Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма
Диссертация
К сожалению, вопрос об использовании деятельности по созданию костюма в качестве средства развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета решается не всегда эффективно. До недавнего времени, «Моделирование одежды» присутствовало в учебных планах факультета лишь в качестве раздела «Шитье одежды». И, зачастую, упор делался на технологию изготовления отдельных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО — ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
- 1. 1. Структура и специфика художественно-проектной деятельности
- 1. 2. Психологический аспект дизайнерского творчества
- 1. 3. Методико-педагогические основы развития проектного мышления
- 1. 4. Постановка и пути решения проблемы развития дизайнерского мышления в современной практике художественно — промышленного образования
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КОСТЮМА В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. История и социокультурная роль деятельности по созданию костюма
- 2. 2. Дизайн костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования
- 2. 3. Состояние преподавания курса «Моделирование костюма» на художественно-графическом факультете и возможные направления его совершенствования
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСЕ «ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА»
- 3. 1. Предполагаемая модель методической системы активизации дизайнерского мышления студентов средствами моделирования костюма
- 3. 2. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
- 3. 3. Методика проведения обучающего эксперимента
- 3. 4. Методика проведения и результаты контрольного эксперимента
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М.: «Информполиграф», 1994. — 321 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
- Аронов В.Р. Дизайн и искусство.- М.: Знание, 1984. 64 с.
- Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественой культуры XX века.- М.: Советский художник, 1987. 232 е., ил.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Педагогика, 1980. — 218 с.
- Бандуристый Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1983. 16 с.
- Басин Е.Я. Психология художественного творчества: личностный подход. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Вегенау 3. Функция, форма, качество.- М.: Мир, 1969.-167 с.
- Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1990. — 313 с.
- Велик В.Ф. Цель и средство в деятельности художника -конструктора. Л., 1972. — 29 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия.- Репринтное изд.- М.: Академия моды, 1996. 117 с.
- Беспалько В.П. .Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972. — 132 с.
- Беспалько В.П. слагаемые педагогической технологии.- М. -.1. Педагогика, 1989. 241 с.
- Елизнюк А. С. Объемное макетироваие в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1990. 16 с.
- Бойчук А.В. Дизайнерское обучение: от культуры мышления к культуре формообразования // Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М.: ХХПИ, 1984.
- Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам художественно-графических факультетов. Дис, .канд, пед. наук М., 1985. — 183 л.
- Боно Э. Рождение новой идеи,— М.: Прогресс, 1976, — 244с.
- Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 256 С.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988. — 496 е., ил.
- Борисовский Г. Б. Человек мера вещей.- М.: Искусство"1966. 142 с.
- Брокман, Хелен Л. Дизайнер за работой.- Факторы, влияющие на моду: Главы из кн. Теория моделирования одежды. Нью-Йорк, 1967./ Пер. Н.Добробабенко. М., 1974. — 14 с.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления.-М.: Высшая шк., 1968. 124 с.
- Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.160 с, ^
- Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 438 с.
- Булатова Е.С., Шершнева Л. П. Композиция в одежде швейнойпромышленности. М.: ВЗМИ, 1981. — 44 е., ил.
- Валькова Н.П. Культурно эстетический смысл и профессий-логические основы деятельности художника — конструктора: Автореф. дис.канд. искусств. — М., 1986. — 24 с.
- Великая тайна одеваться к лицу: Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой / Сост. Т.В.За-бозлаева. СПб.: Лениздат, 1992. — 224 с., ил.
- Ветров В.Н. Элементы дизайна в школьном курсе изобразительного искусства // Техническая эстетика, 1975, N 9, С. 18 19.
- Вещи вокруг нас / Пер с чеш. Л. Мостовой.- М.: Знание, 1964. 270 с.
- Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др. — М., 1990. — 87 с.
- Волошина Е. В., Тимофеева М. Р. Композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма: Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 28.06. Омск, 1991. — 21 с.
- Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника.- СПб.: ЛОЙХУ, 1995. 78 С., ИЛ.
- Воронов Н.В. Производственое искусство предшественник дизайна. — В сб. науч. тр.: Дизайн. — вып.З.- М., 1995, С. 6−11.
- Воронов Н.В. Что такое дизайн? М.: Знание, 1969.- 232 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986. 573 с.
- Гагарин Б.Г. Спецкурс для учителей ИЗО // Техническая эстетика, 1987, N 9.- С. 14.
- Гамаюнов В.Н. Пропедевтические курсы для втузов и педвузов // Техническая эстетика" 1980, N1, — С. 16−18.
- Гамаюнов В.Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна: Учеб. по-соб. для студентов художествено-графических факультетов пединститутов. М.: Альфа, 1993.
- Ганова Т. В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадого костюма: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.- 187 с.
- Генисаретский О.й. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989, N5.- С.4−6.
- Генисаретский О.й. Упражнения в сути дела,— М.: Русский мир, 1993. 277 е., ил.
- Глазычев В.Л. Проектное мышление как творческий процесс.-В кн.: НТР и развитие художественного творчества.- Л.: Наука, 1980. 254 С.
- Горина Г. С. Моделирование формы одежды.- М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
- Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. — 160 с.
- Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых.- М.:Т00 «Интел Тех», ЦИНО общества «Знание» РФ, 1995.- 96. с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986. 185 с.
- Даниленко В. Я. Краткосрочные учебные задания средство активизации творческой интуиции // Техническая эстетика, 1984, N 5 — С. 16 — 19.
- Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 374 с.
- Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Пер. опольск. М.: Легкая индустрия, 1977. — 296 е., ил.
- Дижур А. Л. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. В сб.- Дизайн в общеобразовательной системе. — М., 1994. — 0. 14.
- Дижур А.А. Дизайн и проблемы перестройки образования // Техническая эстетика, 1987, N 9. С.1−2
- Дизайн в высшей школе.- М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. 49 с.
- Дизайн как предмет научных и социально-философских исле-дований. М.: Искусство, 1970. — вып.2.
- Дизайн и школа // Техническая эстетика, 1984, N9.- С.1
- Доброхотова И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата: Онер, 1991. — 176 е., вкл.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
- Дю Паскье Ж. Энциклопедия элегантности. Пер. с франц.-М.: «ИНСОФТ», 1992. 204 с.
- Емельянова Н.А. Философско-социологический анализ дизайн -деятельности: Автореф. дис.канд. фил. наук.- Томск, 1986.- 18 с.
- Ермаш Г. А. Искусство как мышление.- М.: Искусство, 1982. 277 с.
- Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 -90 гг. 20 века: Автореф. дис.канд. фил. наук. М., 1996. — 22 с.
- Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна.-М.: Из-во АУТОПАН, 1993. 132 с.
- Журавлев В.и., Ников Г. П., скаткин М.Н. Методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
- Жученкова С.В. Системный подход к изучению восприятия цвета в костюме: Конспект лекций.- М.: МГТА, 1992.- 20 с.
- Загвяздинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 159 с.
- Зайцев В.М. Такая изменчивая мода.- М.: Молодая гвардия, 1980.- 119 С.
- Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева.- М.: Наука, 1983.- 336 с.
- История костюма: Метод, указан./ Ред. Ю. Л. Герасимова.-ОМСК.: ОТИБО, 1991. -18 с.
- Каган М.С. Дизайн как вид художественного творчества // Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика.- М., 1974.- вып 6.- С. 38.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика.- М.: Экономика, 1985. 238 с.
- Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Из-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
- Кантор К. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры. М.: Искусство, 1967. — 279 с.
- Кантор К. Правда о дизайне. М.: Анир, 1996. — 285 с.
- Кибалова Л., Гербенова 0., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды.- Прага.: Артия, 1987.- 608 с.
- Киреева Е.В. О культуре одежды (костюм, стиль, мода): Методическое пособие, — Л.: Знание, 1970.- 16 с.
- Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18−19 веков.- М., 1995.- 28 с.
- Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: Автореф. дис.канд. иск.- Л., 1978.- 13 с.
- Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя ИЗО: Дисс. .д-ра пед. наук.- М., 1992.- 360 с.
- Ковешникова Е.Н. Моделирование и конструирование одежды /методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей/: Дис.канд. пед. наук.- М., 1984.154 с.
- Козлова Т.В. Культура современного костюма.- М.: Легкая индустрия, 1977, — 47 с.
- Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма: Учебное пособие.- М.: Изд-во МГТИ, 1979.- 37 с.
- Козлова Т.В., Степучев Р. А., Рытвинская Л. Б., Петушкова Г. И. Основы теории проектирования костюма. Конспект лекций.- М: МГТИ, 1981.- 55 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза, 1994.- 339 с.
- Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием.- Л.: Знание, 1980.- 246 с.
- Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне.- М.: Труды ВНИИТЭ.- вып. 13., 1982.- 100 с.
- Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве / Под ред. В. Н. Лазарева. Л.: ЛВХПУ им. Мухиной, 1973. -102 с.
- Кон И. Н. Психология юношеского возраста.- М., Педагогика, 1979.- 98 с.
- Конструкция, функция, художественный образ в дизайне / Ред. С. 0.Хан-Магометов.- М.: Труды ВНИИТЭ.- вып. 23., 1980.- 140 с.
- Коробовский Ю.Г. Развитие пространственного воображения и логического мышления студентов ХГФ пединститутов в процессе обучения художественному конструированию: Дис. канд. пед. наук.- М., 1974.
- Косарева Е. А, Художественно-графический эскиз в моделировании одежды.- М.: Лениздат, 1978.- 81 с.
- Костенко Т. В. Школа: зерна дизайна ростки культуры // Техническая эстетика. 1991, N 11.- С. 5 — 7.
- Коськов М.А. Основные закономерности художественно -конструкторской деятельности: Автореф. дис.канд. фил. наук.- Л., 1980. 21 с.
- Крыжановская Л.М. Психология мышления.- М.: Психолог, 1996. 344 с.
- Кузин B.C. Психология./Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Высшая школа, 1982.- 256 е., ил.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981, N 2.- С.20−30.
- Ладур М.Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника.-М.: Советский художник, 1983.- 189 е., ил.
- Лаптева И. А. Композиция костюма: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 28.06.-Омск, 1992.- 14 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1980.- 243 с.
- Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В. В. Шкарина, В. А. Аверина, — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. 126 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженернойпсихологии.- М.: Педагогика, 1991.- 196 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.- 160 С.
- Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах,-Тернополь, 1993. 183 с.
- Марев И.В. Методологические основы дидактики.- М.: Педагогика, 1987. 186 с.
- Мартынов В.М. Дизайн и проектная наука. Теоретический курс авторизированного изложения.- М.: МЭГУ, 1997.- 86 с.
- Материалы по истории художественного конструирования.-М.: 1982. 162 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал, 1984, т.5. N 1.- С. 9 17.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 264 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.- 132 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Наука, 1981, — 211 с.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, Т.1.- М.: Академия моды, 1993.- 543 е., ил.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособ. / Под. ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Мода: за и против.- М.: Искусство, 1973.- 346 с. Мода и промышленное моделирование одежды // Тезисы докладов на всесоюзнойнаучной конференции (16 18 января 1979).- М.: МТИ., 1979.- 69 с.
- Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском). Методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1991, — 180 с.
- Нешумов Б.В. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов.- М.: Просвещение, 1986.- 191 с.
- Новое качество высшего образования в современной России: содержание, механизмы реализации, перспективы. М., 1995. — 10 с.
- Орлова Л.В. Азбука моды.- М.: Просвещение, 1989.- 176 е., ил.
- Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник / Под ред. Л. А. Кузьмичева.- М.: ВНИИТЭ, 1988.- 88 С.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1986.- 145 с.
- Основы профессионального творчества художника-конструктора / Сост. Е. Н. Лазарев, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Валькова и др.- Л., 1978. 84 с.
- Основы теории проектирования костюма: Учебн. для вузов.-М.: Легпромиздат, 1988.- 352 е., ил.
- Павловский А. Художественно-конструкторское образование в свете современных концепций дизайна // Техническая эстетика, 1975. N7.- С. 15.
- Панкратова М.Р. Человек костюм — среда. Конспект лекций.- М.: МГТА, 1992.- 12 с.
- Пармон Ф.М. Европейский костюм: стиль и мода.- М.: МВСО СССР, 1982.- 115 е., ил.
- Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1997- 318с., ил.
- Переверзев Л.Б. Дизайн для педагогики. Возможные перспективы // Техническая эстетика" 1985, N 1, — С. 12.
- Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: Дис.канд. пед. наук.- М., 1995.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 294 С.
- Проблемы дизайна в костюме. Мезвузовский сборник научных трудов.- М.: МГТА, 1992.- 81 с.
- Проблемы образного мышления и дизайн. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып.17.- М, 1978.- 102 с.
- Проблемы развития дизайнерского образования.- М., 1986
- Программы педагогических институтов: Сб. N 22 / для спец. N 2109/.- М.: Просвещение, 1980.- 30 с.
- Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов / для специальности N 2109/. М.: Просвещение, 1984. — 29 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
- Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сб. науч. тр./ Под ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семенова.- М.: Российское психологическое общество, 1995. 83 с.
- Психология процессов художественного творчества «/ Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980.- 285 с.
- Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя: Метод, рекоменд. / Под ред. И. А. Зязюна.- Полтава: Киев, 1990. 92 С.
- Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика, 1989, N11. G. 16−19.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.-М.: Знание, 1967.- 89 с.
- Разработка терминологического аппарата дизайна /под ред. Демосфеновой Г. Л. М., ВНИИТЭ, 1982.- 118 с.
- Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей.- М.: Знание, 1987. 168 С.
- Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной Учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже.- М.: Искусство, 1974.- 175 е., ил.
- Рубин А.А. Формирование проектного замысла средствами художественного моделирования: Автореф. дис. канд. искусств.-М., 1979. 21 с.
- Рыбкина Е.А. Мода и промышленность.- М.: Легпромбытиз-дат, 1988. 32 с., ил,
- Рытвинская л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника модельера: Учебное пособие. — М: МГТЙ, 1980.- 32 С.
- Савельева И.Н., Шершнева Л. П. Художественно-конструкторский анализ одежды.- М.: ВЗМИ, 1983. 26 с.
- Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования // Техническая эстетика, 1986, N 9, С. 18 20.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. доктора искусствоведения М., 1990. — 32 с.
- Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно проектные концепции русского авангарда.- М.: Русский мир, 1994. 373 с.
- Системный анализ процесса мышления / Под ред. К.Д. Суда-кова. М.: Знание, 1989. — 112 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Словарь терминов по дизайну.- М.: ВНИИТЭ, 1990.- 86 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособ. для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения / Тез. семинара (5−9 июня, 1995).- М.: МГТА, 1995 7 с.
- Спичак И.А. Художественное конструирование в пединституте// Техническая эстетика. 1975. N 7.- С. 9.
- Степучев Р. А. Комбинаторика единиц костюмографического языка: Учеб. пособ.- М.: МГТА, 1992.- 121 е., ил.
- Степучев Р.А., Бесчастнов Н. П. Методы графической подачи моделей одежды.- М.: МТИ, 1985.- 256 С.
- Стратонова Л.М. Изобразительная деятельность студентов ХГФ на занятиях по моделированию одежды: Дйсс. .канд. пед. наук.-М., 1991. 156 л.
- Супрун А.И., Филановский Г. Ю. Почему мы так одеты.- М.: Мол. гвардия, 1990. 192 е., ил.
- Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма.- М.: Изд-во «ГИТИС», 1994. 160 е., ил.•183. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1990. — 168 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Писку нова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 208 с.
- Тиль Э. История костюма: Пер. с нем. М. Н. Козлова.- М.: Легкая индустрия, 1974. 100 с.
- Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, '1997. — 39 с.
- Тхагапсоев Х.Г., Горшоков A.M. Колледж дизайна.- Нальчик, 1995. 27 с.
- Фадеев В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособ.- Рязань: Из-во РГПУ, 1993.- 140 с.
- Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). Материалы научн. конф. (27 28 окт. 1987 г., Владивосток) /Отв.ред. Э. И. Киршбаум. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 192 с.
- Формирование профессиональных художественных и педагогических навыков у студентов художественно-графического факультета. Омск, 1987. — 67 с.
- Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПЙ. Методические материалы. М.: ВНИЙТЭ, 1992. — 116 с.
- Хрестоматия по психологии художественного творчества.-М.: ИЧП «Издательство магистр», 1996. 200 с.
- Художественное проектирование: Учебн. пособ. для студентов по спец. N 2109 «Черчение, рисование, труд»./ Б. Н. Непгумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др. М.: Просвещение, 1979.-175 с., ил.
- Художественное проектирование костюма: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МГТА, 1990. — 103 с.
- Художественное конструирование из текстильных материалов. Методические рекомендации. М.: Из-во АПН СССР, 1990 — 39с.
- Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1986. 272 с.
- Художественно конструкторское образование / Редк.: Г. Б. Минервин и др.- М.: Просвещение, 1979.- 148 с.
- Художник, вещь, мода.- М.: Искусство, 1988.- 328 с.
- Черепанов B.C. Экспертные методы в педагогике: Учеб. пособ.- Пермь: ПГПИ, 1988.- 84 С.
- Чернякова Г. М. О моде, культуре одежды и воспитании хорошего вкуса: Метод, рекоменд.- М.: Высш. шк., 1987.- 37 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.160 с., ил.
- Шкляров B.C. Дизайн в структуре специальной подготовки учителя ИЗО. Дис.канд. пед. наук. — М., 1992. — 230 с.
- Шлезингер Е.А. Функции моды в сфере потребления // Техническая эстетика. 1975. N 11.- С. 5.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высш. шк., 1989. 143 С.
- Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы.- М.: ООО «Издательство ACT», 1997. -256 с.
- Эстетическое воспитание в вузе / ред. Г. П.ВЫжлецов: Меж-вуз. сб.научн. тр.- Л.: ЛГУ.- 1990.- 146 с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов.-М.: Логос, 1994.- 87 С.
- ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМАпрограмма для студентов художественно-графического факультета
- Данная программа разработана для студентов художественно-графического факультета. При некоторой корректировке она может быть использована при организации занятий на курсах повышения квалификации учителей, а также, — при работе со школьниками.
- N п/п Наименование темы Кол-во часов1. Блок 1. КОСТЮМ 141 Введение 4
- Изучение композиции костюма 6
- Изучение вопросов стиля и моды в костюме 34 Итоговое занятие 1
- БЛОК 2. КОСТЮМ ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА 201 Введение 42 разработка моделей костюмов 143 Итоговое занятие 21. ПРОГРАММА БЛОК I. КОСТЮМ1. Введение
- Потребность человека в одежде, ее функции и эстетические свойства. Классификация одежды. Основные понятия: «костюм», «ансамбль «, «комплект».
- Изучение основ композиции костюма
- Изучение вопросов стиля и моды в костюме
- Композиционный ана-| лиз предложенной модели. | Письменная работа. Карточки-репродукции моделей костюма. Примерная схема анализа. 15 | минут I
- Разработка эскиза | моделей иллюстраций | свойств композиции. 30 | минут I
- Изучение зависимости | восприятия формы от | внутреннего заполнения | (линиями, цветом, фак-| турой) 20 j минут |
- Разработка статичной | и динамичной композиции i костюма работа с эле-| ментами «плоскостного | конструктора». 20 1 минут |
- Изучение оптических | свойств ткани состав- Альбом коллекций тканей. Лоскут. 20 |ление коллекции тканей минут Iразличного цвета, ри- сунка и фактуры. 1
- Изучение пластичес- 1 Набор тканей. |ких свойств тканей Пример выполнения. |эскизнач разработка I 20. формы на основе предло- минут 11 женного материала. 1
- Составление коллек- Карточки-репродукции мо- | 10 1f ции тканей к предложен- делей костюма. Набор | минут 1ной модели. тканей. | 1)
- Анализ основных нал- 1 Примерная схема анализа. | 45 1равлений современной Журналы мод. | минут I1.моды. Письменная работа. 1 1
- Просмотр и обсуждение выполненных работ.
- Блок II. КОСТЮМ ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА1. Введение
- Создание костюма как сфера эстетической деятельности человека. Задачи современного дизайна костюма. Основные направления. Этапы разработки моделей костюма. Эскизирование.
- Разработка моделей костюмов
- Практическое освоение методов работы над костюмом. Все задания этого блока предусматривают наряду с аудиторной -самостоятельную работу студентов.1. Практические задания
- Содержание Раздаточный материал Количество часов
- Разработка ассоциативных форм в костюме. Выполнение эскиза костюма на заданную тему. Карточки со словами (словосочетаниями), репродукциями произведений живописи и графики, задающими ассоциативный ряд. 1 2
- Освоение приема моделирования «от функции» Выполнение эскиза костюма на заданную тему. Карточки с заданиями. 2
- Использование приема моделирования костюма «от материала». Образцы тканей и др. используемых в одежде материалов. 2
- Разработка проекта мини-гардероба на основе принципов комбинирования и трансформации. 2
- Моделирование костюма с использованием 4 эвристических методов 2(на примере метода ! 11. Э. Боно). I 1 1 16. Разработка проекта | мини-коллекции моделей | молодежного костюма. |
- Выполнение художествен- 1 1 8ного эскиза коллекции и | рабочих эскизов 5−6 мо- | делей с выкладкой мате- | 11 риалов. Изготовление од-. 1f ной модели в материале. | i 1 1 13. Итоговое задание.
- Просмотр и обсуждение выполненных работ.