Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фундаментом для понимания проблем как развития самого человека, так и охраны окружающей среды, является качественно иное, интегрированное образование. Образование по своей сути и не может быть иным. Но сложившиеся реалии образовательного процесса, сильнейшая дифференциация знания, явно перевесившая интегрирующую тенденцию, ставит человечество перед необходимостью реализации стратегии устойчивого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ тенденций экологического и эколого-химического образования студентов педагогического вуза
    • 1. 1. Анализ тенденций экологического образования в России
    • 1. 2. Интегративный подход к экологическому образованию студентов педагогического вуза
    • 1. 3. Особенности содержания эколого-химического образования при подготовке студентов педагогического вуза
    • 1. 4. Формирование экологической компетентности как основы эколого-химического образования студентов

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической компетентности будущих педагогов интегративнопроектным методом. 2.1. Метод проектов: история, типология, структурирование, оценивание и его применение в современной педагогической практике.

    2.2.Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза при изучении химических основ экологических проблем интегративно-проектным методом.

    2.3. Экспериментальная проверка эффективности формирования ^ экологической компетентности студентов педагогического вуза.

Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное человечество перешло порог третьего тысячелетия, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что общечеловеческие проблемы XXI века разделились на четыре группы: социально-экономические (неравенство, нищета, голод) — экологические (рост народонаселения Земли, загрязнение биосферы) — энергетические (исчерпаемость природных ресурсов) — глобальное ухудшение здоровья населения земного шараэтические (противоречия между религиями мира) — гносеологические (разница между обученностью и образованностью).

Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящимися в постоянном взаимодействие с окружающей средой, задачи рационального природопользования и осознание роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

В современном «постиндустриальном обществе» в научные разработки и технологическую деятельность вовлечены миллионы людей, человечество создало и научилось использовать колоссальные производительные силы, достижения в области науки и техники, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов современной науки невозможно разумно управляемое развитие человеческой цивилизации. Глобальный, общечеловеческий экологический кризис вызван не только научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных и этических знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей далеко не высшего порядка и их удовлетворения в ущерб окружающей природе.

Можно сказать, что взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик, так как люди стали забывать, что сами они — часть природы. Выход из этого тупика только один — радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. На основании изучения глобального эколого-экономического кризиса Конференциями ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. Согласно экологическому подходу, устойчивое развитие — это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной емкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение принципиально неприемлемых для человечества условий жизни.

При переходе России на модель устойчивого развития экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования в целом от общества: формирование гармонично развитой личности как идеала и высшей ценности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности. В этой связи первоочередного анализа требуют вопросы отбора научного материала в содержании учебных дисциплин, способы и технические средства его передачи.

Современная экологическая ситуация породила тенденцию к бурному росту различных направлений современной науки о природе. Одновременно происходят качественные изменения в общей структуре самих естественных наук. В современной общеобразовательной теории и практике произошли существенные сдвиги в сторону переоценки естественнонаучных знаний в аспекте их экологической значимости. Экологические знания становятся объектом изучения исследователей из разных областей наук и выступают как необходимое условие гармонизации взаимодействия природы и общества. Однако расчлененность знаний на отдельные предметы не уравновешивается существующим уровнем их интеграции. Анализ в обучении катастрофически преобладает над синтезом. «Тотальная дифференциация», по выражению А. Г. Бусыгина, привела к тому, что знания учащихся становятся разрозненными, делятся на «физические», «химические», «биологические» и т. д. У учащихся отсутствует образное и эмоциональное отношение к миру, недостаточно философское его осмысление, у большинства слабо развито осознание своей связи с природой, понимание своего значения, места и роли в природе (20). В результате снижается интеллектуальный потенциал обучаемых. Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или конкретных умений. Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную или, как сейчас говорят, интегрированную картину мира (28,47).

Фундаментом для понимания проблем как развития самого человека, так и охраны окружающей среды, является качественно иное, интегрированное образование. Образование по своей сути и не может быть иным. Но сложившиеся реалии образовательного процесса, сильнейшая дифференциация знания, явно перевесившая интегрирующую тенденцию, ставит человечество перед необходимостью реализации стратегии устойчивого развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Компенсировать недостатки существующего предметного обучения и одновременно выявить пути преобразования всего естественнонаучного образования, а в частности экологического и эколого-химического, мог бы метод обучения, основанный на принципах интеграции.

