Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Диссертация
Достоверностьрезультатовисследования обеспечивается методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных положений работы, достаточной источниковедческой базой, использованием методов, адекватных его целям, задачам и логикетеоретической" и практической проработанностью основных положений и выводов, результатами, экспериментальной работыкомплексным характером поэтапного эксперимента… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СИСТЕМЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ ЗАБОТЫ
- 1. 1. Ретроспективный анализ российского и зарубежного опыта семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения
- 1. 2. Сравнительный анализ процесса адаптации детей-сирот в различных формах защиты их прав
- 1. 3. Особенности социально-психологической адаптации ребенка-сироты в условиях профессиональной замещающей семьи
- Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
- 2. 1. Обоснование значимости профессиональной замещающей семьи в формировании новых привязанностей детей-сирот
- 2. 2. Служба социально-педагогического сопровождения как фактор преодоления проблем замещающей семьи
- 2. 3. Оценка эффективности социальной адаптации ребёнкасироты в условиях организации замещающей заботы
Список литературы
- Актуальные проблемы современного детства. Текст. Сб. науч.тр. выпуск 3 НИИ детство РДФ- Под общей ред. Е. М. Рыбинского. — М., 1994. -112с.
- Актуальные проблемы современного детства. Текст. Сб. науч.тр. выпуск 5 НИИ детство РДФ- Под общей ред. Е. М. Рыбинского. М., 1998. — 90с.
- Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Текст.: Материалы обл. науч.-практ. конф. (6−8 дек. 1994 г.) / (Составители М. А. Хациева, Т.Н. Семенкова): — Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1995.-53 с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Текст. М.: Политиздат 1982 223с.
- Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. Текст. — Самара.: Самвен, 1998 291 с.
- Алексеева Л.С., Меновщиков В. Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. Текст. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000. -160 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. Текст. — М:.Издат. дом Шалвы Аманашвили- 1996.-494 с.
- Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования — 2001 -№ 6-с.З-5.
- Ананченкова П.И. Влияние системы социальной защиты детей-сирот на их социализацию. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социологических наук. — М., 2002.
- Ананьев В. А. Психология здоровья // Тезисы международной конференции. Психология и экология человека: «Психологические факторы культуры мира и ненасилия в современном мире». Текст. М.: 1999. с. 5−7.
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Текст. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анисимова В.В. Влияние опекунской семьи на личностные отношения. Диссертация канд.психол.наук 19.00.13. М., 2003. 148 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV -XVII вв. АПН СССР Текст. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины 18 века /Текст. АПН СССР Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 479 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. Текст. АПН СССР М.: Педагогика, 1987. — 558 с.
- Антохина Т. Дети из разных социальных условий: проблемы и помощь // Социальная педагогика. № 1 — 2003. с. 54−56.
- Араканцева Т.А. Полоролевая социализация детей в приемной семье // Семья России 2002 № 3 — с. 35−41.
- Арриги Дж. Поиск кандидаток в матери детской деревни SOS в Италии // Форум детских деревень SOS. Текст. 2002 — Вып.25 — с.40−41.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Текст. Учебник.: Издательство Московский университет, 1990. 367 с.
- Афанасьева Т.М. Завтрашние родители /ред. Сост. Э.М.ЧерепаховаТекст. — М.: Педагогика Пресс, 2002. — 99 с.
- Бабосов Е.М. Социология в текстах. Текст. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. — М.: Тетра Система, 2003. — 352 с.
- Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей Текст. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып 4 M.-FOO «Симе», 1995. — с 20 — 59.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3 — 5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. канд. психол. наук — М., 1995.
- Бахрушин C.B. Доклад, прочитанный в публичном заседании совета по призрению беспризорных 5 октября 1916 г. Известия Московской городской Думы 1916.
- Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства.// Педагогика. 1992.-№№ 7−8.-23−27 с.
- Беляков В.В. Сиротские учреждения России. Исторический очерк. Текст. -М.- 1992.-с. 11−12.
- Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Текст. Ист. очерк / В.В. Беляков- НИИ детства Рос. дет. фонда. М.: Дом, 1999. — 21с.
- Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Ставрополь, 2005. — 191 с.
