Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Резюме по части 3

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

S Технология формирования профессионального тезауруса педагога предполагает организацию и осуществление четырех этапов: 1) подготовительный этап, целью которого является определение учебной проблемы, формулирование проблемных ситуаций и пр.; 2) реализация технологии, включающая в себя вводный (мотивационный), основной (познавательный), заключительный (рефлексивный) миниэтапы; 3) диагностический… Читать ещё >

Резюме по части 3 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 7 Особенности восприятия и запоминания учебной информации

S Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса). Однако иногда к ним добавляют еще два — мышечное чувство, ответственное за восприятие напряжения, расслабления, сжатия, растяжения, и чувство равновесия, позволяющее ощутить наклоны и вращения.

S Восприятие обладает двумя характерными чертами (существенными признаками), отличающими этот психический процесс от другого, — категоризацией и репрезентативностью.

S Существуют две основные причины неготовности субъекта к процессу восприятия информации: 1) неадекватные категории; 2) неадекватная доступность отнесения к категории.

S Процесс понимания речевого сообщения именуется декодированием, процесс формирования высказывания — кодированием.

S Декодирование возможно при наличии трех основных условий: 1) понимание слов; 2) понимание смысла предложения; 3) понимание целого сообщения. Первые два условия связаны с языковыми правилами и лингвистическими нормами, а третье предполагает сформированность речевого мышления, относящегося к сфере познавательной деятельности человека.

S В зависимости от способов восприятия информации выделяют три типа людей: 1) визуалы; 2) аудиалы; 3) кинестетики. Кроме того, иногда упоминается еще промежуточный тип людей — дигиталы.

S Согласно теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, выделяются девять типов интеллекта (интеллект в значении интеллектуальных способностей людей к обработке, запоминанию и оперированию информацией): 1) лингвистический; 2) логико-математический; 3) визуально-пространственный; 4) телесно-кинестетический; 5) музыкальный; 6) натуралистический; 7) межличностный; 8) интраперсональный; 9) экзистенциальный.

•S Память человека делится на кратковременную и долговременную. Также выделяют сенсорную и оперативную типы памяти.

S Конус опыта (Cone of Experience) по Эдгару Дейлу представляет собой абстрактную модель, позволяющую классифицировать способы подачи информации, однако не имеющую никакого отношения к запоминанию учебного материала.

Глава 8 Обзор техник работы с учебной информацией

S Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (педагогическая система В. Ф. Шаталова) предполагает использование в работе опорных сигналов — некоторых ассоциативных символов в виде букв, цифр, правил, графиков, таблиц и пр., на основании которых разрабатываются опорные конспекты — особым образом структурированный и упорядоченный учебный материал, представляющий собой схему — творческий продукт мышления.

S Технология укрупнения дидактических единиц, предложенная П. М. Эрдниевым, предполагает, что информация в процессе обучения будет подаваться крупными блоками, но с расшифровкой всех информационных связей, а также их последующей детализацией. Организация усвоения знаний при использовании технологии укрупнения дидактических единиц происходит за счет: 1) изучения не только синонимичных понятий, но и противоположных по смыслу понятий; 2) не только решения учебных задач, но и их составления.

S Технология квантования учебных текстов (по В. С. Аванесову) заключается в членении текста на короткие, логические по содержанию фрагменты. Каждая из вычлененных частей текста обладает одной центральной идеей, формулируемой обучающимся. Квантованные учебные тексты должны обладать следующими свойствами: краткостью, понятностью и доступностью, запоминаемостью, определенной мерой трудности.

S Техника создания визуальных заметок (скетчноутинг), предложенная М. Роуди, предполагает кодирование интересующей человека информации с помощью так называемых «скетчей», или зарисовок, представляющих собой совокупность изображений и слов.

S Технология составления интеллект-карт (автор Т. Бьюзен) предполагает вычленение центральной идеи, которая может быть выражена словом (словосочетанием). Далее осуществляется определение ключевых категорий (главных ветвей), а также идей вторичного, третичного и т. д. порядка, находящих отображение в виде линий (веток, ответвлений) от ключевых категорий (главных идей). Однако самое главное в интеллект-карте — это определить базовые порядковые идеи, предполагающие выделение человеком ключевых и второстепенных категорий, которые потом могут быть занесены в интеллект-карту.

Глава 9 Технология формирования профессионального тезауруса педагога

•S Любая технология обучения предполагает системно заданные цели обучения, структурное представление содержания образования, определенную логику применения тех или иных методов обучения в рамках конкретной формы с детальным описанием всех ролей субъектов образовательного процесса, а также оценку и контроль образовательного результата.

S Любая технология обучения имеет десять ключевых характеристик: 1) системность; 2) целостность; 3) научность (концептуальность);

  • 4) структурированность; 5) алгоритмичность; 6) управляемость;
  • 7) инструментальность; 8) прогнозируемость; 9) воспроизводимость; 10) эффективность.

S Технология формирования профессионального тезауруса педагога опирается на деятельностный, компетентностный и тезаурус — ный подходы, соблюдает принципы обучения — последовательности и систематичности, сознательности и активности, прочности и действенности, научности и фундаментальности.

S Подход в педагогике трактуется как некоторая концептуальная система идей и методов, позволяющая ответить на определенные вызовы в системе образования. По сути, подход является методологическим решением педагогической проблемы.

S Деятельностный подход можно охарактеризовать как организацию обучения, в ходе которого обучающийся является полноценным субъектом образовательного процесса: он не только способен самостоятельно ставить цели и достигать их с помощью различных способов деятельности, но и регулировать процесс познания на основе рефлексии, в том числе оценки образовательных достижений и результатов. Деятельностный подход характеризуется поэтапностью, осознанностью и целостностью системы.

S Уровень компетентности человека определяется владением им компетенциями.

S Профессиональную компетентность учителя составляют профессиональные знания, профессиональные умения, профессиональная позиция, особенности личности, позволяющие педагогу профессионально совершенствоваться.

S Основная идея тезаурусного подхода сводится к отбору содержания образования, структурированию учебной информации и разработке технологий по ее усвоению.

S Технология формирования профессионального тезауруса педагога основывается на методе проблемного обучения, позволяющем пробудить познавательный интерес у обучающихся и желание удовлетворить познавательные потребности, что создает предпосылки для осознанного формирования системы профессиональных знаний, умений и опыта.

S Технология формирования профессионального тезауруса педагога предполагает организацию и осуществление четырех этапов: 1) подготовительный этап, целью которого является определение учебной проблемы, формулирование проблемных ситуаций и пр.; 2) реализация технологии, включающая в себя вводный (мотивационный), основной (познавательный), заключительный (рефлексивный) миниэтапы; 3) диагностический этап, предполагающий выявление уровня сформированности профессионального тезауруса по изученной теме;

4) последействие — заключительный этап, направленный на формирование мотивации развития профессионального тезауруса педагога.

S Составление тезаурусных схем понятий позволяет в компактной форме «свернуть» большой объем учебной информации, облегчить ее обзор, легко оперировать ею в процессе изучения учебного материала. Тезаурусная схема может иметь произвольный вид — это результат творческой переработки учебной информации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой