленности личности студентов колледжа: Автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.- М., 2000.-24 с.
  136. Права человека: Методика преподавания в школе: 9−11 кл. / Сост.: И. Бочаров и др. Пермь: Здравствуй, 1999. — 207 с.
  137. Права человека: Сб. нормативно-правовых документов. Ереван: Изд-во «Мхитар Гош», 1997. — 320 с.
  138. Правоведение. Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям ./Отв. ред. В. А. Васенков. М.: Юристъ, 1999. — 126 с.
  139. Правовое воспитание учащихся средних профессионально-технических училищ. М.: Высш. школа, 1988. — 71 с.
  140. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт. / Сб. матер. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. — 208 с.
  141. Правовое сознание студенческой молодежи: По материалам социологических исследований. Казань: БИ, 1995. -47 с.
  142. Практикум по курсу «Основы права»: Метод, рук-во для студентов всех специальностей ЕТК. Воронеж, гос. техн. университет- Сост.
  143. Т.В. Монько. Воронеж, ВГТУ, 2003. — 19 с.
  144. Практикум по основам трудового права: Метод, рук-во для студентов всех специальностей ЕТК / Воронеж, гос. техн. университет- Сост.
  145. Т.В. Монько. Воронеж, ВГТУ, 2003. — 29 с.
  146. Проблемы качества образования, его нормирования и управления. / Сб. науч. статей. Под общ. ред. Н. А. Селезневой и В. Г. Казановича. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 192 с.
  147. Проблемы правового воспитания. Брянск, Брянск, гос. пед. институт им. И. Г. Петровского, 1993. — 112 с.
  148. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях: Матер. Всерос. научно практ. конф. — М.: Университет, 2001. — 239 с.
  149. Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. Problems of teaching law in educational institutions: Тез. докл. и сообщ. участников Междунар. научно — практ. конф. Волгоград, 1998. — 80 с.
  150. Профессиональное образование и формирование личности специалиста // Научно-метод. сб. М.: ИПР СПО, 2002 — 175 с.
  151. Рекомендации R (85)7 Комитета министров государств членов по вопросам преподавания и обучения в области прав человека (Совет Европы). — Страсбург, 1986. — 8 с.
  152. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 47 с.
  153. Ролевые игры в преподавании прав человека: Сб. метод, материалов / Сост. А. Егорова и др. М, НИПЦ «Мемориал»: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1995. — 93 с.
  154. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. М., 1976.
  155. И.Ф. Основы правовой педагогики. Ростов н/Д: Изд — во Рост, гос. ун-та, 1973. — 157 с.
  156. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов н/Д: Изд. Рост. гос. Ун-та, 1969. — 190 с.
  157. А.Б. Авторские программы по истории и праву. // Преподавание истории в школе. 1998.- № 3. — С. 18−22.
  158. М.Г. Нравственно-правовое воспитание курсантов в военно-экономическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.08. -Ярославль, 2001. 19 с.
  159. С.В. Проектирование сквозных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (на примере специальностей машиностроительного профиля): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2002. 24 с.
  160. Сборник научно- методических статей по правоведению. М.: Высш. школа, 1979. — Вып. 1 — 143 с. Вып. 2 — 120 с.
  161. Л.Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учрежд. сред. проф. образов. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  162. Система правового образования в школе: концепция. Учеб. программы. (Барихновская Е.Г., Маев Л. В., Морозова С. А. и др.). СПб: СПбГУПМ, 1995.-С. 107- 124.
  163. Г. Б. Как проанализировать собственную педа! огическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 102 с.
  164. Г. Б., Лыгина Н. И., Колесникова Н. И., Низовская Е. В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. Новосибирск: Издательство НГТУ, 1999. — 80 с.
  165. Л.И. Теория государства и права. М.: Гардарика, 1996. -304 с.
  166. Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов. / Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМД СПО, 1997. — 416с.
  167. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 345 с.
  168. Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: Высш. школа, 1990. — 175 с.
  169. Типовое положение об образовательном учреждении среднею профессионального образования. / Утв. Пост. Правительства РФ от 14.10.1994 № 1168.
  170. Трудовой кодекс Российской Федерации. / Принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.
  171. С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.11. Улан-Удэ, 2000. — 22 с.
  172. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. // Государство и право. 1993. — № 8. — С. 52 — 58.
  173. И.Е., Друбачевская И. Л., Вакуленко А. П., Володина С. И., Полиевктова A.M. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. // Основы государства и права. 1999. — № 5,6,7.
  174. Федеральный закон «О связи». / Принят Гос. Думой 18 июня 2003 г.
  175. Л.И. и др. Активное обучение в профессиональных учебных заведениях: Метод, рекомендации. Воронеж: ВОИПКРО, 1997. — 120 с.
  176. B.C. Экспертные методы в педагогике: Уч. пособие. Пермь: ПГПИ, 1988.-84 с.
  177. В.И. Образовательное законодательс1во: задачи, сгр>м>ра, принципы. // Российское право. 1997. — № 4. — С. 41 — 49.
  178. Элиасберг Н. И Гуманистические основы системы правового образования в школе: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. СПб, 1998. -462 с.
  179. Н.И. Как преподавать курс «Основы правоведения»?: Метод, рекомендации. СПб: СПб. гос. ун-т педаюг. мастерства, 1996. — 50 с.
  180. Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х 90-х гг. XX века: Опыт системно-генетического анализа. — СПб: Изд-во СПбГУПМ, 2000.- 109 с.
  181. Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  182. Юридическая наука и преподавание права: проблемы и перспективы: Междунар. сб. научн. тр. / Под ред. В. В. Бойцова. Тверь, 1996. — 196 с.
  183. Д.А. Педагогическая юриспруденция: современный подход к правовому образованию. // Осн. государства и права. 2001. — № 1. — С. 75.
  184. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  185. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.- 156 с.
  186. Abrahams, Н. World Problems in the Classroom.-Educational Studies and Documents. № 41. UNESCO, 1981.
  187. Alexander, F., Crabtree, Ch. California’s new history-social science curnculum promises richness and depthi.-Educational leadership. 1988. — Vol. 46, № 1. -Pp. 10−12.
  188. All human beings .: manual for human rights education. Paris: UNESCO publ, 1998.- 172 p.
  189. Amnesty International Teaching about Human Rights.-London, 1996.-80 p.
  190. Boilean, Y.P. The teaching process. // Educational today. 1989. — Vol. 39, № 1. — Pp. 45−52.
  191. Eiser Ch., Eiser J.R. Teacher’s evaluations of a life skills approach to drugs education. // Educational research. 1988. — Vol. 30, № 3. — Pp. 202 — 210.
  192. Enseignemeut des droits de 1' home. / Paris: UNESCO, 1988 — 30 p.
  193. Jones, K. Designing your own simulations. London, New York, Methuen, 1985, — 128 p.
  194. Kidd, S. Some suggestions of teaching about human rights. // Education leadership. 1996. — Vol. 46,№ 1. — Pp. 10 — 13.
  195. Lister, I. Teaching and leaning about Human Rights. Strasbourg. Concil of Europe, 1984.-79 p.
  196. Ravitch, D. National Standard in American Education.-New York, 1995. -223 p.
  197. Starkey H. Human Rights Education in Schools in Western Europe. -Strasbourg, 1994.-21 p.
Заполнить форму текущей работой