Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение поставленной цели в новой политической, экономической и социально-педагогической обстановке требует радикальных изменений в учебно-воспитательной практике учреждений дополнительного образования, которые возможны лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность учреждений данного типа во многом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
    • 1. 1. Сущность воспитательной системы учреждения дополнительного образования
    • 1. 2. Общее, особенное и единичное в процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
  • Глава 2. Опыт моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования
    • 2. 1. Практика моделирования воспитательной системы Великолукского районного дома детского творчества
    • 2. 2. Опыт моделирования воспитательной системы в Псковском областном центре развития одаренных школьников
    • 2. 3. Изучение эффективности деятельности по моделированию воспитательных систем учреждений дополнительного образования

Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие демократические преобразования во всех сферах российского общества затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. В реализации этой целевой установки важную роль должны сыграть учреждения дополнительного образования, обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей и взрослых в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Достижение поставленной цели в новой политической, экономической и социально-педагогической обстановке требует радикальных изменений в учебно-воспитательной практике учреждений дополнительного образования, которые возможны лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность учреждений данного типа во многом зависят от умения руководителей и педагогов использовать в своей деятельности системный подход и метод моделирования. К сожалению, в настоящее время значительная часть педагогических работников не умеет сформировать системные модельные представления об учебно-воспитательном процессе и строить на их основе действия по совершенствованию и обновлению воспитательной практики. По этой причине инновационные процессы в сфере дополнительного образования протекают крайне медленно.

Вопросы использования метода моделирования в познании и преобразовании процесса воспитания представляют несомненный интерес как для практических, так и для научных работников. В последнее десятилетие исследователи направили усилия на разработку теоретических и методических аспектов моделирования воспитательных систем образовательных учреждений:

— обоснованы методологические подходы и принципы формирования модельных представлений о воспитательной системе (В.И. Аршинов, Ю. С. Мануйлов, Е. Н. Степанов и др.);

— выявлены проблемы осуществления процесса моделирования в воспитательной деятельности и некоторые пути их разрешения (Л.И. Новикова);

— определены значение и роль метода моделирования в проектировании, построении и управлении воспитательными системами (JI.B. Байбо-родова, В. А. Караковский, C.JI. Паладьев, М.И. Рожков);

— раскрыты отдельные аспекты содержания и организации процесса формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе (Е.Н. Барышников, А. В. Гаврилин, О. В. Заславская, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, Г. Н. Прозументова и др.);

— разработаны алгоритм и технологические приемы создания модели воспитательной системы учебного заведения (О.Г. Важнова, Е.Н. Степанов);

— произведено описание ранее существовавших и действующих в настоящее время воспитательных систем образовательных учреждений (JI.K. Балясная, Р. Б. Вендровская, Г. А. Малинин, Т. В. Цырлина и др.);

— определены педагогические условия реализации разработанной модели воспитательной системы (Н.Л. Селиванова, И.Н. Николаев).

Однако следует отметить, что специфика моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования практически не изучалась учеными и не становилась предметом диссертационного исследования. Очевидна необходимость выявления общего, особенного и единичного в процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образованияразработай технологических приемов и методов формирования модельных представлений, учитывающих специфику образовательного учреждения данного типаопределение критериев и показателей эффективности деятельности по созданию модели. Это и обусловило постановку проблемы нашего исследования: каковы особенности воспитательной системы учреждения дополнительного образования и процесса ее моделирования?

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность детерминировали выбор темы диссертации и выдвижение следующей цели исследования: разработка теоретических и методических аспектов процесса моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.

Объектом изучения является воспитательная система учреждения дополнительного образования детей, а предметом — процесс ее моделирования.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что процесс моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования будет эффективным, если:

— действия всех субъектов образовательного процесса на каждом этапе моделирования направлены на создание творческой среды развития личности;

— при выборе методов и приемов формирования модельных представлений о воспитательной системе учитывается специфика конкретного учреждения дополнительного образования;

— этот процесс строится на основе коллективно-творческой деятельности и межсубъектного взаимодействия его участников (детей и взрослых).

Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

— охарактеризовать сущность воспитательной системы учреждения дополнительного образования;

— выявить общее, особенное и единичное в процессе моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования;

— разработать и апробировать способы и приемы формирования модельных представлений о воспитательных системах, учитывающие специфику учреждений данного типа;

— определить критерии и показатели эффективности моделирования воспитательной системы;

— выявить педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования стали научные положения о сущности системного подхода и его использовании в науке и практике (JI. Берталанфи, А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), о моделировании как методе познания и преобразования природной и социальной действительности (В.Г. Афанасьев, Б. А. Глинский, И. Б. Новик, В. А. Штофф и др.), о возможностях и условиях использования системного подхода и метода моделирования в воспитательной практике (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, H.JI. Селиванова, JI.B. Байбородова, Б. З. Вульфов, А. В. Гаврилин, И. А. Колесникова, Л. Ф. Спирин, Е. Н. Степанов и др.).

Пониманию сущности внешкольного образования способствовало обращение к педагогическому наследию выдающихся ученых-практиков.

П.П. Блонского, К. В. Вентцеля, П. Ф. Лесгафта, Е. Н. Медынского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и результатам исследований более позднего периода О. С. Газмана, В. А. Горского, И. П. Иванова, М. Б. Коваль, К. Д. Радиной. Публикации В. В. Абрауховой, В. В. Беловой, JI.A. Пиковой, А. В. Золотаревой, и других исследователей содействовали формированию наших представлений о содержании и способах организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Особое значение для исследования имели работы ученых (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, С. Д. Дерябо, Т. С. Злотникова, Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин, Е. А. Яковлева и др.), в которых рассмотрены проблемы развития творческого потенциала личности.

В ходе диссертационной работы нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературыанкетированиеинтервьюированиетестированиенаблюдениеметоды экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценкисистемный анализмоделированиеопытно-экспериментальная работаметоды математической статистикитеоретический анализ и синтезабстрагированиеконкретизацияаналогия и др.

Основной базой исследования являлись Великолукский районный дом детского творчества и Псковский областной центр развития одаренных школьников. Исследование также происходило и на вспомогательных площадках (областной центр внешкольной спортивной работы, Псковский городской эколого-биологический центр, Порховский районный дом детского творчества). Диссертационная работа осуществлялась в несколько этапов:

I этап — подготовительный (1995 — 1996 гг.):

— анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;

— разработка программы исследования:

— определение экспериментальных площадок исследования, обеспечение готовности педагогов данных учреждений к научно-педагогическому поиску и работе в инновационном режиме.

II этап — диагностико-проектный (1996 — 1997 гг.):

— определение сущностной характеристики воспитательной системы учреждения дополнительного образования, ее компонентов, признаков;

— разработка диагностического инструментария исследования;

— изучение состояния учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образованияобработка, обобщение и интерпретация полученных результатов;

— разработка научно обоснованных подходов к определению содержательного и технологического аспектов процесса моделирования воспитательной системы.

III этап — практический (1997 — 1998 гг.):

— апробация технологий моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования;

— отслеживание результатов процесса формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе, корректировка теоретических положений, технологических приемов и методов;

— изучение эффективности моделирования воспитательной системы.

IV этап — обобщающий (1998 — 2000 г.):

— обобщение результатов исследования;

— разработка методических рекомендаций по вопросам моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена наличием сформированной концепции данной работы, применением комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов познания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки участников диагностического изучения, доказательностью и непротиворечивостью выводов диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— дана сущностная характеристика моделируемого педагогического явления «воспитательная система учреждения дополнительного образования» ;

— выявлены общие, особенные и единичные черты процесса моделирования в учреждениях дополнительного образования;

— разработаны новые приемы и способы формирования модельных представлений о воспитательной системе учреждения дополнительного образования;

— определены критерии и показатели эффективности деятельности по моделированию воспитательной системы;

— выявлены педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теории воспитательных систем посредством разработки новых положений о сущности и специфике воспитательной системы учреждения дополнительного образования и особенностях процесса ее моделированияв обогащении методологии и теории воспитания научными представлениями о критериях и показателях эффективности использования метода моделирования в познании и преобразовании воспитательных явлений и процессов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в следующем:

— разработаны приемы и способы моделирования воспитательной системы, которые могут быть использованы педагогическими работниками при создании концепций и программ развития учреждений дополнительного образования;

— подготовлен пакет диагностических методик по изучению состояния учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования;

— созданы учебные планы и программы подготовки педагогических кадров к деятельности по моделированию и построению воспитательной системы, которые могут быть использованы в работе ИПК, ИУУ, ИРО и других центров дополнительного профессионального педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись следующим образом:

1. Теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях сотрудников Псковского областного института повышения квалификации работников образования (Псков, 1996;2000), заседаниях региональной научной лаборатории «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждений» (Псков, 1996;2000), на межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей (Санкт-Петербург, 1997).

2. Материалы исследования использовались при проведении областных семинаров директоров, педагогов учреждений дополнительного образования (Великие Луки, 1997;1998; Псков, 1999).

3. Результаты изучения нашли отражение в научно-методических разработках для студентов и педагогических работников, которые используются в практике обновления и совершенствования воспитательной деятельности образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегративным качеством воспитательной системы учреждения дополнительного образования является сформированность творческой среды развития личности. Данный тип среды представлен совокупностью основных характеристик: восприятие в сообществе детей и взрослых творчества как особой ценностиразвитость форм культуротворче-ской деятельностипреобладание субъект-субъектного характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процессаспособность среды развития личности актуализировать процессы рефлексии (коллективной и индивидуальной) — сформированность внутренних и внешних связей.

2. Направленность действий всех субъектов образовательного процесса на создание творческой среды развития личности является главной особенностью моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования и проявляется на каждом этапе данного процесса.

3. Педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы включают в себя комплекс содержательно-организационных, методических, социально-педагогических обстоятельств (сформированность инициативной группытеоретическая, методическая, психологическая, организационная готовность педагогов к формированию и реализации модельных представленийсубъект-субъектный характер взаимодействия между всеми участниками процесса моделированияпоэтапность, динамизм и гибкость действий субъектов моделированияколлективно-творческий характер совместной деятельностинаучно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение данного процесса).

4. Изучение эффективности моделирования воспитательной системы целесообразно осуществлять в соответствии со следующими критериями: новизна полученной информации о воспитательном процессевлияние моделирования на совершенствование и обновление воспитательной практикирациональность затрат участников моделированияудовлетворенность детей и взрослых процессом моделирования воспитательной системы и его результатами.

Структура диссертационного исследования обусловлена логикой работы и состоит из введения, двух глав (первая глава — «Теоретические основы моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования» — вторая глава — «Опыт моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования «), заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Воспитательная система учреждения дополнительного образования является сложной социально-педагогической системой и обладает всеми присущими данному типу систем характеристиками: уникальность, целенаправленность, открытость и адаптивность, приспособляемость и пластичность, самоорганизуемость и самоуправляемость, обладание иерархической структурой, способность содействовать развитию личности ребенка и взрослого.

2. Являясь целостным образованием, воспитательная система учреждения дополнительного образования состоит из совокупности компонентов (индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функцио-нально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный), взаимодействие и взаимосвязь которых обусловливает приобретение ею интегративного качества — творческой среды развития личности. К числу основных характеристик творческой среды развития личности необходимо отнести такие, как восприятие в сообществе детей и взрослых творчества как особо значимой ценности, развитость форм культуротворческой деятельности, преобладание субъект-субъектного характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, способность среды развития актуализировать процессы рефлексии, сформированность внутренних и внешних связей.

3. В процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования проявляется общее, особенное, единичное. Общим являются методологические подходы и принципы моделирования, гуманистический характер моделируемого феномена, структура и алгоритм деятельности по формированию модельных представлений о воспитательной системе, включенность в данный процесс и детей, и взрослых, основные критерии эффективности их совместных действий и главные компоненты результата, получаемого в процессе моделирования. Направленность процесса формирования и реализации модельных представлений на создание творческой среды развития личности следует признать самой существенной особенностью деятельности по моделированию воспитательной системы учреждения дополнительного образования. К единичному относятся неповторимые черты (качества) субъекта моделирования, используемые им некоторые формы, методы и приемы формирования и реализации модельных представлений, а также отдельные уникальные детали конструируемой модели воспитательной системы конкретного образовательного учреждения.

4. Изучение эффективности моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования является необходимой формой коллективной и индивидуальной рефлексии. Его целесообразно осуществлять в соответствии с разработанной системой критериев и показателей, в качестве которых выступают: сформированность модельных представлений о воспитательной системе, новизна полученной научной информации о процессе воспитания, влияние моделирования на совершенствование и обновление воспитательной практики, рациональность затрат участников моделирования, удовлетворенность членов сообщества процессом и результатами формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе.

5. Педагогическими условиями моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования являются следующие: сформированность инициативной группытеоретическая, методическая, организационная и психологическая готовность педагогов к инновационной деятельностисубъект-субъектный характер взаимодействия между всеми участниками процесса моделированияпоэтапность, динамизм и гибкость действий субъектов моделированияколлективно-творческий характер совместной деятельностинаучно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение данного процесса.

Ввиду сложности объекта изучения и многоаспектности процесса моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение данной проблемы. В последующем целесообразно вести научный поиск, направленный на углубление знаний об отдельных этапах и фазах формирования модельных представлений о воспитательном процессе, разработку новых технологических приемов и методов индивидуальной и совместной деятельности участников моделирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 21 с.
  2. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1974. — 70 с.
  3. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.
  4. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
  5. И.Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1964. — 184 с.
  6. П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — № 1. — С. 19−54.
  7. В.И., Усманова М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория -практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.39−46.
  8. А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Сб. статей / Сост. В. В. Хохлов. М.: ЦРС ДОД Мин. обр-ния России, 1997. — С. 4−6.
  9. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1982. — С. 2646.
  10. В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов. педагогика. 1991.-№ 2. — С. 77−80.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1994. — 35 с.
  14. Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль: ЯГПИ, 1992. — 39 с.
  15. Л.В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-метод. пособие. -Псков: ПОИПКРО, 1994. 93 с.
  16. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. — 380 с.
  17. Л.К. Описание в процессе моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995.- С. 58−62.
  18. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, 1996. — 122 с.
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  20. В.В. Взаимодействие внешкольного учреждения в воспитании творческой индивидуальности подростка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
  21. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320 с.
  22. JI. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1973.-С. 20−37.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  24. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник 1969 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1969. — С. 7−29.
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  27. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  28. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  29. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания / Отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РОИУУ, 1992. -4.1.-С. 11−42.
  30. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. -1994. № 5. — С. 2−4.
  31. А.К. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. -1995.-№ 2.-С. 2−3.
  32. А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1996. — № 4. С. 2−6.
  33. Н.П. Метод статистического моделирования. М.: Статистика, 1970. — 112 с.
  34. О. Г. Проектирование педагогической деятельности школы-косплекса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 21 с.
  35. В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии. 1964. — № П.- С. 73−84.
  36. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995.-112 с.
  37. И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  38. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  39. Воспитательная система класса: Метод, пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИПКРО, 1998. — 122 с.
  40. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. научн. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд-во НИИТиНП, 1992.-134 с.
  41. Воспитательная система сельской школы: Учебно-метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИУУ, 1997. — 148 с.
  42. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л. К. Балясная. М.: Медиа Центр, 1995. — 86 с.
  43. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. Псков: ПОИПКРО, 1994. — 94 с.
  44. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  45. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  46. Воспитательная система школы: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Педобщество РСФСР, 1991. -132 с.
  47. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78 с.
  48. Выготский J1.C. Собрание сочинений в шести томах. М.: Педагогика, 1981−1984.
  49. JI.C. Воображение и творчество. М.: Просвещение, 1991. -91с.
  50. А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 35 с.
  51. О.С. Потери и приобретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября. 1995. — 21 ноябр.
  52. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М.: Творческая педагогика, 1992. — 114 с.
  53. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  55. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. 248 с.
  56. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1996. — 496 с.
  57. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  58. В.А. Техническое конструирование (для руководителей технических кружков и внешкольных учреждений). М.: Изд-во1. ДОСААФ, 1977. 128 с.
  59. Диалектический и исторический материализм / Под ред. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулина. М.: Политиздат, 1988. — 446 с.
  60. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -80 с.
  61. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб: Просвещение, 1995. — 234 с.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. — 55 с.
  63. Т.С. Публичное одиночество. Ярославль, 1998. — 234 с.
  64. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.-22 с.
  65. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: РО РФК, 1994. — 122 с.
  66. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  67. М.Г. Ценностные ориентации и их формирование: Учебное пособие.- Д.: Из-во РГПИ, 1989.- 83 с.
  68. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  69. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Творческая педагогика, 1991. — 125 с.
  70. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
  71. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание?
  72. Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  73. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 325 с.
  74. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
  75. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. -180 с.
  76. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Псков: ИУУ, 1993.- 134 с.
  77. Ю.А. Система. Анализ. Урок. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 440 с.
  78. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
  79. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика.- 1970. № 9. — С. 103 115.
  80. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5.- С. 46−51.
  81. Я. Избранное. К.: Рад. школа, 1983. — 528 с.
  82. П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 264 с.
  83. Т.И. Формирование культуры досуга городских старшеклассников в условиях клубного объединения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1988. -25 с.
  84. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  86. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  87. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  88. Личность в воспитательной системе школы: Научно-метод. сб. / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир: Обл ИУУ, 1993. -153 с.
  89. Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков: ПГПИ, 1995. -218 с.
  90. В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Мн.: Наука и техника, 1983. — 120 с.
  91. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
  92. А.С. Сочинения в семи томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
  93. Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: Элм, 1979. -97 с.
  94. Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 99−109.
  95. А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. -СПб: Евразия, 1997. 430 с.
  96. Е.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  97. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В.А. Кара-ковского. М.: НИИТОиПРАО, 1996. — 240 с.
  98. Г. П., Степанов Е. Н. Проектируем образ выпускника //
  99. Народное образование. 1997. — № 6. — С. 36−38.
  100. Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144 с.
  101. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  102. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПКи-ПРО, 1994.- 172 с.
  103. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  104. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  105. Я.Г. Модели в науке и технике. -Л.: Наука, 1984.- 189 с.
  106. И.Н. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. -20 с.
  107. И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Мысль, 1986. — С. 22
  108. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -335 с.
  109. Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. -1991. № 11. — С. 61−64.
  110. Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 5−10.
  111. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
  112. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  113. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  114. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Швырева. М.: МГИУУ, 1991. -111 с.
  115. Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Сб. статей /0г Сост. В. В. Хохлов. М.: ЦРС ДОД Мин. обр-ния России, 1997. — 54 с.
  116. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с.
  117. А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992.-80 с.
  118. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.-604 с.
  119. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Мн.: Нар. асвета, 1987. 223 с.
  120. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  121. Л.А. Опыт моделирования воспитательного пространства личности в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996. -88 с.
  122. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  123. А 122. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новаяшкола, 1993. 64 с.
  124. С.Д. Инновации как объект моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 18−23.
  125. С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  126. М.М., Моисев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Нов. школа, 1997.- 352 с.
  127. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системо-логия. СПб: Изд-во ТВП инк., 1995. — 260 с.
  128. Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практ. конф.: 3−5 июня 1997. Ярославль, 1997. — 84 с.
  129. Г. Н. Этапы организации совместной деятельности педагогов при моделировании воспитательной системы // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 62−68.
  130. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  131. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб: Изд-во СПбГТУ, 1996. 140 с.
  132. М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: Дис. д-ра пед наук. Казань, 1989. — 354 с.
  133. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. -423 с.
  134. В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997. -141 с.
  135. В.Н. Основания общей теории систем. Логикометодологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  136. В.Н. Принцип системности, .системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник 1978 / Редкол.: И. В. Блауберг и др. М.: Наука, 1978. — С.7−25.
  137. В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1984. — С.32−51.
  138. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1980. — С.29−54.
  139. В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем // Исследования по общей теории систем / Общ. редакция В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — С.3−22.
  140. Селиванова H. J1. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995.-С. 10−18.
  141. Н.Л. Школьный класс. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  142. A.M. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  143. A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  144. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. -17 с.
  145. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Роспедагенство, 1997.-264 с.
  146. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.
  147. М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  148. Сотворчество в управлении образованием / Под ред. С. Ю. Степанова, Г. А. Разбивной. Петрозаводск-М., 1993. — 73 с.
  149. Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявления в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль, 1999. -17 с.
  150. Е.Н. Моделирование воспитательной системы школы // Классный руководитель. 1998. — № 1. — С.10−19.
  151. Е.Н. Процесс моделирования школьных воспитательных систем: теоретический и методический аспекты // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.50−58.
  152. Е.Н. Школа комплекс российской глубинки // Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л. К. Балясная. — М., 1995. — С. 71−78.
  153. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков: ПОИПКРО, 1998. -263 с.
  154. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999. — 38 с.
  155. С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. -1991. № 5. — С. 5−14.
  156. В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
  157. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1978. — 93 с.
  158. Н.М. Введение в неопедагогику. М.: ВАРПО, 1991. — 1841. С.
  159. Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л. И. Новикова и др.: В 2-х кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 349 с.
  160. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Вестник образования. 1997. — № 6. — С. 1222.
  161. А.И. Аналогия и модель // Вопросы философии, 1962, № 3. -С.138−146.
  162. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  163. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
  164. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев и др.- 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  165. А.Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель / Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. — 102 с.
  166. С.Т. Школа и строительство жизни. (Пед. соч. в 4 т.) М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — 285 с.
  167. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  168. В.А. Гносеологические функции модели // Вопросы философии, 1961. № 12.-С. 53−65.
  169. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. -301 с.
  170. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
  171. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.:
  172. Педагогический поиск, 1997. 78 с.
  173. Н.Е. Моделирование программы воспитания школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса. М. — Псков: ПОИУУ, 1991. -С.136−138.
  174. Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: СОИУУ, 1996. — 56 с.
  175. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  176. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  177. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997. — 223 с.
  178. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. -1966. № 2. с.145−151.
  179. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  180. В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997. — 176 с.
Заполнить форму текущей работой