Становление профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза
![Диссертация: Становление профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза](https://westud.ru/work/5230701/cover.png)
Диссертация
Выявлено и доказано, что с помощью использования технологий ситуационного центра в вузе решается актуальная проблема профессионального образования, и студенты получают навыки и знания, которые необходимы и востребованы при выполнении требований профессиональной деятельности. Создание ситуационного центра по-новому выстраивает технологический процесс обучения, что существенно повышает… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ВУЗЕ
- 1. 1. Научные подходы к проблеме становления профессиональной 16 ответственности будущих инженеров
- 1. 2. Современный инженер как субъект деятельности
- 1. 3. Модель становления профессиональной ответственности будущих 56 инженеров в образовательном пространстве вуза
- Выводы по I главе
- Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ВУЗЕ
- 2. 1. Организация и методическое обеспечение исследования профессиональной ответственности будущих инженеров
- 2. 2. Реализация модели становления профессиональной 102 ответственности будущих инженеров
- 2. 3. Анализ результатов исследования и их интерпретация
- Выводы по Пглаве
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды /К. А. Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 224 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психологическая наука в России XX столетия, проблемы теории и истории. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С.362.
- Алисултанова, Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании. М.: Изд-во РАЕ, 2010.- 160 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.
- Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т.2.- С. 105.
- Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов. -Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 298 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
- Багдасарьян, Н. Г. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров / Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилина // Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С.23−26.
- Байденко, В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. -2007.-№ 5. С.4−9.
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко //Высшее образование в России.- 2006.- № 11.-С.4−17.
- Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
- Барановская, Jl. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве : дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01/JI. А. Барановская. -Чита, 2011.-305 с.
- Батоцыренов, В. Б. Факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов: кросс-культурное исследование / В. Б. Батоцыренов, К. Г. Эрдынеева // Мир науки, культуры, образования. -2012. № 6. — С.320−323.
- Батоцыренова-Эрдынеева, К. Г. Компетентность как психологическая категория // Профессиональная компетенция как социальный феномен: междунар. сб. науч. трудов. -М., 2005. С. 253−257.
- Бекренев, B.C. Ситуационные центры и социально-экономическое моделирование / B.C. Бекренев // Управление персоналом. -2000.- № 12.-С. 23−31.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — С.6−11.
- Блажей, А. Научно-техническая революция и инженерное образование / А. Блажей, Д. Дриенски, И. Перлаки. М.: Высшая школа, 1988. -285 с.
- Богатская, Е. Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2005.-23 с.
- Богословский, В. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход. / В. Богословский // Высшее образование в России. 2007. — № 10. — С. 3−9.
- Большакова, О. Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза / О. Н. Большакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. -№ 10. — С. 24−31.
- Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. А. Ребер. -М.: ACT, 2001.-Т.1.-592 с.
- Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. А. Ребер. М.: ACT, 2001. — Т. 2. — 560 с.
- Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
- Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2000. — № 1. -С. 17−24.
- Борцова, М. В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. -Краснодар, 2007. -24 с.
- Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова- под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2008. — 320 с.
- Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Начальная школа. 2009.- № 3.-С. 86−92.
- Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: Модэк, 1996. 392 с.
- Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. -С.230−237.
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта. СПб: Алетейя, 2003.268 с.
- Булатников, И. Е. Воспитательная система как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности / Булатников И. Е. // Ярославский педагогический вестник- 2009. -№ 4(61).- С.92−97.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. -М.: Ось-89, 1999.-446 с.
- Введение в философию ответственности: монография / А. И. Ореховский и др. — под общ. ред. А. И. Ореховского. Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
- Ветров, Ю., Инженерное образование: смена парадигмы / Ю. Ветров, Т. Майборода // Высшее образование в России, 2009. № 5. — С.4819.
- Вершков, А. С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2006. — 175 с.
- Вершков, А. С. Социально-педагогическое моделирование процесса развития персональной ответственности будущего специалиста в условиях вуза / А. С. Вершков, А. О. Кошелева // Психолого-педагогический поиск. 2009. -№ 3. — С.93−107.
- Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: ИМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы общей психологии. Отечественная психология: классические труды. М., 1982. — Т. 2. -1573 с.
- Гаевая, Т. Г. Моральная ответственность как качество личности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1984. — 56 с.
- Ганс Ионас. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / пер. с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
- Головко, И. А. Проблема моральной ответственности в марксистской этике / И. А. Головко. Киев: БИ, 1973. — С. 83.
- Головко, Н. А. Свобода и моральная ответственность / Н. А. Головко. -М.: Знание, 1973.- 63 с.
- Григорян, Е. JI. Значение ответственности в синтаксическом представлении / Е. JI. Григорян // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 90−96.
- Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. М.: Астрель, 2006. — 1536 с.
- Данчул, А. Н. Принципы построения информационно-аналитической системы учебно-исследовательского ситуационного центра / А. Н. Данчул // НТИ. Серия 1. 2009. — № 2. — С.5−9.
- Данчул, А. Н. Ситуационный центр РАГС: возможности и проблемы использования в учебном процессе / А. Н. Данчул // Информационные ресурсы России. 2006.- № 3 (91). — С.23−25.
- Дементий, Л. И. Типология ответственности личности // Актуальные проблемы психологии: сб. науч. трудов. Омск, 2000. — С. 5−19.
- Дементий, Л. И. Ответственность в семейных отношениях// Актуальные проблемы психологии: сб. науч. трудов. Омск, 2000. — С. 27−31.
- Дементий, Jl. И. Ответственность как социальная и личностная ценность / Л. И. Дементий // Материалы Всерос. науч. конф. «Идейное наследие
- B. С. Соловьёва и проблемы наступающего века». Омск, 2000. — С. 197−202.
- Дементий, Л. И. Ответственность и индивидуальность: постановка и исследование проблемы / Л. И. Дементий, Н. В. Евченко // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. Омск, 2001.- С. 25−35.
- Дементий, Л. И. Ответственность как копинг-ресурс в ситуации экзамена / Л. И. Дементий // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. Омск, 2001. — С. 5−13.
- Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.
- Дементий, Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05. -М., 2005. 357 с.
- Дементий, Л. И. Проблема ответственности в научном наследии
- C. Л. Рубинштейна и ее современный статус // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 394−411.
- Дементий, Л. И. Ответственность как характеристика субъекта жизнедеятельности / Л. И. Дементий // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2830 июня 2004 г. Казань, 2004. — С. 124−125.
- Дементий, Л. И. Ответственность как способ жизни / Л. И. Дементий // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сиб. психол. форума. 16−18 сентября 2004 г. Томск: Том. гос. ун-т, 2004, — С. 116−120.
- Дементий, Л. И. Ответственность как ресурс личности: монография. -М.: Информ-Знание, 2005. 188 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993.
- Деркач, А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: монография / А. А. Деркач, Е. В. Селезнёва. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2006. — 496 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993. — 420 с.
- Завалишина, Д. Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина //Психологический журнал. -2003.- № 6(24).-С.5−16.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
- Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. Тюмень, 2004.
- Закирова, М. А. Развитие ответственности в юношеском возрасте : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. Казань, 2010. — 23 с.
- Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер — Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. -126 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. психолого-социол. ин-та, 2003.- 480 с.
- Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Моск. психол. ин-т, 2005. — 216 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет журнал «Эйдос». — 2006. Режим доступа: ?луу/е1ё08.ш /]оигпа1/ 2006/0505.ЫтЦдата обращения 12.03.2011.
- Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методол. аспект) / И. А Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С.20−26.
- Золотовская, Л.А. Язык компетенций в современном профессиональном образовании / Л. А. Золотовская // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Балашиха: Депо, 2011. С. 73−78.
- Зялаева, Р. Г. Формирование профессиональной ответственности за экологическую безопасность производства у будущего специалиста технического профиля: дис. .канд. пед. наук. Казань, 2010. -23 с.
- Игнатова, В. В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: монография / В. В. Игнатова, А. В. Андриенко. Красноярск: СибГТУ, 2008. — 200 с.
- Информационные технологии и ситуационные центры / О. С. Анисимов, А. А. Берс, Ю. П. Дубенский и др. / под науч. ред. В. А. Филимонова.- Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2010. 228 е.: ил.
- Иотова, В. Ю. Обучающий ситуационный центр в вузах культуры и искусств / В. Ю. Иотова // Вестник МГУКИ. 2008. — № 1. — С. 163−165.
- Исследования мнения профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО ТГТУ. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: монография
- Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.- 144 с.
- Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас — пер. с нем., предисл., примечания И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
- Кант, И. Соч.: в 6 т. / И. Кант М.: Мысль, 1963−1966. -Т.4. — 4.1: Основы метафизики нравственности. — С. 276.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клименко, Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. К. Клименко.-Хабаровск, 2000. 43 с,
- Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 400 с.
- Козырева, Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Методология и методика естественных наук Вып. 4 — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4 (175). — С.1−14.
- Кошелева, А. О. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография /А. О. Кошелева, В. П. Кузовлев. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 102 с.
- Кошелева, А. О. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография / В. П. Кузовлев, А. О. Кошелева // Елец, 2009. 102 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Краевский, В. В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня / В. В. Краевский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. статей. М., 2001. — С. 29.
- Красильников, А. Ю. Воспитание профессиональной ответственности личности (на примере сотрудников таможенных органов): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Ю. Красильников- Пятигорск, 2009. -24 с.
- Краткий психологический словарь / сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Куницына С. М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. М. Куницына. Краснодар, 2011. — 23 с.
- Куренков, И. А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 122 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
- Ленк, X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники. // В кн.: Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1982. — С. 372−392.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лихачёв, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1996. -452 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
- Лукас, В. А. Организационные аспекты учебного процесса в университетах Германии / В. А. Лукас // Изв. вузов. Горный журнал. 2008. -№ 2.- С. 130.
- Манцурова, Т. А. Формирование профессиональной ответственности социального педагога в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук :13.00.08 / Т. А. Манцурова. Нижний Новгород, 2007. — 23 с.
- Маркова, А. К. Профессионализм, компетентность, квалификация / А. К. Маркова // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 331.
- Маркова, А. К. Психология профессионала /А.К.Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — С. 22.
- Митин, А. И. Акмеолого-педагогические особенности информатизации профессионального обучения управленческих кадров (автоматизированные рабочие места) / А. И. Митин, под общ. ред. Э. А. Манушина. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003. — 381 с.
- Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод, пособие / Л. М. Митина — МПСИ. М., 2003. — 184 с.
- Меськов, В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Меськов, Ю. Татур // Высшее образование в России— 2006. -№ 1.- с. 73.
- Методика и инструментальные средства построения информационно-аналитических систем (ситуационных центров): Заключительный отчет по НИР / Руководитель А. Н. Данчул. М.: Рос. акад. гос. службы, 2002. — 63 с.
- Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
- Методы и средства информационно-аналитической поддержки учебного процесса и научных исследований в ситуационном центре РАГС: Заключительный отчет по НИР / Руководитель А. Н. Данчул. М.: Рос. акад. гос. службы, 2003. — 273 с.
- Мишина, Ю. Д. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2002. — 23 с.
- Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. М.: Изд-во Либроком, 2010. — 248 с.
- Мухаметдинова, С. X. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С. X. Мухаметдинова, В. А. Филимонов. Омск, 2012 — С. 33−35.
- Мухаметшин, А. Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной ответственности будущего специалиста: автореф. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Мухаметшин. -М., 2010. 23 с.
- Немчининов, A.B. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у студентов младших курсов военного ВУЗа: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Немчининов. Саратов, 2005.-25 с.
- Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Новейший психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещеряковой, В. П. Зинченко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 806 с.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезнёвой. Изд. 2-е. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 206 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: А ТЕМП, 2004. — 944 с.
- Ореховский, А. И. Ответственность и ее социальная природа: методологический аспект / А. И. Ореховский. Томск: изд-во СибГУТИ, 2004.102 с.
- Особенности социальной ответственности у старшеклассников / Т. Н. Сидорова // Вопросы. 1987. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 56−62.
- Переломова, Н. А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: монография / Н. А. Переломова. Иркутск: Изд-во Иркут гос. пед. ун-та, 2001. — 176 с.
- Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
- Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1994. — 600 с.
- Платон. Собрание соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2.- С. 108.
- Платонова, A.B. Проблема ответственности в философии техники: историко-философская реконструкция: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03/ A.B. Платонова. Томск, 2007. — С.6.
- Плахотный, А. Ф. Свобода и ответственность. Харьков, 1972. — 159с.
- Поваренков, Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 544.
- Полный энциклопедический справочник по психологии: / ред. В. Б. Шапарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 890 с.
- Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: монография / Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.- 144 с.
- Прядеин, В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01/ В. П. Прядеин. Екатеринбург, 1999. — 299 с.
- Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие / В. П. Прядеин- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. -209 с.
- Прядеин, В. П. Фактор ответственности в многоуровневом педагогическом образовании / В. П. Прядеин // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1996. — С. 22−27.
- Прядеин, В. П. Ответственность как предмет психологического исследования / В. П. Прядеин. Екатеринбург. 2007. — 209 с.
- Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Карпова. Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — С.42−64.
- Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — 855 с.
- Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
- Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пучков, Jl. А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития / Л. А. Пучков,
- B. Л. Петров // Изв. вузов. Горный журнал. 2008. — № 1. — С. 128−145.
- Пучков, Л. А. Тенденции развития высшего горного образования России / Л. А. Пучков, В. Л. Петров // Изв. вузов. Горный журнал. 2006. -№ 4.1. C.145−148.
- Рефлексивный театр ситуационного центра //Всерос. конф. с междунар. участием: сб. статей / под общ. ред. проф. В. А. Филимонова. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2007. — 140 с.
- Реформы образования: аналитический обзор / под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003. — 82 с.
- Розина, H. М. В поисках универсального языка: госстандарты третьего поколения / H. М. Розина // Платное образование. 2006. — № 9. — С.4— 11.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФА, 1998. 672 с.
- Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Академия, 1997. — 518 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-679 с.
- Рябов, В. В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов Электронный ресурс. / В. В. Рябов, Ю. В. Фролов.- Режим доступа: http:// www.testor. ru /page aspxid=67.
- Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. -М.: Республика, 2000. 639 с.
- Сафаров, Н. С. Этический анализ проблемы ответственности : автореф. дис.. д-ра. философ, наук / Н. С. Сафаров. Баку, 1991. — 38 с.
- Семененко, H.H. Профессиональная ответственность военнослужащих как объект психологического исследования : сб. науч. статей / H. Н. Семененко. Орел: Институт ФАПСИ, 1996.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2003.-350 с.
- Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
- Смирнов, Г. JI. Демократия, свобода и ответственность личности / Г. Л. Смирнов. -М., 1968.
- Смирнов, С. И. Технологии в образовании / Смирнов С. И. // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109−112.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 160 с.
- Современный словарь по психологии / авт.-сост. В. В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.
- Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / Спиркин А. Г. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Столин, В. В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы 1-Е Дж. Роттера / В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. -М.:МГК, 1988.- 25 с.
- Столяренко, Л. Д. Особенности развития личности студента / JI. Д. Столяренко // Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — С. 291.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. -С.14−21.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. -T. 1.-М., 1935- T. 2.-М., 1938- Т. З.-М., 1939- Т. 4.-М., 1940. (Переиздавался в 1947—1948 гг.). Репринтное издание. М., 1995- М., 2000.
- Тугаринов, В. П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965.-.С.75.
- Фёдоров И. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы / И. Фёдоров // Высшее образование в России. 2008. — № 1. -С.3−11.
- Филимонов, В. А. Информационные технологии и ситуационные центры: точки роста / В. А. Филимонов // Информационные технологии и ситуационные центры / под науч. ред. В. А. Филимонова. Омск: Омский гос. инт сервиса, 2010. — С. 10−32.
- Филимонов, В. А. Рефлексивный театр ситуационного центра: пейзаж после премьеры / В. А. Филимонов // Рефлексивные процессы и управление. -2008.-№ 2.-С. 111−119.
- Филимонов, В. А. Технологии ситуационного центра для социальной инженерии / В. А. Филимонов // Проблемы управления в социальных системах. -Вып. 3.-2010.- Т. 2, — С. 21−32.
- Филиппович, А. Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования / А. Ю. Филиппович. М.: ООО Эликс+, 2003. -300 с.
- Филиппович, Ю. Н. Обучающие ситуационные центры Электронный ресурс. / Ю. Н. Филиппович. Режим доступа: http://iu5.bmstu.ru/— philippovicha/Articles/SitCentresEducation.html.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е изд., перераб. и доп.).
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
- Фомина, Н. А. Система исследования ответственности студентов будущих управленцев / Н. А. Фомина, А. Г. Алейкин // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Рязань: РГУ, 2010. — С. 480—485.
- Франк, С. JI. Реальность и человек / С. JI. Франк- сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / С. Л. Франк. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фроловская, М. Н. Становление гуманитарного базиса профессиональной компетентности / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская, В. Г. Шкунов // Образование и наука. 2008. — № 2 (50). — С. 48−55.
- Фроловская, М. Н. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская,
- B. Г. Шкунов // Мир науки, образования, культуры. 2009. — № 4 (16).1. C.192−196.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс. 1995.-256 с.
- Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
- Чернявская, В. С. Особенности гуманитарных технологий ситуационного центра / В. С. Чернявская // Материалы 5-й Всерос. конф. с междунар. участием. РТСЦ-2011. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2012. — С. 3336.
- Чернявская, В. С. Кросс-технологии: развитие метакогнитивных стратегий с помощью информационных технологий / В. С. Чернявская, Н. JI. Слугина // В мире научных открытий. 2012. — № 10(34). — С. 17−19.
- Чернявская, B.C. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В. С. Чернявская, О. С. Смогунова // В мире научных открытий. 2011. — № 9.5 (21).
- Чучалин, А. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ / А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России. 2007. — № 9. -С.25−29.
- Чучалин, А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования. /А.И. Чучалин // Высшее образование в России. 2010. — № 10. — С.20−29.
- Чучалин, А. К. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций / А. К. Чучалин, О. А. Боев // Высшее образование в России. 2006.- № 8.- С.9−17.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М., 1994.-С. 144.
- Шалдыбина, О. Н. О субъекте ответственности / О. Н. Шалдыбина // Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: МНЭПУ, 2007. — С. 62−64.
- Шатунова, Т. Г. К вопросу выявления критериев и уровней сформированности ответственности у подростков / Т. Г. Шатунова // Наука и образование: тезисы конференции. Белгород, 2005. — С. 87−89.
- Швыдков, Ю. П. Воспитание профессиональной ответственности у офицеров подразделений боевого обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Швыдков Ю. П. М., 2007. — 23 с.
- Шевцова, С. В. Формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Шевцова. М., 2008. — 23 с.
- Шепель, В. М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2010. -544 с.
- Шепетько, Д. В. Становление профессиональной ответственности будущих специалистов в условиях модернизации современной высшей школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Шепетько. Орел, 2011.-23 с.
- Эрдынеева, К. Г. Кросс-культурный анализ суицидальных тенденций у студентов: педагогические ресурсы использования технологий ситуационного центра / К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова // Мир науки, культуры, образования. 2012. -№ 6. -С.318−320.
- Эрдынеева, К. Г. Интегративный подход к профессиональной ответственности инженера как предиктор успешной профессиональной деятельности / К. Г. Эрдынеева, JI. Р. Толстых // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2010. — № 5. — С. 48−51.
- Эрдынеева, К. Г. Ответственность в понятийном базисе профессионального образования / К. Г. Эрдынеева, JI. Р. Толстых // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2010. — № 2. — С.78−84.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.- С. 31−37.
- Deci E.L. Intrinsic motivation, extrinsic reinforcement and inequity // J. Pers. Soc. Psychol. 1972.V. 22. P. 113−120.285. deCharms R. Personal causation training in the schoois. — J. of Applied Soc. Psychol., 1972. V.2(2). P.95−113.
- De Charms R. Affiliation motivation and productivity in small groups. -Journal of Abnormal and Social Psichology, 1957, 55.
- Davis T. M, Murrell P. Turning Teaching into Learning: The Role Student Responsibility in the Collegiate Experience. 1994.
- Davis W.L., Davis D.E. Internal external control and attribution of responsibility for success and failure // Journal of Personality. 1974. № 40.
- Genther R.W. Personal Responsibility // Encyclopedia of Clinical Assessment by Robert Henley Woody. San Francisco. California. 1980. P. 410.
- Heider F. Social perception and phtnomenal causality.- Psychological Reviem, 1944,-51,358−374.
- Kohlberg L. The philosphy of moral development: Moral studes and the ideal of justige. San-Francisko, 1981, -v. 1. 441 p.
- Lefcourt H.M. Lokus of control: Current trends in theory and research. Hill-cdale, 1976.-211 p.
- Realising the European Higher Education Area" Communique of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003 Preamble)
- Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 198
- Kuhl J., Beckmann J. (eds). Action control: From cognition to behavior. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 1985.
- Sameroff A. J., Haith M.M. The Five to Seven Year Shift: The Age of Reason and Responsibility (John D. And Catherine N. Macarthur Series on Mental Health and Development). 1996. http//www.amazon.com.213.1. Модель инженеров