Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на различных научно-практических конференциях, в числе которых: Республиканская конференция-презентация «Психодидактика, акмеология, технология, нравология, экология образования» (г. Уфа, 2004) — Всероссийская конференция «Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Диалектическая логика о категориях абстрактного и конкретного и их роли в теоретическом мышлении
- 1. 2. Теоретическое мышление школьников как предмет исследования психолого-дидактических наук
- 1. 3. Формирование теоретического мышления школьников в условиях организации их учебной деятельности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Анализ опыта выделения генетически исходных «клеточек»
- 2. 2. Построение теоретического курса физической географии 8-го класса
- 2. 3. Цели, задачи, содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Автономова, И. С. Рассудок. Разум. Рациональность / И. С. Ав-тономова- отв. ред. В. А. Лекторский- АН СССР- ин-т. философии. М.: Наука, 1986.-С. 237.
- Агудов, В. В. Восхождение от абстрактного к конкретному //Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. М.: Наука, 1978.-С. 184−207.
- Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Александрова, Е. Н. Влияние содержания географического образования на формирования ценностных ориентаций старших подростков: дис. канд. пед. наук / Е. Н. Александрова. Архангельск, 1999. — 158 с.
- Андреева, Л. Е. Конструирование учебных текстов естественнонаучного содержания / Л. Е. Андреева, А. А. Шаповалов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 219 с.
- Анисимов, О. С. Акмеология и методология : проблемы психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. М.: Российская академия госслужбы при Президенте России, 1998. — 772 с.
- Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов- ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика, 1991. 416 с.
- Арсеньев, А. С. Анализ развивающегося понятия / А. С. Арсень-ев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
- Атаханов, Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. Атаханов. М.- Рига, 2000. — 215 с.
- Баринова, И. И. География России. Природа. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений / И. И. Баринова. М.: Дрофа, 1999. -288 с.
- П.Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятелыю-стный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта /
- A. В. Брушлинский. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 298 с.
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Алетейя, 2003. — 230 с.
- Бутаков, С. А. Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному : дис.. канд. пед. наук / С. А. Бутаков. Магнитогорск, 2001. — 168 с.
- Введение в физическую географию: учеб. пособие для географ. спец. вузов / К. К. Марков и др. М.: Высш. шк., 1978. — 191 с.
- Войшвилло, Е. К. Предмет и значение логики / Е. К. Войшвил-ло. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 56 с.
- Вопросы теории и практики развивающего образования / сост.
- B. А. Гуружапов. М.: МГППУ, 2001. — 147 с.
- Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М.: «Эврика», 2002. — 168 с.
- Восконян, К. В. Формирование теоретического мышления подростка по средствам развития прямого и обратного хода мысли / К. В. Восконян, А. Р. Саакян//Мирпсихологии.-2001.-№ 1.-С. 165−173.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / JI. С. Выготский- под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1985. — 504 с.
- Выготский, J1. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / JL С. Выготский- под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологи. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
- Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-Ч. 1.-С. 441−469.
- Гальперин, П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П. Я. Гальперин // Докл. АПН РСФСР. 1959. -№ 2.-С. 75−78.
- Гегель, Г. Наука логики : в 3 т. / Г. Гегель- отв. ред. М. М. Ро-зенталь. М.: Мысль, 1972. — Т. 3. — 374 с.
- Географический комплекс средней школы: пособие для учителей / Ю. Г. Барышева и др. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
- Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Политиздат, 1988. — 387 с.
- География России: учебник для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. / под ред. А. И. Алексеева М.: Дрофа, 2003. — 320 с.
- Гносеология в системе философского мировоззрения / под ред. В. А. Лекторского. М.: Наука, 1983. — 384 с.
- Горский, Д. П. Вопросы абстракции образования понятий / Д. П. Горский. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-351 с.
- Горский, Д. П. Определение / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1974.-311 с.
- Горский, Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1966. — 374 с.
- Горский, Д. П. О природе и сущности закономерностей диалектики познания как науки / Д. П. Горский, И. С. Нарский // Диалектика научного познания: Очерк диалект, логики. М.: Наука, 1978. — С. 3−32.
- Готт, В. С. Диалектика развития понятийной формы мышления / В. С. Готт, Ф. М. Землянский. М.: Высш. шк., 1981. — 319 с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятия (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 195 с.
- Гранатов, Г. Г. Концепция современного естествознания (система основных понятий): учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. М.: Флинта: МПСИ, 2005 — 576 с.
- Громыко, Ю. В. Метод В. В. Давыдова / Ю. В. Громыко. М.: Пушкинский ин-т, 2003. — 87 с.
- Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. М.: Педагогика, 1996. — 112 с.
- Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. М.: Мысль, 1986.-237 с.
- Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. М.: АСТ-Олимп, 1997.-320 с.
- Гуружапов, В. А. К вопросу о предметной диагностики теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова / В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образования. 1997. -№ 4. — С. 103−106.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29−39.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-544 с.
- Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников /
- B. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6.1. C. 13−26.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики / под ред. Д. П. Горского и др. М.: Наука, 1978. — 479 с.
- Диалектический материализм и проблемы современного естествознания / под ред. В. С. Готта и др. М.: МГГТИ, 1980. — 176 с.
- Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979.343 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Душина, И. В. Методика и технология обучения географии : пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И. В. Душина. -М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2004. -203 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. — 204 с.
- Дьяконов, К. Н. Современные методы географических исследований : кн. для учителя / К. Н. Дьяконов и др. М.: Просвещение, 1996.-207 с.
- Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии : Природа России: 8 кл. / Е. А. Жижина. М.: «ВАКО», 2004. — 352 с.
- Занков, JI. В. Избранные педагогические труды / J1. В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 424 с.
- Запорожец, А. В. Развитие произвольных действий / А. В. Запорожец. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 278 с.
- Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) / В. П. Зинченко. — М.: Гардари-ки, 2002. — 332 с.
- Зинченко, В. П. Теоретическое мышление : корни, вертикаль, идеальное бытие / В. П. Зинченко // Прикладная психология. 2002. -№ 1.-С. 1−19.
- Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 130 с.
- Ильенков, Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 285 с.
- Ильенков, Э. В. Диалектическая логика : Очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
- Ильенков, Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
- Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 112 с.
- Ильенков, Э. В. Проблема противоречия в логике / Э. В. Ильенков // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. -С. 122−143.
- Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В. А. Гу-ружапов. М.: Эврика, 2003. — 168 с.
- Исаченко, А. Г. Теория и методология географической науки / А. Г. Исаченко. М.: Мысль, 2004. — 208 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376 с.
- Кабардин, О. Ф. Физика : справ, материалы: учеб. пособие для учащихся/О. Ф. Кабардин. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-367 с.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М.: Политиздат, 1965. -Т. 4.-407 с.
- Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М.: Политиздат, 1964. -Т. 3.-486 с.
- Кедров, Б. М. О методе изложения диалектики / Б. М. Кедров. -М.: Наука, 1983.-478 с.
- Керимов, Д. А. Философские основания политико-правых исследований / Д. А. Керимо. М.: Политиздат, 1986. — 286 с.
- Климова, Т. Е. Педагогический эксперимент : учеб. пособие / Т. Е. Климова, И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 158 с.
- Копнин, П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982. — 368 с.
- Костюк, Г. С. Избранные психологические труды / Г. С. Кос-тюк. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
- Коуэл, М. Культура и мышление / М. Коуэл, С. Скрибнер. -М.: Мысль, 1977.-240 с.
- Кочергин, А. Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. -М.: Политиздат, 1969. 224 с.
- Краткий психологический словарь / сост. JT. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Кудрявцев, В. Т. Психология развития человека / В. Т. Кудрявцев. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999. — 363 с.
- Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
- Кумпф, Ф. Диалектическая логика : (Основные принципы и проблемы) / Ф. Кумпф, 3. Оруджев. М.: Политиздат, 1979. — 286 с.
- Курсанов, Г. А. Диалектический материализм о понятии / Г. А. Курсанов. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963. — 384 с.
- Кусков, А. С. Социально-экономическая и политическая география мира и России : учеб.-справ. пособие / А. С. Кусков, О. В. Полунина. М.: КНОРУС, 2005. — 272 с.
- Ландау, Л. Д. Физика для всех / Л. Д. Ландау, А. И. Китайгородский. М.: Наука, 1974. — 392 с.
- Ларина, Э. В. Развитие содержательных действий теоретического мышления при обучении детей 6−10 лет в гимназиях и общеобразовательных школах / Э. В. Ларина // Журнал прикладной психологии. Психология обучения, 2002. С. 35−44.
- Ленин, В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. -Т. 42.-С. 264−304.
- Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. — С. 7−384.
- Ленин, В. И. Философские тетради / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.-Т. 29.-С. 3−620.
- Ленин, В. И. Новые хозяйственные движения крестьянской жизни / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 1. — С. 88−102.
- Ленин, В. И. Карл Маркс (Краткий библиографический очерк с изложением марксизма) / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 26. — С. 4393.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
- Майданский, А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы / А. Д. Майданский // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С. 165−173.
- Максаковский, В. П. Географическая картина мира / В. П. Мак-саковский. М.: Мысль, 2003. — Т. 1. — 403 с.
- Максаковский, В. П. Географическая картина мира / В. П. Максаковский- М.: Мысль, 2003. Т. 2. — 483 с.
- Маланов, С. В. О формировании творческого и теоретического мышления учащихся / С. В. Маланов // Мир психологии. 2001. -№ 1.-С. 145−155.
- Маликова, Р. С. Формирование учебной деятельности учащихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы (на материале изучения географии): автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. С. Маликова. Уфа, 1999. — 22 с.
- Маликова, Р. С. Формирование учебной деятельности школьников (на примере преподавания географии 6 класса) / Р. С. Маликова. -Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. 120 с.
- Малиновская, С. А. География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева / С. А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2004.- 144 с.
- Маркс, К. Критика политической экономии. Т. 1. Книга 1: Процесс производства капитала / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т. 23.-907 с.
- Маркс, К. Метод политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 12. — С. 726−735.
- Маркс, К. Метод политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 46. — Ч. 1. — С. 36−45.
- Маркс, К. Письма Зигмунду Шотту / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 34. — С. 236−238.
- Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. -Тбилиси, 1971.-384 с.
- Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская // Избр. псих. тр. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
- Метлов, В. И. Ступени становления идей диалектической противоречивости в философии и в современной науке / В. И. Метлов // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. — С. 144−155.
- Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. -289 с.
- ПЗ.Минкина, Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: дис.. канд. пед. наук / Ф. Ф. Минкина. Казань, 2000. — 166 с.
- Минская, Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин / Г. И. Минская // Возрастные усвоения знаний (классы школы). М.: Наука, 1966. — С. 190−235.
- Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. 2003. — № 3. -С. 61−80.
- Мышление теоретическое / Педагогика // Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. М.: «Современное слово», 2005.-С. 341−342.
- Найн, А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией / А. Я. Найн- УралГАФК. Челябинск, 1996. — 144 с.
- Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: Челяб. фил. НПО МО РФ, 1995. — 288 с.
- Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−50.
- Нарский, Н. С. Принцип восхождения от конкретного к абстрактному / Н. С. Нарский, Г. Д. Левин // Диалектика научного познания: Очерк диалект логики. М.: Наука, 1978.-С. 167−184.
- Никифоров, А. Л. Диалектика абсолютной и относительной истины и взаимодействие этапов процесса познания / А. Л. Никифоров, В. С. Черняк // Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. М.: Наука, 1978. — С. 134−166.
- Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: пер. с англ. / под ред. В. П. Максаковского и Л. М. Панчеш-никовой. М.: Прогресс, 1986. — 463 с.
- Оруджев, 3. М. Диалектика как система / 3. М. Оруджев. -М.: Политиздат, 1973. 352 с.
- Панов, М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. М.: Наука, 1967.-230 с.
- Панов, М. В. Современный русский язык: Фонетика / М. В. Панов. М.: Наука, 1979. — 180 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук и др. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Перышкин, А. В. Физика, 7 кл. / А. В. Перышкин. М.: Дрофа, 2000.- 192 с.
- Перышкин, А. В. Физика: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, Н. А. Родина. 14-е изд. — М.: Просвещение, 1997.- 191 с.
- Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. -М. :Наука, 1988.-289 с.
- Подольский, А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Подольский. Магнитогорск, 1997.-356 с.
- Подольский, А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения / А. И. Подольский. Магнитогорск: МГПИ, 1997. -237 с.
- Подольский, А. И. Системная психодидактика : монография /
- A. И. Подольский. Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. — 328 с.
- Подольский, А. И. Физика 7: пробный учебник для 7-х классов общеобразовательных учреждений / А. И. Подольский. — Уфа: Изд-во «Творчество», 1997. — 208 с.
- Подольский, А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий : дис.. канд. пед. наук / А. И. Подольский. Челябинск, 1985. — 226 с.
- Преображенский, B.C. Поиск географии: кн. для учителя /
- B. С. Преображенский. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
- Проблемы диалектической логики: материалы к симпозиуму / ред. коллегия: д-р филос. наук Ж. М. Абдильдин и др. Алма-Ата: Наука, 1968.-282 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски и др.- пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
- Развивающее обучение на пути к подростковой школе / сост. Б. Д. Эльконин, А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. М.: Эврика, 2004. -187 с.
- Развивающее образование: в 2 т. Т. II. Нерешенные проблемы развивающего образования. М.: АПК и ПРО, 2003. — 403 с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / под ред. М. В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983. 168 с.
- Раковская, Э. М. География : природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. М. Раковская. М.: Просвещение, 1998.-301 с.
- Рахимов, А. 3. Педагогическая технология творческого развития / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 140 с.
- Рахимов, А. 3. Психодидактика творчества / А. 3. Рахимов. -Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. 286 с.
- Рахимов, А. 3. Психодидактика / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 1996.- 191 с.
- Рахимов, А. 3. Психодидактика / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 400 с.
- Рахимов, А. 3. Психолого-педагогическая концепция школьного учебника / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2000. — 53 с.
- Рахимов, А. 3. Логико-психологическая концепция по разработке школьных учебников / А. 3. Рахимов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1991.-С. 100−108.
- Репкин, В. В. Развивающее обучение : теория и практика: статьи / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: «Пеленг», 1997. — 288 с.
- Решетова, 3. А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления / 3. А. Решетова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 2. -С. 14−20.
- Рубинштейн, С. JT. Бытие и познание / С. JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
- Рубинштейн, С. JT. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -2-е изд. М.: Педагогика 1976. — 416 с.
- Рубцов, В. В. В.В.Давыдов основатель научной школы и директор психологического института / В. В. Рубцов // Вопросы психологии.- 2005. — № 4. — С. 10−21 с.
- Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Рубцов, В. В. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий : дис.. канд. психол. наук / В. В. Рубцов. М., 1976. — 162 с.
- Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. М.: МГППУ, 2002. — 123 с.
- Сатбалдина, С. Т. Химия : учебник для 9-го класса / С. Т. Сат-балдина, Р. А. Лидин. М.: Просвещение, 1996. — 128 с.
- Сатбалдина, С. Т. Химия : учебник для 8-го класса / С. Т. Сатбалдина, Р. А. Лидин. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Смирнов, С. Д. Психология образа : Проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 376 с.
- Смирнова, А. П. Анализ моделей мышления логический и психологический подход : дис.. канд. филос. наук / А. П. Смирнова. -СПб., 2005.- 134 с.
- Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки по курсу «География России». 8 класс / под ред. И. И. Бариновой. М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
- Станкевич, В. А. Педагогическая эффективность средств и методов обучения на прим. учеб. предметов геогр. цикла.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Станкевич. Владикавказ, 1998. — 143 с.
- Степанова, М. А. Представления о параметрах умственных действий в психологическом учении П. Я. Гальперина / М. А. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. -№ 3. — С. 95−103
- Столяров, В. И. Диалектическая логика и методология науки / В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1975. — 247 с.
- Стрекопытова, И. Ю. Экономическая география как средство развития экономического мышления у школьников : дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Стрекопытова. Екатеринбург, 1998. — 168 с.
- Сухов, В. П. Действие моделирования как средство формирования творческого мышления учащихся на уроках географии / В. П. Сухов // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: Изд-во БГПИ, 1985. — С. 99−107.
- Сухов, В. П. Деятелыюстный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. — 132 с.
- Сухов, В. П. Технология развивающего обучения в учебнике географии VI класса / В. П. Сухов // Физика в школе. № 2. — 2002. -С. 80−82.
- Сухов, В. П. Физическая география : Нач. курс.: проб, учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Сухов. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
- Сухов, В. П. Формирование творческого мышления у учащихся в курсе географии / В. П. Сухов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1987. — 33 с.
- Сухов, В. П. Введение в физическую географию / В. П. Сухов. М.: ЛА «Варяг», 1994. — 208 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 340 с.
- Титова, И. В. Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике : дис.. канд. пед. наук / И. В. Титова. СПб., 1999. — 190 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-417 с.
- Усова, А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе / А. В. Усова // Избранное. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.-221 с.
- Усова, А. В. Теория и практика развивающего обучения / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во «Факел», 1996. — 40 с.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-590 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / под ред.
- A. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии / под ред. В. И. Шишкиной. М.: Высш. шк., 1983. -С. 62−77.
- Фридман, JI. М. Использование моделирования в обучении / JI. М. Фридман // Вестник Челябинского гос. пед. ин-та. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1995.-№ l.-c. 88−93.
- Фролов, С. В. Реализация метода восхождения от абстрактного к конкретному при разработке рабочих программ преподавателями ссузов / С. В. Фролов // Вестник МаГУ: период, науч. журнал. Вып. 5. Естественные науки. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — С. 35−37.
- Хофман, И. Активная память / И. Хофман. М.: Прогресс, 1986.-312 с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. -Томск: Пелинг, 1993. 201 с.
- Чупахин, И. Я. Методологические проблемы теории понятия / И. Я. Чупахин. JI.: Изд-во Леннингр. ун-та, 1973. — 104 с.
- Шапоринский, С. А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Швырев, B.C. Научное познание как деятельность /
- B. С. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
- Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании /B.C. Швырев. М.: Наука, 1978. — 382 с.
- Шорлелммер, К. Возникновение и развитие органической химии / К. Шорлелммер. М., 1937.
- Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965.-600 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 5−338.
- Heiseuberg W. Die Abyrahtion in der moderner Naturwissenschaft Wissenschaft end Fjrtschzitt, 1964.
- Barnett R. The limits of competence/ Knowledge, higher education and society. Buckingham, UK: Open Univ. Press, 1994.
- Evers F. Т., Rush J. C., Berdrow I. The bases of competence. Skills for lifelong and empoloyability. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 1998.
- Kirschner P. Et al. The design of a study environment for acquiring academic and professional competence // Studies in Higher Educ. 1977. V. 22 (2).
- Knowledge and skills for life. First results from PISA-2000. P.: OECD, 2001.
- Sundburg L. A holistic approach to competence development // Systems Res, and Behav. Sci. 2001. V. 18. P. 103−114.