Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на различных научно-практических конференциях, в числе которых: Республиканская конференция-презентация «Психодидактика, акмеология, технология, нравология, экология образования» (г. Уфа, 2004) — Всероссийская конференция «Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Диалектическая логика о категориях абстрактного и конкретного и их роли в теоретическом мышлении
    • 1. 2. Теоретическое мышление школьников как предмет исследования психолого-дидактических наук
    • 1. 3. Формирование теоретического мышления школьников в условиях организации их учебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Анализ опыта выделения генетически исходных «клеточек»
    • 2. 2. Построение теоретического курса физической географии 8-го класса
    • 2. 3. Цели, задачи, содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В середине прошлого века зародилась и стала бурно развиваться психолого-дидактическая теория развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Указанная теория базировалась на двух концепциях. Первая из них — это концепция содержательного обобщения. Содержательное обобщение возможно при условии реализации диалектико-логических принципов восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Это свидетельствует о том, что рассматриваемая теория имеет мощную философскую базу, которая несомненно выступает в этой теории в качестве методологической основы. Если ограничить экскурс в историю исследования категорий «абстрактное» и «конкретное» Г. Гегелем как философом, учение которого, по словам К. Маркса, будучи перевернуто с головы на ноги, станет материалистическим, то можно указать на исследования таких ученых, как В. В. Агудов, Г. Г. Водолазов, Д. П. Горский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Ф. Кумпф, В .И. Ленин, К. Маркс, И. С. Нарский, 3. Оруджев, Ф. Энгельс и др. Особо следует указать на исследования Э. В. Ильенкова как философа, наиболее ярко обозначившего проблему, обусловленную наличием принципиального недостатка в организации процесса обучения в школе. Несмотря на то, что при советской власти «марксизм-ленинизм» повсюду пропагандировался, многие социальные процессы строились вопреки ему. Это в полной мере относилось и до сих пор относится к процессу обучения. Именно Э. В. Ильенков указал на то, что учителя не учат, но должны с необходимостью учить мыслить школьников на уровне современной логикидиалектики, как логики и теории познания материализма Маркса.

Энгельса-Ленина. Без этого не выйдет ничего, и дидактика так и останется на уровне Д. Локка и Я. А. Коменского. В связи с этим необходима особая философская подготовка студентов педвузов, в которой категории абстрактного и конкретного не будут изучаться лишь в ряду других понятий.

Вторая концепция, на которой базируется теория развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, — это концепция учебной деятельности школьника. Принято считать, что Д. Б. Эльконин одним из первых показал, что понятие учебной деятельности имеет особое специфическое содержание и не сводится к понятию учения. Им были вскрыты психологические особенности истинной учебной деятельности, и на этой основе, и это особенно важно для нашего исследования, он пришел к выводу о том, что, лишь изменив содержание обучения, лишь придав ему теоретический характер, можно обеспечить умственное развитие школьников, формирование у них теоретического мышления. Сама же концепция учебной деятельности впервые была сформулирована В. В. Давыдовым и А. К. Марковой в 1981 г.

Концепция учебной деятельности безусловно является интегра-тивной. В ней как в явном, так и в скрытом виде содержатся результаты исследований многих выдающихся психологов: Д. М. Богоявленского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. 3. Зака, Л. В. Занкова,.

A. В. Запорожца, Е. Н. Кабановой-Меллер, 3. И. Калмыковой, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и др.

Дальнейшее свое развитие эта концепция получила в трудах О. С. Анисимова, Л. И. Аршавиной, Р. Атаханова, Л. В. Берцфаи,.

B. П. Зинченко, Е. И. Исаева, В. Т. Кудрявцева, В. С. Лазарева, Ле Тхи Кхань Тхо, В. X. Магкаева, Л. К. Максимова, Т. Д. Марцинковской, А. М. Медведьева, П. В. Новикова,.

A. 3. Рахимова, В. В. Репкина, В. В. Рубцова, С. Д. Смирнова, JT. М. Фридмана, Г. А. Цукерман и др.

В настоящее время в программе педвузов существует учебный предмет «Педагогическая психология», в одном из разделов которого изучается теория учебной деятельности школьников. Однако получаемые студентами знания не всегда находят практические приложения, так как образцов педагогических технологий развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова очень мало, особенно для средних и старших классов школы.

Таким образом, психологическая подготовка будущих учителей в отношении теории развивающего обучения по сравнению с философской поставлена значительно лучше. Однако указанные выше недостатки не позволяют считать ее соответствующей современному состоянию исследований в этой области, а потому достаточной. Особенно это опять же относится к факультетам, которые готовят педагогические кадры для средних и старших классов средней школы.

Результаты философских и психологических исследований по рассматриваемой нами проблеме не найдут своего практического применения, если она не будет решена на дидактическом уровне. Можно указать имена многих советских дидактов, которые так или иначе решали проблемы развития школьников в обучении: В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, Ш. И. Ганелин, Г. Г. Гранатов, М. А. Данилов, В. С. Ильин, Т. А. Ильина, И. И. Кобыляцкий, М. И. Кондаков, М. И. Махмутов, А. Я. Наин, JI. И. Рувинский, М. Н. Скаткин, А. М. Сохор, Н. А. Сорокин,.

B. А. Сухомлинский, А. В. Усова, В. П. Ушачев, Г. И. Щукина и др. Однако в рамках нашего исследования актуальны лишь те, которые непосредственно направлены на решение проблем развивающего обучения в рамках указанной системы. Это исследования А. Н. Крутского,.

A. И. Подольского, Л. В. Трубайчук, Н. Н. Тулькибаевой,.

B. А. Черкасова и др.

На уровне кандидатских исследований в последние годы выполнены работы Л. В. Берцфаи, С. А. Бутакова, Г. Н. Кудиновой, Р. С. Маликовой, 3. Н. Новлянской, Н. С. Пантиной, И. А. Подольской,.

C. Т. Сатбалдиной, В. П. Сухова, Е. В. Чудиновой, Е. Г. Юдиной и др.

Педагогические исследования теоретических и методологических вопросов географии получили развитие в трудах ведущих методистов географов А. Е. Бибик, А. В. Даринского, Т. П. Герасимовой, М. К. Ковалевской, В. А. Коринской, В. П. Максаковского,.

И. С. Матрусова, Л. М. Панчешниковой и др. В области обучения школьников физической географии нас интересовали работы А. Б. Воронцова, Л. Н. Дрогайцевой, Г. А. Игнатьевой, В. А. Львовского, Г. П. Соломович, В. П. Сухова, Е. В. Чудиновой и др.

Характерной особенностью всех этих исследований является то, что все они замыкаются на решение проблемы создания и реализации педагогических технологий по различным учебным предметам в разные возрастные периоды школьников. Именно это и приводит к тому, что технологические исследования в комплексе еще весьма далеки от своего завершения как в теоретическом аспекте, так и в практическом.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сформулировать основное противоречие, обусловливающее актуальность нашего исследования: это противоречие между потребностью общества в людях с развитым теоретическим мышлением и недостаточным уровнем теоретической и практической подготовок учителей для успешного и целенаправленного формирования и развития теоретического мышления школьников. Указанное противоречие определило проблему нашего исследования: выявить и теоретически обосновать дидактические условия, способствующие успешному формированию теоретического мышления школьников при изучении ими различных учебных предметов.

Эта проблема и специализация нашей профессиональной подготовки определили тему нашего исследования: «Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии».

Объектом исследования является процесс умственного развития школьников в обучении.

Предметом исследования — дидактические условия формирования теоретического мышления школьников при изучении курса физической географии в 8-м классе.

Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса дидактических условий формирования теоретического мышления школьников при изучении ими курса физической географии.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать состояние теории и практики формирования теоретического мышления школьников в обучении с целью определения проблемы исследования и обоснования ее актуальности;

2) в дидактико-технологическом аспекте уточнить определение понятия «теоретическое мышление» таким образом, чтобы оно могло выступить в качестве концентрированного теоретического основания для выявления дидактических условий формирования теоретического мышления и педагогических технологий их реализаций в обучении;

3) выявить, теоретически обосновать и описать комплекс условий, способствующих эффективному формированию у школьников теоретического мышления;

4) разработать педагогические технологии реализации комплекса дидактических условий, способствующего эффективному формированию теоретического мышления школьников при изучении ими физической географии 8-го класса;

5) в различных видах эксперимента определить психолого-дидактическую эффективность выявленного комплекса дидактических условий формирования теоретического мышления школьников, а также педагогических технологий его реализации.

При решении этих задач мы исходили из следующей гипотезы: успешное формирование теоретического мышления школьников при изучении физической географии можно обеспечить следующим комплексом дидактических условий:

1) наличием в учебном курсе понятия, которое можно было бы использовать в качестве генетически исходной «клеточки» с целью реализации принципов восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному как в содержании образования, так и в учебной деятельности школьников;

2) формулировкой адаптированных к возрастному уровню развития школьников основных специальных задач учебных курсов, для решения которых были созданы соответствующие этим курсам науки;

3) отбором и структурированием учебного материала в соответствии с принципами восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, то есть наличием теоретической модели учебного курса;

4) разработкой на основе установленной модели курса педагогических технологий реализации исследуемого комплекса дидактических условий при изучении физической географии.

Методологической основой нашего исследования явились:

— законы и правила научного познания, обусловленные принципами диалектической и формальной логик, основными из которых для нас являются принципы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, А. П. Шептулин и др.);

— психологический принцип развития в обучении (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. 3. Рахимов и др.);

— дидактический принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников (В. И. Андреев, В. А. Беликов, Г. Г. Гранатов, М. А. Данилов, А. Я. Наин, А. И. Подольский, Н. Я. Сайгушев, М. Н. Скаткин, Л. В. Трубайчук, А. В. Усова, В. П. Ушачев, Т. И. Шамова и др.).

При проведении исследования использовались следующие методы:

— интегративный метод исследования как диалектическое единство методов редукционизма и организма с целью поэлементного и целостного изучения системы творческого развития личности школьника в обучении;

— методы логико-теоретического анализа и синтеза на уровне требований структурно-системного подхода к формализации знаний с целью систематизации имеющихся новых знаний по проблеме исследования и получения теоретических выводов и заключений;

— несмотря на то, что для накопления фактов, выявления проблемы исследования и ее актуальности, определения целей и задач научного поиска, его гипотезы использовались эмпирические методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, обобщение личного и чужого педагогического опыта и т. п., предпочтение отдано методам логико-теоретического анализа и синтеза, к которым мы относим метод теоретического моделирования, возможный только на основе реализации ведущих принципов диалектической логики: восхождения от конкретного к абстрактному, выделения генетически исходной «клеточки», восхождения от абстрактного к конкретному, системности и т. п.;

— для обеспечения достоверности теоретических и практических выводов исследования на стадии педагогического эксперимента использовались различные его виды, в том числе и формирующий систематический эксперимент, результаты которого обрабатывались с помощью различных статистических методик: поэлементного и пооперационного анализа с целью определения коэффициентов полноты усвоения элементов знания и соответствующих им способов деятельности, получения распределения учащихся по уровням сформированности понятийных знаний, по уровням сформированности учебной деятельности, по уровням адекватности самооценки школьников оценке учителя, что в совокупности позволило определить уровень сформированности теоретического мышления школьников.

Исходя из того, что наука — это область исследовательской деятельности человека и ее значимость определяется теоретическими и практическими результатами, укажем научную новизну, а также теоретическую и практическую значимость исследования.

Научная новизна определялась тем, что получены и обоснованы:

1) вербальная и графическая модели цикла теоретического познания;

2) уточненная в дидактико-технологическом аспекте формулировка определения понятия теоретического мышления;

3) комплекс дидактических условий успешного формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии:

— придание понятию природно-территориального комплекса статуса генетически исходной «клеточки» через нахождение фундаментальных противоречивых признаков понятия: устойчивости и факторно-сти;

— формулирование основной физико-географической задачи, адаптированной к уровню умственного развития 8-классников: зная начальное состояние исследуемого природно-территориального комплекса и действия на него других природно-территориальных комплексов, предсказать его состояние в любой момент времени;

— отбор и структурирование учебного материала в соответствии с принципами восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, то есть получение теоретической модели курса физической географии для 8-го класса. ;

Теоретическая значимость научных результатов обусловливается нахождением:

1) вербальной и графической моделей цикла теоретического познания, которые позволили получить уточненную в дидактико-технологическом аспекте формулировку определения понятия «теоретическое мышление»;

2) уточненной формулировки определения понятия «теоретическое мышление», что позволило использовать ее в качестве теоретического обоснования дидактических условий успешного формирования теоретического мышления школьников;

3) комплекса дидактических условий, позволивших сформулировать адаптированную основную задачу физической географии и получить вербальную теоретическую модель этого курса.

Практическая значимость обусловливается получением:

1) учебного курса физической географии 8-го класса общеобразовательной школы, построенного в соответствии с принципами восхождения;

2) практико-ориентированных моделей географических понятий и уточненных формулировок их определений, носящих технологический характер;

3) педагогических технологий формирования теоретического мышления школьников при изучении курса физической географии 8-го класса.

Достоверность результатов исследования обеспечена: выбором исходных методологических позиций, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам, использованием методов математической статистики, достаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью полученных результатов.

На защиту выносятся:

1) вербальная и графическая модели цикла теоретического познания и уточненная в дидактико-технологическом аспекте формулировка определения теоретического мышления;

2) комплекс дидактических условий формирования теоретического мышления школьников при изучении физической географии, включающий:

— наличие в учебном курсе понятия, которое можно использовать в качестве генетически исходной «клеточки» с целью реализации принципов восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному как в содержании образования, так и в учебной деятельности школьников;

— формулировку адаптированных к возрастному уровню развития школьников основных специальных задач учебных курсов, для решения которых человечеством были созданы соответствующие этим курсам науки;

— отбор и структурирование учебного материала в соответствии с принципами восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, то есть наличие теоретической модели учебного курса;

— разработку педагогических технологий реализации условий успешного формирования теоретического мышления школьников.

В проведенном нами исследовании условно можно выделить несколько этапов:

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние проблемы теории и практики развивающего обучения школьников различным учебным предметам, в том числе физической географии: анализировалась философская и психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования, обобщался чужой и нарабатывался свой педагогический опыт. На этом этапе особенно тщательно нами изучалась модель психодидактической системы творческого развития личности школьника (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. 3. Рахимов, В. В. Рубцов, А. И. Подольский и др.), что и позволило нам определить гипотезу исследования и его задачи, определить основную его идею: разработать модель цикла теоретического познания школьников и на ее основе уточнить определение теоретического мышления, выделить и обосновать комплекс дидактических условий формирования у школьников теоретического мышления в процессе обучения, эффективность которого проверить в курсе физической географии 8-го класса. Кроме этого, осуществлялся констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2003 гг.) разрабатывалась модель цикла теоретического познания, уточнялось определение теоретического мышления, выявлялись условия формирования теоретического мышления школьников, создавались образцы педагогических технологий для курса физической географии 8-го класса, эффективность которых проверялась в пробном дидактическом эксперименте.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) были внесены коррективы в педагогические технологии, проведен систематический, формирующий эксперимент, рабочим формулировкам определений понятий придан окончательный вид, подведены итоги теоретических и практических изысканий, получены выводы по их результатам, определены перспективы дальнейших поисков. Все это привело к оформлению диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Во всех видах опытно-экспериментальной работы приняли участие учителя и учащиеся МОУ «Многопрофильный лицей № 1», МООУ СОШ «Школа-интернат № 2 „Сколиоз“», МОУ «Гимназия № 53», МОУ «СОШ № 28» г. Магнитогорска.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на различных научно-практических конференциях, в числе которых: Республиканская конференция-презентация «Психодидактика, акмеология, технология, нравология, экология образования» (г. Уфа, 2004) — Всероссийская конференция «Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования учащихся основной и средней школы» (г. Челябинск, 2005) — Региональная конференция «Проблема сущности человека и типа личности» (г. Челябинск, 2005) — Международная научно-практическая конференция «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» (г. Екатеринбург, 2005) — Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической культуры будущих педагогов в условиях модернизации образования» (г. Уфа, 2005) — XII Международная конференция «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 2005) — Международная конференция «Пути решения проблемы качества образования в XXI веке» (г. Горно-Алтайск, 2005) — XXXYIII научно-практическая конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин педвузов зоны Урала и Сибири «Совершенствование профессионально-методической подготовки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах» (г. Барнаул, 2005) — Всероссийская научно-практическая конференция «Фундаментальные науки и образование» (г. Бийск, 2006).

Результаты исследования изложены в 10 научно-методических публикациях, в числе которых статьи: «Реализация принципов восхождения в преподавании естественных наук» (г. Челябинск, 2005) — «Духовность и мышление» (г. Челябинск, 2005) — «Теоретико-методологические основы формирования научной картины мира в сознании школьников и студентов» (г. Екатеринбург, 2005) — «Формирование теоретического мышления школьников в различных типах развивающего обучения» (г. Уфа, 2005) — «Гражданственность и тип мышления» (г. Магнитогорск, 2005) — «Структура учебной деятельности школьников при формировании у них теоретического мышления» (г. Магнитогорск, 2005) — «Развитие теоретического мышления школьников в процессе формирования у них географических понятий» (г. Челябинск, 2005) — «Теоретическое мышление школьников» (г. Горно-Алтайск, 2005) — «Роль учебной деятельности школьников в формировании различных типов мышления» (г. Барнаул, 2005), «Роль метода восхождения от абстрактного к конкретному в образовании» (г. Бийск, 2006).

Выводы по второй главе.

1. Проблема выделения генетически исходной «клеточки» — истинной диалектической абстракции и реализации принципа восхождения от абстрактного к конкретному в содержании различных научных и учебных курсов интересует человечество, по крайней мере, с середины XIX века. В первом случае, может быть получена научная теория развития какоголибо объекта, во втором, осуществлены отбор и структурирование учебного материала, организация специфической учебной деятельности учащихся, что позволит целенаправленно формировать у них теоретическое мышление как высшую функцию человеческого сознания.

2. По мнению гносеологов, человечество имеет пока единственный образец решения этой проблемы в науке — это теория общественной капиталистической формации, созданная К. Марксом. Попытки реализации метода восхождения в других науках, предпринятые Ф. Энгельсом (естествознание), В. Гейзенбергом, А. Эйнштейном, И. Иоффе (физика), К. Шорлеммером (химия), Д. А. Керимовым (юриспруденция) и др., оказались безуспешными.

3. Решение этой проблемы в рамках психолого-педагогической науки впервые целенаправленно осуществлялось в научной школе В. В. Давыдова. Однако это исследование было ограничено учебными предметами начальной школы: математикой и русским языком. В математике предлагалось в качестве «клеточки» использовать понятие «число», а в русском языке — понятие «фонема»: учебный материал был «развернут» в соответствии с принципами восхожденияпсихолого-дидактическая эффективность соответствующей учебной деятельности в длительном, широкомасштабном эксперименте доказана. Но, на наш взгляд, убедительных доказательств того, что данные понятия могут быть «клеточками» не было найдено. Интенсивность указанных исследований в конце прошлого века резко снизилась, ряд проблем, на которые указывает В. В. Давыдов (46, с. 288−289), так и не получили своего решения до сих пор.

4. В 80-х годах прошлого века А. 3. Рахимовым была разработана психолого-дидактическая концепция школьного учебника (151, 150). На ее основе были написаны учебники химии (162, 163) и учебники географии (174, 176). В этих учебниках впервые не декларировалась, а целенаправленно реализовывалась основная идея — принципы диалектической логики должны быть как в содержании, так и в методах, причем не только деятельности учителя, а, в первую очередь, в деятельности школьников. Однако в исследованиях В. П. Сухова «клеточка» в физической географии не выделена, а метод восхождения «низведён» до 3 правил познания. С. Т. Сатбалдина в качестве «клеточки» предложила понятие «химический элемент». При этом ей полностью удалось реализовать цикл теоретического познания в направлении от мысленного нерасчле-ненного конкретного через абстрактное к мысленному синтезированному конкретному. Слабость ее позиции нам видится лишь в одном — ею реализуется учебная деятельность школьников, неполная по своему составу, а также не ясно, в чем заключается фундаментальное противоречие химического элемента.

5. Наиболее удачная попытка выделения «клеточки» и реализации метода восхождения осуществлена на материале физики 7-го класса А. И. Подольским. Им в качестве «клеточки» предложено использовать понятие физического объекта, при этом обстоятельно показывается, что это понятие отвечает всем требованиям, предъявляемым к «клеточке». Интересно, что при выделении фундаментального противоречия физического объекта ему пришлось значительно расширить содержание понятия «инертность» и ввести в физику новое понятие — действенность. Реализация метода восхождения в структуре учебного материала позволила ему разработать вербальную модель содержания любого курса физики, в том числе и курса физики 7-го класса.

6. Используя теоретический метод научной аналогии, мы решили использовать метод построения теоретических курсов физики, предложенный А. И. Подольским в области физической географии. В качестве «клеточки» мы предложили использовать понятие природно-территориальный комплекс. Далее надо было доказать, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к «клеточке». Два требования удовлетворялись очевидно: это наличие реального прообраза и всеобщая воспроизводимость. Надо было обнаружить противоречие между фундаментальными свойствами. В качестве первого свойства нами была выбрана устойчивость, при этом было показано, что понятие изменчивость, которое в географии используется в качестве противоречащего первому, таковым не является. Такое понятие нам пришлось «ввести» в географию — факторность. Факторность — это свойство природно-территориального комплекса влиять на состояние других природно-территориальных комплексов. Таким образом, природно-территориальный комплекс — это система территориальных и природных компонентов, обладающая противоречивыми свойствами: устойчивостью и факторностыо. Дальнейшие теоретическое и эмпирическое исследования природно-территориального комплекса позволили установить его структуру и иерархию структурных компонентов. Окончательно было получено понятие территориально-природного комплекса как понятие о системе территориальных и природных компонентов, обладающей устойчивостью и факторностью и включающей в себя: положение, рельеф, климат, воды, растительность, животный мир и почвы. Однако в тексте диссертации и автореферата мы использовали привычный термин — природно-территориальный комплекс.

7. Используя понятие природно-территориального комплекса как генетически исходную «клеточку» мы реализовали метод восхождения при отборе и структурировании содержания образования по физической географии России. В результате нами была получена вербальная модель содержания географического образования, включающая в себя введение, три основных блока и заключение. При этом была сформулирована основная задача физической географии и задачи, решаемые в каждом разделе. Как выяснилось, основная задача географии в рамках нынешнего содержания физической географии 8-го класса решена быть не может, так как невозможно охарактеризовать влияние одних природно-территориальных комплексов на другие природно-территориальные комплексы. Следовательно, для того чтобы достичь специальных целей географического образования, которые следуют из принципов диалектической логики, необходимо значительно увеличить научный уровень географических знаний, более тесно увязав их с физическими знаниями.

8. Однако это не влияет на успешность достижения целей нашего исследования. Выделенные нами дидактические условия формирования теоретического мышления в опытно-экспериментальной работе продемонстрировали свою психолого-дидактическую эффективность. У учащихся экспериментальных классов значительно выше уровень сформированности понятийных знаний, уровень их осознанной реализации, уровень сформированности учебной деятельности, а следовательно, значительно выше уровень сформированности теоретического мышления школьников, чем у учащихся контрольных классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполненного нами диссертационного исследования были осуществлены изучение и анализ состояния проблемы формирования теоретического мышления школьников. В соответствии с поставленной целью исследования внимание было сосредоточено на теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке психолого-дидактической эффективности комплекса дидактических условий, способствующих повышению уровня сформированности теоретического мышления школьников.

Для достижения указанной цели нами решены ряд исследовательских задач, в результате чего было установлено, что:

1) дидактические условия успешного формирования теоретического мышления, в частности в процессе географического образования, не разработаны: уровень сформированности теоретического мышления у школьников оказывается низким, а учителя не подготовлены к систематической целенаправленной работе по формированию теоретического мышления школьников;

2) в психолого-дидактических целях следует уточнить определение понятия теоретического мышления;

3) необходимыми дидактическими условиями успешного формирования теоретического мышления являются:

— наличие выделенного в учебном курсе понятия, которое можно было бы использовать в качестве генетически исходной «клеточки», удовлетворяющий следующим требованиям: всеобщностью и воспроизводимостьюотражением в ней основного движущего противоречияналичием реального прообраза в объективной действительности;

— отбор и структурирование учебного материала в соответствии с принципами восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

— наличие четких формулировок специальных задач, для решения которых предназначен весь учебный курс и его основные разделы;

— наличие педагогических технологий организации учебной деятельности и формирования теоретического мышления школьников;

3) практический результат исследования выражен педагогическими технологиями формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии России в 8-м классе.

В процессе теоретического обоснования и практической реализации дидактических условий формирования теоретического мышления школьников при изучении физической географии было установлено:

1. В качестве генетически исходной «клеточки» в физической географии может быть использовано имеющееся в науке понятие природно-территориального комплекса. Это понятие в географии является всеобщим, начиная с понятия природно-территориальный комплекс-фация и заканчивая понятием природно-территориальный комплекс-географическая оболочка Земли. Все указанные понятия имеют множество реально существующих материальных объектов, которые являются прообразами понятия природно-территориальный комплекс. Нам пришлось устанавливать основное движущее противоречие в реальном при-родно-территориальном комплексе и в понятии о нем. В качестве первого такого свойства природно-территориального комплекса мы взяли известное в географии свойство — устойчивость. Второе свойство нам пришлось «ввести». Это факторность природно-территориального комплекса, то есть свойство природно-территориального комплекса изменять состояние других природно-территориальных комплексов. После теоретического и эмпирического исследования структуры понятия природно-территориальный комплекс" было установлено, что на уровне 8-го класса оно может быть ограничено семью компонентами. В результате нами было получено уточненное определение понятия природно-территориальный комплекс в статусе генетически исходной «клеточки». Территориально-природный комплекс — это понятие о системе территориальных и природных компонентов, обладающей устойчивостью и факторностыо и включающей в себя: положение, рельеф, климат, воды, растительность, животный мир и почвы.

2. Нами была сформулирована основная задача физической географии: зная начальное состояние территориально-природного комплекса и влияние на него других территориально-природных комплексов определить состояние исследуемого территориально-природного комплекса в любой момент времени. Для решения этой задачи существует физическая география. То есть физическая география — это наука о террито-риалыю-природных комплексах, позволяющая определить их состояние в любой момент времени на основе результатов исследования их актуального состояния и взаимодействий между ними. В связи с этим выстраивается модель содержания учебного курса физической географии: введение, три основных блока: описание состояния (изменения состояния) территориально-природного комплекса, описание влияния территориально-природного комплекса, предсказание состояния территориально-природного комплексазаключение.

Во введении должны быть определены понятия физической географии как науки, природно-территориального комплекса как генетически исходная «клеточка», основная задача физической географии.

В первом блоке школьники должны овладеть способами описания состояния природно-территориалыюго комплекса и изменения состояния территориально-природного комплекса.

Во втором блоке школьники должны овладеть способами описания влияния на исследуемый природно-территориальный комплекс других природно-территориальных комплексов.

В третьем блоке школьники должны научиться описывать состояние природно-территориального комплекса в любой другой момент времени, причем как в прошлом, так и в будущем.

В заключении школьниками делается вывод о том, что они не знали и что не умели делать до изучения физической географии и что они узнали и чему научились, изучив физическую географию. В качестве содержательного обобщения «рисуется» физико-географическая картина мира.

3. Нами были разработаны образцы педагогических технологий на материале физической географии в 8-м классе:

— поурочные технологии разрабатывались таким образом, что на большинстве уроков реализовывались все девять учебных действий, описанных нами в параграфе 1.3;

— в связи с тем, что обучаемый контингент школьников в 1−7 классах находился в условиях традиционного обучения, у 8-классников обнаружились лишь зачатки индивидуальной учебной деятельности, поэтому коллективно-распределенная, а тем более комплексная, интегра-тивная формы организации учебной деятельности применялись лишь во 2-м полугодии.

4. Эффективность разработанных технологий окончательно была установлена на стадии формирующего эксперимента по уровню сформированное&tradeтеоретического мышления школьников. С этой целью применялись:

— расчет коэффициентов полноты знаний учащихся о содержании понятия и связанного с ним способа деятельности, полноты реализации способов деятельности;

— расчет коэффициентов эффективности экспериментальной технологии;

— установление распределения учащихся по уровням сформированности понятий;

— расчет статистик критерия «хи-квадрат»;

— установление распределения учащихся по уровням сформированности учебных действий;

— установление адекватности самооценки оценке.

С помощью перечисленного комплекса экспериментальных методик удалось доказать, что уровень теоретического мышления у учащихся экспериментальных классов существенно выше, чем у учащихся контрольных классов, что свидетельствует о психолого-дидактической эффективности выделенных нами дидактических условий и разработанных технологий их реализации.

На основе осуществленного нами теоретического исследования и проведенного экспериментального обучения получены следующие выводы:

1) цель диссертационного исследования достигнута, поставленные перед ним задачи решены, гипотеза исследования подтверждена;

2) психолого-педагогические науки нуждаются в знании теоретически обоснованных и методически (технологически) проработанных условий формирования теоретического мышления школьников при изучении ими различных учебных предметах, в том числе и физической географии;

3) в рамках того содержания курса физической географии 8-го класса, которое представлено современным стандартом географического образования полноценная модель физико-географического образования, вытекающая из идей реализации и в содержании, и способах учебной деятельности школьников методов восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному в науке она решается;

4) необходимо разработать курс физической географии для профильной школытолько в этом случае у школьников будут необходимые физические знания, с помощью которых можно будет описать основные процессы взаимодействия природно-территориальных комплексов: «перенос масс и энергий», а следовательно, решить основную задачу физической географии;

5) все это приведет к разработке новых учебников и учебных по- • собий (нового поколения книг) по физической географииименно в этом направлении мы и планируем продолжить свои исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. С. Рассудок. Разум. Рациональность / И. С. Ав-тономова- отв. ред. В. А. Лекторский- АН СССР- ин-т. философии. М.: Наука, 1986.-С. 237.
  2. , В. В. Восхождение от абстрактного к конкретному //Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. М.: Наука, 1978.-С. 184−207.
  3. , Л. И. Психологические проблемы обучения младших русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  4. , Е. Н. Влияние содержания географического образования на формирования ценностных ориентаций старших подростков: дис. канд. пед. наук / Е. Н. Александрова. Архангельск, 1999. — 158 с.
  5. , Л. Е. Конструирование учебных текстов естественнонаучного содержания / Л. Е. Андреева, А. А. Шаповалов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 219 с.
  6. , О. С. Акмеология и методология : проблемы психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. М.: Российская академия госслужбы при Президенте России, 1998. — 772 с.
  7. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов- ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика, 1991. 416 с.
  8. , А. С. Анализ развивающегося понятия / А. С. Арсень-ев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  9. , Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. Атаханов. М.- Рига, 2000. — 215 с.
  10. , И. И. География России. Природа. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений / И. И. Баринова. М.: Дрофа, 1999. -288 с.
  11. П.Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятелыю-стный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  12. , Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
  13. , А. В. Проблемы психологии субъекта /
  14. A. В. Брушлинский. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 298 с.
  15. , А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Алетейя, 2003. — 230 с.
  16. , С. А. Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному : дис.. канд. пед. наук / С. А. Бутаков. Магнитогорск, 2001. — 168 с.
  17. Введение в физическую географию: учеб. пособие для географ. спец. вузов / К. К. Марков и др. М.: Высш. шк., 1978. — 191 с.
  18. , Е. К. Предмет и значение логики / Е. К. Войшвил-ло. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 56 с.
  19. Вопросы теории и практики развивающего образования / сост.
  20. B. А. Гуружапов. М.: МГППУ, 2001. — 147 с.
  21. , А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М.: «Эврика», 2002. — 168 с.
  22. , К. В. Формирование теоретического мышления подростка по средствам развития прямого и обратного хода мысли / К. В. Восконян, А. Р. Саакян//Мирпсихологии.-2001.-№ 1.-С. 165−173.
  23. , JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / JI. С. Выготский- под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1985. — 504 с.
  24. Выготский, J1. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / JL С. Выготский- под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
  25. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологи. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  26. , П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-Ч. 1.-С. 441−469.
  27. , П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П. Я. Гальперин // Докл. АПН РСФСР. 1959. -№ 2.-С. 75−78.
  28. , Г. Наука логики : в 3 т. / Г. Гегель- отв. ред. М. М. Ро-зенталь. М.: Мысль, 1972. — Т. 3. — 374 с.
  29. Географический комплекс средней школы: пособие для учителей / Ю. Г. Барышева и др. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
  30. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Политиздат, 1988. — 387 с.
  31. География России: учебник для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. / под ред. А. И. Алексеева М.: Дрофа, 2003. — 320 с.
  32. Гносеология в системе философского мировоззрения / под ред. В. А. Лекторского. М.: Наука, 1983. — 384 с.
  33. , Д. П. Вопросы абстракции образования понятий / Д. П. Горский. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-351 с.
  34. , Д. П. Определение / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1974.-311 с.
  35. , Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1966. — 374 с.
  36. , Д. П. О природе и сущности закономерностей диалектики познания как науки / Д. П. Горский, И. С. Нарский // Диалектика научного познания: Очерк диалект, логики. М.: Наука, 1978. — С. 3−32.
  37. , В. С. Диалектика развития понятийной формы мышления / В. С. Готт, Ф. М. Землянский. М.: Высш. шк., 1981. — 319 с.
  38. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  39. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятия (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 195 с.
  40. , Г. Г. Концепция современного естествознания (система основных понятий): учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. М.: Флинта: МПСИ, 2005 — 576 с.
  41. , Ю. В. Метод В. В. Давыдова / Ю. В. Громыко. М.: Пушкинский ин-т, 2003. — 87 с.
  42. , Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. М.: Педагогика, 1996. — 112 с.
  43. , Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. М.: Мысль, 1986.-237 с.
  44. П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. М.: АСТ-Олимп, 1997.-320 с.
  45. , В. А. К вопросу о предметной диагностики теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова / В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образования. 1997. -№ 4. — С. 103−106.
  46. , В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  47. , В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29−39.
  48. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-544 с.
  49. , В.В. Концепция учебной деятельности школьников /
  50. B. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6.1. C. 13−26.
  51. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  52. Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики / под ред. Д. П. Горского и др. М.: Наука, 1978. — 479 с.
  53. Диалектический материализм и проблемы современного естествознания / под ред. В. С. Готта и др. М.: МГГТИ, 1980. — 176 с.
  54. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979.343 с.
  55. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  56. , И. В. Методика и технология обучения географии : пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И. В. Душина. -М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2004. -203 с.
  57. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. — 204 с.
  58. , К. Н. Современные методы географических исследований : кн. для учителя / К. Н. Дьяконов и др. М.: Просвещение, 1996.-207 с.
  59. , Е. А. Поурочные разработки по географии : Природа России: 8 кл. / Е. А. Жижина. М.: «ВАКО», 2004. — 352 с.
  60. , JI. В. Избранные педагогические труды / J1. В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  61. , А. В. Развитие произвольных действий / А. В. Запорожец. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 278 с.
  62. , В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) / В. П. Зинченко. — М.: Гардари-ки, 2002. — 332 с.
  63. , В. П. Теоретическое мышление : корни, вертикаль, идеальное бытие / В. П. Зинченко // Прикладная психология. 2002. -№ 1.-С. 1−19.
  64. , А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 130 с.
  65. , Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 285 с.
  66. , Э. В. Диалектическая логика : Очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  67. , Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
  68. , Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 112 с.
  69. , Э. В. Проблема противоречия в логике / Э. В. Ильенков // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. -С. 122−143.
  70. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В. А. Гу-ружапов. М.: Эврика, 2003. — 168 с.
  71. , А. Г. Теория и методология географической науки / А. Г. Исаченко. М.: Мысль, 2004. — 208 с.
  72. Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  73. , О. Ф. Физика : справ, материалы: учеб. пособие для учащихся/О. Ф. Кабардин. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-367 с.
  74. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  75. , И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М.: Политиздат, 1965. -Т. 4.-407 с.
  76. , И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М.: Политиздат, 1964. -Т. 3.-486 с.
  77. , Б. М. О методе изложения диалектики / Б. М. Кедров. -М.: Наука, 1983.-478 с.
  78. , Д. А. Философские основания политико-правых исследований / Д. А. Керимо. М.: Политиздат, 1986. — 286 с.
  79. , Т. Е. Педагогический эксперимент : учеб. пособие / Т. Е. Климова, И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 158 с.
  80. , П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982. — 368 с.
  81. , Г. С. Избранные психологические труды / Г. С. Кос-тюк. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
  82. , М. Культура и мышление / М. Коуэл, С. Скрибнер. -М.: Мысль, 1977.-240 с.
  83. , А. Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. -М.: Политиздат, 1969. 224 с.
  84. Краткий психологический словарь / сост. JT. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  85. , В. Т. Психология развития человека / В. Т. Кудрявцев. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999. — 363 с.
  86. , В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
  87. , Ф. Диалектическая логика : (Основные принципы и проблемы) / Ф. Кумпф, 3. Оруджев. М.: Политиздат, 1979. — 286 с.
  88. , Г. А. Диалектический материализм о понятии / Г. А. Курсанов. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963. — 384 с.
  89. , А. С. Социально-экономическая и политическая география мира и России : учеб.-справ. пособие / А. С. Кусков, О. В. Полунина. М.: КНОРУС, 2005. — 272 с.
  90. , Л. Д. Физика для всех / Л. Д. Ландау, А. И. Китайгородский. М.: Наука, 1974. — 392 с.
  91. , Э. В. Развитие содержательных действий теоретического мышления при обучении детей 6−10 лет в гимназиях и общеобразовательных школах / Э. В. Ларина // Журнал прикладной психологии. Психология обучения, 2002. С. 35−44.
  92. , В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. -Т. 42.-С. 264−304.
  93. , В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. — С. 7−384.
  94. , В. И. Философские тетради / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.-Т. 29.-С. 3−620.
  95. , В. И. Новые хозяйственные движения крестьянской жизни / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 1. — С. 88−102.
  96. , В. И. Карл Маркс (Краткий библиографический очерк с изложением марксизма) / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 26. — С. 4393.
  97. , А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  98. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  99. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  100. , А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы / А. Д. Майданский // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С. 165−173.
  101. , В. П. Географическая картина мира / В. П. Мак-саковский. М.: Мысль, 2003. — Т. 1. — 403 с.
  102. , В. П. Географическая картина мира / В. П. Максаковский- М.: Мысль, 2003. Т. 2. — 483 с.
  103. , С. В. О формировании творческого и теоретического мышления учащихся / С. В. Маланов // Мир психологии. 2001. -№ 1.-С. 145−155.
  104. , Р. С. Формирование учебной деятельности учащихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы (на материале изучения географии): автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. С. Маликова. Уфа, 1999. — 22 с.
  105. , Р. С. Формирование учебной деятельности школьников (на примере преподавания географии 6 класса) / Р. С. Маликова. -Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. 120 с.
  106. , С. А. География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева / С. А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2004.- 144 с.
  107. , К. Критика политической экономии. Т. 1. Книга 1: Процесс производства капитала / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т. 23.-907 с.
  108. , К. Метод политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 12. — С. 726−735.
  109. , К. Метод политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 46. — Ч. 1. — С. 36−45.
  110. , К. Письма Зигмунду Шотту / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 34. — С. 236−238.
  111. Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. -Тбилиси, 1971.-384 с.
  112. , Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская // Избр. псих. тр. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  113. , В. И. Ступени становления идей диалектической противоречивости в философии и в современной науке / В. И. Метлов // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. — С. 144−155.
  114. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. -289 с.
  115. ПЗ.Минкина, Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: дис.. канд. пед. наук / Ф. Ф. Минкина. Казань, 2000. — 166 с.
  116. , Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин / Г. И. Минская // Возрастные усвоения знаний (классы школы). М.: Наука, 1966. — С. 190−235.
  117. , А. И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. 2003. — № 3. -С. 61−80.
  118. Мышление теоретическое / Педагогика // Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. М.: «Современное слово», 2005.-С. 341−342.
  119. , А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией / А. Я. Найн- УралГАФК. Челябинск, 1996. — 144 с.
  120. , А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: Челяб. фил. НПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  121. , А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−50.
  122. , Н. С. Принцип восхождения от конкретного к абстрактному / Н. С. Нарский, Г. Д. Левин // Диалектика научного познания: Очерк диалект логики. М.: Наука, 1978.-С. 167−184.
  123. , А. Л. Диалектика абсолютной и относительной истины и взаимодействие этапов процесса познания / А. Л. Никифоров, В. С. Черняк // Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. М.: Наука, 1978. — С. 134−166.
  124. Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: пер. с англ. / под ред. В. П. Максаковского и Л. М. Панчеш-никовой. М.: Прогресс, 1986. — 463 с.
  125. Оруджев, 3. М. Диалектика как система / 3. М. Оруджев. -М.: Политиздат, 1973. 352 с.
  126. , М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. М.: Наука, 1967.-230 с.
  127. , М. В. Современный русский язык: Фонетика / М. В. Панов. М.: Наука, 1979. — 180 с.
  128. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук и др. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
  129. , А. В. Физика, 7 кл. / А. В. Перышкин. М.: Дрофа, 2000.- 192 с.
  130. , А. В. Физика: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, Н. А. Родина. 14-е изд. — М.: Просвещение, 1997.- 191 с.
  131. , В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. -М. :Наука, 1988.-289 с.
  132. , А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Подольский. Магнитогорск, 1997.-356 с.
  133. , А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения / А. И. Подольский. Магнитогорск: МГПИ, 1997. -237 с.
  134. , А. И. Системная психодидактика : монография /
  135. A. И. Подольский. Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. — 328 с.
  136. , А. И. Физика 7: пробный учебник для 7-х классов общеобразовательных учреждений / А. И. Подольский. — Уфа: Изд-во «Творчество», 1997. — 208 с.
  137. , А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий : дис.. канд. пед. наук / А. И. Подольский. Челябинск, 1985. — 226 с.
  138. , B.C. Поиск географии: кн. для учителя /
  139. B. С. Преображенский. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  140. Проблемы диалектической логики: материалы к симпозиуму / ред. коллегия: д-р филос. наук Ж. М. Абдильдин и др. Алма-Ата: Наука, 1968.-282 с.
  141. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски и др.- пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  142. Развивающее обучение на пути к подростковой школе / сост. Б. Д. Эльконин, А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. М.: Эврика, 2004. -187 с.
  143. Развивающее образование: в 2 т. Т. II. Нерешенные проблемы развивающего образования. М.: АПК и ПРО, 2003. — 403 с.
  144. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / под ред. М. В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983. 168 с.
  145. , Э. М. География : природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. М. Раковская. М.: Просвещение, 1998.-301 с.
  146. , А. 3. Педагогическая технология творческого развития / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 140 с.
  147. , А. 3. Психодидактика творчества / А. 3. Рахимов. -Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. 286 с.
  148. , А. 3. Психодидактика / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 1996.- 191 с.
  149. , А. 3. Психодидактика / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 400 с.
  150. , А. 3. Психолого-педагогическая концепция школьного учебника / А. 3. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2000. — 53 с.
  151. , А. 3. Логико-психологическая концепция по разработке школьных учебников / А. 3. Рахимов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1991.-С. 100−108.
  152. , В. В. Развивающее обучение : теория и практика: статьи / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: «Пеленг», 1997. — 288 с.
  153. Решетова, 3. А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления / 3. А. Решетова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 2. -С. 14−20.
  154. , С. JT. Бытие и познание / С. JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  155. , С. JT. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  156. , С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -2-е изд. М.: Педагогика 1976. — 416 с.
  157. , В. В. В.В.Давыдов основатель научной школы и директор психологического института / В. В. Рубцов // Вопросы психологии.- 2005. — № 4. — С. 10−21 с.
  158. , В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  159. , В. В. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий : дис.. канд. психол. наук / В. В. Рубцов. М., 1976. — 162 с.
  160. , В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. М.: МГППУ, 2002. — 123 с.
  161. , С. Т. Химия : учебник для 9-го класса / С. Т. Сат-балдина, Р. А. Лидин. М.: Просвещение, 1996. — 128 с.
  162. , С. Т. Химия : учебник для 8-го класса / С. Т. Сатбалдина, Р. А. Лидин. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  163. , С. Д. Психология образа : Проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 376 с.
  164. , А. П. Анализ моделей мышления логический и психологический подход : дис.. канд. филос. наук / А. П. Смирнова. -СПб., 2005.- 134 с.
  165. Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки по курсу «География России». 8 класс / под ред. И. И. Бариновой. М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
  166. , В. А. Педагогическая эффективность средств и методов обучения на прим. учеб. предметов геогр. цикла.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Станкевич. Владикавказ, 1998. — 143 с.
  167. , М. А. Представления о параметрах умственных действий в психологическом учении П. Я. Гальперина / М. А. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. -№ 3. — С. 95−103
  168. , В. И. Диалектическая логика и методология науки / В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1975. — 247 с.
  169. , И. Ю. Экономическая география как средство развития экономического мышления у школьников : дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Стрекопытова. Екатеринбург, 1998. — 168 с.
  170. , В. П. Действие моделирования как средство формирования творческого мышления учащихся на уроках географии / В. П. Сухов // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: Изд-во БГПИ, 1985. — С. 99−107.
  171. , В. П. Деятелыюстный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. — 132 с.
  172. , В. П. Технология развивающего обучения в учебнике географии VI класса / В. П. Сухов // Физика в школе. № 2. — 2002. -С. 80−82.
  173. , В. П. Физическая география : Нач. курс.: проб, учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Сухов. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
  174. , В. П. Формирование творческого мышления у учащихся в курсе географии / В. П. Сухов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1987. — 33 с.
  175. , В. П. Введение в физическую географию / В. П. Сухов. М.: ЛА «Варяг», 1994. — 208 с.
  176. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 340 с.
  177. , И. В. Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике : дис.. канд. пед. наук / И. В. Титова. СПб., 1999. — 190 с.
  178. , Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-417 с.
  179. , А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе / А. В. Усова // Избранное. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.-221 с.
  180. , А. В. Теория и практика развивающего обучения / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во «Факел», 1996. — 40 с.
  181. , А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  182. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-590 с.
  183. Формирование интереса к учению у школьников / под ред.
  184. A. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  185. Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии / под ред. В. И. Шишкиной. М.: Высш. шк., 1983. -С. 62−77.
  186. , JI. М. Использование моделирования в обучении / JI. М. Фридман // Вестник Челябинского гос. пед. ин-та. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1995.-№ l.-c. 88−93.
  187. , С. В. Реализация метода восхождения от абстрактного к конкретному при разработке рабочих программ преподавателями ссузов / С. В. Фролов // Вестник МаГУ: период, науч. журнал. Вып. 5. Естественные науки. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — С. 35−37.
  188. , И. Активная память / И. Хофман. М.: Прогресс, 1986.-312 с.
  189. , Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. -Томск: Пелинг, 1993. 201 с.
  190. , И. Я. Методологические проблемы теории понятия / И. Я. Чупахин. JI.: Изд-во Леннингр. ун-та, 1973. — 104 с.
  191. , С. А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  192. , B.C. Научное познание как деятельность /
  193. B. С. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
  194. , В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании /B.C. Швырев. М.: Наука, 1978. — 382 с.
  195. , К. Возникновение и развитие органической химии / К. Шорлелммер. М., 1937.
  196. , А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965.-600 с.
  197. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  198. , Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 5−338.
  199. Heiseuberg W. Die Abyrahtion in der moderner Naturwissenschaft Wissenschaft end Fjrtschzitt, 1964.
  200. Barnett R. The limits of competence/ Knowledge, higher education and society. Buckingham, UK: Open Univ. Press, 1994.
  201. F. Т., Rush J. C., Berdrow I. The bases of competence. Skills for lifelong and empoloyability. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 1998.
  202. Kirschner P. Et al. The design of a study environment for acquiring academic and professional competence // Studies in Higher Educ. 1977. V. 22 (2).
  203. Knowledge and skills for life. First results from PISA-2000. P.: OECD, 2001.
  204. Sundburg L. A holistic approach to competence development // Systems Res, and Behav. Sci. 2001. V. 18. P. 103−114.
Заполнить форму текущей работой