Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Много внимания музыкальному просвещению и образованию уделял в своих работах Б. В. Асафьев. Основными в его исследованиях были вопросы воспитания активного, осознанного эстетического восприятия музыки. По его мнению, музыкальное искусство должно быть достоянием широкого массового музыкального просвещения. Д. Б. Кабалевский главную задачу массового музыкального воспитания в общеобразовательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность, структура и содержание музыкально-эстетического воспитания
    • 1. 2. Особенности формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России
    • 1. 3. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания в региональной образовательной системе
    • 2. 2. Специфика организации музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности
    • 2. 3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогических колледжей

Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Объективная действительность свидетельствует о наличии кризисных явлений во многих сферах общественной жизни, произошедших за последние десятилетия в результате утраты исторических и духовных ценностей. В настоящий момент освоение культурного прошлого России, обращение к исконно национальным корням представляются более чем актуальными и своевременными, и это подтверждает созданная концепция художественного образования в России (2001 г.). К началу XX века усилиями педагогов и просветителей сформировались прогрессивные традиции художественного и музыкально-эстетического воспитания. В классических жанрах искусства вырабатывались методы обучения, которые позволили вырастить многие поколения блестящих исполнителей, замечательных педагогов, крупных общественных деятелей.

Проблема формирования культуры учителя в настоящее время в центре всеобщего внимания. С одной стороны, никогда прежде ответственность в вопросах воспитания и образования подрастающего поколения так акцентировано не ложилась на плечи учителя, с другойинтеллектуальное развитие молодежи вызывает едва ли не самую большую тревогу.

К сожалению, в последнее десятилетие произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Несмотря на то, что музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры — концерты, спектакли, музыкальные вечера — посещаются недостаточно интенсивно. Стране необходимо духовное возрождение, путь к которому лежит через культуру развития личности подрастающего поколения, следовательно, формирование музыкально-эстетического развития должно включать знания и представления о закономерностях искусства, структуре и восприятии произведения, механизмах функционирования культуры.

Сегодня мы говорим о принципиально новой значимости культуры для общества в целом и особенно для сегодняшнего молодого поколения России, потому что среди всех направлений воспитания, традиционно признаваемых нашей педагогикой, именно музыкально-эстетическое воспитание способно обеспечить максимальную реализацию принципа комплексности, интеграции важнейших воспитательных систем и методик.

Анализ исследуемой проблемы показал, что необходимость совершенствования системы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей определяется следующими факторами:

— совершенствованием программ, форм и методов изучения музыкального искусства;

— развитием межпредметных связей внутри отдельных видов искусства;

— интеграцией методов музыкально-эстетического воспитания;

— совершенствованием общей культуры и квалификации в области музыкально-эстетического воспитания учителей-предметников, организаторов внеаудиторной деятельности;

— установлением научно обоснованных критериев музыкально-эстетического воспитания;

— развитием материально-технической базы художественно-эстетического образования и воспитания.

Анализируя практику музыкально-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях, мы обнаружили следующие противоречия. С одной стороны, в последнее время в обществе наблюдается тенденция к использованию разнообразных технологий обучения и методов приобщения молодежи к культуре, в частности музыкальной, с другой стороны, существующая система образования функционирует в условиях нарушения преемственности между семьей, школой, средними и высшими учебными заведениями, системой дополнительного образования.

В сфере образования сегодня ощущается недостаток в формировании музыкально-эстетической культуры студентов гуманитарных вузов и педагогических колледжей.

Учитывая сложившиеся проблемы в развитии эстетического, художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения в различных образовательных учреждениях, возникла потребность совершенствования системы организации внеаудиторной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах.

Целью исследования является определение организационно-педагогических условий музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

Цель определила решение целого ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

— изучить современное состояние проблемы в педагогической науке;

— раскрыть сущность, структуру и содержание музыкально-эстетического воспитания;

— рассмотреть историю формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России;

— проанализировать и обобщить зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания;

— исследовать современные подходы к организации системы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения на региональном уровне;

— определить организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе экспериментального исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в педагогических колледжах.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема музыкально-эстетического воспитания, ее природа и сущность исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков. К настоящему времени проблема музыкально-эстетического просвещения и формирования музыкальной культуры широко представлена в работах В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьева, О. А. Апраксиной, А. Н. Сохора, Н. П. Гродзенской, Б. А. Яворского, Б. М. Теплова, Д. Б. Кабалевского и др.

Много внимания музыкальному просвещению и образованию уделял в своих работах Б. В. Асафьев. Основными в его исследованиях были вопросы воспитания активного, осознанного эстетического восприятия музыки. По его мнению, музыкальное искусство должно быть достоянием широкого массового музыкального просвещения. Д. Б. Кабалевский главную задачу массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе видел в воздействии музыки на духовный мир учащегося. Работы J1.C. Выготского, А. В. Мудрика, Д. Б. Эльконина, Ю.У. Хофт-Бабушкина и др. позволили учесть социально-психологические особенности различных возрастных групп при разработке методики эксперимента. Проблемам эстетического воспитания и развития творческой личности посвящены работы В. В. Медушевского, JI.P. Обыскаловой, М. В. Савиновой, С. В. Никитюк, В. И. Петрушинаобщей теории формирования личности — исследования М. А. Вейта, С.Н.

Иконниковой, М. В. Кузьмина и др. Проблемам подготовки будущего учителя и развитию его профессионального самосознания посвящены работы В. А. Сластенина. В качестве важных педагогических проблем ученый выделяет вопросы профессионального становления и формирования личности учителя, при этом эстетическое воспитание он считает одной из основных задач педагогической подготовки, которая имеет важное значение в формировании его профессиональных качеств.

Взаимодействием музыкально-слуховых и певческих навыков в процессе их формирования занимались А. Я. Никитин, Д. Огороднов, В. Богодуров. Так, в исследовании А. Я. Никитина раскрывается взаимодействие музыкально-слуховых и певческих навыков в процессе их формирования.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой частью формирования гармонично развитой личности, и организация его на должном уровне может быть решена лишь при условии:

— четко разработанной системы учебных занятий музыкально-образовательного комплекса с опорой на личностно-деятельный и целостный подходы;

— последовательного и поэтапного формирования устойчивого интереса студентов к различным видам музыкального искусства в единстве учебной и внеаудиторной деятельности;

— учета возрастных особенностей студентов, определяющих характер их музыкальных запросов и предпочтений;

— использования различных педагогических технологий, способствующих оптимизации музыкально-эстетического воспитания и образования;

— разработки и реализации механизма формирования музыкальных вкусов и творческо-исполнительских способностей студентов с использованием различных видов деятельности и ориентированных на расширение творческих возможностей.

Методологическую основу исследования составили положения современной педагогики о технологиях обучения и воспитания. Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных исследователей: А. И. Бурова, J1.C. Выготского, Б. М. Теплова, И. С. Когана, М. С. Кагана, М. Б. Кона, А. С. Макаренко, М. Ф. Овсянникова, Н. Н. Ярошенко и других, которые посвящены способности человека к художественно-эстетическому восприятию, взаимосвязи искусства и жизни, основным категориям эстетикиД.Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов рассматривали художественно-педагогические концепции музыкально-эстетического развитияН.А. Гарбузов, Н. А. Ветлугинапсихологию музыкальных способностей.

Важное значение для нашего исследования имели труды музыковедов А. Н. Сохора и B.C. Цукермана, которые исследуют социологические и эстетические аспекты музыкального сознания, различные виды общественной деятельности в процессе распространения и потребления музыкальных ценностей в системе музыкальной культуры.

Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы, документов, методических разработок по теме исследования;

— эмпирический: наблюдение, анализ творческо-исполнительской деятельности студентов, беседы, интервью, социологическое исследование с использованием контрольных и экспертных групп;

— констатирующий, обучающий, формирующий эксперименты. Достоверностьрезультатовисследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, организацией экспериментальной работы, мнением экспертов и специалистов, достаточностью материалов для полноценного количественного и качественного анализа проблемы. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных групп позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

Организацияисследования и внедрение результатов осуществлялось в три этапа в течение 1997;2001 гг.

На первом этапе (1997;1998 гг.) изучалась специальная литература, материалы периодики, связанные с историей формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России. Также исследовался зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков. Одновременно велось наблюдение за деятельностью общеобразовательных школ, частной школы «Интеллект» и педагогического колледжа г. Усмани с целью выявления основных подходов к организации музыкально-эстетического воспитания подростков на региональном уровне. На местах путем устного опроса и включенного наблюдения изучались различные формы и системы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи.

На втором этапе (1998;2000 гг.) изучались современные подходы к модернизации системы музыкально-эстетического воспитания и образования подростков, а также была разработана концепция оптимизации системы музыкально-эстетического воспитания в педагогических колледжах.

Реализовывались авторские методики и технологические приемы организации и стимулирования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей. Проводилось анкетирование учащихся 7-х классов общеобразовательных школ № 1, 2, 3, негосударственного образовательного учреждения — школы «Интеллект» и студентов I курса логопедической, исторической и музыкальной групп педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области, школ № 1,2, 32 г. Тамбова. В этот период проводился формирующий эксперимент на базе Усманского педагогического колледжа, где при участии автора был создан ансамбль аккордеонистов и баянистов.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) были подведены итоги и сделаны выводы по теоретическим и практическим задачам исследования, выявлена результативность предложенной авторской методики музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе внеаудиторной деятельности.

На основании результатов, полученных на втором этапе, была разработана программа курса «Методика музыкально-эстетического воспитания в процессе внеаудиторной деятельности» и внедрена в практику работы педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области, института культуры и искусств ТГУ им. Г. Р. Державина.

Базой исследования являлисьшколы № 1, 2, 3, частная школа «Интеллект» г. Усмани, школы № 1, 2, 32 г. Тамбова, педагогический колледж г. Усмани Липецкой области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что.

— обобщены и систематизированы педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах развития музыкальной культуры студентов педагогических колледжей;

— рассмотрен современный и зарубежный опыт в организации музыкально-эстетического воспитания;

— уточнены сущность, содержание и направления совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей;

— исследованы основные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей на региональном уровне;

— выявлены и экспериментально обоснованы механизмы и ведущие организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей;

— теоретически обоснована и экспериментально апробирована система музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности и представлена в качестве модели образовательной системы, адаптируемой к конкретным организационно-педагогическим и научно-методическим условиям, в зависимости от социального заказа общества и потребностей личности.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

— в принципиальной возможности использования содержащего в щ диссертационном исследовании теоретического и методического материалов, выводов для совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности;

— в разработке и внедрении в практику технологических приемов организации внеаудиторной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогических колледжей с учетом многообразия форм работы.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области, Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Разработанные курсы лекций и методические указания по совершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин института Культуры и искусств в ТГУ, в частности «Теория и история социальнокультурной деятельности», «Социально-культурная деятельность за рубежом», «Методика художественного воспитания».

Материалы исследования и методические указания могут быть использованы: в учебно-воспитательном процессе среднего и высшего профессионального образованияпри разработке педагогических систем и содержания художественно-эстетических образовательных программ воспитания на региональном уровнев системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование музыкально-эстетического воспитания и образования в педагогических колледжах состоит в переходе на более высокий качественный уровень эстетического воспитания, обуславливающийся рядом педагогических, организационных, экономических, социальных и технологических факторов. Переход осуществляется на основе создания организационно-педагогических условий и сопровождается повышением уровня готовности специалистов к процессу музыкально-эстетического воспитания и образования.

2. Развитие музыкально-творческих способностей студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности, включающих: преемственность, формирование исполнительского мастерства, диалектического единства (индивидуального и коллективного) в творческо-исполнительской деятельности, импровизационность или вариативность, системный подход от простого к сложному, доступности в стремлении к самостоятельной деятельности.

3. Модель совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

4. Организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей, включающие: научное учебно-методическое обеспечение, разработку и внедрение учебных пособий, создание системы методических пособий и необходимого материала, систематическое проведение конференций, лекций-концертов, бесед, открытых занятийорганизацию системы взаимодействия между семьей, школой, средними и высшими учебными заведениями, системой дополнительного образованиямеждисциплинарную интеграциювнесение дополнений в содержание подготовки студентов педагогических колледжей с учетом преемственности и психофизиологических особенностей обучаемыхформирование педагогически ценных личностных качеств, в том числе: активности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений.

5. Использование внеаудиторной деятельности для организации и совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания как формы дополнительного обучения студентов педагогических колледжей является важным условием достижения оптимального баланса самореализационной и воспитательной функций учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Тамбова, г. Усмани Липецкой области и Усманском педагогическом колледже.

Внедрена в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина программа курса «Методика художественного воспитания». Материалы и выводы исследования используются в учебном процессе при преподавании курсов «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социально-культурная деятельность за рубежом» в институте культуры и искусств.

Основные положения и результаты исследования проверялись в процессе практической деятельности автора и нашли отражение в его научных публикациях и выступлениях на различных научно-практических конференциях: региональной научно-практической конференции молодых ученых «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (Тамбов, 2001), всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2001), межвузовская научно-практической конференции «Культура Средневековья и эпохи Возрождения: Проблемы осмысления и изучения» (Тамбов, 2001), региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование, социально-экономическая и социокультурная среда: проблемы и взаимосвязи» (Липецк, 2002), «VII Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность» (Тамбов, 2002).

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования позволяют говорить об уровне сформированности положительной Я-концепции в творческой и просветительской деятельности. Студенты экспериментальной группы на вопрос: «Если бы тебе предложили поручение, связанное с организацией внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в школе, то, как бы ты поступил?» — 52% студенты экспериментальной группы и 6% контрольной считают, что «с уверенностью возглавили бы это дело», 30% экспериментальной и 15% контрольной группы полностью на себя не могу возложить такую ответственность, «согласно возглавить только вместе с друзьями», 0% экспериментальной и 30% контрольной группы «постарались бы отказаться» (Диаграмма 20).

Если бы тебе предложили поручение, связанное с организацией внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в школе, то. как бы ты поступил?

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%.

Ш Экспериментальная группа? Контрольная группа.

Диаграмма 20. Уровень сформированности положительной Я-концепцин в творческой и просветительской деятельности.

52% pp|i.

30%.

30%.

15% i. ~ 3 ! !f.

6%.

0% о х х t> & ОVO t>

S rt1 с ffl tо о.

Динамика рассматриваемого показателя проявляется в анализе студентов экспериментальной группы собственной деятельности, проявляющейся в оценке влияния занятий в коллективе на другие виды их деятельности.

47,7% респондентов считают, что стали лучше разбираться в музыкальном искусстве, 43,3% подростков активнее участвуют в общественной работе, 90% учащихся чувствуют себя уверенно на сцене, на публике, 35% - искоренили проблему межличностного общения со сверстниками (Диаграмма 21).

43,30% стали лучше разбираться в музыкальном искусстве активное участие в общ.работе.

ЕЗ искоренили проблему межличностного общения.

Диаграмма 21. Оценка влияния занятий на другие виды деятельности.

Статистический анализ показал, что нами проанализирована совокупность данных по трем показателям: уровню направленности интересов, ценностных ориентацийразвитию творческого потенциаласформированности Я-концепции в творческой деятельности.

В оценке качественных критериев были найдены способы их измерения. В целях наиболее обоснованного доказательства динамики развития уровня музыкального просвещения студентов экспериментальной группы мы проанализировали данный существенный показатель на протяжении формирующего исследования.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы позволили выделить 3 группы студентов:

I. с музыкальной подготовкой (высокий уровень — 15%);

II. с неполной музыкальной подготовкой (средний уровень — 25%);

III. без музыкальной подготовки, со слабо проявившимися музыкальными способностями (60%) (Диаграмма 22).

Динамика развития уровня музыкального просвещения студентов экспериментальной группы с муз.подготовкой.

Sc неполной муз. подготовкой без муз. под готовки.

Диаграмма 22.

В целях наиболее обоснованного доказательства повышения продуктивности мышления и познавательной активности, творческой деятельности и социальной адаптированности, интеллектуального и личностного развития студентов педагогического колледжа мы проанализировали данный показатель отдельно для каждой из трех групп. Изменения в музыкально-эстетической подготовке были выявлены посредством анализа результатов выполнения или практических, проверочных знаний, а так же подтверждены данными наблюдения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с завершением проводимого нами исследования, необходимо выделить ряд существенных аспектов диссертации: 1. Осуществлен ретроспективный анализ работ, посвященный определению теоретико-методологических основ формирования системы музыкально-эстетического воспитания и образования в России и за рубежом, на основе которого выявлены и систематизированы дидактические подходы целенаправленного развития музыкально-эстетических вкусов и предпочтений студентов педагогических колледжей. В соответствии с основными положениями, сформулированными в педагогических и культурологических исследованиях, ведущими дидактическими принципами развития творческо-исполнительских способностей являются:

• преемственности, в соответствии с которыми передача знаний, навыков и умений в период обучения ориентируется на авторитет и эстетические идеалы предшествующих поколений, устойчивость основных элементов;

• формирование исполнительского мастерства в процессе учебной и внеаудиторной деятельности, согласно которому работа педагога с учащимися должна осуществляться с учетом особенностей локальной музыкально-эстетической системы и технологий;

• диалектического единства индивидуального и коллективного в творческо-исполнительской деятельности, которое выступает как диалектическое единство различных форм деятельности, в котором эти формы выступают как взаимодополняющее целое, где индивидуальное становится непременным фактором эстетического развития личности, и, в свою очередь, развивается за счет опыта приобщенного в коллективной творческо-исполнительской деятельности;

• учета индивидуально-психологических особенностей каждого отдельно взятой личности в музыкально-педагогическом процессе;

• осуществление индивидуального и деференцированного подхода в формировании и развитии музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей;

• применения наглядности, образности, новизны, игровых моментов, эвристических вопросов;

• использование в методике работы дискуссий, проблемно-поисковых заданий, анализа жизненных ситуаций, создание ситуации успеха;

• доступности, согласно которому введение новых элементов знаний, навыков и умений в процессе обучения и внеаудиторной деятельности осуществляется с учетом возрастных особенностей;

Комплекс этих принципов выступает как основной компонент целостного педагогического процесса в системе музыкально-эстетического воспитания.

2. Проанализирован педагогический потенциал, а также определены сущность и организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей. Сущность совершенствования системы музыкально-эстетического воспитания и образования состоит в переходе на более высокий качественный уровень, обуславливающийся рядом педагогических, организационных, экономических, социальных и технологических факторов. При этом переход осуществляется на основе создания организационно-педагогических условий и сопровождается повышением уровня готовности специалистов к процессу музыкально-эстетического воспитания и образования.

На основе проведенного анализа выявлено, что использование внеаудиторной деятельности для организации и совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания как форм дополнительного обучения студентов педагогических колледжей, является важным условием оптимального баланса самореализационной и воспитательной функции учебных заведений.

При этом было доказано, что музыкальное искусство, освоенное чувством и разумом человека, а также практически — через творческую музыкально-эстетическую деятельность, может активно использоваться в воспитательных целях. Сегодня мы можем утверждать, что:

• воспитательная функция музыки воплощает в себе совокупный результат осуществления всех возможных функций музыкального искусства в процессе их социальной реализации;

• воспитательная функция музыки — функция высшего порядка, поскольку ее целевое назначение предполагает переход от реализации единичных функций к качественно новому их проявлению в практике воспитания подрастающего поколения;

• воспитательная функция музыки становится важнейшей социальной функцией, определяющей значение музыкального искусства в жизни общества;

В целом современная теоретическая и практическая платформа музыкально-эстетического воспитания подростков предполагает практическую активизацию социально-художественного начала в человеке и обращение его к решению многих актуальных задач, среди которых — формирование музыкальной культуры подростков, привитие любви к музыке, овладение знаниями, помогающие самостоятельно разобраться в музыкальной культуре. В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, технологии, отражающие содержание целостной педагогической системы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности социально-педагогической модели развития формирования музыкально-эстетического воспитания у студентов педагогических колледжей.

Одна из основных задач воспитания — творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее эффективно воздействуют на подростка когда он сам является «творцом». Это качество должно реализовываться в условиях внеаудиторной деятельности, сущность которого состоит в художественно-воспитательном воздействии на участников через:

• приобретение, создание, хранение, а также распространение и пропаганду художественных ценностей;

• выработку художественных ориентаций участников коллектива, посредством приобщения человека к искусству;

Таким образом, для решения социально-педагогических проблем музыкального образования и воспитания необходимо совершенствовать содержание и формы эстетического воспитания как в учебном процессе, так и во внеаудиторной деятельности. Общество ощущает острую потребность в целенаправленном руководстве музыкальным воспитанием, поскольку заинтересованно в его результате — развитии творческой личности. В тог же время, реальное состояние учебно-методической базы музыкально-эстетического воспитания требует акцентирования внимания педагогов общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования на развитие информационной базы музыкально-эстетического воспитания и образования, что предусматривает разработку программ учебно-методических пособий, рекомендаций и т. д., в которых рассматриваются конкретные элементы форы и содержания воспитательного процесса ориентированного на развития музыкально-эстетических вкусов и предпочтений, художественно-творческих способностей подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1989. 139 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  4. А. и др. Кто есть кто в советском роке: Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. М.: Изд-во МП «Останкино», 1991.320 с.
  5. Э.Е. и др. Молодежь и музыка сегодня: (По материалам конкрет. муз. социол. исслед.) / Э. Е. Алексеев, П. Ф. Андрукович, Г. Л. Головинский. // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. С. 216−200.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. С. 20−23.
  7. И.Н. Молодежная субкультура: норма и система ценностей. / И. Н. Андреева, Н. Я. Голубкова, Г. Л. Новикова. 1989, № 4. С. 48−56.
  8. Г. М. Урок как творчество // Вопросы психологии, 1989, № 1. С. 182−184.
  9. О. А. Из истории музыкального воспитания // Хрестоматия. М.: Просвещение, 1990. С. 110−117.
  10. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М: Просвещение, 1983. 224 с.
  11. О.А. Музыкальное воспитание // Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1965. С. 886−889.
  12. А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. М., 1987.
  13. А.И. Цивилизация грядущего столетия // Культурологические размышления. М.: Граль, 1997. 325 с.
  14. А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.
  15. Л.Г. Профессия учитель музыки. М. 1984. С. 15−21.
  16. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 1 11 с.
  17. А.Г. Психология, искусство, образование // Искусство в школе, 1993, № 6. С. 3−4.
  18. П.Р. Технология и современное образование. «Педагогика», 1996, № 2. С. 11−14.
  19. Н.К. Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе вуза культуры // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры. М., 1989.
  20. Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1991.
  21. Т.И. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГИК, 1994.
  22. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный Фольклор и школа //Спутник учителя музыки. М., 1993. 171 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступительная статья В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 429 с.
  24. В. Природа и структура музыкального восприятия / Эст. очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1979. 304 с.
  25. В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия / Советская педагогика, 1991, № 9. С. 123−128.
  26. Богомолова J1.B. Проблемы эстетического воспитания подростков // Сборник научно-методических статей. М.: Новая школа, 1994. С. 14−15.
  27. П.А., Голубева Т. П. Педагогические новации зарубежной школы. М.: Новая школа, 1994. 17 с.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995. С. 19−31.
  29. В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. 207 с.
  30. С.М. Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. Барнаул, 2000. 20 с.
  31. В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / Советская педагогика, 1990, № 5. С. 57−61.
  32. С.С. Роль искусства в развитии личности / Педагогика, 1990, № 5. С. 57−61.
  33. JT. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988 г.
  34. Н.А. Музыкальная энциклопедия. М., 1976.
  35. Т.Е. Пусть музыка звучит!: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  36. М.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособие // ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. 82 с.
  37. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 415 с.
  38. Н.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников // Учеб. пособие ЛГПИ им. Герцена. Л., 1976. 82 с.
  39. Возрождение культурных традиций центрального Черноземья: Сб. науч. трудов. Вып.1. Тамбов, 1998. С. 23−26.
  40. Т.А. История ансамбля «Битлз». Л.: Музыка, 1990. 95 с.
  41. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. 205 с.
  42. Воспитание школьников // Научно-методический журнал. М.: Педагогика, 1990, № 6. С. 18.
  43. Воспитательная работа клуба с детьми и подростками. Проблемы дифференцированного подхода: Сборник научных трудов / Науч. ред. Г. И. Фролова: ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1980. 163 с.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
  45. Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, № 6. С. 62−76.
  46. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972, № 2. С. 16−125.
  47. JI.С. Психология искусства. 3-е изд. М: Иск-во, 1986. 572(1) с.
  48. Л.С. Психология искусства. Воображение и искусствов детском возрасте. М: Просвещение, 1967. 93 с.
  49. Л.С. Развитие высших психических функций / Из неопубликованных трудов. М.: АПН, 1960.
  50. Гегель. Лекции по эстетике. Книга третья. М.: АН ССР Институт философии. 440 с.
  51. И.А. Музыка и духовное творчество / Вопросы философии, 1995, № 6. С. 87−97.
  52. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. М., 1994, № 3. С. 43−52.
  53. У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповсккого. М.: Прогресс, 1991. 176 с.
  54. О.Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. Кострома, 1999. 20 с.
  55. Т.Л. Что мы подразумеваем под молодежной культурой? // Диалог с молодежью. Вып.2, Минск, Беларусь, 1988 .С. 117.
  56. Т.Л. Песня в общении молодежи: На материале сов. рок-групп. М.: Знание, 1988. 64 с.
  57. Т.Л., Полуэхтова И. А. Кто каким роком увлекается // Диалог о рок-музыке, М.: Институт молодежи ЦК ВЛКСМ 1990.
  58. Л.В. Основные направления в теории и практике музыкального воспитания в США за последние 15 лет // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. М., 1985. С. 21−60.
  59. А. А. О стадиях формирования музыкального мышления / Сб. Проблемы музыкального мышления. 230 с.
  60. H.JI. Слушание музыки в школе. М.: АПН РСФСР, 1961. 194 с.
  61. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77 с.
  62. И.Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования, 1991, № 10. С. 60−87.
  63. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  64. Р.И. История-музыкальной культуры. Т. 1: С древнейших времен до конца XVI века. М.-Л.: Музгиз, 1941. 595 с.
  65. Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях: От средневековья к XXI столетию. М.: Музыка, 1991. 78 с.
  66. О.И. Культура общения и ее воспитание: Учеб. пособие/ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1989. 101 с.
  67. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования / Соц. полит, ж-л, 1996, № 1. С. 25 132.
  68. .М. Международный форум педагогов-музыкантов // Музыка в школе. 1983. С. 54−59.
  69. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  70. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе // Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Academ А, 1989. 232 с.
  71. Н.А. Рок из первых рук. М.: Мол. гвардия, 1992. 297 с.
  72. Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
  73. Домогатская А. Е Культура моего народа. Тамбов: компьютерный центр, 1997. 87 с.
  74. П.Н. Возрождение культурных традиций центрального Черноземья // Сборник научных трудов. Тамбов, 1998. Вып. 1. С. 23−26.
  75. П.Н., Карцева Г. А. Музыкальная педагогика в США. Тамбов: МИНЦ, 1994. 28 с.
  76. А.П., Захарова Е. А., Пеня Т. К., Стрельцова J1.E., Чернявская М. С., Школяр А. В. Искусство в жизни детей. М.: Просвещение, 1991.
  77. А.Д. Организация и методика культурно-просветительной работы. М.: Просвещение, 1989.
  78. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности // Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1998. С. 19.
  79. В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в современной городской среде. // Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сборн. науч. трудов. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. С. 56−64).
  80. А.Н. Путешествие рок-дилетанта: Муз. роман. Л.: Лениздат, 1990. 415 с.
  81. Д.В. Бунт и слепая стихия: (в мире поп-музыки) // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1989. С. 69−107.
  82. Д.В. и др. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989. 300 с.
  83. Г. Е. очерки по истории античной педагогики. М., 1993.
  84. Т.Ф. искусство чтения в художественном развитии подростков. М.: Просвещение, 1968. 106 с.
  85. А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. 63 с.
  86. Зеленов J1.A., Семашко А. И. Художественная потребность и художественная деятельность. Л., 1976. С. 120−130.
  87. В.В. Воспитательная проблема в школе, народное образование. 1998, № 10, стр. 126−129.
  88. В.П. Принципы и заповеди психологической педагогики /Магистр, 1996, № 2. 13 с.
  89. Е.И. Музыкально-художественное воспитание учащихся. Казань: Изд-во Казанского университета, 1971. 149 с.
  90. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 186 с.
  91. Игры обучение, тренинг, досуг. Сб. статей под ред. Петрусинского В. В. М.: ГЦ ЭНРОФ, 1994. 136 с.
  92. Ю.Ю. Социальные функции поп-музыки // Проблемы перестройки и молодежь: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф., 28−29 окт. 1988 г. Ярославль, 1988. С. 80−90.
  93. Л.В. Воспитание творческой активности школьников средствами хореографии. М.: Просвещение, 1988. 143 с.
  94. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: методические рекомендации для детских и юношеских коллективов. М., 1986. 25 с.
  95. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. С. 203.
  96. С.Н. Социология о молодежи: Проблема воспитания духовного облика. Л.: Знание, 1985. 32 с.
  97. М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1989, № 6. С. 16−20.
  98. М.Е., Сакмаров О. А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989, № 5. С. 64−69.
  99. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Учеб. пособие. М: Белгород, 1992. 100 с.
  100. Искусство в школе / Общественно-педагогический и научно-методический журнал. М., 1998, № 1. С.15−19.
  101. Искусство в школе. Сборник статей по эстетическому воспитанию под общ. ред. Рубиной Ю. И. М.: Просвещение, 1964. 251 с.
  102. Искусство в школе. Сборник статей сост. Василевский А. К. М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  103. Искусство и дети. Эстет, воспитание за рубежом / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1969. 272 с.
  104. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  105. Исследования художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974. 160 с.
  106. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
  107. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
  108. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. 254 с.
  109. Д.Б. Педагогические размышления / Избр. ст. АПН, СССР. М: Педагогика, 1986. 188 с.
  110. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973. 273 с.
  111. М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. 34 с.
  112. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству? // О профессиональном мастерстве учителя. / Нар. обр., 1989, № 11. С. 62−66.
  113. Кикнадзе J1.B. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI-XVIIb. М., 1992.
  114. Катаев C. JL Социальные функции рок-музыки // Эстетическое сознание как фактор социального ускорения: Тез. докл. к предстоящ, обл. конф. Запорожье, 1988. С. 160−165.
  115. Е.В. Стандарт художественного образования -социальный заказ общества школе // Искусство в школе, 1994. № 4. С. 26.
  116. Д.Н. Современные представления о музыкальных способностях / Вопр. психологии, 1988, № 2. С. 129−137.
  117. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
  118. Н.М., Лейзеров Н. Л. и др. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. 303 с.
  119. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике / Педагогика, 1994, № 5. С. 107−109.
  120. М. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе, 1992. № 1. 11 с.
  121. Т.Н., Сундукова Т. А., Тютюнник Н. А. Особенности ценностных ориентаций выпускников общеобразовательных школ / Магистр, 1995, № 6. 40 с.
  122. А.С. Рок-музыка: стоки и развитие. М.: Знание, 1990. 56 с.
  123. Ю.И., Томилин Ю. Л. Музыка и досуг. М.: Сов. Россия, 1987. 88 с.
  124. Дж.Л. Становление джаза: Популяр, ист. очерк: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. А. Медведева. М.: Радуга, 1984. 390 с.
  125. Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7 лет: Автореферат дисс. канд. педагогических наук. М., 1980. 18 с.
  126. Н.О. О музыкальном просвещении потребителей музыки // Музыка и жизнь. М., 1908, № 7. С. 1−2.
  127. Кон И. С. Взаимоотношения поколений и проблемы молодежи: (Обзор) // Молодежная субкультура и положение молодежи в странах Западной Европы и США: Реферат, сб. / АН СССР.
  128. Ф ИНИОН. М., 1976. С. 9−37.
  129. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  130. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  131. В.Д. Музыкально-творческие виды XX века // Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд., доп. М., 1975. С. 427−468.
  132. В.Д. Об истоках рок-музыки // Классическое и современное искусство Запада: Мастера и проблемы: Сб. ст. / АН СССР. ВНИИ искусствознания. М., 1989. С. 189−206.
  133. В.Д. Пути американской музыки: Очерки по истории муз. культуры США. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1965. 526 с.
  134. В.Д. Рождение джаза. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1990. 320 с.
  135. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся // Искусство в школе. 1998. № 1. С. 8.
  136. Е.Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. Екатеринбург, 2000. 25 с.
  137. В.М. Взаимодействия развивающихся функций личности / Сов. пед-ка, 1989, № 2. С. 67−72.
  138. Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании. М.: Музыка, 1989. 112 с.
  139. Г. Психология развития. СПб., 2000.
  140. Ю.А. Познавательная роль музыки. М., Музгиз, 1963. 61 с.
  141. В.А. Психология. Учебник для уч-ся пед. училищ -2-е издание. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
  142. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1999. С. 20−25.
  143. В.В. Феномен ценностей в культуре / Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1989. С. 75−88.
  144. В.А. подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроках музыки. Автореферат дисс. канд. Педагогических наук. М., 2000. 20 с.
  145. И.А. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада. М.: Знание, 1978. 48 с.
  146. Леонтьева О. Т Карл орф. М.: Музыка, 1984. 334 с.
  147. О.Т. Воспитание музыкой и концепция личности: (Из истории дискуссий 1970-х годов) // Музыка: Реферат, информ. // ГБЛ. Информкультура. М., 1990. Вып. 9. С. 56−70.
  148. М.И. Общение, Личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997.
  149. В.Т. Сотри случайные черты. М.: Знание, 1979. 95 с.
  150. . Т. Теория эстетического воспитания школьников / Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  151. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема / Советская педагогика, 1989, № 11. С. 25−31.
  152. Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 296 с.
  153. А.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. 352 с.
  154. А.А. О природе и средствах музыки. М: Музыка, 1991, 2-е изд. 80 с.
  155. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.
  156. А.С. О воспитании / Сост. B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
  157. З.А. Гумманизация образования. М., 1991. 43 с.
  158. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1998.
  159. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1968.
  160. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. 88 с.
  161. Ф.С. Подросток в свободное время. Л.: Лениздат, 1982. 152 с.
  162. В.В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки. М., 1993. С. 32−06.
  163. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. / Эстетические очерки, вып. 4. М.: Музыка, 1970. С. 15−23.
  164. Н.П. Рок музыка в роли одного из индикаторов образа жизни молодежи // Опыт изучения телерадиожурналистики и общественного мнения: Сборник статей Таллин, 1987. С. 28−99.
  165. Мелик-Пашаев А. А. Из опыта эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 22−30.
  166. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 15−23.
  167. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1989. 285 с.
  168. В.Г. Важное средство формирования музыкальных вкусов школьников//Социологические исследования 1992. № 7. С. 105−107.
  169. В.В. Музыкальные интересы городской молодежи // Город и культура: Сборник научных трудов / СПбГИК им. Н. К. Крупской. СПб., 1992. С. 118−124.
  170. З.П. Далекое-близкое: (Б.Л. Яворский о муз. воспитании детей) // Музыкальное воспитание в школе. М., 1985. Вып. 16. С. 14−19.
  171. З.П. Из истории музыкального воспитания: Б. Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. М., 1977. Вып. 12. С. 69−86.
  172. З.П. Основы формирования познавательной музыкальной потребности школьников подростков // Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1989. С. 111−121.
  173. А.В. Время поисков и решений или старшеклассники о них самих: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  174. А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. 80 с.
  175. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. 39 с.
  176. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. 80 с.
  177. Музыка в школе // Методический журнал. М.: Просвещение, 1987, Вып. 4. 63 с.
  178. Музыка в школе // Методический журнал. М.: Просвещение, 1998, № 2. С. 46−51.
  179. Музыка в школе // Методический журнал. М.: Просвещение, 1998, Вып. 1.С. 2−7.
  180. Ф 182. Музыка в школе // Методический журнал. М.: Просвещение, 2001.1.с. 15−17.
  181. Музыка и общение молодежи: Сб. ст. М.: Знание, 1985. 64 с.
  182. Музыкально эстетическое воспитание средствами хорового самодеятельного искусства: Сборник научных трудов / Науч. ред. П. П. Левандо: ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1983. 167 с.
  183. Музыкальное воспитание в Венгрии / Под общ. ред. Л. А. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1983. 400 с.
  184. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конф. Междунар. об-ва по муз. воспитанию (ИСМЕ) — / Отв. Ред. Д. Б. Кабалевский. М.: Советский композитор, 1973. 416 с.
  185. Музыкальное воспитание в СССР / Под ред. Л. А. Баренбойма. М.:w
  186. Советский композитор, 1985. Вып. 2. 272 с.
  187. Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. ст. / Под ред. А. Л. Островского. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1975. 247 с.
  188. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2−17 / Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1961−1982.
  189. И. Рок музыка: своевременность или современность? // Музыка в школе. 1987. № 3. с. 53−58.
  190. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.
  191. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.319 с.
  192. Е.В. Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.1. М.: Музыка, 1970. 219 с.
  193. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
  194. К. О системе детского музыкального воспитания Пьера ван Хауве (г. Делфт, Голландия) // Музыкальное воспитание в школе/Сост. О. А. Апраксина. М., 1976. Вып. 11. С. 124−136.
  195. .М. Мудрость красоты. О пробл. эстет, воспитания: Книга для учителя. М: Просвещение, 1981. 192 с.
  196. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 119−136.
  197. Л. Научно методические основы исследования музыкальной педагогики // Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Г. Стуловой. М., 1985. с. 21−27.
  198. Е. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М., 1998. С. 31−58.
  199. Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии: Пер. с нем. / Общ. ред. Н. С. Мансурова. 2-е изд. М.: ABA ЭСТРА, 1993. 272 с.
  200. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого: Сб. статей / Под ред. В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина. М., 1976. 120 с.
  201. В.Н. Культура и досуг. М.: Профиздат, 1981. 80 с.
  202. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. К.: Музична Украина, 1975. 250 с.
  203. Г. И. Искусство музыки. М.: Изд-во «Знание», 1987. 112 с.
  204. Педагогика // Научно теоретический журнал, Российская академия образования. М.: Педагогика, 2001. Вып. 1. С. 11.
  205. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994.
  206. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  207. Педагогические размышления // Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  208. А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопр. психологии. 1990. Вып. 3. с. 121−125.
  209. Д.Б. Музыкальное воспитание подростков в клубе: Автореферат, дисс. канд. педагогических наук. Л., 1970. 15 с.
  210. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.
  211. П. И. Педагогика М. Роспедагенство, 1996.
  212. Л.Р. Педагогические принципы Н.А. Римского Корсакова и современная музыкальная педагогика. М., 1994.
  213. К.Н. Психология возрастных кризисов. М., Academa, 2000. С. 5−21.
  214. И.А. Психология творчества и педагогика, М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  215. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания / Педагогика, 1994, № 3. С. 13−18.
  216. В.А. Внутренний мир личности и искусство. Искусство, 1990.
  217. К.П. Серьезная музыка в школе. М.: Просвещение, 1980.
  218. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей. М.: Новая школа, 1994. С. 12−13.
  219. Профессионально-педагогическая направленность обучения при подготовке учителя / Межвузовский сборник, 1986.
  220. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тез. VI науч. конф. по муз. воспитанию, апр. 1982 г. М., 1982. 272 с.
  221. С.Х. Искусство и личность / Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. С. 215−230.
  222. Рок-культура глазами социологов Информ. метод, материалы / Свердловский обком ВЛКСМ, Свердловская обл. рок-клуб. Свердловск, 1989. 62 с.
  223. Рок: музыка? Субкультура? Стиль жизни?: (Обсуждение за круглым столом редакции) // Социологические исследования 1987. № 6. С. 29−51.
  224. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троцкий. М., Книга, 1990. 384 с.
  225. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. 144 с.
  226. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.485 с.
  227. Е.Л. Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей: Автореферат дисс. канд. педагогических наук. Л., 1991. 16с.
  228. И.И. Западная рок музыка и молодежь: Материалы в помощь лектору. Минск, 1987. 23 с.
  229. Ю.А. психология студенческого возраста и становление специалиста / ВВШ, 1969, № 8.
  230. Н.Д. Социальные функции рок музыки и ее место в молодежной субкультуре: (Критика буржуазной социологической концепции рок музыки): Автореферат дисс. канд. философских наук. М., 1987. 20 с.
  231. Ю.С. Немного об эстрадных джазовых составах и рок музыке // Книга о музыке: Популяр. Очерки. М., 1988. С. 90−95.
  232. А.Н., Суна У. Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1980. 64 с.
  233. И.Н. Психология развития и гуманизация образования / Психологический журнал, 1996, т. 17, № 3. С. 168−169.
  234. Т.М. Музыкальная культура учащихся профессионально * технических училищ: Информационный бюллетень Челябинск, 1983. 39 с.
  235. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. JI.A. Баренбойма. JL: Музыка, 1970. 160 с.
  236. М.Н. Проблемы современной дидактики: воспитание и обучение. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
  237. В.А. антропологический подход в педагогическом образовании / Народное образование, 1994, № 9, 10. с. 124−126.
  238. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  239. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования / Современная высшая школа, 1991, № 4. С. 83−96.
  240. М.И. Личностная психология. М., 1994.
  241. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. 1995.
  242. Я.Ю. Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно досуговой деятельности. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. СПб, 1998. С. 20.
  243. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей. Вып.1. JL: Советский композитор, 1980. 296 с.
  244. А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. JL: Музыка, 1975. 64 с.
  245. Ю.А. Методика воспитательной работы клуба. М., 1979, С. 14.
  246. Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы. М., 1988.
  247. Ю.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1998. 131 с.
  248. Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.
  249. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников М.: АПН СССР, НИИ художественного воспитания 1989.
  250. У.Ф. Культурно эстетическая ориентация сознания / Фил-ия, наука, человек. Проблемы и перспективы. Рига, 1990. С. 139−157.
  251. Т.Д. Музыкально педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов / Приемы формирования познавательной активности. М., Прометей, 1991. С. 87−122.
  252. Т.Д. О подготовке учителя к музыкально педагогической деятельности / «Советская педагогика», 1984, № 1. С. 60- 80.
  253. Т.Д. Условия формирования умений в процессе музыкально педагогической подготовки учителя начальныхклассов / Формирование профессионально педагогических умений у студентов педвузов. Воронеж, 1981. С. 83−100.
  254. Г. С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. 192 с.
  255. Г. С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 107−112.
  256. Р.А. Музыкально эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М.: Прометей, 1989. 127 с.
  257. Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
  258. .М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 39−251.
  259. Н.А. Художественно творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Прометей, 1990. 184 с.
  260. Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992. № 1 2. С. 55−60.
  261. Л.С. Философия культуры. М., 1994.
  262. Учитель // Профессиональный педагогический журнал. М.: Преображение, 2001, № 1. С. 2−30.
  263. Т.И. Состояние социума и воспитание / Педагогика, 1995, № 6. С. 26−31.
  264. Фохт-Бабушкин Ю. Об эффективности художественного воспитания / Искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. С. 17−33.
  265. Г. С. Музыка! Музыка? Музыка и молодежь. М.: Советский композитор, 1991. 216 с.
  266. Фридман J1.M. Школа и общество / Советская педагогика, 1993, № 10. С. 19−23.
  267. Л.М., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  268. Г. А. Психология саморазвития. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1995. 239 с.
  269. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994, С. 31−33.
  270. Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: Сборник статей / Под ред. Б. Г. Ананьева. М., 1937, 184 с. / Ленинградский университет им. А. А. Жданова. Ученые записки. Вып. 13.
  271. Ш. Музыкальное воспитание в школах Великобритании: Доклад на научно практической конференции, 25−27 июня 1993 г., г. Челтенхем, Великобритания. Челтенхем, 1993. 17 с.
  272. Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления музыкального образования. Музыка в школе // Научно методический журнал. М., 1998, Вып. 3. С. 14.
  273. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
  274. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  275. Л.В. Просветительство как средство формирования музыкальной культуры молодежи: Автореферат дисс. канд. педагогических наук. СПб., 1991. 16 с.
  276. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М&bdquo- 1987. С. 100.
  277. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.
  278. .Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.
  279. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 166 с.
  280. Эстетическое воспитание молодежи: проблемы и опыт. Минск, 1986. С. 26.
  281. .Л. О музыкальном воспитании детей // Музыкальное воспитание в школе. М., 1985. Вып. 16. С. 14−19.
  282. .Л. Статьи, воспоминания, переписка: Сб. в 2 т. Т.1 / Ред. сост. И. С. Рабинович. М.: Советский композитор, 1972. 711 с.
  283. Ю. Педагогическое наследие. М., 1993, № 2. С. 10−13.
  284. Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. М.: МГУ К, 2000. 204 с.
  285. Н.Н. Становление теории внешкольного образования (конец XIX в. первая треть XX в.): Хрестоматия. М.: 2000. 207 с.
  286. Brocklehurst Br. Response to Music Education. London., 1971 hp. 141.
  287. Haines N. Composing at the Electronic Keyboard. London., 1998. 40 p.
  288. Lumsden K. Musicland. Theory book 1. Therford Norfolk, 1990. 33 p.
  289. Odam G. Silver burdett and Ginn Music: Teacher edition. Book 4. Morristown, 1989. 318 p.
  290. Painter J. Music Education and the emotional Needs of Young People. Towards a new Type of research in Great Britain // Bontinck J., ed. New Patterns of musical Behavior of the Young Generation in industrial Societies. W., 1974. p. 159−166.
  291. Phelan A. The impact of technology and post modern and education // Art education, 1984. № 2−30 p.
  292. Schafer R.M. Creative Music Education: A hand. For the mod. Music teacher. New York, 1976. 275 p.
  293. SFX 14. Richard Clayderman. London New York Sydney, 1984. 48 p.
  294. Silver burdett and Gin Music. Morristown, 1989. 29 p.
  295. Songs for the Recorder from Oliver. London New York Sydney, 1974. 24 p.
  296. Stocks M., Mattocks A. Growing With Music- The primary music course for the new curriculum- Somerset Music Educational Program. Logman, 1992. 6 p.
  297. Taylor R. The Pirate Pretender. Churchman, 1989. 115 p.
  298. АНКЕТА № 1 Анализ потребностей и интересов молодежи1. Дорогой друг!
  299. Анкета анонимная. Свою фамилию указывать не надо. Заранее благодарим Вас за участие в нашей работе.
  300. Что привело Вас в данный педагогический колледжа) Любовь к будущей профессии. б) Стремление к совершенствованию. в) Данную специальность для меня выбрали родители. г) Затрудняюсь ответить.
  301. Какое значение для Вас имеет данная специализация? а) Является средством расширения знаний. б) Средством общения с интересными преподавателями и студентами. в) Средством приобщения к творчеству. г) Свой вариант ответа.
  302. Как Вы считаете, учеба в данном колледже помогает Вам: а)Углубить свои знания по специальности. б) Осуществить творческий замысел. в) Завоевать авторитет среди студентов. г) Раскрыть свой талант в учебе, спорте, художественном творчестве.
  303. Занимаетесь ли Вы каким-либо видом художественного творчества? а) Да. б) Нет.
  304. В каких творческих коллективах Вы занимаетесь? а) Хор русской песни. б) Ансамбль металофонистов. в) Оркестр народных инструментов. г) Оркестр духовых инструментов. д) Ансамбль баянистов и аккордеонистов. е) Вокально-инструментальный ансамбль.
  305. Оказывают ли влияние традиции коллектива на его участников? а) Да. б) Нет.
  306. Если да, то в чем по Вашему мнению это проявляется? а) Способствует проявлению активности. б) Дисциплинирует. в) Укрепляет взаимоотношения между участниками. г) Становятся приятными занятия.
  307. Как повлияли уроки музыки и пения в общеобразовательной школе на формирование Ваших интересов? а) Появилось желание продолжить обучение в специализированном колледже. б) Привили любовь к музыке. в) Не повлияли. г) Затрудняюсь ответить.
  308. Какую музыку Вы предпочитаете? а) Классическую. б) Эстрадную. в) Джаз. г) Народную. д) Свой вариант ответа.
  309. Как Вы считаете, где лучше проводить свободное время? а) В творческом коллективе. б) В спортивном комплексе. в) В компании друзей. г) Свой вариант ответа.
  310. Удовлетворены ли Вы в общем? а) Да. б) Нет.-творческим процессом, -результатом этого процесса.
  311. Что Вас не удовлетворяет в деятельности коллектива? а) Низкий уровень теоретических и практических знаний. б) Неудовлетворительные взаимоотношения в коллективе.
  312. Просим сообщить некоторые данные о себе а) Ваш возраст (подчеркните) 14−1717.20 20−25б) пол мужской, женский. в) учебное заведение. Благодарим за ответы! г) курс д) группа1. АНКЕТА № 2
  313. Определение уровня познавательного интереса к изучению предметовэстетического цикла
  314. Оцени свою работу на уроке искусства: а) учусь в полную силуб) учусь по возможностив) учусь, по поскольку заставляюг) учусь, потому что интересно
  315. Что на уроках искусства тебе нравится больше всего? а) рассказ учителяб) анализ произведенийв) слушать ответы ребятг) исполнять произведения (петь, играть) д) разгадывать кроссвордые) работать с книгами, пластинками, репродукциями
  316. Что является наиболее сложным для тебя в изучении предметов искусства? а) усвоение теоретического материалаб) применение теоретических знаний на практикев) запоминание терминов- секторов произведенияг) анализ произведений искусства
  317. Как Вы считаете занятие на уроках искусства помогают: а) раскрыть и развить свои способностиб) углубить знаниев) завоевать авторитет среди учащихсяг) свой ответ
  318. Занимаетесь ли Вы каким либо видом творчество? а) даб) нет
  319. В каких творческих коллективах Вы задействованы? а) хор русской песниб) вокально-инструментальная группав) инструментальной ансамбль (металофонистов, русских народных инструментов) г) танцевальной коллективд) свой ответ
  320. Как регулярно проходят занятия в вашем коллективе? а) один раз в неделюб) 2−3 раза в неделюв) более 3-х раз в месяцг) это зависит от ситуации (планируется смотр, концерт и т. д.)
  321. Какими видами искусства Вы хотели бы еще заниматься? а) изобразительное искусствоб) театральное искусствов) художественное чтениег) хореографияд) свой ответ
  322. Как повлияли уроки музыки и пения в общеобразовательной школе формирование Ваших интересов? а) появилось желание продолжить обучение в специализированном колледже, ВУЗеб) привили любовь к музыкев) ничего не далиг) затрудняюсь ответить
  323. Какую музыку Вы предпочитаете? а) классическуюб) эстраднуюв) народнуюг) джазд) свой вариант ответа
  324. Как Вы считаете, где можно эффективно реализовать Ваше свободное время? а) в творческом коллективеб) в школев) в компании друзейг) свой вариант ответа
  325. Просим сообщить некоторые данные о себе: а) Ваш возраст подчеркните 11−1515.17 17−20б) пол: мужской или женский Благодарим за ответ!1 семестр 2000−2001 уч. Год цикл лекций- концертов по теме:
  326. М.И. Глинки). Также познакомила с народными песнями в современной эстрадной обработке.
  327. Профессиональным, ярким выступлением поразил публику коллектив трио баянистов Липецкой филармонии в составе Сергея Ельчанинова и заслуженных артистов России Вячеслава Мельника и Виктора Карпий.
  328. Программа лектория «Музыкальная жизнь России»
  329. В цикл вошли следующие темы:
  330. П.И. Чайковский 18 февраля 2000 г.
  331. И. Дунаевский 19 марта 2000 г.
  332. Пушкин в музыке 15 апреля 2000 г.
  333. Концерт-конкурс «Алло, мы ищем таланты». 21 мая 2000 г.
  334. Четыре главных источника воодушевляли композитора: народная песня, бытовая музыка, джаз, произведения классиков.
  335. Восторженные глаза и активные аплодисменты студентов и преподавателей стали главной оценкой успеха мероприятия.
  336. Теоретическая модель совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности1
  337. Организационно-педагогические1. Педагогические технологииY1. Методы1. Формы работы
  338. Формирование музыкальных вкусов, ценностных ориентаций- широта поля деятельности- гармонично-развитая личность1. Научно-методическиеу1. Средства1. Виды деятельности
Заполнить форму текущей работой