Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наметившаяся в инстйтутах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогами задачу переосмысления системы «ребенок — взрослый», наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность всей человеческой жизни, в том числе старости как периода мудрости, накопления положительного нравственного опыта — сегодняшняя задача педагогов. Однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Теоретические основы воспитания у старших дошкольников ценностного отношения к старости
    • 1. 1. Ценностное отношение как психолого-педагогическая категория
    • 1. 2. Эволюционный подход к возрастной стратификации
    • 1. 3. Проблема отношений детей дошкольного возраста и взрослых в педагогических исследованиях
  • ГЛАВА 2. Состояние работы по воспитанию ценностного отношения к старости в практике дошкольных учреждений
    • 2. 1. Анализ программно-методических документов
    • 2. 2. Представление педагогов и родителей о пожилом и старом человеке
    • 2. 3. Характеристика сформированности ценностного отношения к людям пожилого возраста, старости
  • ГЛАВА 3. Формирование ценностного отношения к старости у дошкольников
    • 3. 1. Организация информационно-познавательной деятельности по воспитанию ценностного отношения к пожилым людям и старости в дошкольном учреждении
    • 3. 2. Проявление эмоционально-мотивационного компонента в поведенческой деятельности детей
    • 3. 3. Диагностика эффективности экспериментальной работы

Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время очевиден всплеск интереса научной и общественной жизни в стране и за рубежом к многочисленным и разнообразным проблемам позднего периода жизни. В резолюции от 16 октября 1992 года Генеральная Ассамблея ООН постановила провести 1999 год под девизом «Международный год пожилых людей» в качестве «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни — не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии».

В нашей стране в этом направлении делается немало: принята государственная программа «Старшее поколение», создаются различные ге-ронтологические центры («Сострадание» и пр.), издаются журналы, проводятся многочисленные конференции. Повышенное внимание к проблеме старости и старения объясняется, в частности, значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения экономически развитых стран, которая в какой-то мере требует отказа от представлений о старости как периоде инволюции. Этнопедагог Г. Н. Волков пишет: «.В наше время хорошо бы всем помнить о „золотой формуле этнопедагогики“: без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа. В этой формуле из семи пять элементов основываются на роли пожилых людей» [35, с. 198]. Проблема ценности старости, ее идеала становится на настоящий момент существенным элементом психологического климата общества, создающего комфорт или дискомфорт пожилых людей.

Однако государственные программы не решат всех проблем конкретного, отдельно взятого пожилого человека, старика. Высокий статус пожилых людей в обществе должно обеспечить, в первую очередь, ценностное к ним отношение со стороны близких людей.

Такое отношение не может возникнуть стихийно, поэтому важно, чтобы в общественном и семейном воспитании привитие детям понимания и почитания старших занимало бы достойное место. О необходимости воспитания отношения к старости как к самоценному этапу жизни человека говорится в работах Т. А. Молчанова, А. Т. Шадура, И. В. Шаповаленко, А. В. Толстых и пр. B.C. Мухина. Т. Д. Марцинковская, М. С. Нирманова и др. не раз подчеркивали важность проведения воспитательной, образовательной и даже разъяснительной работы по этому направлению среди школьников, учащейся молодежи, людей зрелого возраста, а также самих пенсионеров.

Тем не менее, в этих и многих других исследованиях социологов, психологов, педагогов упускается из внимания тот факт, что база ценностного отношения к старости должна формироваться на самых ранних этапах развития личности — в дошкольном детстве — периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Являясь частью огромной системы «ребенок — взрослый», отношение к людям пожилого возраста выступает также первоосновой всех видов отношений ребенка к действительности, изначальным условием и основой самого человеческого существования и путей развития ребенка (JI.B. Запорожец [1970], Л. С. Выготский [1972], Д. Б. Эльконин [1960] и др.).

Понимая структуру и детерминированность взаимной связи системообразующих элементов в любой в любой системе, при рассмотрении взаимодействий в системе «ребенок — взрослый», мы будем иметь в виду односторонне направленную субъект-объектную связь, характеризующую только отношение ребенка к взрослому. Отношения, складывающиеся со взрослыми, влияют на формирование у дошкольника нравственных качеств и привычек поведения, создают предпосылки успешного эмоционального и умственного развития ребенка (А.И. Леонтьев [1971], Т. А. Репина [1990], Л. П. Стрелкова [1987], С. А. Улитко [1995], A.M. Фонарев [1977] и др.).

Кроме того, в отношениях с пожилыми реализуется важная для ребенка потребность во взаимопонимании и сопереживании (М.И. Лисина [1986], Ш. А. Амонашвили [1986], Д. В. Менджерицкая [1964]), стремление сделать чтолибо полезное для близких (Я.З. Неверович [1987]), развивается умение оценивать эмоциональное состояние взрослого и корректировать свое поведение (Н.Ф. Виноградова [1986]).

Наметившаяся в инстйтутах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогами задачу переосмысления системы «ребенок — взрослый», наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность всей человеческой жизни, в том числе старости как периода мудрости, накопления положительного нравственного опыта — сегодняшняя задача педагогов. Однако тоталитарная направленность советской педагогики, рассмотрение личности не как важнейшей ценности, а как «колесика и винтика общественного механизма», привело к неразработанности проблемы ценностного отношения к личности в отечественной педагогике. Отсюда появляется противоречие между необходимостью воспитания у дошкольников ценностного отношения к людям пожилого возраста, старости, и отсутствием системы методов и приемов его воспитания. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать процесс воспитания ценностного отношения к старости наиболее эффективным, отвечающим потребностям общества. Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста».

В исследование введено ограничение: мы рассматриваем проблему воспитания ценностного отношения к старости у детей старшего дошкольного возраста. Это определяется тем, что в этот период жизни ребенка возникает внеситуативно-личностное общение, определяющее развитие отношение детей к взрослым. Предметом обсуждения при таком общении является человек (М.И. Лисина [1974]). Кроме того, в этом возрасте мотивация отношений дошкольника к другим людям становится более полной, глубокойдети подвергают анализу личностные качества взрослых людей (JI.A. Венгер [1970], Я. Л. Коломинский [1976]).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, пути и методы воспитания у дошкольников ценностного отношения к старости.

Объект исследования: ценностное отношение к старости.

Предмет исследования: процесс воспитания ценностного отношения к старости.

Гипотеза исследования: воспитание у дошкольников ценностного отношения к старости будет эффективным, если: ценностное отношение к старости рассматривается как односторонняя связь, включающая представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления и передачи опыта и мудрости), о значимости пожилых людей (персонифицированных носителях нравственного опыта), сопровождающаяся позитивными поступками и эмоциональными переживаниямиесли под основными стратегическими компонентами ценностного отношения понимаются: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенчес-ко-деятельностныйесли определен и учитывается алгоритм воспитания ценностного отношения, структура которого представлена следующим образом: ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему — обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных компонентов ценностного отношения — проецирование накопленного личного опыта на объект отношений (пожилого и старого человека) — если пути воспитания ценностного отношения проходят с учетом уровневой приближенности материала к ребенку — от воспитания ценностного отношения к близким ребенку пожилым людям к воспитанию такого отношения к пожилым людям, старости вообще.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать содержание понятия «ценностное отношение к старости».

3. Определить критерии сформированности ценностного отношения к старости у дошкольников.

4. Разработать алгоритм, определить пути и систему педагогических методов и приемов воспитания у дошкольников ценностного отношения к старости.

Для достижения поставленных в исследовании целей и задач мы применяли методы исследования: теоретический анализ литературыпедагогический эксперимент, эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности, документов) — опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед).

Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович [1968], Л. С. Выготский [1960], А. Н. Леонтьев [1959]), философские, психологические и педагогические теории отношений (О.Г. Дробницкий [1966], А. Г. Здравомыслов [1986], В. Н. Мясищев [1960], А. А. Бодалев [1996], КФ. Харламов [1990], Л. В. Занков [1968]), теоретические концепции ценностей (Л.С. Выготский [1972], С. Л. Рубинштейн [1970], О. Г. Дробницкий [1966]), системный подход (Е.П.Голубков, И.В.Блауборг).

Исследование осуществлялось по следующим этапам:

— первый этап (1995 — 1996 г. г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, геронтологической, исторической, культурологической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи работы, проведен констатирующий эксперимент;

— второй этап (1996;1997 г. г.) характеризовался проведением опытно-экспериментальной работы, разработкой и корректировкой ее содержания;

— третий этап (1997 — 1998 г. г.) включал проверку выводов и осмысление результатов исследования, его обобщение и описание.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые исследуется проблема ценностного отношения к старости, людям пожилого возраста;

— определен алгоритм воспитания ценностного отношения к старости, представляющий собой совокупность последовательных действий: ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему — обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных стратегических компонентов ценностного отношения — проецирование накопленного ребенком опыта на объект отношений (пожилого и старого человека);

— разработаны критерии сформированное&tradeценностного отношения к старости: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный. поведенческо-деятельностныйразработаны критериальные показатели: полнота представлений о том, что главная ценность пожилого человека в накопленном им жизненном опыте, степень готовности ребенка оценивать и перенимать этот опыт, сформированного" таких эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию пожилым как в реальной, так и в вербальной ситуации, наличие положительно окрашенных эмоций при общении с пожилым человеком, устойчивость интереса к его личности, готовность ребенка проявлять по отношению к пожилым позитивные действия как в реальной, так и в вербальной ситуацииактивность в решении проблемных ситуаций, проведении эвристических бесед и других заданий, предложенных экспериментатором.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— ценностное отношение к старости определено как односторонне направленная субъект-объектная устойчивая связь, процесс и результат осмысления старости как положительно значимого этапа в жизни человека;

— определение ценностного отношения конкретизировано применительно к дошкольнику как односторонне направленная связь, включающая представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления жизненного опыта), о значимости пожилых людей персонифицированных носителях опыта и мудрости), сопровождающаяся позитивными поступками и эмоциональными переживаниями;

— выделены основные стратегические компоненты ценностного отношения: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенческо-деятельностный.

Практическая значимость исследования состоит в разработке путей и методов, направленных на реализацию задач воспитания ценностного отношения к старости, которые могут быть использованы в работе дошкольных учрежденийрезультаты исследования могут быть рекомендованы родителям, включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольной педагогики в педагогических вузах, колледжах, училищах, а также на курсах повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений. Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольного учреждения № 33 г. Шадринска.

Апробация работы. Основные теоретические и методические положения исследования и выводы сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске: «Актуальные вопросы практической психологии» (май 1996 г.), «Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе» (май 1998), на заседаниях кафедр дошкольной педагогики Шадринского государственного педагогического института, по материалам исследования проведен спецсеминар со студентами очного отделения факультетов дошкольной педагогики и психологии института.

На защиту выносятся следующие положения:

— ценностное отношение дошкольников к старости представляет собой односторонне направленную связь, включающую представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления и передачи жизненного опыта и мудрости), о значимости пожилых людей (персонифицированных носителей опыта), сопровождающуюся позитивными поступками и переживаниями;

— основными стратегическими компонентами ценностного отношения являются информационно-содержательный, эмоционально-мотивацион-ный, поведенческо-деятельностный;

— алгоритм воспитания ценностного отношения представляет собой ряд последовательных действий:-ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему — обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных стратегических компонентов ценностного отношения.

— проецирование накопленного ребенком опыта на объект отношений (пожилого и старого человека);

— критериями сформированности ценностного отношения являются: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенческо-деятельностныйосновными критериальными показателями при этом станут: полнота представлений о том, что главная ценность пожилого человека.

— в накопленном им опыте, передаче его молодому поколениюстепень готовности ребенка оценивать и перенимать этот опытсформированность эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию пожилым как в реальной, так и в вербальной ситуации, наличие положительно окрашенных эмоций при общении с пожилым человеком, устойчивость интереса к его личности, готовность ребенка проявлять по отношению к пожилым людям позитивные действия как в реальной, так и в вербальной ситуацииактивность в решении проблемных ситуаций, проведении эвристических бесед и других заданий, предложенных экспериментатором.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента.

Основное содержание диссертации отражено в & публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключительной части исследования сформулированы выводы:

1. В ходе исследования было выявлено состояние проблемы в педагогической науке и практике, показана необходимость теоретического переосмысления данной проблемы.

2. Разработано рабочее содержание понятия «ценностное отношение к старости у дошкольников» как односторонне направленная связь, включающая представления ребенка о старости, как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления и передачи опыта и мудрости), о значимости пожилых людей (персонифицированных носителях нравственного опыта), сопровождающаяся позитивными поступками и эмоциональными переживаниямивыделены его основные компоненты: информационно-содержательный (включающий в себя знания о том, что пожилые люди обладают мудростью и опытом, появившимися в результате прожитой долгой жизнипредставления о том, как и зачем пожилые люди передают свои знания молодому поколению, выраженные в конкретных суждениях) — эмоцишально-мотжационный (включающий в себя положительные эмоции и чувства к пожилому человеку, радостные переживания от общения с пожилыми людьмиумение различать эмоциональное состояние пожилого человека и адекватно на него реагироватьпроявлять сочувствие, сопереживание пожилому человеку) — поведенческо-деятельностный (включающий поступки, действия, направленные на оказание помощи пожилому человеку, проявление заботы о немжелание сделать что-либо приятное для своих близкихстремление руководствоваться в своем поведении советом старшего, наличие положительной реакции на него).

3. На основе анализа рабочего определения ценностного отношения выделены критерии его сформированности и критериальные показатели: полнота представлений о том, что главная ценность пожилого человека в накопленном им жизненном опыте, степень готовности ребенка оценивать и перенимать этот опыт, сформированность таких эмоциональных проявлений, как способность к сочувствию, сопереживанию пожилым как в реальной, так и в вербальной ситуации, наличие положительно окрашенных эмоций при общении с пожилым человеком, устойчивость интереса к его личности, готовность ребенка проявлять по отношению к пожилым позитивные действия как в реальной, так и в вербальной ситуацииактивность в решении проблемных ситуаций, проведении эвристических бесед и других заданий, предложенных экспериментатором.

4. Разработаны: алгоритм воспитания ценностного отношения к старости, структура которого представлена следующим образом: ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему — обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных стратегических компонентов ценностного отношения — проецирование накопленного ребенком опыта на объект отношений (пожилого и старого человека) — путь воспитания ценностного отношения проходящий с учетом уровневой приближенности материала к ребенку — от воспитания ценностного отношения к близким ребенку пожилым людям к воспитанию такого отношения к пожилым людям, старости вообщеопределена система педагогических методов и приемов воспитания ценностного отношения, состоящая из методов, направленных на формирование информационно-содержательного компонентов, развитие эмоционально-мотивационного и поведенческо-деятельностного компонентов ценностного отношения (включающие проведение эвристических бесед, создание проблемных ситуаций, использование схем и пиктограмм, игровых упражнений и пр.), ориентированных на личность каждого ребенка.

5. Использование комплекса методов, направленного на развитие ценностного отношения к старости, показ ценности всей человеческой жизни, опора на сложившиеся семейные отношения, привлечение к процессу воспитания ценностного отношения родителей детей помогает установлению преемственности между поколениями семьи, предупреждает передозировку информации о старшем поколении, не умаляет значимость отношений ребенка с родителями.

Изучение проблемы ценностного отношения дошкольников к старости, людям пожилого возраста показало, что дальнейшего рассмотрения и исследования заслуживают специфика воспитания ценностного отношения ребенка к другим жизненным этапам, разработка научно-практических аспектов формирования ценностного отношения к старости в других общественных институтах воспитания детей и подростков (школе, учреждениях средне-специального и высшего звена).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. Р. Шорохова. — М.: Наука, 1987.-С. 137- 145.
  2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1986. -176 с.
  3. Т.А. Кое-что о дедушках (Искусство быть дедом). М.: Знание, 1990.-191 с.
  4. В. Социальная геронтология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на Дону: Феникс, 1997. — 576 с.
  5. Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.-С. 152−172.
  6. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т., т. 2. М., 1980.
  7. .Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. -1965.-№ 1.-С. 24−36.
  8. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1965. — 20 с.
  9. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: знание, 1978. 64 с.
  10. Р.А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения (На материале музыкальной подготовки учителей начальных классов): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.-20 с.
  11. Ашофф К.-А. Л. Современные проблемы патологии. М.-Л., 1932.
  12. Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1973. — 23 с.
  13. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возрастаинтереса к русской семейной традиционной культуре. Дисс.. канд. пед наук. М., 1996.-160 с.
  14. Л. Бабушка обиделась. //Очаг. 1991. — № 2. — С. 20−22.
  15. И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания //Новые исследования в психологии. -1982. № 2. — С. 38−42.
  16. Д.Д. Воспитание уважения к старшим в условиях семьи и детского сада: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  17. Е.Г. Некоторые проблемы развития советской семьи. Орел. -1971.-19 с.
  18. В.Г. О детских книгах // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш. И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. -527 е., С. 130−131.
  19. А.С. Знаете ли Вы своего ребенка? М.: Знание, 1986. — 76 с.
  20. В. Мир семьи / Избранные произведения, т. 3. М., 1984. — С. 99 137.
  21. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
  22. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.
  23. П.П. Психология желаний // Вопросы психологии. 1965. — № 5.-С. 36−42.
  24. Л.А. Молодость в старости: «Секреты» деятельного долголетия. М.: Московский рабочий, 1984. — 126 с.
  25. А.А. Избранные труды, т. 1. 1956.
  26. А.А. Об управлении развитием отношений // Актуальные вопросы практической психологии. Материалы научно-практической конференции. Шадринск, 1996. — С. 3−6.
  27. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 119 с.
  28. Н.И. Методика воспитательной работы. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  29. Н.И. Нравственное воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1955.-62 с.
  30. Г. М. Влияние межличностных контактов в семье на формирование личности ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М., 1979. — С. 182−192.
  31. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412с.
  32. А., Спиваковская А. Бабушки и внуки: Проблема отношений в семье // Семья и школа. 1983. — № 1. — С. 23−25.
  33. О.Е. Формирование у младших школьников ценностное отношение к природе средствами якутских народных традиций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1996. — 23 с.
  34. Т.А. Формирование дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни: Автореф. дисс. канд. пед наук. М., 1975. — 23 с.
  35. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 378 с.
  36. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 86 с.
  37. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада // JI.B. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  38. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. -519 с.
  39. JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
  40. С.А. Нравственное воспитание дошкольников: Воспитание справедливого отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.
  41. Методическое пособие для воспитателей детских садов. Ташкент, 1985. -47 с.
  42. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 43 с.
  43. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете ленинской теории познания // Вопросы философии. 1963. — № 3. — С. 38−75.
  44. В. Воспитание чувства милосердия у дошкольников //Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С. 10−12.
  45. Л.Г. Роль семьи в формировании положительного отношения у старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. Могилев, 1985. — С. 228−289.
  46. А.И. Разговоры с детьми // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш. И. Ганелина. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1974. — 527 с. — С. 147−151.
  47. Г. А. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2−4 года) в процессе воспитания и обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. — 24 с.
  48. Д. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание. -1988.-№ 5.-С. 51−54.
  49. Н.К. Методология и методика педагогики как науки. М.: Знание, 1968.-75 с.
  50. Гомер. Илиада. М.: Московский рабочий, 1981. — 448 с. — С. 5.
  51. Ю.Д. Социальное познание и оценка // Творчество и социальное познание / Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М., 1982. -С. 122.
  52. В.В. Категория ценности: Философский и лингво-семантиче-ский анализ. С.-Пб., 1993. — 131 с.
  53. Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми младшего дошкольного возраста. Дисс.. канд.53,54
Заполнить форму текущей работой