Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков
Причем, максимальный балл как в экспериментальной, так и в контрольной группе отмечается по шкале «Авторитарность», что свидетельствует о наиболее ярко выраженной дезадаптианости по этому параметру. Корреляционный анализ позволил выявить 13 связей в экспериментальной группе и 20 в контрольной между параметрами «Я — реальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной… Читать ещё >
Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Самовосприятие подростками реального «Я-образа»
по методике Т. Лири.
Средние значения показателей образа «Я-реальное» исследуемых подростков представлены в таблице 7. Достоверность различий по субшкалам определялась с помощью t — Критерия Стьюдента. Значимые различия выражены по четырем из восьми субшкал .
Таблица 7.
Средние значения и стандартное отклонение показателей реального «Я-образа» исследуемых подростков.
Октанты (субшкалы). | Экспериментальная группа. | Контрольная группа. | Уровень Значимости различий. |
I. «Авторитарность». (лидерство — властность — деспотичность). | 9,94 (3,43). | 8,87 (3,20). | p 0,05. |
II. «Эгоистичность». (уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность). | 8,03 (2,71). | 8,51(2,70). | ______. |
III. «Агрессивность». (требовательность — непримиримость — жестокость). | 8,80 (2,41). | 7,54 (2,86). | p 0,05. |
IV. «Подозрительность». (скептицизм — упрямство — негативизм). | 7,45 (2,79). | 6,36(2,55). | p 0,05. |
V. «Подчиняемость». (уступчивость — кротость — пассивная подчиненность). | 6,51 (3,59). | 5,72(3,37). | _______. |
VI. «Зависимость». (доверчивость — послушность — зависимость). | 7,61 (2,44). | 7,09(2,06). | _______. |
VII. «Дружелюбность». (добросердечие — несамостоятельность — конформизм). | 8,77 (2,83). | 8,42(2,31). | _______. |
VIII. «Альтруизм». (отзывчивость — бескорыстие — жертвенность). | 9,06 (3,37). | 7,69(3,22). | p 0,05. |
Критическое значение — 8 баллов превышается по 5 из 8 октант в экспериментальной группе и по 3 в контрольной. Это говорит о более выраженной тенденции к дезадаптивности и экстремальному поведению у делинквентных подростков в отличии от их «благополучных» сверстников.
Причем, максимальный балл как в экспериментальной, так и в контрольной группе отмечается по шкале «Авторитарность», что свидетельствует о наиболее ярко выраженной дезадаптианости по этому параметру. Корреляционный анализ позволил выявить 13 связей в экспериментальной группе и 20 в контрольной между параметрами «Я — реальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной ситуации, а также конфликтностью, контактностью и социальной адаптивностью. Взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах (рис. 1 — экспериментальная группа, рис. 2- контрольная группа).
Рис. 1.
Взаимосвязь показателей «Я» реального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (экспериментальная группа).
Рис. 2.
Взаимосвязь показателей «Я» реального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, соц. адаптивностью (контрольная группа).
Наибольшее количество связей (5) в экспериментальной группе отмечается у параметра «Бескорыстие», причем он отрицательно коррелирует с социальной адаптированностью. На наш взгляд, это может объясняться представлениями подростков о том, что бескорыстный и альтруистический человек менее приспособлен и успешен в жизни. При этом он может попасть в зависимость от других людей, что отражается во взаимосвязи с параметрами «Зависимость» и «Подчиняемость».
Также в группе делинквентных подростков большое количество связей (4) отмечается у параметра «Агрессивность», который связан с «Доминированием», «Подозрительностью» и «Самоуверенностью» положительно и с параметром «Подчиняемость» отрицательно. Таким образом, можно предположить, что эти параметры взаимообуславливают и усиливают влияние друг друга.
В контрольной группе наибольшее количество связей имеет параметр «Самоуверенность» (6), что свидетельствует об актуальности проблемы самоутверждения для «благополучных» подростков. В представленной корреляционной плеяде отражена взаимосвязь параметра «самоуверенность» с различными агрессивными проявлениями («вербальная агрессия», «физическая агрессия», «доминирование», «агрессивность», «подозрительность», «соперничество»). Мы считаем, что это может быть объяснено тем, что в представлении подростков уверенный в себе человек проявляет агрессию по отношению к окружающим, что усиливается влиянием средств массовой информации.
Также как и у делинквентных подростков, у подростков из контрольной группы наблюдается отрицательная взаимосвязь параметра «социальная адаптированность» с параметрами «бескорыстие» и «дружелюбие». Таким образом, можно сделать вывод, что представления о бескорыстном и дружелюбном человеке, как о более социально неприспособленном распространено среди подростков. На основании этого, мы считаем, что психолого-педагогические мероприятия направленные на коррекцию таких представлений необходимо проводить во всех подростковых группах.
Самовосприятие подростками идеального «Я-образа» по методике Т. Лири.
Средние значения показателей образа «Я-идеальное» исследуемых подростков представлены в таблице 8. Достоверность различий по субшкалам определялась с помощью t — Критерия Стьюдента. Значимые различия выражены по двум из восьми субшкал .
Таблица 8.
Средние значения и стандартное отклонение показателей идеального «Я-образа» исследуемых подростков.
Октанты (субшкалы). | Экспериментальн группа. | Контрольная группа. | Уровень Значимости разл. |
I. «Авторитарность». (лидерство — властность — деспотичность). | 10,08 (3,63). | 10,72 (3,10). | ______. |
II. «Эгоистичность». (уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность). | 7,83 (2,09). | 8,33(1,93). | ______. |
III. «Агрессивность». (требовательность — непримиримость — жестокость). | 7,80 (2,57). | 7,18 (2,62). | ______. |
IV. «Подозрительность». (скептицизм — упрямство — негативизм). | 4,83 (2,40). | 4,42(2,80). | ______. |
V. «Подчиняемость». (уступчивость — кротость — пассивная подчиненность). | 4,48 (2,76). | 5,27(2,96). | ______. |
VI. «Зависимость». (доверчивость — послушность — зависимость). | 6,22 (2,77). | 6,72(2,21). | ______. |
VII. «Дружелюбность». (добросердечие — несамостоятельность — конформизм). | 8,64 (3,05). | 9,72(2,57). | p 0,05. |
VIII. «Альтруизм». (отзывчивость — бескорыстие — жертвенность). | 8,80 (3,13). | 10,15(3,20). | p 0,05. |
В целом у делинквентных и правопослушных подростков представления о своем идеальном образе схожи. Вместе с этим подростки из контрольной группы хотят видеть себя более дружелюбными и отзывчивыми, в отличии от подростков из экспериментальной группы (значимые различия по VII и VIII октанте). Отмечается некоторая тенденция к несамостоятельности, конформности у правопослушных подростков (превышение критического значения по VIII октенте). Стремление к авторитарности в обеих группах подростков также превышает критическое значение, что совпадает с их реальными представлениями о себе.
Корреляционный анализ позволил выявить 16 связей в экспериментальной группе и 18 в контрольной между параметрами «Я — идеальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной ситуации, а также конфликтностью, контактностью и социальной адаптивностью. Взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах (рис. 3 — экспериментальная группа, рис. 4 — контрольная группа).
Рис. 3.
Взаимосвязь показателей «Я» идеального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (экспериментальная группа).
Рис. 4.
Взаимосвязь показателей «Я» идеального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (контрольная группа).
Наибольшее количество связей, как в экспериментальной так и в контрольной группе у параметра самоуверенность (экспериментальная — 7; контрольная — 10). Интересным, на наш взгляд является то, что этот параметр в идеальных представлениях о себе молодых людей обоих групп связан положительно с агрессивными и подавляющими других параметрами (доминирование, конфликтность, соперничество). Не менее важным мы считаем тот факт, что у исследуемых подростков контрольной группы «самоуверенность» в идеальных представлениях о себе связана с параметрами агрессии гораздо больше, чем у подростков экспериментальной группы.
Это можно объяснить, на наш взгляд двумя взаимосвязанными факторами. С одной стороны — особенности подросткового возраста, которые проявляются в повышенной агрессивности, в первую очередь по отношению к другим. Самоутверждение в подростковой группе возможно через унижение другого, менее сильного. С другой стороны — влияние СМИ. Культ агрессии в фильмах и передачах на телевидении порождает иллюзию того, что стать «крутым парнем» и добиться успеха может тот, кто использует любые средства в достижении своей цели, в том числе силу и подавление, подчинение себе других.
Тот факт что параметр уверенности в себе связан с агрессией как в контрольной так и в экспериментальной группах еще раз подтверждает необходимость психолого-педагогической работы не только с подростками группы риска, но и с подростками «условно благополучными».
Это можно подтвердить также и тем, что в обеих группах параметр дружелюбие положительно коррелирует с зависимостью, бескорыстием и подчинением.
Обращает на себя внимание присутствие в структуре идеального «Я-образа» у подростков с делинквентным поведением параметра «самоагрессия». При этом данный параметр положительно коррелирует с «Доминированием» и «Самоуверенностью». Что, на наш взгляд, связано с механизмом психологической защиты, которая проявляется в переносе негативного отношения к себе на других. Также самоагрессия у таких подростков часто проявляется через аддиктивное поведение, которое связано с демонстрацией уверенности в себе (например: я курю — значит я самостоятельный, тот кто не курит — маменькин сынок и т. п.).
Соотношение реального и идеального «Я-образа» исследуемых подростков.
Анализ данных, полученных по результатам методики диагностики межличностных отношений Т. Лири показал различия по ряду показателей. Соотношение показателей «Я-реальное» и «Я-идеальное» исследуемых подростков, представлено на рисунках 5 (экспериментальная группа) и 6 (контрольная группа).
Рисунок 5.
Соотношение представлений подростков «Я — реальное» и «Я — идеальное» из экспериментальной группы о своем типе межличностных отношений.
Рисунок 6.
Соотношение представлений подростков «Я — реальное» и «Я — идеальное» из контрольной группы о своем типе межличностных отношений.
Октанты.
I — лидерство — властность — деспотичность.
II — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.
III — требовательность — непримиримость — жестокость.
IV — скептицизм — упрямство — негативизм.
V — уступчивость — пассивность — покорность.
VI — доверчивость — послушность — зависимость.
VII — добросердечие — несамостоятельность — конформизм.
VIII — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность В экспериментальной группе значительные различия между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное» проявились по III, IV, V, VI октантам. Таким образом они хотят себя видеть в идеале менее агрессивными, подозрительными, но более уступчивыми и доверчивыми.
В контрольной группе различия между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное» проявились по I, IV, VIII октантам. Что говорит о том, что в идеале правопослушные подростки хотят быть более властными, но при этом менее подозрительными и более отзывчивыми.
Для диагностики тенденций личностного развития исследуемых подростков была произведена оценка с учетом знака отклонений реального «Я — образа» от образа идеала по всем восьми октантам. Отрицательное отклонение означает желание развивать качество, «поднимаясь к идеалу»; положительное отклонение — восприятие качества как гипертрофированного, желание ограничить его проявления.
Оценка с учетом знака отклонения производилась по формуле 44:
i = xi — yi ,
где i — величена отклонения «Я — образа» от образа идеала по конкретному октанту, xi — набранные баллы по первому аспекту («Я — реальное») в конкретном i — м октанте, yi — набранные баллы по второму аспекту («Я — идеальное») в конкретном i — м октанте.
Средние значения отклонения «Я — образа» от образа идеала у исследуемых подростков приведены в таблице 9.
Таблица 9 .
Соотношение реального и идеального «Я — образа» у подростков из контрольной и экспериментальной группы.
Октаны (субшкалы). | Отклонение «Я — образа» от идеала с учетом знака. | |
Экспериментальная группа. | Контрольная группа. | |
I. «Авторитарность». | — 1,16. | — 1,85. |
II. «Эгоистичность». | 0,2. | — 0,18. |
III. «Агрессивность». | 1,0. | 0,36. |
IV. «Подозрительность». | 2,62. | 1,94. |
V. «Подчиняемость». | 2,03. | 0,45. |
VI. «Зависимость». | 1,39. | 0,37. |
VII. «Дружелюбность». | 0,13. | — 1,3. |
VIII. «Альтруизм». | 0,26. | — 2,46. |
Как видно из таблицы, наиболее отдален образ «Я — реальное» у делинквентных подростков от идеала по параметрам: «Авторитарность», «Подозрительность», «Подчиняемость», «Зависимость» (октанты I, IV, V, VI). Причем по «авторитарности», отклонение отрицательное, а по трем другим качествам — положительное. Это означает, что лидерские качества по самооценке подростков, выражены у них недостаточно; имеется желание развить в себе эти качества, приближаясь к образу «идеала».
Такая тенденция представляется нам скорее негативной, чем позитивной. Это объясняется тем, что исследование сформированности у делинквентных подростков нашей выборки качества «лидерство» показало, что оно у них достаточно выражено и превышает критическое значение. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует об усугублении дезадаптивного варианта развития по первому октанту (субшкала авторитарности) и может привести к экстремальным формам поведения.
По существу подтверждают эту ситуацию данные о положительном отклонении образа «Я» от идеала по трем другим отмеченным выше качествам: IV октант (субшкала подозрительности), V октант (субшкала подчиненности), VI октант (субшкала зависимости). Положительное отклонение означает, что такие качества как «скептицизм», «уступчивость» и «доверчивость», по самовосприятию подростков, выражены у них слишком сильно.
У подростков из контрольной группы образ «Я — реальное» наиболее отдален от идеала по параметрам: «Авторитарность», «Подозрительность», «Дружелюбность», «Альтруизм» (октанты I, IV, VII, VIII). Причем положительное отклонение только по «подозрительности», а по остальным трем качествам — отрицательное.
Отрицательное отклонение по параметру «Авторитарность» также как и у подростков из экспериментальной группы представляется скорее отрицательным, поскольку лидерские качества у «благополучных» подростков из исследуемой выборки достаточно выражены (хотя и в меньшей степени чем у делинквентных подростков). Таким образом, дальнейшее их развитие может выразиться в излишней доминантности, диктаторстве, стремлении всем навязать свое мнение.