Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста
Диссертация
Для осуществления поставленной цели, задач и обеспечения развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста необходимы следующие педагогические условия: создание в музыкальном образовательном учреждении творческой образовательной среды, для которой характерна гуманистическая направленность взаимодействия педагогов и учащихсяобеспечение готовности преподавателя к совершенствованию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста
- 1. 1. Анализ педагогических подходов к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста
- 1. 2. Музыкальная одаренность как педагогический феномен
- 1. 3. Структура музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели развития музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста в деятельность музыкального колледжа
- 2. 1. Разработка модели музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста
- 2. 2. Организация и проведение педагогического эксперимента
- 2. 3. Педагогические условия, способствующие развитию музыкальной одаренности детей младшего школьного возраста
- Заключение 142 Библиография
- Приложения
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. — М.: Академ. Проект, 2002. — 624с.
- Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э. Б. Абдуллин. — М.: Профессия, 1996. -С. 15−16.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111−131.
- Амонашвили, Ш. Л. Школа жизни. / Ш. Л. Амоношвили М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. — 80 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 2 / Б. Г. Ананьев -М.: Психология, 1980. — С. 4415.
- Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1962. 140с.
- Ананьев, Б.Г. Очерки психологии/Б.Г. Ананьев — JL: 1945. 160с.
- Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. -М.: 1974.- С. 90−128.
- Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева-М.: 1977. 184с.
- Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. / А. Д. Артобалевская. М.: Сов. композитор, 1974. — 101с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М.:1998. — 102с.
- Белова, Е.А. Одаренные дети / Е. А. Белова. // Дошкольное восп итание. 1991. -№ 4. — С. 69−75.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
- Богоявленская, Д.Б. Ещё раз о понятии одаренности / Д. Б. Богоявленская М.: 2005. — 56с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих специальностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д. Б. Богоявленская. М., 2002. — 345с.
- Бодалев, А. А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /А.А. Бодалев //Проблемы способностей в советской психологии: Сб. научных трудов. М., 1984. — С. 5−18.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, 162с.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии № 2,1979. С. 45−56.
- Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С. А. Кузнецова. М.: 2000. — С. 156.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. — 125с.
- Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев М.: ИН РАН. — 1997. — 352с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей —/Л.А. Венгер М.: 1973.
- Вилсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вилсон — М: Когито-центр, 2001. — 384с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.- Спб.: 1997. 96с.
- Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966 № 6. — С.75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480с.
- Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избр. Психологические труды / Л. С. Выготский. — М.: 1956.-С. 449.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман//Новые ценности образования. 1995. — № 2. — С. 16−45.
- Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. М.: 1996. —272с.
- Гилельс, Э.Г. О моем педагоге / Э. Гилельс //Советская музыка. -1964. -№ 10. С.152−160.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления. — М., 1965. С. 433156
- Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.-56с.
- Головская, К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / К. В. Головская. //Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.: Посвещение, 1987.
- Голубева, Э.А. Комплекс исследований способностей // Вопросы психологии. 1986.-№ 5. С. 18−30.
- Голубева, Э.Л. Опыт комплексного исследования способностей / Э. А. Голубева. // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С.252−370.
- Гольденвейзер, А.Б. Об исполнительстве / А. Б. Гольденвейз // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1965. — Вып. 1. — 62с.
- Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре./ И. Гофман. М.: 1961. — 217с.
- Григорьев, В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося / В. Ю. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики. М.:1980. — С. 68−78.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -М.: 1996. 67с.
- Готсдинер, A. J1. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер — М.: Просвещение, 1983.- 190с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения / В. В. Давыдов. М.: 1986. — 64с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. В. И. Даль СПб.: ТОО «Динамит». — 1996. — 784с.
- Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей, родителям, воспитателям, учителям / А. И. Доровской.- М.: Российское педагогическое агентство. 1997. — 312с.
- Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. // Прикладная психология. — 1998. -№ 3. с. 24—32.
- Еникеев, М.И. Психологический Энциклопедический словарь / М. И. Еникеев М.: ТК. Велби, Из-во Проспект. — 2006. — 560с.
- Занков, Л.В. Избр. Пед. Труды / Л. В. Занков.- М.: 1996. 158с.
- Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М.:1970. — 210с.
- Зимняя, И.А. Психология обучения: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001, — 384с.
- Истягина, А.Ю. Одаренные дети глазами педагога / А. Ю. Истягина.-М.: 2001. 45с.
- Кабаиова-Меллер, Е.И. формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащегося / Е.И.Кабанова-Меллер-М.: 1968.-298с.
- Кириенко, В.Н. Психология способностей в изобразительной деятельности / В. Н. Кириенко.- М.: 1959 56с.
- Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д. К. Кирнарская // Вопр. Психологии. 1989. -№ 2. -С.47−57.
- Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская М.: 2004. — 496с.
- Клименко, В.В. Психологические тесты таланта / В. В. Клименко. -М.:Кристалл. 1996. — 414с.
- Корлякова, С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. Учебно-практическое пособие для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений / С. Г. Корлякова. Ставрополь, 1998. -275с.
- Кон, И. С. Как построить свое «Я» / И. С. Кон М.:1991. — С. 42−67.
- Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова. — Ростов Н-Дону. Изд-во Ростов. — 1997. — 154с.
- Крюкова, Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е. А. Крюкова. — Волгоград: Перемена. 1999. 196с.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности: Учебное пособие / С. В. Кульневич.-М:. 1995.- 167с.
- Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес. М.:1960.-67с.
- Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. М. — 1984. — 79с.
- Леонтьев, А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леоньтьев. // Вопросы психологии. 1960 — № 1. С. 7−17.
- Лернер, И.Я. Теоретические основы содержания общего образования / Лернер И .Я., Краевский В. В. М.: Педагогика. — 243с.
- Лихачев, Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М.:1996. -С. 74−84.
- Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М., 1977. — 46с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. // Вестник Московского университета. Сер.7.: Философия. 1991. — № 3. — 97с.
- Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. -М.: Педагогика. 1986. — 195с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Матюшкин, A.M. Раннее выявление талантов и их развитие / A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. 1988.-№ 3. — С.16−22.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Педагогика. — 1977 — 68с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории./ М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 368с.
- Мейснер, Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности / Т. Мейснер. М.: КРОН-Пресс, 1998. 359с.
- Мелхорн, Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн — М.: Просвящение. 1989. — 160с.
- Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б. Е. Милич. К.: 1979 —63с.
- Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. В. Моляко. // Вопросы психологии. №— 1994.-№ 5.-С. 86−95.
- Морозов, В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства / ВП. Морозов. М.:1994. — С. 86−102
- Мясищев, В.И. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение / В. И. Мясищев. -М.: 1981. — 57с.
- Нейгуз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка. 1988. — 240с.
- Немов, Р.С. Практическая психология: Познаний себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся / Р. С. Немов М.: Гумм. Изд. Центр «Владос». -2002.-320с.
- Непомнящая, И.И. Становление личности ребенка в 6−7 лет / И. И. Непомнящая-М.: педагогика. 1992. — 160с.
- Новоблаговещенский, B.JI. Большие резервы интеграционных методов обучения музыке. / В. JI. Новоблаговещенский. М.: 1997. — 205с.
- Обухова, Л.Ф. психология: теория. Факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. Л.: Тривола — 1995. — 374с.
- Одаренные дети. -М.: Прогресс. 1991. — 376с.
- Панов, В.И. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. И. Панов. -М.: Молодая гвардия. 1998. — 134с.
- Панкова О.И. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О. И. Панкова. — Новосибирск. 1994. — 135с.
- Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших педагог. Учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа- пресс. — 2000. — 512с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим — Бада. -М.: 2003. С. 224.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /И.Г. Песталоцци М.:АПН РСФСР. — 1965. — С. 339 — 366.
- Петрова, И.В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников / И. В. Петрова. // Вопросы музыкальной педагогики — 1986.-С. 38−51
- Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А. В. Петровский. М.: 1979. — 346с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на Дону: «Феникс, 1996. — 512с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. — М.:1997. 384 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие студ. Пед. Колледжей И. П. Подласый. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС-2000.-400с.
- Пономарев, Я.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я. А. Пономарев и др. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 1997.1. С. 95−114.
- Понамарев, Я.А. Музыкальная одаренность: Исследование общих компонентов / Я. А. Пономарев. М.: 1997. — С. 95 — 113.
- Попова, Л.В. Что такое одаренность? / Л. В. Попова // Школа здоровья. 1995.-№ 1.-С. 5−18.
- Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/
- Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- под ред. Н. С. Лейтеса 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“. — 2000. — 336с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова М.: 2000. — 80с.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М. К. Татушкиной. С-Пб. -1998. — 274с.
- Психологический словарь./ под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд. — М.: 1990. — 494с.
- Психология фомирования и развития личности / под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука 1981. — 366с.
- Рабочая концепция одаренности М.: Магистр.-1998. — 68с.
- Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников М.: Знание. — 1980.-96с.
- Ражников, В.Г. Три принципа в музыкальном образовании /
- B.Г. Ражников. // Вопросы психологии 1988, № 1- С. 36−38.
- Ратанова, Т. А. Скорость диффепенцирования обьектов и интеллектуальное развитие детей 9−10 лет / Т. А. Ратанова. //Индивидуально — психологические особенности детей младшего школьного возраста: Межвуз.-Сб. научных трудов-Пенза. 1995. — С. 2845.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
- C. Петербург. 2000. — 324с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-М.: 1973.-С. 228с.
- Рустамова И.Т. Диагностика музыкальной одаренности учащихся / И. Т. Рустамова // Актуальные вопросы анализа объектов многомерной сложности: Сборник статей. Томск, 2005. — Вып.2. — С. 120−146.
- Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения В 2-х т. / Ж. Ж Руссо. М.: -1981.
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /
- A.И. Савенков. -М.: 2000. 198с.
- Савенков, А.И. Одаренный ребенок, особенность психологического развития» / А. И. Савенков. М.: Магистр. — 1996 № 5.
- Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях общения. / А. И. Савенков,-М.: Магистр. 2002. — 134с.
- Савшинский, С.И. О работе с музыкально одаренными детьми / С. И. Савшинский // Вопросы музыкальной педагогики В. 1. М.: 1979 —1. С. 37−49.
- Савшинский, С.И. Пианист и его работа. / С. И. Савшинский — JI.:1961. — 255с.
- Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М.: Музгиз. — 1964. — 132с.
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: 1988.- 121с.
- Саямов, М.И. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей / М. И. Саямов // Вопросы методики начального музыкального образования.-М.: 198.-С. 5- 12.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко — М.: Народное образование 1992. — 111с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование /
- B.В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 21.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», — 1999. — 272с.
- Старчеус, М.С. Музыкальная одаренность / М. С. Старчесус // Психология одаренности детей и подростков. -М.: Академия 19 961. С 279−318.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей Пособие для родителей и педагогов /Л.Ю. Субботина. Ярославль. — 1996. — 240с.
- Сухомлинский, В.А. Избр.произведения. В 5-ти томах. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянска школа, 1980. Т.5.- с. 127−144.
- Сухачева, Э.А. Музыкальная одаренность как педагогический феномен / Э.А. Сухачева// Современные наукоемкие технологии.- 2008—№ 5 С. 130−132.
- Сухачева, Э.А. О роли преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего школьного возраста / Э. А. Сухачева // Фундаментальные исследования. -2008. -№ 7.- С. 71−73.
- Сухачева, Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одаренности в начальной школе музыкального колледжа / Э. А. Сухачева // Школа, государство и общество: материалы международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. — С. 131−133.
- Сухачева, Э.А. Психолого-педагогические особенности музыкально одаренных детей младшего школьного возраста /
- Э.А. Сухачева // Цивилизация знаний: Инновационный переход к обществу высоких технологий: труды девятой международной научной конфиренции— М.: РосНОУ. 2008.- С. 257−260.
- Сухачева, Э.А. Развитие музыкальной одаренности у учащихся младшего школьного возраста в классе специального фортепиано /
- Э.А. Сухачева // Фундаментальные исследования. 2008 № 6. — С. 136−137.
- Сухачева, Э.А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности / Э. А. Сухачева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 6 С.205−207.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. -М.: 1988. 145с.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / под общ. Ред. А. Г. Каузовой М.:Гуманитарный Изд. Центр. ВЛАДОС — 2001. — 368с.
- Теплов, Б.М. Проблема индивидуальных различий / Б. М. Теплов.-М.: 1961.-С.186.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.- Изд. АПН РСФСР М.: 1947. 335с.
- Узнадзе, Д.И. Психологические исследования / Д. И. Узнадзе. 1966. — 123с.
- Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л М. Фридман. М.: Просвещение — 1987. — 124с.
- Фролова, Т.В. Индивидуальная поддержка школьников /
- Т.В. Фролова // Воспитательная система школы: проблемы управления М. -1997−43с.
- Фрумин, И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выражением. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. Ред.чл. РАО О. С. Газмана. / Материалы всероссийской конференции. М., ВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 26.
- Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К. А. Хеллер. //Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: 1997 125с.
- Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика / Ю. Хеннингсон. -М.: 2000. 126с.
- Хентова, С.В. Эмиль Гилельс / С. В. Хентова М.: Музыка. -1967.-280с.
- Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / М. А. Холодная. // Вопр. Психологии. 1993.-№ 1. — С.32−39.
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320с.
- Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие / Г. М. Цыпин. -М.: 1984. 178с.
- Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. М., 1994. — 384с.
- Чудасова, Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-годов XX века. Автореф. Дис .канд. пед. наук. М., 1996. 372с.
- Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание. — 1986. — 79с.
- Чудновский, В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, B.C. Юркевич. -М: Знание, 1990. 75с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Щадриков. -1984.-87с.
- Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007 283с.
- Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности и „одаренность“ / В. Д. Щадриков // Психол. Журнал. 1982 — № 5. — С.3−10.
- Школяр, Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: Автореф.дис.канд. пед. Наук. М, 1999.43с.
- Штерн, В. Умственная одаренность / В. Штерн. — С. Петербург-1997.- 128с.
- Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. -С.34−43.
- Шумакова, Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения /
- Н.Б. Шумакова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991 .-№ 1 (5). С. 44 — 49.
- Щебланова, Е.И. Современные люнгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова //Вопросы психологии 1994. — №:41. С.134−140.
- Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г. П. Щедровицкий М.: 1966.1. С. 145.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. И. Щукина М.: Просвещение-1979.- 179с.
- Экземплярский, В.М. Проблемы одаренности/ В. М. Экземплярский. -М.: 1923. 136с.
- Эльконин, Д.Б. Избр. Психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: 1989.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Москва — Воронеж, 1995. — 416 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: 1978 —141с.
- Юдин, В.В. Педагогическая технология / В. В. Юдин. -Ярославль. 1997. — 324с.
- Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / B.C. Юркевич. М.: Просвещение.- 1996. — 136с.
- Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б. Л. Яворский. -М.: 1972.-С.115−132.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996 — 240с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская. //Вопросы психологии. -1995. -№ 4». С.3142.
- Якиманская, И.О. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. О. Якиманская. // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 64−77.
- Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. — 1997. № 4 —1. С.20−27.
- Ярошевский, М. П. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры / М. П. Ярошевский // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.20−27.
- Gardner, Н. Creative lives and creative works: a synthetic approach// R Stemberge, T. Tardif (eds) The nature of creativity. Cambridge: 1988/1. P. 298−324.
- Gilford, Y.P. The nature of human intelligence N. Y.: Mc-Gaw Hill1967.
- Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking. Normstechnical manual. Lexington, 1974.