Формирование толерантной культуры будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования
Обозначены основные противоречия, сдерживающие развитие толерантной культуры в вузе: между авторитарным характером реально практикуемой в стране педагогики, имиджем преподавателя императивного склада с авторитарным стилем общения и демократическими социальными отношениями, реальное утверждение и развитие которых только и может обеспечить России устойчивый экономический рост и достойное место… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
- 1. 1. Семантика и природа толерантности в контексте проблемы междисциплинарной интеграции гуманитарного знания
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия «толерантность» как теоретическая основа для организации процесса формирования толерантной культуры в учреждении высшего профессионального образования.
1.3. Диалог как универсальный способ формирования толерантности специалиста в процессе его профессионально-личностного становления.
1.4. Взаимообусловленность толерантной культуры и культуры управленческой деятельности будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Системная модель процесса формирования толерантной культуры будущих менеджеров в сфере государственного и муниципального управления.
2.2. Критериальная характеристика и мониторинг эффективности процесса формирования толерантной культуры будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования.
2.3. Педагогические условия эффективности процесса формирования толерантной культуры специалиста-менеджера в вузе.
Список литературы
- Абдулина, О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — С. 73−79. — ISSN 0869−3617.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии / отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981.-С.218−243.
- Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. / Р. Ф. Авдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. — 334 с. — ISBN 5−87 065 012−7.
- Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособ. для студентов ВУЗов / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Академия, 2003 — 368 с.
- Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. М.: Просвещение, 1986.-448 с.
- Азроянц, Г. Д. Концепция устойчивого развития социума новая мировоззренческая парадигма / Г. Д. Азроянц. — М., 1996. — 106 с.
- Актуальные проблемы современного образования / науч. ред. Т. В. Кириллова. -М.- Чебоксары, 2001. 174 с.
- Алексашина, И. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации : автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Ю. Алексашина. СПб., 1997.-45 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М., 1997. — 186 с. — ISBN 5−272−289-Х.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновационный курс: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Андреев. — Казань: КГУ, 1998.-320 с.
- Андреев, С. С. Теория социального управления: субъект и объект социального управления / С. С. Андреев // Социально-гуманитарные знания. — 2001.-№ 1.-С. 80−96.-ISSN 0869−8120.
- Апресян, Р. Г. Проблемы «другого Я» и моральное сознание личности / Р. Г. Апресян // Философские науки. 1986. — № 6. — С. 53−59. — ISSN 2 351 188.
- Асмолов, А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
- Асмолов, А. Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире : культурно-историческая перспектива / А. Г. Асмолов, М. С. Нырова.-Новгород, 1993.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 492 с.
- Баныкина, С. В. Учимся толерантности : методическое пособие дляпроведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7−11 классов / авт-сост. С. В. Баныкина, В. К. Егоров. -М.: АРКТИ, 2007. 128 с. — ISBN 978−5-89 415−617−0.
- Баныкина, С. В. Конфликтологическая компетентность педагога/ С. В.
- Баныкина. Астрахань, 1997. — 122 с.
- Баныкина, С. В. Культура общения в конфликте / С. В. Баныкина. — М., 1999.- 124с.
- Баныкина, С. В. Конфликты в сфере образования / С. В. Баныкина, Г. С. Кожухаръ // Конфликтология — теория и практика. — 2004. — № 4. — С. 3240.
- Барабанщиков, А. В. Проблемы методологической культуры / А. В. Барабанщиков // Педагогика. 1981. — № 7. — С. 72−73. — ISSN 0869−561Х.
- Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности (для деловых людей): учеб. пособие для студентов Школы практической психологии / А. В. Батаршев. Таллин: SE&JS, 1998. — 108 с. — ISBN: 978−998 560−419−9.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
- Безруков, В. И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителя школы : дис.. канд. пед. наук / В. И. Безруков. -М., 1995. 150 с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в педагогике / Г. В. Безюлева, Г. М. Шела-мова — Акад. проф. образования. М.: Акад. проф. образования, 2002. — 92 с.-ISBN 5−8379−0131−0.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность : взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. М.: Вербум-М, 2003. — 168 с. — ISBN 5−8391−0109−5.
- Безюлева, Г. В. Развитие коммуникативных качеств учащихся / Г. В. Безюлева, М. А. Чиркова. М.: АПО, 2001. — 119 с.
- Безюлева, Г. В. Тренинг «Толерантное общение» / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. М.: АПО, 2002. — 124 с.
- Белова, С. Жить значит участвовать в диалоге / С. Белова // Народное образование. — 1998. -№ 9. — С. 109−113.
- Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики : курс лекций / Д. А. Белухин. М.: МПСИ, 2005. — 448 с. — ISBN 5−89 502−705−9.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон — предисл., примеч. И. И. Блауберг. -М.: Канон-пресс, 1998. 382 с. — ISBN 5−87 533−107−0.
- Беспалько, В, П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
- Беспалько, В. П. О возможностях системного подхода в педагогике / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
- Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 66−73.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981.-96 с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская — отв. ред. и авт. предисл. Б. М. Кедров. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
- Божович, JI. И. Проблема развития мотивационной сферы / JI. И. Божович // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. — С. 7−45.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и других / В. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. — 469 с. — ISBN 5−900 855−60−0.
- Болотина, Т. В. Проблема прав человека в содержании образования / Т. В. Болотина // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 3−7. — ISSN 0869−561.
- Болотина, Т. В. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие : учеб. пособие для учащихся средних школ / Т. В. Болотина, Т. Г. Новикова, Н. К. Смирнов. М.: АПК и ПРНО, 2003. -186 с. — ISBN 5−8429−0074−2.
- Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 18. Никко Отолиты / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — 632 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−42. -ISSN 0869−561Х.
- Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: МОДЭК, 2003. — 240 с. — ISBN 5−89 502−516−1 (МПСИ) — ISBN 5−89 395−564−1 (НПО МОДЭК).
- Бочарова, О. Учитель как субъект педагогического общения : изучение опыта работы педагогов шк. № 25 г. Киселевска / О. Бочарова — Кемеров. обл. ин-т усоверш. учителей. Кемерово: ОблИУУ, 1994. — 62 с. — ISBN 5−7148−0034−6.
- Бубер, М. Я и Ты : перевод с нем / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с. — ISBN 5−06−2 857−7.
- Бурлачук, JI. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 198 с. — ISBN 5−12−482−2.
- Буш, Г. Диалогика и творчество / Г. Буш. Рига: Авотс, 1985. — 318 с.
- Валитова, Р. Р. Толерантность как этическая проблема : дис.. канд. философ, наук / Р. Р. Валитова. — М., 1997. — 159 с.
- Валитова, Р. Р. Толерантность : порок или добродетель / Р. Р. Валитова // Вестник Московского гос. университета. Сер. 7, Философия. — 1996. — № 1. С. 33−37. — ISSN 0130−0091.
- Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе : методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 139 с. — ISBN 57 155−0443−0.
- Вейт М. Этика и тактика аналитической деятельности руководителя / М. Вейт, Ю. Самсонов, Т. Тучкова // Народное образование. 2000. — № 1. — С.38−53.
- Век толерантности: научно-публицистический вестник / гл. ред. А. Асмолов. -М.: МГУ, 2001. -152 с.
- Вербина, Г. Г. Эмоциональный профиль личности руководителя / Г. Г. Вербина — М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2004. — 323 с. — ISBN 5−7677−0784−7.
- Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36. — ISSN 869 561.
- Весна, Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок / Е. Б. Весна // Мир психологии. — 2001. — № 2. -С. 154−165.
- Вилюнес, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнес. -М.: МГУ, 1990.-283 с.-ISBN 5−211−1 031−0.
- Владиславлев, А. П. Непрерывное образование, проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М.: Знание, 1991. — 61 с. — ISBN 5−07−1 886−8.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 191 с. — ISBN 5−7155−0046-Х.ч
- Волженина, Н. В. Мотивационное программно-целевое управление качеством теоретико-технологической подготовки учащихся профессиональных училищ : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Волженина. — Барнаул, 2004. -176 с.
- Воронцова, В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков, 1997. — 421 с. — ISBN 57 434−0209−4.
- Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. — 2-е изд., доп. М. — Волгоград: Глобус: Панорама, 2007. — 160 с. — ISBN 978−5-9666−0024−2 (Панорама). — ISBN 978−5-903 050−74−1 (Глобус).
- Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить управляя / Б. З. Вульфов // Мир образования. 1997. — № 1. — С. 63−65.
- Выготский, JL С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с. — ISBN 5−7155−0358−2.
- Выготский, JL С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций / JI. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
- Галицких, Е. О. Диалог как универсальный метод профессионального становления студентов / Е. О. Галицких // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. Киров, 1999.-№ 2.-С. 183−188.
- Галицких, Е. О. Диалог преподавателя и студента в историко-педагогическом контексте / Е. О. Галицких // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. Киров, 2000. — № 5. — С. 256−263.
- Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический Проект, 2004. 240 с. — ISBN 5- 8291−0248-Х.
- Галицких, Е. О. От сердца к сердцу : мастерские ценностных ориентаций: для педагогов и школьников: метод, пособие / Е. О. Галицких. СПб.: Паритет, 2003. — 157 с. — ISBN 5−93 437−162−2.
- Гвишиани, Д. М. Диалектико-материалистические основания системных исследований / Д. М. Гвишиани // Диалектика и системный анализ: сб. статей. М., 1986. — С. 5−18.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершун-ский. М.: Совершенство, 1998. — 605 с. — ISBN 5−8089−0005−0.
- Гиппенрейтер, Ю. Б., Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. — 1993. № 4. — С. 61−68. — ISSN 0042−8841.
- Глебкин, В. В. Толерантность и проблема понимания : толерантное сознание как атрибут HOMO Intellegens / В. В. Глебкин // На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — ISBN 5−89 357−085−5.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / пер с англ. и франц. — сост. JI. И. Василенко, В. Е. Ермолаева — ввод. ст. Ю. А. трейдера. М.: Прогресс, 1990.-495 с.-ISBN 5−01−001−586−2.
- Горелик, Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение / Ф. Б. Горелик. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
- Горшкова, В. В. Педагогика диалога : инновационные образовательные технологии / В. В. Горшкова. Комсомольск-на-Амуре: КГПУ, 1997. -125 с.
- Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб: OMS, 1994. — 192 с.
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения : хрестоматия / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. — М.: Совершенство, 1997. — 196 с. — ISBN 5−7615−0411−1.
- Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. — Изд-во Юнити-Дана, серия Педагогическая школа. ХХ1 век, 2003. 416 с. — ISBN 5−238−430−3.
- Гуревич, И. Моделирование системы внутришкольного контроля / И. Г. Гуревич // Директор школы. 1995. -№ 1. — С. 13−23. — ISSN 1562−1308.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136 138.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.
- Дмитриев, А. В. Конфликтология : учеб. пособие для вузов / А. В. Дмитриев. М.: Гардарики, 2003. — 318 с. — ISBN 5−8297−0044−1.
- Долженко, О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования / О. Долженко // Alma mater. Вестник высшей школы. -1996. № 1. с. 27−32. — ISSN 0321−0383.
- Донцов, И. А. Самосовершенствование личности / И. А. Донцов. Ростов н/Д: РГУ, 1977.-212 с.
- Егоршин, А. П. Управление персоналом : учеб. по специальностям «Менеджмент орг.», «Маркетинг» и «Упр. персоналом» / А. П. Егоршин. 3-е изд. — Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса, 2001.713 с. -ISBN 5−901 335−02−3.
- Ерасов, Б. С. Социальная культурология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Социология», «Культурология» / Б. С. Ерасов. 3. изд., доп. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 590 с. — ISBN 5−7567−0132-Х.
- Жидков, В. С. Культурная политика России : теория и история: учеб. по-соб. для вузов / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. М.: Академический проект, 2001. — 592 с. — ISBN 5−8291−0044−4.
- Завершинский, К.Ф. Культура и культурология в жизни общества : учеб. пособие / К. Ф. Завершинский. — Великий Новгород, 2000. 91 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский. М.: Новая школа, 1992. — 147 с. — ISBN 5−07−1 508−7.
- Загузов, Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике : науч.-метод. пособие / Н. И. Загузов. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 192 с. — ISBN 593 092−002−8.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Новая школа, 1996. — 45 с.
- Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здраво мыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
- Зиновьев, А. А. Определение понятия связи / А. А. Зиновьев // Вопросы философии. -1960. № 8. — С. 58−66. — ISSN 0042−8744.
- Зиновьев, Д. В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога / Д. В. Зиновьев, В. С. Нургалеев — М-во образования РФ — Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск, 2001. — 71 с.
- Золотухин, В. М. Две концепции толерантности / В. М. Золотухин — М-во общ. и проф. образования РФ — Кузбас. гос. техн. ун-т — Кузбас. гос. техн. ун-т, 1999. 63 с. — ISBN 5−89 070−144−4.
- Золотухин, В. М. «Терпимость» как общечеловеческая ценность / В. М. Золотухин // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — С. 7−10.
- Золотухин, В. М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / В. М. Золотухин // Дефиниции культуры. Вып. 3. / Том. гос. ун-т. — Лаб. «Методология и теория культуры» ТГУ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.- С. 55−59.
- Зонис, М. Качество образовательных услуг главное условие успеха / М. Зонис // Новые знания. — 2001. — № 2 — С.20−23.
- Ильин, В.И. Методологические и теоретические проблемы управления и эмпирические приемы их реализации : дис.. канд. филолог, наук / В. И. Ильин. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2005. — 115 с.
- Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) /
- B. С. Ильин. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильинский, И. Качество ядро образовательного процесса / И. Ильинский // Стандарты и качество. — 2002. — № 4. — С. 22−24. — ISSN 0038−9692.
- Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособ. для студентов вузов / И. Ф. Исаев. М.: Academia, 2002. -206 с. — ISBN 5−7695−0901−5.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Кабаченко, Т. С. Психология управления : учеб. пособие / Т. С. Кабачен-ко- пед. о-во России. — М.: Пед. о-во России, 2000. 382 с. — ISBN 593 134−066−1.
- Каган, М. С. Мир общения : проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа / М.
- C. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Калаков, Н. И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России. Т. 2 / Калаков Николай Ильич — Акад. пед. и соц. наук, УлГУ. М. — Ульяновск: УлГУ, 2004. — 370 с. — ISBN 588 865−187−2.
- Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М., 1993.-80 с.
- Кармин, А. С. Основы культурологии: морфология культуры / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 1997. — 512 с.-ISBN 5−86 617−051−5.
- Карташов, JI. В. Организационное поведение : учеб. / JI. В. Карташов, Т.
- B. Никонов, Г. О. Соломанидина. М.: ИНФРА, 2001. — 220 с. — ISBN 516−186−7.
- Касаткина, Е. К. Мы разные / Е. К. Касаткина. — М. — Архангельск: Реклам, агентство «М'арт»., 1995. — 80 с.
- Качалов, В. А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах : записки менеджера качества / В. А. Качалов. — М.: Издат, 2001. — № 5, 6,7,8,9,10,11,12. С. 82−85- 43−49- 68−73- 84−88- 96−100- 82−91- 82−87. ISBN 5−86 656−117−4.
- Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку : психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. М.: Акад. проект, 2005. — 191 с. — ISBN 5−8291−0495−4.
- Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с. — ISBN 5−211−3 334−5.
- Коллектив. Личность. Общение: слов, соц.-психолог. понятий / под ред. Е.
- C. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
- Коломенский, Я.Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии / Я. Л. Коломенский, Н. А. Березовин. — М., 1993. 220 с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1984. -383 с.
- Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление: метод, рекомендации для руководителей / Ю. А. Конаржевский. М.: ОЦ Пед-поиск, 1999.-224 с.
- Конаржевский Ю.Я. Внутришкольный менеджмент. / Ю. Я. Конаржевский -М.: Педагогика, 1993.-120 с.
- Конфликтология: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Запрудский и др. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. — 316 с. — ISBN 5−222−1 740−0.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 175б-р / Правительство РФ // Официальные документы в образовании. 2002. — № 18. — С. 5−54. — ISSN 0234−7512.
- Кравченко, О. В. Управление процессом оценивания качества образования в средних специальных учебных заведениях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Кравченко. Барнаул, 2004. — 258 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович и др. — сост. и ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1993. — 510 с. — ISBN 5−250−2 207−3.
- Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006. — 491 с. — ISBN 5−98 032−320−1.
- Кривых, С. В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетиче-ские аспекты образования / С. В. Кривых. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000.- 193 с.-ISBN 5−7291−0183-Х.
- Критсонис, В.А. Психология лидерства в образовательных учреждениях /В.А. Критсонис // Психологические проблемы в бизнесе. Дубна, 1997. -С. 159- 163.
- Кричевский, P. JI. Если вы руководитель .: элементы психологии менеджмента в повседневной работе / P. JI. Кричевский — Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 1993. — 348 с. — ISBN 5−85 900−047−2.
- Кружалин, В. Государственная система оценки качеств высшего профессионального образования / В. Кружалин // Стандарты и качество. 2002. -№ 4. — С. 26−29. — ISSN 0038−9692.
- Крылова, Н. Б. Культурология образования: учеб. пособ. для вузов / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с. — ISBN 5−87 953 146−5.
- Куваев, С. П. Управление процессом гармонизации педагогических взаимоотношений в школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Куваев. -Екатеринбург, 2004. 156 с.
- Кузьмина, Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н. В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. — С. 4761.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 177 с. — ISBN 5−204−81-Х.
- Культурология XX век: энциклопедия в 2-х т. / сост. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.
- Кулюткин, Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования : проблем, очерки / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: СпецЛит, 2002. -96 с. — ISBN 5−299−205-Х.
- Кураков, В. Л. Стратегические направления модернизации системы образования в России / В. Л. Кураков, В. Г. Агаков — М-во образования Рос. Федерации. Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
- Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". М.: Вуз и школа, 2003. — 133 с. — ISBN 5−94 378−031−9.
- Кураков, Л. П. Модернизация системы образования — важнейшее направление социально-экономического развития России / Л. П. Кураков, В. Г. Агаков, В. JI. Кураков. М.: Вуз и школа, 2003. -186 с. — ISBN 5−94 378 055−6.
- Лазарев, B.C. Руководитель педагогического коллектива : модели и методы / B.C. Лазарев, Т. И. Афанасьев, И. Ф. Елисеев. М., 1995. — 158 с.
- Лаптева, Н. П. Управление общеобразовательным лицеем на основе программно-целевого подхода : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. П. Лаптева. Елец, 2004. — 179 с.
- Лебедев, А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведения / А. Н. Лебедев // Психологический журнал. 1992.- № 6. — С. 71−79. — ISSN 0205−9592.
- Лебедев, О. Е. Управление образовательными системами : учебно-метод. пособ. для вузов / О. Е. Лебедев. М.: Университетская книга, 2004. -135 с. — ISBN 5−98 699−002−1.
- Лернер, И. Я Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви. СПб.: Питер, 1993. — 191 с. -ISBN 5−7190−0006−2.
- Лекторский, В. А. О толерантности / В. А. Лекторский // Философские науки. 1997. — № ¾. — С. 14−18. — ISSN 0235−1118.
- Леонтьев, В. Гуманистические перспективы образования / В. Леонтьев // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 33−38. — ISSN 8 693 617.
- Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 110−121. -ISSN 0042−8744.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993. — 468 с.
- Лихачев, Б. Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-528 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с. -ISBN 5−89 977−015−5.
- Личностно-ориентировочное обучение: теории и технологии: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Никитиной. Ульяновск: ИПКПРО, 1998. — 104 с.
- Лоренц, К. Агрессия: (так называемое «зло»). М., 1994. — С. 62
- Лузина, Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. — 189 с. 1.BN 5−87 854−123−8.
- Лузина, Л. М. Понимание как духовный опыт / Л. М. Лузина. — Псков, 1997.-112 с.
- Макаров, И. М. Целевые комплексные программы / И. М. Макаров, А. Л. Абрамов, В. Б. Соколов. М.: Знание, 1980. — 136 с.
- Макаев, В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 3−10. — ISSN 0869−561Х.
- Макарцев, А.Г. Формирование стиля современного руководителя (социологический аспект): дис.. канд. соц. наук / А. Г. Макарцев. — М., 1998.160 с. I
- Мамардашвили, М. Необходимость себя. Введение в философию // докл., ст., филос. заметки М. Мамардашвили — сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосо-ва. М.: Лабиринт, 1996. — 431 с. — ISBN 5−87 604−124−6.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг : методы моделирования и анализа ситуаций в соц.-психол. тренинге / Г. И. Марасанов. — М.: Совершенство, 1998. 207 с. — ISBN 5−8089−0004−2.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996. 309 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
- Мартынович, С. Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания / С. Ф. Мартынович // Человек, диалог, понимание: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. — С. 3−15. — ISBN 5−29 201 994−1.
- Материалы сто сорок первой сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО. Париж, 1993.
- Мелибруда, Е. Я — Ты Мы : психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда — пер. с польского Е. В. Новиковой — вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалева, А. Б. Добровича. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1992. — 701 с. — (Мировой опыт бизнеса). — ISBN 5−85 900−015−4 с.
- Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л. М. Митина. М.: Сентябрь, 1999.-192 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с. — ISBN 585 900−075−8.
- Митин, С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход / С. Н. Митин — Моск. пед. гос. ун-т — УлГУ. М. — Ульяновск, 2002. — 246 с. — ISBN 5−88 866−117−1.
- Митин, С.Н. Психотерапевтическая компетентность руководителей образовательных учреждений: генезиз, формирование, управление: дис.. док. пед. наук / С. Н. Митин. М., 2003. — 440 с.
- Митин, С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность / С. Н. Митин. Ульяновск: УИПКПРО, 2002. — 143 с.
- Морозов, Е. И. Методология и методы анализа социальных систем / Е. И. Морозов. -М.: МГУ, 1995. 174 с. — ISBN 5−24−3 328−04.
- Мубинова, 3. Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория и практика, проблемы / 3. Ф. Мубинова. Уфа: БГУ, 2000. — 136 с.
- На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с. — ISBN 5−89 357−085−5.
- Национальная доктрина развития образования в РФ // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21. — С. 3−14. — ISSN 0234−7512.
- Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с. — ISBN 5−09−7 334−1.
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психолого-педагогический аспект: сб. науч. тр. / под ред. Е. Д. Божович. -М.: Новая школа, 1995. 96 с. — ISBN 5−7301−0096−5.
- Никитин, В. М. Целостность педагогического процесса : метод, пособие / В. М. Никитин. — М.: Народная педагогика, 1994. — 103 с.
- Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение : поведение человека на рабочем месте / Д. В. Ньюстром — пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревско-го. СПб.: Питер, 2000. — 447с. — (Теория и практика менеджмента). -ISBN 5−8046−0099−0).
- Образование: сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО // Alma mater. Вестник высшей школы 1997. — № 9. — С. 26−32. — ISSN 0321−0383.
- Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. М.: Сфера, 2000. — 442 с. — ISBN 5−89 144−099−7.
- Огурцов, А. Антипедагогика : вызов постмодернизма / А. Огурцов // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 55−62. — ISSN 0869−3617.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1988. — 750 с.
- О модели поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования // Образование в документах. 1995. — № 7. — С. 80−83.
- О проблемах качества реализации государственного образовательного стандарта в вузах: решение коллеги Минобразования Российской Федерации от 12.09. 2000 г. № 15/2 // Официальные документы в образовании. 2001. -№ 1.- С. 82−88.- ISSN 0234−7512.
- Орлов, А. Педагогика сотрудничества : некоторые итоги и перспективы / А. Орлов // Коммунист. 1988. — № 2. — С. 121−124.
- О стандартизации: Федеральный Закон РФ № 5154−1 от 10 июня 1993 г. (ред. от 10 января 2003 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 25. — С. 1520−1530.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−19.
- Основы управления педагогическими системами: учеб. пособ. / авт. сост. В. П. Ковалев. Чебоксары, 2000. — 175 с.
- Панова, О.А. Теоретико- правовые аспекты внутришкольного управления / О. А. Панова // Педагогика.- 2000. № 2. — С. 14−20. — ISSN 0869−56IX.
- Паркинсон, С. Искусство управления / С. Паркинсон, М. К. Рустомджи — пер. с англ. Н. И. Горанской и Е. Н. Мамонтовой. — СПб.: Лениздат, 1992.- 143 с.- ISBN 5−289−1 595−7.
- Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого, 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 1998. — 638 с. — ISBN 5−93 134−001−7.
- Педагогика открытости и диалога культур: монография. / И. В. Алексашенкова [и др.]- под ред. М. Н. Певзнера [и др.]. М., 2000. — 263 е. — ISBN 5−7563−0154−2.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада — ред. кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. — ISBN 5−85 270−230−7.
- Пенчук, Е. С. Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов / Е. С. Пенчук. Новосибирск: Сиб. ин-т финансов и банк, дела, 2004. — 183 с. — ISBN 5−88 748−049−1.
- Петров, Ю. Н. Организационно-педагогические основы управления не прерывным многоуровневым профессиональным образованием / Ю.
- Н. Петров, С. Н. Маркова — Волжский Гос. инж.-пед. ин-т. Н. Новгород ВГИПИ, 1999. — 172 с. — ISBN 5−88 820−057−3.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с. — ISBN 5211−225−3.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с. — ISBN 5−691−174−4.
- Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Поппер, К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 1. Чары Платона / К. Поппер- пер. с англ. — под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Культ, инициатива: Soros foundation: Феникс, 1992. — 446 с. — ISBN 5−85 042 063−0.
- Портнов, М.Л. Труд руководителя школы : пособие для директора / М. Л. Портнов. М.: Просвещение, 1987. — 165 с.
- Поташник, М.М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, B.C. Захарова. — М.: Просвещение, 1995. — 206 с.
- Поташник, М. М. Управление развитием школы : пособ. для рук. образовав учреждений / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. М.: Новая шк., 1995. — 464 с.-ISBN 5−7301−0097−3.
- Поташник, М. М. Управление современной школой : в вопросах и ответах: пособ. для рук. образоват. учреждений и органов образ. / М. М. Поташник, А. М. Моисеев — Рос. акад. образования. М.: Новая шк., 1997. — 350 с.-ISBN 5−7301−0299−2.
- Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология : учеб. пособ. / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2000. — 298 с. — ISBN 5−92 680 013−7.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 239 с. — ISBN 5−288−2 955−5.
- Привалихина, Т. И. Эффективное поведение в конфликте / Т. И. Прива-лихина, П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан. СПб.: СМИО-Пресс, 2006. -216 с. — ISBN 5−7704−0172−9.
- Профессиональное образование: словарь / сост. С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. М.: Знание, 1991. — 46 с. — ISBN 5−25 400 278−6.
- Психология: словарь / В. В. Абраменкова и др.- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 495 с. — ISBN 5−250−364−8.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт. сост. В. А. Мижериков — под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 544 с.
- Психология управления / науч. ред. Е. С. Кузьмин. Л., 1983. — 192 с.
- Психология управления: курс лекций / Л. К. Аверченко и др. — отв. ред. М. В. Удальцова. М.: ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−86 225−449−8. — ISBN 5−7014−0057−3.
- Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко и др. — отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 73 с. — ISBN 5−89 357−084−7.
- Разумовский, В. Г. Обучение и научное познание / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 7−13. — ISSN 0869−561Х.
- Рахманин, В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma mater. Вестник высшей школы. 1997. — № 2. — С. 4−12. — ISSN 0321−0383.
- Реан, А. А. Психология педагогической деятельности : учебное пособие / А. А. Реан — Удм. гос. ун-т, Междунар. акад. акмеол. наук. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 81 с. — ISBN 5−7029−0110-Х.
- Риэрдон, Б. Э. Толерантность — дорога к миру / Бетти Э. Риэрдон — ЮНЕСКО — пер. с англ. О. Артемьева, А. Бураковская, JL Котов. — М.: Бонфи, 2001. — 301 с. — ISBN 5−93 085−010−0.
- Роббинс, Э. Разбуди в себе исполина / Э. Роббинс — пер. с англ. Я. А. Алексина. М.: Попурри, 2008. — 720 с. — (Карнеги XXI века). — ISBN 978−985−15−0006−8.
- Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. JI. Ковальчук. — Ярославль: Академия развития, 2003. 191 с. — ISBN 5−9285−0303−2.
- Розанова, В. А. Психология управления / В. А. Розанова. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2002. — 400 с. — ISBN 587 057−310−6.
- Розов, Н. С. Культура, ценности и развитие образования : тр. исслед. центра / Н. С. Розов — Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов. М.: Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов, 1992.-201 с.
- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития / разр. Андреева В. Н. и др. — под ред. Э. Д. Днепрова [и др.]. М.: М-во образования РСФСР, 1991.-334 с.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании: Федеральный закон РФ № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. (принят ГД РФ 12.07.1995) // Документы в образовании. 2000. — № 14. — С. 3−59.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. — 712 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−314−16−4.
- Руденский, Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера : учебное пособие / Е. В. Руденский. М. — Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 1998. — 179 с. — ISBN 5−7014−0010−7.
- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. М.: Юнити-ДАНА, 1999. — 317 с. — ISBN 5−23 800 085−5.
- Рыбакова, Н. Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения : дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Рыбакова. Омск, 2004. — 205 с.
- Савина, А. К. Новое в образовательной политике стран Восточной Европы / А. К. Савина, О. И. Долгая // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 100−104.-ISSN 0869−561Х.
- Сагатовский, В. И. Социальное проектирование : (к основам теории) / В. И. Сагатовский // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. — С. 84−86.
- Саймон, Б. Общество и образование : пер. с англ. / Б. Саймон — общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 197 с. — ISBN 501−1 605−2.
- Салимова, Т. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе / Т. Салимова, Н. Ахметова // Стандарты и качество. 2002. — № 34. — С. 49−51.-ISSN 0038−9692.
- Санталайнен, Т. Управление по результатам : пер. с фин. / Т. Санталай-нен. М.: Прогресс, 1993. — 320 с. — ISBN 5−01−4 303−3.
- Сауткин, В. Ф. Инспектирование в современных условиях / В. Ф. Сауткин // Завуч. 1998. — № 6. — С. 53−64.
- Свенцицкий, А. Н. Сила власти в зеркале социальной психологии / А. Н. Свенцицкий // Общество и политика: современ. исследования, поиск концепций. СПб.: СПбГУ, 2000. — С. 20−56. — ISBN 5−288−2 765-Х.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−145. — ISSN 0130−6928.
- Селевко, Г. К. Управляй собой / Г. К. Селевко, В. И. Болдина, О. Г. Левина. М.: Народное образование, 2001. — 192 с. — ISBN 5−87 953−144−9.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособ. / Г. К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. 255 с. — (Профессиональная педагогическая библиотека). — ISBN 87 953−127−9.
- Семенова, Е. Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие / Е. Г. Семенова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 210 с. ISBN 5−89 939−062-Х.
- Семенов, С. А. Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта : дис.. канд. пед. наук / С. А. Семенов. — СПб., 2004.- 170 с.
- Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков в условиях его коррекции : учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. 93 с. — ISBN 5−89 502−041−0.
- Сергеева, Н. Л. Управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля : дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Сергеева. Томск, 2004. — 220 с.
- Симонов, В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учеб пособ. для рук. / В. П. Симонов. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 264 с. — ISBN 5−86 825−012−5.
- Симонов, П. В. Междисциплинарная концепция человека / П. В. Симонов.- М.: Знание, 1989. 63 с. — (Новое в жизни, науке, технике). — ISBN 507−158−2.
- Ситаров, В. А. Психология и педагогика ненасилия : монография. / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов — Клуб «Реалисты» М., 1997. — 338 с. — ISBN 57 918−0001−0.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика научных исследований : в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
- Скворцов, JI. В. Толерантность : иллюзия и средство спасения? / JI. В. Скворцов//Октябрь. 1997. -№ 3.- С. 138−155.-ISSN 0132−0637.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин. М.: Школа-Пресс, 1998. — 638 с. — ISBN 5−93 134−001−7.
- Сластенин, В. А. Учитель в инновационных образовательных процессах / В. А. Сластенин // Известия Российской академии образования. — 2000. — № 3. С. 73−79.
- Слободчиков В. И. Психология развития человека Развитие субъектив. реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Шк. пресса, 2000. — 416 с. — ISBN 59 219−0031−1.
- Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.-ISSN 0042−8841.
- Словарь иностранных слов — М.: Русский язык, 1992. С. 600.
- Смелкова, 3. С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности / 3. С. Смелкова. — М.: Флинта, 1999. -231 е. ISBN 5−89 349−168−8.
- Смирнова, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / А. Н. Смирнова. М.: Издат. Центр «Академия», 2003. — 303 с. — ISBN 978−5-7695−0793−9.
- Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. — М.: Высшая школа, 1991. 175 с. — ISBN 5−06−2 142−4.
- Советский энциклопедический словарь / науч. ред. совет: А. М. Прохоров-М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
- Солдатова, Г. У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия / Г. У. Солдатова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 90−100.
- Солдатова, Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» / Г. У. Солдатова, JL А. Шайгерова, О. Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000.-С. 177−239.
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков" / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. -М.: Генезис, 2001. 108 с. — ISBN 978−5-85 297−021−3.
- Соколова, Н. Д. Идеалы и ценности современных детей : опыт изучения / Н. Д. Соколова, В. М. Лихачев // Советская педагогика. 1990. — № 9, -С. 47−53. — ISSN 0131−6826.
- Соколов, А. В. Введение в теорию социальной коммуникации : учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «Культурология» / А. В. Соколов.- СПб., 1996. 319 с. — ISBN 5−7621−0020−0.
- Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин — общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с.- (Мыслители XX века). ISBN 5−250−1 297−3.
- Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. Г. В. Осипов.
- М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 481 с. — ISBN 5−86 225−635−0. — ISBN 589 123−162-Х.
- Сперанский, В. И. Конфликтология для каждого и на каждый день / В. И. Сперанский. -М.: Русская новь, 2002.-350 с. ISBN 5−94 919−001−7.
- Старосьцяк, Е. Элементы науки управления : пер. с пол. / Е. Старосьцяк, под ред. Ц. А. Ямпольской. М.: Прогресс, 1996. — 424 с.
- Степанов, П. Толерантный человек : как его воспитать / П. Степанов //Народное образование. -2001. -№ 6. С. 152−156. -ISSN 0130−6928.
- Степанов, С. С. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии / С. С. Степанов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 160 с. — ISBN 5−87 905−011−4.
- Стефановская, Т. А. Педагогика : наука и искусство: курс лекций: учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-тов повышения квалификации / Т. А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 356 с. (Высшее образование). — ISBN 5−8089−0025−5.
- Столяренко, JI. Д. Психология и педагогика для технических вузов / JI. Д. Столяренко, Б. Е. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512 с. -(Серия «Учебники для технических вузов»). — ISBN 5−222−1 482−7.
- Стрижков, А. М. Понятие качество образовательной услуги в условиях рыночной отношения / А. М. Стрижков // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999.-№ 3.-С. 47−50.
- Сулима, И. Диалог времен и культур / И. Сулима // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 117−124. — ISSN 0130−6928.
- Танеев, А. М. Конфликтология. Формирование установок толерантного сознания и поведения: практикум / А. М. Танеева, Л. С. Тронова. Казань: КФЭИ, 1996.-284 с.
- Тезисы международной конференции «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России» (проводится под эгидой ЮНЕСКО в рамках программы «Культура мира», 13−15 октября). М., 1999. — 265 с.
- Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ: сб. науч. тр. / под. ред. Е. П. Тонконогой. М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1988. — 74 с.
- Тесты для всех: все о себе / В. П. Шейнов. — Минск: Амалфея, 1996. -96 с.
- Типы руководителей — стили управления / сост. Н. А. Некрасов. Новосибирск: Наука, 1992. — 128 с. — (Школа делового администрирования). — ISBN 5−02−30 412−3.
- Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография / Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации — под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2003.-194 с.
- Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография. Вып. 14 / отв. ред. А. В. Перцев. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.-360 с. — ISBN 5−88 425−190−4.
- Толстов, Н. С. Контрольно-испекторская деятельность администрации общеобразовательной школы : теория и практика совершенствования / Н. С. Толстов. — Чебоксары, 2000. 298 с.
- Третьяков Н.В. Введение в теорию и практику менеджмента: учеб. пособ. /Н.В.Третьяков.-Казань, 1998. 136 с.
- Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами : учеб. пособ. / П. И. Третьяков, С. Н. Минин, Н. Ю. Бояринцева. М.: Академия, 2003. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−7695−0962−7.
- Третьяков, П. И. Практика управления современной школой / П. И. Третьяков. М., 1994. — 202 с.
- Третьяков, П. И. Регион : управление образованием по результатам / П. И. Третьяков. М.: Новая шк., 2001. — 876 с. — ISBN 5−7301−0336−0.
- Третьяков, П. И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П. И. Третьяков. М.: Педагогика, 1991. — 187 с. — ISBN 5−71 550 535−6
- Третьяков, П. И. Управление школой по результатам : практика пед. менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. — 284 с. — ISBN 57 301−0280−1.
- Тугаринов, В. П. Природа. Цивилизация. Человек / В. П. Тугаринов. JL, 1978.-47 с.
- Турсунов, А. Человек и мироздание : взгляд науки и религии / А. Турсу-нов. М.: Сов. Россия, 1986. — 208 с.
- Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во АН Груз, ССР, 1961. — 210 с.
- Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер — пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2000. — 159 с. — ISBN 5−7333−0019−1.
- Управление в образовании: мат-лы Междунар. семинара / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — Междунар. центр образоват. инноваций. — СПб.: Образование, 1996. 266 с. — ISBN 5−233−280−9.
- Управление качеством образования. М.: Педобщество России, 2000. — 448 с.
- Управление развитием индивидуальности в учебном процессе / С. Д. Поляков и др. М.: Сентябрь, 1999. — 144 с.
- Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Урсул, А. Д. Диалектико-материалистическая концепция общенаучного знания / А. Д. Урсул // Соотношение философского и общенаучного знания. Кишинев, 1988. — С. 3−33.
- Ухтомский, А. А. Доминанта души : из гуманитар, наследия / А. А. Ухтомский — сост., подгот. текста и примеч. Л. В. Соколова и др. Рыбинск: Рыбин, подворье, 2000. — 605 с. — ISBN 5−85 231−090−5.
- Ухтомский, А. А. Заслуженный собеседник / А. А. Ухтомский — предисл. Л. В. Соколова, Г. М. Цурикова — примеч., крат. слов, имен и терминов Л. В. Соколова. Рыбинск: Рыбин, подворье, 1997. — 567 с. — ISBN 5−85 231−031-Х.
- Ухтомский, А. А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях / А. Ухтомский — предисл. Г. Цуриковой, И. Кузьмичева — примеч. Л. В. Соколовой. СПб.: Петерб. писатель, 1996. — 525 с.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. Толерантность: объединяем усилия / под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. 408 с.
- Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский — Ин-т теории и истории педагогики. М. — Л.: АПН, 1950. — 476 с.
- Филиппов, А. В. Вопросы психологии управления / А. В. Филиппов // Психологический журнал. 1980. — № 2. — С. 19. — ISSN 0205−9592.
- Филиппов, В. М. Модернизация российского образования / В. М. Филиппов — Министерство образования РФ. — М.: Просвещение, 2003. — 96 с. — (Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»).
- Философия образования для XXI века: сб. ст. / Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов — ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. М.: Лотос, 1992. — 207 с.
- Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии : наука о душе / Т. А. Флоренская. М.: Гуманитар.- издат. центр ВЛАДОС, 2001. — 206 с. -ISBN 5−691−535−9.
- Франки, В. Человек в поиске смысла : сб.: пер. с англ. и нем. / В. Франки — общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева — вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 366 с. (Библиотека зарубежной психологии). — ISBN 5−01−1 606−0.
- Фролов, Ю. Н. Муниципальное управление сельскими социально-образовательными комплексами в условиях реструктуризации : дис.. канд. пед. наук / Ю. Н. Фролов. СПб., 2004. — 206 с.
- Фрумин, И. Д. Пути самореализации / И. Д. Фрумин // Директор школы. -1994. № 4. — С. 12−16. — ISSN 1562−1308.
- Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития : школа взросления / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 28−34. — ISSN 0042−8841.
- Фрумин, И. Д. Время найти середину : обновление ученых планов и программ / И. Д. Фрумин // Директор школы. — 1996. № 1. — С. 3−6. — ISSN 1562−1308.
- XX век. Последние 10 лет. 1990−1991: сб. ст. из ежегодников State of the World / пер. с англ. А. Г. Куприяновой и др. — послесл. Г. В. Сдасюк. — М.: Прогресс-Пангея, 1992. 325 с. — ISBN 5−01−3 704−1.
- Хагер, И. Эксперимент. Модель. Теория / И. Хагер. М.: Наука, 1982. -333 с.
- Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен — пер. с англ. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студ. вузов / X. Хекхаузен — пер. с англ. Т. Гудкова и др. — науч. ред. пер. Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. 2-е изд. — М. — СПб.: Смысл: Питер, 2003. — 860 с. — ISBN 5−94 723−389−4.
- Холопова, Т. И., Протокол и этикет деловых людей / Т. И. Холопова, М. М. Лебедева. М.: Изд. центр «Анкил», 1994. — 207 с. — ISBN 5−86 476 059−5.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64. — ISSN 0130−6928.
- Чеботарь, А. В. Демократизация внутришкольного контроля / А. В. Чеботарь. -М.: Знание, 1991.-64 с. ISBN 5−07−1 507−9.
- Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: сб. ст. / под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998. — 194 с. -ISBN 5−288−1 589−9.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Магистр, 1996. 102 с.
- Шакуров, P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив: б-ка зам. директора школы по учебно-воспитательной работе / P. X. Шакуров. М.: Наука, 1990. — 198 с.
- Шалин, В. В. Толерантность : (культурная норма и политическая необходимость) / В. В. Шалин. — Ростов н/Д: Сов. Кубань, 2000. — 255 с. ISBN 5−87 872−017−5.
- Шамова, Т. И. Управление адаптивной школой : проблемы и перспективы: практико-ориентир. моногр. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева. — Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. — 162 с. ISBN 5−88 086−088−4.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : метод, пособ. для рук. образоват. учреждений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с. — ISBN 5−691−476-Х.
- Шаповал, С. Словесность и синергетика / С. Шаповал // Мир образования. 1997. -№ 5. -С. 8−13.
- Шаронин, Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования : (си-нергетический подход) / Ю. В. Шаронин. М.: МГИУ, 1998. — 321 с.
- Шеин, С. А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 44−52. — ISSN 0042−8841.
- Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения : учебник для нач. проф. образ. / Г. М. Шеламова. М.: Academia, 2002. — 127 с. — ISBN 5−7695−1025−0.
- Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера : управленческая антропология: профессиональная энциклопедия для менеджера / В. М. Шепель. М.: Нар. образование, 1999. — 432 с. — ISBN 5−87 953−134−1.
- Шепель, В. М. Как жить долго и радостно / В. М. Шепель. — М.: Антиква, 2006. 347 с. — ISBN 5−87 579−02−2.
- Шетулин, А.П. Категории диалектики / А. П. Шетулин, Ф. А. Сим, Ф. Т. Архипцев и др. М.: Наука, 1971. — 252 с.
- Шилова, Ю. В. Управление процессом творческой самоактуализации личности студента: На примере занятий по иностранному языку в неязыковом вузе: дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Шилова. М., 2004. — 161 с.
- Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед общество России, 1998. — 313 с. — ISBN 5−93 134 007−6.
- Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования : состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. М.- Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Экономический энциклопедический словарь / JT. П. Кураков, В. JT. Кура-ков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и рынок, 2005. — 1029 с. — ISBN 5−94 378 087−4.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин — под ред. В. В. Давыдова, В. И. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон — пер. с англ. —
- М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 340 с. — ISBN 5−01−4 479-X.
- Этика ненасилия: матер, междунар. конф., ноябрь 1989 г. / общ. ред. А. А. Гусейнов — отв. ред. Р. Г. Асперян. М.: Философское общество СССР, 1991.-242 с.
- Этническая толерантность в поликультурных регионах России: монография. / Н. М. Лебедева [и др.] - Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.
- Миклухо-Маклая Рос. акад. наук. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002 (Тип. ИПК РУДН). 293 с. — ISBN 5−209−1 753−2.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с. — (Директор школы: Библиотека журнала — Спец. вып. 2). — ISBN 5−88 753−007−3.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. -С. 31−42. — ISSN 0042−8841.
- Якунин, В. А. Психология педагогической деятельности / В. А. Якунин, Н. И. Мейшов. Л., 1990. — 103 с.
- Argyle, М. The Psychology of Interpersonal Behavior / M. Argyle. N. Y.: Penguin Books, 1974.
- Dance, F. E. X. The Concept of Communication / F. E. X. Dance // Communication in Organization / ed. by Porter К. H. Roberts-Harmonds Worth. N. Y.: Penguin books, 1977.-P. 15−22.
- Johnson, D. W. Joining Together: group theory and group skills / D. W. Johnson, F. P. Johnson. Boston: Allyn & Bacon, 1982.
- Koontz, H. Management: a global perspective / Heinz Weihrich, Harold Koontz. 10 ed. — New York: McGraw-Hill, Cop. 1993. — XXXVI, 744 c. -ISBN 0−07−69 170−3.
- Qualifikation Kompetenz — Bildung // Berufsbildung. — 1994. — Jg. 48, № 28. -S. 2−52.
- Ursberg, M. Educational processes in leisure centres / M. Ursberg. Malmo, 1994.-15 p.