- Бережнова JI.H. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис. канд. псих, наук: 19.00.07.-М., 1995.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Текст. М.: Наука, 1988. — 267 с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Текст. — М.: Прогресс, 1990.- 289 с.
- Бойко В.В., Оганян K.M., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. Текст. СПб.: Сударыня, 1999. -242 с.
- Большакова J1.H. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье. Дис. канд. психол. наук. Ярославль 2004. 236 с. у
- Борозинец И.М., Евмененко Е. В., Козловская Т. Ю., Палиева H.A. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Текст. — Ставрополь, 2003. — 98 с.
- Боулби Дж. Привязанность. Текст. М., 2003.
- Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство: (медико — социально -психологические проблемы): (учебно — метод, пособие). Текст. М.: Изд-во АСОПИР, 1994. — 209 с.
- Брутман В.И., Северный A.A. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Текст. -М., 1998. 464 с.
- Васильева Э.К. Семья и ее функции // Э. К. Васильева Текст. — М.: Статистика, 1975. — 184 с.
- Винникотт Д.В. Разговор с родителями. Текст. Д. В. Винникотт. М.- Независимая фирма «Класс», 1994. — 222 с.
- Вознюк A.M. Психология становления и развития приемной семьи* Текст. / Вознюк A.M. Мельченко Н. И., Савицкая Е. М. Самара: Изд-во СГПУ, 2005 (Тип. AHO Самар. науч. центр РАН). — 124 с.
- Возрастные особенности психологического развития детей: сборник научных трудовТекст. / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М.- АПН-СССР, 1982.- 162 с.
- Возрастные стандарты социализации детей сирот Текст. // Н. П. Иванова, И. А. Бобылёва, О. В. Заводилкина. -М., 1999.
- Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Текст. М.: АСИ, 2001.
- Володина И.Н. Облегчим сиротскую долю // Социальная защита. 1993. -№ 6.
- Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Кн. для учителя Текст. / С. А. Воскобойникова. -М.: Просвещение, 1989. — 173 с.
- Воспитание детей в неполной семье. Текст. / Общ. ред Н. М. Ершовой. -М.: Прогресс- 1980 г. 206 с.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологииТекст. / Под ред[Текст]. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа- 1998. — 205 с.
- Воспитательные возможности семьи. Текст. Сб. науч.тр. Под ред. A.M. Низова. — М., 1981.- 147 с.
- Все дети наши. Текст.: Сб. материалов 2 Всероссийских педагогических Каталиковских чтений. — М .: Дом- 1998. — 318 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психологияТекст. /под ред. В.В. Давыдова- Авт. коммент. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1991. — 472с.
- Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. Текст. СПб.: Союз. 1997. 224 с.
- Галигузова JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских . домах // Вопросы психологии. 1990 № 6.
- Горбушин А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. — М., 1993.
- Горшков Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи Текст. // Педагогика. — 1995 № 1.
- Государственный доклад. // О положении детей в Российской Федерации 2001 год Текст. // М.: «Синергия», 2001. — 159с.
- Грачев Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.-М.: 1999
- Грибанова Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрастеТекст. // Дефектология. 1994 № 3.- с. 10−16.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология. Текст. М.: Учебное пособие для студентов вузов. Гардарики, 2001. — 475 с.
- Грошева Е.А. Будем родными!: Из дневника родителя-воспитателя прием. семьиТекст. / Е.А. Грошева- НИИ детства Рос. дет. фонда. — М.: Дом, 1993.-80с.
- Грошева Е.А. Недостроенный ковчег: (Опыт создания семейного детского дома) Текст. / Е. А. Грошева Шадринск: Изд-во Шадрин. ПО «Исеть», 1994.-с. 90.
- Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства Текст. /Т.А. Гурко // Социологические исследования. — М.: Наука, 2000. № 11.— с. 90−97.
- Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Диссертация доктора педагогических наук. М., 1997 — 345 с.
- Гусарова Г. И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области // Сироты России: права ребенка на семью. Материалы общероссийской конференции / Москва 1519 января 2001 г. Текст. /. М.: Педагогика, 2001 г. 303 с.
- Гусарова Г. И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области. Народное образование. 2001 № 7-с. 182−184.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Текст. // Серия Библиотека Федеральной программы развития образования // М.: Изд. Дом // Новый учебник // - 2003 г — 256 с.
- Дементьева И.Ф. Работа школы с детьми группы риска / Воспитание школьника 2001 №-9 с. 21−23.
- Дементьева И.Ф. Приемная семья — институт защиты детстваТекст.: Метод.рек. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. — М.: ГНИИ семьи и воспитания 2000. — 55 с.
- Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Текст. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 49 с.
- Дети, лишенные родительской опеки. Текст. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 1997.- 112 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика./ Текст. Под ред. Стребелевой Е. А. М.: Полиграфсервис 1998. — 336 с.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособия для педагогов, психологов-практиков, родителей. Текст. М.: АРКТИ, 2005.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология. Текст. М.- Инфа-М, 2001 с. 510−561.
- Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приёмных детей: Дис.канд.пед.наук. М., 1957.
- Довгляд В., Терновская М. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот. Текст. М.- Социзд. 2001.-с. 201 с.
- Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки/(И.В.Дубровина, Э. А. Минкова, М.К.Бардышевская) — Текст. М-во образования РФ. М.: ТОО «СИСМ», 1995. — 64 с.
- Дубровина И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. Текст. -М.: Просвещение, 1990.
- Залеский В.Ф. Попечение беспризорных и покинутых детей. Текст. -Казань, 1916.-714 с.
- Залысина И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии 1985 № 4- с. 31−37.
- Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / Директор школы. 2002 № 4.
- Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в РоссииТекст. / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. — 208 с.
- Зарецкий В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России— М.: «Вопросы психологии», 2002.-216 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности Текст. (Методология: методы социальной психологии)/Под ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1977.-343−365 с.
- Иванова Н.П. О подготовке граждан к воспитанию детей-сирот в своих семьях. Детский дом на рубеже веков: Текст. Сб. материалов 4 Всероссийских Католиковских педагогических чтений. — М., 2001- с. 105 109.
- Иванова Н.П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот Текст. / Н. П. Иванова, И.А. Бобылева- О. В. Заводилкина. — М., 1999. 26 с.
- Иванова Н.П. и др. Социально-психологическая адаптация детей в замещающих семьях. Текст. / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. — М., БФРГТЗ «Слово», 2002. — 10 с.
- Иванова Н.П., Заводилкина О. В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям Текст. М.: Дом, 1993. — 31с.
- Иващенко Г. М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Текст. М.: НИИ Семьи, 1997. — 264 с.
- Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области: Текст.
- Метод, пособие / В. М. Бобыкин и др.). Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2003 (Вологда: ПФ Полиграфист). — 252 с.
- Иные родители, иная семьяТекст. /Сост. Е. А. Волкова, JI.M. Грибанова — М.- 2001 127 с.
- Иовчук Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях. Народное образование. 2001 № 7 с. 185−189.
- Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Дис. канд. пед. наук: 22.00.06. М., 1997. — 121 с.
- Каджуни Н.Г. «Государственные дети»: О предательстве родителей и детском гореТекст. /Нина Каджуни. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1990. — 140 с.
- Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное (составители, вступ. ст. М. В. Богуславский, К.Е. Сумнительный). Текст. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005 — 152 с.
- Капустина JI.M., Мусамникова H.A., Федорова О. В., Белова Н. Б., Незговорова М. В. Современная модель замещающей семьи: Текст. Проект Екатеренбург: Издательство АМБ, 2004. 48 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. Текст. -М.- Новая школа 1996.- 155 с.
- Ключников C.B. Личностно-образующие взаимодействия воспитания с социально незащищенными детьми Дис.канд.пед.наук, Нижний Новгород, 2003 г. 158 с.
- Комаров В.В. Воспитание детей сирот: взгляд практикующего теоретика. Текст. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 255 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемыТекст. /Под науч.ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой СПб. Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -108 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество Текст. (Ист.-этног.перспектива). АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.: Изд-во Наука, 1988. -270 с.
- Конвенция ООН о правах ребёнка. // Защити меня. 1999 № 1.
- Короткова Л.П. Возродить институт патроната детей//Правоведение. — 1190, № 2- с. 70−72.
- Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании: Текст. Пер. с польского. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
- Кряжева И.К. Влияние адаптации личности на психологический климат коллективаТекст. // Социально-психологические проблемы в условиях развития социалистического общества. М.: 1977. — 161с.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: 1980. — 24 с.
- Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Текст. Курган- Челябинск, 1995. с. 15−19
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности Текст. /П.С. Кузнецов. Саратов СГУ, 1991. — 76 с.
- Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье. Дис.канд.пед.наук: М., 2006. — 284 с.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. Текст. — JL: Наука, 1987. 3−16 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Диссертация кандидата педагогических наук. J11'НИ им. А. И. Герцена, 1974.-186 с.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) Текст. / Минияров. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000 — 256 с.
- Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Текст. -М.: ТОО «Симе» 1995.
- Минухин B.C. Семейная психотерапия СПб.- Текст. ООО Издательство «Речь» 1997. 247 с.
- Митяев JI.JI. Детская деревня SOS как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диссертация кандидата педагогических наук. М.: 2005. — 146 с.
- Михеева JI. Правовое регулирование патронатного воспитания детей//Российская юстиция. 2003. № 7- с. 8.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. Текст. М.: НЦЭНАС, 2002.- 54 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. Текст. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. Текст. — М., 1997. 95 с.
- Мурзин P.JI. Формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект. Дис.канд.пед.наук: М.- 2006. 206 с.
- Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социалистические исследования 2001. № 4 с. 70−77.
- Кузнецова Е. Сироты России: право ребёнка на семью // Защити меня. 2001 № 1.
- Кузнецова Т.Ю. Социальная адаптация выпускников детских домов. Автореферат на соискание ученой степени канд.социол.наук, СПб, 2003
- Кузнецова Ю.Н. Подготовка приемных родителей к воспитательной работе как условие повышения педагогического потенциала приемной семьи: Дис канд. пед. наук: 13.00.01 Иркутск, 2004.-233 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Текст. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
- Курбацкий И.Н. Становление и развитие института семьи в России. Дис.канд.пед.наук: Калуга, 2002, -213 с.
- Лангмейер Й. Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте Текст. Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. — с. 268−276.
- Леонтьев А.Н., деятельность. Сознание. Личность.Текст./А.Н. Леонтьев. -М., 1975.-234 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение. Текст. М.: Педагогика, 1991 — 176 с.
- Лиханов A.A. Дети без родителей: Кн. для учителя Текст. / Альберт Лиханов. — М.: Просвещение, 1987. — 270с.
- Макарченко Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Брянск, 2000. -200 с.
- Манияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя Текст. /Монография. Самара 1996 г. 199 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. Текст. М.- 1996 308 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Текст. -СПб.: ООО «Издательство Речь» 2000 г.-149 с.
- Маслов М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. Дис.канд.пед.наук: Ставрополь 2001. — 190 с.
- Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегииТекст. — Ереван, 1988. — 240 с.
- Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: НИИ детство рос.дет.фонда. Текст. М.: Дом, 1994. — 169 с.
- Нечаева A.M. Правовая охрана детства в СССР. Текст. /Отв. Ред. Мозолин В. П. АК СССР ин-тгосуд. и праве-М.: Наука, 1987.- 112 с.
- Овгарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Текст. М.- Просвещение, 1996.-351 с.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Текст. Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. 110 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально — педагогическая поддержка детей группы риска. Текст. М., 2002.-253 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации специалистам. Текст. М., 2002.-175 с.
- Орлова Е.В. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами в условиях, приближенных к семейным: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. М., 2005. — 167с.
- Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как условия компенсации депривационных нарушений у детей-сирот: Диссертация кандидата педагогических наук. М.: МГУ 2002. — 281 с.
- Ослон В.Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье: Учебно-методическое пособие ПОИГПСРО Текст. Пермь., 2004.
- Ослон В.H., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. — 2001.-№ 2. с 15−20., № 4.с 39−52.
- Основы сопровождения патронатной семьиТекст. // Приемная семья — аспекты становления и жизнедеятельности / Под ред. Е. Р. Тадгинцевой. Пермь ПОИПКРО 2001 г., с. 42−46.
- Павлова Н.Д. Педагогические проблемы воспитания приемных детей в семье. Дис.канд.пед.наук. Москва, 1975.
- Парсонс Т. О социальных системах. Текст. /Под ред. В. Ф. Чеснаковой и Белаковского Академический проект, 2002. 832 с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования Текст. J1. Первин, О. Джон // Пер с англ.Жамкоглян., под ред. Магупа. — М.: Аспект Пресс, 2000. 98 с.
- Петупис О.В. Сущностные признаки психологической адаптации и ее классификации. Текст./Под ред. В. В. Грачева. М.: СГИ, 2006. — 36 с.
- Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей. Дис.канд.пед.наук: Самара 2002. 200 с.
- Плоткин М.Н. Социально педагогическая помощь детям из неблагополучных семей Текст. //Педагогика, 2000. № 1 с. 47−51.
- Популярная психология для родителей: 2-е издание, испр. Текст. / Под ред A.C. Спиваковской. СПб.: Сонез., 1997. — 304 с.
- Право жить в семье: опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот. Текст. /сост. В. Догляр, М.Горновская. М.: Социздат, 2001., 202 с.
- Право ребенка жить и воспитываться в семье // Защити меня, 1999 с. 3443.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Текст. Учеб. пособие/Яросл. гос. пед. ун-т им. Ушинского- (JI.B. Байбородова и др.). -Ярославль: ЯГПУ, 1997. 196 с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. Текст. М.: Педагогика, 1990- 164с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. Текст. 2-е изд. — СПБ.: Питер., 2005. — 264 с.
- Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) //Вестник образования. 1999. № 2. стр. 86−88.
- Прокопьева М.Н. Семья как саморегулирующая среда в воспитании детей. Диссертация 13.00.01 Якутск 1999 г. 172 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. /Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской- науч-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад.пед.наук СССР. М.: Педагогика. 1990. — 264 с.
- Психологические проблемы воспитания приемных детей // Сиротство как социальная проблемаТекст. / Под ред. Л. И. Семагиной. Минск 1999. С. 123−156.
- Радина Н.К. Изучение самовосприятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии 2000 № 3 с. 56−67.
- Радина Н.К., Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов Текст. / Н.К. Радина- М-во образования и науки РФ, Нижегор.гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород: Изд-во Нижегор.гос.ун-та, 2004. 193 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей сирот. Информационно — методический сборник Текст. Ярославль. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — 2002.
- Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей-сирот в царской России // Советское государство и право. — 1991 № 6.
- Романов A.A. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Текст. -М.: «Плэйт», 2004. 32 с.
- Рослякова В.А. Историко-педагогические условия развития системы патронатного воспитания в России: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. 173с.
- Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? Текст. М.- 1997. 112 с.
- Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально правовые проблемы. М.: Академия, 2004. — 204 с.
- Сатаева Г. А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, 2004. — 226с.
- Сатир В. Воспитывающая семья. Текст. Перевод с английского М.: Просвещение — 208 с.
- Сборник материалов из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети сироты» Текст. / Ред. — составитель Г. В. Семья. — М., 1997.
- Сборник тезисов межрегиональной научно практической конференции. Семья в Российском социуме. Текст. — Архангельск., 2000.
- Свириденко А.Г. Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот. Дис.канд.пед.наук: Красноярск, 2005 — с. 221.
- Сековец Л.С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот // Проблемы школьного воспитания. — 2002. № 3 с. 17−24.
- Семейная воспитательная группа: Текст. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации Г. М. Иващенко. М.: Просвещение НИИ семьи и воспитания, 2001. — 192 с.
- Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально — психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Текст. — М., 2001.
- Семья Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Текст. М.: БФРГТЗ «Слово», 2001.-142 с.
- Серебренникова С.Ю. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7 летнего возраста с нарушениями психического развития: Дис.канд.псих.наук: 19.00.07.-Иркутск, 1999.
- Сикорская JI.E. Психологическая готовность социального работника к реабилитации подростков «группы риска». Диссертация кандидата педагогических наук. М.: 1997 г. 171 с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Текст. М.: Гуманитарный изд. центр «Владос» 2001.,-96 с.
- Сироты России: Право ребёнка на семью. Текст. — Министерство образования Российской Федерации. Ассоциация детских психиатров и психологов. Главное управление образования Московской области. — М.: 2001.
- Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи: Текст. Метод, рекомендации для работников дет. домов / Е. О. Смирнова. — Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та, 1996. 26 с.
- Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях социальной депривации: Дис. канд. псих, наук: 19.00.04. -М., 1997.
- Сорокина A.A. Исторический опыт семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Семья в России. 1999 г. № 1−2, с. 120−130
- Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов г. Ярославля Текст. / Друзья рус. сирот- (сост. Н. В. Клюева, В.В. Козлов). — Ярославль, 2004 (Ризограф ООО Титул Яр). 161с.
- Социальная психология: Текст. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домовТекст. / Куган Б. А., Савиных B. JL, Поварницына В. А. и др. Курган: Исеть, 1997. — 123 с.
- Социальные проблемы сиротстваТекст.: Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М., 1992.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. Текст. М.: МГУ, 1988.-200 с.
- Спиваковская A.C. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений /Мнения родительского попечительства. Текст.: Хрестоматия. М- Просвещение 1991.- 171−193с.
- Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Текст. Учеб.пособ. — М.: МГУК, 1998.-с. 75.
- Стрельцова M.B. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диссертация кандидата педагогических наук. М.: 2005. 162 с.
- Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей — социальных сирот в системе патронатного воспитания. Дис.канд.пед.наук:. М., АПКиПРО. 2004.
- Технология социальной работыТекст. / под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Владос, 2000: — с. 50.
- Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис.канд.псих.наук: 19.00.04. — СПб., 1997.
- Трухманова E.H. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: На материалах сельских детских домов: Дис. канд. психолог, наук: 19.00.07. М., 2004. — 288 с.
- Ушакова Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: Дис.канд. психол. наук: 19.00.01.-М., 2003.-184 с.
- Фалалеева Ю.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по социальной работе с временными замещающими семьями. Дис. канд. пед. наук:. Волгоград 2005. — 172 с.
- Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания. Дис.канд.юрид.наук:. М.- 2005.- 243с.
- Фетюхин М.И., Кочеткова С. Ю., Фетюхин Ю. М. Приемная семья как форма опеки и попечительства: учебное пособие. Текст. — Волгоград: Перемена, 2000. — 66 с.
- Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Текст./Пер.с нем. М.: 1991. -90с.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я"//"Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х т. т. 1 Текст. — Тбилиси: «Мерани», 1991.-71−138,351−393 с.
- Фурманов И.А. и др. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Текст. Минск. «Тесей», 1999.- 185 с.
- Фурманов И.А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов. Текст. — М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Хациева H.A. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Текст. -М., 1995.
- Хъелл Л, Зиглер Д. Теория личности Текст. / Л. Хъелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Ком, 1998. — 608 с.
- Черников^ A.B. Введение в семейную терапию./Интегративная модель диагностики. Текст. М., 1998 г. — 152 с.
- Чернышева Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04, 19.00.05. Самара, 2004. — 178 с.
- Чимбеленге К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности Текст. / К. У. Чимбеленге. — Ярославль, 1996.-31 с.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений. 2-е изд. Текст. Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-265с.
- Шипицына Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. Под общей редакцией Шипицыной Л.МТекст. СПб.: — Международный Университет семьи и ребёнка имени Р. Валленберга— 1997. -160 с.
- Ширяева A.A. Социальная адаптация в контексте семьи. Социально-философский анализ: дис.канд.психол.наук: Уфа 2000, 149 с.
- Шишова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства. Диссертация кандидата педагогических наук. Ростов на Дону.: 1999.-230 с.
- Школьный тест умственного развития. Текст. Учебно-методическое пособие / Сост. Ж. А. Балакмина, Т. В. Прохоренко. — СПб. Издательство «Речь», 2002. 32 с.
- Шмидт В. Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье // Школьный психолог. 2005.- № 13.
- Шульга Т.И., Олиференко Л .Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. Текст. М.: Изд-во УРАО. — 98с.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд К., Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд.доп. Текст. -М.: Издательство УРАО, 2001.-123 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Текст. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Изд-во «Речь», 1995. — с 32−33.
- Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот: материалы Всерос. науч.-прак. конф., 18−19 дек., 2003 г. / (редкол.: Е. П. Титков (пред.)). Текст. Арзамас: АГПИ, 2003 (УОП Ин-та). — 187 с.
- Юницкий В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей: Дис.канд.псих.наук: 19.00.07.-М., 1992.
- Яковлева E.JI. Социальная адаптация детей-сирот в условиях трансформирующегося общества: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. — Хабаровск, 2004. 198 с.
- Ярулов A.A. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Дис.канд.псих.наук: 19.00.07.-М.: 1996.
- ОПРОСНИК ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАТРОНАТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.1. Дата: Имя кандидата:1. Кто провел беседу:
- Расскажите, почему Вы хотите стать патронатным воспитателем?
- Перечислите, пожалуйста, пять-шесть видов деятельности, которые Вы делаете особенно хорошо.
- Как бы Вы себя охарактеризовали? Перечислите десять (можно больше) любых слов, которые подходят вашей личности.
- Перечислите десять любых слов, которые совсем не подходят вашей личности.
- Если бы у Вас появилась возможность исполнения девяти ваших желаний, то какие желания Вы загадали бы? выберите из девяти пять самых важных.
- Чем является для Вас работа? что в ней наиболее привлекательного (возле самого значимого пункта поставьте 3, менее значимого — 2, еще менее значимого — 1.)1. Зарплата-2. Общение с коллегами-3. Реализация себя-4. Сам процесс работы-
- Возможность бывать вне дома.
- Расскажите о Вашем опыте обращения с детьми.
- Что Вы считаете тремя своими большими достоинствами в обращении с детьми и почему?
- Что Вы считаете тремя самыми большими достоинствами Вашего (ей) супруга (и) в обращении с детьми и почему?
- Что бы Вам отметили как недостаток в обращении с детьми и почему?
- Что бы Вы отметили как недостаток Вашего (ей) супруга (и) в обращении с детьми и почему?
- Какими основными качествами должен, на Ваш взгляд, обладать патронатный воспитатель?
- Каковы, на Ваш взгляд, основные методы воспитания?
- Как бы Вы реагировали на неадекватные проявления ребенка в отношении:1. Грубой речи-2. Несоблюдение гигиены-
- Манеры поведения за столом-4. Лжи и воровства-
- Сексуально провоцирующего поведения.
- Как Вы будете наказывать своих воспитанников в случае необходимости?
- Оцените по 10-ти бальной системе роль наследственности в развитии ребенка (поставьте оценку от 0 до 10 баллов)
- Вашу работу, возможно, будут проверять социальные работники моложе Вас, у которых нет детей. Как Вы к этому отнесетесь?
- Если у Вас возникнут конфликтные ситуации с социальным работником, как Вы поступите?
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ.
- Настоящее заключение дано гр.:по итогам обследования о возможности для него (ее) быть патронатным воспитателем. По данным обследования установлено:1. Состав семьи:
- Жилищные условия кандидата: соответствуют (не соответствуют) возможности проживания ребенка. (Акт обследования жилищно-бытовых условий прилагается).3. Образование:
- Мотивация воспитывать ребенка из детского дома:
- Готовность к сотрудничеству со службами детского дома:
- Принятые в семье формы воспитания: и др.
- Совместные увлечения, хобби:
- Отношения других членов семьи к принятию ребенка из детского дома (Прилагается: «Согласие супруга (и) и детей о возможности взять ребенка на патронатное воспитание»).
- Ежемесячная заработная плата кандидата в патрон, воспит.
- Ежемесячная заработная плата супруга (и):1. Другие виды доходов:1. Подсобное хозяйство:1. Психолог:2. Медицинский работник:3. Социальный педагог:
- По итогам обследования установлено, что гр. ФИОможет стать патронатным воспитателем и является кандидатом в патронатные воспитатели с момента выдачи настоящего заключения.
- Рекомендуется помещать в его семью: