Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников
Диссертация
Целью данной диссертационной работы было выявление оптимальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе подготовки к школе и обоснование их значимости для успешного обучения в школе. Для достижения поставленной цели была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческих способностей дошкольников… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основания развития творческой личности детей дошкольного возраста
- 1. Творческая деятельность как психолого-педагогическая проблема
- 2. Мотивационно-потребностная основа творческого развития дошкольников
- 3. Организационно-педагогические условия и методика развития творческих способностей дошкольников
- Глава II. Экспериментальное исследование развития творческих способностей дошкольников
- 1. Основное содержание и методика экспериментального исследования
- 2. Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментального исследования
- 3. Проверка результативности разработанной методики
- 4. Выявление взаимосвязи уровня развития творческих способностей с успешностью обучения в школе
Список литературы
- Азорова J1.H. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1997. 26 с.
- Амонашвили LLLA. Созидая человека. М.: Просвещение, 1982. 193 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 206 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1990. 367 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
- Бабаева Т.П. Содержание готовности к школьному обучению // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. С. 92−102.
- Бабий Т.И. Подражание и самостоятельность в учебной деятельности младших школьников // Психология личности и педагогическая психология. Л., 1971.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.195 с.
- Борташников А.А., Борташникова И. А. Учись, играя. Харьков, 1997.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Пособие для студентов пединститутов, педучилищ и родителей. М.: Academia: 1996. 232 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 667 с.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. 25 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 176 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16, № 5, 1995. С. 49−58.
- Богоявленская Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованиям научного творчества: Сб. научных трудов. М.: Наука, 1990. С. 71−83.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. С. 159−170.
- Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. -М.: Знание, 1961. 140 с.
- БорзовА.А., Борзова В. А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. Самара: Самарский Дом печати, 1994. 140 с.
- Брунер Дж. О познавательном развитии. Ч. 1,2 // Брунер Дж., Олвер, под ред. Гринфилда П., Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. 205 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 120 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, ученые, воображение. М. -Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 203 с.
- Букатина С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М: МГПУ, 1998. 18 с.
- Быстрова Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л., 1989. С. 93−105.
- Веккер Л.М. Психические процессы мышления и интеллект. Т. 2. Л., изд-во ЛГУ, 1976. 107 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 120 с.
- Величковский Б.М., Блинникова И. А., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии, 1986, № 3. С. 103−112.
- Величковский Б.М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. С. 120−141.
- Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 108 с.
- Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970, № 6. С. 31−35.
- Венгер Л.А., Дьяченко О. А. и др. Угадайте, как нас зовут. М.: Педагогика, 1994. 125 с.
- Венгер Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983, № 11. С. 32−35.
- Вертиймер М. Психология продуктивного мышления. М.: прогресс, 1987.
- Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 1980. 189 с.
- Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Киев, Киевский ун-т, 1990. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. 19 с.
- Винокурова Н.К. Магия интеллекта или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994. 153 с.
- Воробей Ю.Д. О практически духовной природе художественного творчества // Творчество и социальное познание / Под ред .A.M., Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М., МГУ, 1987. 256 с.
- Воробьева Д.И. Формирование деятельности планирования как основы творческой деятельности дошкольника // Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981. 125 с.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 86 с.
- Выготский J1.C. О психологических системах // С.С. Т. 1. М.: Педагогика, С. 109−131.
- Выготский Л.С. ПСС. Т. 4. 426 с.
- Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения. Саратов, 1997. 23 с. Автореф. дисс.. канд. пед.наук.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 15−25.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80−84.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985. 45 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А., Демидова J1.H. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал, 1993. Т. 14. № 6. С. 35−45.
- Гилферд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 94 с.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии, 1992. 180 с.
- Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности. Казань, 1997. 20 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хоровых игр. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. 157 с.
- Горальски А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. 1986. № 5.
- Горский М.Г. Адаптация учащихся младших классов к школе средствами акцентированного двигательного режима. М., 1995. 18 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Горькова Л.Г. Растим интеллектуалов: Комплексные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях. Воронеж, 1994. 127 с.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 59.
- Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 53−64.
- Гутке Ю., Воераб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986. 68 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества. М., 1976. 79 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. 143 с.
- Дмитриенко В.А. Проблемы философии образования. Сб. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования. Томск: ТГПУ, 1996. 120 с.
- Дмитриенко В.А. Концепция института фундаментальных и прикладных проблем педагогического творчества. Ж. «Сибирь, Философия, Образование», 1997. № 1.
- Долгополова А.З. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр. Самара, 1997. С. 23. Автореф. дис.. канд. пед. наук.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, т. 15. 1994. № 4. С. 83−93.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995. 190 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общий способностей. М.: Академия, 1996. 194 с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 228 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 94 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. 197 с.
- Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1953. 96 с.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985. 84 с.
- Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста // Советская педагогика. 1973. № 1. С. 30−36.
- Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. М., 1997. С. 47. Автореф. дисс. в виде доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук.
- Злотин Б.М., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев, 1988. 124 с.
- Евсюкова А.В. Творческие игры дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1953. 36 с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976. 48 с.
- Игры и игровые упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников. Сост. В. Н. Лукьяненко, Н. И. Титоренко. Ростов-на-Дону: Цветная печать, 1994. 62 с.
- Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование, 1968. № 3. С.33−43.
- Ильина М.Н., Парамонова Л. Г. и др. Тесты для детей. М.: Дельта, 1997. 383 с.
- Искусственный интеллект и психология. Под ред. O.K. Тихомирова и др. М.: Наука, 1976. 118 с.
- Каган М.С., Эткинд М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии, 1989. № 4. С. 5−15.
- Как построить свое «я» / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991. 113 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 97 с.
- Калошина И.Б. Структуры и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. 168 с.
- Кан-Калик В.А., Никафедров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 140 с.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 52−59.
- Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского Университета, серия 14, Психология. 1990. № 2. С. 3−16.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М., 1990. 68 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 158 с.
- Кононко E. J1. Я сам. Киев, 1993. 97 с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа, 2000 г. № 4. С.3−20.
- Корсак Г. С., Махотина Е. В. Развивающие игры (методическое пособие). Обнинск: ЗАО «Эффа», 1995.
- Костюк Г. С. Воспитание и развитие. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. 391 с.
- Крамар П.Н. К определению понятия «Творчество». Киев, 1932. 112 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. 209 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. 102 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 96 с.
- Левин В.А. Нестандартный ребенок. М.: Просвещение, 1992. 123 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 124 с.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98−107.
- Логинова В.И. К вопросу о развитии словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами // Ученые записки. Л.: ЛГПИ, 1970.370 с.
- Логинова В.И., Орлянская И. А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста И Умственное воспитание детей в детском саду. Сб. под ред. В. И. Логиновой. Л.: ЛГГТИ, 1931. 48 с.
- Лук Э. Н. Психология творчества. М.: просвещение, 1978. 218 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. 198 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 266 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 207 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х. Г. Гениями не рождаются. М.: Педагогика, 1989. 193 с.
- Мермен B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие. Пермь: изд-во Пермского педагогического института, 1990. 295 с.
- Миронова P.M. Игра в развитии активности детей. Минск, 1989. 175 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47 с.
- Монтессори М. Разум ребенка. М.: Грааль, 1997. 87 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. 173 с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А. В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1982. 224 с.
- Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства. Курган: Курганскийпедагогический университет, 1997. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств. Москва: МГПИ, 1998. 23 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Никин Б.П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969. 110 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: Просвещение, 1994. 150 с.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: Росспэн, 1996. 272 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 320 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.
- Поддьяков Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 170.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994. 47 с.
- Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 174 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с. 131,. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1980. 294 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. 222 с.
- Программа «Развитие» (основные положения). Детский центр Венгера. М.: Новая школа, 1994. 63 с.
- Прозументова Г. Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике. М., 1992.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М., Просвещение, 1969. 98 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1986. 128 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред O.K. Тихомирова. М.: изд-во Московского ун-та, 1979. 224 с.
- Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии, 1984. № 5. С. 49−86.
- Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. 196 с.
- Развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра. Творчество. Развитие. Обнинск: Центр научного и технического творчества учащихся «Эврика», 1997. 46 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985. 274 с.
- Родари Д. Граматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Просвещение, 1990. 145 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 198.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.240 с.
- Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. № 5. С. 12−23.
- Савинова А.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской педагогике /
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. 152 с.
- Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. М. 1994. 19 с. Автореф.дисс.. канд. пед. наук.
- Сборник статей под ред. Е. В. Леонтьева. Опыт обучения детей шестилетнего возраста. М.: АПН РСФСР, 1966. 180 с.
- Севостьянова Л.И. Влияние восприятия ребенка учителем и родителем на оценку их взаимодействия. Волгоград, 1997. С. 21. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Селевко Г. В. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 11−35.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990.
- Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Советская педагогика. 1990. № 6. С. 137−144.
- Сердж Н.В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх. М.: Ленинградский педагогический ин-т, 1969. 283 с. Дисс.. канд. пед. наук.
- Силаева М.Н. Формирование самостоятельности у детей шестого года жизни в конструкторских играх. Л.: Ленинградский пединститут, 1993. 190 с. Дисс.. канд. пед. н.
- Симаева Т.В. Развитие интеллектуально творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6лет. СПб.: РГПУ, 1988. 190 с. Дисс.. канд. пед. н.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / Пособие. для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. 120 с.
- Синицына Е.И. Игры для ваших детей. Обнинск: ЗАО «Эффа», 1997. 90 с.
- Синицына Е.И., Ляшко Т. В. Через игру к творчеству. Методическое пособие (Первый и второй выпуски). Обнинск, 1994. 112с.
- Сомкова О.Н. Формирование творческих умений у детей 5−6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок). Л.: Ленинградский пединститут, 1987. 200 с. Дисс.. канд. пед. наук.
- Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989. 174 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей (Популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия», 1996. 235 с.
- Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев: Радянська школа, 1983. 148 с.
- Талызина Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: МГУ, 1987. 240 с.
- Творческие игры дошкольников. Сб. статей. Сост Е. Ф. Иваницкая. М.: Учпедгиз, 1957. 168 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 269 с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей (Популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, 1995.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 564 с.
- Торренс П.Е. Краткий тест творческого мышления. М.: Интер, 1995. 48 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Academia, 1997. 92 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1974. С. 357−380.
- Фатхулина Г. Г. Научно-педагогические основы жизнедеятельности детей в школах раннего развития. Ростов-на-Дону, 1994. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед.наук.
- Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. ПГ: Время, 1924. 83 с.
- Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников// Дошкольное воспитание, 1996. № 3. С. 19−22.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 168 с.
- Хвьюрова Т.Л. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения у дошкольников средствами рисования. М., 1997. 21 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Хилтунен Е.А. Здравствуй, Мария (Российский Монтессори-центр). Учительская газета. 1991. № 47. С. 4.
- Хилтунен Е.А. Школа для малышей. М.: Знание, 1999. 101 с.
- Холодная М.А. Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 59−61.
- Холодная М.А., Кочарян А. С. Когнитивный стиль. Когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 59−61.
- Холодная М.А. Структурный подход в психологическом исследовании мышления // Проблемы философииб основные принципы построения научных теорий. Вып. 77. Киев: Выща школа. С. 94−102.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32−39.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та. М.: Барс. 1997. 392 с.
- Художественное творчество и ребенок: Монография под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 287 с.
- Цаплина О.в. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространствнной среды детского сада. М.: МГПУ, 1998. 16 с. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.
- Цымбал В.В. Психологические условия становления совместного действия со сверстниками у детей дошкольного возраста. М., 1995. 23 с. Автореф дисс.. канд. пед. наук.
- Чехонина О.И. Особенности психического развития одаренных детей старшего дошкольного возраста. М., 1997. 18 с. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. 126 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.
- Щербакова Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. пед. ун-т, 1997. 21 с. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.
- Шадриков В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1989.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992.167 с
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 204 с.
- Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. М., 1993. 108 с.
- Шустерман М.Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку. М., 1995. 198 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.6 Педагогика, 1978. 304 с.
- Юдин Г. Н. Заниматика. М.: Педагогика, 1994. 104 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 263 с.
- Юдина Е. О педагогической оценке дошкольников / Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 7−13.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28−37.
- Chapej, Geraldine. Readi for school. Universiti Press of Amerika, Ins. 1986. 123 p.
- Cropley, Arthur Unterricht ohne Schablone Wege, zur Kreativitat, 2 Aufl., Munchen, 1991.
- Gebhardt, Eike, Kreativitat und Miindigkeit Zum gesellschaftspolitishen Stellenwert kreativen Verhaltens, Weinheim, 1992.1. Оценочный лист1. Фамилия Голов Имя Сергей1. Возраст 7 лет Пол муж1. Класс 2 А Школа № 18
- Дата проведения теста 18.05.2000категории Оригинальность Разработанность1 31 1 22 66 2 2j 40 2 14 46 2 15 10 1 06 4 2 67 10 2 08 4 2 69 41 0 010 47 2 31. Общие оценки
- Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность10 8 16 211. По Т шкале 70 50
- Заключение: оригинальность: выше нормы разработанность: норма
- Лостраюш, 1Й узор (37) Лицо, голова чел о вика (1) 011 к и8. I I ици (лотнщня), чи1|ка1 балл10. fiponii, пни, а чело иски (33) Полна, море (4) Животное (морда) (4) Кит, кишка (21) Облако, туча
- Сверхъестественные существа (10) Сердце («любовь») (4) Собака (8) Соча (2Н) Цветок37. Чаю иск, мужчина ФИГУРА 131. Яблоко0 баллов
- ЛбараютшИ учор (64) Дерево к его ценит (б7) Рогатка (28) И петок1 балл41. 1>укпа: Ж, У и др.13. /(им. строекие60. Знак, символ, указлтелг.8. Птица: следы, йоги45. Цифра37. Человекг., >:!.'•. 1 ←.-). .1. ФИГУРА 2
- Напомним, чго огветы, не указанные п списки № 1, получают оценку по ортинальнисги 2 билпа кап нос ии 1Д. ннныи и исфочающиеся рвжо, чем и ?% случаев. Капнории .-них оппмов олроделяотся по списку1. N° 2-- ------¦¦• 1111 |Ц, Ч11. Пт/ож<�гниа Z0 баллов
- A
- Воздушные шарики (64) Дериво и 010 Д0Т11ЛИ (49) Дорога, мост
- Животное или его морда (48) Кнрусали, качели (б S) Колеса (67) Лук и страды35. Луна27. Рыба, рыбы (48) Санки28. Цветы1. О баллов
- Абстрактный узор (33) Волна, море (41) ПопросительнмЛ знак (4) Змои
- Лицо человека (4) Хвост животного, хобот слона1. балл
- Кот, кошка (32) Кресло, стул36. Ложка, полошшк (4) Мышь
- Насекомое, гусеница, чераяк1. Очки
- Птица: гусь, лебедь (27) Ракушки58. Сверхъестественныесущества (1) Трубка для курения (2К) Цветок1. О-1. ФП ГУ !'Л 31. ФШ’УГЛ 416. Костер, огонь.
- Крест: КраспыК крест, христианский крест, могила.
- Цсстница: приставная, стремянка, трап.
- Летательный аппарат: бомбардирошцпк, планер, ракета, 1. СПМОЛСТ, С 11У"1 и II к. t 32) Мебель: С>у<>с г, гардероб, кропан., кресло, парта, стол, стул, тахта.
- Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.
- Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, ииатию, →пяль, сл исток, цимбалы.
- Мячи: 6acKcif) OJii. ii, ic, теннисные, бейсбольные, liojieliOoJii. UMc, комочки 1рязи, спсжки.
- Наземный транспорт см. ЛнтомоОкль, lie вводить нопую катсюрню.
- Насекомое: бабочка, блоха, богомол, (усолила, жук, клоп, мураней, муха, наук, пчела, спетлячок, червяк.
- Небесные тела: Полыхая Мсдпслица, Петера, затмение Луны, зпезда, Лупа, метеорит, комета, Солнце.
- Облако, туча: разные виды и формы.
- Обут: ботинки, iuuiciikm, сапоги, танки, гу<1ши.
- Ог1ежг)а: Сциаки, кшшшы, кофт, мужская рубашка, палью, пиджак. платье, х: шаг, шорты, юбка.
- Оружие: ииптопка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка,' шит.45. ()пк)ых: иелоеинед, к. тиж, дединам трка, пмришюппш пышка, плана lejn, пая доска, роликолыс коньки, сапки, теннис.
- Пища: булкп, кекс, конфета, леденей, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
- Погода: дождь, капли дожди, метоп., радуга, солнечные лучи, ураган. л (3(>) Предметы домашнего обихода: паза, шлналкд, зубная щетка, кастрюли, кошп, кофспаркл, мола, чашка, щетка.
- S) Птица: аист, журатшь, ипдюк, курица, лебедь, павлин, иипгпнн, noiiynill, утка. (|uiaMitnm, цыпленок.
- Развлечения: пепец, танцор, циркач.
- Растении: заросли, кустарник, трапа. tjn/f>
- Рыба и морские животные: lyniin, аолотая рыбка, кит, осьминог.5Я) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аллпдии, баба) lia, бес. нампир, нельма, Геркулес, дни пол, монет |>, ирипиденпе, <|юя, черт.
- Ki’AIKH И гкет тногчкекого мышлении