Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ и выводы по экспериментальной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущий — «волшебник» расхаживает между застывших фигур до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка умолкает, ведущий «оживляет» одну из фигур (останавливается и дотрагивается рукой до кого-нибудь из детей). «Ожившая» фигура с помощью голоса и движения изображает задуманный образ. Остальные — в точности копируют ее. Как только начинает звучать музыка, все снова замирают. Затем ведущий… Читать ещё >

Анализ и выводы по экспериментальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для диагностики результатов формирующего эксперимента были использованы следующие методики:

Раздел I: «Готовность к общению».

Задание № 1. «Пластилиновая дорога».

И.П.: дети разбиваются на пары. Один в паре изображает кусок пластилина, т. е. должен быть мягким, расслабленным, полностью управляемым, принимать любые позы. Второй ребенок должен «слепить из пластилина» дорогу — такую, о которой пойдет речь в стихотворении (каждая фраза может повторяться много раз):

Хорошая дорога, хорошая дорога…

Но что-то стала хуже, но что-то стала хуже…

Шаляет, валяет, шаляет, валяет…

По мостику, по мостику…

Под мостиком, под мостиком…

По кочкам, по кочкам…

По нарочкам, по нырочкам…

По ухабам, по ухабам…

Прямо в ямку БУХ!

При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: «пластилин» полностью подчиняется своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребенок, который «лепит из пластилина», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать хоть и оригинальную, но удобную позу.

Задание № 2. «Найди пару».

И.П.: дети стоят в произвольном порядке, договорившись предварительно, кто из них будет ведущими, а кто ведомыми.

С началом звучания музыки ведомые закрывают глаза и протягивают вперед руки. Каждый ведущий берет за руки любого партнера и под музыку водит его в различных направлениях. По правилам игры, ведущие должны время от времени менять своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры ведущие и ведомые меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: ведомые не открывают глаз, не подают никаких сигналов, не проверяют, кто и куда их ведет, т. е. полностью доверяют своим партнерам по игре. Ведущие ведут свою пару аккуратно, осторожно, избегая препятствий, а также заботятся о том, чтобы никто не остался стоять в одиночестве.

Раздел II: «Лёгкость вступления в контакт».

Задание № 1. «Брейк-миксер» (американский танец).

И.П.: дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке.

  • 1−2 такты — шагают парами в такт музыке в произвольном направлении.
  • 3 такт — четыре шага в направлении друг от друга.
  • 4 такт — три хлопка, затем три притопа.
  • 5−6 такты — кружатся со своим партнером, соединив правые руки.
  • 7−8 такты — находят нового партнера и кружатся с ним, соединив левые руки.

Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придает непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой, — учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу (и импровизировать танцевальные движения самостоятельно, без пары).

Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же. Если танцор остался без пары, то не стоит на месте, а либо быстро разыскивает такого же одиночного танцора и создает с ним пару, либо импровизирует танцевальные движения самостоятельно, без пары Задание № 2. «Ножка» (бразильский танец).

И.П.: дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги вместе.

  • 1 часть. 1−2 такты — движения правой ногой в такт музыке: вперед, приставить обратно, вбок, приставить.
  • 3−4 такты — держать вытянутую вперед правую ногу до конца фразы, с последним звуком приставить обратно.
  • 5−8 такты — те же движения левой ногой.
  • 2 часть. Дети шагают по одному в произвольном направлении в такт музыке. К концу части находят себе партнера, встают в пару лицом друг к другу, держась за руки.

Танец повторяется несколько раз с разными партнерами.

Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же.

Раздел III: «Инициативность в общении».

Задание № 1. «Поющие имена».

И.П.: дети вместе с педагогом стоят по кругу лицом к центру.

Педагог отбивает на бубне или барабане четырехдольный ритмический рисунок с четким выделением долей. Все участники игры воспроизводят этот ритм в движении: четыре шага в такт ритму вперед, в центр круга; четыре шага назад, на исходную позицию; восемь шагов поворачиваясь вокруг себя.

После того, как дети освоят форму ритмической композиции, им дается следующее задание. Каждый по очереди будет солировать, импровизируя интонации своего имени, на первую часть формы (четыре шага вперед). Эту сольную импровизацию все будут в точности повторять на вторую часть (четыре шага назад). Третья часть формы (восемь шагов вокруг себя) — интонационная импровизация каждого участника на только что прозвучавшее имя.

Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует звуковой образ своего имени, подбирая эстетичные, оригинальные интонации и жесты, получает удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.

Задание № 2. «Старинный танец».

Педагог спрашивает, кто из детей хочет быть ведущим в игре и выбирает двух или трех желающих. Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу. С началом музыкального звучания ведущие выполняют различные импровизационные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы. По условиям игры в каждом кругу любой может взять на себя инициативу быть ведущим, «перехватить» эту роль.

Эталон выполнения игрового задания: желание быть ведущим, перехватывание инициативы у других, но при этом умение не обидеть других детей, найти гибкое решение в борьбе за роль ведущего, а именно — выразительная и увлекательная для других импровизация движений старинного танца.

Задание № 3. «Заколдованный сад».

И.П.: дети стоят врассыпную, выбрав для себя позу, связанную с каким-либо сказочным персонажем.

Ведущий — «волшебник» расхаживает между застывших фигур до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка умолкает, ведущий «оживляет» одну из фигур (останавливается и дотрагивается рукой до кого-нибудь из детей). «Ожившая» фигура с помощью голоса и движения изображает задуманный образ. Остальные — в точности копируют ее. Как только начинает звучать музыка, все снова замирают. Затем ведущий «оживляет» следующую фигуру, которая предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации, и т. д.

Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода передвижения в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.

Раздел IV: «Эмпатия в общении».

Задание № 1. «Магниты».

И. П.: дети стоят по одному в произвольном порядке; в руке у каждого по два камешка.

Звучит музыка, и дети «рисуют» мелодию в воздухе своими камешками как мелками. Затем педагог предлагает детям представить, что камешки в их руках — магниты, и они могут притянуть к себе другие камешки, которые в руках у других детей, и они будут двигаться вместе. Под звуки музыки дети находят себе партнера и «рисуют» камешками-магнитами в паре. Когда им захочется расстаться и сменить партнера, они говорят друг другу «пока» и дважды ударяют по камешкам.

Эталон выполнения игрового задания: импровизация движений, выразительные линии рук, «рисующих» музыку, выразительные варианты совместного пластического творчества, предугадывание движений партнера, подстройка друг к другу, ориентация на партнера в движениях.

Задание № 2. «Танец с платками».

И.П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений.

Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

Задание № 3. «Король».

Один из участников игры — водящий — удаляется, остальные в это время встают в круг и выбирают «короля», который будет незаметно для водящего менять движения. Задача участников игры: совершать все действия одновременно с «королем», в точности их повторяя. Водящий должен найти «короля», внимательно наблюдая за группой. Музыка в стиле старинного танца поможет «королю» войти в образ, делать эмоционально насыщенные жесты, движения.

Эталон выполнения игрового задания: партнеры подстраиваются к пластике друг друга, предвосхищают движения друг друга, действуют сообща, как единое целое.

По результатам практической формирующей экспериментальной деятельности, были получены данные о том, что лишь 7% обследованных детей сохранили низкий уровень навыков общения. (В начале исследования низкий уровень был у 25%).

Анализируя и обобщая данные итогового обследования мы разработали рекомендации, которые могут быть внедрены в педагогический процесс ДОУ:

В досуговой музыкальной деятельности можно формировать у старших дошкольников следующие навыки: готовность к общению, лёгкость вступления в контакт, инициативу в общении и эмпатию.

В процессе работы необходимо учитывать характерную для детей старшего дошкольного возраста внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Работу по развитию навыков общения у дошкольников следует проводить посредством включения в музыкальную деятельность музыкальных коммуникативных игр.

Создавать условия, необходимые для возникновения музыкальных коммуникативных игр (периодически вносить необходимое оборудование, музыкальные инструменты; прослушивать с детьми музыкальное сопровождение к таким играм и др.).

В процессе игр осуществлять умелое руководство, оставаясь при этом равноправным участником.

Использование данных рекомендаций педагогами ДОУ приведёт к повышению эффективности работы по развитию сферы общения у дошкольников.

В результате проведенной работы доказано, что музыкальный досуг, музыкальные коммуникативные игры эффективно повлияли на развитие у детей навыков общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой