Педагогические условия формирования исторических представлений учащихся 8-11 классов в современной школе
В итоге в реальном учебном процессе недостаточно уделяется внимание содержательной и методической сторонам формирования исторических представлений. Переход на новую концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования (5 -9 и 10 — 11 кл.) также выдвигает формирование исторических представлений, как одну из основных задач исторического образования школьников, особенно в старших… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исторические представления как важнейший фактор в теории и практике обучения
- 1. Сущность и значение формирования исторических представлений в современной школе стр
- 2. Психолого педагогические предпосылки формирования исторических представлений стр
- Глава 2. Научно методические, условия' формирования исторических представлений
- 1. Основные методические принципы реализации условксй формирования исторических представлений. стр
- 2. Педагсгх-сческий эксперимент реализации системы формирования исторических представлений. стр
- 3. Возрастные и индивидуальные особенности в формировании исторических представлений у учащихся 8−11 классов стр
- Заключение стр. Прх’шоженме
Педагогические условия формирования исторических представлений учащихся 8-11 классов в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
сто. 3.
Глава 1. Исторические представления как важнейший фактор в теории и практике обучения.
§ 1. Сущность и значение формирования исторических.
§ 2. Психолого — педагогические предпосылки формирования.
Глава 2. Научно — методические, условия' формирования исторических представлений.
§ 1. Основные методические принципы реализации условий формирования исторических представлений.стр.72.
§ 2. Педагогический эксперимент реализации системы формирования исторических представлений.стр.137.
§ 3. Возрастные и индивидуальные особенности в формировании исторических представлений у учащихся 8−11 классов.стр.149.
Заключение
стр .164.
Приложение Список литературы представлений в современной школе стр. 14 исторических представлении стр. 4 О.
Введение
1. Актуальность исследования:
Современная школа переживает в наши дни большие изменения. Эти изменения школьного образования связаны с противоречивыми процессами в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии нашей страны. Поэтому особенно остро в этот переломный момент стоят воспитательные и образовательные задачи в системе школьного исторического образования.
Современная реформа образования в России осуществляется в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новой образовательной парадигмы, соответствующей новым тенденциям развития российского общества. Соответственно, значительные изменения произошли и в системе исторического и обществоведческого образования — одном из наиболее сложных и вызывающих пристальное общественное внимание элементов федеральной системы образования" 1.
Воспитание и образование — это единый процесс. И это единство не будет нарушаться, если знания, полученные на уроке истории, прочувствованы. Только.
1 О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1998/99 учебном году, Вестник Образования, № 9, 1998, стр. 69. тогда они будут глубоко поняты и станут основой развития интереса и уважения к истории и культуре своего народа.
Изучение и осмысление исторического прошлого страны и народа невозможно без организации работы по формированию исторических представлений, а через них понять сложный и противоречивый исторический путь нашей страны.
В связи с этим важное значение приобретает работа учителя на уроке по формированию исторических представлений.
Одной из актуальнейших задач учителя обществоведческих дисциплин является повышение эффективности исторического образования через формирование исторических представлений с помощью зрительных образов, а через них развитие познавательных способностей, интереса в изучении истории родной страны.
В произведениях отечественного изобразительного искусства, как в зеркале, отразилось своеобразие исторического пути Российской цивилизации. Отечественное изобразительное искусство обладает огромным духовным, познавательным и эстетическим потенциалом. Именно поэтому использование на уроках истории произведений изобразительного искусства — одно из важнейших условий формирования исторических представлений и повышения эффективности исторического образования.
Проблема формирования представлений рассматривалась педагогами и психологами достаточно широко. Однако в настоящее время формирование исторических представлений на практике реализуется недостаточно. Причина заключается в том, что происходит «изменение структуры и содержания школьных курсов истории, переход от унифицированных программ (уже исчезнувших) к „рамочным“ образовательным стандартам (еще не принятым), замена прежних учебников новыми, когда разрывается преемственность не только в содержании, айв дидактико-методической проработанности учебной книги — все это черты „переходного времени“ в школьном историческом образовании» (Тематическое планирование курсов отечественной и всеобщей истории для 5−9 классов/НИИСО).
В итоге в реальном учебном процессе недостаточно уделяется внимание содержательной и методической сторонам формирования исторических представлений. Переход на новую концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования (5 -9 и 10 — 11 кл.) также выдвигает формирование исторических представлений, как одну из основных задач исторического образования школьников, особенно в старших классах, где изучение нового материала и его углубление должно вестись на высоком проблемно — теоретическом уровне ранее изученного. В этих условиях на практике идет ориентация учащихся на освоение понятий и недооценивается работа по формированию исторических представлений. Формально усвоенные исторические знания не в состоянии пробудить чувства учащихся и, следовательно, прочно их усвоить. Анализ методической литературы показывает, что в основном формирование исторических представлений рассматриваются применительно к б — 7 классам и недооценивается роль представлений в старших классах.
Произведения отечественного изобразительного искусства используются на уроках отечественной истории эпизодически. Вопросы по истории культуры освещаются в отрыве от конкретных исторических условий.
В итоге в педагогической практике наблюдается низкий уровень сформированности у учащихся исторических представлений, зрительной памяти, преобладание механического запоминания в процессе обучения, несформированность мотивации учения и как следствие — слабое знание родной национальной культуры и снижение интереса к отечественной истории. Исследования психологов показали, что только 1% учащихся старших классов опираются в учебной деятельности на мыслительные образы.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с реализацией стратегии школьного исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях на формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
К настоящему времени, на наш взгляд, уже сложились объективные возможности решения этой проблемы в рамках ее содержательного и методического аспектов теоретической базой для этого могут служить работы:
М.А.Данилова, Б. П. Есипова, И. Т. Огородникова, Н. И. Махмутова и др., посвященные вопросам активизации учебного процесса;
В.П.Беспалько, И. Я. Лернера, С. И. Архангельского, И. И. Тихонова, Т. А. Ильиной, Е. Л. Белкина,.
Ю.К.Вабанского и др./ рассматривающие пути оптимизации процесса обучения;
В.В.Давыдова, Д. Б. Эльконина и др., решающие задачи развития теоретического мышления;
Г. И.Щукиной, Ю. В. Шарова, В. С. Ильина,.
Л.И.Божович и др./ занимающиеся проблемой воспитания потребностей в знаниях, познавательных интересов и мотивации учебной деятельности;
П.Я.Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др./ разрабатывающие системы формирования и развития умственных действий;
В.Г. Ананьева, П. П. Блонского, A.C. Выгодского, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, H.A. Менчинской, П. А. Рудина, Б. М. Теплова и др., исследующие психологические аспекты формирования представлений;
A.B. Ефимова, П. С. Лейбенгруба, П. В. Гора, Н. Г. Дайри, A.A. Вагина, Вяземского Е. Е. и др., исследующие методику преподавания истории.
Актуальность данного диссертационного исследования продиктована прежде всего практическими причинами повышения эффективности исторического образования школьников. Мы считаем, что освоение и понимание своеобразия истории Российской цивилизации будет проходить наиболее эффективно с помощью формирования исторических представлений и способствовать повышению интереса в изучении истории своего народа.
На основании вышеизложенного, учитывая большое социальное и педагогическое значение формирования исторических представлений школьников в процессе изучения отечественной истории с помощью зрительных образов и недостаточную разработанность данной проблемы в теории и практике, определилась тема исследования: «Педагогические условия формирования исторических представлений учащихся 8−11 классов в современной школе» .
2. Проблемой исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования исторических представлений учащихся 8−11 классов в современной школе.
3. Цель исследования состоит в повышении эффективности формирования исторических представлений учащихся 8 — 11 классов с помощью современных методических приемов и средств обучения.
4.Объектом исследования является процесс формирования исторических представлений учащихся 8 — 11 классов в современной школе.
5.Предметом исследования является совершенствования методик с целью повышения эффективности формирования исторических представлений учащихся 8−11 классов в современной школе.
6.Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективное формирование исторических представлений учащихся 8−11 классов в современной школе в процессе изучения отечественной истории возможно при условиях:
• если формирование исторических представлений учащихся станет выступать в роли органичного элемента их познавательной деятельности, организуемой как целостная система, пронизывающая все этапы обучения;
• раскрытия проблемы формирования исторических представлений в системе исторического образования и воспитания учащихся;
• разработки современных методов, приемов и средств формирования исторических представлений учащихся старших классов;
• выявления и обоснования роли исторических представлений в процессе обучения учащихся;
• создание оригинальной системы наглядных пособий, демонстрирующих приемы реализации условий по формированию исторических представлений у учащихся старших классов с помощью зрительных образов.
7. В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие эадачси исследования:
• изучить сущность и значение условий формирования представлений в системе исторического образования и воспитания учащихся 8 — 11 классов общеобразовательной школы;
• изучить и выявить психолого — педагогические предпосылки повышения эффективности формирования исторических представлений в современной школе;
• научно обосновать педагогические условия формирования исторических представлений в процессе обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы;
• экспериментально проверить разработанную методику реализации формирования исторических представлений в учебном процессе;
• создать оригинальную систему наглядных пособий, демонстрирующих приемы реализации условий по формированию исторических представлений у учащихся старших классов с помощью зрительных образов.
8. Теоретической основой исследования являются научные исследования психологов и педагогов в области педагогической психологии и дидактики (В.В. Давыдов, В. А. Крутецкий, H.A. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько, И. И. Тихонов и др.), а также современные исследования в области методики преподавания истории, труды по философии, искусствознанию.
9. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• метод теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта по проблеме формирования исторических представлений в процессе обучения в общеобразовательной школе;
• анализ действующих учебных пособий и программ по истории в общеобразовательной школе, кружков, факультативов по отечественной истории;
• изучение и обобщение передового опыта по формированию исторических представлений на уроках истории в средней общеобразовательной школе;
• анкетирование, интервьюирование, беседы со школьниками, учителями истории с целью определения места и роли исторических представлений в учебном процессе;
• педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольные этапы), который включал методы, способствующие формированию исторических представлений и повышению интереса в изучении отечественной истории учащихся 8−11 классов общеобразовательной школы.
Исследование проводилось на базе средних школ № 1004 и № 562 г. Москвы.
В 8 — 11 экспериментальных классах общеобразовательной школы обучение отечественной истории проводилось по разработанной экспериментальной системе формирования исторических представлений.
В контрольных классах обучение отечественной истории велось традиционно. Это позволило выявить и сравнить влияние формирования исторических представлений на знания учащихся, работающих по эксперименту, и учащихся контрольных классов. На этой основе установить уровни формирования исторических представлений и проявления интереса детей к отечественной истории обеих групп школьников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1988 — 1999 гг.
1. Подготовительный этап (1988 — 1993 гг.) состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе педагогической практики по формированию исторических представлений на уроках истории в общеобразовательной школе, в определении цели и задач педагогического эксперимента, разработке ее методики. К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его рабочая гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментальной работы.
2. Основной этап (1993 -1997 гг.) Осуществлялся констатирующий эксперимент. Был организован и проведен формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной нами системы формирования исторических представлений учащихся 8−11 классов общеобразовательной школы.
3. Заключительный этап (1997 — 1999 гг.) посвящен обработке результатов экспериментальной работы и уточнению полученных выводов.
10. Научная новизна, теоретическая и практическая ценность заключается в следующем:
• найдены и обоснованы педагогические условия формирования исторических представлений, способствующих повышению эффективности обучения истории в общеобразовательной школе;
• изучены и выявлены психолого — педагогические предпосылки повышения эффективности формирования исторических представлений в современной школе;
• раскрыты научно-теоретические основы формирования исторических представлений учащихся старших классов в современной школе;
• дан анализ сущности и значения формирования исторических представлений в процессе преподавания истории в общеобразовательной школе;
• разработаны и экспериментально проверены методические приемы и средства реализации педагогических условий формирования исторических представлений в общеобразовательной школе;
• выявлено влияние исторических представлений на формирование познавательного интереса учащихся в изучении отечественной истории.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытнопедагогической и экспериментальной работы разработаны и экспериментально проверены методы, приемы и содержание реализации условий формирования исторических представлений, способствующих повышению эффективности обучения истории учащихся 8 — 11 классов общеобразовательной школы. Разработана система оригинальных наглядных пособий, опорных схем и таблиц для использования на уроках истории с целью формирования исторических представлений у учащихся старших классов с помощью зрительных образов.
Изучен и обобщен опыт ученых, передовых учителей в области преподавания истории. Результаты исследования могут служить основой для перехода учителей — практиков от отдельных способов и приемов формирования исторических представлений к научно обоснованной системе организации и осуществления.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ для общеобразовательных школ, кружков, факультативных занятий, при написании учебных пособий.
10. Апробация и внедрение.
Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на семинарах учителей истории Западного округа и микрорайона Солнцево, на семинарах для слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при.
Московском педагогическом государственном университете. Неоднократно заслушивались доклады по данной тематике на педсоветах школ № 562, № 1007, № 1004.
Основные результаты исследования внедрены в практику работы учителей истории общеобразовательных школ в виде дидактического материала и методических рекомендаций по формированию исторических представлений учащихся 8 — 11 классов общеобразовательной школы.
Все это вылилось в научный эксперимент по теме: «Педагогические условия формирования исторических представлений учащихся 8−11 классов в современной школе» .
1. Ионов И. Н. Российская цивилизация. 1. — начало XX века. М.: Просвещение, 1995.
2. Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и Смутное время // Преподавание истории в школе. 1993. № 2.
3. Кишенкова О. В. Короткова М.В. История для любознательных. 2 часть, М.: Дрофа, 1996.
4. Ключевский В. О. Курс русской истории // М.: Мысль. 1988. Т.Н.
5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 19 64.
6. Соловьев С. М. Соч. Кн.IV. М. гМысль, 1989.
7. Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Д., 1985.
8. Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986.
9. Династический кризис конца XVI века, «ц 2. Борис Годунов «несчастен на царстве» .
10. Основные события Смутного времени.
11. Избрание «природного царя». Конец Смуты.
12. Причины и следствия Смутного времени.
13. Вотчинно династический взгляд на государство. (Основная причина Смуты).На Московское государство и московский государь и народ смотрели, как на вотчинукняжеской династии.(Фамильная собственность Калитина племени).
14. Выборный царь не «природный» царь.
15. Столкновение интересов всех слоев общества. Палицын: «.рабы хотели стать господами, люди невольные перескакивали к свободе, рядовой военный принимался боярствовать, люди сильныеразумом ставились ни во что, в прах вменяемы бываху». Последствия:
16. Власть Романовых была не наследственной, а данной народом. Но слабость осознания сословных прав в народе привело к развитию не сословной монархии, а абсолютной деспотической формы власти.
17. Переход от ориентации на Восток к ориентации на Запад.
18. Необходимость реформирования армии и развития экономики, (поражения русской армии в годы Смуты от армий европейских стран Польши и Швеции).