Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию
Диссертация
В своем исследовании мы использовали научный опыт и накопленный потенциал, который уже существует в психологии и педагогике по данной проблеме. Отечественная и зарубежная наука располагают достаточным количеством работ по формированию познавательных интересов, активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности в процессе познания (Б.Г.Ананьев, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки формирования готовности студентов к профессиональному самообразованию
- 1. 1. Самообразование как научно-педагогическая проблема
- 1. 2. Компонентная модель готовности к профессиональному самообразованию будущего учителя
- Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессиональному самообразованию
- 2. 1. Технология формирования готовности к профессиональному самообразованию и психолого-педагогические условия ее реализации
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к профессиональному самообразованию
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984. 208 с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.- 208 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. 300 с.
- Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. — 126 с.
- Айзенк Г. Ю. Проверь свои способности: Перевод с английского. -М.: Педагогика, 1992. 176 с.
- Алексеев А.А., Громова Л. А. Пойми меня правильно или книга о том как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми.- Санкт-Петербург.: Экономическая школа, 1993. 350 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Под ред. Бодалева А. А., Ломова Ь. Ф. В 2-х томах. Т.1 230с. Т.2 — 287 с.- М., 1980.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творчества личности. Казань, 1988.-236 с.
- Анисимов О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.-415 с.
- З.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Балаев А.А. Активные методы обучения.- М.: Профиздат, 1986. 94 с.
- Барсуков И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя. Челябинск.: ЧГПИ, 1982. — 97 с.
- Башкиров М.В. Самообразование студентов в системе учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. В кн. Система учебно-воспитательной работы в пед. вузе, как условие совершенствования качества подготовки специалиста.- Саратов, 1972. С. 132−136.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989. 205 с.
- Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб. 1992. 335 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989. 192 с.
- Богданов Е.Н. Акмеология: диагностика в профессиональнопедагогической деятельности.- М.: Педагогика, 1995.
- Богданов Е.Н. Формирование профессионально -нравственной культуры будущего учителя.- М.: Российская академия управления, 1994. 218 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия: (Из зарубежного опыта) // Советская педагогика.1991. № 9. С. 123−129.
- Богоявлинская Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Р.Н. Д. Издательство Ростовского университета, 1983.-173 с.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Практикум по психодиагностике.- М.: Педагогика, 1988.-230 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междун. педаг. академия, 1995. — 208 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования.- М.: Педагогика. № 4. 1997.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию М.: Просвещение, 1985. — 142 с.
- Бушля А.К. Н.К.Крупская о самообразовании взрослых. -Советская педагогика. 1963. № 3. С. 101−106.
- Вербицкий А.А. Познавательная активность личности в обучении // Психолого-педагогический аспект // Сб. науч. трудов.- М.: НИИ ВШ, 1986. С. 5−20.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 18 с.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
- Водейко Р.И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. Кн. для учащихся. Петрозаводск.: Карелия, 1990. — 64 с.
- Вопросы самообразования и самовоспитания. Под ред. Кочетова А. И Рязань, 1975. — 209 с.
- Воронова Г. И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьниками. Дисс.. канд. пед. наук.- М.: Московский пед. гос. университет, 1995. -206 с.
- Гарунов М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. — 35 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев.: Выща школа, 1986. — 197 с.
- Глазычев С.М., Ильин B.C. Об основных построения модели выпускника педвуза // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете основных направлений реформы школы. Полтава, 1985. — С. 29−30.
- Горностай П.П. Формирование психологической готовности старшеклассников к педагогической деятельности. Авт. дисс.. канд. псих. наук. Киев, 1988. — 13 с.
- Госс О.В. Подготовка будущего учителя к социально педагогической деятельности. Авт. дисс.. канд. пед. наук.-Волгоград, 1996.- 25 с.
- Граф В.И., Ильясов М. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 19 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.- М.: Политиздат, 1989. 318 с.
- Гришин Д.М. Самостоятельная работа студентов как средство подготовки их к непрерывному образованию. В сб. Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика.-Калуга, 1991. 137 с.
- Гришин Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М.: Просвещение, 1975. — 175 с.
- Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Методическое пособие.-Л.: Изд. ЛГУ, 1977. 119 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 114 с.
- Гурова Р.Г., Лучинская А. Г., Сырбу П. В. Нравственная подготовка старшеклассников к труду.- Кишинев. Лучина, 1975. 104 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. пед. 1961. № 8. С. 34−39.
- Дистверг Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей. Избр. пед. сочинения. М/. Просвещение, 1956. — 374 с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности.- М.: Политиздат, 1984. 285 с.
- Дорофеев А.А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин).
- Авт. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 16 с.
- Дьяченко Л.Н., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск. Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
- Евстифеева Е.А. / выступление /. Философские науки. 1988. -№ 4. С. 77.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -143 с.
- Еремина Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста. Авт.. дисс. канд. пед. наук.-Воронеж, 2000. 21 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых.- М.: Педагогика. № 7. С. 42−45.
- Иванова Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию. Алма-Ата.: Мектеп, 1978. — 52 с.
- Иванова С.П. Психологический анализ использования профессионально-педагогических знаний в деятельности учителя.
- Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника.- М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М.: Педагогика, 1986. 198 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. (Под ред. В.Я.Ляудис). М.: Педагогика, 1994. — 180 с.
- Казыханова Д. А. Педагогические факторы развития самообразования учителей сельских школ в современных условиях. Авт. дисс.. канд. пед. наук. 1994. 18 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения // Под редакцией Л. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Квач Т.Г. Развитие познавательной самостоятельности слушателей подготовительных курсов и отделений вузов.
- Авт. дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. — 20 с.
- Киссель М.А. / выступление /. Философские науки. 1988. С. 71.
- Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск. 1995. -200 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983. 136 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988. 198 с.
- Ковалевская Н.Г. Формирование у старшеклассниковготовности к самообразованию. Авт. дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1973. 18 с.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию. Дисс. докт. пед. наук.- Москва, 1995. 380 с.
- Колбаско И.И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию и к руководству самообразовательной работой учащихся. // Минский ГПИ. Минск, 1976. — С. 62−68.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Авт.. канд. пед. наук. JI. 1991. — 16 с.
- Коломинский Я.Л. Познай самого себя. (Психол.беседы со старшеклассниками). Минск. Нар. асвета. 1981. — 143 с.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологическая готовность к труду как психолого-педагогическая проблема. Минск.: Государственный педагогический институт, 1971. — С. 3−4.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. проф. А.А. Красновского/ Мин. просвещения РСФСР.- М., 1955. 649 с.
- Кондрашова Л.В. Теоретическая основа воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности. Авт.. дисс. докт. пед. наук. М., 1987. — 34 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Косенко Н.В. Самообразование молодого учителя как условие непрерывности его образования. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Л. 1990. — 18 с.
- Костина В.Ф. Учить работать систематически и самостоятельно. /Об эффективности контроля знаний // Вестник высшей школы. -М.: Высш. школа, 1985. № 7. С. 40−41.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск.: Вышейш. школа, 1985. — 256 с.
- Кошарный А.В. Формирование интерактивной самостоятельности подростков. Авт. дисс.. канд. пед. наук. -Белгород, 1997. 16 с.
- Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект). Авт. дисс.. канд. пед. наук.- Саратов, 2000. 18 с.
- Ксендзова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999. -120 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская К. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школ. М.: Педагогика, 1977. — 150 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск, 1972. — С. 136.
- ЮО.Леви В. Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1990. 253 с.
- Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству. Дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1992. 178 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в2.х томах. /Под ред.В. В. Давыдова и др./- М.: Педагогика, 1983. Т. 1- 391 с. Т.2 318с.
- КМ.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы // 2-е издание переработанное и дополненное.- М.: Просвещение, 1985. 157 с.
- Юб.Манеева О. Г. Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования профес-сиональной подготовки учителей // Иностранные языки в школе. 1990. № 4. — С. 100−105.
- Маслоу А.Г. Психология бытия. / Перевод с английского. -М.: Рефл.-бук., Киев.: Ваклер, 1997. 300 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / Перевод с английского. /Вст. ст. Акулиной А. Н. М.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
- Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию. (В кн. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР).- М., 1981. С. 13−16.
- ПО.Машанова Р. К. Совершенствование управления на основе системной организации ее контроля. Дисс.. канд. пед. наук. -Днепропетровск, 1990. 180 с.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории.- М.: Педагогика, 1981. -337 с.
- Митина Л.Д. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. — С. 70−74.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Мурздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.- 240 с.
- Нагорная Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условия подготовки будущих учителей. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 24 с.
- Надирашвили Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. — С. 32−39.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? М.: Педагогика. № 3. 1997. — С. 23−26.
- П9.Наумченко И. Л. Самообразование будущего учителя. -Саранск, Морд, книжное изд-во, 1974. 261 с.
- Наумченко И.Л. Как заниматься самообразованием. -Гродно.: ГППИ, 1976. 16 с.
- Немов Р.С. Психология в 3-х томах. Том 1. М.: Владос, 1998. — 630 с.
- Немов Р.С. Практическая психология.- М.: Владос, 1998. -316 с.
- Орехов Ф.А. Психолого-педагогическая и практическая подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской работы. Челябинск: Челябинский гос. пед. институт, 1985. — 80 с.
- Орлов А. А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя.-Тула, 1989.-С. 4−13.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Основы педагогического мастерства. / Под ред. доктора филос. наук И. Я. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989. -297 с.
- Пекелис В.Д. Твои возможности, человек.- М.: Знание, 1984. 272 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 2-х томах. Т.2 413 с.- М.: Педагогика, 1981.-С. 339−360.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986.-225 с.
- Подвойская Н.В. Свободное время как социально-философская категория. Авт. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1991. 25 с.
- Подгорская О.Н. Подготовка будущих учителей к применению содержания специальных предметов в педагогической практике. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.-21 с.
- Подзолков В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования.- Тула. 1999. 263 с.
- Проблема самообразования в системе повышенияквалификации педагогических кадров школ. Тезисы конференции / Под редакцией В. Г. Онушкина. Ч. 1. JL: Просвещение, 1979. — 86 с.
- Психология самосознания. Изд-во Дом «Бахрах-М». — Самара, 2000. 671 с.
- Пшебильский П.Г., Лутанский В. Д., Вери-лес Г.И. Самообразование важнейшее звено в системе повышенияквалификации педагогов-воспитателей. Сборник научных трудов под редакцией П. Г. Пшебильского, В. Д. Лутанского.- Л.: НИИ ООВ, 1978. С. 12−15.
- Райский Б.Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград: Волгоградский пед. институт, 1978.- 190 с.
- Раченко И.П. НОТ учителя. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 237 с.
- Редковец И.А. Диагностика уровня развития у учащихся психологической готовности к самообразованию / Сб. статей. -Волгоград: Пед. институт, 1975. С. 179−189.
- Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования. Волгоград, 1986. — 88 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов-на-Дону, 1994. 239 с.
- Рубакин Н.А. Избранное в 2-х томах. -М., 1975. 503 с .
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984. 140 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. -М.: Мысль, 1983.- 120 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Руководство самообразованием школьников. Под ред.
- Б.Ф.Райского, М. Н. Скаткина. М., 1983. — 143 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под редакцией В. А. Ядова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 262 с.
- Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения.- М.: Педагогика. № 1. 1999. С. 9−14.
- Севастьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1995. — 188 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование. 1988. 255 с.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.- М.: Знание, 1976. 70 с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразования старшеклассников. Дисс. док. пед. наук. Челябинск, 1983. — 360 с.
- Симонова Н.И. Педагогические условия совершенствования деятельности наставников по нравственному воспитанию молодых рабочих. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1987. — 178 с.
- Симонова Н.И., Севастьянова С.О Самовоспитание будущего учителя // Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, учителей общеобразовательных школ.- Калуга, 2000. 69 с.
- Скаткин М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта. М.: Педагогика, 1977. — 156 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 5-е издание. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 244 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Авт. дисс.. док. пед. наук. М., 1980. -36 с.
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М. П. Обучение студентов решению педагогических задач / Сов. педагогика, 1984. № 7. С. 74−78.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Степанова М.А. Готовность к школьному обучению / Российская пед. библиотека. М., 1993. Т. 1. — С. 223−224.
- Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Изд-во «Совершенство», 1998. 356 с.
- Стефановская Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе. Авт. дисс.. докт. пед. наук.- Алматы. 1993. 46 с.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во Московского Университета, 1983. 274 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1998.- 168с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний
- Психические основы). М.: Педагогика, 1991. — 345 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и технология». № 3. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Теоретические основы непрерывного образования, под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. -208 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — 236 с.
- Ухтомский А.Я. Избранные труды. Д.: Наука, Лениград.отд. 1978. — 358 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1953. -Т. 1.
- Формирование учебной деятельности студентов. Под ред. В. Я. Ляудис. Изд-во Москов-ского университета, 1989. 236 с.
- Хайриев И. Формирование профессиональной готовности к руководству морально-волевым самовоспитанием подростков у студентов младших курсов в процессе изучения педагогики. Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1988. — 170 с.
- Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1990.181 .Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение. 1981. — 715 с.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977. -142 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е издание переработанное и дополненное.-М, 1996.- 238 с.
- Шейнов В.П., Давиденко А. В. Познай себя: тесты. Минск: Амалфея, 1999. — 111 с.
- Шуклина Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект. М.: Обществ, науки и современность. № 5. 1999. — С. 140−151.
- Щанкина JI.A. Формирование умений саморегуляции психических состояний у практического психолога системы образования. Авт. дисс.. канд. пед. наук. Калуга. 2000. — 26с.
- Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя. / Советская педагогика.-М., 1971. № 9.-С. 82−89.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1986. — 110 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -142 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. -220 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач.
- Автор, дисс.. док. пед.наук. Челябинск, 1992. — 43 с.
- Янушкевич Ф. А. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение. 1985. — 185 с.
- Ястребова Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -255 с.
- Bernard (A.). De l’autonomisation a l’autonomie en didactigue des langues non maternelles. Universite Paris III. P. 15−18.
- Holec (H.). Apprendre a l’apprenant a s’evaluer: quelques pistes a suivre, in E.L.A., Didier, n°80, oct-dec 1990.
- Malglaive (G.). Fonctions et domaines de significations de l’evalution pedagogique des resultats de la formation, in Pratiques, n°44,oct-dec 1988.
- Porquier Remy. De l’autonomie en didactique des langues non maternelles. Universite Paris III. P. 43−45.
- Sorel (M.). Apprendre a apprendre, etudes et experimentations en formation continue, in Formation Permanente n°93, 1990.