Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причем, максимальный балл как в экспериментальной, так и в контрольной группе отмечается по шкале «Авторитарность», что свидетельствует о наиболее ярко выраженной дезадаптианости по этому параметру. Корреляционный анализ позволил выявить 13 связей в экспериментальной группе и 20 в контрольной между параметрами «Я — реальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной… Читать ещё >

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самовосприятие подростками реального «Я-образа»

по методике Т. Лири.

Средние значения показателей образа «Я-реальное» исследуемых подростков представлены в таблице 7. Достоверность различий по субшкалам определялась с помощью t — Критерия Стьюдента. Значимые различия выражены по четырем из восьми субшкал .

Таблица 7.

Средние значения и стандартное отклонение показателей реального «Я-образа» исследуемых подростков.

Октанты (субшкалы).

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Уровень Значимости различий.

I. «Авторитарность».

(лидерство — властность — деспотичность).

9,94 (3,43).

8,87 (3,20).

p 0,05.

II. «Эгоистичность».

(уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность).

8,03 (2,71).

8,51(2,70).

______.

III. «Агрессивность».

(требовательность — непримиримость — жестокость).

8,80 (2,41).

7,54 (2,86).

p 0,05.

IV. «Подозрительность».

(скептицизм — упрямство — негативизм).

7,45 (2,79).

6,36(2,55).

p 0,05.

V. «Подчиняемость».

(уступчивость — кротость — пассивная подчиненность).

6,51 (3,59).

5,72(3,37).

_______.

VI. «Зависимость».

(доверчивость — послушность — зависимость).

7,61 (2,44).

7,09(2,06).

_______.

VII. «Дружелюбность».

(добросердечие — несамостоятельность — конформизм).

8,77 (2,83).

8,42(2,31).

_______.

VIII. «Альтруизм».

(отзывчивость — бескорыстие — жертвенность).

9,06 (3,37).

7,69(3,22).

p 0,05.

Критическое значение — 8 баллов превышается по 5 из 8 октант в экспериментальной группе и по 3 в контрольной. Это говорит о более выраженной тенденции к дезадаптивности и экстремальному поведению у делинквентных подростков в отличии от их «благополучных» сверстников.

Причем, максимальный балл как в экспериментальной, так и в контрольной группе отмечается по шкале «Авторитарность», что свидетельствует о наиболее ярко выраженной дезадаптианости по этому параметру. Корреляционный анализ позволил выявить 13 связей в экспериментальной группе и 20 в контрольной между параметрами «Я — реальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной ситуации, а также конфликтностью, контактностью и социальной адаптивностью. Взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах (рис. 1 — экспериментальная группа, рис. 2- контрольная группа).

Рис. 1.

Взаимосвязь показателей «Я» реального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (экспериментальная группа).

Рис. 2.

Взаимосвязь показателей «Я» реального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, соц. адаптивностью (контрольная группа).

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков.

Наибольшее количество связей (5) в экспериментальной группе отмечается у параметра «Бескорыстие», причем он отрицательно коррелирует с социальной адаптированностью. На наш взгляд, это может объясняться представлениями подростков о том, что бескорыстный и альтруистический человек менее приспособлен и успешен в жизни. При этом он может попасть в зависимость от других людей, что отражается во взаимосвязи с параметрами «Зависимость» и «Подчиняемость».

Также в группе делинквентных подростков большое количество связей (4) отмечается у параметра «Агрессивность», который связан с «Доминированием», «Подозрительностью» и «Самоуверенностью» положительно и с параметром «Подчиняемость» отрицательно. Таким образом, можно предположить, что эти параметры взаимообуславливают и усиливают влияние друг друга.

В контрольной группе наибольшее количество связей имеет параметр «Самоуверенность» (6), что свидетельствует об актуальности проблемы самоутверждения для «благополучных» подростков. В представленной корреляционной плеяде отражена взаимосвязь параметра «самоуверенность» с различными агрессивными проявлениями («вербальная агрессия», «физическая агрессия», «доминирование», «агрессивность», «подозрительность», «соперничество»). Мы считаем, что это может быть объяснено тем, что в представлении подростков уверенный в себе человек проявляет агрессию по отношению к окружающим, что усиливается влиянием средств массовой информации.

Также как и у делинквентных подростков, у подростков из контрольной группы наблюдается отрицательная взаимосвязь параметра «социальная адаптированность» с параметрами «бескорыстие» и «дружелюбие». Таким образом, можно сделать вывод, что представления о бескорыстном и дружелюбном человеке, как о более социально неприспособленном распространено среди подростков. На основании этого, мы считаем, что психолого-педагогические мероприятия направленные на коррекцию таких представлений необходимо проводить во всех подростковых группах.

Самовосприятие подростками идеального «Я-образа» по методике Т. Лири.

Средние значения показателей образа «Я-идеальное» исследуемых подростков представлены в таблице 8. Достоверность различий по субшкалам определялась с помощью t — Критерия Стьюдента. Значимые различия выражены по двум из восьми субшкал .

Таблица 8.

Средние значения и стандартное отклонение показателей идеального «Я-образа» исследуемых подростков.

Октанты (субшкалы).

Экспериментальн группа.

Контрольная группа.

Уровень Значимости разл.

I. «Авторитарность».

(лидерство — властность — деспотичность).

10,08 (3,63).

10,72 (3,10).

______.

II. «Эгоистичность».

(уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность).

7,83 (2,09).

8,33(1,93).

______.

III. «Агрессивность».

(требовательность — непримиримость — жестокость).

7,80 (2,57).

7,18 (2,62).

______.

IV. «Подозрительность».

(скептицизм — упрямство — негативизм).

4,83 (2,40).

4,42(2,80).

______.

V. «Подчиняемость».

(уступчивость — кротость — пассивная подчиненность).

4,48 (2,76).

5,27(2,96).

______.

VI. «Зависимость».

(доверчивость — послушность — зависимость).

6,22 (2,77).

6,72(2,21).

______.

VII. «Дружелюбность».

(добросердечие — несамостоятельность — конформизм).

8,64 (3,05).

9,72(2,57).

p 0,05.

VIII. «Альтруизм».

(отзывчивость — бескорыстие — жертвенность).

8,80 (3,13).

10,15(3,20).

p 0,05.

В целом у делинквентных и правопослушных подростков представления о своем идеальном образе схожи. Вместе с этим подростки из контрольной группы хотят видеть себя более дружелюбными и отзывчивыми, в отличии от подростков из экспериментальной группы (значимые различия по VII и VIII октанте). Отмечается некоторая тенденция к несамостоятельности, конформности у правопослушных подростков (превышение критического значения по VIII октенте). Стремление к авторитарности в обеих группах подростков также превышает критическое значение, что совпадает с их реальными представлениями о себе.

Корреляционный анализ позволил выявить 16 связей в экспериментальной группе и 18 в контрольной между параметрами «Я — идеальное», формами проявления агрессии, способами поведения в конфликтной ситуации, а также конфликтностью, контактностью и социальной адаптивностью. Взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах (рис. 3 — экспериментальная группа, рис. 4 — контрольная группа).

Рис. 3.

Взаимосвязь показателей «Я» идеального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (экспериментальная группа).

Рис.4.

Рис. 4.

Взаимосвязь показателей «Я» идеального с типами агрессивного поведения, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, конфликтностью, контактностью, социальной адаптивностью (контрольная группа).

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков.

Наибольшее количество связей, как в экспериментальной так и в контрольной группе у параметра самоуверенность (экспериментальная — 7; контрольная — 10). Интересным, на наш взгляд является то, что этот параметр в идеальных представлениях о себе молодых людей обоих групп связан положительно с агрессивными и подавляющими других параметрами (доминирование, конфликтность, соперничество). Не менее важным мы считаем тот факт, что у исследуемых подростков контрольной группы «самоуверенность» в идеальных представлениях о себе связана с параметрами агрессии гораздо больше, чем у подростков экспериментальной группы.

Это можно объяснить, на наш взгляд двумя взаимосвязанными факторами. С одной стороны — особенности подросткового возраста, которые проявляются в повышенной агрессивности, в первую очередь по отношению к другим. Самоутверждение в подростковой группе возможно через унижение другого, менее сильного. С другой стороны — влияние СМИ. Культ агрессии в фильмах и передачах на телевидении порождает иллюзию того, что стать «крутым парнем» и добиться успеха может тот, кто использует любые средства в достижении своей цели, в том числе силу и подавление, подчинение себе других.

Тот факт что параметр уверенности в себе связан с агрессией как в контрольной так и в экспериментальной группах еще раз подтверждает необходимость психолого-педагогической работы не только с подростками группы риска, но и с подростками «условно благополучными».

Это можно подтвердить также и тем, что в обеих группах параметр дружелюбие положительно коррелирует с зависимостью, бескорыстием и подчинением.

Обращает на себя внимание присутствие в структуре идеального «Я-образа» у подростков с делинквентным поведением параметра «самоагрессия». При этом данный параметр положительно коррелирует с «Доминированием» и «Самоуверенностью». Что, на наш взгляд, связано с механизмом психологической защиты, которая проявляется в переносе негативного отношения к себе на других. Также самоагрессия у таких подростков часто проявляется через аддиктивное поведение, которое связано с демонстрацией уверенности в себе (например: я курю — значит я самостоятельный, тот кто не курит — маменькин сынок и т. п.).

Соотношение реального и идеального «Я-образа» исследуемых подростков.

Анализ данных, полученных по результатам методики диагностики межличностных отношений Т. Лири показал различия по ряду показателей. Соотношение показателей «Я-реальное» и «Я-идеальное» исследуемых подростков, представлено на рисунках 5 (экспериментальная группа) и 6 (контрольная группа).

Рисунок 5.

Соотношение представлений подростков «Я — реальное» и «Я — идеальное» из экспериментальной группы о своем типе межличностных отношений.

Рисунок 6.

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков.

Соотношение представлений подростков «Я — реальное» и «Я — идеальное» из контрольной группы о своем типе межличностных отношений.

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков.

Октанты.

I — лидерство — властность — деспотичность.

II — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.

III — требовательность — непримиримость — жестокость.

IV — скептицизм — упрямство — негативизм.

V — уступчивость — пассивность — покорность.

VI — доверчивость — послушность — зависимость.

VII — добросердечие — несамостоятельность — конформизм.

VIII — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность В экспериментальной группе значительные различия между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное» проявились по III, IV, V, VI октантам. Таким образом они хотят себя видеть в идеале менее агрессивными, подозрительными, но более уступчивыми и доверчивыми.

В контрольной группе различия между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное» проявились по I, IV, VIII октантам. Что говорит о том, что в идеале правопослушные подростки хотят быть более властными, но при этом менее подозрительными и более отзывчивыми.

Для диагностики тенденций личностного развития исследуемых подростков была произведена оценка с учетом знака отклонений реального «Я — образа» от образа идеала по всем восьми октантам. Отрицательное отклонение означает желание развивать качество, «поднимаясь к идеалу»; положительное отклонение — восприятие качества как гипертрофированного, желание ограничить его проявления.

Оценка с учетом знака отклонения производилась по формуле 44:

i = xi — yi ,

где i — величена отклонения «Я — образа» от образа идеала по конкретному октанту, xi — набранные баллы по первому аспекту («Я — реальное») в конкретном i — м октанте, yi — набранные баллы по второму аспекту («Я — идеальное») в конкретном i — м октанте.

Средние значения отклонения «Я — образа» от образа идеала у исследуемых подростков приведены в таблице 9.

Таблица 9 .

Соотношение реального и идеального «Я — образа» у подростков из контрольной и экспериментальной группы.

Октаны (субшкалы).

Отклонение «Я — образа» от идеала с учетом знака.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

I. «Авторитарность».

— 1,16.

— 1,85.

II. «Эгоистичность».

0,2.

— 0,18.

III. «Агрессивность».

1,0.

0,36.

IV. «Подозрительность».

2,62.

1,94.

V. «Подчиняемость».

2,03.

0,45.

VI. «Зависимость».

1,39.

0,37.

VII. «Дружелюбность».

0,13.

— 1,3.

VIII. «Альтруизм».

0,26.

— 2,46.

Как видно из таблицы, наиболее отдален образ «Я — реальное» у делинквентных подростков от идеала по параметрам: «Авторитарность», «Подозрительность», «Подчиняемость», «Зависимость» (октанты I, IV, V, VI). Причем по «авторитарности», отклонение отрицательное, а по трем другим качествам — положительное. Это означает, что лидерские качества по самооценке подростков, выражены у них недостаточно; имеется желание развить в себе эти качества, приближаясь к образу «идеала».

Такая тенденция представляется нам скорее негативной, чем позитивной. Это объясняется тем, что исследование сформированности у делинквентных подростков нашей выборки качества «лидерство» показало, что оно у них достаточно выражено и превышает критическое значение. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует об усугублении дезадаптивного варианта развития по первому октанту (субшкала авторитарности) и может привести к экстремальным формам поведения.

По существу подтверждают эту ситуацию данные о положительном отклонении образа «Я» от идеала по трем другим отмеченным выше качествам: IV октант (субшкала подозрительности), V октант (субшкала подчиненности), VI октант (субшкала зависимости). Положительное отклонение означает, что такие качества как «скептицизм», «уступчивость» и «доверчивость», по самовосприятию подростков, выражены у них слишком сильно.

У подростков из контрольной группы образ «Я — реальное» наиболее отдален от идеала по параметрам: «Авторитарность», «Подозрительность», «Дружелюбность», «Альтруизм» (октанты I, IV, VII, VIII). Причем положительное отклонение только по «подозрительности», а по остальным трем качествам — отрицательное.

Отрицательное отклонение по параметру «Авторитарность» также как и у подростков из экспериментальной группы представляется скорее отрицательным, поскольку лидерские качества у «благополучных» подростков из исследуемой выборки достаточно выражены (хотя и в меньшей степени чем у делинквентных подростков). Таким образом, дальнейшее их развитие может выразиться в излишней доминантности, диктаторстве, стремлении всем навязать свое мнение.

Анализ реального и идеального образа «Я» исследуемых подростков.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой