Педагогические условия взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей в воспитании приемных детей
Диссертация
Для эффективности функционирования модели взаимодействия замещающей семьи и образовательного учреждения, обеспечивающей повышение успешности воспитания приемного ребенка в семье, необходимо создание следующих педагогических условий: 1) их сотрудничество базируется на принципах партнёрского общения, а воспитание приемных детей признается и принимается широкой педагогической общественностью… Читать ещё >
Содержание
- глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
- 1. 1. Проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения, и пути их решения
- 1. 2. Профессиональная замещающая семья как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 1. 3. Опыт организации взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей в воспитании приемных детей
- Выводы по первой главе. 88 «
- глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
- 2. 1. Модель организации взаимодействия образовательного учреждения и замещающих семей в воспитании приемного ребенка
- 2. 2. Педагогические условия эффективного взаимодействия замещающих семей и образовательного учреждения
- 2. 3. Анализ процесса и результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 1980. -335 с.
- Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Психология семьи / Сост. Т. П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. — С.78−86.
- Айзенберг Б.И. Роль педагогических консилиумов в конференционной работе с детьми-сиротами, имеющими задержку психического развития // Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. СПб.: Образование, 1992. — С.3−8.
- Американская социологическая мысль / Сост. Е.И. Кравченко- Под ред. В. И. Добрейькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 495 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания //Избранные психологические труды- Москва Воронеж: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1996.-384 с.
- Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель-Пресс, Эксмо — Пресс, 2001.-752 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 606 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.-373 с.
- Анисимова И.В., Макхамова З. Р. Некоторые особенности психосоциальной адаптации воспитанников школ-интернатов // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. М. — 1992. — Вып. 2. — С. 61−65.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 224 с.
- Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Казань, 1994. — 34 с.
- Байбородова Л.В. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль: ЯГ11У им. К. Д. Ушинского, 1999.-65 с.
- Байбородова Л.В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков: ПОИПКРО, 1994.-93 с.
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореферат дис.. канд. психолог, наук. М., 1995. — 25 с.
- Басилова Т. А., Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. — М.: Академия, 2005. 480 с.
- Басова В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. М., 1989. — 120 с.
- Басова В.М., Захарова Ж. А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 104 с.
- Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. Кострома, 2004. — 188 с.
- Башлачев В.А. Что происходит на Русской равнине // Семья России. 2006. — № 1. — С. 81−86.
- Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов Ярославля // Детский дом. 2006. — № 2 (19). — С. 32−34.
- Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работыи превентивной практики в России. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. 236 с.
- Белкина А.Д. Приемные дети: вопросы и ответы // Семья России. 2006. -№ 1. С. 69−73.
- Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, 2000. — 190 с.
- Битова A.JT. Типология детей, которые не получают помощи в государственных учреждениях Электронный ресурс. Режим доступа: из электронной библиотеки информационной системы «Особый ребенок» http://webcenter.ru/.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1997. 298 с.
- Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 176 с.
- Бодрова М.Г., Бобылева И. А., Зотова Н. А. и др. Из опыта работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под общей ред. Е. В. Селениной. Владимир: Изд-во «Посад», 2002. — 200 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М. — Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. Педагогика. — СПб.: Питер, 2000. — 299 с.
- Бородатая М.Н. Технология социально-психологической ресоциализации подростков с девиантным поведением. — Киров: НОК «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2003. — 92 с.
- Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Волгоград, 2001. 46 с.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический Проект, 2004. — 232 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Apryc, 1994.-207 с.
- Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
- Брюхова В.М. Партнерство семьи и школы. М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.
- Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. 2007. — № 6. — С. 126−139.
- Будни и радости детского дома / Под общей ред. Н. Н. Максимова. -Вологда: ООО ПФ «Полиграфист», 2003. Вып. 2. — 64 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Быков А.В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Изд-во УРАО, 2001.-98 с.
- Васильев А. А., Елисеева И. В. Внутренняя мотивация воспитателей детских домов. Из опыта работы с «мамами"-воспитателями „Пансиона семейного воспитания“ // Детский дом. 2005. — № 4 (17). — С. 27−32.
- Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. -208 с.
- Величко Е.В., Шевчук Е. Ф. Дезадаптация: концептуальныепроблемы нормы и отклонений в поведении детей // Детский дом. 2005. -№ 3 (16).-С. 22−23.
- Вершинин В. „Раздача“ сирот, приемная семья: на что надеемся, господа? // Социальная педагогика. 2008. — № 1. — С. 89−100.
- Вишневская С.Ю. Создание развивающего пространства для подростков. М.: Сентябрь, 2006. — 128 с.
- Волохов Л.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999.-31 с.
- Воронин А. Покорение вершин // Детский дом. 2002. — № 1 (2).-С. 11−14.
- Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства. -М.: Просвещение, 1989. 173 с.
- Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н. П. Иванова. -М.: ТОО „Трансервис“, 1996. 109 с.
- Воспитание = семья + школа. Книга для педагогов и родителей / Авт.-сост. С. П. Акутина. Вып. 1. — Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2002. — 88 с.
- Воспитание семьянина в условиях детского дома. Из опыта работы Каменского детского дома № 1. Сборник программ / Под обшей ред. Г. И. Плясовой. М.: ЗАО „МТО ХОЛДИНГ“, 2003. — 112 с.
- Воспитанники Газ-Салинского детдома смогут провести каникулы в гостевой семье Электронный ресурс. Режим доступа: http :/Avww.fakttv. ru/.
- Воспитанники ямальского детдома обретают временные семьи Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. urahveb. г и/.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
- Вульфов Б. З. Харькин В.Н. Педагогика. М.: Магистр, 1995.111с.
- Выготский JI.C. Психология возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. С. 5−242.
- Выпускники Школы приемных родителей готовы принять на воспитание детей-сирот. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sponsorstvo.ru/.
- Гартман Н.А., Смирнов С. С. Становление и развитие системы социальной защиты населения в Челябинской области. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2000. — 158 с.
- Глоссарий.ги Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/glnatural/article/.
- Горбунова Е. Профессиональная замещающая семья: Поиск и находки, проблемы и достижения // Народное образование. — 2007. — № 7. -С. 230−233.
- Горшкова Е.А., Емельянова И. А. Забота о сиротах в США // Детский дом. 2005. — № 3 (16). — С. 34−35.
- Горшкова Е.А. О работе детских домов в Польше и Чехословакии на рубеже XX века // Детский дом. 2005. — № 2 (15). — С. 45.
- Горшкова Е.А. Работа воспитательных домов в Германии (XIX -середина XX века) // Детский дом. 2005. — № 1 (14). — С. 34−35.
- Государственная семейная политика: Региональные модели организации социального обслуживания семьи и детей / Науч. ред. В. К. Зарецкий. М.: Б.и., Мин. здравоохранения и соц. развития РФ при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ — 2006. — 256 с.
- Грачев Ю. Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 1999. — 18 с.
- Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985.176 с.
- Грейдина H.JI. Основы системной концепции коммуникативно-культурного взаимодействия (теоретико-экспериментальное исследование): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. -Краснодар, 1999. 34 с.
- Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. 1993. — № 6. — С. 13−18.
- Григорович JT.A. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2001.-480 с.
- Грищенко Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых. — Свердловск: СИПИ, 1987. 75 с.
- Грудцына Л.Ю. Словарь-оз1-уегошка@уапс1ех.шсправочник по семейному праву России. М.: Эксмо, 2006. — 416 с.
- Гуров В.Н. Социальная работа общеобразовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 320 с.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 с.
- Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Москва-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 226 с.
- Дементьева И.Ф., Олиференко Л. Я. Приемная семья институт защиты детства. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 56 с.
- Дементьева И.Ф. Российская семья: Проблемы воспитания. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 40 с.
- Дерябина О.М. Родители приемных детей: отбор или подготовка? // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. 1994. — С. 34−35.
- Дети социального риска и их воспитание / Под научн. ред.
- Л.М. Шипициной. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
- Димова И., Горшкова Е. Мама, папа, восемь детей и автомобиль: (Об опеке и воспитании детей-сирот в Польше и Чехословакии) // Учительская газета. 1992. — № 6. — С. 21.
- Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: Дис. канд. пед. наук. -М., 1957. -216 с.
- Дубровина И.В., Лисина М. И., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Зарецкий В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО „Вопросы психологии“, 2002. — 208 с.
- Зарецкий В.К. Об итогах VII Всероссийской конференции „Создание условий нормального развития особенного ребенка“ // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 140−143.
- Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. -СПб.: Каро, 2006.-672 с.
- Захарова Ж.А., Осипова И. И. Замещающая семья. М.: Полиграф сервис, 2005. — 112 с.
- Захарова Ж.А., Осипова И. И. Особенности социализации детей-сирот и детей группы риска по социальному сиротству. — Кострома -Москва: Студия оперативной полиграфии „Авантитул“ (ИП Васильев И.В.), 2005.- 189 с.
- Зеленкова Т.В. Системный подход к профилактике и коррекции социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и младших школьников, воспитывающихся в детском доме //Детский дом. 2005. -№ 3(16).- С. 25−26.
- Иванов А.А. Творческое взаимодействие в системе „особый“ ребенок родитель — педагог»: Дис.. канд. пед. наук. — СПб, 2005. -235 с.
- Иванова Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. — 100 с.
- Из опыта работы по реализации Федеральной целевой программы «Дети-сироты» /Ред.-сост. Г. В. Семья. — М.: ТОО «Симе», 1997. 128 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1.- сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. — 400 с.
- Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Н. П. Ивановой. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 192 с.
- Интервью с уникальным детским домом: Беседа с директором детского дома Светланой Катаргиной. / Записал Михаил Кордонский [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://www.altruism.ru/sengine. cgi.
- Иовчук Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медицинская поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование. 2001. — № 7. — с. 185−189.
- Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 146−151.
- Кабанова А. Сиротская доля // Костромская народная газета. -2005.-№ 32/10.-С. 7.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Караковский В.А., Красницкая Г. С. Вы решили усыновить ребенка. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации // Справочник 3-е изд. — М.: Государственный. НИИ семьи и воспитания, 2004. — 336 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. -Москва Воронеж: Ин-т практ. психологии, Изд-во «МОДЭК», 1997. -336 с.
- Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология, 2006. № 1. — С. 3−24.
- Коробейников И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 19−23.
- Корчуганова И.Л. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска / Под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб.: Из-во ЛОИРО, 2006. — 172 с.
- Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков: ПОИПКРО, 2004. — 152 с.
- Кравцова Е.М. Некоторые аспекты социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи // Детский дом. 2006. — № 1 (18).-С. 15−18.
- Крукович Е.В. Комплексная оценка, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья подростков Приморского края: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Иваново, 2005. — 38 с.
- Крюков Д.Н. Социально-педагогическая помощь детям в России: Вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.: Дис.. канд. пед. наук. М., 2005. — 133 с.
- Кузнецова Ю.Н. Подготовка приемных родителей к воспитательной работе как условие повышения педагогического потенциала приемной семьи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2004. -24 с.
- Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании ипсихотерапии. СПб.: Речь, 2002. — 236 с.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум. Мед. Изд-во, 1984. — 334 с.
- Лебедев О.Е., Чепурных Е. Е., Майоров А. Н., Золотухина В. И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А. Н. Майорова. М.: Интеллект — Центр, 2001. — 192 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Собр. сочинений: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982.-96 с.
- Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 162 с.
- Лисина М.И. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской —Москва-Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997.-383 с.
- Личность, семья, школа: (Проблемы социализации учащихся) /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: СПбГУ пед. мастерства, 1996. -218 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997. -256 с.
- Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. 1998. — № 4 — С. 76−80.
- Лопатина В.И. Психолого-педагогическая профилактика иреабилитация социального сиротства детей и подростков.: Дис.. канд. психолог, наук. -М., 2000. 129 с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Минск: Изд-во «Народная асвета», 1978. — 96 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / Сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1985. — Т. 5. — 336 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маслач К., Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
- Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 318 с.
- Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог профессия нового века». — СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. — 348 с.
- Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск, 36 ноября 2003 г. М.: Ритм, Социальный проект, 2003. — 277 с.
- Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Дис.. канд. психол. наук: СПб., 1999. -194 с.
- Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.- 189 с.
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30−16 // Воспитать человека М., 2002. — С. 352−358.
- Москаленко Н.В. Новые формы работы по социальнойадаптации детей-сирот // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 54−57.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 111 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004.304 с.
- Мудрова Н.А. Организационно-педагогические условия развития взаимодействия родителей и детей в сельском муниципальном районе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2008. — 23 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 5. — С. 43−53.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 32−39.
- Мушкина Е.Р. Дом матери и ребенка в Австрии // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. 1992. — Вып. 1. — С. 62−68.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психологические труды. Москва — Воронеж: Ин-т практ. психологии- НПО «МОДЭК», 1998.-368 с.
- Напалкина И. Психологические средства, используемые педагогом-организатором для конструктивного взаимодействия с ребенком // Развитие личности. 2000. — № 1. — С. 105−107.
- Нестеров В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. —
- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. — 507 с.
- Новая социальная программа: Беседа с председателем правления общественной организации «Подросток» Галиной Алексеевной Казачининой. /Записала Н. Дворкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ponimanie.org/.
- Образовательное учреждение и семья: сотрудничество и партнерство // Сборник материалов научно-практической конференции. -Казань, 2000.- 107 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Изд-во «Тривола», 1995. 357 с.
- Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечения человека. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
- Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Москва — Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. — 226 с.
- Овчарова Р. В Психологическое сопровождение родительства. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М.: Юрайт, Сфера, 2001. 448 с.
- Огороднова О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2002. — 26 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. 12-е изд. М.: Рус.яз., 1978. — 846 с.
- Олиференко Л. Приемная семья институт защиты детства. Рекомендации социальному педагогу // Социальная педагогика. — 2003. -№ 2. — С. 77−88.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: УРАО, 1997. — 98 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Деменьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М.: ИГЖПРНО Московской области, 2002. — 84 с.
- Опыт работы детских домов и интернатов России Электронный ресурс. Режим доступа: www.tula.net/tgpu/Bschool/Bschools/bschools.htrn.
- Осипова И.И. Патронат — межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (ИП Васильев И.В.), 2005. — 172 с.
- Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. М.: Полиграф сервис, 2005. -280 с.
- Ослон В.Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 79−90.
- Ослон В.Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. -№ 4. — С. 39−52.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. М.: «Генезис», 2006. — 368 с.
- Ослон В.Н. Основы сопровождения патронатной семьи // Приемная семья аспекты становления и жизнедеятельности / Под ред. Е. Р. Тафинцевой. — Пермь: ПОИПКРО, 2001. — С. 42−56.
- Ослон В.Н. Проблемы интеграции детей-сирот с особыми образовательными нуждами в социум через патронатное воспитание // Приемная семья — аспекты становления и жизнедеятельности / Под ред. Е. Р. Тафинцевой. Пермь: ПОИПКРО, 2001. — С. 222.
- Ослон В.Н. Рекомендации к программе по подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье // Детский дом. 2006. — № 1 (18).-С. 31−36.
- Паншина О. У нас будет своя семья. Программа по формированию брачно-семейных представлений у воспитанников детского дома юношеского возраста // Школьный психолог. 2008. — № 6 (412). — С. 17−32.
- Педагогическое просвещение родителей младших школьников / Л. И. Млочешек, Е. С. Братусь, О. В. Целиковская и др.- Науч. ред. Л. И. Млочешек. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2002. — 149 с.
- Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993—1997 годах. М.: Издательский Дом «Синергия», 2000. — 244 с.
- Персиков А. Из истории детского патроната // Защити меня. -2000. № 4 — С. 46.
- Пиюкова С.С. Социальный педагог и приемная семья: пути повышения эффективности взаимодействия // Работник социальной службы. 2003. — № 3. — С. 44−53.
- Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис.. канд. пед. наук. — Самара, 2002. — 200 с.
- Плотниекс И.Э. Психология в семье. М.: Педагогика, 1991.
- Плясова Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. -М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 128 с.
- Подготовка социальных педагогов к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / Под ред. М. С. Ерохиной. -Кн. 2-я. Псков: «Гименей», 2006. — 184 с.
- Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы. М.: Изд-во «Весь мир», 2003. -304 с.
- Положение о приемной семье. Постановление Правительства РФ от 17.07.96 № 826 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 31. — Ст. 37.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
- Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи / Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль: ЯРГПУ, 2006. С. 214−221.
- Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета, 2000, 2003.-64 с.
- Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правая база / Под ред. Г. Н. Кареловой. М.: Благотворительный фонд «Альтернативное образование», 2001. — 187 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под рук. JI.B. Байбородовой. Ярославль: Ярославский пед. университет, 1997.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. — 137 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
- Психологическое развитие детей-сирот / Под ред. JI.M. Шипи-циной. СПб.: ИСП и П, 1996. — 185 с.
- Психология / Под ред. А. А. Крылова. М.: «Проспект», 2003.584 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот / Под ред. С. Б. Карниловой Вып. 1. — Ярославль: Ремдер, 2005. — 205 с.
- Реан А. Развитие и социализация личности в семье // Социальная работа. 2003. — № 1. — С. 41−43.
- Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.-416 с.
- Роботова А.С., Леонтьева Т. В. и др. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2002. — 208 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универс, 1994. — 479 с.
- Родионов В.А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 160 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процессса в школе. М.: Гуманит. Изд-во. Центр ВЛАДОС, 2000. — 253 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. — 384 с.
- Ронгинская Т.П. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002, том 23, № 3. — С. 85—95.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, Т. 1. 1993. 608 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976.-С. 183−192.
- Рыбакова Н.Ф., Старостина И. Н. Патронат и патронатные воспитатели // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. — № 3. — С. 44−52.
- Рыбченок В.В. Насколько здоровы дети-сироты? // Детский дом. 2005. — № 2 (15). — С. 20−21.
- Салливен Г. Интерперсональная теория в психиатрии. — М. — СПб.: КСП± Ювента, 1999. 347 с.
- Сековец JI.C. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот // Проблемы школьного воспитания. — 2002. — № 3. С. 17−24.
- Семейная воспитательная группа / Под ред. Г. М. Иващенко. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 192 с.
- Семьеведение: словарь-справочник / Авт.—сост. О. Г. Прохорова, В .А. Румянцев. -М.: АНО СПО «СОТИС», 2006. 292 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2002.64 с.
- Селевко Г. К. Воспитательные технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.
- Семья Г. Воспитание ребенка в замещающей семье // Социальная педагогика. 2003. — № 3. — С. 114−115.
- Семья Г. В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа // Детский дом. 2005. — № 4 (17). — С. 2−7.
- Семья Г. В., Зайцев Г. О. Цифры говорят // Детский дом. 2006. -№ 1 (18). — С. 3−7.
- Семья для ребенка / Под ред. Н. М. Драничниковой, Ж. А. Захаровой. Кострома: Костромской РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006. — 208 с.
- Сидоркин A.M. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992. — 77 с.
- Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении / В. В. Зарецкий, В. К. Рябцев, Л.В. Зарец-кая и др. / Под ред. Н. М. Иовчук. М.: Издательский центр «Реалтэк», 2003.-211 с.
- Скибинский С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1997- 18 с.
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Марда-хаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижери-кова.- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 448 с.
- Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
- Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент //Вопросы психологии. 1995. -№ 3. — С. 139−149.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
- Совместная деятельность: методология, теория, практика / К.А. Абульханова-Славская, О. В. Аллахвердова, М. И. Бобнева и др. М.: Наука, 1988.-228 с.
- Соколова Е. Т. Общая психотерапия. М.: Тривола, 2001.302 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. — М.: МГУ, 1998. 200 с.
- Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. -С. 127−132.
- Степанов Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников, 2002. — № 2. С. 8−14.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). Минск: Изд-во «Народная асвета», 1978. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987.-128 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
- Социальный педагог в образовательном учреждении / Авт.-сост. В. Г. Дмитриева, Ф. П. Черноусова, И. В. Яркова. — М.: Педагогическое общество России, 2007. 96 с.
- Тасеев Е. Организация профилактики социального сиротства и безнадзорности детей через развитие института приемных семей в Самарской области // Социальная работа. 2004. — № 2. — С. 45−46.
- Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей — социальных сирот в системе патронатного воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2004. — 24 с.
- Технология социально-психологической ресоциализации подростков с девиантным поведением. Киров: НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2003. — 92 с.
- Толстова Е.А., Арланова Л. Д. Общешкольная программа работы школы с семьей // Завуч начальной школы. 2007. — № 8. — С. 4−12.
- Торохтий B.C. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М.: МГСУ, 2000. — 240 с.
- Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. — 91 с.
- У каждого детского дома будут шефы Электронный ресурс.
- Режим доступа: http://www.pkweeklY.ru/subscr.phtml.
- Управление случаем в социальных службах и при междисциплинарном взаимодействии в решении проблем детей / Под ред. Б.Ю. Ша-пиро. М.: Полиграф сервис, 2005. — 112 с.
- Фельдштейи Д.И. Психология развивающейся личности // Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.», 1996.-512 с.
- Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск: Тессей, 1999. — С. 48−49.
- Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. -М.: ACADEMIA, 2003. 341 с.
- Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Сло-бодчикова, В. К. Зарецкого. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1999. — Вып. 3. -С. 49−53.
- Цилфидис JI.K. Принципы педагогического взаимодействия учителя и учеников в таэквон-до // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М.: Изд-во «Физкультура, образование и наука», 1998. — С. 209−214.
- Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. 3-е изд. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.
- Чечет В. Альтернатива социальному сиротству // Народноеобразование. 2001. — 9. с. 105−108.
- Чужие дети. Электронный ресурс. Режим доступа: /http://ponimanie.org/.
- Шалагина Е.В. Система взаимодействия учителя и ученика в современной школе (социологический аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 1998. — 19 с.
- Шамова Т.И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.: ЦГЛ, 2003. — 200 с.
- Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 192 с.
- Шипицина Л.М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. -СПб.: Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000. С. 13−18.
- Ширяев П.Т. Формирование гуманистической воспитательной системы «семейного» типа в условиях школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 22 с.
- Школа приемных родителей в Питере Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.sponsorstvo.ru/.
- Шмидт В. Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье // Школьный психолог. 2005. — № 13 (347). С. 24−47.
- Шмидт В.Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни // Дефектология. 2006. — № 4. — С. 55−61.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2001. — 123 с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. — 254 с.
- Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. М.:
- Педагогическое общество России, 2004. 112 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. JL: Медицина, 1990. — 187 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. Н. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эриксон Э. Теория личности // Психология личности: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородецкого. Самара. — 1996. — Т. 1. — С. 305−315.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Ярославцева И.В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации // Дефектология. 2002. -№ 5. — С. 28−32.
- Ярославцева Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей // Работник социальной службы. 2003. — № 2. — С. 25−28.