Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ценности как основа социализации и воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратимся к исследованию понятия «ценность». Как мы видели, ценности лежат в основе воспитательных идеалов определенного социума, а значит, они определяют жизненный путь в настоящем и планы на будущее конкретного человека или группы людей. Н. Д. Никандров полагает, что, как правило, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям. Они в широком социальном и более конкретном образовательном… Читать ещё >

Ценности как основа социализации и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценности понимаются как личностные либо социальные значимости, смыслы, идеалы, определяющие нормы человеческого существования. Ценности — специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества. Ценности — это мыслеформы общественного сознания, которые не только называют и описывают сущности, но и дают им оценку. Общечеловеческие ценности — те ценности, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, религий, эпох. Они складываются постепенно. Наряду с общечеловеческими ценностями существуют и специфические ценности отдельных культур, идеологий, этносов, времен.

Обратимся к исследованию понятия «ценность». Как мы видели, ценности лежат в основе воспитательных идеалов определенного социума, а значит, они определяют жизненный путь в настоящем и планы на будущее конкретного человека или группы людей. Н. Д. Никандров полагает, что, как правило, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям. Они в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа, провозглашено различными способами как норма. Меняются ценности — меняются цели воспитания. Причем возможны ситуации, когда общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила этот факт изменением в целях воспитания. Очевидно, что такое запаздывание негативно отразится на результатах и процессе образования.

Производным понятия «ценность» является ценностная ориентация, которая рассматривается в качестве присвоенной личностью ценности, свободного ценностного выбора в жизненных обстоятельствах.

Определим ценности, характерные для современного общества.

Современные нам общечеловеческие ценности — это, в основном, общеевропейские ценности.

Ценности как основа социализации и воспитания отражены в ряде документов, среди которых важнейшими являются следующие.

Всеобщая декларация прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., начинается так: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», подчеркивая тем самым особо ценности Свободы и Равенства. В Декларации назван еще ряд ценностей, среди которых демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации.

Другой важный международный документ — Конвенция о правах ребенка (1989) — утверждает право ребенка на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Ценностью, согласно Декларации, таким образом, является Детство и Материнство.

С гуманистических позиций современной педагогики высшую ценность представляет собой сам человек.

Доминирующее положение в системе ценностей современного социума занимают общечеловеческие ценности: истина, добро, красота.

Ценности христианства прописаны (изложены и прокомментированы) в Библии, в Старом и Новом Завете и в других катехизисах. Священные книги религий — ислама, иудаизма и других — также содержат систематизированные ценности, которых должен придерживаться человек той или иной религии. Заметим, что при внимательном их изучении становится ясно, что религиозные ценности различных конфессий, во-первых, очень близки, во-вторых, ориентируют в этом вопросе не только верующего.

Существуют и корпоративные ценности. Наиболее известным примером в этом контексте является известная клятва Гиппократа, которую произносили врачи многих поколений. В последние годы учащиеся некоторых российских вузов при посвящении в студенты тоже дают клятву, содержащую определенную систему профессиональных ценностей. Некоторые корпорации и фирмы разрабатывают свои кодексы чести.

Подведем итог. Организуя систему образования на аксиологической основе, имеет смысл выделить и инструментально обустроить не слишком большое количество ценностей, которые носят универсальный для человечества характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой