Основные работы этой фазы:
- 1) планирование процесса завершения;
- 2) оценка результатов и подведение итогов;
- 3) закрытие проекта;
- 4) разрешение конфликтных ситуаций;
- 5) накопление данных для последующих проектов;
- 6) расформирование команды проекта. Эта фаза очень важна. Качественное проведение ее позволяет обеспечить мотивацию студентов для продолжения обучения.
Команда учебного проекта. Смысл командной работы по реализации проекта заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых решений, т. е. достижении «состояния, при котором целое больше, чем сумма его составных частей». Такая кооперация в работе группы значительно эффективнее, чем конкуренция или односторонний монолог. Как и любая другая, учебная группа студентов должна характеризоваться прежде всего достаточной степенью сплоченности, координацией действий, регулярным взаимодействием и наличием общей цели. При успешной работе все известные достоинства командной работы — объединение знаний и навыков, возможность учиться друг у друга, взаимная поддержка, определенная независимость (автономность) могут быть реализованы, что позволит студентам в большей степени развить социальные компетенции. Несомненно, преподаватель должен помнить и о недостатках, которые могут быть присущи команде. Это групповое мышление, внутренние конфликты. Своевременное и грамотное вмешательство при признаках возможного появления этих проблем могут, с одной стороны, предотвратить негативные последствия, а с другой — продемонстрируют студентам ролевую модель эффективного управления деятельностью группы.
Презентация проекта. Студенты должны подготовить презентацию по проекту. Предполагается, что группа выступит с презентацией по работе над проектом. После презентации участники дискуссии зададут вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты проекта, выяснить, насколько глубоко понимается проблема и насколько эффективен способ ее решения.
Презентация должна рассказывать:
- • о проекте, который реализовали;
- • о людях, которые в нем участвовали;
- • о навыках, которые применяли;
- • о пользе, которую получили.
Проекты могут носить исследовательский характер (например, проект исследования комфортности обучения студентов), могут быть направлены на создание иной образовательной среды (например, проект «Традиции Высшей бизнес-школы»), проектировать можно и педагогический процесс, процесс обучения и воспитания или какой-либо из его этапов (проект учебной программы, проект воспитательного мероприятия и т. д.).