ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

БистСма ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания профСссионала

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈ классификации ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ опрСдСлСниями понятия «ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄». НапримСр, Ссли Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΊΠ°ΠΊ способ достиТСния Ρ†Π΅Π»ΠΈ (И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€), Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ соотвСтствСнно Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄. Если ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚игаСтся, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ Π½Π΅Ρ‚ оснований. Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ опрСдСлСния, ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БистСма ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания профСссионала (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Вопрос ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… воспитания Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… дискуссионных, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ приходят ΠΊ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ичности сущСствования самой ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ «ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ воспитания». Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‚ эту ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ количСство ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ руководством ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ для ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ². НСльзя Π½Π΅ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ классификациях ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания. НапримСр, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π° Ρ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ сознания, ΠΈ Ρ‚Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ повСдСния, Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚носится с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ психологии, ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ Сдинства сознания ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ студСнты, подчСркивая ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ формирования сознания ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ срСдствами, ΠΊΠ°ΠΊ прСдписываСтся Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ…, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ сознания.

ΠŸΡ€ΠΈ классификации ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ опрСдСлСниями понятия «ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄». НапримСр, Ссли Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΊΠ°ΠΊ способ достиТСния Ρ†Π΅Π»ΠΈ (И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€), Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ соотвСтствСнно Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄. Если ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚игаСтся, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ Π½Π΅Ρ‚ оснований. Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ опрСдСлСния, ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основной ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ воспитания, скорСС всСго, ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ — ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Волько Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅; ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° это ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΡƒ, Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ воспитания. Иногда говорят Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΠΎ Π²Π½ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅, Π½ΠΎ Π²Π½ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎ Π³ΠΈΠΏΠ½ΠΎΠ·Ρƒ, дСйствуСт Π΄ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… Π½ΠΎΡ€, ΠΏΠΎΠΊΠ° Π΅Π³ΠΎ осущСствляСт Π½Π΅ΠΊΠΈΠΉ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚: закончился сСанс Π³ΠΈΠΏΠ½ΠΎΠ·Π°, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ дСйствиС Π²Π½ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ сСбя ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ слСдуСт Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ процСсс (я ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π°ΡŽ) ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ (я ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ…), происходит ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (присвоСниС) Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ качСства ΠΈ Π΅Π³ΠΎ экстСриоризация (ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… структур психики Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹).

ΠŸΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… классификаций ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΌ Ρ†Π΅Π»ΡŒ выносится Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚СряСтся ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ эффСктивности Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия, вСдь ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΡ‹ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ воспитания Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ стимулированиС, это Π½Π΅ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ достигаСтся Ρ†Π΅Π»ΡŒ воздСйствия. Но Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ воспитания ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ стимулированиСм, Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅, Π° Π΅Π³ΠΎ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠΊΠΎ: ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ словом, Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ руководитСля, воспитатСля, родитСля, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ; ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ интСрСсной ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ убСТдСния Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ систСмС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания дополняСтся Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ упраТнСния ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ. Π£ΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ воспитании ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ нравствСнного повСдСния. ΠŸΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΎΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° являСтся нравствСнным, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ ΠΈΠ· ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ с Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ Π½Π° Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π° ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ»Π΅, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚. Π›Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ нравствСнно ΠΏΡ€ΠΈ зритСлях, свидСтСлях поступка, ΠΈ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½ΠΈΠΊΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΈ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, Π½Π΅ ΡƒΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠ±ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅. ПСдагоги ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡŽΡ‚ воспитуСмых ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ создания ситуаций, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚Π·Ρ‹Π²Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Π΅ΡΡ‚СствСнно Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ситуации для упраТнСния своих ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠ΅Ρ‡Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ использовании ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Π΅Ρ‚ прямых ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ, Π° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ косвСнно, одобряя ΠΈΠ»ΠΈ осуТдая Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ поступки ΠΈΠ»ΠΈ суТдСния. А. Π‘ ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π» это «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия», ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ дСйствиями Π½Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹, приводя Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ поступки, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ³Π΄Π°-Ρ‚ΠΎ.

Π”ΠΎ ΡΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… воспитания вСлся Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… систСмы «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ — воспитуСмый» ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ взаимодСйствии. Однако Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, осущСствляСтся Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы учрСТдСния: ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π²ΡƒΠ·Π°, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ А. М. Π‘ΠΈΠ΄ΠΎΡ€ΠΊΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ[1]. Автор выдСляСт Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ²:

  • 1. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ измСнСния смысла Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ смысла (возмоТности Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΡΠΊΡΠΏΠΎΡ€Ρ‚ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Π½Π΅ΠΉ, появлСниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Ρ‚Π½Π΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²) способствуСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрС. Π’ ΡΡ‚удСнчСских, учСничСских ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ… Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ смысл ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ встрСча с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ добились Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссии высоких Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²; организация ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ…; Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-тСхничСского творчСства ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.
  • 2. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ измСнСния ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. К Π½ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти:
    • — Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… для Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°;
    • — Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ руководитСля (ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°);
    • — ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ создаваСмыС ситуации ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΅ использованиС СстСствСнно Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΡˆΠΈΡ… ситуаций для получСния Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.);
    • — ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ самоанализ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ мСроприятия.
  • 3. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ измСнСния ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы: Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ; прСдставлСний ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ мСстС Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ΅; привнСсСниС Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ общСния Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

РазумССтся, всС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ воспитания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ систСму ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ся Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ взаимосвязанно. Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ условии сочСтания строго ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… воздСйствий Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, находящСгося Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅, Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ каТдая ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ воздСйствия, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ благодаря ассимиляции ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½ΠΎ ΠΈ Π·Π° счСт Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ассимиляции ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΠΏΡ€ΠΈ всСй значимости воздСйствия ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, общСствСнного мнСния Π½Π° ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ слСдуСт ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ прСподаватСля, учитСля, руководитСля, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΌ, Π° Π½Π΅ Π½ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ воспитатСлСм, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ качСства.

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ связи ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ смысл ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π΅ Π›. Π›. Ухтомского, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ «Π΄Π²ΠΎΠΉΠ½ΠΈΠΊ» ΠΈ «ΡΠΎΠ±Π΅ΡΠ΅Π΄Π½ΠΈΠΊ». Наши Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹, Ρ‚. Π΅. Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, качСства, повСдСнчСскиС Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, связаны с Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, нашим восприятиСм Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² Π½Π°Ρ, ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΌΡ‹ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ сСбя Π½Π΅Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅, Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π² Π½Π°Ρ это Π½Π΅Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ присутствуСт. И Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, Ссли ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½Ρ‹ ΠΈ Ρ€ΠΎΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹, Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… надСляСм этими свойствами, подчас Π±Π΅Π·ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ разочарования ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π΅ Π²Π΅Ρ€Ρ‹ Π² Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ «Π±Π΅ΡΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²Π΅Ρ‰ΠΈ ΠΈ Π±Π΅ΡΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ области Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ бытия», Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹ ΡƒΡˆΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ, Π³Π»Π°Π·Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ, Ρ‚. Π΅. Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΡΡ‚ΠΈ сфСры Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ бытия. Ухтомский Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π½Π° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ†ΠΎ, «Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΌΠΎΠ΅, Π½ΠΈΠΊΠ΅ΠΌ Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎΠ΅». Для этого Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ нСусыпноС ΠΈ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅, ΠΈΠ·ΠΎ дня Π² Π΄Π΅Π½ΡŒ, воспитаниС Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Π΄Ρ€Π°Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ внимания ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ. Под «Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ» Ухтомский ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… людСй, Π° Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ всСх, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ встрСчного. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ для учитСля, студСнт для прСподаватСля, сотрудник для руководитСля — Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ встрСчный, Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΆΠ΅ часто Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π° воспитатСля Π½Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ; Π΅Π³ΠΎ восприятиС Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ, Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ воспитуСмый надСляСтся качСствами, мыслями, поступками ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ свойствСнны Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² Π΅Π³ΠΎ сознании. Π”ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдставлСний Π΅Π³ΠΎ участников Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π΅. Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, Ρƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ отсутствуСт Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π° Π½Π° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ†ΠΎ воспитатСля, ΠΎΠ½ ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, прСдставитСля ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ установками, Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ для подраТания. И Π²ΡΠ΅ ΠΆΠ΅ Π² Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ навстрСчу Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ шаги слСдуСт Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ, Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ профСссионалу.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, профСссионализм воспитатСля проявляСтся Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ СТСчасно ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΠΏΠ΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈΠΌ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ воспитуСмых ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ², нравствСнно-психологичСской атмосфСры Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ оцСниваСтся ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ, Π° ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ — Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ. Если происходит Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссионализмС воспитатСля Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Рос. ΠΏΠ΅Π». энцикл.: Π² 2 Ρ‚. Π’. 1. М., 1993. Π‘. 570.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