Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиции как фактор развития образовательной системы школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование подтверждает, что развитие традиций в образовательной системе школы представляет собой сложный многоаспектный процесс. Он включает в качестве взаимосвязанных компонентов: педагогическое руководство обучением и воспитаниемстановление, функционирование и развитие школьного коллектива, как инструмента реализации образовательной политикивзаимодействие с окружающей средой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы развития традиций в образовательной системе школы
    • 1. 1. Традиции в образовательной системе школы
      • 1. 1. 1. Понятие «традиция», ее трактовки и эволюция
      • 1. 1. 2. Теоретические основы традиций в образовательной системе школы
    • 1. 2. Традиции как фактор развития образования: исторический анализ
    • 1. 3. Традиции в условиях модернизации зарубежной школы
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Социальные и организационно-педагогические условия развития традиций в образовательной системе школы
    • 2. 1. Социологические аспекты традиций в образовательной системе школы
      • 2. 1. 1. Цели, задачи и методы исследования
      • 2. 1. 2. Характеристика выборочной совокупности
    • 2. 2. Концептуальная схема создания, преемственности и развития традиций в образовательной системе школы
    • 2. 3. Традиции в образовательной системе школы в общественном сознании и их влияние на образовательные учреждения
    • 2. 4. Анализ факторов, влияющих на формирование традиций в образовательной системе школы
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Традиции и инновации в образовательной системе школы
    • 3. 1-. Теоретические подходы к проблеме традиций и инноваций в образовательной системе школы
      • 3. 2. Проблемы развития традиций и инноваций в образовательной системе школы
      • 3. 3. Перспективы развития традиций в образовательной системе школы
  • Выводы по 3 главе

Традиции как фактор развития образовательной системы школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к развитию образовательных систем. В качестве ключевых положений развития, выступают задачи: создания условий для развития личности, обеспечения развития и саморазвития образовательной системыпревращения образования в действенный фактор развития общества" .

Развитие школы рассматривается как необходимое условие реализации концепции гуманизации образования, а с другой стороны — именно результаты жизнедеятельности развивающейся школы выступают в качестве значимого критерия эффективности современной образовательной политики.

В обеспечении непрерывности процесса развития образовательной системы значительная роль принадлежит традициям. Традиции могут обрываться, пресекаться, «умирать» и «возрождаться». «Борьба с традициями» — такой же заметный феномен в современном мире, как и движение за сохранение, и поддержание традиций.

В представленном исследовании традиции рассматриваются как важный ресурс развития образовательной системы школы.

Исследования опираются на научную литературу, обобщенный педагогический опыт и практику работы управленческих структур системы образования, в которых рассматриваются проблемы традиций в образовательной системе (И.А. Блинков, М. В. Захарченко, Е. М. Колосова, Г. Б. Корнетов, О. Е. Кошелева, Т.К. Клименко).

Организация комплексного исследования создания, преемственности и развития традиций отечественного образования стала возможной на основе:

— системного подхода (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Н.Ф.Талызина);

— гуманистических идей в образовательном процессе (Н.В. Бордовская, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Н. Д. Никандров, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн, Н.И. Элиасберг);

— теории управления образованием (В.А. Бордовский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, И. А. Скопылатов, Т. И. Шамова);

— традиций школьной и общественной работы учащихся (И.А. Блинков, Ю. Л. Изюмский, Е.А. Ямбург);

— взаимосвязи традиций воспитания и образовательной среды (М.В. Захарченко, Е. И. Казакова, В. А. Караковский, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

— традиций как средства воспитания подрастающего поколения (И.А. Блинков, Б. Б. Глинский, Н. П. Добронравов, И. С. Дриц, И. А. Колесникова, А. С. Макаренко, О. С. Муравьева, В. В. Струнин, Б. А. Титов, Б.Е. Ширвиндт);

— народных традиций как фактора воспитания (А.П. Прохоров, Г. К. Селеменова);

— традиций православной педагогики (О.А. Белянова, М. В. Захарченко, В. В. Зеньковский, Г. Б. Корнетов, игумен Иоанн Экономцев);

— традиций гимназического образования (В.В. Лаптев, А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова, Н.И. Роговцева);

— историографии русских школ (О.Е.Кошелева, А. Н. Кузякин, Н. В. Флит, А.П. Шапкина) — роли символики в развитии традиций воспитания (С.В.Воробьева);

— традиций зарубежной школы (Е.И. Бражник, А. Н. Джуринский, З.А. Малькова);

— отношения к образованию различных слоев общества (С.Г. Вершловский, В. Т .Лисовский, Е.Э. Смирнова);

— соотношения инноваций и традиций (И.Ю. Алексашина, А. Г. Асмолов, Т. К. Клименко, Н. Л. Селиванова, Е.В. Ткаченко).

В современных условиях развития общества задачи, стоящие перед' российской школой, неуклонно усложняются и требуют изучения исторических традиций отечественного образования.

Обучение и воспитание подрастающего поколения всегда относилось к числу важнейших задач семьи, общества и государства. Накопленный столетиями педагогический опыт составил основу традиций образования. Поэтому создание, преемственность и развитие традиций выступает как одно из условий развития современной школы, становления и развития российской системы образования.

Цель исследования — выявление условий влияния традиций на развитие школьной образовательной системы.

Объект исследования — процессы развития в общеобразовательных системах.

Предмет исследования — условия формирования традиций в развивающейся образовательной среде школы.

В качестве гипотезы выдвигается предположение, что традиции влияют на развитие образовательной системы школы при условии:

— выявления актуальных традиций для современной школы;

— осмысления педагогами роли традиций в образовательной среде школы;

— формирования позитивного отношения в школьных коллективах к традициям;

— целенаправленной управленческой деятельности по развитию традиций школьной образовательной системы;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предполагается решить следующие задачи исследования:

— выявить понимание традиций в научной литературе;

— определить сущность понятия «традиции в образовательной системе школы»;

— рассмотреть отношение учителей, учащихся, родителей и руководителей к проблеме традиций в образовательной среде школы;

— определить факторы, условия и критерии эффективности влияния традиций на развитие системы образования;

— выявить соотношение инноваций и традиций в системе образования;

— сформулировать перспективы развития традиций петербургской школы.

Поставленные задачи определили выбор комплекса методов исследования:

— теоретический анализ научной литературы;

— изучение педагогического опыта и его обобщение;

— социологические методы (анализ статистических данных, опрос, анкетирование, интервью).

Эмпирические данные были подвергнуты математической и аналитической обработке.

База исследования:

— руководители образовательных учреждений Санкт-Петербурга, слушатели курсов руководителей образовательных учреждений кафедры теории и практики управления образованием СПбГУПМ;

— 2-я Санкт-Петербургская гимназия;

— 567-я общеобразовательная школа;

— выпускники петербургских школ, призванные на военную службу;

— офицерский состав военного комиссариата Санкт-Петербурга;

— общественное объединение ветеранов войны — однополчан СанктПетербурга;

— родители учащихся 2-й Санкт-Петербургской гимназии и 567-й общеобразовательной школы.

Основные этапы исследования:

1-й этап (1994 — 1996 гг) — аналитико-поисковый.

— анализ состояния проблемы традиций в образовательной системе школы, ее осмысление в научной литературе;

— изучение влияния традиций на эффективность системы образования;

— формирование исходной гипотезы исследования.

2-й этап (1996 — 2000 гг) — экспериментальный.

— выявление факторов и условий, влияющих на процесс создания традиций в современных условиях;

— анализ работы системы образования и зависимости ее эффективности от влияния традиций;

— исследование влияния традиций на эффективность воспитательной работы в образовательных учреждениях.

3-й этап (2000 — 2003 гг) — обобщающий.

— осуществление систематизации, обобщение и анализ результатов исследования;

— литературное оформление диссертации;

— оценка результатов проверки гипотезы исследования;

— определение дальнейших направлений исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что применительно к современным условиям в работе впервые: представлена концептуальная схема создания, преемственности и развития традиций в образовательной системе школыуточнено понятие «традиция» и определено его место в категориальном аппарате теории внутришкольного управленияопределены условия развития традиций в образовательных учрежденияхустановлено взаимовлияние традиций и инноваций на развитие образовательной системы школы.

Теоретическая значимость исследования состоит: в обосновании системообразующей роли традиций в развитии образовательной системы школыв выявлении теоретических подходов к анализу традиций как одной из категорий общей педагогикив раскрытии возможностей управления деятельностью по развитию школьных традиций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования дают возможность: знакомства в системе обучения руководителей, педагогов эффективному управлению учебным заведением с механизмом создания, преемственности и развития традиций образовательных учрежденийиспользовать потенциал традиций в управлении образовательным учреждениемосмыслить опыт и пути корректировки своей управленческой деятельности, совершенствовать методики и практику работы образовательных учреждений.

На защиту выносятся:

— обоснование понятия «традиции в образовательной системе школы» как совокупности педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогических ценностей, а также школьных обычаев, обрядов, ритуалов и церемоний;

— основные подходы к созданию, преемственности и развитию традиций, выражающиеся в выявлении общественного мнения о традициях, влиянии их на развитие образовательной системы школы, о воздействии факторов, влияющих на формирование традиций в образовательной системе школы;

— «ресурсные» традиции в развитии современной петербургской школы (традиции в отношениях субъектов образовательного процесса, нравственные традиции, традиции гражданственности и патриотизма, традиции повышения профессионализма педагогических кадров).

Достоверность основных положений и выводов исследования подтверждена последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретикометодологических позиций, системным подходом к изучению предмета исследования, проведением его одновременно на методологическом, теоретическом, практическом уровняхрациональным сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям и задачамприменением современных методов математической обработки полученных данныхподтверждением полученных выводов данными педагогической и управленческой практики.

Апробация исследования происходила в процессе обсуждения основных положений, хода и предварительных результатов научного поиска:

— на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием СПбГУПМ;

— в выступлениях на педагогических советах, семинарах директоров образовательных учреждений;

— на семинарах руководителей отделов управления образованием административных районов и педагогов;

— на ежегодных, начиная с 1995 года слетах актива детских объединений патриотической направленности Всероссийского слета юных моряков «Кронштадт»;

— в реализации подпрограммы «Воспитание гражданственности и патриотизма» Закона Санкт-Петербурга «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга»;

— в реализации городской межведомственной программы мероприятий по подготовке молодежи Санкт-Петербурга к военной службе в 1997;2000 годы.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, иллюстрированных таблицами и диаграммами, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по 3 главе:

1. Накопление и хранение в традициях всего того ценного, что уже создано предшествующими поколениями коллектива — важный показатель его развития.

Традиции нельзя ввести в жизнь приказом. Они возникают в значительной степени стихийно, однако их рождение, укрепление и развитие зависит и от целенаправленных усилий педагогов, всего коллектива.

Традиции укрепляют коллектив, делают его жизнь более четкой и устойчивой, эмоционально насыщенной, а моральные нормы коллектива — более действенными и привлекательными.

2. Стратегия развития образовательной системы школы представляет собой синтез мыслительной и практической деятельности, результат внедрения инноваций направленных на развитие образовательного учреждения:

— это информационный образ предшествующих традиций, характеризующих школу, обладающую своими конкретными, неповторимыми традициями;

— это информация о стереотипах, которые школьный коллектив намерен преодолевать, разрушать;

— это информация об инновационных моделях, которые предполагается сконструировать и ввести в практику школьной жизни.

3. Деятельность руководителя образовательного учреждения полифункциональная, многоуровневая, зависит от многих факторов, и сама влияет на: архитектурный и оформительский дизайны школыуспешность образования учениковпрофессионализм учителейобщую атмосферу жизни учебного заведения. И чем лучше понимает это руководитель, тем четче он дифференцирует свои действия, тем ярче, успешнее, результативнее предстает его труд.

4. Какой бы прогрессивной ни была школьная образовательная система, как бы хорошо ни чувствовали себя в ней учащиеся, необходима индивидуализация обучения и воспитания. Качественное образование, охватывающее всех, плюс индивидуализация — вот, что требуется, если смотреть на школу, как на основной фактор в формировании ответственных и активных членов общества.

5. Для обеспечения устойчивости развития образовательной системы школы необходимо развивать новые средства управления. Возрастает роль оперативной и прогностической информации, потребность образовательных учреждений в определении целевых ориентиров, квалифицированной экспертизе образовательного процесса и образовательных результатов, научно-методической поддержке педагогических проектов. Образовательные учреждения заинтересованы в использовании возможностей сетевого взаимодействия, усилении «горизонтальной деятельности» управленческих структур по организации взаимодействия разных видов и типов учреждений образования, сотрудничества учреждений образования и других социальных организаций, совместной деятельности образовательных и научно-педагогических учреждений.

Одновременно важно использовать возможности муниципальных и попечительских советов, как для оказания практической помощи образовательным учреждениям.

6. Для обеспечения широкой общественной поддержки предстоит сформировать постоянно и эффективно действующий механизм осуществления общественных связей. Составными элементами механизма могут стать:

— система информирования населения и всех заинтересованных организаций о проблемах и достижениях образовательных учреждений;

— система координации деятельности органов управления образованием, молодежной политики, культуры, здравоохранения, науки и высшей школы, физической культуре и спорту;

— попечительские советы образовательных учреждений;

— систематическая работа с родителями.

Заключение

.

Проведенное исследование подтверждает, что развитие традиций в образовательной системе школы представляет собой сложный многоаспектный процесс. Он включает в качестве взаимосвязанных компонентов: педагогическое руководство обучением и воспитаниемстановление, функционирование и развитие школьного коллектива, как инструмента реализации образовательной политикивзаимодействие с окружающей средой в интересах организации жизнедеятельности детей и образовательного учреждения.

С углублением знаний о системе образования развиваются представления и о роли традиций, как фактора развития образовательной системы школы.

В теоретическом анализе исследуемой проблемы наши усилия были направлены на определение сущности понятия «традиция», а также на выявление признаков, критериев и принципов создания, преемственности и развития традиций. Установлено, что на традиции оказывают влияние внешние и внутренние факторы, наличие или отсутствие которых способствует или препятствует их созданию, преемственности и передаче их из поколения в поколение.

Исследования социальных и организационно — педагогических условий реализации традиций позволили установить в школе наличие системных связей, структуры, иерархии элементов, анализировать исходное состояние системы, устанавливать структурные и функциональные взаимосвязи, программировать их дальнейшее развитие.

Одним из наиболее значимых выводов стало понимание соотношения традиций и инноваций.

Постоянно обновляемые традиции непосредственно передаются благодаря обучению, преемственности школ и направлений. Новое состояние наступает, не только в результате разрыва с устаревшей, нежизненной традиции, но, как правило, от усвоения и переработки других традиций, приобретающих актуальность в данных условиях.

Теоретическое исследование показало, что традиции создаются, сохраняются и передаются при определенных условиях. К числу таких условий могут быть отнесены:

— создание в образовательном учреждении единой системы;

— наличие стратегии, которая представляет собой синтез мыслительной и практической деятельности;

— обеспечение широкой общественной поддержки, освоение окружающей социальной среды и осуществление общественных связей.

Итак, исследование процесса создания, преемственности и развития традиций позволило сделать следующие выводы:

1. «Традиция» как научное понятие является сложной, многогранной и многоуровневой проблемой и может быть объяснена и описана на основе данных социологии, психологии, педагогики и управления.

2. Исследование показало, что основное влияние на успешную реализацию традиций оказывает наличие или отсутствие определенных условий, а также субъективных и объективных факторов.

3. Выявлены определенные признаки, критерии и принципы, по которым можно судить о процессе создания, преемственности и развития традиций, а также способствовать их воздействию на становление коллективов.

4. Во всех элементах педагогического процесса, во всехструктурах образовательного учреждения наряду с традициями развиваются инновационные явления. Инновации, несомненно, совершенствуют деятельность школы, ее педагогического коллектива, дают импульс творческой инициативе работников, создают комфортные условия для обучения школьников.

5. Анализ опыта реформирования зарубежной школы отчетливо подтверждает возможность его использования в таких областях, как подготовка учащихся к работе в сфере информационных технологийвнедрение педагогических средств, развивающих инициативу, самостоятельность, творчество учащихся.

6. Преемственность традиций образования невозможна без глубокого знания истории педагогики и «школоведения». Безразличие к традициям, нигилизм, провалы в исторической памяти чреваты последствиями в реализации реформы образования в нынешних условиях. Сколь бы не была прочной система образования, а творческий энтузиазм руководителей и педагогов характеризовался неисчерпаемостью она, в конечном счете, обречена на утрату своего величия и своей былой роли.

7. Исследование подтвердило значение данной проблемы и необходимость продолжения работы. Результаты исследования позволяют наметить некоторые перспективы и направления дальнейшего изучения проблем создания, преемственности и развития традиций в сфере профессионального образования взрослого населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно — правовые документы:
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании от 10.07.1992 г. № 3266−1 (в редакции, введенной в действие с 23.01.1996 г. № 12 -ФЗ».
  3. Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
  6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2001 года № 23 О проекте закона Санкт-Петербурга «О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001 — 2004 гг. «Петербургская школа 2004».
  7. Работы, монографии и периодические издания:
  8. Casanova Maria Antonia Developper des competences. La conception des nouveaus programmes en Espagne // Revue international d’education. № 12, 1996.-p.81−89.
  9. Cournot A. Considerations eur la marche des idees et des evenements dans les temps modernes. Paris, 1872.1 l. Dromel J. La Loi des revolutions. Paris, 1862.
  10. Lorenz O. Die Ceschichtswissenschaft in Hauptrichtungen und Aufgaben. 1 Teil. Berlin, 1886. S.299.
  11. Marias J.Generations.A.Nistorical Method. Alabama, 1970. -P. 160−161.
  12. N.Mendel G. La crise de generations. Etude sociopsychoanalytique. Paris, 1969.
  13. Muller Christine Les nouveax programmes pour l’ecole primaire // Revue internationale d’education.-№ 12,1996.-P.91−98.16.0rtega у Casset J. En torno a Calileo// Ortega у Casset J. Obras compoetas. En 5 v. V 5. Madrid, 1947. -S.39.
  14. Roszak T. The Making of Counter Culture. New York, 1969.-P.2.
  15. Weng Peter Une concertation locale. Les programmes de Pecole danoise// Revue internationale d’education.-№ 12, 1996. -P. 105−112.
  16. Richard L. Wiseman (ed). Intercultural communication theory. SALE, Thousand Oaks. LondonNew Dehli, 1995.-327p.
  17. С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и современная Россия // Русская мысль. Париж, № 3910. 27 декабря.
  18. . Вклад в будущее: приоритет образования. -М.: 1993.
  19. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.339 с.
  20. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XI У- ХУ11 вв. -М.: 1985. С. 343−344.
  21. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. в кн.: Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. -С. 140 — 147.
  22. П.Р. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе// Школа и производство, 1999. № 11. -С.5−12.
  23. Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука, 1969.-294с.
  24. Бараева 0.10. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. -30 с.
  25. И.С. Изменение профессиональной деятельности учителя современной школы. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -С. И 1−122.
  26. А.К. Ритуал в традиционной культуре. -Л.: 1993.
  27. О.А. К вопросу преемственности традиций в образовании. Материалы Покровских педагогических чтений 12−14 октября 2000 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -С.73−76.
  28. И.А. Роль традиций в повседневной школьной жизни и общественной работе учащихся. // Советская педагогика. 1954. № 7.-С. 56−66.
  29. И.А. О школьных традициях. -М.: Учпедгиз, 1961. -104 с.
  30. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская Педагогика. 1991. № 9.
  31. П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. № 10. -С.62.
  32. В.В., Ковалев А. Г., Парфенов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. М.: Мысль, 1983. -207с.
  33. Е.И. Особенности разработки содержания школьного образования в европейских странах.// Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 41 — 53.
  34. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М.: Высшая школа, 1989. -176с.
  35. Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания. -Петроград. 1918, С. 34−35,50- 55
  36. А.П. Образование России: стратегия выбора. -СПб.: 1998.
  37. С. Г., Надточий А. П., Королева Е. Г., Бродянская JI.B. Петербургская школа: портрет выпускника. -СПБ.: Спец-Лит., 1999.-72 с.
  38. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1992.
  39. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики.// Под ред. Т.И. Шамовой//. М.: Педагогика, 1991.-192 с.
  40. Военный энциклопедический словарь.// Пред. гл. ред. комиссии Н. В. Огарков, — М.: Воениздат, 1984.
  41. С.В. Русский офицерский корпус. -М.: Воениздат, 1993.-368 с.
  42. Н.Е. Вторая Санкт-Петербургская гимназия. 190 лет истории (Из материалов исторической записки, школьного музея и воспоминаниям выпускников).- СПб.: 1997. -136 с.
  43. С.В. Символика и традиции. // Классный руководитель. 1998. № 2. С.30−34.
  44. В.Г. Гуманитарно аксиологические основы постдипломного образования педагога: монография. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.-421с.
  45. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. научных трудов // Под редакцией Л. И. Новиковой. -М.: 1992. -134 с.
  46. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски (Сост. H.JI. Селиванова). -М.: Знание, 1989. -80 с.
  47. Всемирный историко- педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова -М.: ИТОП РАО, 1996. -269с.51 .Вульфсон Б. Л. Современная буржуазная школа. М.: 1984.
  48. Выборы президента в «мире мнений» учащихся петербургских школ (экспресс-анализ сочинений). -СПб.: ОИРШ, 2000. -29с.
  49. JI.C. Педология подростка// Выготский JI.C. Собр.соч. в 6 т. Т.6.-М.: 1984. -С.238.
  50. Е.Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. -М.: Русское слово, 1997. -С. 18−21.
  51. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. -Казань. Кн. изд-во, 1990. -206с.
  52. В.И., Тиунов А. А., Соловьев Н. В. Формирование и развитие боевых традиций русской армии в ХУ111 начале XX века.-СПб.: 1993.-44 с.
  53. Р. Очерки о традиции и метафизике. -СПб.: «Азбука», 2000. -320с.
  54. .Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. -Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997. -320 с.
  55. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. -М.: 1986.
  56. Гуманизация образования. Теория. Практика./Под ред. В. Г. Воронцовой. -СПб.: 1994.61 .Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга.// Под ред. докт. пед. наук О. Лебедева. -СПб.: 1995.-228с.
  57. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.: 1980.
  58. Джон Равен Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы// Пер. с англ. М.: «Когито-Цептр», 1999.-144 с.
  59. А.Н. Реформы зарубежной школы, надежды и действительность. -М.: Знание, 1989. -80 с.
  60. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России.// Пособие для преподавателей.- М.: 1994. С.67−79.
  61. Э.Д. Историография школы и педагогической мысли Древней Руси// Советская педагогика, 1984. № 4.
  62. И.С. Роль традиций в воспитании ученического коллектива. //Народное образование. 1956. № 10. С.26−32.
  63. Н.П. Школьные традиции: воспитывающее значение// Советская педагогика, 1948. № 6. С. 100−102.
  64. И.Ф. Являются ли традиции признаком нации? Вопросы истории.-М.: 1968. № 3. -С. 83−91.
  65. Е.А. Влияние стиля руководства на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе. Диссертация канд. псих. наук. -JL: ЛГУ, 1972.-276с.
  66. М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа. Автореф.дис. докт.фил.наук. -М.: МГПУ, 2001.-36с.
  67. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе/ Сост. И. Ю. Алексашина, Н. И. Элиасберг. -СПб.: 1993.
  68. Ю.Л. Эстетика школьных традиций. Опыт школы № 11 г. Прокопьевска Кемеровской области.// Воспитание школьников. 1968. № 6. С. 83−85.
  69. История педагогики в России. Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учебн. заведений.// Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -400с.
  70. Историко-педагогическое измерение в образовании.// Сб.мат. н-пр. межрегиональной конференции.-СПб: СПбГУПМ, 1999. -125с.
  71. Историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга в системе воспитания юных петербуржцев.(Материалы городских педагогических конференций по проблеме воспитания городом).-СПб.: СПбГДТЮ, 1998.-108с.
  72. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL: ЛГУ, 1991.-384 с.
  73. В.М. Традиции и исторический процесс./ Рос.акад. управления. -М.: Луч, 1994. -188с.
  74. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы, (системно-ориентационный подход). Автореф.дис. докт. пед. наук.-СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. -34 с.
  75. Е.И. Стимулирование педагогических инноваций: Материалы семинара по программе «Школьная администрация». -СПб.: 1995.-29 с.
  76. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: 1990.
  77. П.Ф. История русской педагогики. -СПб.: 1909.
  78. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? воспитание.воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: 1996.-131 с.
  79. И.Т. Познание в мире традиций./ Отв. ред. В. А. Лекторский. АН СССР, Ин-т философии.-М.: Наука, 1990. -202с.
  80. Каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. Сост. О. И. Савельева.- СПб.: СПбГДТЮ, 1999. -60 с.
  81. ЮО.Кириевский И. В. О характере просвещения Европы и отношении к просвещению России// Полн. Собр. Соч. в 2 т. т.1. — М.: 1911.
  82. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: 1994.
  83. Т.К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки. Мат. науч-прак. конф. 4.1. -Чита. Изд-во ЗабГПУ, 1997.- С.38−43.
  84. ЮЗ.Кожинов В. В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. Серия «Актуальная история России». -М.: «ЧАРЛИ», 1997.-528с.
  85. И.А. О критериях гуманизации образования.// В сб. Гуманизация образования. Теория. Практика, (под ред. В.Г. Воронцовой) СПб: СПбГУПМ, 1994. — С.37−45.
  86. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. Методические рекомендации. Издание 2-е, дополненное.-СПб.: СПбГУПМ, 1992.-103с.
  87. Юб.Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. -М.: Просвещение, 1969. -311 с.
  88. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие.// Сост. Кларин В. М., Джуринский А. Н. -М.: Педагогика, 1989, 416 с.
  89. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда.- М.: АПН РСФСР, 1957.- 147 с.
  90. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. -М.: НПО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1992.-140с.
  91. Ю.Конаржевский Ю. А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков, учеб. изд., 1994. -38с.
  92. Конгресс российской интеллигенции. — СПб.: СПбГУП, 1998.-292 с.
  93. Г. Б. Русская педагогика: в поиске самобытных традиций.// Учительская газета. 1993. № 39. С. 6.
  94. М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования. Мат. Науч-прак. конф. 4.1. -Чита. Изд-во ЗабГПУ, 1998. -С 36−41.
  95. О.Е. Дореволюционная историография о русских школа ХУ111 в. // Советская педагогика. 1988. № 3. -С. 107−115.
  96. Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти ХУ111 века. Автореф.дис.канд.пед.наук. -Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 1997. -20с.
  97. Пб.Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. -М.: Политиздат, 1985.
  98. Краткий словарь по социологии.-М.: 1991.
  99. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием.-СПб: СПбГУПМ, 2001.-166 с.
  100. В.Ю., Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования. Автореферат дис. докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1993. -36 с.
  101. O.K., Куропятник А. И., Михеева Л. Д., Смирнова Е. Э. Новые формы образования// Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Вып.10.-М.: 1992.
  102. Н.К. Педагогические сочинения. -М.: т.2. -С. 347.
  103. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дис. канд.псих.наук. -М.: 1980.-24с.
  104. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. СПб.: Образование. 1995.
  105. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. Методическое пособие/ Науч.-исслед. центр развития творчества молодежи/ -СПб.: 1993. 54с.
  106. Н.М. Научно-организационные основы совершенствования управления дополнительным образованием школьников. Автореф. дис.канд.пед.наук. МГУ,-Йошкар-Ола. 2000.-23с.
  107. А.Н. Историческая справка о развитии образования в России с ХУ111 по начало XX вв. // Образование. 1999. № 1. -С.71−83.
  108. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. -М.: Знание, 1982.- 96 с.
  109. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века): Учебное пособие. М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. — 584 с.
  110. Д.И. История воспитания и образования в России ХУ111 века. 4.2. материалы для самостоятельного чтения.-М.: изд. Российского открытого университета. 1992.-136с.
  111. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования.: Автореф. дис. докт. пед. наук.-СПб.: 1992.-38 с.
  112. М.В. Общие основы гимназического образования.// Современная гимназия и универсальное образование. -М.: 1995.
  113. М.Р. О проекте «Образовательного минимума содержания среднего (полного) общего образования //Школа и производство, 1999. № 1, С. 13−14.
  114. А.А. Методология духовного обновления.// Школа, 1996. № 5,-С.28−30.
  115. Д.С. Культура русского народа X ХУ111 вв. — М.: 1961. -С.95−110.
  116. Д.С. Отсутствие образования — это болезнь// Невское время. 1995. 22 апреля.
  117. Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства ХУ111- начало XIX в. -СПб.: 1994.-С.217−350.
  118. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании.//Педагогика. 2000. № 10.- С.21−25.
  119. А.С. О воспитании/ Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -415с.
  120. А.С. Традиции/ Коллектив и воспитание личности.-М.: Педагогика, 1972. С. 222 — 228.
  121. МО.Макаренко А. С. Педагогическая поэма. -М.: Изд-во «Правда», 1976.
  122. З.А. Школа и педагогика за рубежом. -М.: 1983.
  123. Педагогический вестник № 14.-Оренбург. 1996.
  124. НЗ.Мень Александр. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви.-Л.: «Ферро-Логас», 1991.-208с.
  125. С.И. Педагогические условия формирования готовности подростков общеобразовательных школ к защите Отечества. Автореф.дис. канд. пед. наук Новокузнецк. НГПИ, 2002.-26с.
  126. Митрополит Амфилохий Радович Основы православного воспитания. Сб.статей. -Пермь. 2000.-206с.
  127. .З. Системный подход к организации управления. -М.: Экономика, 1983. -224с.
  128. П. Очерки по истории русской культуры. 4.11. -СПб.: 1902.-С.297.
  129. Г48.Моделирование воспитательных систем: теория практика: Сб. науч. ст.// Под редакцией Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.-М.: 1995.-144 с.
  130. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. В 2-х т./ Научн.ред., вст. ст. М. В. Захарченко -СЗО РАО, -СПб.: Алетейя, 2000. -920с.
  131. О.С. Как воспитывали русского дворянина.-М.:1995. 261 с.
  132. Научное руководство развитием образовательных систем: Сб. науч. ст.// Под редакцией А. П. Тряпицыной, Е. И. Казаковой, Т. В. Леонтьевой. -СПб.: 1996. -28 с.
  133. А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории.-СПб.: 1992.
  134. Н.Н. Развитие системы образования в условиях становления рыночной 3KOHOMHKH//Orientacje mlodziezy w warunkach gospodakri runkowej. Zielona Cora. 1995.
  135. Нигматов 3., Мухаметзянов Ф. Гуманизация школьных традиций. // Народное образование. 1984. № 3. -С. 46−47.
  136. Й., Воткалайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. Сокр.пер.с финского. / Авт.предисл. А. И. Китов /.-М.: Экономика, 1988.-192с.156.0бразовательная программа маршрут ученика. // Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: 2000.
  137. A.M. Русская история и культура: работы разных лет.-СПб.: Юна, 1999.-520с.
  138. Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры. Автореф. дис.канд.пед.наук. -Курск. КГПУ, 2002.-23с.
  139. Петербургская школа: портрет выпускника.-СПб.: Спец-Лит» 1999.-72с.
  140. И.Я. Методы социологических исследований: Опросы. -Мн.: 1993. -63с.
  141. Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. -Ереван. 1985. -142с.
  142. С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики. -М.: Знание, 1990. 80 с.
  143. М.М. Демократизация управления школой. -М.: Знание, 1990.-80с.
  144. М.М. Оптимизация управления школой./ В помощь лектору. Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства».// М.: Знание, 1991.-64 с.
  145. Прогностическая концепция целей и содержания образования. Под научной редакцией ИЛ. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: РАО, 1994. -132с.
  146. Протоиерей А.Зелененко. О взаимоединстве семьи, школы и церкви в воспитании детей. Материалы Покровских педагогических чтений 12−14 октября 2000. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-С. 17−22.
  147. А.П., Селеменова Г. К. Народные традиции — важный фактор воспитания./ Преподавание истории в школе. 1979. № 5. -С.78−80.
  148. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. Обзорная информация (серия: Обучение и коммуникативное обучение в высшем и среднем учебном заведении). М.: 1976. — 44 с.
  149. Районная образовательная система в 1996—2000 гг. Проблемы. Перспективы развития. Авторы — составители: Е. В. Михайлова, Н. Н. Мошкова, Т. Ю. Андрюкова, Ю. А. Гагин. Под редакцией Ю. А. Гагина. -СПб.: Изд-во Балт. пед. академии, 2000. — 148 с.
  150. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: 1994. — 18 с.
  151. К. Несколько важных открытий. В кн.: Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. — М.: 1988. — С.70−80.
  152. В.В. Сумерки просвещения./ Сост. В. Н. Щербаков. -М.: Педагогика, 1990.-624с.
  153. Российское образование: традиции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (1921 мая 1997 г.)/Под ред. Р. Г. Стронгина. —Н.Новгород. Изд-во НГГУ, 1999. -444с.
  154. Л.Я. Образовательный пункт поколения// Социальные проблемы образования.-Свердловск. 1991. -44с.
  155. С.Л. О мышлении и путях его исследования.-М.:Изд-во АН СССР, 1958.-147 с.
  156. Система работы педагогического коллектива по развитию личности ребенка и способности к адаптации в социуме. Материалы педагогических чтений./ Под ред.А. Н. Дмитриевой, В. А Кузьмина/. -СПб.: 1997.-51 с.
  157. Я. Методология и методы педагогических исследований. Пер. с чешского. -М.: Педагогика, 1989.-224с.
  158. М.Н. Методология и методы педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. -М.: Педагогика, 1986. -151 с.
  159. В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. // Новые ценности образования: культурные модели школ. Выпуск 7. «Инноватор — Bennett College», 1997.
  160. Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика. Диссертация докт. соц. наук в форме науч. доклада СПбГУ. -СПб.: 1993. -36с.
  161. Совершенствование обучения руководящих педагогических кадров в системе повышения квалификации./ Под ред. Е. П. Тонконогой /.-Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1984.-34с.
  162. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. Реф. сб.: К XII Всемирномусоциологическому конгрессу. Ин-т социологии.-М.: ИНИОН, 1990.-201с.
  163. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров A.M. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988.
  164. Современный словарь иностранных слов.-М.: 1992.
  165. Социальный портрет выпускника петербургской школы 90-х годов. Выпускник-97.-Спб.: ЦПИ, 1997.-86с.
  166. Социология молодежи: //Учебник// Под ред. проф. В. Т. Лисовского.-СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.
  167. В.В. Традиции как средство воспитания./ Народное образование. 1952. № 12. С.48−57.
  168. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение, 1982. -206с.
  169. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.-342с.
  170. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие.-Астрахань. Изд-во АГГГИ, 1995. -136с.
  171. С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе. Автореферат дис.докт.пед.наук -СПб.:РГПУ им. Герцена, 2000. -34 с.
  172. В.В. Исследование операций и управление. -М.: Знание, 1976.-64 с.
  173. В. Символ и ритуал. -М.: 1983.
  174. Управление развитием школы: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. М. М. Поташник, B.C. Лазарева/.-М.: Новая школа, 1995.-464с.
  175. БД. История одного поколения. Социально-демографический очерк. -СПб.: 1968. С. 10−11.
  176. Д.Н. Толковый словарь русского языка.-М.: 1940.
  177. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз. 1945.-С.497.
  178. Учитель: крупным планом. Социально педагогические проблемы учительской деятельности. — Л.: 1991. —115 с.
  179. Ф.Р. Социология образования. -М.: 1980.
  180. Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фролова./ -4-е изд.,-М.: Политиздат, 1980.
  181. О.Фролова О. В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук.-Челябинск. ЧТУ, 2002.-26с.
  182. ЬФроловский Г. В. Пути русского богословия.-М.: ИМКА-ПРЕСС, 1983.-599с.
  183. Христианский взгляд на воспитание полов. Хрестоматия. -СПб.: СПбГУ, 1996.-И5с.
  184. В.В. Экологическое образование в школах США// Советская педагогика. 1983. № 12 2001. С. 127.
  185. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы.-СГ16.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-160 с.
  186. Е. Утопия и традиция: Пер. с польск./ Общ.ред.и послесл. В. А. Чаликовой. -М.: Прогресс, 1990.-456с.
  187. Т.И., Ахлестин К. И. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1998. -66с.
  188. Шакуров Р.Х. .Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990.-206 с.
  189. Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М.: Знание, 1979.-48с.
  190. Шестун Евгений. Православная педагогика. Самара. ЗАО «Самарский информационный концерн». 1998.-576с.
  191. .Е. Традиции в школе: воспитательная работа в школьном коллективе. / Сб. статей под редакцией Л. И. Новиковой. -М.: АПН, 1958.-С.67−72.
  192. Ю.А. Пути российского образования и православие. Сб.статей.-М.: 1999.-96с.
  193. Т.В. Роль постдипломного образования в профессиональной адаптации начинающих руководителей школ. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб.: 1999. -19с.
  194. На большинство вопросов в анкете даны варианты ответов, и Вам, внимательно ознакомившись с ними, нужно обвести цифру ответа, который более всего соответствует вашему мнению. Свои варианты ответов, пишите на свободной строке.
  195. Относите ли Вы себя к числу тех, кто знает о традициях российского образования?01 да 02 — нет 03 — затрудняюсь ответить
  196. Что, на Ваш взгляд, должно служить подтверждением существования в образовательном учреждении традиций?11. наличие музея 14-единая форма 17-обычаи12 символика 15 — церемонии 18 — ритуалы13 этикет 16 — нравы 19 — правила20 ваш вариант
  197. Можете ли Вы утверждать, что в современной школе сложились и существуют новые традиции?21 укажите, какие на Ваш взгляд
  198. Что, по Вашему мнению, служит критерием создания новых традиций?22 всеобщность 24 — устойчивость23 обязательность 25 — закрепление в документах 26 — ваш вариант
  199. Кто должен (может) быть инициатором создания традиций в образовательных учреждениях?27 представители органов власти28 руководители системы образования29 — выдающиеся ученые 30-родители35 ваш вариант31 директор школы32 учитель33 ученики34 шефы
  200. Кто является, по вашему мнению, носителем традиций?36 укажите, кто на Ваш взгляд
  201. Что следует считать началом существования традиции?42 укажите, что на Ваш взгляд
  202. Какие принципы могут (должны) быть использованы при создании традиций?43 преемственности 45 — целостности 47 — активности44 комплексности 46 — открытости 48 — адресности49 ваш вариант
  203. В каких формах должны существовать традиции?50 укажите, каких на Ваш взгляд
  204. Считаете ли Вы важным развивать (продолжать) традиции в образовательных учреждениях?63 да 64 — нет 65 — затрудняюсь ответить
  205. Что необходимо, чтобы традиции стали неотъемлемой часть системы образования?66 научить создавать традиции67 закреплять их в сознании, умениях и навыках68 — обучать традициям69 ваш вариант
  206. Если Вы думаете о перспективе развития традиций, то предпочитаете?77 изучать имеющиеся традиции и использовать их78 самостоятельно создавать традиции и внедрять их79 ваш вариант
  207. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:80 ваш пол: мужской — женский 81 — возраст82 род занятий
  208. Характеристика участников социологического опроса:1994 19 981. Образование: — основное общее 8.3 16.2- среднее (полное) общее 19.3 34.0- начальное профессиональное 52.8 43.1- среднее профессиональное 15.7 4.2- высшее профессиональное 3.9 2.5
  209. Род занятий до призыва на военную службу: — рабочие 70.7 64.3- служащие 5.7 5.8- учащиеся 5.4 17.5- временно безработные 18.1 12.4
  210. Состав семей, в которых воспитывались участники опроса: — отец и мать 71.2 58.5- мать 25.4 37.5- отец 1.1- без родителей 2.3 4.0
  211. Участие в общественной работе: — принимали участие постоянно 8.1 6.3- выполняли отдельные поручения 51.4 47.6- не принимали участия 40.5 46.1
  212. Успеваемость в боевой подготовке: — имеют отличные оценки 27.9 13.1- имеют неудовлетв. Оценки 46.5 27.5- имеют поощрения 23.9 3.2- имеют взыскания 59.9 18.2
  213. Место патриотического воспитания в подготовке к военной службе: — Важное 14.4 6.3- трудно сказать 32.8 25.3- практически нет места 52.8 68.4
  214. Какие традиции, по Вашему мнению, оказали влияние на готовность к освоению военного дела?- профессионального училища 10.1 13.5- школы 5.0 7.3- патриотического клуба 15.1 16.2- военного комиссариата 1.6 2.9- родителей 27.2 35.7- друзей 23.0 32.3
  215. На вопросы анкеты даны варианты ответов, и Вам, ознакомившись с ними, нужно обвести цифру ответа, который соответствует вашему мнению. Свои варианты ответов, пишите на свободной строке.
  216. Обобщение практики работы позволяет выделить критерии и показатели развитости традиций в образовательном учреждении.
  217. Благодарим за участие в работе.1. Анкета1. Уважаемые коллеги!
  218. На вопросы анкеты даны варианты ответов, и Вам, ознакомившись с ними, нужно обвести цифру ответа, который соответствует вашему мнению. Свои варианты ответов, пишите на свободной строке.
  219. Благодарим за участие в работе.1. Анкета Уважаемые коллеги!
  220. На вопросы анкеты даны варианты ответов, и Вам, ознакомившись с ними, нужно обвести цифру ответа, который соответствует вашему мнению. Свои варианты ответов, пишите на свободной строке.
Заполнить форму текущей работой