Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников 6-7 лет, занимающихся по программе «туристята»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физические способности определяются как комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. В то время как физические качества являются, по существу, выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Так, например… Читать ещё >

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников 6-7 лет, занимающихся по программе «туристята» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика физической подготовленности дошкольников

Дорогой коллега! Уважаемый читатель!

В настоящее время перед работниками ДОУ стоит непростая задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности дошкольного детства на фоне крепкого здоровья ребенка. Но, как показывают статистические данные, в период активных преобразований в системе образования вообще и дошкольного в частности большинство дошкольных учреждений не смогло выйти на оптимальные результаты снижения заболеваемости и укрепления здоровья детей.

К одной из многих причин сложившейся ситуации следует отнести тот факт, что руководители дошкольных учреждений еще не в полной мере научились планировать результаты оздоровительной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что, прежде чем внедрять передовой опыт, требуется определить основные приоритеты в организации оздоровительной работы каждого ДОУ на основе медико-психолого-педагогического мониторинга.

Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, выполняющий различные функции, необходимые для определенного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.

Так, объектом мониторинга может являться физкультурно-оздоровительная деятельность и ее влияние на развитие физических качеств и формируемых личностных свойств ребенка. Психолого-педагогический мониторинг физического воспитания на уровне дошкольного учреждения заключается в том, что:

  • • воспитатель;
  • • исдагог-психолог;
  • • инструктор по физической культуре;
  • • врач дошкольного учреждения

выстраивают картину физического и психического развития ребенка, его двигательной активности в соответствии с уровнем психомоторного развития и здоровья в начале и конце учебного года. Все полученные данные сводятся в единую картину здоровья детей, чтобы увидеть цели предстоящей работы, высветить успехи каждого педагога и консолидировать усилия в поиске оптимапьных методов оздоровительной деятельности. В создании этой единой картины здоровья огромное поле деятельности предоставляется инструктору по физической культуре в детском саду. И прежде всего это работа, связанная с тестированием и оценкой развития физических качеств дошкольников.

Известно, что качественная диагностика физической подготовленности позволяет выявить эффективность применения той или иной программы физического воспитания. Поскольку вами принято решение работать, но программе «Туристята», то помимо общепринятых физических упражнений, оценивающих основные физические качества, мы дадим рекомендации по проведению дополнительных тестов, позволяющих оценить развитие важнейших для ребенка-дошкольника, комплексных координационных способностей и определенных туристских умений, стимулирующих его психическое и физическое развитие.

Надеемся, что данные советы облегчат организацию, проведение процедуры тестирования, а также обработку полученных результатов с целью их анализа и выработки соответствующего управленческого решения.

Физическая подготовленность — краткая характеристика основных понятий Всеми произвольными движениями, в том числе и основными (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием), ребенок овладевает постепенно, под воздействием ряда факторов. Одним из таких факторов является физическая подготовленность ребенка, которая определяется степенью сформированное™ двигательных навыков и уровнем развития основных физических качеств и общих координационных способностей.

Есть необходимость уточнить понятия «физические качества» и «физические способности». Для характеристики двигательных возможностей человека используют термины «физические способности» и «физические качества». Эти понятия, по мнению Ю. Ф. Курамшина (2007), в определенном отношении совпадают, однако не тождественны.

Физические способности определяются как комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. В то время как физические качества являются, по существу, выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Так, например, силовые способности характеризуют такие силовые качества, как «медленная сила», «статическая сила» и др. Физические качества — это в чистом виде биологические качества человека, базирующиеся на его морфофункциональных способностях. К ним относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту движений), а также их сочетание — упражнения на быстроту и силу дают представление о скоростно-силовых способностях ребенка. Это далеко не полный перечень разных подходов к определению этих понятий. В нашем пособии мы будем оперировать как тем, так и другим термином.

Координационные способности — это не биологические и не психические качества. Под ними понимается способность человека согласовывать отдельные движения в единую двигательную деятельность, другими словами, правильно, быстро, точно, находчиво, рационально и экономично выполнять двигательные действия.

Дадим краткую характеристику основных физических качеств.

Выносливость. Уточним понятие выносливости в детском возрасте. Ню является способность ребенка эффективно выполнять физические упражнения, не снижая заданных параметров движений на всем протяжении занятия, в объеме требований программы дошкольного учреждения. То есть речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а не о выносливости в отдельных видах спорта.

Ряд научных исследований подтвердил тот факт, что ее развитие обеспечивает формирование механизмов эффективной профилактики массовых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Применение нагрузок на выносливость повышает уровень развития этого качества, способствует улучшению других физических качеств, в частности быстроты, силы, положительно влияет на физическое развитие, двигательную подготовленность дошкольников. Именно с этими причинами связывается необходимость стимулирования развития данного качества в дошкольные годы. Кроме того, будут созданы определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости на уроках, а следовательно, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам. Итак, развитие общей выносливости у дошкольников рассматривается как фактор, способствующий естественному становлению данного качества, укреплению здоровья и повышению работоспособности детей. Поэтому выявлению исходных и конечных показателей общей выносливости у детей дошкольного возраста педагогам следует уделять особое внимание.

Гибкость. Термин «гибкость» более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Но когда речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных, плечевых суставах и т. д.). Итак, гибкость — это способность человека, определяющая подвижность его опорно-двигательного аппарата. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движений.

Подвижность в шейном, грудном, поясничном, а также тазобедренных, коленных и голеностопных суставах имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения свидетельствует о достаточно высоком уровне развития подвижности и, следовательно, хорошем физическом состоянии человека.

При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения движений. Недостаточная гибкость ограничивает проявление других физических качеств. Из сказанного следует, что развитию гибкости у детей, начиная с дошкольного возраста, следует уделять должное внимание, а также осуществлять тестовый контроль не менее двух раз в течение года.

Скоростные качества. Под скоростными качествами понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Уровень развития этого качества определяется состоянием двигательного аппарата (степенью развития мышечной системы), а также подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.

В ряде исследовательских работ, посвященных изучению развития быстроты у дошкольников, установлено, что в системе физической подготовленности дошкольников развитие этого качества должно занимать одно из первоочередных мест. Детский возраст, характеризующийся высокой подвижностью нервных процессов, повышенной возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов, является наиболее благоприятным периодом для развития скоростных качеств.

Уровень развития скоростных качеств имеет большое значение для здоровья ребенка. Резкое замедление роста показателей быстроты или их полное прекращение является одним из первых сигналов снижения способности к мобилизации функциональных возможностей организма.

С целью оценки быстроты применяют бег на 10 и 30 м. Однако исследования последних лет говорят о возможности использования одного контрольного упражнения (30 м) для детей разных возрастных групп.

Скоростно-силовые качества. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека выполнять в минимальное время мощное взрывное движение (удар, прыжок).

Для оценки этих качеств в практике дошкольной диагностики измеряют мышечную силу верхних и нижних конечностей, при этом детям предлагаются различные упражнения — прыжок в высоту с места, с разбега, метание набивного мяча из различных исходных положений, различные висы.

Рекомендуем два упражнения — это прыжок в длину с места для оценки силы нижних конечностей и поднимание туловища из положения лежа на спине — для оценки силы мышц — сгибателей туловища.

К сожалению, предлагаемая обязательная батарея тестов для российских дошкольников не предусматривает организацию контроля за развитием такого важного для детей дошкольного возраста качества, как ловкость. С этим фактом трудно согласиться, поскольку важнейшими задачами физического воспитания являются развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П. Ф. Лесгафт отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их: с возможно большей ловкостью». Поэтому наряду с обязательными тестами мы рекомендуем изучать и развивать координационные способности дошкольника.

Ловкость (как более общее понятие, чем координационные способности) — это качество управления движениями, обеспечивающее правильное (т.е. адекватно и точно), быстрое (своевременное), рациональное (целесообразное, экономичное) и находчивое (стабильное и инициативное) решение двигательной задачи. Итак, ловкость — это сложное, комплекснос двигательное качество. Основу ловкости составляют координационные способности, которые нельзя приравнивать к ловкости.

Координационные способности (КС) человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое в соответствии с поставленной двигательной задачей.

Значимость развития КС в дошкольные годы объясняется тем, что хорошо развитые КС — это необходимая предпосылка для успешного обучения физическим упражнениям, что позволяет увеличить двигательный опыт ребенка, а следовательно, является условием подготовки детей к жизни, к труду, обучению в школе. Существует много различных способов оценки КС, при этом следует применять такие упражнения, которые имеют достаточную координационную сложность, необходимость выполнения движения с максимальной скоростью, выбор оптимального решения двигательной задачи.

Для массового обследования детей целесообразно использовать тест в виде упражнения «челночный бег», которое одновременно выявляет степень развития ловкости, быстроты, координации движений. Упражнение удобно для практического применения. Небольшая длина дистанции позволяет проводить обследование как на участке детского сада, так и в физкультурном (музыкальном) зале.

Дорогой коллега!

Если вы захотите сопоставить результаты своих воспитанников с резуль' татами детей других детских садов, работающих по программе «Туристята», Вам необходимо внимательно изучить указания к процедуре тестирования и помнить: в этой работе важны всякие «мелочи»!

Двенадцать правил тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста При тестировании физической подготовленности человека исследователи всегда стремились получить ответы на два основных вопроса:

  • 1) какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретных физических способностей и уровня физической подготовленности;
  • 2) сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физической подготовленности человека?

Единых представлений в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются.

Отметим, что в настоящее время предпринимаются попытки проведения единой процедуры тестирования дошкольников по минимальному количеству информативных тестов. Но, как показывает анализ практической работы педагогов по оценке физической подготовленности дошкольников, вопросам предварительной подготовки к процедуре тестирования не уделяется достаточного внимания.

В этой связи предлагаем ориентировочную схему организации и проведения тестирования детей в условиях ДОУ.

1. Необходимо определить сроки проведения контрольных испытаний — время года, день недели, время дня. Следует помнить о динамике работоспособности ребенка.

Напоминаем разгрузочное время (тестирование в указанные сроки проводить нежелательно), в противном случае нельзя надеяться на объективный результат, показанный ребенком:

  • а) утреннее время до завтрака;
  • б) первая половина дня в понедельник;
  • в) вторая половина дня в среду и пятницу;
  • г) первая половина сентября;
  • д) вторая половина декабря — начало января;
  • е) вторая половина мая.

Таким образом, оптимальным временем для тестирования является вторая половина сентября и первая половина мая. Контрольные упражнения проводятся в первой половине дня. Наиболее благоприятными днями являются вторник, среда, четверг.

  • 2. Тестирование проводится непрерывно в течение одной-двух недель по одному-два движения в день. При этом следует помнить о сочетании выполнения контрольных упражнений и последовательности воздействий на физические качества. Наиболее эффективна следующая последовательность: быстрота, гибкость, сила, выносливость.
  • 3. Перед тестированием педагогу следует позаботиться о формировании уровня мотивации и концентрации внимания детей на предстоящей деятельности для того, чтобы испытуемые показали оптимальные результаты. С этой целью необходимо широко использовать метод поощрения, тест рекомендуется проводить в игровой форме с элементами соревнования.
  • 4. Подготовка к тестированию складывается из следующих этапов:
    • • готовится инвентарь: секундомеры, рулетки, стойки, флажки, мешочки и т. д. с учетом требований безопасности и возрастных особенностей ребен ка-дош кольни ка;
    • • проводится инструктаж с людьми, которые участвуют в тестировании, отрабатывается единая методика подачи команд, правильного определения расстояния, навыки работы с секундомером, формы протоколов и порядок их заполнения;
    • • подбирается место для обследования, проверяется состояние беговых дорожек, ям для прыжков и т. д.:
    • • за два-три дня до обследования проводится работа с родителями по обеспечению детей соответствующей одеждой и обувью;
    • • накануне тестирования педагог знакомит детей с секундомером, рулеткой, ориентирами, командами и т. д.;
    • • врач и медсестры ДОУ просматривают медицинские карты, выявляют ослабленных детей и при необходимости делают медицинские отводы.
  • 5. Всем измерениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, общеразвивающие, дыхательные упражнения. (Помните о последовательности предлагаемых физических упражнений.)
  • 6. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат в зачетной попытке. В протоколы вносится результат лучшей попытки.
  • 7. В процессе тестирования на выполнение контрольных упражнений рекомендуем давать пробные попытки. Исключение составляют упражнения для измерения общей выносливости (одна попытка). После попыток давать детям информацию о результате с целью поддержания у них мотивации к дальнейшей двигательной деятельности.
  • 8. Нельзя проводить тестирование сразу после приема нищи.
  • 9. Накануне тестирования воспитатель и руководитель физической культуры готовит протоколы, закрепляет их на жесткой опоре, в алфавитном порядке вносит фамилии и имена детей — отдельно мальчиков и девочек.
  • 10. Следует помнить, что первичное и повторное обследование детей должно проводиться в одинаковых условиях. Остановимся подробнее па требованиях к соблюдению одинаковых условий применения теста при повторном обследовании детей:
    • а) одинаковый способ выполнения теста. Один и тот же тест может выполняться с различными вариантами деталей техники;
    • б) одинаковое место проведения контрольного упражнения. Было бы грубой ошибкой проводить исследование в сентябре на участке детского сада, а в мае — в физкультурном зале;
    • в) одинаковые условия выполнения теста для всех детей. Недопустимо, например, чтобы одни испытуемые метали мешочек, а другие — мяч;
    • г) одинаковые условия измерения или одинаковая точность измерений. Одинаковую точность измерений невозможно получить, если, например, в сентябре длина прыжка оценивалась по заранее нанесенным меткам, а в мае — с помощью рулетки;
    • д) примерно одинаковое суточное время обследования, календарный день недели, характер предшествующей деятельности. Трудно надеяться па объективные результаты тестирования, если первое проводилось утром в понедельник, а второе — в среду вечером;
    • е) одинаковая очередность тестов, но дням исследования. Считается целесообразным в первые дни проводить тестирование координации движений, скоростно-силовых качеств, а в последующие дни — гибкости, силы, выносливости.
  • 11. Необходимо в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Целесообразно провести пробное исследование. Именно оно позволит, образно говоря, набить руку и глаз, подскажет, как в реальных условиях удобнее расположить детей, какие уточнения внести в методику измерения и записи результатов в протокол, сколько времени потребуется для одной попытки и т. п.
  • 12. После обследования перед воспитателем и руководителем физической культуры стоит задача обработать материалы диагностики физической подготовленности с помощью различных компьютерных программ, проанализировать полученные результаты и правильно оценить уровень развития изучаемых качеств, с тем чтобы умело корректировать восиитатсльно-образоватсльный процесс. Для этого полученные данные сопоставляются с уже имеющимися результатами детей предыдущих выпусков из вашего детского сада. Можно сравнить эти показатели с данными детей от коллег, работающих в вашем городе, но программе «Туристята» и, наконец, с ориентировочными нормами, опубликованными в различных источниках (если тесты одинаковы по содержанию и методике тестирования).

Методика тестирования физической подготовленности дошкольников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой