Психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма
Диссертация
В ходе подробного анализа понятий отклоняющееся (девиантное) поведение и его компонентов: делинквентного, криминогенного, асоциального и других видов данного поведения. Мы выявили, что подростковый вандализм — это деструктивная поведенческая реакция, характеризующаяся разрушительными действиями подростков, направленными на осквернение социально-культурных ценностей и объектов, общественных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования проблемы подросткового вандализма
- 1. 1. Вандализм как психолого-педагогическое явление
- 1. 2. Сущность и особенности подросткового вандализма
- 1. 3. Психолого-педагогические основания предупреждения подросткового вандализма
- Вывод по первой главе
- Глава II. Технология психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма
- 2. 1. Психолого-педагогическая диагностика подросткового вандализма
- 2. 2. Социально-педагогическая программа профилактики подросткового вандализма
- 2. 3. Социальные и психолого-педагогические условия профилактики подросткового вандализма
- Вывод по второй главе
Список литературы
- Абдуллина М. А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Уфа, 2001.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого -социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2000.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000.
- Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб: Речь, 2004.
- Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е, стереотип. -М.: «Когито-Центр», 2008.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н. И. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. М.: Фолиум, 2000.
- Алексеева Л.С., Кошелева А. Д., Соколова Е. Т., Шапиро Б. Ю. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., 2000.
- Алиев X. Защита от стресса М.: Мартин, 1966.
- Американская социологическая мысль / под. ред. В. И. Добренькова -М.: МУБиУ, 1966.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 2001.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1999
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение М., 1979.
- Анисимов О.С. Теоретическая акмеология: предмет, структура содержания, тренинг / О. С. Анисимов. М., 2005.
- Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003.
- Арифулина Р.У. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми девиантного поведения: автореф. дис.. канд.пед. наук. Нижний Новгород, 2007.
- Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы теории): Монография. -М, 2001.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния в семейных отношениях / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс-Эксмо-Пресс, 2000.
- Басов М. Я.Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975.
- Баррет, Дж. Проверь себя. Тесты. 2-е издание. СПб: Питер, 2007.
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993.
- Беличева С.А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: 1993.
- Белова Е.Ю. Подготовка педагогических кадров // США: экономика, политика, идеология 1991.
- Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб: Питер, 2001
- Богданов Е.В. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста. Калуга, РИО КГПУ, 1966.
- Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1991.
- Брушлинский В.А. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психол. журн. 1966.
- Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007.
- Булатова P.P. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности Автореф. дис.. к-та пед. наук. Уфа, 2011.
- Быков В.М. В поисках будущего. Полемическая эволюция молодого поколения США 50−80 гг. М.: Политиздат, 1988.
- Васильева О.С., Гальченко Т. А. Агрессивностьи ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. 1997.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. жур. 1997.
- Ватова JI.C. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика М.: Народное образование- МПСИ, 2007.
- Ватова J1.C. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними / JI.C. Ватова // Психологическая наука и образование / В. В. Рубцов, A.A. Марголис. -2002,-№ 4 2002.-27−38 с.
- Ватова JI.C. Психология молодежного вандализма / JI.C. Ватова. -Москва: Социум, 2002.
- Ватова JI.C. Психология причинности, мотивации, психопрофилактики молодежного вандализма / JI.C. Ватова // Мир психологии: научно-методический журнал / Ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. 2003. -№ 1 январь-март 2003. — с. 205−218.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы : содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2007.
- Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: Моногр. / Т. Г. Визель, J1.B. Сенкевич, В. А. Янышева, А. К. Железнова. 2-е изд.- Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им J1.M. Толстого, 2008.
- Википедия: определение «вандализм» Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.8 2. D1.83.D1.80.D0.B0
- Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Под ред. М. О. Шуаре.-М.: МГУ, 1992.
- Вол обоев А. Н. Профилактика девиантного поведения подростков, склонных к созданию неформальных графических изображений и надписей: Автореф. дис.. к-та пед. наук. Киров — 2009.
- Волобоев А.Н. Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков: дис.. к-та пед. наук. Москва, 2010.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Выгодский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс., 1996.
- Выгодский JI.C. Собр. соч .:В 6 т. Т.З. — М.: Педагогика, 1983.
- Выготский JI. С. Педагогическая психология / Выготский JI.C.- под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев СПб., 1993.
- Галагузова Ю.Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Учеб.пособие. Н. Новгород, 2001.
- Гончаренко И.М. Педагогические условия формирования готовности социального педагога к работе с семьей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
- Гулевич O.A. Структура и содержание социальных представлений людей о праве. МГУ им. М. В. Ломоносова // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gm.htm
- Гуров В. Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2002.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955.
- Данил енков A.A. Педагогические условия формирования мотивации поведения у подростков-правонарушителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2000.
- Девиантология: Хрестоматия / Автор-соствитель Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007.
- Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/10 741 l/29/Zmanovskaya-Deviantologiya.html.
- Дробницкий О.Г. Моральная философия избранные труды М., 2002.
- Евграфова И.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. М., 2001.
- Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: Автореф. дис.. к-та псих, наук. Москва, 2012.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решения в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
- Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М: ИП РАН, 2006.
- Ефремова Г. Х. Правовая культура и поведение. Юридическая психология / Под общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001.
- Ефремов А.В., Белкин, Е.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса (реализация экспериментальных программ) -М., 2002.
- Жадейкайте Л.П. Подготовка будущих педагогов к общению с деликвентными подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1990.
- Жаринов Е, Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.
- Зайдман, И.Н. Формирование коммуникативных и рефлексивных умений школьников: технологические подходы // http://www.auditorium.rU/aud/v/index.php
- Замотаева О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков: автореф. дис.. канд. философ, наук. Саранск, 2004.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб.: Союз, 1997.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). — М.: «Академия», 2003.
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. -4-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой СПб.: Питер, 2006.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Смена, 2008.
- История социальной педагогики. Ч. 1 / Беляев В. И., Мардахаев Л. В., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. — рец.: Мухин М. И., Коджаспирова Г. М. М.: Изд-во РГСУ, 2006.
- История социальной педагогики. Ч. 2 / Беляев В. И., Мардахаев JI. В., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. — рец.: Мухин М. И., Коджаспирова Г. M. М.: Изд-во РГСУ, 2006.
- Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Питер, 2011.
- Клейнберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения М., 1997.
- Клейнберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/Ю.А. Клейберг: учебное пособие для вузов. Второе издание стереотипное М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
- Ключников C.B. Личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищенными детьми: Методические рекомендации для педагогов и воспитателей социальных и образовательных учреждений. -Новгород, 2002.
- Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. -М.: Экон-Информ, 2010.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.
- Кон И. С. Социология личночти (над чем работать, о чём думать философы)-М., 1967.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Кривцова C.B. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. М.: Генезис, 1997.
- Кудрявцев В.И. Генезис преступного поведения. М., 1998.
- Кузнецова И.А. Социально-педагогическая профилактика деликвентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владимир, 2000.
- Кураков Л. Экономика и право: словарь-справочник. М., 2004.
- Кэрролл, Е. Изард. Эмоции человека. / Л .Я. Гозман, М. С. Егорова. -М.: Изд-во Московского Университета. 1980.
- Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа 1998.
- Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1993.
- Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагогов с подростком. Методическое пособие. М., 2002.
- Леванова Е.А. Подросток: Родителям о психопластике личности: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: изд-во Логос, 1981.
- Леонов Н.И. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учеб. пособие / Н. И. Леонов, М. М. Главатских. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2011.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М, 1977.
- Ли Д. А. Преступность как социальное явление. М. Русский мир, 1997.
- Личко А.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. М.: НИШ ill им. Бехтерова, 1976.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. 2 изд. Л. Медицина, 1983.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. -М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Личко А.Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1991.
- Лыткина O.A. Психолого-педагогические социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формамиповедения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: дисс. канд. псих. наук. Калуга, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002.
- Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения . Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007.
- Малькова З.А. Американская школа в оценке общественности. //Педагогика, 1987.
- Мамонова С.Ю. Поверь в себя. СПб.: Питер, 2003.
- Мардахаев, JI. В. Основы социально-педагогической технологии : учеб. пособие / Л. В. Мардахаев — рец.: Фирсов М. В., Никитина Н. И. Изд. 2-е, исПр. и доп. — М.: Перспектива, 2011.
- Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учеб. / Л. В. Мардахаев — рец.: Липский И. А., Никитина Н. И. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2011.
- Методологические проблемы сравнительной педагогики / сборник научных трудов/ под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона.-М., 1991.
- Морозюк, С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности / Московский ин-т медико-социальной реабилитологии- Волгоградский гос. технический ун-т. — М., 2000.
- Моросанова, В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М: ИП РАН, 2007.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Мудрик A.B. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1998.
- Мухина, B.C. (ред.) Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия. -М: Академия, 2005.
- Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку: Монография / Г. Навайтис. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007
- Наш проблемный подросток. С.-Петербург, 1999.
- Немов P.C. Психология: В 3-х т. Т.1. М.: Сфера, 2009.
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГ1111У, 2008.
- Новопашина J1.A. Влияние склонности к девиантным формам поведения на мотивацию учения в подростковом возрасте: дис. .канд. псих, наук. Москва, 2004 .
- Ноговицина Н.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях городского социума: дис.. к-та пед. наук. Якутск, 2004.
- Носенко Э.И. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998.
- Нэпп, М., Холл Д. Невербальное общение. СПб.: Еврознак, 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр Академия, 2009.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. М., 2002.
- Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2011.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования/ Под общ. ред. H.H. Посысоева. М.: Из-во Владос-Пресс, 2004.
- Паркинсон С., Карнеги Д. Ваше преуспевание в ваших руках! -М.: Изд. центр Академия, 1993.
- Патрушева З.В. Педагогические условия профилактики вандального поведения школьников: Автореф. дис.. к-та пед. наук. Владимир, 2012.
- Пашутина О.С. Вандализм как преступление против общественного порядка: Автореф. дис.. к-та юр. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением : практическое руководство / А. Б. Петрова. 2-е изд. — М.:ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. Тверь: Приказ, 1994.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. 4.1.. — М.: Ось-89,1998.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. 4.2. — М.: Ось-89,1998.
- Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. // http://shpora.net/index.cgi?act=view&id=9154
- Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007.
- Протопопова В.А. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности: дис. .к-та пед. наук. Волгоград, 2010.
- Психологические тесты. М.: изд-во Эксмо, 2004.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Зинченко. М., 1996.
- Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца A.B., Зинченко В. П. и др. М.: Просвещение, 2000.
- Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
- Потанин Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992.
- Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000.
- Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. J1.B. Кузнецовой- сост. Г. С. Семенов. -М.: Школьная Пресса, 2007.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
- Реан А. А. Психология подростка. Учебник. Серия «Мэтры психологии» СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Садков, Е.Б. Маргинальность и преступность /Е.Б. Садков // СОЦИС. 2000.
- Сапрунов А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. -М., 2001.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков в условиях коррекции. М.: ИПП, 1996.
- Серых А.Б. Психологическая подготовка педагогов к работе с виктимными детьми. М., 2005.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- Под ред. Сластенина В. А. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Синягина Н.Ю., Пазекова Г. Е., Пискунова Е. Ю. Психология реабилитации детей и подростков, подвергшихся насилию. М., 2001.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. — 2003.
- Собкин B.C., Абросимов З. Б., Адамчук Д. В., Баранрва Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005
- Социализация человека. Уче бное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Социология девиантного поведения: Учебное пособие / C.B. Егорышев, К. Б. Толкачев: Уфимский юридический институт МВД РФ. Уфа. 1997.
- Социология на пороге XXI века основные направления исследования/ под. ред. С. И. Григорьева М., 1999.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. М.: Генезис, 2000.
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПб: Питер, 2006.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004.
- Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода Российского общества к рыночным отношениям: дис.. д-ра соц. наук. Улан-Уде, 2007.
- Тетерятникова JI.H. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис.. к-та пед. наук. Кострома, 2009.
- Таранова А.Е. Социокультурные механизмы ценностной легитимации девиантного поведения: дис.. к-та соц. наук. Белгород, 2007.
- Ткачевский Ю.М. Правовые аспекты борьбы с наркоманией и алкргрлизмом. М.: Профиздат, 1990.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А. Ф. Шадуры СПб.: Издательство «Речь», 2005.
- Трудные судьбы подростков. Кто виноват? / Под ред. Ю. В. Чудновского. -М.: Владос, 1991.
- Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. 2002. — № 7. — С. 44−46.
- Тюрин П. Т. Поведенческие альтернативы в условиях нормативных и ситуативных требований (ПАУНСТ). М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, У26 Изд-во Проспект, 2005.
- Федосенко.Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2009 .
- Философский энциклопедический словарь. М. — 1983.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 2004.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Харина Э.Н. Расследование вандализма (криминалистические и уголовно-правовые аспекты): Автореф. дис.. к-та юр. наук. Москва, 2005.
- Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Центр социальной помощи семье и детям: методология, опыт и перспективы / Под ред. Н. Н. Воронцовой, П. Б. Торопова. Калининград.: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.
- Черемнова Н.А. Уголовная ответственность за вандализм: Автореф. дис.. к-та юр. наук. Омск, 2004.
- Черствая О.Е. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук.- М., 2001.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.- М., 2000.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2001.
- Шульга А.А. Защита прав ребёнка: социально-педагогический аспект: учебное пособие / А.А. Шульга- под. науч. ред. Е. В. Андриенко. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
- Шурухт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций. СПб: Речь, 2006.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Allen V. Toward an understanding of the hedonic component of vandalism // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Elsevier, North Holland, 1983.
- Allen V., Greenberger D. An aesthetic theory of vandalism // Crime and Delinquency. 1978.
- Fisher J. D., Baron R. M. An equity-based model of vandalism // Population and Environment. 1982.
- Grand dictionnaire universel du XIX siecle. Paris: Larousse. V. 15.
- Levin, K. Field theory in social science, selected theoretical papers. New-York: Harper Row, 1951.
- Maslow, A.N. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value life. J. Humanistic Psychol., 1967.
- Noschis K. Countries without vandalism // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Elsevier, North Holland, 1983.
- Reau L. Les monuments detruits de l’art francais. T. 1. Paris: Hachette, 1959.
- Roos H. E. Vandalism as a symbolic act in «Free Zones» // Paper presented to the International symposium on vandalism, Seattle, 1988.
- Schwartz M. J., Dovidio J. F. Reading between the lines: Personality correlates of graffiti writing. // Perception & Motor Skills. 1984.
- Sullivan, N.S. Tensions Interpersonal end international. Urbana: Uvin. Of Illinois press, 1950.
- The safe school study. National Institute of Education. Wash, 1982.
- Us Department of Housing and urban Development, 1979.
- Vandalism behavior and motivations, Amsterdam, N.-Y., 1984.
- Wiesenthal D. L. Psychological aspects of vandalism // European Perspectives in Psychology / Ed. by P. Drenth, et al. 1990.