Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для осуществления поставленной цели, задач и обеспечения развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста необходимы следующие педагогические условия: создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, для которой характерна гуманистическая направленность взаимодействия педагогов и учащихсяобеспечение готовности преподавателя к совершенствованию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста
    • 1. 1. Анализ педагогических подходов к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Музыкальная одаренность как педагогический феномен
    • 1. 3. Структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста в деятельность музыкального колледжа
    • 2. 1. Разработка модели музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста
    • 2. 2. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 2. 3. Педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста
  • Заключение 142 Библиография
  • Приложения

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие одаренной личности, её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка становится приоритетной задачей в системе художественного образования.

Художественное образование — процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Именно поэтому в концепции художественного образования Российской Федерации на период до 2015 года подчеркивается необходимость выявления художественно одаренных детей, обеспечения соответствующих условий для их образования и творческого развития. На систему художественного образования возлагается задача формирования национальной творческой элиты, предполагающая полноценное использование личностно-ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и к особо одаренным учащимся.

Проведенный анализ состояния организации обучения музыкально одаренных учащихся в музыкальных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в настоящее время вопросам развития музыкальной одаренности у младших школьников уделяется недостаточно внимания. Это позволяет утверждать, что, несмотря на значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих возможностей в полной мере, так как: выявление музыкальной одаренности у детей и ее развитие проходит эмпирическим путем, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детямнедостаточно разработаны научно обоснованные подходы к развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возрастав процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста не всегда учитываются возрастные особенности.

В связи с этим актуальность данного исследования, посвященного выявлению педагогических условий развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста не вызывает сомнений.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблемы обучения одаренных детей вообще и музыкально одаренных детей, в частности, являются предметом оживленной дискуссии.

Природа одаренности исследована В. Александером, Г. Веббом, Д. Векслером, Дж. Миллером, Д. Хэттелом, Е. Шафером и др.

Сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», специфика особенностей одаренного ребенка представлена в работах Д. Б. Богоявленской, А. Карне, Н. С. Лейтеса, В. И. Панова, К. Перлета, А. И. Савенкова, К. Хеллера, Е. И. Щеблановой, B.C. Юркевич и др.

Проблемы структуры и природы способностей, условий их развития исследованы Б. Г. Ананьевым, В. А. Крутецким, А. Н. Леонтьевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, В. Д. Шадриковым и др.

Общие закономерности развития одаренности выявлены А. В. Брушлинским, Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, Н. С. Лейтесом, Р. Стенбергом, Дж. Фримэном и др.

Способы изучения одаренности предложены А. Бине, Дж. Гилфордом, Л. Терменом, П. Торренсом и др.

Проблема развития способностей у детей младшего школьного возраста рассмотрена Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, A.M. Матюшкиным, А.А. Мелик-Пашаевым, Н. Н. Поддъяковым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, Д. Н. Узнадзе, и др.

Сущность понятия «музыкальная одаренность» описана в работах Б. В. Асафьева, A.JI. Готсдинера, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина, Б. Л. Яворского, 3. Кодаи, К. Орфа и др.

Структуре музыкальной одаренности посвящены работы Д. К. Кирнарской, И. А. Курбатовой, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли, Т. Ф. Цыгульской и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы музыкальных колледжей и детских музыкальных школ по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, а также собственный педагогический опыт позволили выявить ряд противоречий:

— между необходимостью развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической разработанностью основ этого процесса;

— между традиционными методами и формами музыкального образования младших школьников и необходимостью поиска инновационных подходов к выявлению и развитию их одаренности в образовательном процессе;

— между потенциальными возможностями музыкального образования и их недостаточным использованием в процессе развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении?

В связи с этим была определена тема исследования «Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста».

Объект исследования — развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном образовательном учреждении.

Цель исследования — разработка и экспериментальная проверка модели и педагогических условий развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить особенности младшего школьного возраста, как благоприятного и значимого периода для развития музыкальной одаренности младших школьников.

2. Выявить и обосновать структуру музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

3. Разработать модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

4. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста.

5. Экспериментально проверить эффективность модели развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста и педагогических условий ее реализации в практике деятельности музыкальных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: развитие музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста в рамках музыкального образовательного учреждения будет эффективной, если:

• выявлены особенности младшего школьного возраста, определяющие его как важный и значимый период для развития музыкальной одаренности и позволяющие индивидуализировать процесс обучения детей в музыкальном образовательном учреждении;

• выявлена и обоснована структура музыкальной одаренности применительно к детям младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении, включающая как общие, музыкальные, когнитивные способности, так и художественно-исполнительские способности ребенка;

• модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста будет разработана и реализована в контексте личностно-ориентированного, культурологического и деятельностного подходов;

• педагогические условия будут способствовать развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, что, в свою очередь, позволит им раскрыть свою творческую индивидуальность.

Методологической и теоретической основой исследования являются взгляды Российских философов о развитии человека в обществе, а также формировании у него личностных качеств, необходимых для развития его индивидуальности (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и др.), системный (А.Н. Аверьянов В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В.И. Загвязинский), личностно-ориентированный (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, Т. О. Мальковская, Б. М. Неменский, В. В. Сериков, А. П. Тряпицин, И. С. Якиманская и др.), деятельностный (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), культорологический (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, Ю. М. Лотман и др.) подходы, работы по исследованию особенностей личности детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Л. А. Венгер, B.C. Юркевич), исследования, посвященные педагогике творчества и творческой деятельности (Ф.Я. Байков, М. Я. Виленский,.

A.Н. Гирнык, Б. М. Кедров, A.M. Коршунов, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер,.

B.Г. Разумовский, Л. К. Тараканова, O.K. Тихомиров), исследования одаренности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), исследования музыкальных способностей и одаренности (Дж. Гилфорд, Д. К. Кирнарская, В. Г. Ражников, К. В. Тарасова, М. С. Старчеус, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин), педагогические исследования по развитию музыкальной одаренности в учебном процессе.

А.Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. Е. Милич, С. М. Мальцев, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский и др.).

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация и моделирование, анализ технических, академических зачетов и экзаменов младших школьниковэмпирические методы (наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, анкетирование, беседы) — педагогический эксперимент по внедрению модели развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в практику деятельности музыкальных образовательных учрежденийанализ и обобщение личного педагогического опыта автора в качестве преподавателя специального фортепиано Воронежского музыкального колледжастатистическая обработка результатов эксперимента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Воронежском музыкальном колледже (ВМК). В педагогическом эксперименте приняли участие 80 учащихся, 92 родителя, 25 преподавателей. 40 учащихся составили экспериментальную группу, 40 — контрольную.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003;2004 гг.) анализировалось содержание научно-педагогической литературы по проблеме исследования, изучалось состояние развития музыкальной одаренности в образовательных учреждениях, проводилось накопление фактов и их анализ.

На втором этапе (2004;2006 гг.) были определены задачи по развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста. Разработана модель развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, выявлены педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальных образовательных учреждениях. Разработана и реализована программа по развитию компонентов музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном колледже. Проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) осуществлялось обобщение результатов проведенного исследованиястатистическая обработка полученных данныхуточнение теоретических положений и выводов, целостное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены особенности младшего школьного возраста, определяющие его как благоприятный и значимый период для развития музыкальной одаренностивыявлена и обоснована структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возрастаразработана и экспериментально проверена модель развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возрастаобоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в теорию обучения музыкально одаренных детей, заключающимся в уточнении структуры музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, рассмотренной с позиций развития их общих, музыкальных, когнитивных и художественно-исполнительских способностей. Разработанная модель обеспечивает эффективное развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста путем поэтапной совместной деятельности преподавателя и учащегося по развитию у него компонентов музыкальной одаренности и диагностики достижений на каждом этапе.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследования, используются в образовательном процессе учреждений культуры и искусства г. Воронежа. Программа по развитию компонентов музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста внедрена в учебно-воспитательный процесс Воронежского музыкального колледжа.

Основные результаты исследования также могут быть использованы в системе общего и дополнительного образования, при переподготовке и повышении квалификации преподавателей музыкальных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положенийсистемной совокупностью используемых источниковкомплексным применением методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследованиямноголетним личным опытом учителя по исследуемой проблемекомплексным характером проведения педагогического эксперимента, использованием методов статистической обработки результатов.

Основные положения, выносимые па защиту:

1. Структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста включает в себя:

• общие способности (осознание процессов окружающего мира посредством музыкипреобладание творческого мышленияспособности к воображению и импровизацииповышенная концентрация вниманияобразность и ассоциативность восприятиявпечатлительность);

• музыкальные способности (ладовое чувствомузыкально-слуховые представлениямузыкальная памятьмузыкально-ритмическое чувство, архитектоническое чувство);

• когнитивные способности (устойчивый интерес к учебной деятельностиусидчивостьпоисковая активностьтворческое выполнение заданийвысокая результативностьдоминирование внешней практической деятельности);

• художественно-исполнительские способности (артистичностьвиртуозностьэмоциональность, непосредственность исполненияоригинальность интерпретации).

2. Модель развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста включает следующие компоненты: цель (развитие музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста) — задачи (выявление степени выраженности музыкальной одаренности ребенкаразработка механизмов развития музыкальной одаренностиразвитие компонентов музыкальной одаренности, которые необходимы для формирования музыкально одаренной личности) — преподавателя и учащегося в их субъект-субъектном взаимодействииэтапы педагогической деятельности (идентификации уровня развития музыкальной одаренности и степени выраженности музыкальных способностей, индивидуализации учебных заданий, отвечающих потребностям ребенка, целенаправленного развития общих, музыкальных, когнитивных, художественно-исполнительских способностей) — поддержку родителей.

3. К педагогическим условиям, способствующим развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, относятся:

— создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, включающей обязательное участие музыкально одаренных детей в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах, мастер-классах, организацию в музыкальном образовательном учреждении творческих школ;

— обеспечение готовности преподавателя к совершенствованию своего профессионального мастерства;

— максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе, направленное на развитие музыкальной одаренности за счет проведения индивидуальных и групповых бесед, консультаций, семинаров и т. п.- стимулирование свободного саморазвития, активности и самостоятельности младших школьников путем подбора особого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям ребенка, индивидуальной подготовки к концертам, конкурсам и т. п.;

— обеспечение целенаправленной работы преподавательского состава по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении.

Апробация: Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на заседаниях методических объединений учителей дополнительного, среднего профессионального образования г. Воронежа, на областных курсах повышения квалификации работников культуры и искусства, на региональных, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях.

Теоретические и практические результаты исследования используются в педагогическом процессе музыкального колледжа г. Воронежа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, иллюстрирована таблицами, рисунками.

Выводы по 2 главе.

1. Разработанная педагогическая модель включает следующие компоненты: цель, которая состоит в развитии музыкальной одаренности младших школьников. Достижение поставленной цели реализуется в рамках образовательной среды музыкального образовательного учреждения. Цель конкретизируется следующими педагогическими задачами: выявление степени выраженности музыкальной одаренности ребенкаразработка механизмов развития музыкальной одаренностиразвитие компонентов музыкальной одаренности (музыкальной памяти, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства, и т. д.), которые необходимы для формирования музыкально одаренной личности.

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели осуществлялась нами в три этапа: констатирующий этап, позволивший идентифицировать реальный уровень развития музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста, апробировать разработанную педагогическая модельформирующий этап, характеризующийся разработкой и реализации программы по развитию компонентов музыкальной одаренности учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в музыкальном колледжеобобщающий этап, на котором была оценена результативность использования разработанной модели, эффективность педагогических условий развития музыкальной одаренности.

3. Обеспечение эффективности разработанной модели на практике обусловлено комплексом выявленных педагогических условий, способствующих: совершенствованию организации педагогического процесса развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждениисвоевременному выявлению и развитию музыкальной одаренностиповышению уровня педагогического мастерства учителя через стремление к профессионализму самосовершенствованию и т. д.

Заключение

.

1.Таким образом, младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для развития музыкальной одаренности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

2. В результате проведенного исследования выявлена структура музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста, состоящая из следующих компонентов:

• общие способности (осознание процессов окружающего мира посредством музыкипреобладание творческого мышленияспособности к воображению и импровизацииповышенная концентрация вниманияобразность и ассоциативность восприятиявпечатлительность);

• музыкальные способности (ладовое чувствомузыкально-слуховые представлениямузыкальная памятьмузыкально-ритмическое чувство, архитектоническое чувство);

• когнитивные способности (устойчивый интерес к учебной деятельностиусидчивостьпоисковая активностьподражательностьтворческое выполнение заданийвысокая результативностьдоминирование внешней практической активности);

• художественно-исполнительские способности (артистичностьвиртуозностьэмоциональность исполненияоригинальность интерпритации).

3. Развитие музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста должно проходить в соответствии с разработанной моделью, внедрение которой в деятельность музыкальных образовательных учреждений будет оптимизировать данный процесс.

4. Для осуществления поставленной цели, задач и обеспечения развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста необходимы следующие педагогические условия: создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, для которой характерна гуманистическая направленность взаимодействия педагогов и учащихсяобеспечение готовности преподавателя к совершенствованию своего профессионального мастерствамаксимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессестимулирование свободного саморазвития, активности и самостоятельности младших школьниковобеспечение целенаправленной работы преподавательского состава по развитию музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в музыкальном образовательном учреждении.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе реализации модели у детей младшего школьного возраста наряду с развитием музыкальной одаренности происходит формирование важных профессиональных качеств:

• расширяется музыкальный кругозор младших школьников, обеспечивающий развитие слуховых возможностей и стимулирование познавательной активности;

• формируются навыки грамотного постижения авторского текста, способствующие развитию музыкального мышления;

• раскрывается творческая индивидуальность.

Полученные результаты в результате опытно-экспериментальной работы можно рассматривать как исходные возможности для дальнейшего развития музыкальной одаренности младших школьников. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов диссертационной проблемы. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке методов и форм развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста в рамках педагогического процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. — М.: Академ. Проект, 2002. — 624с.
  2. , Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э. Б. Абдуллин. — М.: Профессия, 1996. -С. 15−16.
  3. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111−131.
  4. , Ш. Л. Школа жизни. / Ш. Л. Амоношвили М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. — 80 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 2 / Б. Г. Ананьев -М.: Психология, 1980. — С. 4415.
  6. , Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1962. 140с.
  7. , Б.Г. Очерки психологии/Б.Г. Ананьев — JL: 1945. 160с.
  8. , М.Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. -М.: 1974.- С. 90−128.
  9. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева-М.: 1977. 184с.
  10. , А.Д. Первая встреча с музыкой. / А. Д. Артобалевская. М.: Сов. композитор, 1974. — 101с.
  11. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М.:1998. — 102с.
  12. , Е.А. Одаренные дети / Е. А. Белова. // Дошкольное восп итание. 1991. -№ 4. — С. 69−75.
  13. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  14. , Д.Б. Ещё раз о понятии одаренности / Д. Б. Богоявленская М.: 2005. — 56с.
  15. , Д.Б. Психология творческих специальностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д. Б. Богоявленская. М., 2002. — 345с.
  16. Бодалев, А. А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /А.А. Бодалев //Проблемы способностей в советской психологии: Сб. научных трудов. М., 1984. — С. 5−18.
  17. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, 162с.
  18. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии № 2,1979. С. 45−56.
  19. Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С. А. Кузнецова. М.: 2000. — С. 156.
  20. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. — 125с.
  21. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев М.: ИН РАН. — 1997. — 352с.
  22. Л.А. Педагогика способностей —/Л.А. Венгер М.: 1973.
  23. , Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вилсон — М: Когито-центр, 2001. — 384с.
  24. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.- Спб.: 1997. 96с.
  25. , Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966 № 6. — С.75.
  26. Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480с.
  27. , Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избр. Психологические труды / Л. С. Выготский. — М.: 1956.-С. 449.
  28. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман//Новые ценности образования. 1995. — № 2. — С. 16−45.
  29. , Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. М.: 1996. —272с.
  30. , Э.Г. О моем педагоге / Э. Гилельс //Советская музыка. -1964. -№ 10. С.152−160.
  31. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления. — М., 1965. С. 433156
  32. , Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.-56с.
  33. , К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / К. В. Головская. //Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.: Посвещение, 1987.
  34. , Э.А. Комплекс исследований способностей // Вопросы психологии. 1986.-№ 5. С. 18−30.
  35. , Э.Л. Опыт комплексного исследования способностей / Э. А. Голубева. // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С.252−370.
  36. , А.Б. Об исполнительстве / А. Б. Гольденвейз // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1965. — Вып. 1. — 62с.
  37. , И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре./ И. Гофман. М.: 1961. — 217с.
  38. , В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося / В. Ю. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики. М.:1980. — С. 68−78.
  39. , Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -М.: 1996. 67с.
  40. Готсдинер, A. J1. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер — М.: Просвещение, 1983.- 190с.
  41. , В.В. Проблемы развивающегося обучения / В. В. Давыдов. М.: 1986. — 64с.
  42. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. В. И. Даль СПб.: ТОО «Динамит». — 1996. — 784с.
  43. , А.И. Сто советов по развитию одаренности детей, родителям, воспитателям, учителям / А. И. Доровской.- М.: Российское педагогическое агентство. 1997. — 312с.
  44. , В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. // Прикладная психология. — 1998. -№ 3. с. 24—32.
  45. , М.И. Психологический Энциклопедический словарь / М. И. Еникеев М.: ТК. Велби, Из-во Проспект. — 2006. — 560с.
  46. , Л.В. Избр. Пед. Труды / Л. В. Занков.- М.: 1996. 158с.
  47. , Л.В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М.:1970. — 210с.
  48. , И.А. Психология обучения: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001, — 384с.
  49. , А.Ю. Одаренные дети глазами педагога / А. Ю. Истягина.-М.: 2001. 45с.
  50. Кабаиова-Меллер, Е.И. формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащегося / Е.И.Кабанова-Меллер-М.: 1968.-298с.
  51. , В.Н. Психология способностей в изобразительной деятельности / В. Н. Кириенко.- М.: 1959 56с.
  52. , Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д. К. Кирнарская // Вопр. Психологии. 1989. -№ 2. -С.47−57.
  53. , Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская М.: 2004. — 496с.
  54. , В.В. Психологические тесты таланта / В. В. Клименко. -М.:Кристалл. 1996. — 414с.
  55. , С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. Учебно-практическое пособие для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений / С. Г. Корлякова. Ставрополь, 1998. -275с.
  56. Кон, И. С. Как построить свое «Я» / И. С. Кон М.:1991. — С. 42−67.
  57. , И.Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова. — Ростов Н-Дону. Изд-во Ростов. — 1997. — 154с.
  58. , Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е. А. Крюкова. — Волгоград: Перемена. 1999. 196с.
  59. , С.В. Педагогика личности: Учебное пособие / С. В. Кульневич.-М:. 1995.- 167с.
  60. , Н.С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес. М.:1960.-67с.
  61. , Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. М. — 1984. — 79с.
  62. , А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леоньтьев. // Вопросы психологии. 1960 — № 1. С. 7−17.
  63. , И.Я. Теоретические основы содержания общего образования / Лернер И .Я., Краевский В. В. М.: Педагогика. — 243с.
  64. , Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М.:1996. -С. 74−84.
  65. , А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М., 1977. — 46с.
  66. , А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. // Вестник Московского университета. Сер.7.: Философия. 1991. — № 3. — 97с.
  67. , А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. -М.: Педагогика. 1986. — 195с.
  68. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  69. , A.M. Раннее выявление талантов и их развитие / A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. 1988.-№ 3. — С.16−22.
  70. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Педагогика. — 1977 — 68с.
  71. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории./ М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 368с.
  72. , Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности / Т. Мейснер. М.: КРОН-Пресс, 1998. 359с.
  73. , Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн — М.: Просвящение. 1989. — 160с.
  74. , Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б. Е. Милич. К.: 1979 —63с.
  75. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. В. Моляко. // Вопросы психологии. №— 1994.-№ 5.-С. 86−95.
  76. , В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства / ВП. Морозов. М.:1994. — С. 86−102
  77. , В.И. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение / В. И. Мясищев. -М.: 1981. — 57с.
  78. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка. 1988. — 240с.
  79. , Р.С. Практическая психология: Познаний себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся / Р. С. Немов М.: Гумм. Изд. Центр «Владос». -2002.-320с.
  80. , И.И. Становление личности ребенка в 6−7 лет / И. И. Непомнящая-М.: педагогика. 1992. — 160с.
  81. , B.JI. Большие резервы интеграционных методов обучения музыке. / В. JI. Новоблаговещенский. М.: 1997. — 205с.
  82. , Л.Ф. психология: теория. Факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. Л.: Тривола — 1995. — 374с.
  83. Одаренные дети. -М.: Прогресс. 1991. — 376с.
  84. , В.И. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. И. Панов. -М.: Молодая гвардия. 1998. — 134с.
  85. О.И. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О. И. Панкова. — Новосибирск. 1994. — 135с.
  86. Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших педагог. Учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа- пресс. — 2000. — 512с.
  87. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим — Бада. -М.: 2003. С. 224.
  88. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /И.Г. Песталоцци М.:АПН РСФСР. — 1965. — С. 339 — 366.
  89. , И.В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников / И. В. Петрова. // Вопросы музыкальной педагогики — 1986.-С. 38−51
  90. , А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А. В. Петровский. М.: 1979. — 346с.
  91. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на Дону: «Феникс, 1996. — 512с.
  92. , В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. — М.:1997. 384 с.
  93. , И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие студ. Пед. Колледжей И. П. Подласый. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС-2000.-400с.
  94. , Я.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я. А. Пономарев и др. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 1997.1. С. 95−114.
  95. , Я.А. Музыкальная одаренность: Исследование общих компонентов / Я. А. Пономарев. М.: 1997. — С. 95 — 113.
  96. , Л.В. Что такое одаренность? / Л. В. Попова // Школа здоровья. 1995.-№ 1.-С. 5−18.
  97. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/
  98. Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- под ред. Н. С. Лейтеса 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“. — 2000. — 336с.
  99. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова М.: 2000. — 80с.
  100. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М. К. Татушкиной. С-Пб. -1998. — 274с.
  101. Психологический словарь./ под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд. — М.: 1990. — 494с.
  102. Психология фомирования и развития личности / под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука 1981. — 366с.
  103. Рабочая концепция одаренности М.: Магистр.-1998. — 68с.
  104. , В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников М.: Знание. — 1980.-96с.
  105. , В.Г. Три принципа в музыкальном образовании /
  106. B.Г. Ражников. // Вопросы психологии 1988, № 1- С. 36−38.
  107. , Т. А. Скорость диффепенцирования обьектов и интеллектуальное развитие детей 9−10 лет / Т. А. Ратанова. //Индивидуально — психологические особенности детей младшего школьного возраста: Межвуз.-Сб. научных трудов-Пенза. 1995. — С. 2845.
  108. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
  109. C. Петербург. 2000. — 324с.
  110. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-М.: 1973.-С. 228с.
  111. И.Т. Диагностика музыкальной одаренности учащихся / И. Т. Рустамова // Актуальные вопросы анализа объектов многомерной сложности: Сборник статей. Томск, 2005. — Вып.2. — С. 120−146.
  112. , Ж.Ж. Педагогические сочинения В 2-х т. / Ж. Ж Руссо. М.: -1981.
  113. , А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /
  114. A.И. Савенков. -М.: 2000. 198с.
  115. , А.И. Одаренный ребенок, особенность психологического развития» / А. И. Савенков. М.: Магистр. — 1996 № 5.
  116. , А.И. Развитие детской одаренности в условиях общения. / А. И. Савенков,-М.: Магистр. 2002. — 134с.
  117. , С.И. О работе с музыкально одаренными детьми / С. И. Савшинский // Вопросы музыкальной педагогики В. 1. М.: 1979 —1. С. 37−49.
  118. , С.И. Пианист и его работа. / С. И. Савшинский — JI.:1961. — 255с.
  119. , С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М.: Музгиз. — 1964. — 132с.
  120. , Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: 1988.- 121с.
  121. , М.И. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей / М. И. Саямов // Вопросы методики начального музыкального образования.-М.: 198.-С. 5- 12.
  122. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко — М.: Народное образование 1992. — 111с.
  123. , В.В. Личностно ориентированное образование /
  124. B.В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 21.
  125. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», — 1999. — 272с.
  126. , М.С. Музыкальная одаренность / М. С. Старчесус // Психология одаренности детей и подростков. -М.: Академия 19 961. С 279−318.
  127. , Л.Ю. Развитие воображения у детей Пособие для родителей и педагогов /Л.Ю. Субботина. Ярославль. — 1996. — 240с.
  128. , В.А. Избр.произведения. В 5-ти томах. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянска школа, 1980. Т.5.- с. 127−144.
  129. , Э.А. Музыкальная одаренность как педагогический феномен / Э.А. Сухачева// Современные наукоемкие технологии.- 2008—№ 5 С. 130−132.
  130. , Э.А. О роли преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста / Э. А. Сухачева // Фундаментальные исследования. -2008. -№ 7.- С. 71−73.
  131. , Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одаренности в начальной школе музыкального колледжа / Э. А. Сухачева // Школа, государство и общество: материалы международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. — С. 131−133.
  132. , Э.А. Психолого-педагогические особенности музыкально одаренных детей младшего школьного возраста /
  133. Э.А. Сухачева // Цивилизация знаний: Инновационный переход к обществу высоких технологий: труды девятой международной научной конфиренции— М.: РосНОУ. 2008.- С. 257−260.
  134. , Э.А. Развитие музыкальной одаренности у учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано /
  135. Э.А. Сухачева // Фундаментальные исследования. 2008 № 6. — С. 136−137.
  136. , Э.А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности / Э. А. Сухачева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 6 С.205−207.
  137. , К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. -М.: 1988. 145с.
  138. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / под общ. Ред. А. Г. Каузовой М.:Гуманитарный Изд. Центр. ВЛАДОС — 2001. — 368с.
  139. , Б.М. Проблема индивидуальных различий / Б. М. Теплов.-М.: 1961.-С.186.
  140. , Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.- Изд. АПН РСФСР М.: 1947. 335с.
  141. , Д.И. Психологические исследования / Д. И. Узнадзе. 1966. — 123с.
  142. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л М. Фридман. М.: Просвещение — 1987. — 124с.
  143. , Т.В. Индивидуальная поддержка школьников /
  144. Т.В. Фролова // Воспитательная система школы: проблемы управления М. -1997−43с.
  145. , И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выражением. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. Ред.чл. РАО О. С. Газмана. / Материалы всероссийской конференции. М., ВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 26.
  146. , К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К. А. Хеллер. //Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: 1997 125с.
  147. , Ю. Автобиография и педагогика / Ю. Хеннингсон. -М.: 2000. 126с.
  148. , С.В. Эмиль Гилельс / С. В. Хентова М.: Музыка. -1967.-280с.
  149. , М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / М. А. Холодная. // Вопр. Психологии. 1993.-№ 1. — С.32−39.
  150. , А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320с.
  151. , Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие / Г. М. Цыпин. -М.: 1984. 178с.
  152. , Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. М., 1994. — 384с.
  153. , Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-годов XX века. Автореф. Дис .канд. пед. наук. М., 1996. 372с.
  154. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание. — 1986. — 79с.
  155. Чудновский, В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, B.C. Юркевич. -М: Знание, 1990. 75с.
  156. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Щадриков. -1984.-87с.
  157. , В.Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007 283с.
  158. , В. Д. О содержании понятий «способности и „одаренность“ / В. Д. Щадриков // Психол. Журнал. 1982 — № 5. — С.3−10.
  159. , Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: Автореф.дис.канд. пед. Наук. М, 1999.43с.
  160. , В. Умственная одаренность / В. Штерн. — С. Петербург-1997.- 128с.
  161. , Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. -С.34−43.
  162. , Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения /
  163. Н.Б. Шумакова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991 .-№ 1 (5). С. 44 — 49.
  164. , Е.И. Современные люнгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова //Вопросы психологии 1994. — №:41. С.134−140.
  165. , Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г. П. Щедровицкий М.: 1966.1. С. 145.
  166. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. И. Щукина М.: Просвещение-1979.- 179с.
  167. , В.М. Проблемы одаренности/ В. М. Экземплярский. -М.: 1923. 136с.
  168. , Д.Б. Избр. Психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: 1989.
  169. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Москва — Воронеж, 1995. — 416 с.
  170. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: 1978 —141с.
  171. , В.В. Педагогическая технология / В. В. Юдин. -Ярославль. 1997. — 324с.
  172. , B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / B.C. Юркевич. М.: Просвещение.- 1996. — 136с.
  173. , Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б. Л. Яворский. -М.: 1972.-С.115−132.
  174. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996 — 240с.
  175. , И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская. //Вопросы психологии. -1995. -№ 4». С.3142.
  176. , И.О. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. О. Якиманская. // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 64−77.
  177. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. — 1997. № 4 —1. С.20−27.
  178. , М. П. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры / М. П. Ярошевский // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.20−27.
  179. Gardner, Н. Creative lives and creative works: a synthetic approach// R Stemberge, T. Tardif (eds) The nature of creativity. Cambridge: 1988/1. P. 298−324.
  180. Gilford, Y.P. The nature of human intelligence N. Y.: Mc-Gaw Hill1967.
  181. Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking. Normstechnical manual. Lexington, 1974.
Заполнить форму текущей работой