Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования
Диссертация
Достижение поставленной цели в новой политической, экономической и социально-педагогической обстановке требует радикальных изменений в учебно-воспитательной практике учреждений дополнительного образования, которые возможны лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность учреждений данного типа во многом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
- 1. 1. Сущность воспитательной системы учреждения дополнительного образования
- 1. 2. Общее, особенное и единичное в процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
- Глава 2. Опыт моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования
- 2. 1. Практика моделирования воспитательной системы Великолукского районного дома детского творчества
- 2. 2. Опыт моделирования воспитательной системы в Псковском областном центре развития одаренных школьников
- 2. 3. Изучение эффективности деятельности по моделированию воспитательных систем учреждений дополнительного образования
Список литературы
- Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 21 с.
- Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1974. — 70 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
- Андреев И.Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1964. — 184 с.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — № 1. — С. 19−54.
- Аршинов В.И., Усманова М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория -практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.39−46.
- Асмолов А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Сб. статей / Сост. В. В. Хохлов. М.: ЦРС ДОД Мин. обр-ния России, 1997. — С. 4−6.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1982. — С. 2646.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов. педагогика. 1991.-№ 2. — С. 77−80.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1994. — 35 с.
- Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль: ЯГПИ, 1992. — 39 с.
- Байбородова Л.В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-метод. пособие. -Псков: ПОИПКРО, 1994. 93 с.
- Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. — 380 с.
- Балясная Л.К. Описание в процессе моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995.- С. 58−62.
- Барышников Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, 1996. — 122 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
- Белова В.В. Взаимодействие внешкольного учреждения в воспитании творческой индивидуальности подростка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320 с.
- Берталанфи JI. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1973.-С. 20−37.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник 1969 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1969. — С. 7−29.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания / Отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РОИУУ, 1992. -4.1.-С. 11−42.
- Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. -1994. № 5. — С. 2−4.
- Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. -1995.-№ 2.-С. 2−3.
- Бруднов А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1996. — № 4. С. 2−6.
- Бусленко Н.П. Метод статистического моделирования. М.: Статистика, 1970. — 112 с.
- Важнова О. Г. Проектирование педагогической деятельности школы-косплекса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 21 с.
- Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии. 1964. — № П.- С. 73−84.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995.-112 с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
- Воспитательная система класса: Метод, пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИПКРО, 1998. — 122 с.
- Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. научн. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд-во НИИТиНП, 1992.-134 с.
- Воспитательная система сельской школы: Учебно-метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИУУ, 1997. — 148 с.
- Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л. К. Балясная. М.: Медиа Центр, 1995. — 86 с.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. Псков: ПОИПКРО, 1994. — 94 с.
- Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
- Воспитательная система школы: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Педобщество РСФСР, 1991. -132 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78 с.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений в шести томах. М.: Педагогика, 1981−1984.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество. М.: Просвещение, 1991. -91с.
- Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 35 с.
- Газман О.С. Потери и приобретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября. 1995. — 21 ноябр.
- Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М.: Творческая педагогика, 1992. — 114 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. 248 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1996. — 496 с.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Горский В.А. Техническое конструирование (для руководителей технических кружков и внешкольных учреждений). М.: Изд-во1. ДОСААФ, 1977. 128 с.
- Диалектический и исторический материализм / Под ред. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулина. М.: Политиздат, 1988. — 446 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -80 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб: Просвещение, 1995. — 234 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. — 55 с.
- Злотникова Т.С. Публичное одиночество. Ярославль, 1998. — 234 с.
- Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.-22 с.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: РО РФК, 1994. — 122 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации и их формирование: Учебное пособие.- Д.: Из-во РГПИ, 1989.- 83 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Творческая педагогика, 1991. — 125 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание?
- Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 325 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. -180 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Псков: ИУУ, 1993.- 134 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Анализ. Урок. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 440 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика.- 1970. № 9. — С. 103 115.
- Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5.- С. 46−51.
- Корчак Я. Избранное. К.: Рад. школа, 1983. — 528 с.
- Краснощекое П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 264 с.
- Лагутина Т.И. Формирование культуры досуга городских старшеклассников в условиях клубного объединения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1988. -25 с.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Личность в воспитательной системе школы: Научно-метод. сб. / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир: Обл ИУУ, 1993. -153 с.
- Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков: ПГПИ, 1995. -218 с.
- Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Мн.: Наука и техника, 1983. — 120 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
- Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
- Мамедов Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: Элм, 1979. -97 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 99−109.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. -СПб: Евразия, 1997. 430 с.
- Медынский Е.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. -447 с.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В.А. Кара-ковского. М.: НИИТОиПРАО, 1996. — 240 с.
- Мизюлина Г. П., Степанов Е. Н. Проектируем образ выпускника //
- Народное образование. 1997. — № 6. — С. 36−38.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПКи-ПРО, 1994.- 172 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. -Л.: Наука, 1984.- 189 с.
- Николаев И.Н. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. -20 с.
- Новик И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Мысль, 1986. — С. 22
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -335 с.
- Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. -1991. № 11. — С. 61−64.
- Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 5−10.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Швырева. М.: МГИУУ, 1991. -111 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Сб. статей /0г Сост. В. В. Хохлов. М.: ЦРС ДОД Мин. обр-ния России, 1997. — 54 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992.-80 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.-604 с.
- Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Мн.: Нар. асвета, 1987. 223 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пикова Л.А. Опыт моделирования воспитательного пространства личности в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996. -88 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- А 122. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новаяшкола, 1993. 64 с.
- Поляков С.Д. Инновации как объект моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 18−23.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Поташник М.М., Моисев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Нов. школа, 1997.- 352 с.
- Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системо-логия. СПб: Изд-во ТВП инк., 1995. — 260 с.
- Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практ. конф.: 3−5 июня 1997. Ярославль, 1997. — 84 с.
- Прозументова Г. Н. Этапы организации совместной деятельности педагогов при моделировании воспитательной системы // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 62−68.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб: Изд-во СПбГТУ, 1996. 140 с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: Дис. д-ра пед наук. Казань, 1989. — 354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. -423 с.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997. -141 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логикометодологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Садовский В.Н. Принцип системности, .системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник 1978 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1978. — С.7−25.
- Садовский В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1984. — С.32−51.
- Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1980. — С.29−54.
- Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем // Исследования по общей теории систем / Общ. редакция В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — С.3−22.
- Селиванова H. J1. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995.-С. 10−18.
- Селиванова Н.Л. Школьный класс. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Сидоркин A.M. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Сидоркин A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Сидоркин A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. -17 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Роспедагенство, 1997.-264 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.
- М.: Педагогика, 1986. 136 с.
- Сотворчество в управлении образованием / Под ред. С. Ю. Степанова, Г. А. Разбивной. Петрозаводск-М., 1993. — 73 с.
- Спирин Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявления в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль, 1999. -17 с.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы школы // Классный руководитель. 1998. — № 1. — С.10−19.
- Степанов Е.Н. Процесс моделирования школьных воспитательных систем: теоретический и методический аспекты // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.50−58.
- Степанов Е.Н. Школа комплекс российской глубинки // Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л. К. Балясная. — М., 1995. — С. 71−78.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков: ПОИПКРО, 1998. -263 с.
- Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999. — 38 с.
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. -1991. № 5. — С. 5−14.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1978. — 93 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. М.: ВАРПО, 1991. — 1841. С.
- Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л. И. Новикова и др.: В 2-х кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 349 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Вестник образования. 1997. — № 6. — С. 1222.
- Уемов А.И. Аналогия и модель // Вопросы философии, 1962, № 3. -С.138−146.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев и др.- 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель / Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. — 102 с.
- Шацкий С.Т. Школа и строительство жизни. (Пед. соч. в 4 т.) М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — 285 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Штофф В.А. Гносеологические функции модели // Вопросы философии, 1961. № 12.-С. 53−65.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. -301 с.
- Штофф В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.:
- Педагогический поиск, 1997. 78 с.
- Щуркова Н.Е. Моделирование программы воспитания школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса. М. — Псков: ПОИУУ, 1991. -С.136−138.
- Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: СОИУУ, 1996. — 56 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997. — 223 с.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. -1966. № 2. с.145−151.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997. — 176 с.