Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология управления воспитательной работой в вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитательной работы в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты… Читать ещё >

Технология управления воспитательной работой в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитательная работа в военно-учебном заведении организуется и проводится под руководством начальника вуза в соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС РФ, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ.

Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника вуза по воспитательной работе и отдел (отделение) воспитательной работы.

Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы в вузе включает:

  • — уяснение и оценку исходных данных, изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими начальниками, анализ состояния боевой готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, состояния правопорядка и воинской дисциплины, оценку условий организации воспитательной работы, анализ состояния и возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;
  • — выработку замысла и принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание воинской дисциплины в вузе, подразделении, т. е. определение, какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания воинской дисциплины;
  • — порядок доведения до подчиненных задач, подготовки мероприятий воспитательной работы, а также их всестороннего организационного и материального обеспечения, организация методической подготовки офицеров, прапорщиков (мичманов) по вопросам воспитания и профилактики правонарушений);
  • — планирование мероприятий воспитательной работы (в документах по планированию боевой и мобилизационной готовности, в комплексном плане мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы, в планирующих документах нолевых выходов, караульной и гарнизонной служб, согласование и утверждение разработанных документов);
  • — всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы;
  • — подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и воинской дисциплины, постановка задач на устранение недостатков.

Отдел (отделение) воспитательной работы несет ответственность за качество и своевременность планирования, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы в вузе, но всем ее видам и направлениям.

Учебный отдел совместно с отделом (отделением) воспитательной работы обеспечивает единство планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Подразделения курсантов (слушателей) являются центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися. В них осуществляются:

  • — реализация основных мероприятий комплексного (перспективного) плана воспитательной работы;
  • — проведение индивидуально-воспитательной работы с курсантами (слушателями);
  • — подготовка и проведение воспитательных мероприятий, в которых курсанты (слушатели) выступают в роли организаторов;
  • — совершенствование материально-технической базы воспитательной работы;
  • — взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) воспитательной работы, кафедрами, группой профессионального психологического отбора вуза.

В воспитательной работе с курсантами (слушателями) участвуют все кафедры вуза. Они отвечают за обеспечение максимальной реализации воспитательных возможностей всех видов учебных занятий с учетом специфики преподаваемых дисциплин и участвуют в проведении воспитательных мероприятий во внеучебное время. Воспитательная деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с руководством факультетов, начальниками курсов, курсовыми офицерами.

Преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего, личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

Группа профессионально-психологического отбора осуществляет психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитательной работы по следующим направлениям:

  • — изучение особенностей психики и поведения обучаемых;
  • — анализ состояния динамики развития взаимоотношений в коллективе курсантов (слушателей);
  • — оказание индивидуальной нсихолого-недагогической помощи курсантам (слушателям) в самосовершенствовании;
  • — анализ военно-профессионального становления выпускников в войсках и на флотах, подготовка на основе полученной информации рекомендаций по внесению корректив в воспитательную работу (рис. 13.3).
Направления психолого-педагогического сопровождения процесса воспитательной работы.

Рис. 13.3. Направления психолого-педагогического сопровождения процесса воспитательной работы

Одним из существенных условий успеха в работе начальников (командиров) и преподавательского состава является анализ воспитательной работы в подразделениях. Это не только оценка действий подчиненных, но и определение перспективы совершенствования и мобилизации их на новые достижения. Проводимый начальником (командиром) всесторонний анализ деятельности подчиненных, факультета, курса, учебной группы, постановка очередных задач, организация соответствующей воспитательной работы, но их решению мобилизуют и активизируют весь личный состав на достижение новых успехов, преодоление возникающих трудностей, ошибок и недостатков в ходе учебно-воспитательного процесса.

Анализ воспитательной работы проводится путем сравнения требуемых законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами ВС РФ, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, другими руководящими документами качеств военнослужащих и воинских коллективов и реально сформированных качеств, проявляющихся в личном поведении каждого военнослужащего, морально-психологическом состоянии коллективов подразделений, практических результатов выполнения поставленных задач.

Подведение итогов предполагает глубокий анализ жизни и учебы в воинских коллективах и каждого курсанта (слушателя) в отдельности по ряду направлений. При этом начальниками (командирами), профессорско-преподавательским составом учитывается:

  • — уровень усвоения учебной программы;
  • — повышение теоретического и культурно-эстетического уровня, участия в военно-научной, общественной и спортивной работе;
  • — состояние воинской дисциплины, поведение, внешний вид и строевая подтянутость;
  • — соблюдение морально-этических норм, сплоченность, товарищеская взаимопомощь, реализация исторических начинаний и др.;
  • — выполнение распорядка дня, правильность несения караульной и внутренней служб;
  • — воспитательное воздействие состязательности в ходе учебных занятий;
  • — определение мест учебным отделениям, группам, курсам;
  • — обеспечение гласности и популяризация передового опыта отличников учебы и службы;
  • — моральное стимулирование (как в форме морального поощрения, так и осуждения);
  • — постановка задач на следующий период.

Анализ процесса подготовки курсантов (слушателей), выполнение задач учебно-воспитательного процесса, оценка деятельности подразделений и отдельных подчиненных учат их извлекать уроки из своих поступков, глубже понимать значение решимости, смелости, целеустремленности, взаимодействия, владения собой, творчества.

Подведение итогов на факультетах, кафедрах и в подразделениях не только служит средством исправления допущенных недостатков и последовательного проведения в жизнь намеченных мер, но и вносит организованность, целеустремленность и четкость в деятельность по руководству подразделением, способствует сохранению в педагогической практике преподавателей, начальников (командиров) всего нового, прогрессивного новаторского и творческого. Помимо этого, оно помогает анализировать результаты этой деятельности, позволяет ее объективно оценить и наметить пути дальнейшего совершенствования.

Результаты воспитательной работгя в вузе определяются на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у курсантов (слушателей) качеств личности, необходимых защитнику Отечества и военному профессионалу, повышение качества образовательного процесса, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и здорового морально-психологического состояния личного состава.

Эффективность воспитательной работы достигается:

  • — поддержанием в вузе образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка;
  • — высокой степенью организации службы войск;
  • — созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов (слушателей);
  • — всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся;
  • — сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений.

При оценке эффективности воспитания курсантов (слушателей) военноучебного заведения учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц вуза и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Основными критериями эффективности воспитательной работы

выступают следующие.

  • 1. Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания: умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.
  • 2. Степень развития личностных качеств воспитателя: наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.
  • 3. Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия учебных занятии, правильной организации повседневной деятельности вуза.
  • 4. Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности: знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до поступления в вуз и во время учебы, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
  • 5. Степень развития коллективистских начал в подразделениях курсантов (слушателей): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль за выполнением общественных заданий и поручений и др.
  • 6. Степень сплочения подразделений курсантов (слушателей): отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированное™ общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое место военнослужащего в коллективе.
  • 7. Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитательной работы в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и др.
  • 8. Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитательной работы: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и др.
  • 9. Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитательной работы; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.
  • 10. Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание; способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие начальников (командиров), должностных лиц вуза всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.

Таким образом, воспитательная работа в вузах организуется и проводится различными категориями должностных лиц и направлена на повышение эффективности воспитания курсантов (слушателей) вуза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой