Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Примеры упражнений. 
Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В спорт я пришел в пятом классе, стал заниматься борьбой дзюдо. Почему? Дело в том, что с первого класса меня очень часто, наверное, даже систематически били. Я был очень застенчивым, вечно всего боялся, был самым настоящим трусом и не мог дать никому отпор. Но затем в моей жизни появилась борьба, стали приходить первые успехи, я сам стал меняться, изменилось и отношение одноклассников. Знаете… Читать ещё >

Примеры упражнений. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Цветное дыхание». Детям предлагается сесть и принять удобную позу, прикрыть глаза; сделав глубокий вдох, начать медленно выдыхать воздух из легких. При этом можно представлять, что выдыхаемый воздух имеет серый цвет, он вязкий, наполненный теми страхами, волнениями, переживаниями, которые переполняют ребенка, — с выдохом они уходят. После этого предлагаем участникам сделать медленный глубокий вдох и представить, что вдыхаемый воздух имеет красивый небесно-голубой цвет, он наполнен солнечным светом, искрящийся, переливающийся. Вместе с этим воздухом «вдыхаются» позитив, спокойствие, хорошее настроение.

Снятие зажимов. Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, зажим. Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.

«Чудовища». Игра способствует выходу психофизического напряжения, агрессивности, страхов и поднимает настроение. Детям предлагается превратиться в страшных «чудовищ»: сделать страшные мордочки и, высоко подпрыгивая, бегать по залу, издавая душераздирающие крики.

«Улитка». Суетливость и поспешность нередко мешают детям организовать свое поведение, а эта игра способствует развитию самоконтроля, выдержки. Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

После каждого упражнения участникам стоит предложить обсудить, что они чувствовали, переживали.

Коррекция эмоциональных состояний обучающихся с проблемами поведения проводится и в индивидуальном общении педагога дополнительного образования с трудным подростком. В табл. 3.7 приведены основные приемы, которые можно использовать в таких индивидуальных беседах.

Приемы консультирования подростка, находящегося в эмоционально деструктивном состоянии.

Таблица 3.7

Название

приема

Суть приема

Метафора.

Прием заключается в использовании аналогий — образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок — для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) ребенка. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Апелляция к личному опыту.

Педагог косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого.

Эмоциональное заражение.

При установлении доверительных отношений педагог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние воспитанника, заражая его собственными положительными эмоциями.

Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций.

Применение данного приема особенно актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать). Оно позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. От психолога принятие негативных эмоций потребует выдерживания позиции внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.

Название

приема

Суть приема

Переоценка.

Переоценка негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию — «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Позитивный настрой.

Позитивный настрой позволяет укрепить веру в возможности ученика по разрешению возникшего затруднения, а также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Целеу;

строение.

Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда молодой человек чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.

Оказание помощи в поисках идентичности.

Данный прием весьма актуален для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?» Конкретные пути, позволяющие найти ответ на данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении собственных поступков, анализе достижений и т. д.

Этап 4. Формирование индивидуально-психологических факторов защиты от десоциализирующих влияний

Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением, предполагают разработку и реализацию системы мер по снижению риска формирования девиаций с опорой на защитные факторы, под которыми понимаются условия, препятствующие возникновению девиантного поведения.

Индивидуально-личностные факторы защиты — это определенные качества личности, знания и умения человека, позволяющие ему адекватно реагировать на требования среды. К ним относятся: позитивная самооценка; умение эффективно общаться, мыслить, управлять своими эмоциями; понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих; нести ответственность за свое поведение и жизнь.

В соответствии с условным разделением сфер развития личности и учитывая возрастные особенности периода взросления, можно выделить пять основных сфер, развитие которых поможет подросткам не стать девиантами (рис. 3.1).

Сферы индивидуально-психологической защиты от девиантного поведения.

Рис. 3.1. Сферы индивидуально-психологической защиты от девиантного поведения

Перечислим основные качества, в рамках каждой из представленных на рис. 3.1 сфер, которые можно развивать средствами дополнительного образования.

Поведенческая сфера: социальная компетентность, владение эффективными стратегиями поведения, владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с десоциализирующими влияниями (навыки ассертивного поведения).

Мотивационно-потребностная сфера: нормативно-поведенческая установка, развитая ценностная мотивационная структура личности, наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную девиантному поведению; ориентированность на ведение здорового образа жизни.

Эмоциональная сфера: эмоциональная устойчивость, способность к отсроченной разрядке напряжения, способность контролировать аффект, сформированность чувства преданности и близости, высокий уровень эмпатии, чувство юмора.

Когнитивная сфера: осведомленность о негативных последствиях девиантного поведения, развитые ресурсы когнитивной сферы, высокий созидательный потенциал.

Духовная сфера: твердые моральные принципы и убеждения, сформированная позиция по отношению к экзистенциальным ценностям (любви, жизни, смерти, вере, духовности), зрелые убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; позитивная «Я-концепция», адекватная самооценка.

Названные качества ориентированы на формирование прочной внутренней защиты от девиантного поведения, поскольку их наличие позволяет человеку принимать социальные нормы как личностно значимые и противостоять негативным влияниям социальной среды и ближайшего окружения. Различные виды дополнительного образования имеют высокий потенциал формирования тех или иных личностных качеств (табл. 3.8).

Личностно-формирующий потенциал отдельных направлений дополнительного образования детей.

Таблица 3.8

Направление

дополнительного

образования

Качества личности, которые формируются в ходе освоения дополнительных образовательных программ

Декоративно-прикладное творчество.

Усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, творческое самовыражение, высокий созидательный потенциал.

Техническое творчество.

Формирование инициативной и гармоничной личности, способность работать в команде, конкретность мышления, креативность, волевой контроль.

Художественное, вокальное, музыкальное, театральное творчество.

Принятие культурных ценностей, умение ценить результаты человеческого труда, нравственные качества, эмпатия, толерантность, коммуникативная компетентность.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Ценности здорового образа жизни, сила воли, способность к преодолению трудностей, способность ставить цели и прилагать усилия к их достижению, командный дух.

Экологическое направление.

Осмысленное восприятие естественного мира и рационального использования его ресурсов, опыт социально одобряемой деятельности.

Проиллюстрируем возможности развития индивидуально-психологических факторов защиты от девиантного поведения на примере работы хореографического кружка (Зенухина Е. В., г. Барнаул).

Пример

В названном коллективе подросток имеет возможность не только овладеть хореографическими навыками, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, т. е. постоянно совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества; ушиться вести себя в соответствии с определенными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.

Занятия хореографическим творчеством способствуют в первую очередь физическому развитию. Различные прыжки, вращения, движения заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка всего тела, равновесия, дыхания; улучшаются подвижность, осанка, координация; исправляются и многие другие природные недостатки. Танец ушит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру. Все это помогает подростку уверенно чувствовать и осознавать себя в обществе.

Осознавая танец, участник хореографического коллектива делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в танце, сопровождающийся яркими переживаниями, особенно существен в переломные моменты развития характера подростка, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям.

Педагог, выяснив навыки и способности каждого участника, изучив среду его окружения, создает условия для его развития. Главным в этом становятся отношения взаимопонимания с подростком: только тогда педагог сможет направить его на путь самообразования, вовлечь в хореографию. В то же время одним из сложных моментов в процессе занятия является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в хореографическом кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощенности, свободы и осознанности, творческой дисциплины. Педагогу важно выстраивать учебно-воспитательный процесс в коллективе так, чтобы повышалась эффективность танца, улучшалась исполнительская культура воспитанников, обогащался их духовный мир.

Этап 5. Вовлечение ребенка в деятельность, альтернативную девиантному поведению

В условиях организации дополнительного образования детей это можно осуществить наиболее продуктивно. Традиционным направлением деятельности образовательной организации, работающей по дополнительным программам, является организация досуга, обусловленная стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые бы оказывали влияние на развитие его индивидуальности, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Исследователями феномена досуговой деятельности давно доказано, что человек, который в детстве не научился полезно и увлекательно использовать свое свободное время, оказывается несостоятельным и в своей будущей взрослой жизни.

Пример

Рассказывает Александр Клюшев, двукратный чемпион мира по пауэрлифтингу среди юниоров, победитель чемпионата Европы по пауэрлифтингу, Самый сильный человек России 2009 года:

«В спорт я пришел в пятом классе, стал заниматься борьбой дзюдо. Почему? Дело в том, что с первого класса меня очень часто, наверное, даже систематически били. Я был очень застенчивым, вечно всего боялся, был самым настоящим трусом и не мог дать никому отпор. Но затем в моей жизни появилась борьба, стали приходить первые успехи, я сам стал меняться, изменилось и отношение одноклассников. Знаете, мальчишка, который до этого вечно меня лупил, вскоре сам записался в секцию и стал моим лучшим другом. В 12 лет я попробовал стоя поднять вес в 90 кг. И у меня получилось! Могу сказать, что именно тогда я почувствовал себя по-настоящему сильным. Постепенно борьба отошла на второй план, секцию дзюдо я оставил в год окончания школы, и с тех пор я вплотную взялся за поднятие тяжестей, так и пришел в пауэрлифтинг. Хочется посоветовать всем любить спорт, поддерживать себя в хорошей форме и не забывать в нашем суетном мире об отдыхе — как о моральном, так и о физическом. А пожеланий может быть очень много, но мало чего можно добиться без крепкого здоровья, которое должно быть у каждого».

Многообразие видов деятельности, реализующихся в учреждениях дополнительного образования, эффективные способы и приемы, используемые при создании максимально комфортных условий для организации общения, саморазвития и самореализации обучающихся, позволяют заинтересовать детей и привлечь к занятиям, помочь им овладеть социальными умениями и навыками. Именно в процессе целенаправленной педагогической деятельности создаются условия для формирования личности, т. е. таких социальных качеств, как, например, инициативность, толерантность, которые определяются включенностью человека в общественные отношения. Социализация ребенка в учреждении дополнительного образования — это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, формирование готовности к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленной на социально значимое преобразование окружающей среды. Ярким подтверждением этого является опыт работы клуба «Зигзаг» Ярославского городского центра внешкольной работы (см. прил. 8).

Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что в дополнительном образовании имеется обширная база для формирования просоциального опыта детей, без освоения которого невозможен процесс полноценного развития личности: возможность вступать в разнообразные социальные отношения, исполнять различные социальные роли, самореализовываться в творческих проектах, работать в обстановке сотрудничества, сотворчества и партнерства педагогов и обучающихся, варьировать содержание и формы организации занятий и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой