Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, вопрос об использовании деятельности по созданию костюма в качестве средства развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета решается не всегда эффективно. До недавнего времени, «Моделирование одежды» присутствовало в учебных планах факультета лишь в качестве раздела «Шитье одежды». И, зачастую, упор делался на технологию изготовления отдельных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО — ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
    • 1. 1. Структура и специфика художественно-проектной деятельности
    • 1. 2. Психологический аспект дизайнерского творчества
    • 1. 3. Методико-педагогические основы развития проектного мышления
    • 1. 4. Постановка и пути решения проблемы развития дизайнерского мышления в современной практике художественно — промышленного образования
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КОСТЮМА В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. История и социокультурная роль деятельности по созданию костюма
    • 2. 2. Дизайн костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования
    • 2. 3. Состояние преподавания курса «Моделирование костюма» на художественно-графическом факультете и возможные направления его совершенствования
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСЕ «ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА»
    • 3. 1. Предполагаемая модель методической системы активизации дизайнерского мышления студентов средствами моделирования костюма
    • 3. 2. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Методика проведения обучающего эксперимента
    • 3. 4. Методика проведения и результаты контрольного эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современному человеку приходится справляться со множеством сложных проблем, умея реагировать при этом на постоянную динамику развития ситуации. Обладание творческим и нестандартным, критическим и конструктивным мышлением для современного выпускника вуза просто необходимо. Создание условий для развития такого мышления — одна из основных задач любого педагогического процесса. В условиях перехода от культуры констатации фактов к культуре конструктивных решений, невозможности сохранения информационно-репродуктивного характера обучения, обоснования дизайна в качестве феномена культуры и общеобразовательной дисциплины, все более актуальным становится поиск эффективных средств развития дизайнерского мышления. Это является, в частности, одной из важных составляющих общей проблемы повышения качества художественно-педагогической подготовки в системе высшего образования.

Разработке основных направлений совершенствования системы обучения и воспитания на художественно-графическом факультете педагогического института, посвящены труды А. Д. Алехина, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова и др.

В современной педагогике намечается переход к альтернативному выбору учебников и пособий, к индивидуальным формам обучения, к использованию в различном сочетании всевозможных методов и средств обучения. В высшей школе и, в частности, на художественно-графических факультетах педагогических институтов подобные тенденции выражаются не только в замене одних методик другими, — идет коренная перестройка учебных планов и программ, более того — меняется взгляд на всю систему формирования специалиста в целом,.

Напрямую коснувшаяся подготовки на факультете, проблема дизайн-образования, ее сегодняшнее состояние и возможные пути решения освещаются в трудах А. В. Бойчук, В. Н. Ветрова, А. А. Дижур, Т. В. Костенко, Л. А. Кузьмичева, Е. Е. Любомирова, Л, Б. Переверзева,.

B.Ф.Сидоренко и др.

Философское осмысление проблемы приводится в исследованиях Л. Н. Безмоздина, Н. П. Вальковой, О. И. Генисаретского, В. Л. Глазычева, Н. А. Емельяновой, М. С. Кагана, К. М. Кантора, и др.

Специфика дизайнерского мышления нашла свое отражение в работах Г. Л. Демосфеновой, Е. В. Жердева, В. Ф. Сидоренко и др.

В изучении психологического аспекта дизайнерского творчества, важное значение имели исследования творчества и творческого мышления, — работы Л. С. Выготского, Г. А. Ермаш, А. Н. Лук, А. Ю. Козаревой, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева и др.

Одним их первых исследований, в связи с введением на художественно-графических факультетах учебной дисциплины «Основы художественного конструирования», явилась кандидатская диссертация.

C.И.Пономарькова (1968). В дальнейшем, к проблеме обращались: А. С. Близнюк, Б. Г. Гагарин, А. Г. Дроздецкий, Ю.Г.КоробОвский, Б. В. Нешумов, И. А. Спичак и др. Последние работы в этой области — исследования А. И. Ковешникова и В. С. Шклярова, посвященные обобщению накопленного опыта преподавания дизайна на художественно-графическом факультете и разработке теоретических основ дизайнерско-педагоги-ческой подготовки учителя изобразительного искусства. Дизайн рассматривается в качестве активной формы творчества, итогом же изучения основ дизайна является новое социально-пространственное мировоззрение. Во главу угла ставится творческое развитие личности, формирование способности к непрестанному приобретению новых знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной постановки и решения задач, не имеющих в прошлом близких аналогов.

Включение дизайна в структуру специальной подготовки учителя изобразительного искусства не может быть ограничено рамками одной учебной дисциплины, — в деле приобщения студентов к проектной культуре необходимо учитывать возможности традиционно присутствующих в учебных планах факультета черчения, художественной обработки материалов, практикума в учебных мастерских и т. д. Объектами учебной дизайн-деятельности могут стать традиционные для студентов художественно-графического факультета объекты творчества.

Одним из таких объектов по праву можно считать костюм: рассматриваемый в качестве своеобразной художественно-образной системы, он является составной частью предметной среды, важнейшим элементом культуры и цивилизации и не может оставаться вне поля зрения дизайна, дизайн-образования, а также, отмечаемой в качестве одной из основных, — проблемы формирования особого типа мышления, обеспечивающего гармоничное существование человека в условиях развивающейся проектной культуры.

В качестве источников, при рассмотрении вопросов теории костюма и методики обучения моделированию, в диссертации привлекались материалы исследований Е. В. Волошиной, Г. С. Гориной, Т. В. Козловой, Е. А. Косаревой, М. Р. Панкратовой, Ф. М. Пармона, Е. А. Рыбкиной, Р. А. Степучева, А. И. Черемных и др.

Искусствоведческий аспект изучения костюма раскрыт в работах Е. В. Киреевой, Р. М. Кирсановой, М. Н. Мерцаловой, Т. К. Стриженовой, Н. М. Тарабукина и др.

Эстетическая ценность и специфика деятельности по созданию костюма отражены в работах Д. Ю. Ермиловой, Т. Г. Маринко, Л.Б.Рыт-винской и др. Костюм представляется в качестве особого объекта творческой деятельности, способствующей развитию вкуса, фантазии, художественно-образного мышления и т. д.

К сожалению, вопрос об использовании деятельности по созданию костюма в качестве средства развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета решается не всегда эффективно. До недавнего времени, «Моделирование одежды» присутствовало в учебных планах факультета лишь в качестве раздела «Шитье одежды». И, зачастую, упор делался на технологию изготовления отдельных изделий (юбок, брюк, платья). Такое положение вещей обусловливалось подготовкой студентов художественно-графического в качестве учителей обслуживающего труда и было оправдано. Однако, богатые возможности курса моделирования в художественной и эстетической подготовке студентов в подобных условиях не могли быть раскрыты полностью. К проблеме усовершенствования преподавания курса «Моделирование и конструирование одежды» обращались в своих исследованиях Т. В. Ганова, Е. Н. Ковешникова, Л. А. Стратонова, Е. В. Плотникова. В настоящий момент, когда специализация «обслуживающий труд» передана на индустриально-педагогические факультеты, разработка новой, направленной на развитие творческих способностей учащихся, методики изучения костюма на ХГФ, становиться еще более актуальной.

Проблему настоящего исследования составил поиск эффективных средств развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях по моделированию костюма.

Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов развития дизайнерского мышления сту.

— а дентов художественно-графического факультета в процессе изучения и создания современного костюма.

Объект исследования — творческая деятельность студентов художественно-графического в процессе работы над костюмом.

Предмет исследования — методика активизации развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета педагогического института в процессе изучения основ моделирования костюма.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если:

— раскрыть особенности костюма как части предметной среды, как элемента социально-культурной системы,.

— определить психолого-педагогические основы активизации творческого мышления студентов посредством введения элементов дизайн-деятельности,.

— способствовать эффективности результатов этой деятельности путем использования эвристических и проблемных методов обучения, передового опыта дизайн-образования,.

— обеспечить необходимый методический и дидактический материал, разработанный с учетом специфики обучения на художественно-графическом факультете, то рассматриваемое в качестве учебной деятельности моделирование костюма, становится эффективным средством активизации развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета.

В соответствии с указанной проблемой, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

— изучить и проанализировать педагогическую, методическую, психологическую и специальную литературу по исследуемой проблеме;

— на основе проведенного анализа выявить научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета;

— рассмотрев специфику дизайнерской деятельности в области костюма, опыт включения ее в систему эстетического воспитания и художественного образования, определить структуру, содержание, формы и методы обучения моделированию костюма на ХГФ;

— разработать систему практических упражнений, направленных на активизацию дизайнерского мышления студентов;

— проверить эффективность предложенной методической системы в процессе экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

— изучение и анализ литературы по психологии, педагогике, эстетике, дизайну, периодических изданий, диссертационных исследований и учебных программ;

— наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов;

— анализ выполняемых в процессе обучения письменных и графических работ;

— проведение бесед со студентами и выпускниками художественнографических факультетов, анкетирование;

— педагогический эксперимент.

Исследование проводилось с 1992 по 1998 год, в несколько этапов.

На первом этапе (1992;1994 г. г.) был проведен анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам педагогики и психологии творчества, теории и практики дизайна и дизайн-образования, методики изучения костюма. Одновременно изучался опыт преподавания основ моделирования костюма в системе профессионального и общего образования, определялись основные задачи исследования.

На втором этапе (1994;1996 г. г.) по теме исследования были организованы экспериментальные занятия на базе художественно-графического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. С учетом полученных результатов, была разработана программа курса «Основы моделирования костюма», преподавание которого велось также на Новосибирском художественно-графическом факультете. В дальнейшем, разработанная методика была применена в процессе занятий на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета.

