Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы — Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой)
Диссертация
Традиционно сформировавшими специфическими особенностями балетного образования в России являются: состояние здоровья (телесная природа и специальные параметры) как определяющее условие обучения балетуранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрастеспециальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Традиции балетного образования в дореволюционной России (1710−1917 гг.)
- 1. 1. Характеристика традиций в хореографическом искусстве и образовании
- 1. 2. Эволюция системы подготовки балетных танцовщиков для
- Петербургской императорской сцены
- 1. 2. 1. Предпосылки возникновения и становление системы подготовки балетных танцовщиков в России (1710−1756 гг.)
- 1. 2. 2. Подготовка балетных танцовщиков в период становления театрального дела в России (1756−1829 гг.)
- 1. 2. 3. Подготовка балетных танцовщиков в Санкт-Петербургском императорском театральном училище (1829−1917 гг.)
- 1. 3. Особенности системы подготовки балетных танцовщиков для Петербургской императорской сцены
- Глава 2. Традиции балетного образования в советской
- России (1917−1991 гг.)
- 2. 1. Становление и развитие модели среднего специального учебного заведения в области балета (на примере Ленинградского хореографического техникума (училища) имени А.Я.Вагановой) (1917−1991 гг.)
- 2. 2. Особенности подготовки артистов балета в Ленинградском хореографическом техникуме (училище) имени А. Я. Вагановой и их влияние на формирование высшего образования в искусстве балета
- 2. 3. Сравнительный анализ традиций подготовки артистов балета в России и балетных школах Европы (на примере Франции и Швеции)
Список литературы
- РГАЛИ. Ф. 259. Оп.1. Д. 39. Л. 3.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л. 4.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л. 4−5.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 172, л. 5.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 146, л.24−25.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л.34.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л. 34.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 1−8.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 50, л. 9.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, 172, л .2,4.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 255, л.2−3.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 255, л. 1.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф.2, д. 17. Н. Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 21.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 21.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 21.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 43.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 12.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13. 21. Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13. 22. Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 14.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 14.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 691, л. 67−70.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 691, л. 71−72.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 14.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 10.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 12.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 9.
- ЦГАЛИ. Ф. 259. Оп.1. Ед. хр. 19. Л. 2.
- РГИА. Ф. 498. On. 1. Ед. хр. 3857. Л. 124.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 125, л. 24.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 639, л. 5.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 4.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 2.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 1.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 828.
- ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 707.
- Архив АРБ им. Вагановой, ф. 2, д. 13, л. 17−19.1. Печатные издания
- Аверинцев С.С. Вступительная статья //Идеи эстетического воспитания: антология: в 2 т. М., 1973. Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. С.132−133.
- Адищев В. И. Музыка в российских школах закрытого типа : (историография вопроса) // Искусство и образование. — 2005. — № 2. — С. 56−68.
- Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала XX века / В. И. Адищев. — М.: Музыка, 2007. — 340 с. — Библиогр.: с. 316−336.
- Алешинцев И. А. История гимназического образования в России : (XV11I и XIX в.) / И. А. Алешинцев. —СПб.: О. Богданова, 1912. — X, 346, VI с.
- Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. — М., 1960. — 304 с.
- Арапов П. Н. Летопись русского театра / П. Н. Арапов. — СПб.: Тип. Н. Тиблена и К, 1861. — 4., IV, 386 с.
- Аурова Н. Н. Идеи просвещения в 1-ом Кадетском корпусе (конец XVIII —- первая четверть XIX в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. — 1996. — № 1. —С. 34−42.
- Аурова Н. Н. Система военного образования в России : кадетские корпуса во второй половине XVIII — первой половине XIX века / Аурова Н. Н. — М.: Ин-т рос. истории, 2003. — 274 с. — Библиогр. в примеч.
- Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Сов. энцикл., 1981. —623 с.: ил.
- Басаев В. Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России (XVIII-начало XX вв.): автореф. дис.. канд. ист. наук / Басаев В. Р. — Ом. гос. пед. ун-т. — Омск, 2000. — 38 с.
- Белова Г. JI. Женское институтское образование в России // Педагогика.- 2002. — № 9. с. 76−83.
- Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы : очерки приклад, философии образования / Е. П. Белозерцев — Моск. пед. гос. ун-т и др. — Волгоград: Перемена, 2000. — 459 с. — Библиогр.: с. 444−460.
- Блок JI. Д. Классический танец : история и современность / JI. Д. Блок — вступ. ст. В. М. Гаевского. — М.: Искусство, 1987. — 556 с.: ил. — (Русская мысль о балете).
- Большая советская энциклопедия // Кузьмин Б. А. Среднее специальное образование //Большая советская энциклопедия. 3-е изд., М., 1976. Т. 23, кн. 1: Собаки Струна. С. 370—372.61 .Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист / Ф. Боссан — пер. с фр., коммент.
- Богомолова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Исслед. центр эсте-тич. воспитания. —М., 1997. — 179 с.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 351 с.
- Борисов А. И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Борисов Алексей Иванович — Самар. гос. пед. ун-т. — Самара, 2001. — 24 с.'
- Бочарникова Э. В. Московское хореографическое училище : крат. ист. очерк /Э. Бочарникова, О. Мартынова. — М.: Искусство, 1954. — 145 с.: ил.
- Буковская Т. И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: автореф. дис.. канд. ист. наук / БуковJекая Т. И. — С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2003. — 22 с.
- Бурцева Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурцева Галина Вячеславовна- Барнаул, гос. пед. ун-т. — Барнаул, 2000, — 16 с.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова — вступ. ст. И. И. Соллертинского. — Л.: ГИХ., 1934. — 192 с.: ил.
- Агриппина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы / ред. Н. Д. Волков, Ю. И. Слонимский. — JI. — М.: Искусство, 1958. — 343 е.: ил.
- Вербинина Н. В. В школе русской драмы / Н. В. Вербинина — лит. обраб. Е. А. Полежаевой. — М.: ВТО, 1978. — 255 с.: ил.
- Волынский А. Л. Книга ликований : азбука классич. танца / А. Л. Волынский — вступ. ст., коммент. В. М. Гаевского. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 299 с.: ил. — Прил.: Проблема рус. балета: с. 261 270.
- Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. — СПб.: Дирекция Имп. театров, 1913.
- Т. 1: XVII и XV111 вв. — 463 с. — (Материалы по истории театра в России).
- Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. — СПб.: Гипериоп, 2003. — 333 с.: ил. — (THEATPON: История и теория зрелища — 1).
- Всеволодский-Гернгрос В. И. Театр в России при императрице Анне Ио-анновне и императоре Иоанне Антоновиче / В. Н. Всеволодский-Гернгрос. — СПб.: Тип. Имп. театров, 1914. — 4., 101 с.: ил.
- Гаевский В. М. Дивертисмент : судьбы классич. балета / В. М. Гаевский.- М.: Искусство, 1981. — 378 с.: ил.
- Гаевский В. М. Мариинский балет: «чужое» и «свое» / В. М. Гаевский, П. Д. Гершензон // Критич. масса. — 2005. — № ¾. — С. 35—46.
- Герасимова Ю. А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Герасимова Юлия Александровна- Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2007. — 24 с.
- Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России : от истоков до Глинки / А. А. Гозенпуд. — Л.: Музгиз, 1959. — 781 с.: ил.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению подготовки 530 700 Искусство балета, квалификация бакалавр. — М.: Радуга, 2003. — с. 36.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 50 500 Хореографическое исполнительство, квалификация артист балета. — М.: Радуга, 2003. — с. 32.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 50 700 Педагогика^балета. — М.: Радуга, 2003. — с. 32.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 50 600 Искусство хореографа. —- М.: Радуга, 2003. — с. 36.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 50 800 История и теория хореографического искусства. — М.: Радуга, 2003. — с. 36.
- Государственный образовательный стандарт специальности среднего профессионального образования 0506 Хореографическое искусство. — М.: АРБ имени А. Я. Вагановой, 2001. — с. 48.
- Государственный образовательный стандарт специальности среднего профессионального образования 0506 Хореографическое искусство. — М.: МГАХ, 2004. —с. 45.
- Гудовичев В. Н. Театрально-драматическое образование в России первой четверти XIX века : из истории театр, педагогики в России: учеб. пособие / В. Н. Гудовичев — Моск. гос. ин-т культуры — М.: б. и., 1968. — 64 с.
- Гуревич JI. Я. История русского театрального быта / JT. Я. Гурсвич. — М.- Л.: Искусство, 1939. — Т. 1. — 304 с.: ил.
- Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи : в 2 т. / В. А. Гурковский — Фонд содействия кадет, корпусам им. Алексея Йордана. — М.: Белый берег, 2005. ¦— Т. 1. — 262 с. — Т. 2. — 366 с. — Библиогр.: с. 334−338.
- Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка.// Традиция. — 2-е издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа" .—СПб.—М., 1880, 1881, 1882, 1882. Режим электронного доступа: http://www.agape-biblia.org/books/Book05/P230.HTM#40 065.
- Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища / Н. А. Дембо — предисл. Г. Турнера. — Л.: Ленингр. гос. ордена Трудового Красного знамени хореогр. училище, 1941. — 56 с.: ил.
- Догорова H.A. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 24.00.01 / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2006. —211 с.
- Дризен Н. В. Иван Перфильевич Елагин / Н. В. Дризен. — СПб.: Тип. товарищества «Обществ, польза», 1893. — 26 с. — Отд. отт.: Рус. старина. 1893. Окт.
- Дризен Н. В. Материалы к истории русского театра / Н. В. Дризен. — М.: А .А. Бахрушин, 1905. — 4., 311 с.
- Евментьева J1. В. Записки балерины / JI. В. Евментьева. — JI.: Редактор, 1991.— 158 с. i ил.
- Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II : пер. с фр. / Репринт, воспроизведение изд.: СПб., 1907. — М.: Орбита, 1989. — 749 с.
- Ершова Н. В. Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.01 /Ершова Нина Владимировна — Гос. ин-т театр, искусства им. А. В. Луначарского. — М., 1985. —24 с.
- Жолован С. В. Традиции как фактор развития образовательной системы школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Жолован Степан Васильевич — С.-Петерб. акад. постдиплом, пед. образования. — СПб., 2003. — 21 с.
- Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы / В. И. Жуков. — М.: Маркетинг: Союз, 2001. — 843 с. — Библиогр. в конце разд.
- Журкина Д.Т. Индийский классический танец основные направления и школы : автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.01 / Гос. ин-т театр, искусства им. A.B. Луначарского. — М., 1973. — 23 с.
- Закон РСФСР о народном образовании: принят на седьмой сес. Верхов. Совета РСФСР восьмого созыва 8 авг. 1974 г. — М.: Известия, 1974. — 46 с.
- Захаров Р. В. Искусство балетмейстера / Р. В. Захаров. — М.: Искусство, 1954. — 431 с.: ил.
- Зосимовский В. А. Библиографический справочник по хореографии / В. А. Зосимовский. — М.: Профиздат, 1959. — 96 с.
- Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре //Репертуар рус. театра. — 1840. — Т. 1, кн. 4. — С. 1—20 — Т. 2, кн. 7. — С. 21—39 — кн. 9. — С. 40—55.
- Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв.. / Н. П. Ивановский — под ред. Ю. И. Слонимского. — Л.- М.: Искусство, 1948. — 216 с.: ил.
- Институтки: воспоминания воспитанниц ии-тов благородных девиц / сост., подгот. текста и коммент. В. М. Боковой, Л. Г. Сахаровой Л.Г. — вступ. ст. А. Ф. Белоусова. — М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 568 с.: ил. — (Россия в мемуарах).
- Исаков В. М. Педагогические и правовые проблемы сохранения и развития хореографического образования // Материалы X международнойконференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство», 16—18 аир. 2003 г. / РГПУ им. Герцена. — СПб., 2003. — 379 с.
- Искусство в РСФСР: отчет сектора искусств Наркомпроса РСФСР VIII Всесоюз. съезду Всерабиса (за период работы 1929−1931 гг.). — М. -JI.: Наркомпрос РСФСР, 1932. — 16 с.
- Искусство и дети: эстетич. воспитание за рубежом / ред.-сост. В. П. Шестаков. — М., 1969. — С. 121.
- История среднего профессионального образования в России / П. Ф. Анисимов, В. М. Демин, В. М. Зуев и др. — М-во образования Рос. Федерации, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. — М.: Новь, 2000. — 700 с.: ил.
- Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры : история С. Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Паритет, 2006. — 477 с.: ил.
- Калашникова Т. И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Калашникова Татьяна Игоревна- Бурят, гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2004. — 23 с.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев — под ред. А. М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с. — (Педагогическая библиотека).
- Каратыгин П. А. Записки / П. А. Каратыгин — подгот. текста, вступ. ст., примеч. Н. В. Королевой. — JI.: Искусство, 1970. — 327 с.: ил. — (Театральные мемуары).
- Киселева Т. Г. Народное образование и просвещение в России : реальность и мифы / Т. Г. Киселева. — М.: МГУКИ, 2002. — 214 с. — Библиогр.: с. 200−214.
- Классики хореографии: сборник. / отв. ред. Е. И. Чесноков — [примеч. А. Г. Мовшенсона]. — JI. — М.: Искусство, 1937. — 365 с.: ил.
- Клименко Т. К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Педагог: наука, технология, практика. — 1999. — № 2. —С. 20—25.
- КоменскийЯ. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский- отв. ред. А. И. Пискунов. — М.: Педагогика, 1982.
- Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства / С. С. Комиссаренко. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 300 с. — (Библиотека Гуманитарногоуни-верситета — вып. 16).
- Королев В. В. Формирование творческой активности студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : автореф. дне.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Королев Валерий Валентинович — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2003. -— 23 с.
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр : очерки истории: от истоков до середины XVI11 века / В. М. Красовская. — JI.: Искусство, 1979. —295 с. 1 ил.
- Крылов В. М. Званье скромное и гордое кадет : ист. и культ, традиции кадет, корпусов России / под науч. ред. А. Н. Мячина / В. М. Крылов, В. В. Семичев. — СПб.: Петербург XXI век, 2004. — 159 с. — Библиогр. в примеч.
- Куликова C.B. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследований инновационных процессов в образовании // Пед. образование и наука. — 2005. —№ 1. — С. 47—51.
- Лагутин В. Д. Российское образование в контексте мировой истории / В. Д. Лагутин. — Калуга: Гриф, 2001. — 233 с.: ил. — Библиогр.: с. 233−234.
- Ленинградское государственное орденов Ленина и Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, 1738−1988: альбом. / [сост. И. М. Гурков — авт. текста И. М. Гурков и др.]. — Л.: Музыка, 1988. — 159 с.: ил.
- Ленинградское государственное хореографическое училище: обзор работы за сов. период. — Л. — М.: Искусство, 1940. — 16, 56 с.: ил.
- Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт — вступ. ст. И. Н. Решетень. — М.: Педагогика, 1988. — 399 с.
- Леонтьев А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века Электронный ресурс. // Русский язык: электрон версия газ. / Изд. дом «Первое сентября» — 2001. — № 33. — Режим доступа: йр://гиз. 1 september.ru/2001/33/413.htm (05.09.2008).
- Леонтьева Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. — М.: Терра, 1997. — 461 с.: ил. — (Мастера: жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).
- Лепин Д. Н. Закрытый мир: быт и традиции кадетских корпусов первой трети XIX века // Культура исторической памяти: невостребованный опыт: материалы Всерос. науч. конф., Петрозаводск, 25−28 апр. 2003 г. — Петрозаводск, 2003. — С. 57−68.
- Локк Дж. Педагогические сочинения. — Т.З.М., 1985. — С.291
- Ломоносов М. В. О воспитании и образовании: сб. ст. /М.В.Ломоносов. — М.: Педагогика, 1991. — 343 с. — (Педагогическая библиотека / [гл. ред. В. Д. Шадриков]).
- Лопухов А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров — вступ. ст. Ю. И. Слонимского. — Л. — М.: Искусство, 1939.— 188 с.: ил.
- Лукиан. Избранная проза: пер. с древнегреч. / Лукиан из Самосаты — сост., вступ. ст., коммент. И. Нахова. — М.: Правда, 1991. — 718 с.: ил. м
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / А. С. Макаренко — гл. ред. М. И. Кондаков. — М.: Педагогика, 1983−1986.
- Мариупольская Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки : теоретич. и методич. аспекты: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадиевна- Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2002. — 53 с.
- Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. / авт. пре-дисл. Н. Г. Думова. — М.: Прогресс-Культура: Газ. «Труд», 1994. — Т. 2, ч. 2. —491 с.: ил.
- Мордисон Г. 3. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI-XVIII вв.): в 2 ч. / Г. 3. Мордисон. — СПб.: СПАТИ: Сильван: Чарли, 1994. — Ч. 1. — 223 с.
- Народное образование в СССР: общеобразоват. шк.: сб. док., 1917— 1973 / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Ф. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Натарова А. П. Из воспоминаний артистки А. П. Натаровой // Ист. вести. — 1903. — Т. 94, окт. — С. 25—44 — нояб. — С. 420—442 — дек. — С. 778— 803.
- Никитин В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Никитин Вадим Юрьевич — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2007. — 48 с.
- Нилов В. Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 /Нилов Вячеслав Николаевич — Моск. гос. ун-т культуры. — М., 1998.—21 с.
- Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр — пер., ред., вступ. ст. Ю. И. Слонимского. — Л. — М.: Искусство, 1965. — 375 с.: ил.
- О театре: сб. ст. / под общ. ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского. — Л.- М.: Искусство, 1940. — 216 с.
- Об образовании: Закон Рос. Федерации: от 10 июля 1992 г. № 3266−1 :по сост на 20 апреля 2008 г.. — Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2008. — 62 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова — Рос. Акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2007. — 941 с.
- Очерки истории российского образования: к 200-летию М-ва образования Рос. Федерации: в 3 т. — М.: МГУП, 2002. — Т. 1. — 350 с. — Т. 2. — 315 с. -Т. 3.—227 с.
- Пантюхова Л. А. Ленинградское государственное хореографическое училище / Л. Пантюхова. — Л. — М.: Искусство, 1948. — 64 с.
- Педагогические идеи Роберта Оуэна. — М., 1940. — С 74−76.
- Пенионжкевич К. Б. Устав, правила, программы и распоряжения по гимназиям ведомства Министерства народного просвещения : сост. по офиц. источникам с включением новейших распоряжений / К. Б. Пенионжкевич. — Пг.: П. Луковников, 1916. — VIII, 252 с.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов — сост. и коммент. А. П. Алексюк, Г. Г. Савенок. — М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
- Платон. Сочинения: в 3 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — М., 1971. Т. 3, ч. 1.
- Плещеев А. А. Наш балет (1673−1896): балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 г. / А. А. Плещеев. — СПб.: тип. А. Бенке, 1896. — 8., 391, [5] с.: ил.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 14, 15, 17, 19, 21,24,28, 30, 31. —СПб: 1830.
- Положение о городских училищах. — Казань: 1883. — 68 с.
- Пономарева В. В. Мир русской женщины : воспитание, образование, судьба: XVIII — начало XX века / В. В. Пономарева, Л. Б. Хорошилова. — 2-е изд. — М.: Рус. слово, 2008. — 315 с. — Библиогр.: с. 303−309.
- Правила приема в хореографические училища СССР на 1940/41 учебный год / Ком. по делам искусств при СНК СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М. — Л.: Искусство, 1940. — 12 с.
- Правила приема в хореографические училища СССР на 1941/42 учебный год / Ком. по делам искусств при СНК СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М. — Л.: Искусство, 1941. — 12 с.
- Правила приема в хореографические училища СССР на 1947/48 учебный год / Ком. по делам искусств при Совете министров СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М.- Л.: Искусство, 1947. — 7 с.
- Правила приема в хореографические училища СССР на 1948/49 учебный год / Ком. по делам искусств при Совете министров СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М.- JI.: Искусство, 1948. — 8 с.
- Приемные требования для поступающих в хореографическое училища СССР.-М.: 1973, —8 с.
- Примерные учебные планы для I и II ступени в Единой Трудовой школе. — М.: Гос. изд-во, 1920. — 8 с.
- Принципы построения типовых учебных планов вузов, втузов, рабфаков техникумов на 1930/31. — М. — JI.: Наркомпрос РСФСР: Гос. изд-во, 1930. — -71 с.
- Программы специальных дисциплин хореографических училищ. — М. — Л.: Музгиз, 1947. — 100 с.
- Румба О. Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 /Румба Ольга Геннадьевна- С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2006. — 23 с.
- Русский балет: энциклопедия / редкол.: Б. П. Белова и др. — М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. — 631 с.: ил.
- Руссу Н. В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 /Руссу Надежда Валерьевна- Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. — Кемерово, 2006. — 24 с.
- Сафонова 3. Г. История образования в России: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / 3. Г. Сафонова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. — 331 с. — Библиогр. в конце разд.
- Сборник материалов по художественному образованию: учеб. планы и программы для учеб. заведений по различ. видам худож. образования. — М.: Госиздат, 1928. — Сб. 2. — 101 с.
- Сборник основных служебных материалов / РСФСР, М-во культуры. — М. б. и., 1983. —[За март 1983 г.]. —34 с. — [За ноябрь 1983 г.]. —42 с.
- Система народного образования в СССР: (метод, пособие по педагогике) / Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: б. и., 1966. — 20 с.
- Скальковский К. А. В театральном мире : наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. А. Скальковский. — СПб.: тип. А. С. Суворина, 1899. — XL, 395 с.
- Слонимский Ю. И. Дидло : вехи творч. биогр. / Ю. И. Слонимский — по-слесл. А. Мовшенсона. — Л. — М.: Искусство, 1958. — 262 с.: ил.
- Слонимский Ю. И. Советский балет : материалы к истории сов. балет, театра / Ю. И. Слонимский. — М. — Л.: Искусство, 1950. — 368 с.: ил.
- Соболева О. С. Продуктивность творческой деятельности артистов балета : автореф. дис.. нд. психол. наук: 19.00.13 / Соболева Ольга Сергеевна — Гуманитар.-прогност. акад. — М., 2005. — 22 с.
- Соковикова Н.В. Введение в психологию балета. / Н. В. Соковикова — — Новосибирск: Сова, 2006. — 300 с.
- Соколов А. А. Театральные болота : хроника-роман: в 4 ч. / А. А. Соколов. — СПб.: Петерб. листок, 1869−1882. — Ч. 1. — 1869. — 355 с. — Ч. 2: От берега до берега. Жизнь в провинции. — 1870. — 281 с. -
- Ч. 3: Розы и тернии. — 1873. — 236 с. — Ч. 4: История «розового негодяя». --1882.—206 с.
- Соллертинский И. И. Статьи о балете / И. И. Соллертинский — предисл. М. Друскина. — JI.: Музыка, 1973. — 208 с.
- Соснина И. Г. Специальные способности артиста балета : природа, структура, диагностика: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Соснина Ирина Григорьевна — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 1997. — 155 с.
- Специальности высших учебных заведений СССР по отраслям народного хозяйства и культуры: на 1 февр. 1952 г. / М-во высш. образования СССР, Метод, упр. — сост. и ред. Г. П. Головинский. — [М.: б. и., 1952]. — 88 с.
- Справочник для поступающих в техникумы на 1930/31 год. — М. — JL.: Нар. ком. просвещения РСФСР: Госиздат, 1930. — 116 с.
- Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и искусства. — М.: Профиздат, 1964. — 192 с.
- Среднее специальное образование: сб. основ, постановлений, приказов и инструкций: в 2 ч. / М-во высш. и сред. спец. образования СССР — под ред. А. А. Богданова, А. И. Фурсенко. — М.: Высш. шк., 1983. —Ч. 1. — 464 с.
- Страницы истории: С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства: сборник / ред.-сост. Т. Е. Кузовлева. — СПб.: СПГАТИ, 2000. — 381 с.: ил.
- Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов : тенденции развития / Е. Я. Суриц. — М.: Искусство, 1979. — 358 с.: ил.
- Тарасов Н. И. Классический танец : школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. — М.: Искусство, 1971. — 493 с.: ил.
- Татищев В.И. Разговор о пользе наук и училищ. — М., 1887. — С. 82.
- Театральная энциклопедия: в 6 т. /[гл. ред. С. С. Мокульский, П. А. Марков]. — М.: Сов. энцикл., 1961−1967.
- Телегина JI. А. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 /Телегина Лариса Анатольевна- Казан, гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. — 22 с.
- Устав средней школы / Нар. ком. просвещения РСФСР. — М.: б. и., 1939. —24 с.
- Учебные программы / Ленингр. гос. хореогр. техникум — предисл. И. И. Соллертинского, Ю. И. Слонимского. —Л.: б. и., 1936. — 82 с.: ил.
