Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов педвузов по социальной информатике в условиях информатизации образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем будущему специалисту сферы образования необходимы знания основных закономерностей процесса глобальной информатизации общества и образования, основных видов информационных ресурсов и информационных процессов в обществе, социально-педагогических особенностей процесса информатизации образования, социальных аспектов информационной безопасности личности и общества. Важна также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
    • 1. 1. Анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы в области изучения социальной информатики
    • 1. 2. Образовательные, воспитательные и развивающие цели курса «Социальная информатика»
    • 1. 3. Общенаучная, профильная и общекультурная составляющие содержания подготовки по социальной информатике в педвузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Принципы отбора содержания подготовки студентов педвузов по социальной информатике
    • 2. 2. Требования к уровням обученности студентов педвузов в области социальной информатики
    • 2. 3. Блочно-модульная структура содержания курса, ориентированного на социальные аспекты информатизации образования
    • 2. 4. Организационные формы и методы обучения студентов педвузов по социальной информатике
    • 2. 5. Организация, анализ и результаты экспериментальной работы по преподаванию курса «Социальная информатика» в педвузе
  • Выводы по второй главе

Подготовка студентов педвузов по социальной информатике в условиях информатизации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора развития информационного общества в целом, а также возрастает роль информации в развитии общества и происходит бурный прогресс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет говорить об информатизации общества и образования. При этом под информатизацией общества мы понимаем глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Под информатизацией образования понимаем процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в здоровьесбере-гающих условиях [126, С. 3]. В условиях информатизации образования информатика является одной из фундаментальных областей научного знания, в рамках которой изучаются информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

К основным проблемам информатизации относятся [95, С. 449−450]: материально-техническиепсихологическиеправовыеэкономическиесоциальные.

Материально-технические проблемы проявляют себя в форме недостаточной обеспеченности населения средствами информационно-коммуникационных технологий. Это порождает противоречие между необходимостью в информационном обществе обеспечить высококачественный доступ к информационным ресурсам и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи.

В то же время уже сегодня наличие разнообразных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывает большое влияние на отношение к традиционному источнику информации — книге. «Экранная» культура продолжает интенсивно развиваться, и количество «экранов» постоянно растет (телевизоры, видеоприставки, видеомагнитофоны, плейеры и компьютеры). В связи с этим появляются большие возможности выбора того или иного способа и средства как для образования, так и досуга. Эволюция информационных потребностей современного студента характеризуется увеличением информационно-образовательных ресурсов, ориентированных на самообразование.

К психологическим проблемам относится неготовность населения к информатизации общества. Обычно это выражается:

• в недостаточном уровне информационных потребностей и в отсутствии желания их развивать;

• в консерватизме значительной части населения и нежелании затрачивать усилия на восприятие нового;

• в существовании психологического барьера восприятия новой информационной техники.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества. Многие проблемы здесь связаны с вопросами собственности на ресурсы, но широкому кругу потребителей не может быть доступна та часть информации, которая является собственностью определенных государственных органов и не подлежит доступу по общим каналам. Следовательно, использование информационных ресурсов должно регламентироваться законами правового регулирования в информационной сфере, несоблюдение которых приводит к правонарушениям в этой области. К этой же группе относятся проблемы правонарушений в информационной сфере.

Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике «информационного» общества, законы которой не идентичны законам развития информационного рынка.

Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации. Здесь основными выступают коммуникативные проблемы. Человек формирует себя как личность только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Поэтому усиление коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создает возможности для дальнейшего развития человека как личности и возрастанию роли каждой личности в обществе. Но этот процесс одновременно усложняет социальную структуру общества, приводя к значительному изменению существующих в нем связей.

Таким образом, информатизация сама по себе влечет изменения в общественной жизни и переход к информационному обществу, при этом, конечно, изменяются и требования к членам общества.

В информационном обществе центр тяжести постепенно переносится с общественного производства в научную и образовательную сферу, существенно повышаются требования к уровню образования всех членов общества. Это ставит образование в положение «объекта» информатизации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только глубокие профессиональные знания, но и необходимый уровень информационной культуры, что даст ему возможность свободно использовать компьютерные технологии в своей практической деятельности.

Вопросам отбора содержания и разработки методики преподавания информатики в профессиональном образовании были посвящены работы Жданова С. А., Кузнецова A.A., Кузнецова Э. И., Лапчика М. П., Матросо-ва В.Л., Панюковой C.B., Роберт И. В. и др., в которых отмечается, что основная цель общеобразовательного курса информатики — подготовка специалиста к жизни в информационном обществе, формирование фундаментальных знаний в предметной области «Информатика» [48, 80, 83, 84, 93].

В настоящее время проблемы развития информатики приобретают все более ярко выраженный социальный характер, что связано с глобальным процессом информатизации общества и образования. По мере информатизации общества информация становится основным продуктом в производственной, научно-исследовательской и других видах деятельности. Вместе с тем, приобретают особую значимость умения ориентироваться в структуре социально-экономических, научно-технических и культурологических проблем современного общества периода его информатизации и глобальной массовой коммуникации, а также умения самостоятельно оценивать возможные социальные последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества и образования.

В этой связи актуально изучение социальной информатики, как учебного предмета, отражающего особенности информатизации общества и образования, информационной культуры как нового проблемного направления в педагогической деятельности, а также профессиональной деятельности педагога, направленной на решение социальных аспектов информационной безопасности личности и общества.

Наиболее значимо опыт разработки и преподавания курса социальной информатики в системе классического университетского образования при подготовке учителей информатики, социальных педагогов, преподавателей социологии и других специалистов отражен в работах Астаховой Л. В., Коли-на К.К., Лапина Н. И., Соколовой И. В., Суслакова Б. А. и др. Следует отметить, что в последние годы проблематика социальной информатики стала появляться в учебных пособиях для школ и педвузов (Бешенков С.А., Могилев A.B., Пак Н. И., Ракитина Е. А., Хеннер Е. К., Шутикова М. И. и др.).

Анализ существующей практики изучения социальной информатики как учебного предмета позволил заключить, что, в основном, в педвузах социальная информатика не изучается отдельно, а лишь частично в рамках отдельных учебных курсов.

Вместе с тем будущему специалисту сферы образования необходимы знания основных закономерностей процесса глобальной информатизации общества и образования, основных видов информационных ресурсов и информационных процессов в обществе, социально-педагогических особенностей процесса информатизации образования, социальных аспектов информационной безопасности личности и общества. Важна также научно-методическая разработанность курса по социальной информатике для педвузов, ориентированного на формирование умений осуществлять информационную деятельность при работе с ресурсами, представляющими культурное наследие общества, а также умений осуществлять преобразование, передачу, хранение и использование социально значимой информации в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие между возрастающими потребностями сферы образования в специалистах в области преподавания социальной информатики и недостаточной реализацией в учебном процессе педвуза форм и методов обучения, способствующих повышению качества образования студентов педагогических вузов в этой области в условиях информатизации образования. Выявленное противоречие определяет проблему исследования.

Актуальность исследования заключается в необходимости разработки структуры содержания курса по социальной информатике в педагогическом образовании, ориентированного на изучение социальных аспектов становления и развития процесса информатизации общества и образования при использовании средств ИКТ в процессе учебной и будущей профессиональной деятельности, а также методических подходов к подготовке студентов педагогических вузов по курсу социальной информатики в условиях информатизации образования.

Объект исследования: процесс подготовки студентов педагогических вузов по социальной информатике в условиях информатизации образования.

Предмет исследования: методические подходы к подготовке студентов педагогических вузов по курсу социальной информатики в условиях информатизации образования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости и целесообразности преподавания социальной информатики как отдельного курса, разработке его структуры содержания для педагогических вузов, обеспечивающего будущих специалистов знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования и методических подходов к подготовке студентов педагогических вузов по курсу социальной информатики.

Гипотеза исследования. Если обучение социальной информатике студентов педагогических вузов основано на реализации принципов отбора содержания подготовки, а также методических требованиях к обучению по социальной информатике, то будет достигнут творческий уровень сформированное&tradeдействий по решению задач (по Беспалько В.П.) в области: знаний и умений ориентироваться в происходящих процессах информатизации общества и образования, самостоятельной деятельности по работе с информационными ресурсами современного общества, осуществления информационной деятельности при работе с распределенными информационными ресурсами социального характера Всемирной сети Интернет и локальных сетей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1) проанализировать научно-педагогические исследования, посвященные подготовке по социальной информатике, и опыт преподавания этой дисциплины;

2) конкретизировать принципы отбора содержания подготовки студентов педагогических вузов в области социальной информатики в рамках будущей профессиональной деятельности;

3) обосновать структуру содержания обучения социальной информатике для студентов педагогических вузов;

4) разработать методические подходы к подготовке студентов по социальной информатике в условиях информатизации образования;

5) провести экспериментальную проверку уровня обученности студентов педвузов в области социальной информатики.

Методологической основой исследования являются работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки Ба-банского Ю.К., Беспалько В. П., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Талызиной Н. Ф. и др.- работы в области общей теории высшего педагогического образования — Архангельского С. И., Кузьминой Н. В., Сластенина В. А., Фридмана A.M. и др.- работы по теории и практике информатизации образования.

— Ваграменко Я. А., Жданова С. А., Кузнецова A.A., Лапчика М. П., Панюко-войС.В., Роберт И. В., ПакаН.И. и др.- работы в области содержания курса информатики и информационных технологий и научно-методических основ подготовки учителей информатики — Брановского Ю. А., Гейна А. Г., Ершова А. П., Жданова С. А., Кравцовой А. Ю., Кузнецова A.A., Кузнецова Э. И., Лапчика М. П., Матросова В. Л., Могилева A.B., ПакаН.И., Ракитиной Е. А., Роберт И. В., Хеннера Е. К. и др.- работы в области социальной информатики.

— Афанасьева В. Г., Бриткова В. Б., КолинаК.К., Соколова A.B., Соколовой И. В., Урсула А. Д., Халипова В.Ф.и др.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, социологической литературы по изучаемой проблеме, программ информатизации образованиясистематизация и обобщение опыта изучения вопросов социальной информатикинаблюдениеопрос (интервьюирование, анкетирование), тестирование студентов педагогических вузовпедагогический эксперимент с дальнейшей обработкой его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в:

— обосновании необходимости и целесообразности преподавания отдельного курса по социальной информатике в педагогических вузах, ориентированного на социальные аспекты информатизации образования;

— выделении составляющих компонентов содержания по социальной информатике;

— конкретизации принципов отбора содержания подготовки студентов педагогических вузов в области социальной информатики в аспекте будущей профессиональной деятельности;

— разработке требований к уровням обученности студентов педагогических вузов в области социальной информатики.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке структуры содержания курса по социальной информатике при внедрении в учебный процесс педагогического вуза;

— выявлении организационных форм и методов обучения студентов педагогических вузов по социальной информатике;

— экспериментальном подтверждении целесообразности преподавания курса «Социальная информатика» в педагогическом вузе.

Апробация результатов осуществлялось в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и информационных технологий обучения Армавирского государственного педагогического университетана III и IV Международных научно-методических конференциях «НТПФ-Ш, IV» (Москва, 2002, 2005), на межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2003), на межрегиональной конференции «Развитие внутривузовских систем обеспечения качества образования» (Армавир, 2004), на региональных научно-практических конференциях (Армавир, 2002;2006).

Внедрение результатов проходило на базе математического факультета Армавирского государственного педагогического университета. Материалы авторского курса, разработанного в процессе исследования, использовались на занятиях со студентами Армавирского государственного педагогического университета, что подтверждается актом о внедрении.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения социальной информатике, а также общенаучной, профильной и общекультурной составляющих содержания подготовки и принципов его отбора положены в основу подготовки в области: использования информационных ресурсов социальной значимости и осуществления информационных процессовсоциально-педагогических аспектов информатизации общества и образованияосуществления информационной деятельности, направленной на профессиональную работу с информационными ресурсами локальных и глобальной сетей.

2. Методические подходы к обучению студентов педвузов по социальной информатике, основанные на реализации: блочно-модульной структуры содержания курса, ориентированного на социальные аспекты информатизации образованияорганизационных форм и методов обучениятребований к уровням обученности студентов педвузов в области социальной информатики, обеспечивают формирование: знаний и умений ориентироваться в социальных проблемах современного общества, связанных с его информатизациейумений самостоятельно оценивать возможные социальные последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества и образованияумений принимать оптимальные решения при работе с социально значимыми информационными ресурсами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сформулированные во введении цель и гипотеза исследования опреде лили ведущие его задачи. Их позитивное решение обеспечивает достижение.

цели и подтверждает выдвинутую гипотезу. По результатам проведенного исследования сделаны следующие выво ды:

1. Проведенный анализ научно-педагогической и учебно-методической.

литературы по социальной информатике показал необходимость подготовки.

студентов, направленной на получение: знаний основных закономерностей.

процесса глобальной информатизации общества и образования, основных.

видов информационных ресурсов и информационных процессов в обществе;

умений самостоятельно оценивать последствия развития процесса информа тизации образования как социально-педагогического аспекта информатиза ции обществапонимания значимости информации в информационном об ществе, ориентироваться в информационных потоках. Также анализ позволил.

выявить образовательные, воспитательные и развивающие цели курса «Со циальная информатика" — общенаучную, профильную и общекультурную со ставляющие содержания подготовки по социальной информатике в педаго гическом вузе. 2. Оптимальными принципами отбора содержания подготовки студен тов педвузов в области социальной информатики являются следующие:

принцип опережающего характера подготовки, который предполагает выяв ление условий переструктурирования содержания подготовки в соответствии.

с реализацией открытых форм и методов обучения, включение новой темати ки, отражающей современные достижения науки и технологии в соответст вии с использованием средств Р1КТ и знаний в области социальной информа тики в образовании на ближайшую перспективупринцип инвариантности.

содержания подготовки, позволяющий сформировать единое содержание баИЗ.

зового курса для педагогов любых специальностейпринцип целесообразно сти и прикладной направленности подготовки, предполагающий обеспече ние самостоятельных действий обучаемых при осуществлении информаци онной деятельностипринцип модульности содержания подготовки, обеспе чивающий реализацию базовой и профильной подготовкипринцип меж предметной интеграции, предусматривающий использование в процессе.

изучения образовательной области «Социальная информатика» системы ба зовых понятий в области смежных дисциплин (экономики, педагогики и дру гих). 3. Разработана структура содержания обучения социальной информа тике для студентов педагогических вузов, которая складывается из совокуп ности таких структурных элементов науки «Социальная информатика», как:

проблемы и перспективы развития предметной области социальная.

информатикаинформационные ресурсы и информационные процессы в со временном обществе периода информатизации и глобальной массовой ком муникациисоциально-педагогические аспекты информатизации общества;

формирование информационной культуры педагога в аспекте социальных.

вопросов информатизации образованияпрофессиональная деятельность пе дагога, направленная на решение социальных аспектов информационной.

безопасности личности и общества. При этом каждое направление обучения.

представлено в виде отдельного блокакаждый блок представлен в виде мо дулей, отражающих конкретные темы, подлежащие изучениюсодержание.

блоков может быть скорректировано в зависимости от конкретных условий;

обеспечивается открытость программы для внесения новых направлений.

обучения — блоков и корректировка содержания обучения (модулей). 4. Обоснованы оптимальные организационные формы обучения (лек ции, семинары, практические и лабораторные занятия) — методы обучения:

методы проблемного обучения — студенты в процессе получения знаний де лают мини-исследование или творческую практическую работуметод про ектов — основной характеристикой этого метода является наличие проблемы. требующей от обучаемых совместной организованной творческой, исследо вательской, поисковой или игровой деятельности, направленной на разреше ние поставленной проблемыметод самостоятельной работы — в процессе са мостоятельной работы происходит внутренняя переработка теоретического.

материала и формирование собственных оценочных суждений, необходимых.

для глубокого освоения и последующего творческого использования пред метных знанийпедагогическое тестирование — как один из методов контроля.

усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков. 5. В ходе педагогического эксперимента проведена проверка уровня.

обученности студентов в области социальной информатики в рамках курса.

«Социальная информатика». Показано, что большинство обучаемых (уровень.

значимости, а = 0,05) в результате педагогического эксперимента достигло.

творческого уровня обученности в области социальной информатики в кон тексте уровней сформированности действий по решению профессиональных.

задач (по Беспалько В.П.). Итак, в процессе проведенного автором исследования решены все по ставленные задачи, достигнута основная цель исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Предпосылки развития информатизации образования
  2. Цели и основные задачи информатизации образования
  3. Современное состояние подготовки учителей в области проблем информатизации образования
  4. Направления научных исследований, определяющие развитие информатизации отечественного образованияКонтрольные вопросы и задания
  5. Какие новые возможности открываются в информационном обществе перед образованием?
  6. В чем сущность дистанционного образования?
  7. Какую роль играет процесс информатизации общества в развитии системы образования?
  8. Укажите основные направления развития процесса информатизации образования в России.
  9. Каковы основные задачи информационного обеспечения системы образования? Темы рефератов
  10. Перспективы информационного общества для будущего развития образования.
  11. Информатизация образования, ее плюсы и минусы.
  12. Подходы к определению понятия «информационная культура».
  13. Компоненты содержания информацонной культуры.
  14. Структура информационной культуры специалиста.
  15. Алгоритм информационной адаптации специалиста в отрасли. Контрольные вопросы и задания
  16. Какие вы знаете подходы к определению понятия «информационная культура», их отличия.
  17. Охарактеризуйте компонент содержания информационной культуры -умение пользоваться автоматизированными информационными системами.
  18. Дайте определение одной из составляющих основ информационной культуры владение основами алгоритмизации.
  19. Из чего складывается структура информационной культуры педагога?
  20. Как вы понимаете информационное взаимодействие? Темы рефератов.
  21. Информационная культура как один из факторов информатизации образования.
  22. Информационная культура будущего учителя.
  23. Виды и источники угроз информационной безопасности
  24. Информационно-психологическая безопасность личности. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ
  25. Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению
  26. Информационное поведение личности в процессе обеспечения информационной безопасности. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферахКонтрольные вопросы и задания
  27. Перечислите основные информационные проблемы обеспечения национальной безопасности.
  28. В чем заключается проблема интеллектуальной безопасности?
  29. Какие черты информационного образа жизни будут являться в будущем наиболее характерными?
  30. В чем проявляется информационная свобода личности? Какие новые возможности для нее создает информационное общество?
  31. В чем заключается информационная ответственность личности?
  32. Каковы основные цели и объекты информационной безопасности страны?
  33. В чем состоят главные задачи обеспечения информационной безопасности общества?
  34. Перечислите основные угрозы для информационной безопасности.
  35. Как обеспечивается в России защита информационных прав личности? Темы рефератов.
  36. Internet как средство социальной коммуникации.
  37. Информационные аспекты проблемы безопасности и устойчивости развития общества.
  38. Виртуальная информация в досуге и обучении.
  39. Информационная безопасность личности, общества, государства.
  40. Методы борьбы с информационной преступностью в современном обществе.
Заполнить форму текущей работой