Таким образом, системе образования предстоит осуществить серьезную интеллектуальную и духовную коррекцию развития общества, внедрить в его сознание новую меру ценностей по отношению к себе и к природе, то есть одной из главных задач системы образования и просвещения должно стать воспитание у всех социальных слоев населения экологоцентрического мышления, под которым понимается выдвижение на первый план и признание особой социальной ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека.

В системе экологического образования в вузах огромная роль принадлежит подготовке будущих учителей, следовательно, от подготовки педагогов во многом будут зависеть тенденции и параметры среды обитания человека в будущем. Эффективность экологического воспитания и образования учащихся зависит не только от содержательного раскрытия указанного круга проблем в программах и учебниках, но и от уровня готовности учителя к педагогической деятельности по формированию экологической культуры учащихся.

Педагогическая наука исследует содержание, формы и методы экологического образования. Внимание педагогов направлено на поиски наиболее эффективных средств оптимизации учебного процесса (И.Н.Пономарева, И. Г. Суравегина, И.Д.Зверев) — рассмотрения сущности межпредметных умений и интегрированных операций (Т.А.Александрова, И. Д. Зверев, В. Н. Максимов и др.) — принципов отбора и изложения научных понятий и теорий (ЛЛ.Зорина, ИЛ. Лернер, А. М. Сохор и пр.). Важное место в сегодняшних исканиях отводится ноосферному образованию (А.Г.Бусыгин, Т. К. Павло, И. И. Соколова и др.).

Проблемы подготовки учителя к экологическому образованию рассмотрены в работах С. Н. Глазычева, И. Н. Пономаревой, Н. М. Чернецкого, Н. М. Черновой и др. Теоретические аспекты экологической модели личностно-ориентированной подготовки учителя разработаны В. В. Сериковым, педагогические технологии ее реализацииА.Ю.Борисенко, Т. В. Лавриковой, Т. И. Чечет. Проблема формирования экологической компетентности учителей рассмотрены в работах Л. В. Панфиловой.

Все выпускники педагогических вузов должны быть ориентированы на воспитание экологически грамотной личности, для этого следует не только расширить и углубить экологическое образование на всех факультетах педагогических вузов, но и ориентировать студентов в направлении рационального отношения между человеком и природой в своей будущей деятельности.

Наши исследования исходного уровня экологической компетентности студентов различных факультетов Самарского государственного педагогического университета (СГПУ), учащихся школ города, а так же учащихся Самарского многопрофильного лицея-интерната, показал катастрофически низкий уровень их знаний и подготовки по экологическим и эколого-химическим вопросам.

Новые требования общества к образованию, необходимость подготовки экологически грамотного молодого поколения, способного осуществлять экологоцентрический подход во взаимодействии с природными объектами, породили ряд серьезных противоречий:

• между требованиями общества к современному уровню развития экологических знаний учителя и уровнем обучения и воспитания молодого поколения в вузе и в школе;

• между традиционной практикой подготовки учителя химии и биологии и потребностью современного общества в специалистах, сочетающих глубокие профессиональные знания с разносторонней экологической подготовкой;

• между объективной потребностью экологизации химического образования и отсутствием организационно-методической системы ее практической реализации;

• между общими требованиями стандартизации образования и недостаточной разработанностью концепции эколого-химического образования, его роли и места в общей системе образования;

• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и необходимостью формирования социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.

Все эти противоречия определили проблему исследования, суть которой заключается в ответе на вопрос: какие организационно-педагогические условия способствуют формированию экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом.

Объект исследования: процесс и содержание экологического образования студентов педагогического университета.

Предмет исследования: формирование экологической компетентности студентов педагогического университета интегративно-проектным методом при изучении химических основ экологических проблем. В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: формирование экологической компетентности будущих учителей при изучении химических основ экологических проблем успешно реализуется, если будет:

1. обоснована возможность и целесообразность использования метода проектов как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий;

2. разработана модель формирования экологической компетентности студентов педагогического университета на основе интегративно-проектного метода;

3. выявлена и определена способствующая формированию экологической компетентности оптимальная совокупность организационно-педагогических условий, включающих интеграцию кафедр химии и экологии Самарского государственного педагогического университета (СГПУ) по выбору объектов и проектной деятельности студентов;

4. разработан специализированный учебно-методический комплекс для студентов педагогического вуза;

5. разработан комплекс по организации и проведению интегративно-проектной работы в школе для будущей профессиональной деятельности учителя.

Исследование проблемы в рамках выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать состояние развития проблемы экологического образования студентов в педагогической и методической литературе.

2. Обосновать потребность и необходимость формирования экологической компетентности студентов педагогических вузов.

3. Обосновать возможность и целесообразность использования метода проектов как элемента системы учебной работы студентов педагогического университета в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий.

4. Разработать модель интегративно-проектного метода, направленного на формирование экологической компетентности студентов педагогического университета.

5. Выявить организационно-педагогические условия и средства формирования экологической компетентности студентов педагогического вуза.

6. Разработать учебно-методический комплекс для процесса формирования экологической компетентности будущих учителей;

7. Исследовать эффективность модели формирования экологической компетентности студентов педагогического университета интегративно-проектным методом.

8. Разработать и апробировать учебно-методический комплекс по организации и проведению интегративно-проектной работы в школе.

Методологическими основами исследования являются: 1) философское учение о развитии и философская теория деятельности (Г. Гегель, И. Кант, М. С. Каган, Ф. Энгельс, И. Фихте) — 2) философские основы образования (К.А. Абульханова-Славская, В. П. Беспалько, В. Д. Шадриков и др.) — 3) основы психологии и социальной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Г. В. Акопов, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. И. Гарбузов, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, М. С. Каган и др.) — 4) теория образования для устойчивого развития — десмоэкология (А.Г. Бусыгин) — 5) дифференцирование образования и организации творческой деятельности учащихся (В.В. Дронина, В. В. Краевский, B.C. Леднев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Р. А. Утеева, И. С. Якиманская и др.) — 6) идеи гуманизации образования и его гуманистической направленности (Ю.Н. Березин, И. Г. Бердников, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Т. В. Будько, И. С. Якиманская и др.) — 7) теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, А. А. Кирсанов, Ф. Ф. Коралев, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Чернова и др.) — 8) теория воспитания учащихся и педагогической интеграции (B.C. Безрукова, А. П. Беляева, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, и др.) — 9) концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, и др.) — 10) идею личностно-ориентированного профессионального образования (Л.М. Митина, B.C. Серикова, И. С. Якиманская, П. Ланград, Р. Даве и др.) — 11) теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, Г. А. Ильин, B.C. Леднев, В. Г. Разумовский, М. Н. Скаткин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

I. теоретические: анализ литературыизучение директивных, нормативных и программно-методических документов и материалов в сфере экологического и эколого-химического образованияпрогнозирование, проектирование, моделирование и другие- 2. экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение передового педагогического опыта в школе и вузе, контрольные и творческие работы (проекты) и другие;

3.количественного и качественного анализа, обработки и интеграции данных: методы математических статистик, компонентный анализ, цифровое, графическое и вербальное представления информации, методический анализ данных и другие.

Экспериментальную базу исследования составили следующие подразделения Самарского государственного педагогического университета: кафедра химии и методики ее преподавания, кафедра экологии и экологического образования, отделения химии, биологии и географии естественно-географического факультета, отделения физики, математики и информатики института математики, физики и информатики, а также методические объединения учителей химии, биологии, географии и экологии, организованные при СИПКРО, и общеобразовательные школы № 87,99 г. Самары, Самарский областной многопрофильный лицей-интернат.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Разработана модель формирования экологической компетентности студентов педагогического университета на основе интегративно-проектного метода, включающая в себя: > педагогическую технологию формирования экологической компетентностиорганизационно-педагогические условия и средства формирования экологической компетентности, включающие интеграцию работы кафедр химии и кафедры экологии СГПУ по выбору объектов и проектной деятельности студентов;

2. При формировании экологической компетентности раскрыта сущность и особенности метода проектов как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий;

3. Разработан учебно-методический комплекс для процесса формирования экологической компетентности будущих учителей и показана эффективность его использования в учебном процессе;

4. Разработан учебно-методический комплекс по организации и проведению интегративно-проектной работы в школе для будущей профессиональной деятельности учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении организационно-педагогических условий, способствующих формированию экологической компетентности студентов на основе интегративно-проектного методав обосновании и разработке педагогической технологии процесса реализации модели формирования экологической компетентности студентов педагогического вуза на основе интегративно-проектного метода, которая предназначена для решения одной из актуальных проблем педагогики и доведена автором до уровня практической реализациив расширении теоретических представлений о роли и месте эколого-химической проблематики в комплексе наук, изучаемых в высшей профессиональной и средней школе, и развертывании исследований, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная автором педагогическая технология и модель формирования экологической компетентности студентов педагогического университета позволит создать целостный интегрированный учебно-воспитательный процесс изучения химических основ экологических проблем в блоках естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.

Использование технологии формирования экологической компетентности позволило поднять уровень экологических знаний студентов как естественно-географического факультета, так и студентов нехимических специальностей, повысило их интерес к изучению экологических вопросов, здоровью человека, к практической реализации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Разработанные по результатам исследования учебно-методические пособия «Эколого-химические проблемы окружающей среды» и «Химические аспекты экологических проблем окружающей среды» внедрены в практику работы СГПУ, ряда школ города Самары.

Достоверность и обоснованность научных результатов, лично полученных соискателем, обеспечены длительным и законченным характером исследования, стандартностью процедур тестирования, соотнесением полученных результатов с аналогичными результатами других исследований, применением статистических и взаимодополняющих методов исследования. Исследования проводились с 2001 по 2005 гг. в СГПУ, Самарском областном многопрофильным лицее-интернате, ряде школ г. Самары.

Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2005 годы.

На первом этапе (2001;2003 гг.) изучалось состояние проблемы формирования экологической компетентности студентов в научно-педагогической литературе, анализировался и обобщался опыт работы по интегративно-проектному методу обучения, проводилось изучение состояния экологической подготовки студентов естественно-географического факультета и института математики, физики, информатики, осуществлялось накопление эмпирического материала, обосновывалась тема и гипотеза исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) разрабатывались программы и тематика занятий, положенные в основу интегративно-проектного метода обучения, разрабатывались методы и формы обучения студентов, необходимые для достижения поставленной цели, обобщались результаты исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа по определению критериев экологической компетентности студентов.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) систематизировался, обрабатывался материал экспериментального исследования, анализировались полученные данные, обобщались, формулировались выводы, результаты внедрялись в практику педагогической деятельности, оформлялись главы диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Отдельные выводы и идеи исследования докладывались на международных, российских, региональных, областных конференциях по проблемам экологического образования в городах Иркутск (2002), Тверь (2002), Киров (2003), Москва (2003), Санкт-Петербург (2005), а так же изложены в учебно-методических пособиях «Эколого-химические проблемы окружающей среды" — «Химические аспекты экологических проблем окружающей среды». Основные теоретические и практические результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-методических конференциях СГПУ, методических семинарах учителей, организованных при СИПКРО.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель формирования экологической компетентности студентов педагогического университета на основе интегративно-проектного метода, которая включает: педагогическую технологию процесса реализации модели формирования экологической компетентности студентов, организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов, которые включают интеграцию работы кафедр химии и экологии СГПУ по осуществлению проектной деятельности студентов, > эколого-химическое содержание метода проектов как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий при формировании экологической компетентности студентов.

2. Учебно-методический комплекс для процесса формирования экологической компетентности студентов педагогического вуза (8 программ для студентов естественно-географического факультета и 3 программы для студентов Института математики, физики, информатики, фактологический материал, лабораторный практикум, система тестовых заданий, задачи с экологическим содержанием).

3. Позитивные результаты исследования, которые получены в ходе апробации модели формирования экологической компетентности студентов педагогического университета интегративно-проектным методом.

4. Учебно-методический комплекс по организации и проведению интегративно-проектной работы в школе для будущей профессиональной деятельности учителя.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, иллюстрирована таблицами и рисунками.

выводы.

1. На основе всестороннего анализа основных тенденций экологического образования выявлено несоответствие между требованиями общества к современному уровню развития экологических знаний учителя и воспитания молодого поколения в вузе и школе. Исследование исходного уровня компетентности студентов различных факультетов педагогического университета по вопросам экологии показало катастрофически низкий уровень их знаний и подготовки по изучению химических основ экологических проблем.

2. Создана модель формирования экологической компетентности студентов педагогического университета на основе интегративно-проектного метода при изучении химических основ экологических проблем.

3. Разработана и апробирована педагогическая технология процесса реализации модели формирования экологической компетентности студентов педагогического университета на основе интегративно-проектного метода при изучении химических основ экологических проблем.

4. Определены организационно-педагогические условия и средства формирования экологической компетентности студентов.

5. Раскрыта сущность и особенности метода проектов как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий на основе идей интеграции.

6. Разработан и апробирован специализированный учебно-методический комплекс для процесса формирования экологической компетентности будущих учителей.

7. Разработан комплекс по организации и проведению интегративно-^ проектной работы в школе для будущей профессиональной деятельности учителя.

8. Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотизу и показали эффективность технологии по формированию экологической компетентности студентов педагогического университета, ее положительное влияние на качество знаний по.

Ф" эколого-химическим вопросам и позитивные сдвиги в личностных отношениях к вопросам окружающей среды, как основе жизнедеятельности человека.

9. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов столь сложного и многогранного явления, как экологическое образование и воспитание молодежи, так как дальнейшего развития и разработки требуют:

Взаимосвязи всех учебных дисциплин подготовки учителя,.

Комплексный инструментальный мониторинг качества всесторонней подготовки учителей по вопросам экологии,.

Взаимосвязь правительственных и исполнительных организаций, средств массовой информации с многочисленными общественными организациями, которые могут предоставить образовательные услуги не только учителям и молодежи, но и всем категориям граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ результатов проведенного исследования подтверждает основные положения гипотезы и позволяет сформулировать следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: Автореф. д.п.н. -СПб, 1998. 46 с.
  2. И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. — С. 62- 68.
  3. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997. — 153 с.
  4. С.В. Основные принципы становления и развития непрерывного экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 1998. — С. 68−77.
  5. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  7. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1981. — 386 с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989,-560 с.
  9. Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1988, — 450 с.
  10. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара — СПб.: Изд-во СамГПУ, 1999. 172 с.
  11. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие по спецкурсу. Куйбышев, 1992., — 104 с.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  13. Н.А. Человек, философия и природа. М. Знание, 1990. 94 с.
  14. М.Н. Гуманизация образования: направление и проблемы // Педагогика. 1996. № 4. С. 23−27.
  15. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. С. 7- 44.
  16. Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Автореф. к. филос. н. М., 1981, — 16 с.
  17. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985, — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3).
  18. А.Г. Педагогика глобальной экологии. — Ульяновск: «Симбирская книга», 1996. 192 с.
  19. А.Г. Десмоэкология. Ульяновск: Симбирская книга, 2002. -230 с.
  20. А.Г., Бусыгана А. Л. Методические указания по проведению внеаудиторной СРС по курсу экологии в самарском педагогическом университете: Уч.пособ. для вузов. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 25 с.
  21. А.Л. Профессор профессия. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.-276 с.
  22. А.С., Левина С. В. Дневник урбанизированной экологической тропы. Методические указания к проведению учебно-исследовательской работы по курсу экологии для преподавателей вузов и учителей. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.- 56с.
  23. .А. Экологический словарь. Алма- Ата, 1988, С. 186−187.
  24. М.И., Рожкина Н. Ф., Андреева И. А. Экологическое образование и воспитание студентов на межпредметной основе // Тезисы второго республиканского совещания-семинара «Содержание и формы экологического образования в педвузе». Пермь, 1990.- С. 6364.
  25. Введение в химию окружающей среды / Дж. Андруз, П. Брумблекумб, Т. Джикеллз, П. Лисс. М.: Мир, 1999. — 271 с.
  26. Э.А. Структура ценностного отношения к природе // Проблемы природоохранного образования и воспитания. — М.-Л.: Наука. 1982. С. 26−33.
  27. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988, № И, С.34−37.
  28. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  29. П.Н., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. «Психологические основы экологического образования».
  30. Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород, 1996. — 76с.
  31. Н.Ф. Методологические основы интеграции экологических знаний. // Тезисы докладов международной конференции «Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития (экологическое образование XXI век)». — Тольятти, 1996, С. 63−64.
  32. Н.Ф. Проблемная интеграция экологических знаний: научно-методические аспекты // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч.тр. Н. Новгород, 1998. — С. 58−62.
  33. Д.М. Задачи образования в области окружающей среды // Проблемы образования в области окружающей среды // Материалы Межправ. конференции по обр. в обл. окр. среды, 1977. -Тбилиси, М., 1979.- С. 6−7.
  34. Н.А. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию (философский анализ). Дисс.. канд. филос. наук. М.: (РАГС), 1997.
  35. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. № 11.- С. 61−72.
  36. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.
  37. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2 С. 49−57.
  38. С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.- С. 80−120.
  39. С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, — 1998. — 432 с.
  40. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: экология для гуманитариев. М.: Горизонт, 1997. — 205с.
  41. Н.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя (на примере небиологических специальностей): Автореф. к.п.н. М., 1995. — 16 с.
  42. Горизонты экологического знания (социально-философские проблемы) / Отв. ред. Т.Фролов. -М.: Наука, 1986. 204 с.
  43. JI.A. Социальная экология и проблемы интеграции наук: Автореф. д.ф.н. Л., 1989, — 42 с.
  44. В.В. Интегральная образовательная технология. — Москва: Знание, 1999.- 339с.
  45. Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982.-312 с.
  46. В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественно-научного образования // Экологическое образование и технология: Сб.науч.тр. / Под ред. проф. С. Н. Глазычева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 84−91.
  47. С.Д. Проблема субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.- С. 120−135.
  48. С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Автореф.к.псих.н. М., 1993. -16 с.
  49. С.Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности // Школа здоровья. 1995. Т.2.- С. 81−92.
  50. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
  51. Дж. Дьюи Психология и педагогика мышления. 1909.
  52. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. Тезисы выступлений к III Всесоюзному совещанию по философским вопросам современного естествознания. Вып.2. -М., 19 981. 126 с.
  53. Единство научного знания / В. Ф. Асмус, В. И. Шинкарук и др.- АН СССР. М.: Наука, 1988. -334с.
  54. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе.-М., 1981.-159с.
  55. И.Д. Ведущие идеи и понятия содержания школьного экологического образования // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. — С. 224−240.
  56. И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-ой
  57. Моск.науч.-практич.конф. по непрерывному экологическому образованию. -М., 1995.-С. 16−26.
  58. JI.A. «Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х 80-х годов XX столетия.» Автореферат диссертации М., 1993.
  59. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83−88.
  60. Т. А. Педагогика-М., 1984. 270 с.
  61. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч.тр. / Свердловский инж.-пед. ин-т. Свердловкс, 1990 Вып.1. -128с.
  62. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч.тр. / Свердловский инж.-пед. ин-т. Свердловкс, 1991 Вып.2. -123с.
  63. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профобразования: Тезисы докл. межвуз. конф. Л., 1990. -63с.
  64. Интеграция общественных, естественных и технических наук. Основные проблемы и тенденции: Научно-аналит.обзоз / Б. Г. Юдин, науч.ред. В. Ю. Галкин. М., 1987. — 43 с.
  65. Интеграция содержания образования в пед. вузе: Сб.науч.тр. Бийск: НИЦБиГПИ, 1994.-123с.
  66. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. 232с.
  67. Интеграция современного научного знания: методологический анализ / Н. Костюк и др. -Киев: Вища шк., 1984. -184с.
  68. Интегрирующая функция экологии в современной науке / Сб.науч.тр. АН УССР, Ин-т философии, отв.ред. Н. П. Депенчук, Н. Н. Киселев. -Киев: Наук. думка, 1987 125с.
  69. М.В. Меняющийся мир и образование в духе международного взаимопонимания. Магнитогорск, 1996. -30с.
  70. М.С. Философия культуры / Акад. гуман. наук. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996., -416 с.
  71. М.С. Философская теория ценности / С.-Пет. Гос. ун-т, Акад. гуманитар, наук. СПб. Петрополис, 1997. — 204 с.
  72. В.Б. Гуманистическая модель экологического образования.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С.23−25.
  73. В.Б. Ловушки экологического образования.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 123−125.
  74. В.Б. О месте экологического образования в системе школьного образования. // Журнал «Вестник АсЭкО"Бюллетень № 34 от 01.02.2001.-С. 101−103.
  75. В.Б. Реализация экологического подхода в обучении и воспитании. // Журнал «Вестник АсЭкО"Бюллетень № 34 от 01.02.2001. -С.51−53.
  76. В.Б. Формула экологического образования. .// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 120−121.
  77. В.Б. Экологическая этика.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 125−127.
  78. В.П. Единство научного знания. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1981.- 190с.
  79. Карл Фрей Проектный метод-Германия: Бельц., 1997.
  80. Н.В. Социально философский аспект проблемы экологического образования: Автореф.к. филос. н. — М., 1991. -16 с.
  81. Г. Н. К созданию методики экологического образования // Вопросы психологии, 1994. № 1- С. 69−73-
  82. В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — JL: Брокгауз-Ефрон, 1925.
  83. Н.Н. Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. — Киев: Наукова думка, 1981. 342 с.
  84. Н.Н. Мировоззрение и экология / АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1990. — 215 с.
  85. В.А. Место «очеловеченной природы» в структуре взаимодействия природы и общества // Философские науки. 1982. № 3.
  86. В.А. Основы экологического образования. // Философские науки. 1982. № 3.
  87. Е. Опыт работы американской школы по методу проектов-М.: Новая Москва, 1926.
  88. В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. JL: Изд-во ЛГУ, 1977. С. 102−103- В. Д. Комаров. Социальная экология: Философские аспекты. JL: Наука, 1990.
  89. Я.А. Антология гуманной педагогики М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996. — 224с.
  90. Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО ЮНЕП по образованию в области, t. VI,№ 1.- 1983.
  91. А.И. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985. -126 с.
  92. Юб.Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, Наука, 1987. -218 с.
  93. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  94. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  95. Ю.Кузнецов В. Н. Основные направления развития экологического образования в России // Материалы Всероссийской научной конференции 4.1.-Пенза, 1997. -С. 75−76.
  96. Ш. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1989.
  97. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  98. И.Кузьмина Н. В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  99. Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки иповышения квалификации педагогических кадров. — Самара: СамГПИ, 1993.-С. 10−17.
  100. Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. — С. 40−54.
  101. Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.- С. 15−16.
  102. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974.- С. 106−144.123 .Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983.- С. 94−231.
  103. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1994. — 228 с.
  104. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  106. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  107. Личность: внутренний мир и саморегуляция. Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Ин-т обр-ния взрослых, 1996. — 175 с.
  108. Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — Санкт — Петербург: СПб ин-т образование взрослых РАО, 1997. — 107с.
  109. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Залиханов М. И., Данилов-Данильян В.И., Гаврилов И. Т., Голубев Г. Н., Ревякин B.C., Гранович В. Ф. Проблемы экологии России М., 1993.-229 с.
  110. Л.И. Мировоззренческие и методологические основы экологического воспитания // Тезисы второго республиканского совещания-семинара (2−5 окт.) «Содержание и формы экологического образования в педвузе». Пермь, 1990.- С. 69−71.
  111. B.C. География и общество. М.: Мысль, 1978, — С. 205−218.
  112. ЛяшенкоЛ., Михайленко Н. Экологическое образование //Экологические вести, № 15 от 20.12.2002.-С.17−19.
  113. Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. -С.45−64.
  114. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996.-308с.
  115. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.13 7. Маркова А. К. Формирование мотивации учащихся. М.: Просвещение, 1990, — 191с.
  116. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. -151с.
  117. М.И. организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  118. НО.Мельников В. Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология»: Пособие. — Великий Новгород: НРЦРО, 1999−213с.
  119. Методические рекомендации к изучению подготовки молодого учителя к воспитательной работе. 4.1. Сост. С. Г. Вермловский. — JI.: НИИООВ АПН СССР, 1978. — 95 с.
  120. Э.М. Междисциплинарные исследования как объект науковедческого изучения // Системные исследования: ежегодник-М., 1972.
  121. НЗ.Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования идисциплинарная организация науки-М., 1980.
  122. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Изд-во Флинта: Москов.псих.-соц. институт, 1998. -200с.
  123. JI.H. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  124. Нб.Михелькевич В. Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям Самара, 1998.
  125. Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. Изд-во МНЭПУ, 1997. — 272 с.
  126. В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. — 164 с.
  127. В.Н. Психология отношений. Москва- Воронеж, 1995. -356с.
  128. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МИКСОР). М.: Прогресс, 1989. — 374 с.
  129. В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения. // Экология и жизнь. Вып.№ 2−3, 1997.
  130. В.М. Система непрерывного экологического образования в высшей школе (химический аспект). Дисс.. докт. пед. наук. -Москва, 1995.-281 с.
  131. В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. 1993. — № 6. — С. 47−53.
  132. В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы // Химия в школе. 1993. — № 5. -С.35.
  133. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат М.: Просвещение — 2000.
  134. Т.М. Система методологической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Дис.. док.пед.наук. Самара, 1998. -379с.
  135. Концептуальные подходы к дошкольному экологическому образованию и воспитанию / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Т. М. Носовой. Самара.: Изд-во СамГПУ, 2003.-482с.
  136. JI.B. Химия окружающей среды. Самара: Изд-во СИПКРО, 2000.-46с.
  137. JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 2. Неметаллы. -Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. 40с.
  138. JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 3. Металлы.- Самара: Изд-во СИПКРО, 2001. 54с.
  139. JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 4. Органическая химия. Самара: Изд-во СИПКРО, 2001. — 50с.
  140. JI.B., Белянкина Т. В. Формирование системы экологических знаний в процессе изучения химии // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 5. С. 65−71.
  141. JI.B., Белянкина Т. В. Учебная программа курса «Химия окружающей среды»// Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 7. С. 59−60.
  142. JI.B. Программы спецкурсов «Химия окружающей среды» для учащихся 8 11 классов. / Сборник авторских и модифицированных программ «Экологическое образование и воспитание детей» Вып. 4. -Самара: ЦРО, 2000. — С. 4−22.
  143. Л.В., Рябинина Н. П. Экологическое образование в процессе изучения органической химии // Экологические проблемы и пути их решения в XXI веке: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 53−56.
  144. Л.В., Рябинина Н. П. Система спецкурсов «Химия окружающей среды» // Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов Международной конференции. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2000. -С. 131.
  145. Л.В., Рябинина Н. П. Формирование экологической культуры учащихся и студентов // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы 3-ей международной конференции. Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. — С. 336−337.
  146. Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Дис.. док.пед.наук. Тольятти, 2002. — 482с.
  147. А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов). Автореф.. канд.пед.наук. -Чебоксары, 1997. 16 с.
  148. Н.Ю. Метод проектов на уроках информатики // Тезисы международной конференции «Информационные технологии в образовании», 2001.
  149. Н.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в бучении.- М., 1980.
  150. Е.С. Метод проектов // Тезисы международной конференции «Информационные технологии в образовании конференция», 2001. -С. 17−23.
  151. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе № 2, 3, 2000. — С. 23−25.
  152. Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа № 4, 1997. — С. 34−36.
  153. Е.С., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З.И.
  154. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1993. 167с.
  155. В.г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: Интеграция и гуманитаризация // Сов. Педагогика. 1988 № 7. -С. 3−10.
  156. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического процесса. Екатеринбург, 1998. — 120 с.
  157. Ю.В., Симонова Т. И. Государственный образовательный стандарт и экологизация учебно-воспитательного процесса // Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт и проблемы экологического образования и воспитания». Пенза, 1997. — С. 31−32.
  158. О.М. Сложные формы интеграции науки. М., 1983. — 151 с.
  159. М.Н. Дидактика средней школы М., 1982.
  160. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  161. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  162. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е. С. Полат М., 2000
  163. Г. С. Социально-психологические факторы в образовании взрослых на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции «Образование взрослых в Росси на рубеже XXI века: проблемы и перспективы». 4.1. // РАО ИОВ. СПб., 1995. — 141с.
  164. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. -ЮНЕСКО, 1977. 271 с. 193 .Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогики, 1989. — 320 с.
  165. Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. № 1. 1999.-С. 103−110.
  166. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.- 200 с.
  167. К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии». В 6-ти томах. Т. 3. СПб, 1908.- С. 10−11.
  168. К.Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В б-ти т. Т.1. — М.: Педагогика, 1988. — С. 177−193.
  169. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: Доклад на Всероссийском совещании работников образования 14−15 янв. 2000 // Народное образование. 2000. № 2 С.42−51.
  170. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. -Р.-н/Д., 1994.
  171. И.Ф. Педагогика. М.: Наука — 1990.
  172. Дж. «Уроки естествознания». Пер. с англ. С. Н. Толстикова под ред. А. Н. Захлебного. М: Центр «Экология и образование», 1993.-С. 103−111.
  173. Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов международной конференции. М., 2000. — 248с.
  174. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира: Вопросы истории и практики. М., 1992. — 94 с.
  175. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-М.: Финансы и статистика, 1987.-334с.
  176. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: для вузов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.20б.Чернилова Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. 4.2 — Саратов, 1997.
  177. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: Изд-во Фронда «Развитие через образование», 1998. —149с.
  178. Ю.К. Количественная оценка качества усвоения материала. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях перестройки. —Л.: ЛГУ, 1988. -С. 213−217.
  179. Ю.К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика. Учебное пособие / Под науч.ред. А. И. Субетто М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 250с.
  180. Е.В. Актуальные проблемы эколого-образования. // Тезисы межвузовской конференции «Проблемы экологического образования в школе и педвузе». СПб.: Образование 1993.- С. 13 — 15.
  181. Н.Шустов С. Б., Шустова JI.B. Химические основы экологии. — М.: Просвещение, 1995. -245 с.
  182. Экологическое образование в университетах: Тезисы докладов 3-й Международной конференции / Под ред. Н. Н. Моисеева. Владимир, 1997.-276 с.
  183. Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В. И. Данилова Данильяна.- М.: МНЭПУ, 1998. — 742с.
  184. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки М.: Наука, 1978. -392 с.
  185. А.В., Остроумов С. А. Уровни охраны живой природы. М.: Наука, 1985.
  186. Г., Третьякова JI. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 38−45.
  187. К.П. О преподавании естествознания. СПб., 1917.- С. 66.
  188. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Издательство СамГПУ, 1995. — 132 с.
  189. Leopold A. A Sand County Almanac. Ballantine Books, NY, 1991. 223. Serafln R. Noosphere, Gaia, and the Science of the Biosphere. //
  190. Environmental Ethics. Athens, 1988. — Vol. 10, № 2. 224. Partridge E. (ed). Responsibilities to Future Generations. Environmental Ethics. — Prometheus Books, NY, 1981.
Заполнить форму текущей работой