- Учебный план и программы вступительных испытаний / Ленингр. гос. хореогр. техникум — сост. Л. С. Леонтьев, А. М. Монахов, В. И. Пономарев — общ. ред. И. И. Соллертинского. — Л.: б. и., 1928. — 16с.: ил.
- Ушакова Ю. В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук :1300.02 / Ушакова Юнона Васильевна — Ин-т худож. образования. — М., 2001.—23 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский — гл. ред. М. И. Кондаков. —М.: Педагогика, 1988−1990.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ. — М.: Омега-JT, 2006. — 47 с.
- Федорченко О. А. Петроградское театральное (балетное) училище в годы военного коммунизма: будни и праздники // Пермский ежегодник-96: Хореография. История. Документы. Материалы. — Пермь, 1996. — 178 с.
- Ферлюдин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России / П. И. Ферлюдин. — Саратов: типо-литогр. П. С. Феокритова, 1893.
- Вып. 1: Академии наук и университеты. — 4., X, 187 с.
- Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Фокина Елена Николаевна — Тюмен. гос. ун-т. — Тюмень, 2002. — 24 с.
- Фурье Ш. Избранные сочинения. — Т.2. — М., 1951. С. 191 -222- — Т. 3.1. М., 1954 С.354−411.
- Хазин О. А. Пажи, кадеты, юнкера : исторический очерк: (к 200-летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса) / О. А. Хазин. — 2-е изд., доп. — М.: СП Мысль, 2005. — 151 с.: ил. — (Библиотека российского офицера).
- Худеков С. Н. История танцев : в 4 ч. / С. Н. Худеков. — СПб.: тип. «Петерб. газ.», 1913−1918. — Ч. 1. — 1913. —308 е.: ил. — Ч. 2. — 1914. —X, 370 с.: ил — Ч. 3. — 1915. — XII, 400 е.: ил — Ч. 4. — VIII, 309 с.: ил.
- Художественное образование в парадигме современной культуры: сб. ст. / Рос. акад. образования, Ин-т худож. образования — [ред.-сост.: Е. В. Боякова, А. И. Радомский — науч. ред. Е. М. Торшилова]. — М.: Грета-Сервис, 2006. — 206 с.
- Художественное образование: учеб. планы муз. и худож. вузов: (с объяснит. зап.). — М.: Главпрофобр, 1927. — 88 с.
- Чарнолуский В. И. Школьное законодательство в РСФСР / В. И. Чарнолуский. — М.: изд. авт., 1927. — 127 с.
- Череднякова А. Б. Формирование имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / Череднякова Анна Борисовна — Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.
- Шамова Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 319 с.
- Шевелев А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVIII—XIX вв.еков в педагогике кадетских корпусов // История педагогики сегодня: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. — СПб., 1998. — С. 95 120.
- Шевелев А. И. Школа. Государство. Общество: очерки социал.-полит. истории общ. школьного образования в России второй половины XIX в. / А. Н. Шевелев. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 244 с. — Библиогр.: с. 224−236.
- Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России / Е. Шмид. — СПб.: тип. В. С. Балашева, 1878. — 684 с.
- Шпанагель С. JL Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: автореф. дис.. канд. пед. наук / Шпанагель Сергей Львович — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 19с.: ил.
- ШтелинЯ. Музыка и балет в России XVIII века: перевод. / Я. Шгелин. — СПб.: Союз художников, 2002. — 319 с. — Библиогр.: с. 319.
- Эстетика. Словарь. Под ред А. А. Беляева и др. — М., 1989. — С. 135
- Ecole de Dance. The Paris Opera Ballet School. — Paris: Opera National de Paris, 2006. 64 p.
- International encyclopedia of Dance: in 6 vol. / Dance Perspectives Foundation — ed. by S. J. Cohen, G. Dorris et al. — New York: Oxford Univ. press, 1998.
- ReynaF. Des origines du ballet / F. Reyna. — Paris: A. Tallone, 1955. — 201 p.: ill.
- The Royal Swedish Ballet, 1773−1998 / ed. by G. Dorris. — London: Dance Books Ltd, 1999. — 160 p.: ill.
- Sachs C. World history of the dance / C. Sachs — transl. by B. Schonberg. — New York., 1965. —IX, 469 p.: ill.