Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своем исследовании мы использовали научный опыт и накопленный потенциал, который уже существует в психологии и педагогике по данной проблеме. Отечественная и зарубежная наука располагают достаточным количеством работ по формированию познавательных интересов, активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности в процессе познания (Б.Г.Ананьев, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования готовности студентов к профессиональному самообразованию
    • 1. 1. Самообразование как научно-педагогическая проблема
    • 1. 2. Компонентная модель готовности к профессиональному самообразованию будущего учителя
  • Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессиональному самообразованию
    • 2. 1. Технология формирования готовности к профессиональному самообразованию и психолого-педагогические условия ее реализации
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к профессиональному самообразованию

Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В России, в настоящее время, разрабатывается новая стратегия образования и рассматривается ее место в общем политическом и экономическом курсе государства. Разрабатываемая новая программа образования и воспитания призвана поднять престиж российской педагогики, первостепенной задачей которой является обеспечение школы нашей страны высококвалифицированными специалистами. На учителя, в первую очередь, возлагается ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения. Но сложный и противоречивый характер процессов, происходящих в российском обществе, изменение ценностной ориентации молодежи, снижение престижа и роли профессии учителя при одновременном возрастании престижа высшего образования, которое дает возможность личности быть достаточно конкурентоспособной в условиях современного мира, вызывает необходимость изменения не только отношения государства к учителю, но и совершенствование методов подготовки будущих учителей, в большей степени ориентируя их на становление специалиста, как профессионала, как личности.

Характерные для периода профессионального образования становление нового уровня развития самосознания, выработка собственной «линии жизни», определение своей творческой позиции, активизирует процессы личностного самоопределения, самопознания, а следовательно и способствуют разработке личностной программы самовоспитания и самообразования.

Без специально организованной технологии работа по формированию готовности к самообразованию, саморазвитию у студентов педагогического вуза проходит стихийно. Хотя мы понимаем, что только овладение определенным набором технологических умений и навыков не является полным решением нашей проблемы необходимо обеспечить процесс формирования готовности к самообразованию психолого — педагогическими условиями, которые активизируют процессы самосознания: самопознания, самоактуализации, самоуправления. Активизация методов и форм процесса обучения, вовлечение будущего специалиста в самостоятельный поиск коллективного решения «педагогических задач», формирование самосознания будущего учителя и гражданина, что невозможно без методик самовоспитания, — все это является составными компонентами разрабатываемой технологии формирования готовности к самообразованию учителябудущего профессионала.

Профессиональное становление, с точки зрения структурно-функционального взаимодействия компонентов процесса, представляет собой развитие мотивационно-потребностной и операционно-действенной сфер личности учителя. Потребностно-мотивационная сфера, как интерактивная характеристика личности учителя определяется совокупностью социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, составляющих основу мотивов. Операционно-действенная сфера личности, представлена совокупностью общих и специальных знаний, умений и навыков". (135, с. 8).

Учебный процесс в современном вузе выделяет слишком узкое место для самореализации творческой педагогической индивидуальности в процессе профессионального самосовершенствования и самоутверждения. Причина — в общепризнанных недостатках вузовского обучения: перегрузка студентов объемами изучаемого материала, недостаточное развитие у них навыков самостоятельной работы, отсутствие навыков самореализации. Действие студента, как субъекта обучения ограничены из — за неумения организовать свою самостоятельную познавательную деятельность. Все эти проблемы приводят к ситуации, когда приемы рационального учения, самообразования приобретаются сами по себе, в процессе усвоения учебного материала, т. е. стихийно.

Успешно решить комплекс вопросов самообразования в высшей школе можно при условии, что проблема будет решаться не «попутно», не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически, как одна из ведущих проблем. Сущность проблемы, таким образом, заключается в несоответствии существующей организации подготовки специалистов в вузе требованиям нового времени, новой цивилизации, которая очень медленно, но все-таки вступает в новые рыночные отношения, и в которой все более весомыми становятся не только знания человека, но и его познавательная и поисково — творческая активность, готовность к непрерывному обучению.

Формирование готовности к самообразованию требует создания определенных психолого-педагогических условий и разработку технологии организации систематической работы по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности, что скупо представлено в нормативном курсе педагогики. Недостаточно разработаны вопросы формирования профессионального самосознания и его компонентов: самоуправления, самопознания, самоактуализации, формирование положительной «Я — концепции», что является необходимым условием формирования собственного мировоззрения, «линии жизни», программы непрерывного образования.

Обнаруженные противоречия определяют проблему нашего педагогического исследования: найти оптимальный путь формирования готовности к само-образованию будущего учителя при создаваемых психолого-педагогических условиях.

В своем исследовании мы использовали научный опыт и накопленный потенциал, который уже существует в психологии и педагогике по данной проблеме. Отечественная и зарубежная наука располагают достаточным количеством работ по формированию познавательных интересов, активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности в процессе познания (Б.Г.Ананьев, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. И. Пидкасистый, Г. С. Сухобская, Ю. Н. Кулюткин и др.). Проблемами формирования самосознания занимались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. П. Рубинштейн, И. С. Кон, В. В. Столин, А. Маслоу, Р. Бернеобщими проблемами самовоспитания и, в частности, самовоспитанием нравственных качеств, воли З. А. Абасов, В. И. Андреев, А. Я. Арет, Ю. С. Бондаревский, Л. П. Гримак, А. Л. Кочетов, Д. М. Гришин, Ю. М. Орлов, В. И. Селиванов и др.- концепции непрерывного образования разрабатывались Барсуковым, Е. П. Белозерцевым, С. П. Вершловским, Ю. Н. Кулюткиным,.

Г. С.Сухобской. В рамках теории непрерывного образования самообразование рассматривается в системе, и является как бы стержнем этой системы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам самообразования показал, что к настоящему времени изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, рассмотрены его исторические истоки (Л.Я.Айзенберг, А. К. Громцева, г. С.Закиров, М. Г. Кузьмина, Б. Ф. Райский, Г. М. Коджаспирова, И.Л.Наумченко) — формированию умений и навыков самообразовательной деятельности посвящены работы Г. И. Гусева,.

И.И.Колбаско, Т. Е. Климовой, П. И. Пидкасистого.

Проблемой формирования готовности к самообразованию занимались Г. М. Коджаспирова, Н. Д. Иванова, И. Л. Наумченко, Б. Ф. Райский и др.

Но несмотря на кажущуюся полноту изученности проблемы самообразования, остаются еще пока «белые пятна» в вопросе выбора технологии формирования готовности к самообразовательной деятельности, создания психолого-педагогических условий функционирования технологии.

Актуальность исследования и недостаточная разработанность вопросов выбора технологии организации самостоятельной работы студентов, методик формирования самосознания, как условий формирования готовности к самообразованию и самовоспитанию и определили тему нашего исследования: «Психолого — педагогические условия формирования готовности будущего учителя к самообразованию». В соответствии с избранной темой были определены цель, объект, предмет исследования, его гипотеза.

Цель исследования — научное обоснование психологопедагогических условий технологии формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию.

Объект исследования — психолого-педагогические условия и модель технологии формирования готовности к профессиональному самообразованию.

Предмет исследования — процесс формирования готовности студентов к профессиональному самообразованию.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессиональной готовности будущего специалиста к педагогической деятельности может быть более высоким при выполнении следующих условий: формировании у студентов мотивационной сферы профессионального становления (один из компонентов профессионального самосознания) — при осознании смысла и ценности самообразования, при формирующихся стойких нравственноволевых качествах будущего специалиста (компонент самообразования и самовоспитания);

— разработке новых технологий самостоятельной работы в учебно — воспитательном процессе;

— систематическом применении активных методов обучения;

— формировании умений студентов планировать, осуществлять и контролировать (самоконтроль) свою самообразовательную и самовоспитательную деятельность.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе научного анализа психолого — педагогической литературы раскрыть теоретические основы проблемы готовности к профессиональному самообразованию, конкретизировать сущность и структуру понятия «самообразование», «готовность к самообразованию», «модель технологии формирования готовности к самообразовательной деятельности».

2. Определить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия формирования готовности к самообразовательной деятельности.

3. Разработать критерии и уровни сформированности готовности студентов к самообразовательной деятельности.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной технологии.

Методологическую основу исследования составили основные положения философии о единстве теории и практики, о человеке, как о субъекте деятельностиучение об активности и ведущей роли деятельности в процессе развития личности и ее формированияучения о самообразовательной деятельности, о формировании самосознания и нравственных качеств личности.

Исследование ориентировано на развитие личности в процессе ее обучения, на раскрытие психолого-педагогических условий ее целенаправленного становления в системе профессиональной подготовки и творческой самодеятельности. Студент является активным субъектом собственного развития, реализует себя в своих профессиональных интересах и потребностях через самостоятельную учебно-познавательную деятельность с использованием различных творческих технологий.

В основу нашего исследования легли прогрессивные концепции гуманистического образования и формирования личности учителя: общепедагогические труды (Я.А.Коменский, Д. Дидро, Ф. А. Дистверг, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский, В. А. Сластенин, Т. А. Стефановская и др.) — труды о диалектическом единстве специальной (теоретической, практической) и психолого-педагогической подготовки (Б.Г.Ананьев, Е. П. Белозерцев, Е. Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, А. Э. Штейнмец и др-);

— работы, посвященные нравственному усовершенствованию человека, выбору духовно-нравственного идеала (Д.М.Гришин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Рувинский, Ю. М. Орлов, В. И. Селиванов, Н. И. Симонова и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

— изучение опыта формирования готовности к самообразованию;

— аналитические методы (теоретический анализ философской, психолого — педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

— диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование);

— моделированиепрактические методы (анализ письменных работ студентов, результатов учебной работы, анализ планов и программ самовоспитания, саморазвития, самообразования, дневников педагогических наблюдений студентов);

— экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты, создание опыта в специально организованных и учитываемых условиях);

— статистические методы обработки полученных результатов.

Достоверность основных выводов и результатов исследования обеспечивается:

— обоснованностью исходных методологических позиций, их соответствием поставленной проблеме;

— адекватностью используемых методов целям, задачам и предмету исследованиярепрезентативностью объема выборки и значимостью статистических результатов эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: определено самообразование, как часть общей самовоспитательной работы личности, как один из компонентов самосовершенствования будущего учителя, как готовность личности выходить за пределы учебных требований, основанной на осознании новых возможностей своего саморазвитияразработана и обоснована модель готовности будущего учителя к самообразовательной деятельности, включающая содержательный, мотивационный, нравственно-волевой, операционный и организационный компоненты;

— определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования готовности к профессиональному самообразованиюразработана технология формирования готовности к самообразовательной деятельности, основанная на использовании активных форм и методов работы со студентами, на расширении сферы самостоятельности и творческой активности обучающихся, на формирующемся самосознании будущего специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана технология формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию, которая может быть использована в работе различных учебных заведенийсоздана и экспериментально апробирована программа спецкурса, включение которой в систему общепедагогической подготовки студентов позволяет значительно углубить содержание профессиональной подготовки будущих учителей;

— разработаны практические рекомендации по формированию самосознания, самоуправления, самоорганизации, самоанализа деятельности будущего учителя.

На защиту выносятся следующие положения: самообразование можно считать частью большой самовоспитательной работы личности будущего специалиста, компонентом самосовершенствования, высшим уровнем самостоятельности личности в обучениикомпонентная модель готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию;

— создание психолого — педагогических условий способствуют повышению уровня готовности личности к самообразовательной деятельности, что выражается в усилении творческой активности, углублении познавательного интереса, в возникновении нового отношения к себе, к своим возможностям и способностям, в формировании позитивной «Яконцепции" — разработанная технология обеспечивает повышение эффективности процесса формирования профессиональной готовности специалиста.

Опытно — экспериментальная база исследования. Изучение состояния готовности студентов к самообразованию осуществлялось в ходе учебновоспитательного процесса в Калужском государственном педагогическом университете (КГПУ) им. К. Э. Циолковского, на студенческой практике в средних школах № 22, 15 г. Калуги. Исследование проводилось с 1996 по 2000 учебный год. В его реализации принимали участие 190 студентов, 126 школьников.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1996 — 1997 гг.) — аналитико — поисковыйвключал изучение и анализ философской, психологопедагогической литературы по технологиям обучения и организации самостоятельной работы в вузе, по самообразовательной и самовоспитательной деятельности будущего учителя, анализ и оценки современного состояния проблемы в теории и практике высшего и среднего образования, определение проблемы, целей, задач и гипотетических положений исследования.

Второй этап (1997 — 1999 гг.) — опытно — экспериментальныйвключал уточнение и теоретическое обоснование цели, предмета, гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента, разработку и апробацию программы спецкурса, проведение формирующего эксперимента, в ходе которого проверялась эффективность технологии формирования готовности к самообразованию в теоретически обоснованных психологопедагогических условиях.

Третий этап (1999 — 2000 гг.) — заключительно — обобщающий этап. В этот период анализировались и обобщались и оформлялись результаты формирующего эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации статей по теме исследования (5), выступления на заседаниях, научно — методических семинарах кафедры педагогики и кафедре иностранных языков КГПУ им. К. Э. Циолковского, внутривузовских конференциях и межвузовских конференциях, посвященных чтениям К. Э. Циолковского, памяти С. Ф. Щацкого, памяти Д. М. Гришина, профессора, доктора педагогических наук, чье имя сейчас носит кафедра педагогики университета.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость самообразования и самовоспитания диктуется взаимосвязью между развивающимся обществом и формирующейся личностью (от самого человека зависит его социальный статус) — быстротечностью социального прогресса — неподготовленному человеку трудно адаптироваться к увеличению потока информации, к расширению контактов между людьми, к усилению роли каждого в успешности своей деятельностиответственностью каждой отдельной личности за свое будущее (технический прогресс требует высококвалифицированных специалистов, умеющих побеждать в условиях конкуренции) и даже возможность достижения личного счастья.

В действительности же в начале нашего исследования выявлено, что студенты начальных курсов не занимаются организацией самостоятельной познавательной деятельности, у них отсутствуют навыки самостоятельной работы, самоорганизации. Все эти проблемы приводят к ситуации, когда приемы самообразования и самовоспитания приобретаются сами по себе, в процессе усвоения учебного материала, т. е. стихийно. На наш взгляд эту проблему необходимо решать целенаправленно, систематически, разработав определенную технологию формирования готовности будущего учителя к самообразованию как части большой самовоспитательной работы.

В процессе нашего исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы, в ходе экспериментальной части конкретизирована сущность понятия «самообразование будущего учителя», определены и раскрыты теоретические основы проблемы готовности к профессиональному самообразованию и предложена модель готовности к самообразовательной деятельности, разработана и экспериментальным путем проверена технология формирования готовности будущего учителя к самообразованию, при созданных психолого-педагогических условиях.

В ходе исследования подтверждена выдвинутая гипотеза и сделаны следующие выводы по результатам исследования:

1. На современном этапе развития общества, в условиях обновления системы образования проблема «самообразование личности» не утратила своей актуальности. Процесс самообразования — это большая систематическая, специально организованная, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностных и общественно значимых образовательных целей, являющейся частью самовоспитательного процесса.

2. Научно обоснована необходимость формирования готовности будущего учителя в стенах вуза. Предложенная компонентная модель готовности к профессиональному самообразованию, отвечает задачам нашего исследования. Структура готовности представляет единство содержательного, мотивационного, нравственно-волевого, операционного и организационного компонентов. Оставляя ведущее положение за содержательным компонентом (информационно-познавательный), который включает в себя различные знания (общеобразовательные, предметные, психолого-педагогические, методические), мы выделили мотивационный и нравственно-волевой компоненты, формированию которых мы отдаем приоритетное значение. Только при формировании у студентов мотивационной сферы профессионального становления, при осознании смысла и ценности самообразования, при формирующихся стойких нравственно-волевых качествах, при формирующейся «Я-концепции» возложен эффективный процесс формирования личности будущего специалиста.

Разработанная нами технология формирования готовности к самообразованию, включающая постановку целей и задач, диагностику уровней готовности к самообразованию и самовоспитанию, использование различных активных форм и методов работы со студентами в ходе обучения психолого-педагогическим дисциплинам, вовлечение студентов в самостоятельную работу (самостоятельная подготовка и проведение различных видов семинаров), создание системы самоконтроля и другие составляющие — все это позволило выявить роль и значение самообразования в формировании профессиональной готовности будущего специалиста. Психолого — педагогическими условиями эффективного функционирования нашей технологии являются: планомерный процесс самовоспитания будущего учителя, базирующийся на развитии профессионального самосознания, на формировании установки на профессиональное самосовершенствование и на формировании нравственно-волевых качеств, таких как: воля, целеустремленность, самоуправление (самообладание), ответственность, уверенность в своих знаниях, формирование позитивной «Я-концепции" — использование в технологии различных активных методов обучения, стимулирующих эффективность протекания процесса обучения и воспитания будущего учителяподтехнология организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе и в процессе готовности к самообразованию (компоненту самовоспитания).

5. В процессе изучения педагогических дисциплин «Педагогика», «Введение в педагогическую специальность» возможно, не меняя системы курсов и объема материала, решать поставленные нами задачи.

Мы предлагаем, обновив содержание лекционного материала, включить в темы вопросы, связанные с самообразовательной деятельностью и самовоспитанием личности педагога. Проведение различных видов семинаров (семинар-дискуссия, деловая игра, семинар-экзамен, семинар-блиц-турнир) — это форма теоретических занятий, построенных на самостоятельной работе обучаемых. Получаемые в ходе подготовки к семинару умения направлены на обслуживание процесса приобретения знаний, умений организовать свой самостоятельный труд, умение оформить разными способами полученный материал.

6. Сущность предложенной нами технологии состоит в разработкеспособов, приемов, операций, новых активных методов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение поставленных задач. Она включает несколько этапов:

1) диагностика уровней готовности студентов младших курсов к самообразовательной деятельности;

2) подтехнология организации самостоятельной работы: постановка перед коллективом студентов (например, при подготовке различных семинаров) построение студентом или коллективом студентов модели выполнения задания (или решения задачи), самостоятельная работа студента по ее реализацииконтроль и самоконтроль за ходом выполнения заданияанализ выполненного задания. Необходимым элементом функционирования нашей «подтехнологии» является наличие «методического банка», где сосредоточены материалы для самостоятельной работы с набором рекомендаций, списком литературы, с формулировкой нового «стратегического задания»;

3) проведение итогового среза по окончанию семинарских занятий;

4) завершающий этап, который предполагает проведение спецкурса «Самообразование в жизни учителя» и итоговое диагностирование.

В программу спецкурса включены вопросы о месте самообразования в системе непрерывного образования в нашей стране, об истории развития проблемы самообразования, а также различные диагностики способностей, умений и навыков самовоспитания, самообразования, самопознания, составление индивидуальных программ будущего учителя по самообразованию, вопросы о культуре чтения и скорочтения, о значении самообразования в жизни знаменитых ученых, политиков, педагогов, и в частности, К. Э. Циолковского.

Одним из необходимых этапов нашей экспериментальной работы явилась педагогическая практика. Анализ анкет, личных программ самовоспитания и самообразования, отчетов и сочинений студентов показывает, что уровень знаний и умений студентов по самообразовательной и самовоспитательной деятельности значительно вырос. Студенты владеют методиками самопознания, самоуправления, саморегуляции. Делая обобщающий вывод можно сказать, что под влиянием целенаправленной педагогической деятельности по формированию готовности будущего учителя к самообразованию на основе разработанной технологии и «подтехнологии» самостоятельной работы удалось обеспечить перевод многих студентов с низкого уровня готовности к самообразованию на средний и высокий, что в значительной мере способствует повышению эффективности процесса профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что достигнута цель исследования, подтверждающая основные положения рабочей гипотезы, в достаточном объеме решены поставленные задачи.

В процессе исследования для нас открылись новые, перспективные направления: формирование готовности к самообразовательной деятельности в процессе специальной подготовкипрограммное обеспечение технологии формирования готовности к самовоспитанию и самообразованиюсамообразование — как наивысшая перспектива развития образования человека будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.- 208 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. 300 с.
  5. А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. — 126 с.
  6. Г. Ю. Проверь свои способности: Перевод с английского. -М.: Педагогика, 1992. 176 с.
  7. А.А., Громова Л. А. Пойми меня правильно или книга о том как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми.- Санкт-Петербург.: Экономическая школа, 1993. 350 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. Под ред. Бодалева А. А., Ломова Ь. Ф. В 2-х томах. Т.1 230с. Т.2 — 287 с.- М., 1980.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творчества личности. Казань, 1988.-236 с.
  10. О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.-415 с.
  11. З.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  12. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  15. А.А. Активные методы обучения.- М.: Профиздат, 1986. 94 с.
  16. И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя. Челябинск.: ЧГПИ, 1982. — 97 с.
  17. М.В. Самообразование студентов в системе учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. В кн. Система учебно-воспитательной работы в пед. вузе, как условие совершенствования качества подготовки специалиста.- Саратов, 1972. С. 132−136.
  18. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989. 205 с.
  19. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб. 1992. 335 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  22. Е.Н. Акмеология: диагностика в профессиональнопедагогической деятельности.- М.: Педагогика, 1995.
  23. Е.Н. Формирование профессионально -нравственной культуры будущего учителя.- М.: Российская академия управления, 1994. 218 с.
  24. В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия: (Из зарубежного опыта) // Советская педагогика.1991. № 9. С. 123−129.
  25. Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Р.Н. Д. Издательство Ростовского университета, 1983.-173 с.
  26. А.А., Столин В. В. Практикум по психодиагностике.- М.: Педагогика, 1988.-230 с.
  27. Л.И. Избранные психологические труды // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междун. педаг. академия, 1995. — 208 с.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования.- М.: Педагогика. № 4. 1997.
  29. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию М.: Просвещение, 1985. — 142 с.
  30. А.К. Н.К.Крупская о самообразовании взрослых. -Советская педагогика. 1963. № 3. С. 101−106.
  31. А.А. Познавательная активность личности в обучении // Психолого-педагогический аспект // Сб. науч. трудов.- М.: НИИ ВШ, 1986. С. 5−20.
  32. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 18 с.
  33. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  34. Р.И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. Кн. для учащихся. Петрозаводск.: Карелия, 1990. — 64 с.
  35. Вопросы самообразования и самовоспитания. Под ред. Кочетова А. И Рязань, 1975. — 209 с.
  36. Г. И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьниками. Дисс.. канд. пед. наук.- М.: Московский пед. гос. университет, 1995. -206 с.
  37. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. — 35 с.
  38. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев.: Выща школа, 1986. — 197 с.
  39. С.М., Ильин B.C. Об основных построения модели выпускника педвуза // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете основных направлений реформы школы. Полтава, 1985. — С. 29−30.
  40. П.П. Формирование психологической готовности старшеклассников к педагогической деятельности. Авт. дисс.. канд. псих. наук. Киев, 1988. — 13 с.
  41. О.В. Подготовка будущего учителя к социально педагогической деятельности. Авт. дисс.. канд. пед. наук.-Волгоград, 1996.- 25 с.
  42. В.И., Ильясов М. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 19 с.
  43. Л.П. Резервы человеческой психики.- М.: Политиздат, 1989. 318 с.
  44. Д.М. Самостоятельная работа студентов как средство подготовки их к непрерывному образованию. В сб. Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика.-Калуга, 1991. 137 с.
  45. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М.: Просвещение, 1975. — 175 с.
  46. А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Методическое пособие.-Л.: Изд. ЛГУ, 1977. 119 с.
  47. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 114 с.
  48. Р.Г., Лучинская А. Г., Сырбу П. В. Нравственная подготовка старшеклассников к труду.- Кишинев. Лучина, 1975. 104 с.
  49. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. пед. 1961. № 8. С. 34−39.
  50. Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей. Избр. пед. сочинения. М/. Просвещение, 1956. — 374 с.
  51. И.А. Самовоспитание личности.- М.: Политиздат, 1984. 285 с.
  52. А.А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин).
  53. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 16 с.
  54. Л.Н., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск. Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  55. Е.А. / выступление /. Философские науки. 1988. -№ 4. С. 77.
  56. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -143 с.
  57. Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста. Авт.. дисс. канд. пед. наук.-Воронеж, 2000. 21 с.
  58. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
  59. С.И. Технология обучения взрослых.- М.: Педагогика. № 7. С. 42−45.
  60. Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию. Алма-Ата.: Мектеп, 1978. — 52 с.
  61. С.П. Психологический анализ использования профессионально-педагогических знаний в деятельности учителя.
  62. Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  63. B.C. Формирование личности школьника.- М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  64. И.И. Структура процесса учения.- М.: Педагогика, 1986. 198 с.
  65. Инновационное обучение: стратегия и практика. (Под ред. В.Я.Ляудис). М.: Педагогика, 1994. — 180 с.
  66. Д. А. Педагогические факторы развития самообразования учителей сельских школ в современных условиях. Авт. дисс.. канд. пед. наук. 1994. 18 с.
  67. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  68. П.Ф. Избранные педагогические сочинения // Под редакцией Л. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  69. Т.Г. Развитие познавательной самостоятельности слушателей подготовительных курсов и отделений вузов.
  70. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. — 20 с.
  71. М.А. / выступление /. Философские науки. 1988. С. 71.
  72. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск. 1995. -200 с.
  73. А.Г. Психология личности. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  74. А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983. 136 с.
  75. В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988. 198 с.
  76. Н.Г. Формирование у старшеклассниковготовности к самообразованию. Авт. дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1973. 18 с.
  77. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию. Дисс. докт. пед. наук.- Москва, 1995. 380 с.
  78. И.И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию и к руководству самообразовательной работой учащихся. // Минский ГПИ. Минск, 1976. — С. 62−68.
  79. И.А. Теоретико-методологическая подготовка к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Авт.. канд. пед. наук. JI. 1991. — 16 с.
  80. Я.Л. Познай самого себя. (Психол.беседы со старшеклассниками). Минск. Нар. асвета. 1981. — 143 с.
  81. Я.Л. Социально-психологическая готовность к труду как психолого-педагогическая проблема. Минск.: Государственный педагогический институт, 1971. — С. 3−4.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. проф. А.А. Красновского/ Мин. просвещения РСФСР.- М., 1955. 649 с.
  83. Л.В. Теоретическая основа воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности. Авт.. дисс. докт. пед. наук. М., 1987. — 34 с.
  84. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  85. Н.В. Самообразование молодого учителя как условие непрерывности его образования. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Л. 1990. — 18 с.
  86. В.Ф. Учить работать систематически и самостоятельно. /Об эффективности контроля знаний // Вестник высшей школы. -М.: Высш. школа, 1985. № 7. С. 40−41.
  87. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск.: Вышейш. школа, 1985. — 256 с.
  88. А.В. Формирование интерактивной самостоятельности подростков. Авт. дисс.. канд. пед. наук. -Белгород, 1997. 16 с.
  89. И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект). Авт. дисс.. канд. пед. наук.- Саратов, 2000. 18 с.
  90. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999. -120 с.
  91. Ю.Н., Сухобская К. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школ. М.: Педагогика, 1977. — 150 с.
  92. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  93. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск, 1972. — С. 136.
  94. ЮО.Леви В. Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1990. 253 с.
  95. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству. Дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1992. 178 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения в2.х томах. /Под ред.В. В. Давыдова и др./- М.: Педагогика, 1983. Т. 1- 391 с. Т.2 318с.
  98. КМ.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  99. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы // 2-е издание переработанное и дополненное.- М.: Просвещение, 1985. 157 с.
  100. Юб.Манеева О. Г. Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования профес-сиональной подготовки учителей // Иностранные языки в школе. 1990. № 4. — С. 100−105.
  101. А.Г. Психология бытия. / Перевод с английского. -М.: Рефл.-бук., Киев.: Ваклер, 1997. 300 с.
  102. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / Перевод с английского. /Вст. ст. Акулиной А. Н. М.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  103. A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию. (В кн. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР).- М., 1981. С. 13−16.
  104. ПО.Машанова Р. К. Совершенствование управления на основе системной организации ее контроля. Дисс.. канд. пед. наук. -Днепропетровск, 1990. 180 с.
  105. М.И. Современный урок: Вопросы теории.- М.: Педагогика, 1981. -337 с.
  106. Л.Д. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. — С. 70−74.
  107. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  108. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.- 240 с.
  109. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условия подготовки будущих учителей. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 24 с.
  110. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. — С. 32−39.
  111. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? М.: Педагогика. № 3. 1997. — С. 23−26.
  112. П9.Наумченко И. Л. Самообразование будущего учителя. -Саранск, Морд, книжное изд-во, 1974. 261 с.
  113. И.Л. Как заниматься самообразованием. -Гродно.: ГППИ, 1976. 16 с.
  114. Р.С. Психология в 3-х томах. Том 1. М.: Владос, 1998. — 630 с.
  115. Р.С. Практическая психология.- М.: Владос, 1998. -316 с.
  116. Ф.А. Психолого-педагогическая и практическая подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской работы. Челябинск: Челябинский гос. пед. институт, 1985. — 80 с.
  117. А. А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя.-Тула, 1989.-С. 4−13.
  118. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  119. Основы педагогического мастерства. / Под ред. доктора филос. наук И. Я. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989. -297 с.
  120. В.Д. Твои возможности, человек.- М.: Знание, 1984. 272 с.
  121. И.Г. Избранные педагогические произведения в 2-х томах. Т.2 413 с.- М.: Педагогика, 1981.-С. 339−360.
  122. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  123. К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986.-225 с.
  124. Н.В. Свободное время как социально-философская категория. Авт. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1991. 25 с.
  125. О.Н. Подготовка будущих учителей к применению содержания специальных предметов в педагогической практике. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.-21 с.
  126. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования.- Тула. 1999. 263 с.
  127. Проблема самообразования в системе повышенияквалификации педагогических кадров школ. Тезисы конференции / Под редакцией В. Г. Онушкина. Ч. 1. JL: Просвещение, 1979. — 86 с.
  128. Психология самосознания. Изд-во Дом «Бахрах-М». — Самара, 2000. 671 с.
  129. П.Г., Лутанский В. Д., Вери-лес Г.И. Самообразование важнейшее звено в системе повышенияквалификации педагогов-воспитателей. Сборник научных трудов под редакцией П. Г. Пшебильского, В. Д. Лутанского.- Л.: НИИ ООВ, 1978. С. 12−15.
  130. .Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград: Волгоградский пед. институт, 1978.- 190 с.
  131. И.П. НОТ учителя. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 237 с.
  132. И.А. Диагностика уровня развития у учащихся психологической готовности к самообразованию / Сб. статей. -Волгоград: Пед. институт, 1975. С. 179−189.
  133. И.А. Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования. Волгоград, 1986. — 88 с.
  134. Е.И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов-на-Дону, 1994. 239 с.
  135. Н.А. Избранное в 2-х томах. -М., 1975. 503 с .
  136. Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984. 140 с.
  137. Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. -М.: Мысль, 1983.- 120 с.
  138. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  139. Руководство самообразованием школьников. Под ред.
  140. Б.Ф.Райского, М. Н. Скаткина. М., 1983. — 143 с.
  141. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под редакцией В. А. Ядова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 262 с.
  142. Г. И. Теория, методика и технология обучения.- М.: Педагогика. № 1. 1999. С. 9−14.
  143. С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1995. — 188 с.
  144. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование. 1988. 255 с.
  145. В.И. Воля и ее воспитание.- М.: Знание, 1976. 70 с.
  146. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  147. Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразования старшеклассников. Дисс. док. пед. наук. Челябинск, 1983. — 360 с.
  148. Н.И. Педагогические условия совершенствования деятельности наставников по нравственному воспитанию молодых рабочих. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1987. — 178 с.
  149. Н.И., Севастьянова С.О Самовоспитание будущего учителя // Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, учителей общеобразовательных школ.- Калуга, 2000. 69 с.
  150. М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта. М.: Педагогика, 1977. — 156 с.
  151. A.M. Методы активного обучения. М., 1991.
  152. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 5-е издание. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 244 с.
  153. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Авт. дисс.. док. пед. наук. М., 1980. -36 с.
  154. Л.Ф., Фрумкин М. П. Обучение студентов решению педагогических задач / Сов. педагогика, 1984. № 7. С. 74−78.
  155. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  156. М.А. Готовность к школьному обучению / Российская пед. библиотека. М., 1993. Т. 1. — С. 223−224.
  157. Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Изд-во «Совершенство», 1998. 356 с.
  158. Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе. Авт. дисс.. докт. пед. наук.- Алматы. 1993. 46 с.
  159. В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во Московского Университета, 1983. 274 с.
  160. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1998.- 168с.
  161. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний
  162. Психические основы). М.: Педагогика, 1991. — 345 с.
  163. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и технология». № 3. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  164. Теоретические основы непрерывного образования, под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. -208 с.
  165. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — 236 с.
  166. А.Я. Избранные труды. Д.: Наука, Лениград.отд. 1978. — 358 с.
  167. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1953. -Т. 1.
  168. Формирование учебной деятельности студентов. Под ред. В. Я. Ляудис. Изд-во Москов-ского университета, 1989. 236 с.
  169. И. Формирование профессиональной готовности к руководству морально-волевым самовоспитанием подростков у студентов младших курсов в процессе изучения педагогики. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1988. — 170 с.
  170. Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1990.181 .Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение. 1981. — 715 с.
  171. И.И. Проблемы самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977. -142 с.
  172. В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е издание переработанное и дополненное.-М, 1996.- 238 с.
  173. В.П., Давиденко А. В. Познай себя: тесты. Минск: Амалфея, 1999. — 111 с.
  174. Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект. М.: Обществ, науки и современность. № 5. 1999. — С. 140−151.
  175. JI.A. Формирование умений саморегуляции психических состояний у практического психолога системы образования. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Калуга. 2000. — 26с.
  176. А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя. / Советская педагогика.-М., 1971. № 9.-С. 82−89.
  177. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1986. — 110 с.
  178. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -142 с.
  179. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. -220 с.
  180. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач.
  181. Автор, дисс.. док. пед.наук. Челябинск, 1992. — 43 с.
  182. Ф. А. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение. 1985. — 185 с.
  183. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -255 с.
  184. Bernard (A.). De l’autonomisation a l’autonomie en didactigue des langues non maternelles. Universite Paris III. P. 15−18.
  185. Holec (H.). Apprendre a l’apprenant a s’evaluer: quelques pistes a suivre, in E.L.A., Didier, n°80, oct-dec 1990.
  186. Malglaive (G.). Fonctions et domaines de significations de l’evalution pedagogique des resultats de la formation, in Pratiques, n°44,oct-dec 1988.
  187. Porquier Remy. De l’autonomie en didactique des langues non maternelles. Universite Paris III. P. 43−45.
  188. Sorel (M.). Apprendre a apprendre, etudes et experimentations en formation continue, in Formation Permanente n°93, 1990.
Заполнить форму текущей работой