Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игровые технологии. 
Освоение естественнонаучных понятий на уроках окружающего мира в 3 классе средствами игровой технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез… Читать ещё >

Игровые технологии. Освоение естественнонаучных понятий на уроках окружающего мира в 3 классе средствами игровой технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие внимания Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьников.

Внимание школьника носит избирательный характер, направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников 1−2 классов, обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. В 3−4 классе у ребёнка постепенно складывается привычка сохранять внимание и на том, что не кажется интересным, поскольку для школьников 9−10 лет процесс учения стал вполне обычным и обязательным. (В.С. Мухина «Возрастная психология»).

Развитие памяти Младший школьный возрастэто возраст накопления большого количества представлений, отражающих то, что школьник видит вокруг себя, то, о чём он слышит из уст учителя, окружающих его людей, в том числе и своих сверстников.

Значение памяти в школьном обучении огромно. В процессе изучения основ наук школьники запоминают факты, правила, законы, моральные нормы и т. д. Они запоминают и сохраняют в памяти то, что им потребуется в дальнейшем обучении, а затем в будущей трудовой и общественной деятельности.

Развитие памяти школьников происходит в неразрывной связи с развитием их мышления. Вплетающееся в процессы памяти мышление способствует развитию у них осмысленного запоминания, успешного усвоения основ науки.

В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

Развитие мышления Особенность здоровой психики ребёнка — познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

Основной вид мышления в младшем школьном возрасте — образное мышление. Мышление ребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определённых проблемных ситуаций.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т. е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятия думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Таким образом учитывая возрастные особенности третьеклассников можно использовать игровые технологии на уроках окружающего мира для развития всех психических процессов.

По определению Г. К. Селевко игровая технология — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

  • 1. дидактические — формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • 2. воспитывающие — воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
  • 3. развивающие — развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  • 4. социализирующие — приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он рассматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство это теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — её разнообразна полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

  • 1) Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатство культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
  • 2) Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.
  • 3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
  • 4) Коммуникативная игра. Игра — деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная.
  • 5) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».
  • 6) Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Так, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребёнка самим ребёнком, исходя из его собственного внутреннего потенциал.

А, Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

  • 7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
  • 8) Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости .Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей в развлекательность.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. Однако личностное развитие происходит в рамках выполнения других видов деятельности, в том числе игровой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой