Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семья как первичный институт социализации личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многообразие подходов к изучению собственного потенциала семьи отражается в научной литературе различными понятиями: «жизненный потенциал самой семьи», «потенциал формирующего воздействия семьи на детей», «нравственный потенциал», «воспитательный потенциал», «воспитательные возможности», «психологический климат семьи», «нравственно-психологическое здоровье человека в семье» и т. д. В то же время… Читать ещё >

Семья как первичный институт социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: социальный институт, семья, семья как социальный институт, первичный институт социализации личности, категории семей, социальная система, семья как социальная система, собственный потенциал семьи, благополучная семья, неблагополучная семья, функции жизнедеятельности семьи.

Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку. Кроме того, согласно традиционному определению, семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т. е. многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Как и любая активная социальная система, она находится в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой и под ее воздействием испытывает различные изменения.

Анализ существующих подходов в рассмотрении семьи как одного из социальных институтов социума, а также сущности и содержания активной социальной системы в условиях открытого социума позволяет выделить три значимых элемента в социально-педагогической характеристике семьи:

  • 1) классификационные признаки (типы семей и их семейный уклад, характерные для семьи социально-педагогические явления и процессы, состояние здоровья, социальная мобильность, потребительское поведение И т.д.);
  • 2) характер проблем жизнедеятельности семьи (соотношение ценностей супругов и детей, внутрисемейные роли, межличностная адаптация, воспитание детей и т. д.);
  • 3) потенциальные возможности семьи (интеллектуальный, нравственный, воспитательный, экономический потенциал, включающий текущее состояние психологического здоровья семьи, и т. д.).

Чтобы изучить семью, понять особенности происходящих в ней социально-педагогических явлений, процессов важным представляется знание основных характеристик малой социальной группы (например, ее количественные показатели, основания для классификации и т. д.). Семья как малая социальная группа представляет собой общность близких людей, принадлежащих определенной социальной системе и являющихся органической частью ее структуры.

Наряду с типологией видов жизнедеятельности семьи важным для ее характеристики как социального института представляется рассмотрение социально-педагогических явлений и процессов, присущих ей как малой социальной группе. В семье происходит весь процесс возвращения обществу социально активной личности посредством ее собственных возможностей.

Каждой из категорий семей присущи свои общие и специфические особенности и проблемы жизнедеятельности, которые определяются характером социально-экономических преобразований, происходящих в стране, всем укладом жизни российского общества Вот лишь некоторые из них.

Проблема становления семьи обусловлена прежде всего теми значительными изменениями содержания представлений о сегодняшней семье вообще и собственной семье в частности не только среди какой-либо возрастной категории населения (например, среди молодежи), а практически у большей его части. Проблема стабильности жизнедеятельности семьи проявляется в ее сосредоточенности на состоянии душевного благополучия семьи, так как оно нередко обеспечивает адекватную социальной среде регуляцию поведения и деятельности каждого члена семьи. Проблема воспитания детей в семье отражает качество взаимоотношений между родителями и детьми, детей между собой и детьми с социальной средой проживания. Эта сфера жизнедеятельности семьи является довольно проблематичной. Проблема удовлетворения потребностей в социально-педагогической помощи семье проявляется в том, что за последние годы резко возросло количество потенциальных клиентов с проблемами внутрисемейного свойства, нуждающихся в квалифицированной помощи.

Познать особенности семьи как активной системы, ее структурные составляющие и их взаимообусловленность с имеющимися в ней резервами социальной активности, значит найти ключ не только к пониманию сущности ее собственного потенциала, но и к управлению процессом ее формирования и развития, а также использования в решении конкретной жизненно трудной для семьи социально-педагогической ситуации.

Поэтому сегодня особое значение приобретает проблема изучения собственного потенциала семьи и поиска путей его развития средствами социальной работы.

Собственный потенциал семьи представляет совокупность имеющихся социально-экономических, нравственных, психологических, педагогических, физиологических и других значимых источников, ресурсов, возможностей, средств достижения определенной семейной цели, существующей, как правило, в потенции, в скрытом виде и способной проявиться в стимулирующих условиях.

Значительное место в собственном потенциале семьи занимает педагогический аспект. В свое время это отразил В. А. Сухомлинский в знаменитой формуле: «Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности, отзывчивости — семья» .

Так, И. В. Гребенников, исследуя воспитательный потенциал семьи, представляет его как «комплекс условий и средств в совокупности определяющих ее педагогические возможности» .

В ряде работ воспитательный потенциал отождествляется с наличием «нормальных нравственных отношений, обстановки взаимопонимания в семье и ближайшем ее окружении», или с «микроклиматом в семье» и активизацией ее социально-педагогических функций, или с «трудовой атмосферой семьи», «жизненным опытом», «традициями семьи» и т. д.

В свою очередь, выделяется группа авторов, рассматривающих в контексте с «воспитательным потенциалом семьи» «педагогические возможности семьи», как это отмечено в работе М. Коваль, или «воспитательные возможности», что мы видим в публикации Ю. Я. Левкова и т. п. Причем «воспитательные возможности семей, — как отмечают Т. А. Гурко, Е. И. Куприянова и П. В. Малярова, — в значительной мере определяются психологической и педагогической грамотностью родителей» .

Многообразие подходов к изучению собственного потенциала семьи отражается в научной литературе различными понятиями: «жизненный потенциал самой семьи», «потенциал формирующего воздействия семьи на детей», «нравственный потенциал», «воспитательный потенциал», «воспитательные возможности», «психологический климат семьи», «нравственно-психологическое здоровье человека в семье» и т. д. В то же время большинство авторов вкладывают в данные определения идентичный смысл, суть которого сводится к выражению его статического и динамического компонента. Было выявлено, что статический компонент проявляется в потенциальных возможностях семьи: воспитательных, педагогических, психологических, нравственных, психофизиологических и др. К ним относятся знания, умения, навыки, личностные качества и социальные роли членов семьи, семейные ценности, мотивы внутрисемейного общения, общесемейные цели и перспективы и т. д. В совокупности они отражают уровень просвещенности семьи и ее подготовленность, способность к самостоятельному восстановлению нарушенных функций.

Динамический компонент отражает более или менее устойчивые состояния, настрой семьи, как, например, «психологический климат семьи», эмоциональные переживания и отношения членов семьи как друг к другу, так и к другим людям, к событиям, к деятельности. В то же время динамический компонент отражает состояние нормы или отклонения в функционировании семьи, в поведении и ориентациях членов семьи. Он воплощает в себе социальную и нравственную стороны здоровья (физического, психического, социального и т. п.) личности и способность семьи противостоять ситуативным воздействиям социальной среды и оказывать взаимоподдержку. С этой точки зрения динамический компонент представляется как интегративное явление и может проявляться в сфере психологического здоровья семьи.

Важнейшая характеристика динамического компонента собственного потенциала семьи — психологическое здоровье семьи; сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях; эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие.

Таким образом, значимым показателем социально-педагогической характеристики семьи как активной социальной системы является собственный потенциал семьи. Основу его структуры составляет динамический компонент, проявляющийся в виде ее психологического здоровья.

Любая семья подвержена смене своего положения в классификационной типологии. Так, в результате разводов, овдовения ежегодно сотни семей становятся неполными, тысячи семей из-за отсутствия жилья обретают статус проблемной семьи; практически каждая вторая семья постоянно встречается с серьезными психолого-педагогическими проблемами.

Реально любая семья (городская, сельская и т. п.) вправе рассчитывать на активную помощь семейного социального педагога.

В семье, к какой бы социальной группе она не принадлежала, существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются реально или в потенции в течение всего жизненного цикла полноценной семьи.

Среди важнейших применительно к современной семье с учетом ранее рассмотренных классификаций можно выделить следующие функции:

  • — воспитательная функция;
  • — функция хозяйственно-бытовых отношений;
  • — функция интеллектуального общения;
  • — функция психологической разрядки;
  • — функция деторождения и сексуально-эротических отношений.

Среди различных категорий семей, наиболее значимых для социально-педагогической характеристики семьи как социального института сегодня, следует выделить: молодые, средневозрастные, пожилые семьи; бездетные, малодетные, многодетные и сложные семьи; семьи благополучные и неблагополучные; внебрачные и смешанные семьи; неполные и материнские семьи, а также дистантные, разнородные и межнациональные семьи. Их полная характеристика изложена в монографии В. С. Торохтия и Н. В. Видерман.

Каждой из них присущи свои особенности и роль в социуме и в социализации, круг общения и его содержание, особенности эмоциональной глубины общения членов семьи с представителями микроокружения своего и противоположного пола, социально-педагогические цели семьи и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой