Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью данной диссертационной работы было выявление оптимальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе подготовки к школе и обоснование их значимости для успешного обучения в школе. Для достижения поставленной цели была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческих способностей дошкольников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основания развития творческой личности детей дошкольного возраста
    • 1. Творческая деятельность как психолого-педагогическая проблема
    • 2. Мотивационно-потребностная основа творческого развития дошкольников
    • 3. Организационно-педагогические условия и методика развития творческих способностей дошкольников
  • Глава II. Экспериментальное исследование развития творческих способностей дошкольников
    • 1. Основное содержание и методика экспериментального исследования
    • 2. Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментального исследования
    • 3. Проверка результативности разработанной методики
    • 4. Выявление взаимосвязи уровня развития творческих способностей с успешностью обучения в школе

Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу становится непременным условием существования человечества и каждого индивидуума. Современная ситуация в России также обозначила целый ряд проблем, в частности, связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе и государстве.

Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных создавать культуру, жить в ней и развивать ее. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций каждого человека. Воспитание творческой индивидуальности означает, что растущий человек является носителем креативного начала, проявляет себя как подлинный субъект жизнедеятельности. Основной идеей при этом становится идея самооценки, уникальности ребенка. Это находит отражение и в нормативных актах страны, в частности, в Конституции Российской Федерации, в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и др. Общетеоретической основой обновления стала парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Основное и дополнительное образование призваны в единстве осуществлять полноценное развитие ребенка, организовывать разностороннюю его деятельность, стимулировать формирование системы творческих отношений к миру, людям и самому себе.

Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, так как данный возраст признан отечественными и зарубежными психологами и педагогами (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Безруких,.

JI.A. Венгер, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Д. Чейпи и др.) этапом интенсивного развития личности, ее психологических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.

Раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в различных видах деятельности (Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина, М. А. Холодная, Д. Б. Эльконин и др.). Особое место в их ряду занимает творчество. Важность творческого развития для становления личности подчеркивается в работах Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперина, В. А. Дмитриенко, И. Б. Коломиной, П. П. Крамара, Н. и Б. Никитиных, Н. Н. Поддьякова и многих других, а в зарубежной литературе — Ж. Пиаже, М. Монтессори, А. Гебхарта, А. Кроплея, Д. Чейпи и др.

Исследования показывают, что ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в осваиваемых им видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Б. П. Никитин, Н. Н. Поддьяков и др.), игровой (Р.И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, P.M. Миронова и др.), художественной (Н.А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомкова, Е. В. Сивушкина и др.).

Выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества дошкольников (А.В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, В. А. Моляко и др.), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Е.А. Вяхирева, В. П. Зинченко, М. А. Холодная и др.). Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (Л.А. Венгер, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, С. Ю. Курганов, A.M. Матюшкин, Д. Б. Эльконин и др.).

Большой интерес представляют труды не признанных ранее авторов: учение В. В. Зеньковского о существовании внеэмпирического центра души и его роли в развитии ребенка, идеи С. И. Гессена о социализации как вхождении в содержание культуры, возрождение которых позволяет заполнить «белые пятна» в истории отечественной психолого-педагогической науки.

Несмотря на богатство теоретических разработок, современные науки, занимающиеся психолого-педагогическими проблемами творческого развития дошкольников, сталкиваются со многими трудностями, возникающими при выявлении сущности творческой личности, концепции ее развития. Недостаточно изучен педагогический аспект креативного развития дошкольников, связанный с программным обеспечением, выбором спектра образовательных услуг, диагностических средств, форм организации учебно-воспитательного процесса соответствующих возрастным особенностям детей.

Современная школа находится сегодня в поиске новых педагогических идей, нетрадиционных средств и технологий развития современного ребенка.

В теоретическом обосновании и практической реализации педагогический идей обозначился ряд противоречий между :

— требованиями российского общества, предъявляемыми к личности ребенка и традиционной парадигмой воспитания, обслуживающими ее методиками и технологиями;

— естественной потребностью ребенка в творческой самореализации и неумением найти способы, пространства социальной творческой деятельности;

— потребностью педагогов в профессиональном самовыражении и недооценкой систематической работы по внедрению образцов педагогического творчества как основы собственного развития и развития ребенка.

Таким образом, при объективной потребности массовой педагогической практики в разработке путей и способов формирования творческой личности современного ребенка, проблема эта требует конкретного изучения, осмысления, разработки и практического доказательства.

Цель исследования: выявление эффективных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе подготовки к школе и экспериментальная проверка их значимости для дальнейшего обучения.

Объект исследования: педагогический процесс, обеспечивающий развитие творческой индивидуальности детей.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей детей в процессе подготовки их к школе в учреждениях дополнительного образования.

Приступая к исследованию, мы предполагали, что педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей дошкольников в Центре дополнительного образования будут эффективными, если:

— педагогическое творчество стимулирует дошкольников к участию в деятельности, имеющей креативную основу;

— будут созданы условия психологической комфортности развития творческих способностей дошкольников;

— усвоение опыта старших дошкольников организуется в рамках ведущей для данного возраста деятельности — игре, основанной на сказке, с учетом потребности в экспериментировании.

Цель, объект, предмет и выдвинутая гипотеза позволили конкретизировать задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить теоретические основания развития творческих способностей дошкольников.

2. Исследовать особенности развития творческих способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние на развитие творческой личности дошкольника.

4. Разработать методику развития творческих способностей дошкольников.

5. Провести экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи творческих способностей с успешностью обучения в школе.

Методологической основой исследования явились идеи деятельностного подхода, гуманизации образования и воспитания. Теоретической основой послужили системный, деятельностный подходы в воспитании и образовании, концептуальное понимание личности как творческого субъекта, преобразующего мир и человеческие отношения, способного к диалогу во взаимодействии с педагогом и окружающими людьми.

Определение цели, задач, формирование гипотезы, обусловили выбор методов исследования:

— теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

— анализ современного состояния проблемы по изучаемой теме;

— наблюдение, опрос, анкетирование педагогов и детейопытно-экспериментальная работа с детьми, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, срезы, обследования;

— анализ опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимым условием развития творческой личности дошкольника является положительная мотивация деятельности и индивидуально-дифференцированный подход к детям.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников, предполагает организацию ведущей игровой деятельности, основанной на сказке, имеющей креативное начало, включающую дошкольников в ситуацию выбора, творческого успеха.

3. Развитые творческие способности в дошкольном возрасте эффективны для успешности обучения в школе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— проанализированы и раскрыты сущность и специфика развития творческих способностей дошкольников в учреждениях дополнительного образования;

— определен комплекс педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в период подготовки к школе;

— выявлены роль и значение интеллектуальных развивающих игр, организованных через сказку, с учетом потребности дошкольников в экспериментировании ;

— установлена взаимосвязь уровня творческих способностей с успешностью обучения в школе.

Практическая значимость:

— апробирована и внедрена диагностическая методика изучения творческой деятельности дошкольников;

— разработаны и внедрены педагогические условия, направленные на эффективную реализацию творческой деятельности дошкольников в период подготовки к школе в учреждении дополнительного образования;

— разработан и апробирован курс лекций «Актуальные проблемы творческого развития дошкольников в период подготовки к школе» для учителей начальных классов г. Томскапроведены научно-практические, обучающие семинары, конференции для воспитателей детских садов, учителей начальных классов г. Томска и Томской области.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995;1997) — поисково-теоретический: анализ философской, психолого-педагогической литературыопределение целей, объекта, предмета, гипотезы, задач исследованияизучение опыта центров по подготовке детей к школепроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1997;1999) — опытно-экспериментальный: проведение педагогического эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной методики, направленной на формирование творческих способностей у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Третий этап (1999;2000) — заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью представленной в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

Экспериментальная база. Работа выполнена на базе ОЦДО «Перспектива», Центра по подготовке детей к школе при ФНК ТГПУ и общеобразовательных муниципальных средних школ № 4, 40, 41 и школы-лицея № 18 г. Томска. В исследовании приняли участие дошкольники пяти-шести летнего возраста и дети младшего школьного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и полученные практические результаты были изложены соискателем в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях ТГПУ (апрель 1998 г., декабрь 1998 г., апрель 1999 г., декабрь 1999 г., апрель 2000 г.) студентов, аспирантов и молодых ученых по теме «Молодежь и наука: проблемы и перспективы», выступлениях на заседании МО д/у № 5 (март 1998 г.), на семинаре учителей начальных классов в Зональненской средней школе Томского района, (апрель 1998 г.), на заседаниях кафедры педагогики ТГПУ (1998;2000 гг.), на конференциях и заседаниях педсовета ОЦДО «Перспектива» (1997;2000 гг.). Отдельные положения диссертации внедрены в практику работы школы развивающего обучения в ОЦДО «Перспектива».

Основные выводы исследования:

— Высокие показатели творческих способностей возможны при организации игровой деятельности, основанной на понятном и доступном жанре — сказка, с учетом потребности в экспериментировании.

— Базу развития творческих способностей дошкольников составляет своеобразное сочетание уровня развития трех компонентов: креативности, интеллекта и мотивации. Каждая из выделенных составляющих должна рассматриваться только в комплексе с другими и не может быть сведена ни к одному из них в отдельности.

— В качестве значимых структурных единиц творчества детей целесообразны следующие критерии: направленность на творчество (мотивация), творческое (дивергентное) мышление. Основными показателями данных критериев являются: любознательность, положительные эмоции, беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческих продуктов, способность к анализу и синтезу.

— Формирование творческих способностей старших дошкольников происходит при одновременном взаимодополняющем развитии мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов личности ребенка.

— Высокий уровень творческих способностей оказывает положительный результат на процесс адаптации в новых школьных условиях.

— Творческие способности тесно взаимосвязаны с познавательными интересами, т.к. обнаруживают себя при решении задач поискового, исследовательского характера.

— Развитие творческих способностей в период подготовки к школе оказывает эффективное влияние на успешность обучения.

Исследования важнейшей и фундаментальной проблемы дошкольников на теоретическом и экспериментальном уровнях позволяют дать некоторые методические рекомендации для решения задач формирования и развития творческих способностей:

— Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творчество», «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата.

— Для достижения эффективного результата в работе с детьми пяти-шестилетнего возраста необходимо соблюдать комплекс психолого-педагогических условий развития творческих способностей дошкольников.

— В процессе развития творческих способностей в период подготовки к школ необходима опора н ведущую игровую деятельность с учетом потребности в экспериментировании.

— Важными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность развития творческих способностей дошкольников, являются организация окружающей среды, целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей, сотворчество педагога с воспитанниками.

— Немаловажное значение решении задач развития творчества имеют использованные формы, методы и средства обучения, учитывающие единство обучающих и воспитательных воздействий, совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

Данная диссертационная работа затрагивает важнейший возрастной этап детства — дошкольный, признанный отечественными и зарубежными педагогами, психологами переходным периодом, когда ребенок готовится стать школьником. Исследования, сделанные в работе, доказывают, что одним из вариантов решения проблемы подготовки к школе является развитие творческих способностей дошкольников, и вместе с тем открывают новые пути поисковой работы.

Дальнейшее рассмотрение проблемы развития творческих способностей дошкольников возможно по следующим направлениям:

— индивидуализация процесса творческой деятельности дошкольников в учреждениях дополнительного образования;

— профессиональная подготовка педагогов к управлению процессом творческой деятельности дошкольников в учреждениях основного и дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данной диссертационной работы было выявление оптимальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе подготовки к школе и обоснование их значимости для успешного обучения в школе. Для достижения поставленной цели была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческих способностей дошкольников, исследованы особенности творческих способностей детей пяти-шестилетнего возраста в учреждениях дополнительного образования, а так же выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние на развитие творческой личности дошкольника.

К таковым организационно-педагогическим условиям мы относим:

1)создание условий для раннего развития творческих способностей ребенка;

2) условия создания благоприятной среды для развития творчества;

3) сенсорное воспитание;

4) опора на «впитывающее» мышление ребенка;

5) учет сензитивных периодов;

6) создание комфортной обстановки, в которой ребенок не боится совершения ошибок;

7) значение самостоятельных занятий для развития творческих способностей;

8) условия сотрудничества и сотворчества;

9) роль педагога;

10) соблюдение принципа индивидуальности.

Контрольное обследование детей экспериментальных групп обнаружило устойчивую тенденцию к повышению уровня сформированности творческих способностей у старших дошкольников. Полученные результаты подтверждают исходную гипотезу о том, что педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей дошкольников, будут эффективными, если:

— педагогическое творчество стимулирует дошкольников к участию в деятельности, имеющей креативную основу;

— будут созданы условия психологической комфортности развития творческих способностей дошкольников;

— усвоение опыта старших дошкольников организуется в рамках ведущей для данного возраста деятельности — игре, основанной на сказке, с учетом потребности в экспериментировании.

Также результаты контрольного эксперимента позволяют констатировать, что разработанная программа и методики по развитию творческой личности детей пяти-шестилетнего возраста, открывают новые пути в обучении и воспитании дошкольников в процессе подготовки к школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азорова J1.H. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1997. 26 с.
  2. Амонашвили LLLA. Созидая человека. М.: Просвещение, 1982. 193 с.
  3. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 206 с.
  4. А.Г. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1990. 367 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
  6. Т.П. Содержание готовности к школьному обучению // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. С. 92−102.
  7. Т.И. Подражание и самостоятельность в учебной деятельности младших школьников // Психология личности и педагогическая психология. Л., 1971.
  8. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.195 с.
  9. А.А., Борташникова И. А. Учись, играя. Харьков, 1997.
  10. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Пособие для студентов пединститутов, педучилищ и родителей. М.: Academia: 1996. 232 с.
  11. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.
  12. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 667 с.
  13. Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. 25 с.
  14. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 176 с.
  15. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16, № 5, 1995. С. 49−58.
  16. Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованиям научного творчества: Сб. научных трудов. М.: Наука, 1990. С. 71−83.
  17. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
  18. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. С. 159−170.
  19. С.М. Учите детей сравнивать. -М.: Знание, 1961. 140 с.
  20. БорзовА.А., Борзова В. А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. Самара: Самарский Дом печати, 1994. 140 с.
  21. Дж. О познавательном развитии. Ч. 1,2 // Брунер Дж., Олвер, под ред. Гринфилда П., Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. 205 с.
  22. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 120 с.
  23. А.В. Субъект: мышление, ученые, воображение. М. -Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 203 с.
  24. С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М: МГПУ, 1998. 18 с.
  25. Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л., 1989. С. 93−105.
  26. Л.М. Психические процессы мышления и интеллект. Т. 2. Л., изд-во ЛГУ, 1976. 107 с.
  27. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 120 с.
  28. .М., Блинникова И. А., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии, 1986, № 3. С. 103−112.
  29. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. С. 120−141.
  30. Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 108 с.
  31. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970, № 6. С. 31−35.
  32. Л.А., Дьяченко О. А. и др. Угадайте, как нас зовут. М.: Педагогика, 1994. 125 с.
  33. Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983, № 11. С. 32−35.
  34. М. Психология продуктивного мышления. М.: прогресс, 1987.
  35. Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 1980. 189 с.
  36. А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Киев, Киевский ун-т, 1990. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. 19 с.
  37. Н.К. Магия интеллекта или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994. 153 с.
  38. Ю.Д. О практически духовной природе художественного творчества // Творчество и социальное познание / Под ред .A.M., Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М., МГУ, 1987. 256 с.
  39. Д.И. Формирование деятельности планирования как основы творческой деятельности дошкольника // Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981. 125 с.
  40. В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
  41. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 86 с.
  42. Выготский J1.C. О психологических системах // С.С. Т. 1. М.: Педагогика, С. 109−131.
  43. Л.С. ПСС. Т. 4. 426 с.
  44. Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения. Саратов, 1997. 23 с. Автореф. дисс.. канд. пед.наук.
  45. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 15−25.
  46. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80−84.
  47. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985. 45 с.
  48. Э.Г., Холодная М. А., Демидова J1.H. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал, 1993. Т. 14. № 6. С. 35−45.
  49. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 94 с.
  50. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии, 1992. 180 с.
  51. С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности. Казань, 1997. 20 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  52. А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хоровых игр. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. 157 с.
  53. А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. 1986. № 5.
  54. М.Г. Адаптация учащихся младших классов к школе средствами акцентированного двигательного режима. М., 1995. 18 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  55. Л.Г. Растим интеллектуалов: Комплексные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях. Воронеж, 1994. 127 с.
  56. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 59.
  57. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 53−64.
  58. Ю., Воераб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986. 68 с.
  59. А.Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества. М., 1976. 79 с.
  60. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. 143 с.
  61. В.А. Проблемы философии образования. Сб. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования. Томск: ТГПУ, 1996. 120 с.
  62. В.А. Концепция института фундаментальных и прикладных проблем педагогического творчества. Ж. «Сибирь, Философия, Образование», 1997. № 1.
  63. А.З. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр. Самара, 1997. С. 23. Автореф. дис.. канд. пед. наук.
  64. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, т. 15. 1994. № 4. С. 83−93.
  65. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995. 190 с.
  66. В.Н. Психодиагностика общий способностей. М.: Академия, 1996. 194 с.
  67. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 228 с.
  68. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 94 с.
  69. О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. 197 с.
  70. Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1953. 96 с.
  71. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985. 84 с.
  72. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста // Советская педагогика. 1973. № 1. С. 30−36.
  73. А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. М., 1997. С. 47. Автореф. дисс. в виде доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук.
  74. .М., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев, 1988. 124 с.
  75. А.В. Творческие игры дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1953. 36 с.
  76. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976. 48 с.
  77. Игры и игровые упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников. Сост. В. Н. Лукьяненко, Н. И. Титоренко. Ростов-на-Дону: Цветная печать, 1994. 62 с.
  78. Э.В. О воображении // Народное образование, 1968. № 3. С.33−43.
  79. М.Н., Парамонова Л. Г. и др. Тесты для детей. М.: Дельта, 1997. 383 с.
  80. Искусственный интеллект и психология. Под ред. O.K. Тихомирова и др. М.: Наука, 1976. 118 с.
  81. М.С., Эткинд М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии, 1989. № 4. С. 5−15.
  82. Как построить свое «я» / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991. 113 с.
  83. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 97 с.
  84. И.Б. Структуры и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. 168 с.
  85. Кан-Калик В.А., Никафедров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 140 с.
  86. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 52−59.
  87. Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского Университета, серия 14, Психология. 1990. № 2. С. 3−16.
  88. Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  89. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М., 1990. 68 с.
  90. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 158 с.
  91. Кононко E. J1. Я сам. Киев, 1993. 97 с.
  92. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа, 2000 г. № 4. С.3−20.
  93. Г. С., Махотина Е. В. Развивающие игры (методическое пособие). Обнинск: ЗАО «Эффа», 1995.
  94. Г. С. Воспитание и развитие. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. 391 с.
  95. П.Н. К определению понятия «Творчество». Киев, 1932. 112 с.
  96. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  97. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. 209 с.
  98. Ю.Н., Сухобская Т. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. 102 с.
  99. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 96 с.
  100. В.А. Нестандартный ребенок. М.: Просвещение, 1992. 123 с.
  101. В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
  103. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 124 с.
  104. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98−107.
  105. В.И. К вопросу о развитии словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами // Ученые записки. Л.: ЛГПИ, 1970.370 с.
  106. В.И., Орлянская И. А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста И Умственное воспитание детей в детском саду. Сб. под ред. В. И. Логиновой. Л.: ЛГГТИ, 1931. 48 с.
  107. Лук Э. Н. Психология творчества. М.: просвещение, 1978. 218 с.
  108. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. 198 с.
  109. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 266 с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 207 с.
  111. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
  112. Г., Мелхорн Х. Г. Гениями не рождаются. М.: Педагогика, 1989. 193 с.
  113. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие. Пермь: изд-во Пермского педагогического института, 1990. 295 с.
  114. P.M. Игра в развитии активности детей. Минск, 1989. 175 с.
  115. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47 с.
  116. М. Разум ребенка. М.: Грааль, 1997. 87 с.
  117. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. 173 с.
  118. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А. В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1982. 224 с.
  119. Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства. Курган: Курганскийпедагогический университет, 1997. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  120. О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств. Москва: МГПИ, 1998. 23 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  121. .П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969. 110 с.
  122. .П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  123. .П. Интеллектуальные игры. М.: Просвещение, 1994. 150 с.
  124. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: Росспэн, 1996. 272 с.
  125. . Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 320 с.
  126. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.
  127. Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 170.
  128. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994. 47 с.
  129. М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 174 с.
  130. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с. 131,. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1980. 294 с.
  131. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. 222 с.
  132. Программа «Развитие» (основные положения). Детский центр Венгера. М.: Новая школа, 1994. 63 с.
  133. Г. Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике. М., 1992.
  134. В.Я. Морфология сказки. М., Просвещение, 1969. 98 с.
  135. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1986. 128 с.
  136. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред O.K. Тихомирова. М.: изд-во Московского ун-та, 1979. 224 с.
  137. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии, 1984. № 5. С. 49−86.
  138. Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. 196 с.
  139. Развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра. Творчество. Развитие. Обнинск: Центр научного и технического творчества учащихся «Эврика», 1997. 46 с.
  140. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985. 274 с.
  141. Д. Граматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Просвещение, 1990. 145 с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 198.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.240 с.
  144. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. № 5. С. 12−23.
  145. А.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской педагогике /
  146. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. 152 с.
  147. Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. М. 1994. 19 с. Автореф.дисс.. канд. пед. наук.
  148. Сборник статей под ред. Е. В. Леонтьева. Опыт обучения детей шестилетнего возраста. М.: АПН РСФСР, 1966. 180 с.
  149. Л.И. Влияние восприятия ребенка учителем и родителем на оценку их взаимодействия. Волгоград, 1997. С. 21. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  150. Г. В. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 11−35.
  151. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990.
  152. Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Советская педагогика. 1990. № 6. С. 137−144.
  153. Н.В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх. М.: Ленинградский педагогический ин-т, 1969. 283 с. Дисс.. канд. пед. наук.
  154. М.Н. Формирование самостоятельности у детей шестого года жизни в конструкторских играх. Л.: Ленинградский пединститут, 1993. 190 с. Дисс.. канд. пед. н.
  155. Т.В. Развитие интеллектуально творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6лет. СПб.: РГПУ, 1988. 190 с. Дисс.. канд. пед. н.
  156. А.Э. Развитие творческого мышления детей / Пособие. для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. 120 с.
  157. Е.И. Игры для ваших детей. Обнинск: ЗАО «Эффа», 1997. 90 с.
  158. Е.И., Ляшко Т. В. Через игру к творчеству. Методическое пособие (Первый и второй выпуски). Обнинск, 1994. 112с.
  159. О.Н. Формирование творческих умений у детей 5−6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок). Л.: Ленинградский пединститут, 1987. 200 с. Дисс.. канд. пед. наук.
  160. Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989. 174 с.
  161. Л.Ю. Развитие воображения у детей (Популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия», 1996. 235 с.
  162. В.А. Об умственном воспитании. Киев: Радянська школа, 1983. 148 с.
  163. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: МГУ, 1987. 240 с.
  164. Творческие игры дошкольников. Сб. статей. Сост Е. Ф. Иваницкая. М.: Учпедгиз, 1957. 168 с.
  165. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 269 с.
  166. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей (Популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, 1995.
  167. Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 564 с.
  168. П.Е. Краткий тест творческого мышления. М.: Интер, 1995. 48 с.
  169. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Academia, 1997. 92 с.
  170. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1974. С. 357−380.
  171. Г. Г. Научно-педагогические основы жизнедеятельности детей в школах раннего развития. Ростов-на-Дону, 1994. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед.наук.
  172. Ю.И. Метод Монтессори в России. ПГ: Время, 1924. 83 с.
  173. Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников// Дошкольное воспитание, 1996. № 3. С. 19−22.
  174. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 168 с.
  175. Т.Л. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения у дошкольников средствами рисования. М., 1997. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  176. Е.А. Здравствуй, Мария (Российский Монтессори-центр). Учительская газета. 1991. № 47. С. 4.
  177. Е.А. Школа для малышей. М.: Знание, 1999. 101 с.
  178. М.А. Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 59−61.
  179. М.А., Кочарян А. С. Когнитивный стиль. Когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 59−61.
  180. М.А. Структурный подход в психологическом исследовании мышления // Проблемы философииб основные принципы построения научных теорий. Вып. 77. Киев: Выща школа. С. 94−102.
  181. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32−39.
  182. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та. М.: Барс. 1997. 392 с.
  183. Художественное творчество и ребенок: Монография под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  184. О.в. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространствнной среды детского сада. М.: МГПУ, 1998. 16 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
  185. В.В. Психологические условия становления совместного действия со сверстниками у детей дошкольного возраста. М., 1995. 23 с. Автореф дисс.. канд. пед. наук.
  186. О.И. Особенности психического развития одаренных детей старшего дошкольного возраста. М., 1997. 18 с. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.
  187. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. 126 с.
  188. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.
  189. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. пед. ун-т, 1997. 21 с. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.
  190. В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1989.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  192. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992.167 с
  193. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 204 с.
  194. З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. М., 1993. 108 с.
  195. М.Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку. М., 1995. 198 с.
  196. Д.Б. Психология игры. М.6 Педагогика, 1978. 304 с.
  197. Г. Н. Заниматика. М.: Педагогика, 1994. 104 с.
  198. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 263 с.
  199. Е. О педагогической оценке дошкольников / Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 7−13.
  200. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
  201. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28−37.
  202. Chapej, Geraldine. Readi for school. Universiti Press of Amerika, Ins. 1986. 123 p.
  203. Cropley, Arthur Unterricht ohne Schablone Wege, zur Kreativitat, 2 Aufl., Munchen, 1991.
  204. Gebhardt, Eike, Kreativitat und Miindigkeit Zum gesellschaftspolitishen Stellenwert kreativen Verhaltens, Weinheim, 1992.1. Оценочный лист1. Фамилия Голов Имя Сергей1. Возраст 7 лет Пол муж1. Класс 2 А Школа № 18
  205. Дата проведения теста 18.05.2000категории Оригинальность Разработанность1 31 1 22 66 2 2j 40 2 14 46 2 15 10 1 06 4 2 67 10 2 08 4 2 69 41 0 010 47 2 31. Общие оценки
  206. Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность10 8 16 211. По Т шкале 70 50
  207. Заключение: оригинальность: выше нормы разработанность: норма
  208. Лостраюш, 1Й узор (37) Лицо, голова чел о вика (1) 011 к и8. I I ици (лотнщня), чи1|ка1 балл10. fiponii, пни, а чело иски (33) Полна, море (4) Животное (морда) (4) Кит, кишка (21) Облако, туча
  209. Сверхъестественные существа (10) Сердце («любовь») (4) Собака (8) Соча (2Н) Цветок37. Чаю иск, мужчина ФИГУРА 131. Яблоко0 баллов
  210. ЛбараютшИ учор (64) Дерево к его ценит (б7) Рогатка (28) И петок1 балл41. 1>укпа: Ж, У и др.13. /(им. строекие60. Знак, символ, указлтелг.8. Птица: следы, йоги45. Цифра37. Человекг., >:!.'•. 1 ←.-). .1. ФИГУРА 2
  211. Напомним, чго огветы, не указанные п списки № 1, получают оценку по ортинальнисги 2 билпа кап нос ии 1Д. ннныи и исфочающиеся рвжо, чем и ?% случаев. Капнории .-них оппмов олроделяотся по списку1. N° 2-- ------¦¦• 1111 |Ц, Ч11. Пт/ож<�гниа Z0 баллов
  212. A
  213. Воздушные шарики (64) Дериво и 010 Д0Т11ЛИ (49) Дорога, мост
  214. Животное или его морда (48) Кнрусали, качели (б S) Колеса (67) Лук и страды35. Луна27. Рыба, рыбы (48) Санки28. Цветы1. О баллов
  215. Абстрактный узор (33) Волна, море (41) ПопросительнмЛ знак (4) Змои
  216. Лицо человека (4) Хвост животного, хобот слона1. балл
  217. Кот, кошка (32) Кресло, стул36. Ложка, полошшк (4) Мышь
  218. Насекомое, гусеница, чераяк1. Очки
  219. Птица: гусь, лебедь (27) Ракушки58. Сверхъестественныесущества (1) Трубка для курения (2К) Цветок1. О-1. ФП ГУ !'Л 31. ФШ’УГЛ 416. Костер, огонь.
  220. Крест: КраспыК крест, христианский крест, могила.
  221. Цсстница: приставная, стремянка, трап.
  222. Летательный аппарат: бомбардирошцпк, планер, ракета, 1. СПМОЛСТ, С 11У"1 и II к. t 32) Мебель: С>у<>с г, гардероб, кропан., кресло, парта, стол, стул, тахта.
  223. Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.
  224. Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, ииатию, →пяль, сл исток, цимбалы.
  225. Мячи: 6acKcif) OJii. ii, ic, теннисные, бейсбольные, liojieliOoJii. UMc, комочки 1рязи, спсжки.
  226. Наземный транспорт см. ЛнтомоОкль, lie вводить нопую катсюрню.
  227. Насекомое: бабочка, блоха, богомол, (усолила, жук, клоп, мураней, муха, наук, пчела, спетлячок, червяк.
  228. Небесные тела: Полыхая Мсдпслица, Петера, затмение Луны, зпезда, Лупа, метеорит, комета, Солнце.
  229. Облако, туча: разные виды и формы.
  230. Обут: ботинки, iuuiciikm, сапоги, танки, гу<1ши.
  231. Ог1ежг)а: Сциаки, кшшшы, кофт, мужская рубашка, палью, пиджак. платье, х: шаг, шорты, юбка.
  232. Оружие: ииптопка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка,' шит.45. ()пк)ых: иелоеинед, к. тиж, дединам трка, пмришюппш пышка, плана lejn, пая доска, роликолыс коньки, сапки, теннис.
  233. Пища: булкп, кекс, конфета, леденей, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
  234. Погода: дождь, капли дожди, метоп., радуга, солнечные лучи, ураган. л (3(>) Предметы домашнего обихода: паза, шлналкд, зубная щетка, кастрюли, кошп, кофспаркл, мола, чашка, щетка.
  235. S) Птица: аист, журатшь, ипдюк, курица, лебедь, павлин, иипгпнн, noiiynill, утка. (|uiaMitnm, цыпленок.
  236. Развлечения: пепец, танцор, циркач.
  237. Растении: заросли, кустарник, трапа. tjn/f>
  238. Рыба и морские животные: lyniin, аолотая рыбка, кит, осьминог.5Я) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аллпдии, баба) lia, бес. нампир, нельма, Геркулес, дни пол, монет |>, ирипиденпе, <|юя, черт.
  239. Ki’AIKH И гкет тногчкекого мышлении
Заполнить форму текущей работой