Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся: На материалах Воронежской области
Диссертация
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, исторически сложившейся российской ментальности. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историография проблемы
- 1. 1. Проблемы духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности развития и ценностных ориентаций учащихся
- 1. 3. Особенности и специфика духовно-нравственного воспитания в современной системе образования
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Организационно-педагогические условия функционирования региональной системы
- 2. 1. Взаимодействие систем основного и дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании
- 2. 2. Подготовка педагогических кадров к реализации системы духовно-нравственного воспитания
- 2. 3. Разработка комплексной региональной программы по духовно-нравственному воспитанию
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Личностно гуманистическая основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. -560с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., Педагогика, 1980. -. 1 -229с.- т.2 — 227 с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогике к педагогике развития .//Стенограмма межрегионального семинара — Совещания 13−15 марта 1996 г. — Петрозаводск, 1996. — с.4−13.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.-560 с.
- Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы програм-мирования//Методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой. -М.:1996.- 25с.
- Белозерцев Е.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы. //Aima mater, 1994. — J№ 5−6. — с. 13−16.
- Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.
- Бердяев H.A. Судьба России. М., 1987.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. кан. пед. наук М., 1998 — 147с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования .//Педагогика. 1996.-№ 1. — с.9−12.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и поня-тия//Педагогика. 1993. -№ 5. — с. 16 — 25.
- Бестужев-Лада И. В. На пороге XXI века: образование и культура.. Просвещение, 1996. 202 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М. знание, 1990.-62 с.
- Бим Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду.- Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. З: Теория и история педагогики. М.: Изд -во УРАО, 2001. — 152с., с.28−51.
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. -М., 1996. С. 13
- Битинас Б.П., Бочарова В. Г. и др. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на Д., 1993. 4.1. С. 86−111.
- Бирюкова Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды русского севера в формировании основ менталитета младшего подростка. Автореф. канд. пед. наук.- Петрозаводск, 1997
- Блинов В. И. Некоторые аспекты проблемы целей воспитания в русской педагогике конца XIX начала XX веков. — М.: «У-принт», 1998. -24с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М., Педагогика, 1979. Т.1, 304 е., Т.2−400 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1968/ 464с/
- Болотов В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография Волгоград: Перемена, 2001, с. 290.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -ориентированного воспитания//Педагогика.-1995. -№ 4. с. 76−81.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориенти-рованного-образования//Педагогика.-1997.№ 4.с. 11−17
- Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Орг.-технол. аспект): Дисс. канд. пед. наук.
- Бруднов А.К. Духовное воспитание детей в системе дополнительного образования. Вечное слово. 1999, № 1).
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216с.
- Булгаков С.Н. Церковь и культура. Вопросы религии, вып 1. М., 1906.-54 с.
- Вариативные педагогические системы. -М.:Центр инноваций в педагогике. 1995.-162с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики//Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. -М.: Педагогика, 1990. — с. 517−563.
- Власова Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков. Дисс. канд. пед. наук,-М., 2000.- 162 с.
- Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования де-тей//Хрестоматия по истории педагогике, -М.: 1936, т. 4. с. 184 — 190.
- Венцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания. М., 1911, 664 с.
- Веселов Г. П. Общество будущего формирует школа. М. 2003. 105с.
- Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. -М., 1997. 137 с.
- Воронкова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования. Автореф. канд пед. наук., М., 2002
- Воспитательное пространство как объект педагогического исследова-ния//Под ред. Н. Л. Селивановой отв. редактор Л. И. Новикова, Е. И. Соколова. — Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. -248с.
- Воспитательная система учебного заведения (Материалы Всесоюзной научно-практической конференции г. Николаев) М., 1992. 161 с.
- Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории. Под. ред В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.?Сентябрь, 1997. 112с.
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчест-во.Учебно-метод. пособие. Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской.-М.: Гумнит.издат. центр ВЛАДОС, 2000.-272 с.
- Вульфов Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности). -М.: «Просвещение», 1978.- 192с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр. 112с.
- Выготский Л.С. Проблема развития возраста: Сборник сочинений. -М., 1984. -117с.
- Выготский Л.С. Психологическая педагогика. М., 1991. С. 430−449
- Гаврилин A.B. Управление школой как воспитательной системой.// Учебное пособие. Владимир: ИИУ, 1994. — 88 с.
- Гаврилин A.B. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике. Дис. док.пед. наук, М., 1997, 353 с.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. М., 1989. — 192 с.
- Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. М., 1998.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., Педагогика, 1997.-697 с.
- Глуздов В.А. Воспитательный потенциал высшего педагогического образования.//Сб. Воспитание будущего учителя. -Н.Новгород, 2001.
- Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей//Отв. ред. Горячев Ю. А. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 224с.
- Гончаров В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул- 1994. — 376 с.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования//Педагогика. 1994. — № 6- с. 31 -37.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец Х1Х-90-е гг.ХХв.):Тезисы -доклад, и выст.-М.:ИТОП РАО, .1998
- Даль В.И. Заметка о грамотности/ Санкт-Петербургские ведомости. — 1857, 10 ноября.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990 .
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М., Интор, 1996.-544с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. -Казань: Изд-во «R -пресс». 2000.-164с.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.- 256 с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя//Под. ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997. -222с.
- Детство: краткий словарь -справочник//Под общ.ред. A.A. Лиханова, E.H. Рыбинского. -М.: «ДОМ», 1996. -135с.
- Дворцова Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед наук. Саратов, 2000. -27с.
- Долматова Т.А. Организационно педагогические условия развитиякачеств творческой личности детей в системе дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 2001. — 18с
- Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования: методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авт. программой//Сост. В. В. Белова. -М.:ЦЦиЮТ им. А. В. Косарева, 1997.-22с.
- Дополнительное образование детей. Словарь-справочник Автор-составитель Д. Е. Яковлев.-М.:АРКТИ.2002.-112 с.)
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов//Под ред. O.E. Лебедева. М.:Владос, 2000. — 256с.
- Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе//Внешкольник. -1999. № 9. -с.10−12.
- Евладова Е.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования^ Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие.Сб. статей.-М.2004, с.68−69).
- Евладова Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова H.H. (Дополнительное образование детей. Учеб. пособие для студентов пед. вузов.//Под ред.О. Е. Лебедева.-М.:Гуманит.издат.центр «ВЛАДОС», 1999,
- Евладова Е.Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. -М.:Прогресс, 1994.
- Егоров С.Ф. Российское образование: история и современность. -. Педагогика, 1994. 218 с
- Есин А.Б. «Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М., 1999
- Зарецкая И.И. Некоторые психолого-педагогические закономерности эстетического воспитания / В сб. Социологические и психологические особенности эстетического воспитания. М., 1972. — С.88 — 92
- Зарецкая И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. НИИ ТОПО. М., 1991
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в ред. Федеральных законов от 13.01.96.№ 12 -ФЗ, от 16.11.97.№ 144 -ФЗ. -М.:ИНФРА -М., 1999. -52с.
- Збарский И.С. Организация внеклассного чтения учащихся сельских восьмилетних школ. М., 1987
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. -М.: Образовательный центр «педагогический поиск». 1998.-170с.
- Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996
- Игумнов (арх. Платон) Православное нравственное богословие. Св. Троицкая Сергеева Лавра, 1994.
- Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) М.: «Вузовская школа», 2002. — 224с.
- Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. -М., 1993.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. М. Рарогъ, 1993. — 253 с.
- Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сб.науч.-метод. статей.-Ярославль, 2003.- 88с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение, 1968.
- Казакова Е.И. Системно ориентационный подход к развитию образовательных систем (методические материалы). -СПб.: СПДТЮ, 1997. -40с90. Казаренков В. И. Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. — М.:МГПУ, 1998., 99с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании.- Воронеж, 1999
- Караковский В.А. Воспитательная система школы. Педагогическиеидеи и опыт формирования. М., 1992.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! -М.: Новая школа, 1996. 155с.
- Картина З.А. Тенденции и проблемы взаимодействия дополнительного и общего образования//Внешкольник. 2001. — № 12. — с.9−12.
- Киселев Н.В. Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогиче^ екая проблема современной системы начального профессионального образования. М.: ИОО МО РФ, 2002. -155 с.
- Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классных руководителей) / Под общей редакцией В. А. Сластенина, В. Ф. Кривошеева: НИИ школ. -М., 1987. 125 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., просвещение, 1989.-225 с.
- Комплексный подход к воспитанию школьников / под ред. Л.К. Ба-лясной. М.: Просвещение, 1982
- Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года. Утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12. 2001 г. № 1756 Р.- М.:АПК и ПРО, 2002. — 24с.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях. М.: ИТ-ПиМИО РАО, 1993,20 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи. /А.А. Бодалев. Л. И. Новикова и др.//Педагогика. 1992. № 3.
- Концепция воспитывающей деятельности в общеобразовательных учреждениях Новгородской области. Новгород, 1996. — 42 с.
- Концепция регионального подхода к организации воспитательной работы в Ярославской области. Классный руководитель. М., 1997. — № 4.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. -М.: Педагогическое общество России, 2001. -36с.
- Кривошеее В.Ф. Концепция новой общеобразовательной среднейшколы (1−6- 7- 10- 11 16). М., ИОО МО РФ 1977−97 гг. — 68 с.
- Кривошеев В.Ф. и др. Управление модернизацией образования в Российской Федерации: тенденции, перспективы М., ИОО МО РФ, 2003 — 82с.
- Крупская Н.К. Народное образование и демократия // М., 1957, Т.1: С.249 350.
- Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997.-304 е.: Ил.
- Кузин B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 классы (в двух книгах). Учебник. М., Дрофа, 1999.
- Левчук Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М., Изд-во «Планента», 1998.
- Леднев B.C. Содержание образования: проблемы структуры. -М., 1989.- 167с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиз-дат.1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей / Вопросы психологии, 1960, № 1. С. 7 — 8.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1996.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1991.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Уч. пособие для школьных психологов и педагогов.//Под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М.:Институт практическойпсихологии.1997. 256с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. / Психологический журнал, 1981.- Т.2. -№ 1. С. З — 17.
- Луначарский A.B. О воспитании и образовании. -М.:1976.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей// Соч.: В 7 т. -М., 1958.-т.4. т.4,с.341- 428.
- Макаренко A.C. О личности и обществе. Собр. соч. Т. 7. М., 1958.
- Макаренко A.C. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. — Соч. в 7-ми т. — М., 1958. Т. 7.
- Мануйлов Ю.С. Средовый подход к воспитанию .//Под. ред. академика Новиковой Л. И. Костанай: МЦСТ, 1997. -244с.
- Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность.//Психология лично-сти.т1.Хрестомания.Издание второе, дополненное. Самара: Изд. Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. — с. 391.-416.
- Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. — М.:1918.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005гг.\ Внешкольник, 2002, № 12
- Моделирование воспитательных систем: теория практика. Сб. научн. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. В. Селивановой. М., 1995.
- Мудрик A.B. Воспитание как социальный институт//Известия РАО. -М.:Изд-во Магистр, 1999. с.52−56.
- Мудрик A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности//Психология личности. т1.Хрестомания.Издание второе, дополненное. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ -М», 2000.- с. 223- 227.
- Назарова В.М. Народная культура. Программа для уч-ся 6 лет, 1−4 классов.// Народная культура. Авторские программы предмета.М., 1993, 191 е. с. 17−22
- Народная культура. Авторские программы предмета. -М.: Русский дом, 1993
- Научно — педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей: Практико -ориентированная монография//Руководитель авт. коллектива А. Б. Фомина. -М., 1996. -256с.
- Национальная доктрина образования. Принята 15.01.2000. М., 96 с.
- Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХУП сессии научного совета по проблемам истории. образования и педагогической науки./ Под ред. чл.-корр. З. И. Равкина. —М., ИТОП РАО, 1996.-289 с.
- Нечипоров Б.Н. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
- Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. С-Пб., 1998.- 17 с.
- Никандров Н.Д. Российская национальная идея как основа воспитания.// Известия РАО. М.: Изд-во Магистр, 1999. С. 13 — 22
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Гелиос АРВ, 2000. 229с.
- Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1977. 48 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.
- Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания назревшая проблема педагогики // Известия РАО. М.: Изд-во Магистр, 1990. — С. 23 -29
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. № 1.Редактор составитель Н. Б. Крылова. — М.:Инноватор, 1995.- 114с.
- Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. Вып. № 2: P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова М.:Инноватор, 1995. — 104с.
- Областная школа народных ремесел. Архангельск. Учебные программы.-М.:Изд-во Родник, 1997, 144 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Тривола, 1995.-360 с.
- Образовательная система школы. Проектирование организации развития под ред. В. А. Левина и В. А. Карпова. М., 2002- 183 с.
- Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи: Сб. науч. тр. М.- 1996. — 117 с.
- Опыт педагогической деятельности Шацкого С. Т. Под редакцией В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976.
- Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прут-ченкова A.C. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 320 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я челове-ка//Психология личности.т.2.Хрестоматия Самара: Издательский дом «БАХ-РАХ-М», 2000.- с. 509 — 533.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Изд-во «Логос», 1995. 224 с.
- Основные направления развития воспитания в системе образования. Программа развития воспитания в системе образования России в 1999—2001 годах. М.: МО РФ, 29.09. 1999 г. 27 с.
- Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004годы. Нормативные документы. М.:АПКиПРО, 2002. — 36с.
- Острые проблемы воспитания: поиски решения. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.-240 с.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX- начале XX века. М.: НИИ ОП, 1980. 164 с.
- От внешкольной работы к дополнительному образованию детей:
- Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей.//Под ред. А. К. Бруднова. -М.:Владос, 2000. -544с.
- Очерки по истории педагогических учений. М., Польза, 1911. 229 с.
- Пальянов М.П., Турченко В. Н. Стратегия развития образовательного пространства региона. «Педагогика», № 2, 2000 г.
- Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608с.
- Педагог в гуманистической воспитательной системе. Научно-методический сборник / Под общей редакцией О. В. Заславской. Тула: ТО ИРО, 1996.-108 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья, 20- годы. М.: Просвещение, 1993. 208 с.
- Педагогическая энциклопедия в 3-х тт. М.:1927.т.1. с. 32.
- Педагогический энциклопедический словарь//Гл. ред. Б. М. Бим Бад. — М.:БРЭ, 2002. — 528с.
- Перспективы гуманитарного образования в средней школе. Материалы Росс. Амер конф. М., 1992. 194 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. 336 е., 416 с.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания.-М., 1997.- 146 с.
- Петракова Т.И. Духовность и нравственность: базовые характеристики личности. //Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. Материалы научно-прак. конф.- М., 2004., с. 16−21
- Петровский A.B. Личность как субъект активности//Психология лич-ности.т.2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.-с.467−488.
- Петровский A.B. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки./Новое педагогическое мышление. -М., 1989.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с англ. и фр. М.:1. МПА, 1994.-680 с.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков.// Педагогика. 1994, № 6. С. 36 39.
- Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997. -288 с.
- Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность. Обзор. М.: Межд. Молодежный фонд. 80 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, Урал. Госпед ун-т, 1995. — 222 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая шола, 1994. 352 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996 — 217 с.
- Предки о воспитании юных. Книга для родителей и учителей. Составители Г. П. Веселов, З. Я. Прошина, JI.A. Тростенцова. М.: Просвещение. 1994. 129 с.
- Проблемы системного подхода к воспитанию социальной активности в младшем школьном возрасте. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989, 158 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под научн. ред. И. Я. Лернера. М., РАО, 1994. — 131 с.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки.- М.:Просвещение, 1981.- 288 с.
- Прокофьев М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М., Педагогика, 1975, — 68с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., Педагогика, 1995.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М., МПА, 1995. -360 с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., Смысл, 1997.-336 с.
- Рабчевская A.K. Основы духовно-нравственного воспитания в школе. СКИПКРО, Ставрополь, 2004.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования)//Педагогика, 1995, № 5.С.87−90
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Марийский ин-т образования, 1999. 4.2 — 96 с.
- Развитие творческой активности личности / Под ред. A.M. Матюшки-на. М., Педагогика, 1991 — 160 с.
- Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики. М.: Б.И., 1996. — 55с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С-Пб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М: РОУ, 1995.-416 с.
- Рогожникова P.A. Дисциплина, свобода, гуманизм: педагогический аспект. Пермь: ПГТИ, 1994. 115 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 — 256с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.//Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская Энциклопедия. 1993.т. 1.-608с.
- Российское образование: история и современность / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: ИТПИМИО, 1994. 253 с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах.-М., 1916.-276 с.
- Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. М., 1924.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 701 с.
- Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М., Политиздат, 1960.
- Савельева Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышении эстетической культуры старшеклассников. Автореф. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2003.- 22с.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 177 с.
- Селиванова H.JI. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. М.: Знание, 1989.-80 с.
- Семенов В.Д. Педагогическое управление взаимодействия школьного коллектива с социальной средой. Автореф. дисс. докт. пед. наук М. 1987. — 35 с.
- Семенов В.Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы. Екатеринбург, 1993. -38 с.
- Сенюк Д.С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы. Автореф. канд. пед. наук., М., 2003
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994, № 5. С. 16 21
- Серова И.И. Культура межнационального общения.- М., 1986
- Системный подход в воспитании: Сб. научн. трудов / Под ред. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина. М., 1979. 78 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости Казань, КГУ, 1992. 176 с.
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара: СГПИ, 1991.- 243 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
- Скаткин М.Н. О школе будущего. М., 1974.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя/ЯТсихология труда и личности учителя/ Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. С. 30−46.
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педобразования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 14−28
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Слободчиков В.И. Категории возраста в психологии и педагогике развития / Вопросы психологии, 1991, № 5, С. 7 9
- Слободчиков В.И. Дополнительное образование детей в системе развивающего образования//Стенограмма межрегионального семинара Совещания 13−15 марта 1996 г. — Петрозаводск, 1996. — с.61−68.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры//Новые ценности образования: культурные модели школ.Вып.№ 7. -М., 1997. -с. 183.
- Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей. Составители: Л. Н. Буйлова и др.-М., 2002−192 е., с. ЗО
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 90 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1992.
- Соловье B.C. Сочинения. В 2-х т. М., 1989. Т.2.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия./ Соч. в 2-х т. 2-е издание. Т. 1. М., 1990. — 548 с.
- Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно-нравственные ценности. М., 1994.
- Сорока-Росинский В. Н. Школа им. Достоевского//Сорока -Россинский В. Н. Педагогические сочинения. -М., 1991. -460с
- Сотворчество в управлении образованием//Под ред. Степанова С. Ю., Разбивной Г. А. Петрозаводск — МЛ 993. — 76с.
- Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 161 с.
- Социокультурная образовательная ситуация в мегаполисе // Педагогика. 1993, № 4, С.43−49.
- Становление гуманистического мировоззрения личности. М.: Институт развития личности, 1994. 223 с.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М., 1992.
- Стратегия развития образовательных систем: Понятийно-терминолог. словарь/ Ред. и сост. В. М. Полонский.
- Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., т. 2. С. 17.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М.- 1973.-208 с.
- Теория и практика воспитательных систем: В 2-х книгах./ Отв. ред. Л. И. Новикова. М., 1993.
- Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Материалы Всероссийской научно-практической конф. Владимир: Изд-во ВОИУУ, 1997.-216 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-540с
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 17. М.: Педагогика, 1990
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе.-М. 1992.-c.29).
- Трояновский В.А. Развитие самосознания педагогов как социально-профессиональной группы // Социология образования. Всесоюзная научно-методическая конференция: Тезисы докл. Т.З. Л, ЛГУ, 1990.
- Трубецкой С.Н. Этика и догматика. Вопросы философии и психологии.-М., 1995
- Трудовое становление школьной молодежи / Под ред. И. И. Зарецкой. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
- Успенский И.А. (арх. Фаддей) «Заметки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка). Для учителей церковноприходских школ». Уфа, 1902. 227 с.
- Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, A.iVi. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: Т.8 М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. -776 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии//Пед. соч.: в 6 т. М.:Педагогика, 1990, т.5.- 528с.
- Федотов Г. П. В защиту этики. Страницы истории отечественной философской мысли. М., 1991. — С.46 — 53.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. -М.Международная педагогическая академия, 1994. -192с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 368 с.
- Философский энциклопедический словарь.2-е изд.- М. гСоветская энциклопедия, 1989.-815с.
- Формирование единого образовательного пространства на основе этнокультурного подхода (из опыта работы). Новокузнецк: ИПК, 2003. — 106 с.
- Франк СЛ. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. 559 с.
- Фромм Э. Искусство любить./ Душа человека. М., 1992.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., Республика, 1993, — 415 с.
- Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.7. М., 1 950 262. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. -М.:Изд -во корпорации1. Логос", 1994.-320с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образование личности. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд-во «ЛОГТО», 1997
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт., т.1.-М.:АН РСФСР, 1980.- 300с.
- Шестун Е. А. (иг. Георгий) «Православная педагогика». — М., 2001
- Шиянов E.H. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. -Ростов- на- Дойу: АО «Цветная печать», 1995. 310с.
- Шпикалова Т.Я., Алексеева Т. В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с метод, ре-ком.- М., 1996
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. -М:Сентябрь, 2000 — 176с.
- Ямбург Е.А. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дис.. докт.пед.наук в виде научного доклада.-М., 1997. -63с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. М.:Новая школа, 1996. — 352с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., Просвещение, 1986. 160 с.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи. // Педагогика, 1996, № 2, С. 40 47.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.:ЦКФЛ РАО, 1997. 248с.
- Ященко М.М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 28 с.