На третьем этапе (1996;1998 г. г.) подводились итоги практической экспериментальной работы, формулировались основные выводы, проводилось окончательное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета;

— разработаны критерии оценки учебных и творческих работ по моделированию костюма;

— разработана целостная методическая система, включающая: а) цели, задачи и содержание учебного предмета «Основы моделирование. костюма», б) принципы, формы, методы и методические приемы обучения, а также развития дизайнерского мышления студентов, в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по моделированию костюма (ТСО, наглядные пособия и т. д.);

— с целью активизации дизайнерского мышления студентов в процессе изучения основ моделирования костюма, использованы элементы проблемно-модульной технологии обучения, методика развития способности к активному творческому поиску по Э. де Боно. Данные методы рассмотрены с учетом специфики подготовки на художественно-графических факультетах.

Практическая значимость исследования заключена в том, что:

— разработана экспериментальная программа курса «Основы моделирования костюма» для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов;

— разработан комплекс оригинальных наглядных пособий и раздаточного материала, способствующий эффективности обучения на данном курсе.

Предложенная методика активизации дизайнерского мышления может использоваться при организации обучения школьников, а также на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства, художественного труда и дизайна.

Основные результаты настоящего исследования докладывались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Новосибирского государственного педагогического университета и кафедры декоративного искусства Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина, на межвузовской научной конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» в Новосибирске (1994 год).

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе Новосибирского и Московского педагогических университетов.

ВЫВОДЫ.

Экспериментальная работа включает разработку предполагаемой модели педагогического процесса, направленного на развитие дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета, а также последующее применение этой модели на практике.

Педагогический процесс рассматривается как:

— процесс взаимодействия субъектов: главным принципом организации обучения по экспериментальной программе является принцип активности и обучающего и обучаемого;

— как совокупность процессов воспитания, обучения, развития;

— как система взаимосвязанных компонентов: цели, содержания, методов.

В качестве целей обучения и развития можно определить:

— получение новых знаний в области истории и теории костюма;

— приобретение навыков эскизирования и моделирования;

— развитие творческих способностей учащихся (акцентна развитие проектного мышления студентов);

Основными целями воспитания являются: воспитание эстетического вкуса, разумных потребностей в одежде, умения работать в коллективе.

Определение наиболее эффективных методов и средств обучения стало возможным в результате проведения предварительной поисковой работы и учета следующих критериев:

— соблюдение основополагающих психолого-педагогических закономерностей и принципов:

— соответствие дидактическим целям;

— учет специфики содержания учебной дисциплины и применяемых в них методов науки;

— сочетаемость методов, наиболее эффективно выполняющих ту или иную дидактическую функцию совместно, нежели по-отдельности;

— учет необходимой степени интенсивности обучения (критерий времени);

— соответствие уровню подготовленности учащихся и преподавателя.

Основу разработанной методической системы составили проблемные, эвристические, исследовательские и наглядные методы обучения.

В качестве необходимого для усвоения теоретического материала предложены вопросы, посвященные истории, теории и методике моделирования костюма. Практические задания направлены на развитие навыков проектирования, активизацию творческой деятельности студентов, развитию у них дизайнерского мышления.

Эффективность предложенной методики была проверена в ходе последовательного проведения констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Результаты вводного и итогового тестирования показали, что в процессе экспериментального обучения значительно возрос уровень развития дизайнерского мышления студентов второго и третьего курсов художественно-графического факультета, в целом улучшилось качество подготовки учащихся по программе курса «Основы моделирования костюма» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного нами исследования обоснована и экспериментально проверена методика развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма.

Результатом изучения творческой деятельности студентов, анализа психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, явилось определение научно-теоретических основ развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета, включающих: систему знаний о дизайне (в том числепредставления о специфике дизайнерского мышления и условиях его, развития) — психолого-педагогические принципы организации целенаправленной учебной деятельностисложившуюся методическую систему профессионального дизайнерского образования.

Анализ художественно-проектной деятельности позволил определить дизайнерское мышление как:

— творческое, характеризующееся гибкостью, оригинальностью, эмоциональностью, самостоятельностью, последовательностью;

— проектное, определяющее способность к прогнозированию, мысленному предвосхищению желаемого результата;

— пространственно-образное;

В качестве основных психолого-педагогических условий наиболее успешного развития дизайнерского мышления студентов художественно-графических факультетов были определены:

— вовлечение учащихся в специально организованную учебную дизайн-деятельность;

— наличие у студентов устойчивой мотивации к обучению;

— опора на положительных эмоций;

— одновременное развитие фантазии, образной памяти, воображения.

Изучение опыта профессионального художественно-проектного образования подтвердил актуальность выделения проблемы развития дизайнерского мышления в самостоятельную педагогическую задачу и позволил определить возможные пути ее решения.

Выбор костюма в качестве объекта учебной дизайн-деятельности, направленной на активизацию развития дизайнерского мышления студентов, обоснован такими его качествами как:

— обладание утилитарными и эстетическими свойствами,.

— значительная социокультурная ценность,.

— непосредственная связь с человеком, обуславливающая, помимо прочего неизменный интерес учащихся к изучению искусства моделирования одежды, формирования внешнего облика в целом.

В результате анализа художественно-проектной деятельности в области костюма и с учетом решаемых педагогических задач, весь теоретический материал разбит на два блока, представляющих: сведения о костюме как о социальном и художественном явлении и, — сведения о деятельности по его созданию.

В соответствии с указанными темами разработана система практических упражнений, направленных на эффективное усвоение учебного материала, на активизацию развития дизайнерского мышления студентов. Данная система включает решение различных по степени сложности проектных задач, отвлеченный эксперимент с формой, цветом, материалами.

Эксперимент подтвердил, что наиболее успешное развитие дизайнерского мышления студентов в процессе изучения основ моделирования костюма возможно при:

— рассмотрении костюма в качестве элемента социально-культурной системы, обуславливающем понимание его функций и места в жизни человека,.

— использовании в процессе обучения задач, приближенных к реальным задачам дизайна костюма,.

— внедрении проблемных, эвристических методов обучения,.

— обеспечений учебного процесса специально разработанными наглядными пособиями и раздаточным материалом.

Определение уровня развития дизайнерского мышления студентов проведено в результате анализа их творческих работ и в соответствии с разработанными критериями, включающими оценку самостоятельности в определении проблемы проектирования, и способности предложить нескольких вариантов ее решенияопределение уровня развития чувства стиля и степени оригинальностиоценку целесообразности предлагаемых решений с точки зрения соответствия композиционного решения, использования материала и т. д. выдвинутой автором концепции.

Итогом обучения по экспериментальной программе явилось достижение большинством учащихся высокого и среднего уровня развития дизайнерского мышления, что оказалось непосредственным доказательством эффективности предложенной методики и правильности основных направлений исследования.

Наблюдение за творческой деятельностью учащихся и изучение продуктов этой деятельности позволило сделать вывод об эффективном развитии в процессе изучения основ моделирования костюма навыков эскизирования, работы с текстильными материаламисовершенствовании эстетического вкуса, навыков работы в коллективе, воспитании разумного отношения к моде, подбору предметов для собственного гардероба. Освоение теоретического материала оказалось наиболее успешным именно в экспериментальной группе.

Одним из основных результатов включения курса «Основы моделирования костюма» в структуру подготовки на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета явилось то, что большинство, обучавшихся по экспериментальной программе выпускников ведут факультативные курсы моделирования костюма в общеобразовательной школеиспользуют полученные знания при подготовке уроков, посвященных декоративному искусству и дизайнупродолжают начатую еще в рамках учебных занятий самостоятельную творческую деятельность.

Проведенное исследование не является исчерпывающим, оно может стать основой для дальнейшего поиска наиболее эффективных методов развития дизайнерского мышления студентов и возможностей использования деятельности по созданию костюма в совершенствовании подготовки выпускников художественно-графического факультета. Необходима, в частности, разработка ряда методических пособий к курсу «Основы моделирования костюма», дополнительных наглядных пособийусовершенствование методики проведения отдельных практических занятийобеспечение возможности работы в материале.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М.: «Информполиграф», 1994. — 321 с.
  2. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
  3. В.Р. Дизайн и искусство.- М.: Знание, 1984. 64 с.
  4. В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественой культуры XX века.- М.: Советский художник, 1987. 232 е., ил.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Педагогика, 1980. — 218 с.
  6. Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1983. 16 с.
  7. Е.Я. Психология художественного творчества: личностный подход. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  8. Вегенау 3. Функция, форма, качество.- М.: Мир, 1969.-167 с.
  9. Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1990. — 313 с.
  10. В.Ф. Цель и средство в деятельности художника -конструктора. Л., 1972. — 29 с.
  11. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия.- Репринтное изд.- М.: Академия моды, 1996. 117 с.
  12. Беспалько В.П. .Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972. — 132 с.
  13. В.П. слагаемые педагогической технологии.- М. -.1. Педагогика, 1989. 241 с.
  14. А. С. Объемное макетироваие в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1990. 16 с.
  15. А.В. Дизайнерское обучение: от культуры мышления к культуре формообразования // Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М.: ХХПИ, 1984.
  16. Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам художественно-графических факультетов. Дис, .канд, пед. наук М., 1985. — 183 л.
  17. Э. Рождение новой идеи,— М.: Прогресс, 1976, — 244с.
  18. Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 256 С.
  19. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988. — 496 е., ил.
  20. Г. Б. Человек мера вещей.- М.: Искусство"1966. 142 с.
  21. Брокман, Хелен Л. Дизайнер за работой.- Факторы, влияющие на моду: Главы из кн. Теория моделирования одежды. Нью-Йорк, 1967./ Пер. Н.Добробабенко. М., 1974. — 14 с.
  22. А.В. Культурно-историческая теория мышления.-М.: Высшая шк., 1968. 124 с.
  23. А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.160 с, ^
  24. О.В. Красота: природа, сущность, формы.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 438 с.
  25. Е.С., Шершнева Л. П. Композиция в одежде швейнойпромышленности. М.: ВЗМИ, 1981. — 44 е., ил.
  26. Н.П. Культурно эстетический смысл и профессий-логические основы деятельности художника — конструктора: Автореф. дис.канд. искусств. — М., 1986. — 24 с.
  27. Великая тайна одеваться к лицу: Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой / Сост. Т.В.За-бозлаева. СПб.: Лениздат, 1992. — 224 с., ил.
  28. В.Н. Элементы дизайна в школьном курсе изобразительного искусства // Техническая эстетика, 1975, N 9, С. 18 19.
  29. Вещи вокруг нас / Пер с чеш. Л. Мостовой.- М.: Знание, 1964. 270 с.
  30. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др. — М., 1990. — 87 с.
  31. Е. В., Тимофеева М. Р. Композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма: Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 28.06. Омск, 1991. — 21 с.
  32. Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника.- СПб.: ЛОЙХУ, 1995. 78 С., ИЛ.
  33. Н.В. Производственое искусство предшественник дизайна. — В сб. науч. тр.: Дизайн. — вып.З.- М., 1995, С. 6−11.
  34. Н.В. Что такое дизайн? М.: Знание, 1969.- 232 с.
  35. Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986. 573 с.
  36. .Г. Спецкурс для учителей ИЗО // Техническая эстетика, 1987, N 9.- С. 14.
  37. В.Н. Пропедевтические курсы для втузов и педвузов // Техническая эстетика" 1980, N1, — С. 16−18.
  38. В.Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна: Учеб. по-соб. для студентов художествено-графических факультетов пединститутов. М.: Альфа, 1993.
  39. Т. В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадого костюма: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.- 187 с.
  40. О.й. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989, N5.- С.4−6.
  41. О.й. Упражнения в сути дела,— М.: Русский мир, 1993. 277 е., ил.
  42. В.Л. Проектное мышление как творческий процесс.-В кн.: НТР и развитие художественного творчества.- Л.: Наука, 1980. 254 С.
  43. Г. С. Моделирование формы одежды.- М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
  44. А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. — 160 с.
  45. М.Т. Педагогика образования взрослых.- М.:Т00 «Интел Тех», ЦИНО общества «Знание» РФ, 1995.- 96. с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986. 185 с.
  47. В. Я. Краткосрочные учебные задания средство активизации творческой интуиции // Техническая эстетика, 1984, N 5 — С. 16 — 19.
  48. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 374 с.
  49. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Пер. опольск. М.: Легкая индустрия, 1977. — 296 е., ил.
  50. А. Л. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. В сб.- Дизайн в общеобразовательной системе. — М., 1994. — 0. 14.
  51. А.А. Дизайн и проблемы перестройки образования // Техническая эстетика, 1987, N 9. С.1−2
  52. Дизайн в высшей школе.- М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. 49 с.
  53. Дизайн как предмет научных и социально-философских исле-дований. М.: Искусство, 1970. — вып.2.
  54. Дизайн и школа // Техническая эстетика, 1984, N9.- С.1
  55. И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата: Онер, 1991. — 176 е., вкл.
  56. Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  57. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  58. Дю Паскье Ж. Энциклопедия элегантности. Пер. с франц.-М.: «ИНСОФТ», 1992. 204 с.
  59. Н.А. Философско-социологический анализ дизайн -деятельности: Автореф. дис.канд. фил. наук.- Томск, 1986.- 18 с.
  60. Г. А. Искусство как мышление.- М.: Искусство, 1982. 277 с.
  61. Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 -90 гг. 20 века: Автореф. дис.канд. фил. наук. М., 1996. — 22 с.
  62. Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна.-М.: Из-во АУТОПАН, 1993. 132 с.
  63. В.и., Ников Г. П., скаткин М.Н. Методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
  64. С.В. Системный подход к изучению восприятия цвета в костюме: Конспект лекций.- М.: МГТА, 1992.- 20 с.
  65. В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 159 с.
  66. В.М. Такая изменчивая мода.- М.: Молодая гвардия, 1980.- 119 С.
  67. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева.- М.: Наука, 1983.- 336 с.
  68. История костюма: Метод, указан./ Ред. Ю. Л. Герасимова.-ОМСК.: ОТИБО, 1991. -18 с.
  69. М.С. Дизайн как вид художественного творчества // Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика.- М., 1974.- вып 6.- С. 38.
  70. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  71. В.И. Красота, вкус, экономика.- М.: Экономика, 1985. 238 с.
  72. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Из-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
  73. К. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры. М.: Искусство, 1967. — 279 с.
  74. К. Правда о дизайне. М.: Анир, 1996. — 285 с.
  75. Л., Гербенова 0., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды.- Прага.: Артия, 1987.- 608 с.
  76. Е.В. О культуре одежды (костюм, стиль, мода): Методическое пособие, — Л.: Знание, 1970.- 16 с.
  77. P.M. Костюм в русской художественной культуре 18−19 веков.- М., 1995.- 28 с.
  78. .И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: Автореф. дис.канд. иск.- Л., 1978.- 13 с.
  79. А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя ИЗО: Дисс. .д-ра пед. наук.- М., 1992.- 360 с.
  80. Е.Н. Моделирование и конструирование одежды /методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей/: Дис.канд. пед. наук.- М., 1984.154 с.
  81. Т.В. Культура современного костюма.- М.: Легкая индустрия, 1977, — 47 с.
  82. Т.В. Основная терминология в теории костюма: Учебное пособие.- М.: Изд-во МГТИ, 1979.- 37 с.
  83. Т.В., Степучев Р. А., Рытвинская Л. Б., Петушкова Г. И. Основы теории проектирования костюма. Конспект лекций.- М: МГТИ, 1981.- 55 с.
  84. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза, 1994.- 339 с.
  85. Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием.- Л.: Знание, 1980.- 246 с.
  86. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне.- М.: Труды ВНИИТЭ.- вып. 13., 1982.- 100 с.
  87. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве / Под ред. В. Н. Лазарева. Л.: ЛВХПУ им. Мухиной, 1973. -102 с.
  88. Кон И. Н. Психология юношеского возраста.- М., Педагогика, 1979.- 98 с.
  89. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне / Ред. С. 0.Хан-Магометов.- М.: Труды ВНИИТЭ.- вып. 23., 1980.- 140 с.
  90. Ю.Г. Развитие пространственного воображения и логического мышления студентов ХГФ пединститутов в процессе обучения художественному конструированию: Дис. канд. пед. наук.- М., 1974.
  91. Е. А, Художественно-графический эскиз в моделировании одежды.- М.: Лениздат, 1978.- 81 с.
  92. Т. В. Школа: зерна дизайна ростки культуры // Техническая эстетика. 1991, N 11.- С. 5 — 7.
  93. М.А. Основные закономерности художественно -конструкторской деятельности: Автореф. дис.канд. фил. наук.- Л., 1980. 21 с.
  94. Л.М. Психология мышления.- М.: Психолог, 1996. 344 с.
  95. B.C. Психология./Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Высшая школа, 1982.- 256 е., ил.
  96. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981, N 2.- С.20−30.
  97. М.Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника.-М.: Советский художник, 1983.- 189 е., ил.
  98. И. А. Композиция костюма: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 28.06.-Омск, 1992.- 14 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1980.- 243 с.
  100. Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В. В. Шкарина, В. А. Аверина, — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. 126 с.
  101. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженернойпсихологии.- М.: Педагогика, 1991.- 196 с.
  102. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  103. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.- 160 С.
  104. Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах,-Тернополь, 1993. 183 с.
  105. И.В. Методологические основы дидактики.- М.: Педагогика, 1987. 186 с.
  106. В.М. Дизайн и проектная наука. Теоретический курс авторизированного изложения.- М.: МЭГУ, 1997.- 86 с.
  107. Материалы по истории художественного конструирования.-М.: 1982. 162 с.
  108. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал, 1984, т.5. N 1.- С. 9 17.
  109. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 264 с.
  110. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.- 132 с.
  111. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Наука, 1981, — 211 с.
  112. М.Н. Костюм разных времен и народов, Т.1.- М.: Академия моды, 1993.- 543 е., ил.
  113. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособ. / Под. ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  114. Мода: за и против.- М.: Искусство, 1973.- 346 с. Мода и промышленное моделирование одежды // Тезисы докладов на всесоюзнойнаучной конференции (16 18 января 1979).- М.: МТИ., 1979.- 69 с.
  115. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском). Методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1991, — 180 с.
  116. .В. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов.- М.: Просвещение, 1986.- 191 с.
  117. Новое качество высшего образования в современной России: содержание, механизмы реализации, перспективы. М., 1995. — 10 с.
  118. Л.В. Азбука моды.- М.: Просвещение, 1989.- 176 е., ил.
  119. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник / Под ред. Л. А. Кузьмичева.- М.: ВНИИТЭ, 1988.- 88 С.
  120. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1986.- 145 с.
  121. Основы профессионального творчества художника-конструктора / Сост. Е. Н. Лазарев, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Валькова и др.- Л., 1978. 84 с.
  122. Основы теории проектирования костюма: Учебн. для вузов.-М.: Легпромиздат, 1988.- 352 е., ил.
  123. А. Художественно-конструкторское образование в свете современных концепций дизайна // Техническая эстетика, 1975. N7.- С. 15.
  124. М.Р. Человек костюм — среда. Конспект лекций.- М.: МГТА, 1992.- 12 с.
  125. Ф.М. Европейский костюм: стиль и мода.- М.: МВСО СССР, 1982.- 115 е., ил.
  126. Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1997- 318с., ил.
  127. Л.Б. Дизайн для педагогики. Возможные перспективы // Техническая эстетика" 1985, N 1, — С. 12.
  128. Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: Дис.канд. пед. наук.- М., 1995.
  129. Я.А. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  130. Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 294 С.
  131. Проблемы дизайна в костюме. Мезвузовский сборник научных трудов.- М.: МГТА, 1992.- 81 с.
  132. Проблемы образного мышления и дизайн. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып.17.- М, 1978.- 102 с.
  133. Проблемы развития дизайнерского образования.- М., 1986
  134. Программы педагогических институтов: Сб. N 22 / для спец. N 2109/.- М.: Просвещение, 1980.- 30 с.
  135. Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов / для специальности N 2109/. М.: Просвещение, 1984. — 29 с.
  136. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  137. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сб. науч. тр./ Под ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семенова.- М.: Российское психологическое общество, 1995. 83 с.
  138. Психология процессов художественного творчества «/ Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980.- 285 с.
  139. Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя: Метод, рекоменд. / Под ред. И. А. Зязюна.- Полтава: Киев, 1990. 92 С.
  140. В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика, 1989, N11. G. 16−19.
  141. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.-М.: Знание, 1967.- 89 с.
  142. Разработка терминологического аппарата дизайна /под ред. Демосфеновой Г. Л. М., ВНИИТЭ, 1982.- 118 с.
  143. С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей.- М.: Знание, 1987. 168 С.
  144. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной Учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже.- М.: Искусство, 1974.- 175 е., ил.
  145. А.А. Формирование проектного замысла средствами художественного моделирования: Автореф. дис. канд. искусств.-М., 1979. 21 с.
  146. Е.А. Мода и промышленность.- М.: Легпромбытиз-дат, 1988. 32 с., ил,
  147. л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника модельера: Учебное пособие. — М: МГТЙ, 1980.- 32 С.
  148. И.Н., Шершнева Л. П. Художественно-конструкторский анализ одежды.- М.: ВЗМИ, 1983. 26 с.
  149. В.Ф. Модель опережающего образования // Техническая эстетика, 1986, N 9, С. 18 20.
  150. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. доктора искусствоведения М., 1990. — 32 с.
  151. Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно проектные концепции русского авангарда.- М.: Русский мир, 1994. 373 с.
  152. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К.Д. Суда-кова. М.: Знание, 1989. — 112 с.
  153. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  154. Словарь терминов по дизайну.- М.: ВНИИТЭ, 1990.- 86 с.
  155. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособ. для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  156. Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения / Тез. семинара (5−9 июня, 1995).- М.: МГТА, 1995 7 с.
  157. И.А. Художественное конструирование в пединституте// Техническая эстетика. 1975. N 7.- С. 9.
  158. Р. А. Комбинаторика единиц костюмографического языка: Учеб. пособ.- М.: МГТА, 1992.- 121 е., ил.
  159. Р.А., Бесчастнов Н. П. Методы графической подачи моделей одежды.- М.: МТИ, 1985.- 256 С.
  160. Л.М. Изобразительная деятельность студентов ХГФ на занятиях по моделированию одежды: Дйсс. .канд. пед. наук.-М., 1991. 156 л.
  161. А.И., Филановский Г. Ю. Почему мы так одеты.- М.: Мол. гвардия, 1990. 192 е., ил.
  162. Н.М. Очерки по истории костюма.- М.: Изд-во «ГИТИС», 1994. 160 е., ил.•183. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1990. — 168 с.
  163. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Писку нова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 208 с.
  164. Э. История костюма: Пер. с нем. М. Н. Козлова.- М.: Легкая индустрия, 1974. 100 с.
  165. Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, '1997. — 39 с.
  166. Х.Г., Горшоков A.M. Колледж дизайна.- Нальчик, 1995. 27 с.
  167. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособ.- Рязань: Из-во РГПУ, 1993.- 140 с.
  168. Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). Материалы научн. конф. (27 28 окт. 1987 г., Владивосток) /Отв.ред. Э. И. Киршбаум. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 192 с.
  169. Формирование профессиональных художественных и педагогических навыков у студентов художественно-графического факультета. Омск, 1987. — 67 с.
  170. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПЙ. Методические материалы. М.: ВНИЙТЭ, 1992. — 116 с.
  171. Хрестоматия по психологии художественного творчества.-М.: ИЧП «Издательство магистр», 1996. 200 с.
  172. Художественное проектирование: Учебн. пособ. для студентов по спец. N 2109 «Черчение, рисование, труд»./ Б. Н. Непгумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др. М.: Просвещение, 1979.-175 с., ил.
  173. Художественное проектирование костюма: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МГТА, 1990. — 103 с.
  174. Художественное конструирование из текстильных материалов. Методические рекомендации. М.: Из-во АПН СССР, 1990 — 39с.
  175. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1986. 272 с.
  176. Художественно конструкторское образование / Редк.: Г. Б. Минервин и др.- М.: Просвещение, 1979.- 148 с.
  177. Художник, вещь, мода.- М.: Искусство, 1988.- 328 с.
  178. B.C. Экспертные методы в педагогике: Учеб. пособ.- Пермь: ПГПИ, 1988.- 84 С.
  179. Г. М. О моде, культуре одежды и воспитании хорошего вкуса: Метод, рекоменд.- М.: Высш. шк., 1987.- 37 с.
  180. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.160 с., ил.
  181. B.C. Дизайн в структуре специальной подготовки учителя ИЗО. Дис.канд. пед. наук. — М., 1992. — 230 с.
  182. Е.А. Функции моды в сфере потребления // Техническая эстетика. 1975. N 11.- С. 5.
  183. А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высш. шк., 1989. 143 С.
  184. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы.- М.: ООО «Издательство ACT», 1997. -256 с.
  185. Эстетическое воспитание в вузе / ред. Г. П.ВЫжлецов: Меж-вуз. сб.научн. тр.- Л.: ЛГУ.- 1990.- 146 с.
  186. В.А. Психология учебной деятельности студентов.-М.: Логос, 1994.- 87 С.
  187. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМАпрограмма для студентов художественно-графического факультета
  188. Данная программа разработана для студентов художественно-графического факультета. При некоторой корректировке она может быть использована при организации занятий на курсах повышения квалификации учителей, а также, — при работе со школьниками.
  189. N п/п Наименование темы Кол-во часов1. Блок 1. КОСТЮМ 141 Введение 4
  190. Изучение композиции костюма 6
  191. Изучение вопросов стиля и моды в костюме 34 Итоговое занятие 1
  192. БЛОК 2. КОСТЮМ ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА 201 Введение 42 разработка моделей костюмов 143 Итоговое занятие 21. ПРОГРАММА БЛОК I. КОСТЮМ1. Введение
  193. Потребность человека в одежде, ее функции и эстетические свойства. Классификация одежды. Основные понятия: «костюм», «ансамбль «, «комплект».
  194. Изучение основ композиции костюма
  195. Изучение вопросов стиля и моды в костюме
  196. Композиционный ана-| лиз предложенной модели. | Письменная работа. Карточки-репродукции моделей костюма. Примерная схема анализа. 15 | минут I
  197. Разработка эскиза | моделей иллюстраций | свойств композиции. 30 | минут I
  198. Изучение зависимости | восприятия формы от | внутреннего заполнения | (линиями, цветом, фак-| турой) 20 j минут |
  199. Разработка статичной | и динамичной композиции i костюма работа с эле-| ментами «плоскостного | конструктора». 20 1 минут |
  200. Изучение оптических | свойств ткани состав- Альбом коллекций тканей. Лоскут. 20 |ление коллекции тканей минут Iразличного цвета, ри- сунка и фактуры. 1
  201. Изучение пластичес- 1 Набор тканей. |ких свойств тканей Пример выполнения. |эскизнач разработка I 20. формы на основе предло- минут 11 женного материала. 1
  202. Составление коллек- Карточки-репродукции мо- | 10 1f ции тканей к предложен- делей костюма. Набор | минут 1ной модели. тканей. | 1)
  203. Анализ основных нал- 1 Примерная схема анализа. | 45 1равлений современной Журналы мод. | минут I1.моды. Письменная работа. 1 1
  204. Просмотр и обсуждение выполненных работ.
  205. II. КОСТЮМ ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА1. Введение
  206. Создание костюма как сфера эстетической деятельности человека. Задачи современного дизайна костюма. Основные направления. Этапы разработки моделей костюма. Эскизирование.
  207. Разработка моделей костюмов
  208. Практическое освоение методов работы над костюмом. Все задания этого блока предусматривают наряду с аудиторной -самостоятельную работу студентов.1. Практические задания
  209. Содержание Раздаточный материал Количество часов
  210. Разработка ассоциативных форм в костюме. Выполнение эскиза костюма на заданную тему. Карточки со словами (словосочетаниями), репродукциями произведений живописи и графики, задающими ассоциативный ряд. 1 2
  211. Освоение приема моделирования «от функции» Выполнение эскиза костюма на заданную тему. Карточки с заданиями. 2
  212. Использование приема моделирования костюма «от материала». Образцы тканей и др. используемых в одежде материалов. 2
  213. Разработка проекта мини-гардероба на основе принципов комбинирования и трансформации. 2
  214. Моделирование костюма с использованием 4 эвристических методов 2(на примере метода ! 11. Э. Боно). I 1 1 16. Разработка проекта | мини-коллекции моделей | молодежного костюма. |
  215. Выполнение художествен- 1 1 8ного эскиза коллекции и | рабочих эскизов 5−6 мо- | делей с выкладкой мате- | 11 риалов. Изготовление од-. 1f ной модели в материале. | i 1 1 13. Итоговое задание.
  216. Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Заполнить форму текущей работой