Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом
![Диссертация: Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом](https://westud.ru/work/2897218/cover.png)
Фундаментом для понимания проблем как развития самого человека, так и охраны окружающей среды, является качественно иное, интегрированное образование. Образование по своей сути и не может быть иным. Но сложившиеся реалии образовательного процесса, сильнейшая дифференциация знания, явно перевесившая интегрирующую тенденцию, ставит человечество перед необходимостью реализации стратегии устойчивого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ тенденций экологического и эколого-химического образования студентов педагогического вуза
- 1. 1. Анализ тенденций экологического образования в России
- 1. 2. Интегративный подход к экологическому образованию студентов педагогического вуза
- 1. 3. Особенности содержания эколого-химического образования при подготовке студентов педагогического вуза
- 1. 4. Формирование экологической компетентности как основы эколого-химического образования студентов
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической компетентности будущих педагогов интегративнопроектным методом. 2.1. Метод проектов: история, типология, структурирование, оценивание и его применение в современной педагогической практике.
2.2.Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза при изучении химических основ экологических проблем интегративно-проектным методом.
2.3. Экспериментальная проверка эффективности формирования ^ экологической компетентности студентов педагогического вуза.
Список литературы
- Александрова Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: Автореф. д.п.н. -СПб, 1998. 46 с.
- Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. — С. 62- 68.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997. — 153 с.
- Алесеев С.В. Основные принципы становления и развития непрерывного экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 1998. — С. 68−77.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1981. — 386 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989,-560 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1988, — 450 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара — СПб.: Изд-во СамГПУ, 1999. 172 с.
- Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие по спецкурсу. Куйбышев, 1992., — 104 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Бердяев Н.А. Человек, философия и природа. М. Знание, 1990. 94 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направление и проблемы // Педагогика. 1996. № 4. С. 23−27.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. С. 7- 44.
- Биджиева Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Автореф. к. филос. н. М., 1981, — 16 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985, — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3).
- Бусыгин А.Г. Педагогика глобальной экологии. — Ульяновск: «Симбирская книга», 1996. 192 с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Ульяновск: Симбирская книга, 2002. -230 с.
- Бусыгин А.Г., Бусыгана А. Л. Методические указания по проведению внеаудиторной СРС по курсу экологии в самарском педагогическом университете: Уч.пособ. для вузов. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 25 с.
- Бусыгина А.Л. Профессор профессия. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.-276 с.
- Бусыгин А.С., Левина С. В. Дневник урбанизированной экологической тропы. Методические указания к проведению учебно-исследовательской работы по курсу экологии для преподавателей вузов и учителей. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.- 56с.
- Быков Б.А. Экологический словарь. Алма- Ата, 1988, С. 186−187.
- Ващенко М.И., Рожкина Н. Ф., Андреева И. А. Экологическое образование и воспитание студентов на межпредметной основе // Тезисы второго республиканского совещания-семинара «Содержание и формы экологического образования в педвузе». Пермь, 1990.- С. 6364.
- Введение в химию окружающей среды / Дж. Андруз, П. Брумблекумб, Т. Джикеллз, П. Лисс. М.: Мир, 1999. — 271 с.
- Вебер Э.А. Структура ценностного отношения к природе // Проблемы природоохранного образования и воспитания. — М.-Л.: Наука. 1982. С. 26−33.
- Велихов Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988, № И, С.34−37.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
- Виноградов П.Н., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. «Психологические основы экологического образования».
- Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород, 1996. — 76с.
- Винокурова Н.Ф. Методологические основы интеграции экологических знаний. // Тезисы докладов международной конференции «Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития (экологическое образование XXI век)». — Тольятти, 1996, С. 63−64.
- Винокурова Н.Ф. Проблемная интеграция экологических знаний: научно-методические аспекты // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч.тр. Н. Новгород, 1998. — С. 58−62.
- Гвишиани Д.М. Задачи образования в области окружающей среды // Проблемы образования в области окружающей среды // Материалы Межправ. конференции по обр. в обл. окр. среды, 1977. -Тбилиси, М., 1979.- С. 6−7.
- Гейт Н.А. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию (философский анализ). Дисс.. канд. филос. наук. М.: (РАГС), 1997.
- Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. № 11.- С. 61−72.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2 С. 49−57.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.- С. 80−120.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, — 1998. — 432 с.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: экология для гуманитариев. М.: Горизонт, 1997. — 205с.
- Гнилуша Н.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя (на примере небиологических специальностей): Автореф. к.п.н. М., 1995. — 16 с.
- Горизонты экологического знания (социально-философские проблемы) / Отв. ред. Т.Фролов. -М.: Наука, 1986. 204 с.
- Гусакова JI.A. Социальная экология и проблемы интеграции наук: Автореф. д.ф.н. Л., 1989, — 42 с.
- Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. — Москва: Знание, 1999.- 339с.
- Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982.-312 с.
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественно-научного образования // Экологическое образование и технология: Сб.науч.тр. / Под ред. проф. С. Н. Глазычева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 84−91.
- Дерябо С.Д. Проблема субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.- С. 120−135.
- Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Автореф.к.псих.н. М., 1993. -16 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности // Школа здоровья. 1995. Т.2.- С. 81−92.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
- Дж. Дьюи Психология и педагогика мышления. 1909.
- Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. Тезисы выступлений к III Всесоюзному совещанию по философским вопросам современного естествознания. Вып.2. -М., 19 981. 126 с.
- Единство научного знания / В. Ф. Асмус, В. И. Шинкарук и др.- АН СССР. М.: Наука, 1988. -334с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе.-М., 1981.-159с.
- Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия содержания школьного экологического образования // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. — С. 224−240.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-ой
- Моск.науч.-практич.конф. по непрерывному экологическому образованию. -М., 1995.-С. 16−26.
- Зятева JI.A. «Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х 80-х годов XX столетия.» Автореферат диссертации М., 1993.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83−88.
- Ильина Т. А. Педагогика-М., 1984. 270 с.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч.тр. / Свердловский инж.-пед. ин-т. Свердловкс, 1990 Вып.1. -128с.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч.тр. / Свердловский инж.-пед. ин-т. Свердловкс, 1991 Вып.2. -123с.
- Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профобразования: Тезисы докл. межвуз. конф. Л., 1990. -63с.
- Интеграция общественных, естественных и технических наук. Основные проблемы и тенденции: Научно-аналит.обзоз / Б. Г. Юдин, науч.ред. В. Ю. Галкин. М., 1987. — 43 с.
- Интеграция содержания образования в пед. вузе: Сб.науч.тр. Бийск: НИЦБиГПИ, 1994.-123с.
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. 232с.
- Интеграция современного научного знания: методологический анализ / Н. Костюк и др. -Киев: Вища шк., 1984. -184с.
- Интегрирующая функция экологии в современной науке / Сб.науч.тр. АН УССР, Ин-т философии, отв.ред. Н. П. Депенчук, Н. Н. Киселев. -Киев: Наук. думка, 1987 125с.
- Кабатченко М.В. Меняющийся мир и образование в духе международного взаимопонимания. Магнитогорск, 1996. -30с.
- Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуман. наук. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996., -416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности / С.-Пет. Гос. ун-т, Акад. гуманитар, наук. СПб. Петрополис, 1997. — 204 с.
- Калинин В.Б. Гуманистическая модель экологического образования.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С.23−25.
- Калини В.Б. Ловушки экологического образования.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 123−125.
- Калинин В.Б. О месте экологического образования в системе школьного образования. // Журнал «Вестник АсЭкО"Бюллетень № 34 от 01.02.2001.-С. 101−103.
- Калинин В.Б. Реализация экологического подхода в обучении и воспитании. // Журнал «Вестник АсЭкО"Бюллетень № 34 от 01.02.2001. -С.51−53.
- Калинин В.Б. Формула экологического образования. .// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 120−121.
- Калинин В.Б. Экологическая этика.// Журнал «Вестник АсЭкО» Бюллетень № 31 от 15.01. 2000. С. 125−127.
- Каратеев В.П. Единство научного знания. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1981.- 190с.
- Карл Фрей Проектный метод-Германия: Бельц., 1997.
- Картамышева Н.В. Социально философский аспект проблемы экологического образования: Автореф.к. филос. н. — М., 1991. -16 с.
- Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования // Вопросы психологии, 1994. № 1- С. 69−73-
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — JL: Брокгауз-Ефрон, 1925.
- Киселев Н.Н. Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. — Киев: Наукова думка, 1981. 342 с.
- Киселев Н.Н. Мировоззрение и экология / АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1990. — 215 с.
- Кобылянский В.А. Место «очеловеченной природы» в структуре взаимодействия природы и общества // Философские науки. 1982. № 3.
- Кобылянский В.А. Основы экологического образования. // Философские науки. 1982. № 3.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов-М.: Новая Москва, 1926.
- Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. JL: Изд-во ЛГУ, 1977. С. 102−103- В. Д. Комаров. Социальная экология: Философские аспекты. JL: Наука, 1990.
- Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996. — 224с.
- Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО ЮНЕП по образованию в области, t. VI,№ 1.- 1983.
- Корнеев А.И. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985. -126 с.
- Юб.Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, Наука, 1987. -218 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
- Ю.Кузнецов В. Н. Основные направления развития экологического образования в России // Материалы Всероссийской научной конференции 4.1.-Пенза, 1997. -С. 75−76.
- Ш. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- И.Кузьмина Н. В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
- Кулюткин Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки иповышения квалификации педагогических кадров. — Самара: СамГПИ, 1993.-С. 10−17.
- Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. — С. 40−54.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.- С. 15−16.
- Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974.- С. 106−144.123 .Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983.- С. 94−231.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1994. — 228 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Личность: внутренний мир и саморегуляция. Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Ин-т обр-ния взрослых, 1996. — 175 с.
- Лобанова Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — Санкт — Петербург: СПб ин-т образование взрослых РАО, 1997. — 107с.
- Лоеев К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Залиханов М. И., Данилов-Данильян В.И., Гаврилов И. Т., Голубев Г. Н., Ревякин B.C., Гранович В. Ф. Проблемы экологии России М., 1993.-229 с.
- Лукьяненко Л.И. Мировоззренческие и методологические основы экологического воспитания // Тезисы второго республиканского совещания-семинара (2−5 окт.) «Содержание и формы экологического образования в педвузе». Пермь, 1990.- С. 69−71.
- Лямин B.C. География и общество. М.: Мысль, 1978, — С. 205−218.
- ЛяшенкоЛ., Михайленко Н. Экологическое образование //Экологические вести, № 15 от 20.12.2002.-С.17−19.
- Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. -С.45−64.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996.-308с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.13 7. Маркова А. К. Формирование мотивации учащихся. М.: Просвещение, 1990, — 191с.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. -151с.
- Махмудов М.И. организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
- НО.Мельников В. Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология»: Пособие. — Великий Новгород: НРЦРО, 1999−213с.
- Методические рекомендации к изучению подготовки молодого учителя к воспитательной работе. 4.1. Сост. С. Г. Вермловский. — JI.: НИИООВ АПН СССР, 1978. — 95 с.
- Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования как объект науковедческого изучения // Системные исследования: ежегодник-М., 1972.
- НЗ.Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования идисциплинарная организация науки-М., 1980.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Изд-во Флинта: Москов.псих.-соц. институт, 1998. -200с.
- Митина JI.H. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Нб.Михелькевич В. Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям Самара, 1998.
- Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. Изд-во МНЭПУ, 1997. — 272 с.
- Момов В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. — 164 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва- Воронеж, 1995. -356с.
- Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МИКСОР). М.: Прогресс, 1989. — 374 с.
- Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения. // Экология и жизнь. Вып.№ 2−3, 1997.
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в высшей школе (химический аспект). Дисс.. докт. пед. наук. -Москва, 1995.-281 с.
- Назаренко В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. 1993. — № 6. — С. 47−53.
- Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы // Химия в школе. 1993. — № 5. -С.35.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат М.: Просвещение — 2000.
- Носова Т.М. Система методологической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Дис.. док.пед.наук. Самара, 1998. -379с.
- Концептуальные подходы к дошкольному экологическому образованию и воспитанию / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Т. М. Носовой. Самара.: Изд-во СамГПУ, 2003.-482с.
- Панфилова JI.B. Химия окружающей среды. Самара: Изд-во СИПКРО, 2000.-46с.
- Панфилова JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 2. Неметаллы. -Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. 40с.
- Панфилова JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 3. Металлы.- Самара: Изд-во СИПКРО, 2001. 54с.
- Панфилова JI.B. Химия окружающей среды. Ч. 4. Органическая химия. Самара: Изд-во СИПКРО, 2001. — 50с.
- Панфилова JI.B., Белянкина Т. В. Формирование системы экологических знаний в процессе изучения химии // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 5. С. 65−71.
- Панфилова JI.B., Белянкина Т. В. Учебная программа курса «Химия окружающей среды»// Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 7. С. 59−60.
- Панфилова JI.B. Программы спецкурсов «Химия окружающей среды» для учащихся 8 11 классов. / Сборник авторских и модифицированных программ «Экологическое образование и воспитание детей» Вып. 4. -Самара: ЦРО, 2000. — С. 4−22.
- Панфилова Л.В., Рябинина Н. П. Экологическое образование в процессе изучения органической химии // Экологические проблемы и пути их решения в XXI веке: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 53−56.
- Панфилова Л.В., Рябинина Н. П. Система спецкурсов «Химия окружающей среды» // Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов Международной конференции. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2000. -С. 131.
- Панфилова Л.В., Рябинина Н. П. Формирование экологической культуры учащихся и студентов // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы 3-ей международной конференции. Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. — С. 336−337.
- Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Дис.. док.пед.наук. Тольятти, 2002. — 482с.
- Паугусов А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов). Автореф.. канд.пед.наук. -Чебоксары, 1997. 16 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов на уроках информатики // Тезисы международной конференции «Информационные технологии в образовании», 2001.
- Пидкасистый Н.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в бучении.- М., 1980.
- Полат Е.С. Метод проектов // Тезисы международной конференции «Информационные технологии в образовании конференция», 2001. -С. 17−23.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе № 2, 3, 2000. — С. 23−25.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа № 4, 1997. — С. 34−36.
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З.И.
- Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1993. 167с.
- Разумовский В.г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: Интеграция и гуманитаризация // Сов. Педагогика. 1988 № 7. -С. 3−10.
- Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического процесса. Екатеринбург, 1998. — 120 с.
- Симонов Ю.В., Симонова Т. И. Государственный образовательный стандарт и экологизация учебно-воспитательного процесса // Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт и проблемы экологического образования и воспитания». Пенза, 1997. — С. 31−32.
- Сицивица О.М. Сложные формы интеграции науки. М., 1983. — 151 с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы М., 1982.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е. С. Полат М., 2000
- Сухобская Г. С. Социально-психологические факторы в образовании взрослых на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции «Образование взрослых в Росси на рубеже XXI века: проблемы и перспективы». 4.1. // РАО ИОВ. СПб., 1995. — 141с.
- Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. -ЮНЕСКО, 1977. 271 с. 193 .Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогики, 1989. — 320 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. № 1. 1999.-С. 103−110.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.- 200 с.
- Ушинский К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии». В 6-ти томах. Т. 3. СПб, 1908.- С. 10−11.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В б-ти т. Т.1. — М.: Педагогика, 1988. — С. 177−193.
- Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: Доклад на Всероссийском совещании работников образования 14−15 янв. 2000 // Народное образование. 2000. № 2 С.42−51.
- Фоменко В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. -Р.-н/Д., 1994.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Наука — 1990.
- Хассард Дж. «Уроки естествознания». Пер. с англ. С. Н. Толстикова под ред. А. Н. Захлебного. М: Центр «Экология и образование», 1993.-С. 103−111.
- Химическое образование и развитие общества: Тезисы докладов международной конференции. М., 2000. — 248с.
- Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира: Вопросы истории и практики. М., 1992. — 94 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-М.: Финансы и статистика, 1987.-334с.
- Чернилевский Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: для вузов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.20б.Чернилова Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. 4.2 — Саратов, 1997.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: Изд-во Фронда «Развитие через образование», 1998. —149с.
- Чернова Ю.К. Количественная оценка качества усвоения материала. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях перестройки. —Л.: ЛГУ, 1988. -С. 213−217.
- Чернова Ю.К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика. Учебное пособие / Под науч.ред. А. И. Субетто М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 250с.
- Шаврина Е.В. Актуальные проблемы эколого-образования. // Тезисы межвузовской конференции «Проблемы экологического образования в школе и педвузе». СПб.: Образование 1993.- С. 13 — 15.
- Н.Шустов С. Б., Шустова JI.B. Химические основы экологии. — М.: Просвещение, 1995. -245 с.
- Экологическое образование в университетах: Тезисы докладов 3-й Международной конференции / Под ред. Н. Н. Моисеева. Владимир, 1997.-276 с.
- Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В. И. Данилова Данильяна.- М.: МНЭПУ, 1998. — 742с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки М.: Наука, 1978. -392 с.
- Яблоков А.В., Остроумов С. А. Уровни охраны живой природы. М.: Наука, 1985.
- Ягодин Г., Третьякова JI. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 38−45.
- Ягодовский К.П. О преподавании естествознания. СПб., 1917.- С. 66.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Издательство СамГПУ, 1995. — 132 с.
- Leopold A. A Sand County Almanac. Ballantine Books, NY, 1991. 223. Serafln R. Noosphere, Gaia, and the Science of the Biosphere. //
- Environmental Ethics. Athens, 1988. — Vol. 10, № 2. 224. Partridge E. (ed). Responsibilities to Future Generations. Environmental Ethics. — Prometheus Books, NY, 1981.