Психолого-педагогические основы взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания и обучения русскому языку детей-билингвов дошкольного возраста
Диссертация
В' связи с ростом, русскоязычного населенияза, рубежомв частности, в Германии, появлением, потребности в двуязычномвоспитании дошкольниководним из’языков-которых является" русскийнами, была поставлена цель найти такие современные формы билингвального образования на начальном* этапе воспитания и* развития детей в ДОУ, которые решали бы задачи сбалансированного обучения на каждом из языков… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- 1. 1. 1. 1
- 1. 2. 1. 1.2.2. 1
- 1.
- 1.
- ГЛАВА II.
- 2. 1.
- 2. 4. 2
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 15 ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ Иммиграция в Германию русскоязычных семей с детьми и 15 особенности их интеграции в германское общество
- Интеграция семей русскоязычных мигрантов с детьми
- Иммиграция иностранцев в истории Германии: русскоязычные семьи как составная часть общего миграционного процесса
- Детское дву- и многоязычие и отношение к нему в русскоязычных семьях, живущих в Германии
- Исследования детского би- и мультилингвизма
- Дву- и многоязычие детей в условиях иммиграции
- Отношение русскоязычных родителей к родному языку
- Организация дошкольного воспитания в Германии и отношение к нему русскоязычных семей
- Система дошкольного воспитания в Германии (краткая история, современные правовые, организационные и педагогические основы)
- Отношение русскоязычных родителей к деятельности немецких детских садов
- Методологические основы работы с родителями в детских 51 садах Германии и особенности работы с родителями-иммигрантами
- ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДВУЯЗЫЧНОМ ДЕТСКОМ САДУ: ПОИСКОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Возникновение двуязычных детских садов в Берлине
- Выбор методологических подходов к поддержке детского 67 двуязычия и разработка педагогической концепции
- Организационные моменты: режим дня и подбор персонала
- Особенности работы с русскоязычными родителями
- Предварительная работа с родителями
- 2.
- 2.
- 2.
- 2. 4. 5.
Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999: — 472 с.
- Акишина A.A., Каган O.E. Учимся учить: Для преподавателя русского языка, как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2005. 256 с.
- Акишина A.A., Акишина Т. Е. Учимся учить детей русскому языку. 111 ответов на вопросы родителей. М.: Русский язык. Курсы, 2007. — 200 с.
- Александрова Г. П. Развитие устно-речевых навыков в ходе сопоставления действительности страны изучаемого языка и нашей страны при билингвальном обучении // Ментор, 1998. № 2. — С. 22−24.
- Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ИЦ Академия, 2000. — 400 с.
- Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. Рига: RETORIKA-A, 2005.-384 с.
- Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917−1997: Социолингвистические проблемы СССР и постосоветского пространства. — М.: Ин-т востоковедения РАН, 1997. — 190 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
- Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 24−32.
- Андреева И.В., Хруслов Г. В. Функционирование русского языка в странах СНГ и Балтии.- / Под ред. В. Г. Костомарова. М.: Гос. ИРЯП, 2004. — 80 с.
- Антонова Т.В., Волкова Е. М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 1998.6. — с. 66−70.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. — 264 с.
- Артеменко О.И., Кузьмин М. П. Россия: формирование человека гражданского общества в полиэтническом социуме (историко-социокультурный аспект) // Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. — М.: ИНПО, 2008. — С. 32−33.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 128 с.
- Бабай Н.Г., Дронов B.B. Мой русский словарь. — М.: Русский язык. Курсы, 2004. 160 с.
- Баев П.М. Игровые моменты на уроках русского языка в нерусской школе. — Л.: Просвещение, 1977. 98 с.
- Баранников И.В., Грекул А. И. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. Л.: Просвещение, 1984. — 309 с.
- Бардышева Т.Ю. Учусь пересказывать. Развитие связной речи. — М.: Карапуз, 2003 16 с.
- Бархударов С.Г. О состоянии методики преподавания русского языка // Русский язык в школе. 1959. — № 4. — С. 38−40.
- Безрукова O.A., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. — М.: Каисса, 2008. — 86 с.
- Белоусов В.Н., Григорян Э. А., Познякова Т. Ю. Русский язык в межнациональном общении. Проблемы исследования и функционирования. М.: Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова, 2001.-240 с.
- Бердичевский А.Л. Урок иностранного языка без проблем. Методический портфель учителя иностранного языка. — Рига: RETORIKA-A, 2006. — 80 с.
- Билингвальное обучение: опыт, проблемы, перспективы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.-232 с.
- Бим И. Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. 1979. — № 5. — С. 20−27.
- Бим И.Л., Садомова Л. В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 6. С. 4−10.
- Блудова Т.П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1997.-17 с.
- Богуш А.М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях. -Киев: Выща школа, 1990. 221 с.
- Борисенко М.Г., Лукина H.A. Грамматика в играх и картинках. СПб.: Паритет, 2005. — 32 с.
- Борисенко М.Г., Лукина H.A. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3−4 лет. СПб.: Паритет, 2006. — 112 с.
- Боровцова Л.А. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по оказанию поддержки застенчивым детям: Дисс.. канд. педагог, наук. -М.: 2004. 141 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. 2 изд. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Буржунов Г. Г., Пахомова З. П., Тамбиева Д. М. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. — JL: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Буржунова З.Г. Лингводидактические основы формирования русского произношения дошкольников в условиях дагестанско-русского двуязычия. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — Махачкала, 1998. — 25 с.
- Бычкова Н.В. Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыкой русской устной речи. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. — Чебоксары, 2005. — 20 с.
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Языковые контакты, вып. VI. М.: Прогресс, 1972. — С. 25−61.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. — Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 264 с.
- Веденина Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур // Межкультурная коммуникация, тезисы докладов. Иркутск, 1993. — С. 18−21.
- Величук А.П., Бажанова Е. А. Русский язык в старших группах детских садов РСФСР. — Л.: Просвещение, 1987. — 238 с.
- Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку М.: МГУ, 1976. — 75 с.
- Виноградова Т.М. Взаимосвязь обучения русскому и родному языку в национальном детском саду (на материале литовских детских садов). Дисс.. канд. педагог, наук. — М., 1987.-215 с.
- Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. -М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Владимирова И.Г. Билингвальное обучение: соотношение содержательного и языкового компонентов // Ментор. — 1998. № 2. — С. 14−17.
- Власова Н. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной среде. Хайфа: GUTENBERG, 2010. — 192 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: Развитие речи: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004. 207 с.
- Воронцова Е.А. Использование синтетической и аналитической наглядности в обучении, английскому языку детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. СПб., 1999. — 22 с.
- Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л., 1935.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3-х тт. М.: Просвещение, 1983.
- Вяткин А.Р., Космарская Н. П., Панарин С. М. В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М.: Наталис, 1999. — 319 с.
- Гайнутдинова М.Ю. Возможности использования опыта раннего обучения детей иностранному языку во Франции в практике отечественных образовательных учреждений: Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Ярославль, 2005. — 24 с.
- Гальскова Н.Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В. и др. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе. — 2003,-№ 2.-С. 12−16.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000.-201 с.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языка. Лингводидактика и методика. — М.: ИЦ Академия, 2004. 336 с.
- Гасанова Р.Д. Развитие связной русской речи старших дошкольников в многонациональном детском саду. Дисс. канд. педагог, наук. -М., 1987. — 149 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988.-448 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 470 с.
- Гез Н.И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Герасимова A.C. Уникальное руководство по развитию речи: методический материал. — М.: Айрис-Пресс, 2003. 156 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2−7 лет / Под ред. Комаровой Т. С., Гербовой B.B. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 56 с.
- Глинка Г. А. Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать: Времена года- Растения- Осень- Расширение кругозора- Развитие речи- Развитие творческого мышления: для детей 5−6 лет. СПб.: Олма-пресс Нева, 2003. — 192 с.
- Гончарова Т.Г. Обучение иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе единых требований. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — М., 2003. 24 с.
- Горлова H.A. Методика обучения иностранному языку дошкольников как система, реализующая личностный подход // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — с. 11−17.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. 128 с.
- Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М.: Изд-во МГУ, 2000.-118 с.
- Данилина Т. А Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М.: ИОО МО РФ, 2003. -26 с.
- Денисова-Шмидт В. Е. Русский язык в Германии // Русский язык за рубежом. — 2009. № 6.-С. 61−62.
- Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н. М. и др. Методика преподавания руского языка как иностранного на начальном этапе. — М.: Русский язык, 3-е изд., 1989. — 248 с.
- Дешериев Ю.Д. Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. М.: Наука, 1987.-248 с.
- Детское двуязычие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 96 с.
- Детское двуязычие: психолингвистические и педагогические аспекты. — М.: ЦДД, 2004. -64 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум, 1998. — 113 с.
- Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. — М.: Просвещение, 2004. — 105 с.
- Джусупов М. Лингводидактика и методика в полинаучной системе языкового образования // Русский язык за рубежом. 2009. — № 2. — С. 26−32.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Дмитриева И.И. Методика преподавания иностранных языков в свете понятия «коммуникативная компетенция» // Ментор. — 1998. — № 2. С. 34−36.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е. В., Жичкина A.B. и др. Дошкольное учреждение и семья. — М.: Линка-Пресс, 2001. 224 с.
- Дорофеева А., Дорожин Ю., Назарова 3. Школа семи гномов. Моя первая книжка. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 20 с.
- Дронов В.В., Ремизова С. Ю. Мамины сказки. Добуквенное обучение русскому языку. -М.: Русский язык. Курсы, 2002. 96 с.
- Дурова Н.В. Русский язык в многонациональных группах детских садов // Дошкольное воспитание. 1990. — № 12. — С. 24−28.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования. — М.: Знание, 1991. — 104 с.
- Европейский языковой портфель. Предложения по разработке. Совет по культурному сотрудничеству. Страсбург, 1997. Пер. с англ. яз. -М.: МГЛУ, 1997. — 58 с.
- Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного / Колл. авторов Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина. — 2-е изд. М.:Русский язык. Курсы, 2009. — 336 с.
- Жирнова Е.В. Обучение иностранным языкам детей в возрасте до 5 лет // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5. — С. 34−38.
- Жирнова Е.В. Обучение иностранному языку в возрасте от рождения до 3-х лет как средство развития мышления. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М.: Моск. пед. гос. унт, 1999.- 14 с.
- Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев: Вища школа, 1974. — 176 с.
- Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. Программа занятий с ребенком от одного года по развитию устной речи. М.: ЭКСМО, 2000. — 67 с.
- Залевская А.А. Когнитивные аспекты двуязычия // XI международная конференция «Когнитивные модели в лингвистике». Т. 1. Constantza. — Казань: Kazan University Press, 2009. С. 369−380.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Москва: Управление ДОУ. 2002. — № 4. — С. 100−103.
- Земская Е.А. Язык русского зарубежья. — М.: Языки славянских культур, 2001. — 496 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). — М.: Русский язык, 1989. 219 с.
- Зимняя И.А., Неманова Р. П., Петропавлова Л. В. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Русский язык в школе. — 1986. — № 5. — С. 23−27.
- Иванова И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры // Диалог в культуре, вып. 5 М., 1989. — С. 52−58.
- Идрисова З.И. Формирование и развитие орфоэпических норм русской речи" у детей аварцев в национальных дошкольных учреждениях. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — Майкоп, 2006. 20 с.
- Иевлева З.Н. Начальный этап обучения русскому языку как иностранному: цели и содержание // Русский язык за рубежом. 1985. — № 4. — С. 43−50.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. — М*.: Русский язык, 1981. — 136 с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975. -151 с.
- Ильясов И.О. Основы обучения иностранным языкам в условиях многоязычия. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. 108 с.
- Имедадзе Н.В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: МГУ, 1984. С. 235−239.
- Исенина Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. № 1. — С. 32−37.
- Кадырова Ф.Р. Дидактические игры в обучении детей русской разговорной речи в узбекском детском саду. Дисс. канд. педагог, наук. М., 1988. — 202 с.
- Каленкова О.Н. Уроки русской речи. Учебно-методический комплект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, не владеющих русским языком. Часть 1. Книга для учителя и альбом для ученика. М.: Этносфера, 2007. — 150 с.
- Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной России: лингвистический и культурный плюрализм, /www.gramota.ru, 2001.
- Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ама: Гылым, 1990. -180 с.
- Карпова С.И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6−7 лет. — Спб.: Речь, 2007. — 144 с.
- Карташова В.Н. Раннее иноязычное образование. Теория и практика. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. — 336 с.
- Кашапова М.Ф. Дидактические условия организации словарной работы по татарскому языку с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — Казань, 2005. — 24 с.
- Клепс Я. «Требуются неравнодушные родители» // Берлин: «Европа-Экспресс», 2002. — № 9. С. 9.
- Козлова E.B. О психолингвистических особенностях и предпосылках обучения иностранному языку в раннем детстве // Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. Иваново: 1994. — С. 65−74.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1981. 210 с.
- Коток Е.В. Развитие русской речи учащихся начальных классов. — JL: Просвещение, 1987.-236 с.
- Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними дошкольниками // Психолингвистика. Ml: Прогресс, 1984. — С. 260−282.
- Кроон С., Хруслов Г. Многоязычие и преподавание родных языков. Материалы из Фландрии, Англии, Нидерландов, Германии и России. — М.: Институт национальных проблем образования, 1998. — 303 с.
- Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры по взаимодействию / Сб. науч. тр., сост. Н. П. Митрошина и др. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 23−27.
- Кузнецова P.A. Обучение детей дошкольного возраста лексике удмуртского языа как неродного на этнокультуроведческом материале. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — Ижевск: 2002.- 19 с.
- Куропятникова Е.П. Контроль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М., 2006. — 24 с.
- Ларченко Ю.А. Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей. Дисс. канд. педагог, наук. Магнитогорск, 2007. — 167 с.
- Лексические минимумы современного русского языка / Под ред. В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
- Леонтьев A.A. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет? // Русский язык за рубежом. 1985. — № 4. — С. 50−53.
- Леонтьев A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 5. — С. 24−30.
- Леонтьев A.A. Путешествие по карте языков мира. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
- Леонтьев A.A. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — 144 с.
- Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-448 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М.: Изд-во МГУ, 1997.-347 с.
- Лингводидактический энциклопедический словарь. / Под ред. А. Н. Щукина. — М.: Астрель, 2006. 750 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. 438 с.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. 3-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 149 с.
- Малкина Н. Английския язык: организация речевого взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2004. — № 5. — С. 74.
- Маркина H.A. Языковая адаптация иноязычных детей-мигрантов в условиях российской школы. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2010. — 151 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. — 150 с.
- Маркосян A.C. Очерк теории овладения вторым языком. М.: Психология, 2004.- 384 с.
- Материалы по исследованию билингвизма. М.: ЦДД, 1999.
- Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. — С. 241−259.
- Менг К., Протасова Е. Языковая интеграция российских немцев в Германии // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. М.: РАН, 2002. — № 6. — С. 29−40.
- Менг К., Протасова Е. Этническая группа российских немцев в Германии: варианты самообозначений // Волгоград: Вестник Волгоградского государственного ун-та, сер. 2 «Языкознание», Вып. 2, 2002. С. 142−144.
- Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы / Общество и образование в современном мире. Сб. мат. из зарубежного опыта, вып. 2. — М.: Наука, 1993. — С. 56−69.
- Методика обучения русскому языку в национальном детском саду / Ред. Ф. А. Сохин, Е. И. Негневицкая. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Микляева Ю.В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к дошкольному образовательному учреждению. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 70 с.
- Миролюбов A.A. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 1988. — 19 с.
- Миролюбов A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам. — М.: Ступени, Инфра-М, 2002. 448 с.
- Миртов A.B. Русский язык в национальных школах. — M.-JL: Госиздат, 1929.
- Митрофанова C.B. Социально-педагогическая работа школы с семьями вынужденных мигрантов (на материалах Ставропольского края). Дисс.. канд. педагог, наук. — Ставрополь, 2002. 233 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие в современном мире: Учебное пособие. Чебоксары: Чувашский ун-т, 1988. — 72 с.
- Многоязычие и интеркультурность. М.: ЦДД, 2009. — 76 с.
- Московкин JI.B. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения. СПб.: СМИО Пресс, 1999. — 160 с.
- Московкин JI.B. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб.: Корифей, 2002. — 46 с.
- Национальные истории в советском и постсоветских государствах / Под ред. и предисл. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 1999. — 446 с.
- Национальный язык и национальная культура. / Под ред. Дешериева Ю. Д. М.: Наука, 1978.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. — 111 с.
- Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 6. — С. 20−26.
- Ншцева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — Спб.: Детство-Пресс, 2008. 448 с.
- Нищева H.B. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 352 с.
- Новиковская O.A. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4−5 лет. — СПб.: Паритет, 2006, — 112 с.
- Нравственно-эстетическое развитие дошкольников и раннее обучение иностранному языку: Метод, пособие к курсу «Педагогика и психология» / Сост. П. А. Баганова. Самара: Самар. гос. ун-т, 2000. — 21 с.
- Общение и двуязычие: подходы и данные. М.: ЦДД, 1998. — 76 с.
- Образование в конце XX века. Материалы круглого стола // Вопросы философии. -1992.-№ 9. с. 3−21.
- Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. / Под ред. И. В. Рахманова. — М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
- Парамонова JI.A., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. — М.: Академия, 2001. 240 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Русский язык, 1989. 140 с.
- Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. 174 с.
- Пассов Е.И. 40 лет спустя, или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. -240 с.
- Певзнер М.Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (на примере Германии). Новгород: НовГУ, 1999. — 96 с.
- Петрова Т.И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников: методические рекомендации. — М.: Школьная пресса, 2003. 128 с.
- Поздняк Л., Ваулина Ю. О подготовке специалистов со знанием иностранного языка // Дошкольное воспитание. 1991. —№ 8. — С. 12−14.
- Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — 360 с.
- Пронина М. Опыт организации работы детского сада «Умка» для русскоязычных детей в Берлине // Русский язык за рубежом. 2006. — № 1. — С. 86−91.
- Протасова Е.Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте. — 2-е изд. СПб.: Златоуст, 2010. — 276 с.
- Протасова Е.Ю., Родина Н. М. Русский язык для дошкольников. СПб.: Златоуст, 2005, 2011.-320 с.
- Протасова Е.Ю., Родина Н. М. О детском двуязычии в ДОУ и семье. — М.: АРКТИ, 2010. -69 с.
- Протасова Е.Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. -М.: Владос, 2010. 256 с.
- Протасова Е.Ю., Родина Н. М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. — М.: Владос, 2010.-304 с.
- Протасова Е.Ю. Русский язык и дети. — Хельсинки, 1996. — 56 с.
- Протасова Е. Особенности русского языка у живущих в Германии // Русистика сегодня. 1996. -№ 1.-С. 51−71.
- Протасова Е.Ю. Дети и языки. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — 167 с.
- Протасова Е.Ю. Что должны знать о мире семилетние дети // М.: Детский сад. Управление, 2003. № 22. — С. 12.
- Протасова Е. Русско-немецкий билингвизм и русский язык: опыт Германии // Москва: Диаспоры. 2003 — № 1. — С. 27−47.
- Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. — М.: Икар, 2004. 204 с.
- Психология билингвизма. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1986. — 152 с.
- Психолингвистические и педагогические аспекты детского двуязычия. — М., 2004. — 198 с.
- Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. — М.: Наука, 1979.-336 с.
- Раннее обучение иностранному языку: опыт, проблемы, перспективы: Материалы регион, науч.-практ. конф. Великий Новгород: НовГУ, 2000. — 99 с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. — М.: Высшая школа, 1980. -120 с.
- Решение национально-языковых вопросов в современном мире. / Под ред. Е. П. Челышева. СПб.: Златоуст, 2003. — 464 с.
- Руднева Т.Н., Баганова П. А. Культурологический подход в изучении иностранного языка дошкольниками // Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века.-Самара, 2001.-С. 11−18.
- Румянцева И.М. Психология речи и лингводидактическая психология. — М.: Персэ Логос, 2004.-319 с.
- Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. — 464 с.
- Русский язык в диаспоре: проблемы сохранения и преподавания. / Под ред. Г. В. Хруслова. М.: Гос ИРЯ им. A.C. Пушкина, 2002. — 304 с.
- Русский язык+ / Материалы международной науч.-практ. конф. Хельсинки, 2000. — 154 с.
- Рязанова И.С. Обучение английскому языку детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С. 62−64.
- Сафонова В.В. Изучение языков межкультурного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: Истоки, 1996. — 237 с.
- Сахипова З.Г. Речевое общение в многоязычной семье. — Уфа: Китап, 1998. 144 с.
- Сергеева O.E. Лингводидактические основы коммуникативно-игрового метода обучения русскому языку как иностранному детей дошкольного возраста. Дисс.. д-ра педагог, наук. — М.: ГИРЯ им. A.C. Пушкина, 2004. 486 с.
- Сергеева O.E. Веселые шаги: обучаем дошкольников русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2005. — 184 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
- Силласте Г. Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации // Социологические исследования. 1995. -№ 3. — С. 101−109.
- Синева O.E. Язык семьи и проблемы обучения в образовательном учреждении в условиях билингвизма / В кн.: Русский язык без границ: сб. матер, по итогам Межд. совещания директоров школ с преподаванием на русском языке. — М., 2005. — С. 28−32.
- Синева O.E. Уроки русского языка в разноуровневом и разноязычном коллективе // Русский язык в школе. — 2007. — № 5. — С. 12−16.
- Синева О.В. Лексическая работа в поликультурном классе // Русский язык в школе. -2009.-№ 5.-С. 5−8.
- Синева О.В., Шорина Т. А. Человек, его характер, мир: изучаем играя. — М.: Русский язык. Курсы, 2008. 87 с.
- Синякина Е., Синякин С. Развиваем речь. М.: Стрекоза, 2007. — 50 с.
- Синячкин В.П., Дронов В. В., Мальцева И. В., Хамраева Е. А., Хруслов Г. В. Русский язык и чтение для зарубежных школ: учебник русского языка для 1 класса. М.: Дрофа, 2009. — 176 с.
- Словарь методических терминов (Теория и практика обучения иностранным языкам). / Под ред. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
- Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Педагогика, 2001. — 356 с.
- Смирнова JI.H. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6−7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 96 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 399 с.
- Содержание образования в полиэтничной России в современных условиях. — М.: ИНПО, 2003.-367 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. — 386 с.
- Сопоставительная лингвистика и обучение неродному языку. / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Наука, 1987.-240 с.
- Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. — М.: МГПУ, 1998. 126 с.
- Сорочкина Н.Е. Интегративная модель билингвального обучения в современной российской школе. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Великой Новгород, 2000. — 18 с.
- Старжинская Н.С. Усвоение родного и второго языка // Дошкольное воспитание. 1991. -№ 10.-С. 49−52.
- Старжинская Н.С. Построение процесса усвоения близкородственного языка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 45−50.
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Еврошкола, 2003.-406 с.
- Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. — Тамбов: ТГУ им. Г. В. Державина, 2001. 145 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000.-230 с.
- Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю. А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения. / В кн.: Национально-культурная специфика речевого поведения. — М.: Наука, 1977.-С. 14−38.
- Тарасюк H.A. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта- Наука, 1999. — 120 с.
- Теория и практика билингвального обучения. — Вел. Новгород: Новгор. Госуд. Университет им. Ярослава Мудрого, 2001. — 51 с.
- Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтничного общества: сб. ст., посвящ. 75-летию чл.-кор. Рос. акад. образования М. Н. Кузьмина. — М.: ИНПО, 2006. 174 с.
- Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Дисс. канд. педагог, наук. — Москва, 1999. 183 с.
- Тер-Миносян М. Р. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в семейных условиях (на материале взаимодействия специалистов Центра образования с семьями воспитанников). Дисс. канд. педагог, наук. Москва, 2004. — 153 с.
- Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду. / Ред. Ф. А. Сохин, Е. И. Негневицкая. М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1972. — 280 с.
- Трофимова Ю.И. Педагогические условия формирования русско-якутского двуязычия дошкольников: на примере дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Якутск, 2008. — 23 с.
- Трыгуб И.С. Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. — М.: Гос. ИРЯ им. A.C. Пушкина, 2006. 19 с.
- Уланова О.Б. Английский язык для дошкольников: играем и учим. М.: Academia, 1998. — 153 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. 71 с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика, 1979. — 129 с.
- Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика. — Ижевск, 2004. 87 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Владос, 2010.-287 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3−4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2007. — 192 с.
- Фадеева, Ю.А., Пичугина, Г.А. Формирование фонетической стороны речи у детей с двуязычием (из опыта работы учителя-логопеда дет. сада № 174 Москвы с детьми из семей мигрантов) // Логопед. 2009. — № 2. — С. 24−31.
- Филин Ф.П., Иванов В. В. Современная теоретическая русистика и преподавание русского языка нерусским // Русский язык за рубежом. — 1982. — № 3. — С. 17−22.
- Фомин М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия). — М.: Мир книги, 1998. 214 с.
- Фрумкина Р. Особенности обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам // Знание сила. — 1993. — № 8. — С. 72−78.
- Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. Киев: Рад. школа, 1984. — 144 с.
- Хруслов Г. В. Права меньшинств в образовании: школа этнической диаспоры. — М.: ИНПО-ИРЯП, 1996. 65 с.
- Хрусталева Н. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога // М.: Диаспоры. 1999. — № 2−3.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения. М.: ГНОМ и Д., 2007. — 112 с.
- Чистякова Т.А., Чернушенко Е. М., Солина Г. И. Обучение иностранным языкам в детских садах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. — 295 с.
- Шамбилова М.М. Особенности обучения иностранным языкам на раннем этапе // В сб.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса как фактор развития личности ребенка. Стерлитамак, 2001. — С. 112−117.
- Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы // Русский язык в национальной школе. — 1982. — № 6. — С. 4−8.
- Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождения речи. — М.: Наука, 1991. — С. 185−220.
- Шидакова Д.Н. Обучение русскому языку в детских садах Карачаево-Черкессии. Дисс.. канд. педагог, наук. — Москва, 1997. — 177 с.
- Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие. -СПб.: Спец. лит., 1999. 152 с.
- Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2. — с. 55−58.
- Щепилова A.B. Проблемы развития многоязычного образования в российской школе // Москва: Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. 2002. — № 1. — с. 136−141.
- Щерба JI.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. — С. 24−39.
- Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филомантис, 2008. — 188 с.
- Экба И.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе. — СПб.: Просвещение, 1993. 224 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 360 с.
- Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры: Мир игры в мире Детства и игра в развитии ребенка // Мир психологии, 2004. № 1. — С. 60−68.
- Этнокультурное национальное образование в Москве // Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. — М.: МИПКРО, 2001. — 432 с.
- Юдакова Г. П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста // Иностранные языки в школе. 1993. — № 3. — С. 38−42.
- Юрков Е.Е., Попова Т. И., Лазарева O.A. и др. Коммуникативно-речевая компетенция ребенка-билингва дошкольного возраста: проблемы и перспективы описания // Русский язык за рубежом. 2009. — № 6.
- Юрьева, E.H. Формирование звукопроизношения у детей с двуязычием: логопедический аспект // Логопед. 2009. — № 4. — С. 58−69.
- Ягубова A.C. О психологических проблемах обучения двум или нескольким языкам // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. — М., 2005. Вып. 6. — С. 130−140.
- Язык семьи и школы / Под ред. Кроона С., Хруслова Г. В. — М.: ИНПО, 2001. 184 с. 273 Языковые права этнических меньшинств в сфере образования. — М.: Ин-т нац. проблем образования, 1994. — 76 с.
- Яценко H.A. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М.: МГПУ, 1994. -16 с.
- AGOMA (Arbeitsgemeinschaft ost- und mitteldeutscher Aus- und Ubersiedler e.V.) (Hrsg.): Gesundheitliche Probleme von Aus- und Ubersiedler. — Bonn, 1989. — 207 S.
- Akpinar U./Lopez-Blasko A./Vink J. Padagogische Arbeit mit auslandischen kindem und Jugendlichen. Bestandaufnahme und Onentierungshilfen. DJ1 aktuell 3. Aufl — Munchen: Verlag Juventa, 1980.-264 S.
- Albrecht M. Spielend lernen: Deutsch und Russich // «Berliner Morgenpost» — 8.1.2002 — S 4.
- Anstatt T. Mehrsprachigkeit bei Kindern und Erwachsenen. Erwerb Formen — Forderung. — Tubingen: Verlag Narr Francke Attempto, 2007. — 226 S.
- Auernheimer G. Migration als Herausforderung fur padagogische Institutionen. Opladen: Leske+Budrich Verlag, 2001.-201 S.
- Bade K.J. (Hrsg.). Neue Heimat im Westen: Vertriebene — Fluchtlinge Aussiedler. — 2. Aufl.- Munster: Landeszentrale fur politische Bildung, 1991. 160 S.
- Bade K.J. (Hrsg.). Zuwanderung und Eingliederung von Deutschen und Juden aus der fruheren Sowjetunion in Deutschland und Israel. Bonn: bpb, 1993. — 191 S.
- Bade K.J. Homo migrans: Wanderung aus und nach Deutschland Erfahrungen und Fragen. — Essen: Klartextverlag, 1994. — 128 S.
- Bahr R., Iven C. (Hrsg.) Sprache, Emotion, Bewusstheit. Beitrage zur Sprachtherapie in Schule, Praxis, Klinik. Idstein: Schulz-Kirchner Verlag, 2006. — 528 S.
- Bauer P., Brunner E. J. Elternpadagogik. Vor der Elternarbeit zur Erziehungspartnerschaft. -Freiburg i.B.: Lambertus-Verlag, 2006. 259 S.
- Bayer M. (Hrsg.). Enttauschte Erwartungen aber: sie richten sich ein. — Duisburg, Universitat-Gesamthochschule Verlag, 1992. — 129 S.
- Berger M. Vorschulische Erziehung im Nationalsozialismus. Weinheim&Basel: Beltz Verlag, 1986.-305 S.
- Berghoff W., Maeyr-Koenig B. Ludmila, Paul, Hassan, Lisa und Ayse lernen Deustch. Handbuch zur interkulturellen Padagogik in Tageseinrichtungen, Schulen, Jugendeinrichtungen und Erwachsenenbildung. Baltmannsweiler: Schneider Verlag, 2003.-269 S.
- Bernfeld S. Antiautoritare Erziehung und Psychoanalyse. Ausgewahlte Schriften in 3 Banden.- Frankfurt a.M.: Hrsg. von Werder L. & Reinhardt W., 1969.
- Bhatia T.K.&Ritchie W.C. (Hrsg.) Handbook of child language acquisition. San Diego, CA: Academic Press, 1999. — 731 S.
- Bhatia T.K., Ritchie W.C. The bilingual child: Some issues and perspectives. // In: Bhatia T.K.&Ritchie W.C. (Hrsg.) Handbook of child language acquisition. 1999. — P. 569−643.
- Bildungsvereinbarung NRW Fundament starken und erfolgreich starten. — Dusseldorf: Ministerium fur Schule, Jugend und Kinder des Landes Nordrhein-Westfalen, 2003. — 24 S.
- Bittner G. & Schmid-Cords (Hrsg.): Erziehung in fruher Kindheit. — Munchen: Piper Verlag, 1968.-420 S.
- Born in the U.S.S.R: Junge Aussiedler in Deutschland: ein Film /vom Giest-Warsewa, Videokassette, 1997. 30 min.
- Branik E. Psychische Storungen und soziale Probleme bei Kindern und Jugendlichen aus Spataussiedlerfamilien. Weinheim & Basel: Beltz Verlag, 1982. — 207 S.
- Brumlik M./Kiesel D./Kugelmann C. hp. (Hrsg.). Judisches Leben in Deutschland seit 1945.- Frankfurt a.M.: Athenaum Verlag, 1988. 288 S.
- Busche E. & E. Gedanken zur antiautoritaren Erziehung // «Vorgange». 1970. — Nr. 5. — S. 189−197.
- Das Berliner Bildungsprogramm fur die Bildung, Erziehimg und Betreuung von Kindern in Tageseinrichtungen bis zum Schuleintritt. Berlin: Verlag das Netz, 2004. — 92 S.
- Diefenbach H. Kinder und Jugendliche aus Migrantenfamilien im deutschen Bildungssystem. -Hannover: Vs Verlag, 3. Auflage, 2010.-179 S.
- Dietrich I. Voll integriert? Zuwanderer-Eltern berichten uber Erfahrungen ihrer Kinder mit Schule in Deutschland. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 1997. — 274 S.
- Dietz B. Jugendliche Aussiedler: Ausreise, Aufnahme, Integration. Berlin: Berln Verlag Arno Spitz, 1997. — 104 S.
- Dietz B. Jugendliche Aussiedler Portrait einer Zuwanderergeneration. — Frankfurt/Main u.a.: Campus-Verlag, 1998.-212 S.
- Dietz B. Kinder aus Familien mit Migrationshintergrund: Kinder in Aussiedlerfamilien und Asylbewerberfamilien alleinstehende Kinderfluchtlinge. — Munchen: Verlag DJI, 1999. — 233 S.
- Ehlich K. Anforderungen an Verfahren der regelma? igen Sprachstandsfeststellung als Grundlage fur die fruhe und individuelle Forderung von Kindern mit und ohne Migrationshintergrund. — Berlin: Bundesministerium fur Bildung und Forschung, 2005. 374 S.
- Ehlich K., Bredel U., Reich H.H. (Hg.) Referenzrahmen zur altersspezifischen Sprachaneignung. T. I, II. Berlin: Bundesministerium fur Bildung und Forschung, 2008. — 130 + 350 S.
- Empfehlungen des Bildungsforums (2001). Hrsg. Arbeitsstab Forum Bildung in der Geschaftsstelle der Bund-Lander-Kommission fur Bildungsplanung und Forschungsforderung. Internetdokument, http://www.b1k-bonn.de/papers/forum-bildung/bandl3.pdf. — S. 21.
- Erning G. Quellen zur Geschichte der offentlichen Kleinkindererziehung. Von den ersten Bewahranstalten bis zur vorschulischen Erziehung der Gegenwart. — Saarbrucken-Kastellaun: Univer-sitats- und Schulbuchverlag, 1976. 232 S.
- Erning G., Neumann K. u.a. Geschichte des Kindergartens. Bd. II: Institutionelle Aspekte, systematische Perspektiven, Entwicklungsverlaufe. — Berlin: Lambertus Verlag, 1987. 315 S.
- Feil C., Schonhammer R. Mentalitat und. Vorurteil — Auslandische Kinder aus der Sicht von Erzieherinnen. Munchen: DJI Verlag, 1983. — 167 S.
- Fend H. Sozialisierung und. Erziehung. Eine Einfuhrung in die Sozialisationsforschung. -Weinheim: Verlag Beltz, 1969. 267 S.
- Ferstl L. «Wir sind immer die Fremden»: Aussiedler in Deutschland. — Bonn: Dietz Verlag, 1990.-207 S.
- Flam H. (Hrsg.). Migration in Deutschland. Statistiken, Fakten, Diskurse. — Konstanz: Verlag Uvk, 2007.-321 S.
- Flitner A. Der Streit um die Vorschulerziehung // In: Bittner G. & Schmid-Cords E. (Hrsg.): Erziehung in fruher Kindheit. Munchen: Piper Verlag, 1968. — S. 364−384.
- Franger G., von Keyserlink L., Kowalski P. Auslanderkinder. Erziehungspraxis im Kindergarten. Ravensburg: Otto Maier Verlag, 1980. — 182 S.
- Fthenakis W.E. Bilinguale und bikulturelle Forderungsprogramme als Alternative fur auslandische Kinder der zweiten Generation. / Bucher fur auslandische Kinder, Bd. 13. — Frankfurt/Main: Borsenverein des deutschen Buchhandels e.V., 1978. 185 S.
- Fthenakis, W.E. Bilingualismus in der fruhen Kindheit // In: Fthenakis W.E. h flp. Bildungswirklichkeit, Bildungsforschung, Bildungsplanung. Donauworth: Verlag Auer, 1981. — S. 33−82.
- Fthenakis W.E., Scheid G., Schorb A.O. u.a. Bildungswirklichkeit, Bildungsforschung, Bildungsplanung. Donauworth: Verlag Auer, 1981. — 348 S.
- Fthenakis W.E. Bilinguale bikulturelle Erziehung im Elementarbereich Zum Modellversuch des Staatsinstituts fur Fruhpadagogik // Welt des Kindes. — 1983. — № 5 (61). — S. 385−390.
- Fhtenakis W.E. et al. Auf den Anfang kommt es an. Perspektiven fur eine Neuorientierung fruhkindlicher Bildung. Berlin: Bundesministerium fur Bildung und Forschung, 2003. — 251 S.
- Fuchs M. Die Wohnungssituation der Aussiedler // In: Silbereisen R.K., Lantermann E.-D., Schmitt-Rodermund E. Aussiedler in Deutschland. Akkulturation von Personlichkeit und Verhalten. -Opladen, 1999. S. 91−104.
- Fuhrer U./Mayer S. Familiare Erziehung im Prozess der Akkulturation. // Fuhrer U./Uslucan H.-H. (Hrsg.): Familien, Akkulturation und Erziehung. Migration zwischen Eigen- und Fremdkultur. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2005. — S. 59−85.
- Fuhrer U./Uslucan H.-H. (Hrsg.): Familien, Akkulturation und Erziehung. Migration zwischen Eigen- und Fremdkultur. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2005. — 267 S.
- Garlin, E. Bilingualer Erstspracherwerb. Munster: Waxmann, 2008. — 518 S.
- Gobler, F. (Hrsg.)fRussische Emigration im 20. Jahrhundert. Literatur-Sprache-Kultur. Munchen: Otto Sagner, 2005. — 412 S.
- GogolinI. Mehrsprachigkeit//Grundschule.- 1999.-№ 5. -S. 40−42.329.- Gogolin I., Kruger-Potratz M., Kuhs K. u.a. Migration und sprachliche Bildung. Munster: Waxmann Verlag, 2005. — 340 S.
- Grossmann W. Kindergarten und Padagogik. Grundlagentexte zur deutsch-deutschen Bestandsaufnahme. Weinheim&Basel: Beltz Verlag, 1992. — 317 S.
- Grossmann W. Kindergarten: eine historisch-systematische Einfuhrung in seine Entwicklung und Padagogik. Weinheim&Basel: Beltz Verlag, 2. erw. Aufl., 1994. 191 S.
- Gruneisen V., Hoff E.-H. Familienerziehung und Lebenssituation: Der Einflu? von Lebensbe-dingugen und Arbeitserfahrungen auf Erziehungseinstellungen und Erziehungsverfahren von Eltern. Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1977. — 239 S.
- Grundsatze elementarer Bildung in Einrichtungen der Kindertagesbetreuung im Land Brandenburg. Potsdam: Ministerium fur Bildung, Jugend und Sport des Landes Brandenburg, 2004. -28 S.
- Hermanutz L. Vorschulische Erziehung in katholischer Tragerschaft. Studien uber die Entstehung und Entwicklung des katholischen Kindergartenwesens in Deutschland: Dissertation. Bamberg, 1977. -148 S.
- Herwartz-Emden L. Erziehung und Sozialisation in Aussiedlerfamilien. Einwanderungskontext, familiare Situation und elterliche Orientierung // Aus Politik und Zeitgeschichte, Beilage zum «Das Parlament». 1997. — B. 7−8. — S. 3−9.
- Heyer T. Strukturwandel und Migration: Befunde zur Migrationsgeschichte Deutschlands seit 1880. Norderstedt: Grin Verlag, 2009. — 110 S.
- Hoffmann E. Die Bedeutung der Erziehung des Kleinkindes // In: Bittner G. & Schmid-Cords E. (Hrsg.): Erziehung in fruher Kindheit. Munchen: Piper Verlag, 1968. — S. 17−34.
- Jugendfursorge. Mitteilung der Deutschen Zentrale fur Jugendfursorge. Oktober/Dezember 1919.-Berlin, 1919.-86 S.
- Kessler J. Judische Migration aus der ehemaligen Sowjetunion seit 1990. Beispiel Berlin: Magisterarbeit an der FU Hagen. 1996, цит. Интернет: http://www.berlin-judentum.de/gemeinde/migration html
- KinderBildungsgesetz NRW (KiBiZ). Gesetz zur fruhen Bildung und Forderung von Kindern vom 30.10.2007. — Dusseldorf: Ministerium fur Generationen, Familie, Frauen und Integration des Landes Nordrhein-Westfalen, 2008. 30 S.
- Konrad F.-M. Der Kindergarten seine Geschichte von dem Anfang bis in die Gegenwart. -Freiburg: Lambertus Verlag, 2004. — 294 S.
- Kossolapow L. Aussiedler-Jugendliche. Ein Beitrag zur Integration Deutscher aus dem Osten. Weinheim: Deutscher Studienverlag, 1987. 164 S.
- Kotzian O. Die Aussiedler und ihre Kinder. Dillingen/Dounau: Verlag Main AG, 2. Aufl., 1991.-458 S.
- Kracht A. Migration und kindliche Zweisprachigkeit. Interdisziplinaritat und Professionalitat sprachpadagogischer und sprachbehindertenpadagogischer Praxis. Munster: Waxmann, 2000. -455 S.
- Kracht A., Rothweiler M. Diagnostische Fragen zur kindlichen Grammatikentwicklung im Kontext von Mehrsprachigkeit // In: Warzecha B. (Hrsg.) Heterogenitat macht Schule. Munster: Waxmann, 2003. — S. 189−204.
- Kreker M. (Hrsg.) Quellen zur Geschichte der Vorschulerziehung. — Berlin: Volk und Wissen Verlag, 1983.-447 S.
- Kruger H.-H.&Marotzki' W. (Hrsg.): Padagogik und Erziehungsalltag in der DDR. Zwischen Systemvorgaben und Pluralitat. Opladen: Leske+Budrich Verlag, 1994. — 298 S.
- Laewen H.-J. Die Selbstbildung des Kindes fordern. Zum. Verhaltnis von Bildung und Erziehung in Kindertageseinrichtungen // Klein und Gro?. — 2002. Heft 1. — S. 16−23.
- Leist-Villis A. Elternratgeber Zweisprachigkeit — Informationen & Tipps zur zweisprachigen Entwicklung und Erziehung von Kindern. — Tubingen: Stauffenburg Verlag, 2008. 166 S.
- Lengyel D. Zweitspracherwerb in der Kita. Eine integrative Sicht auf die sprachliche und kognitive Entwicklung mehrsprachiger Kinder. Munster/New York/Munchen/Berlin: Waxmann, 2009.-281 S.
- Liebenstein I. Integrationsprobleme von Russlanddeutschen. Munster: Verlag Diplomica, 2010.-72 S.
- Lingnau S. Erziehungseinstellungen von Aussiedlerinnen aus Russland. Ergebnisse einer regionalen empirischen Studie. / Schriftenreihe des EBKM, Oldenburg: Carl von Ossietzky Universitat, 2000.-№ 6.-154 S.
- Mammey U., Schiener R. Zur Eingliederung der Aussiedler in die Gesellschaft der Bundesrepublik Deutschland. Opladen: Leske+Budrich, 1998. — 142 S.
- Migration und Asyl in Zahlen. Bonn: Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge, 2004. — 80 S.
- Meng K. Russischsprachige Eltern und deutsche Kindergarten // In: Interkulturell und Global. Forschungsstelle Migration und Integration, Padagogische Hochschule Freiburg, Freiburg, Jg. 2006 -H. 1−2.-S. 69−87.
- Meng K. Russlanddeutsche Sprachbiografien. Untersuchungen zur sprachlichen Integration von Aussiedlerfamilien (при сотрудничестве с Екатериной Протасовой). — Tubingen: Gunter Narr Verlag, 2001. 549 S.
- Militzer R. Interkulturelle Erziehung im Elementarbereich ein Projekt des Landes NordrheinWestfalen // In: Auernheimer G. Migration als Herausforderung fur padagogische Institutionen. -Opladen: Leske+Budrich Verlag, 2001. — S. 19−32.
- Militzer/Bourgeos. Aussiedlerkinder im Kindergarten. Koln: Verlag W. Kohlhammer, 1994. -84 S.
- Muller B. Offentliche Kleinkindererziehung im Deutschen Kaiserreich. Analysen zur Politik der Initiierung, Organisierung, Nationalisierung und Verstaatlichung vorschulischer Anstalten in Deutschland. Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1989. — 611 S.
- Muller C., Poutrus P. G. (Hg.): Ankunft Alltag — Ausreise. Migration und interkulturelle Begegnung in der DDR-Gesellschaft. /Koln/Weimar/Wien, 2005. — 255 S.
- Munz R., Seifert W., Ulrich R. Zuwanderung nach Deutschland. Strukturen, Wirkungen, Perspektiven. 2. Aufl. — Frankfurt a.M./New York: Campus Verlag, 1997. — 227 S.
- Nauck B. Zur Situation turkischer Frauen und ihrer Familien in der Bundesrepublik Deutschland // B c6.: Frauenforschung, 1987. Jg. 5. — H. 4. — S. 89−97.
- Neumann U. Erziehung auslandischer Kinder. Erziehungsziele und Bildungsvorstellungen in turkischen Arbeiterfamilien. Dusseldorf: Padagogischer Verlag Schwann, 1980. — 243 S.
- Nitsch C. Mehrsprachigkeit eine neurowissenschaftliche Perspektive // In: Anstatt T. Mehrsprachigkeit bei Kindern und Erwachsenen. Erwerb — Formen — Forderung. — Tubingen: Verlag Narr Francke Attempto, 2007. — S. 47−68.
- Nodari C., de Rosa R. Mehrsprachige Kinder. Ein Ratgeber fur Eltern und andere Bezugspersonen. Bern: Haupt Verlag AG, 2003. — 112 S.
- Norda G. Migration und Schule in der Bundesrepublik Deutschland. Norderstedt: Grin Verlag, 2. Aufl., 2010.-56 S.
- Oksaar E. Zweitspracherwerb. Wege zur Mehrsprachigkeit und zur interkulturellen Verstandigung. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2003. — 222 S.
- Parson T. / Bales R.F. Family, Socialization and Interaction Process. New York: The Free Press, 1955.-422 p.
- Picht G. Die deutsche Bildungskatastrophe. Olten & Freiburg i.B.: Walter Verlag, 1964. — 153 S.
- PISA 2000. Basiskompetenzen von Schulerinnen und Schulern im internationalen Vergleich. Zusammenfassung zentraler Befunde. / Deutsches PISA-Konsortium (Hrsg.) htpp://www.mpib-berlin.mpg.de/pisa/ergebnisse/pdf.
- Polis. Gesellschsft fur Politik und Sozialforschung mbH: Aussiedler Monitor qualitativ. Biographien von Aussiedlerfamilien. Phase II: Zwischebilanz. — Munchen: bbp, 1990. 138 S.
- Polligkeit W. Erziehungshilfe und Ersatzerziehung, ihre rechtlichen Grundlagen und ihre Formen // In: Kleinkinderfursorge und Bevolkerungspolitik. Hrsg. v. Deutschen Ausschu? fur Klein-kinderfursorge. Frankfurt am Main, 1918. — S. 100−105.
- Porcher L. The education of the children of migrant workers in Europe: Interculturalismus and teacher training. Strasbourg and Croton, N.Y.: Council for Cultural Cooperation, School Education Division, Council of Europe, 1981. — 176 S.
- Reich W. Die sexuelle Revolution. — Frankfurt a.M.: Fischer Verlag, 1966. 56 S.
- Rei?landt C. Migration, in Ost- und Westdeutschland von 1955 bis 2004 // Internet: htpp://www.bpb.de/themen/8Q83M7.html.
- Reitermeier U. Aussiedler treffen auf Einheimische. — Tubingen: Gunter Narr, 2005. — 495 S.
- Rehkugler E. Die Situation der auslandischen Familie // In: Theel G.(Hrsg.) Das auslandische Kind im Kindergarten und Kindertagesheim. Ein praktischer Ratgeber. — Fellbach: Adolf Bonz Verlag, 1981.-S. 9−23.
- Reyer J. Einfuhrung in die Geschichte des Kindergartens und der Grundschule. — Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2006. 256 S.
- Richarz M. Juden in der Bundesrepublik Deutschland und in der Deutschen Demokratischen Republik seit 1945 / In: Brumlik M., Kiesel D., Kugelmann C. (Hrsg.). Judisches Leben in Deutschland seit 1945. Frankfurt a.M.: Athenaum Verlag, 1988. — S. 13−30.
- Ringler M., u.a. Kompetent mehrsprachig. Sprachforderung und interkulturelle Erziehung im Kindergarten. 2. Aufl. — Frankfurt/Main: Brande u. Apsel Verlag, 2007. — 141 S.
- Rogge J.-U. Nicht gegen- sondern miteinander Zusammenarbeit mit Eltern im Kindergarten // Zukunft Kindergarten. Themen und Konzepte von 10 Experten der Elementarpadagogik. — Offenbach/M.: Gabal Verlag, 2002. — S. 26−49.
- Sachsischer Bildungsplan ein Leitfaden fur padagogische Fachkrafte in Kindertageseinrichtungen. — Dresden: Sachsisches Staatsministerium fur Soziales, Dresden, 2004 (in seiner Endfassung 2006).-117 S.
- Saur T. Psychosoziale Eingliederungsarbeit mit Aussiedlern: Arbeitseinsatze und Arbeitsbedingungen der Einzellfallhilfe, Gruppen-, Gemeinwesen- und Offentlichkeitsarbeit. — Berlin: Berlin Verlag Arno Spitz, 1997. 75 S.
- Schmidt V. Samtliche Werke. Freiburg i.B.: Ahriman-Verlag, 2010. — 115 S.
- Schmitz R. Interkulturelle Kompetenz eine Herausforderung fur die Zukunft des Kindergartens // Zukunft Kindergarten. Themen und Konzepte von 10 Experten der Elementarpadagogik. — Offenbach/M.: Gabal Verlag, 2002. — S. 136−153.
- Schoeps J.H./Jasper W./Vogt B. (Hrsg.) Ein neues Judentum in Deutschland? Fremd- und Eigenbilder der russisch-judischen Einwanderer. — Potsdam: Verlag fur Berlin-Brandenburg, 1999.* — 325 S.
- Silbereisen R.K., Lantermann E.-D., Schmitt-Rodermund E. Aussiedler in Deutschland. Akkulturation von Personlichkeit und Verhalten. — Opladen: Leske+Budrich, 1999. 389 S.
- Slawek A. Migranten und Ihre Muttersprache. Konzepte und Moglichkeiten gelungener Integration und Schulbildung. Hamburg: Vdm Verlag Dr. Muller, 2007. — 87 S.
- Strobl R., Kuhnel W. Dazugehorig und ausgegrenzt: Analysen zu Integrationschancen junger Aussiedler. Weinheim u.a.: Juventa Verlag, 2000. — 240 S.
- Theel G. Das auslandische Kind im Kindergarten und Kindertagesheim. Ein praktischer Ratgeber. Fellbach: Adolf Bonz Verlag, 1981. — 93 S.
- Thiersch R. Familie und Kindertageseinrichtungen // In: Bauer Р., Brunner E. J. Elternpadagogik. Vor der Elternarbeit zur Erziehungspartnerschaft. — Freiburg i.B.: Lambertus-Verlag, 2006. — S. 80−106.
- Thranhardt D. Die Bundesrepublik Deutschland — Ein unerklartes Einwanderungsland / Aus Politik und Zeitgeschichte. — Beilage zum «Das Parlament». 1988. — № 24. — S. 12−18.
- Tietze W. & Ro? bach H.-G. Das Fruherziehungssystem in der Bundesrepublik Deutschland // Tietze W. & Ro? bach H.-G. (Hrsg.) Erfahfrungsfelder in der fruhen Kindheit. Freiburg i. Br.: Lambertus Verlag, 1993.-S. 126−167.
- Tietze W. & Ro? bach H.-G. Erfahfrungsfelder in der fruhen Kindheit. Freiburg i. Br.: Lambertus Verlag, 1993. — 398 S.
- Tracy R. Wie Kinder Sprachen lernen: und wie wir sie dabei unterstutzen konnen. Tubingen: Francke Verlag, 2007. — 236 S.
- White paper, 1995: White paper on education and training, teaching and learning. Towards the learning society. Internetdokument http://europa.eu/documents/comm/whitepapers/pdf/ com95590en. pdf
- Zukunft Kindergarten. Themen und Konzepte von 10 Experten der Elementarpadagogik. -Offenbach/M.: Gabal Verlag, 2002. 191 S.
- Zweisprachigkeit im Kindergarten. Ergebnisse eines Modellversuches. Bd. 1. Gemeinsame Forderung auslandischer und deutscher Kinder im Kindergarten. Donauworth: Auer Verlag, 1985. -136S.
- Диаграмма 2. Образование родителейсреднее специальное 21% школьное без профессии — 16°"
- Диаграмма 3. Родной я шк родителейрусский немецкий другие языки70% 16% - 14%2007 год всего 145 семей
- В опросе приняли участие родители из 4х немецко-русских детских садов Берлина1. Диаграмма 6.
- Образование родителей для каждого детского сада в отдельности27 23 4 431 36 20 114 41 14 525 20 4 21. Умка33 семья/58 чел.1. Матрешка 47 семей/88 чел.1. Теремок 38 семей/74 чел.
- Золотой ключик 27 семей/51 чел.1. Диаграмма 7.
- Образование родителей в детских садах МИТРА 2007 год, общая статистика (271 человек)1. Учеба, 12 чел.2007 год всего 145 семей
- В опросе приняли участие родители из 4х немецко-русских детских садов Берлина1. Диаграмма 8.
- Отношение к русскому языку для каждого детского сада в отдельности (по семьям)19 0 65 1630 6 47 171. Умка 33 семья1. Матрешка 47 семейI19 9 52 201. Теремок 38 семей1. Золотой ключик 27 семей1. Диаграмма 9.
- Отношение к русскому языку, общая статистика (271 человек)1. Язык семьи, 25%1. Язык карьеры. 7%
- И то. и другое (билингвизм), 49% Затрудняются с ответом. 9%
- Причины ухода детей из детского сада1. Диаграмма 10
- Диаграмма 10 а. Умка, 1-й год работы (2002−2003).45 детей начали ходить в детский сад на начало года, 32 ребенка учило по причинам:
- Ц разочарование в концепции. 9 чел. Ц отъезд из страны, 7 чел. Щ отдаленность от места проживания, 9 чел. I 1 переход в школу, 2 чел. финансовые проблемы, 5 чел.
- Соотношение общего количества летен на начало года к шедшим в течение года
- Соотношение общего количества детей на начало года к шедшим в течение года
- Диаграмма 10 с. Умка, 8-й год работы (2009−2010).64 ребенка ходили в детский сад на начаю года, 29 детей ушли по причинам: разочарование в концепции. 5 чел. отдаленность от места проживания, 4 чел.. переход в школу, 16 чел. | финансовые проблемы. 4 чел.
- Ц Соотношение общего количества детей на начало года к ушедшим в течение года
- Причины ухода детей из детского сада1. Диаграмма 11
- Диаграмма // а. Матрешка, 1-й год работы (2005−2006).45 детей начитии ходить в детский сад, 13 детей ушли по причинам: разочарование в концепции, 4 чел. отдаленность от места проживания. 4 чел. I | переход в школу. 2 чел. финансовые проблемы, 3 чел.
- Общее соотношение всех детей в детском саду к ушедшим
- Общее соотношение всех детей в детском сад к ушедшим
- Диаграмма 11 с. Матрешка, 5-й год работы (2009−2010).
- ПО детей ходили в детский сад па начало года, 34 ребенка ушло по причинам:
- Ц разочарование в концепции, 3 чел.
- Щ отдаленность от места проживания, 3 чел. переход в школу. 24 чел. | финансовые проблемы. 4 чел.
- Общее соотношение всех детей в детском саду к ушедшим