Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены педагогические условия формирования ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе, основными из которых являются создание возможностей для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личностиглубокая методологическая подготовка учащихся, приобщение их к гуманитарному знанию, духовной жизниосвоение учащимися методологии познания и творчества, единста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогические основы формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе
    • 1. 1. Формирование системы ценностных отношений как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модель формирования системы ценностных отношений личности в воспитательном процессе
    • 1. 3. Основания для разработки программы формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Реализация программы формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе
    • 2. 1. Изучение актуального уровня развития ценностных отношений учащихся на начало педагогического эксперимента
    • 2. 2. Результаты экспериментальной работы по формированию системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация российского образования обусловливает активный поиск новых методов, средств и форм воспитания и обучения, направленных на совершенствование образовательного процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в рыночных условиях. В современных условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа — на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности. Одним из путей решения этой задачи является создание и реализация специальных программ формирования системы ценностных отношений учащихся, которые строятся на принципиально новых — синергетических — методологических основаниях.

Современныесоциальные условия, характеризующиеся нестабильностью, сосуществованием в обществе различных ценностей, требуют воспитания личности, способной в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать такие решения, которые были бы результатом ценностного ответственного самоопределения личности.

Воспитание такой личности предполагает расширение свободы выбора — необходимого условия самовыражения и самоопределения личности. Но поскольку свобода выбора подразумевает еще и ответственность человека перед обществом, то для этого в сознании обучающегося молодого человека должна сформироваться такая система ценностей, которая, с одной стороны, не противоречила бы общественным нормам, а с другоймаксимально помогала бы ему выражать и развивать себя.

Вопросы, связанные с темой исследования, представлены в педагогической теории в следующих аспектах: педагогического сопровождения, профессионального выбора, личностного выбора и нравственно-духовного выбора. Наиболее изученным аспектом проблемы исследования является создание педагогических условий профессионального выбора.

Как педагогическая категория, профессиональный выбор рассматривается в работах JI.B. Андрияновой [13, 187 е.], Н. Ф. Гейжан [81, 67 е.], А.Е. Го-ломштока [88, 189 е.], А .Я. Журкиной [109, 389 е.], Е. Н. Климова [139, 159 е.], Н. С, Пряжникова [262, 256 е.], С. Н. Чистяковой [356, 208 е.] - и представляет собой стройную педагогическую теорию профессионального самоопределения .

Вопросы педагогического сопровождения личностного выбора в ситуациях социального самоопределения освещены в работах С.Г. Вер-шловского [66, 237 е.], М. Е. Дуранова [105, 158 е.], В. И. Загвязинского [112, 136 е.], С. Е. Матушкина [203, 157 е.], а также в работах И. Я. Лернера [179, 349 е.], А. П. Тряпицыной [326, С. 280], И. Э. Унт [331, 158], в которых свобода выбора рассматривается в контексте проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения в современной школе.

Различные аспекты самоопределения как нравственного выбора исследуются в работах В. Г. Афанасьева [23, 147 е.], Н. В. Бочкиной [49, 148 е.], В. А. Зайцева [113, 248 е.], Г. П. Никонова [218, С. 78−81], А.И. Тита-ренко [321, С. 42−49]. Проблемы личностного самоопределения, выбора способа самопознания интенсивно изучаются в западном человекознании (Р. Берне, А. Маслоу, Д. Мид, К. Роджерс, X. Хекхаузен[251,316с.- 349]).

Проблемы нравственного выбора в дихотомии добра и зла являлись центральным вопросом в исследованиях проблем нравственного воспитания (В.А. Андрусенко [14, С.51−60], Т. А. Ахаян [24, 185 е.], О. С. Богданова [40, 163 е.], К. В. Гавриловен [76, 128 е.], Т. В, Конникова [151, 220 е.], Л. В. Радина [268, 23 е.], А. В. Рассказова [270, С. 24−28], М. И. Шилова [361, 22 с.]). Выводы этих работ, касающихся категории нравственного выбора, и на сегодня остаются актуальными.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях (К.А. Абдульханова-Славская [1, 364 е.], А. Г. Асмолов [22, 367 е.], Е. В. Бондаревская [46, С. 11−17], М. Р. Васильева [62, 257 е.], М. Р. Гинсбург [85, С. 43−52], А.В.

Кирьякова [137, 188 е.], Т. Н. Мальковская [198, С. 16−23]) подчеркивается, что именно ценностное самоопределение выступает базовым компонентом жизненного, профессионального и нравственного самоопределения, формирование системы ценностных отношений в качестве самостоятельного предмета исследования рассматривалось недостаточно.

В современной педагогике имеет место ряд противоречий:

• на уровне науки — между теоретической изученностью оснований ценностного подхода в воспитательном процессе и недостаточной разработанностью оснований выбора условий формирования ценностных отношений в условиях рыночной экономики и информационного общества;

• на уровне системы образования в целом — рассогласованность между высокими требованиями к личностному и профессиональному самоопределению обучающихся и отсутствием разработанных методик и программ системного формирования ценностных отношений.

Всё это обусловливает необходимость постановки и решения проблемы исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: «Каковы педагогические условия формирования ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе?».

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу формирования системы ценностных отношений учащихся юношеского возраста в воспитательном процессе и экспериментально проверить ее эффективность.

Объектом исследования выступает процесс формирования системы ценностных отношений учащихся.

Предметом исследованияпедагогические условия формирования системы ценностных отношений учащегося.

Гипотеза исследованиях Формирование ценностных отношений учащихся юношеского возраста будет осуществляться эффективно, если:

• осуществляется комплексное моделирование ситуации выбора ценностей и принятия ответственности учащихся за их выбор;

• отбор содержания деятельности учащихся производится на основе регулярной комплексной диагностики этапов ценностного самоопределения и социализации личности;

• разработана и внедрена целостная авторская программа формирования системы ценностных отношений учащихся юношеского возраста в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать существующие теоретические основания формирования ценностных отношений юношества;

2. Выявить характер изменения ценностных отношений юношества в воспитательном процессе ;

3. Разработать и внедрить в реальный педагогический процесс програмр му формирования ценностных отношений юношества в воспитательном процессе;

4. Оценить изменения системы ценностных отношений учащихся в процессе реализации предлагаемой программы.

Методологические основы исследования: синергетическая парадигма в формулировке В. П. Бранского [50, 256 е.] и Е. И. Курдюмова [167, 48 е.]. Разработка программы формирования ценностных отношений опирается на понимание ценностного самоопределения как этапа социализации, а следовательно, требует принятия (в качестве общеметодологического базиса) теории нормативно-ценностных систем (Л.Г. Тульчинский [328, С. 124], В. П. Бранский [50, 256 е.], Л. Н. Фридман «[344, 29 с.]), предусматривает реализацию акмеологического (А.А. Деркач [101, С.44−49], А. А. Бодалев [39, 388 е.], Кузьмина Н. В. [163, 119 с.]) и аксиологического подходов.

Теоретическая основа исследования: теория развивающего обучения JI.C. Выготского [75, 533 е.], В. В. Давыдова [98, 544 е.], А. Н. Леонтьева [183, 234 е.], С. Л. Рубинштейна [277, 720 е.], Д. Б. Эльконина [372, 235 е.], теория личностно — ориентированного образования культурологического типа Е. В. Бондаревской [46, С. 11−17], В. В. Серикова [294, 271 е.], И. С. Якиманской [375, 223 е.] и др., концепции педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана [77, 246 е.], В. В. Зайцева [113, 248 с.]- теория ценностного выбора Г. Л. Тульчинского [327, С. 72−78] и К. Х. Мамджяна [200, 195 с.]- теории деятельности А. Н. Леонтьева [180, 304 е.], И. С. Кона [147, 254 е.] и К.А. Абдульхановой-Славской [1, 364 е.], позволяющие определить категорию ценностных отношений как фактора разностороннего самоопределения личности, а также работы по теории принятия решения П. К. Анохина [15, 233 е.], Дж. Брунера [52, 409 е.], Ю. М. Забродина [110, 227 е.], Д. Н. Завалишиной [111, 186 е.].

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы, теоретические — сравнительный анализ литературы и эмпирические — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ продуктов деятельности обучающихся (сочинение), моделирование экспериментальных ситуаций, направленных на инициирование и изучение ценностного самоопределения учащегося. Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое содержание категории «ценностные отношения» заключается в том, что человек становится личностью, только осваивая в процессе своей жизнедеятельности социальные значения, связанные с определенными нормативно-ценностными системами — этическими, гуманистическими, профессиональными и другими, то есть программы социальной деятельности этих систем. Система ценностных отношений — это совокупность правил, норм и эталонов, принятых в обществе, соблюдение и следование которым позволяют учащимся достичь социально значимых целей на основе осознания ими отношения к окружающему миру, обществу и своего места в нем.

2. Модель формирования ценностных отношений учащихся должна заключать цель, принципы, содержание, факторы и средства образования, выбор которых обусловлен их включением в поэтапную, вариативную исследовательскую деятельность в сфере гуманистических проблем.

3. Процесс формирования ценностных отношений учащихся юношеского возраста является эффективным при прохождении ими трех этапов целостной программы: предварительного, сутью которого выступает вводный курс теории самопознания и самоформирования личностиосновного, состоящего из курсов «Философия счастья» и «Архитектура моей жизни" — заключительного, состоящего в написании и защите курсового проекта, подтверждающего динамику формирования ценностных отношений.

Исследование проводилось в три этапа на базе Ижевской сельскохозяйственной академии, Ижевского монтажного техникума, Колледжа милиции МВД Удмуртской республики.

Первый этап (1999;2000гг.) —анализ состояния проблемы в теории и практике образования с целью определения методологических и теоретических подходов к исследованию, на основе которых анализировались возможности проведения опытноэкспериментальной работы. Отбор методов исследования.

Второй этап (2000;2002гг.) — обоснование исходных теоретических позиций, которые позволили определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, выбрать методы исследования. Уточнены критерии разработки программ «Философия счастья» и «Архитектура моей жизни». Подобран математический аппарат анализа полученных в результате эксперимента данных.

Третий этап (2002;2004гг.) — опытно — экспериментальная работа по внедрению и реализации предложенной программы, математическая обработка полученных данных, обобщение и систематизация результатов практической работы.

Научная новизна исследования:

• уточнено содержание категорий «ценностные отношения» и «ценностные системы»;

• предложена модель специалиста, которая основывается на качественно новом соотношении общей, профессиональной и нравственно-гражданской составляющих личностного развития;

• выявлены педагогические условия формирования ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе, основными из которых являются создание возможностей для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личностиглубокая методологическая подготовка учащихся, приобщение их к гуманитарному знанию, духовной жизниосвоение учащимися методологии познания и творчества, единста интуитивно-творческих и дискурсивных форм познаниясоздание пред* посылок для органичного включения выпускников учреждений общего и профессионального образования в экономические, социальные и культурные процессы. Теоретическая значимость исследования:

• получены основания для вариативного усовершенствования программ формирования ценностных отношений учащихся в системе общего и профессионального образования;

• обоснованы выявленные педагогические условия формирования ценностных отношений юношества в воспитательном процессе. Практическая значимость исследования определяется следующими положениями:

• внедрена в воспитательный процесс ряда образовательных учреждения программа формирования системы ценностных отношений учащихся;

• результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы, в различных педагогических системах, а также при разработке воспитательных программ для юношества. Достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью методологических основанийприменением комплекса методов исследования, адекватных целям и предмету исследованиястатистической значимостью экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы в вузе и техникуме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования апробированы на межвузовских и международных научно — практических конференциях (г. Ижевск, 2003; 2004гг., г. Саратов, 2004), внедрены в учебный процесс ряда вузов, техникумов и колледжей г. Ижевска.

Выводы по второй главе.

Проблема формирования ценностных отношений является многоаспектной:

• социальная проблема (личностное самоопределение — компонент жизненного самоопределения);

• психологическая проблема (самоопределение — длительный процесс развития личности);

• педагогическая проблема (самоопределение — формирование личности средствами воспитания и образования).

Формирование ценностных отношений рассмотрено как многомерный и многоступенчатый процесс, который включает в себя:

• серию задач, которые личность решает в течение определенного времени;

• процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует предпочтения и склонности, свои требования к обществу;

• процесс формирования индивидуального стиля жизни.

Реально это предполагает наличие информации как о мире в целом, о возможностях и требованиях общества к каждой личности, так и о самом себе, своих способностях и интересах.

Формирование ценностных отношений рассматривается как длительный процесс, результат которого может появиться только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как субъекту нормативно-ценностной системы.

Мы выяснили, что важным этапом здесь выступает личностно-нравственная ориентация, которая имеет большое значение для определения своего места в мире.

Предложенная программа «Формирование ценностных отношений» -это лишь фундамент, на котором преподаватель-воспитатель может построить прекрасное здание общения с учениками. В предложенной нами модели сочетаются ранняя формализация понятий и их прикладное использование путем определения места, роли и значения не только предмета изучения, но и каждого его раздела, темы и задачи.

Для построения воспитательной системы по этой модели необходимы глубокая и всесторонняя оценка личности учащихся через многие промежуточные ступени каузальной цели и определение полей каузальных следствий, условий и средств их вариантного выражения.

Мы доказали, что это управляемый процесс, на который можно оказывать влияние в процессе педагогической работы в учебных заведениях.

Заключение

.

Решение задачи оптимального построения воспитательной системы учебного процесса возможно только с помощью многократного апробирования разных предлагаемых программ и выведения оптимальной для конкретных условий, так как их разработка связана с анализом множества разнообразных характеристик, оценок параметров по экспериментальным данным.

Несмотря на весьма существенную роль моделей для построения системы воспитательного процесса, они являются всего лишь инструментальным средством, выполняющим свою роль только на базе обоснованного дидактического содержания и его всестороннего научного анализа.

Актуальность внедрения системы воспитания ценностных отношений обусловлена, на наш взгляд, тем, что содержание программ общенаучных и гуманитарных дисциплин на первых двух курсах любого типа вуза построено таким образом, что обеспечивает широкопрофильную, фундаментальную подготовку, позволяющую продолжить обучение по инженерно-техническому, социально-экономическому и гуманитарному направлениям, но не затрагивающую ценностных основ формирования человека.

Поэтому инновация с расширением гуманитарной составляющей оказалась сегодня недостаточной. Современное общество и современное производство достигли такого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системы подготовки специалистов, позволяющей поднять не только уровень общего и профессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формирования специалистамастера своего дела, организатора производства, исследователя, человека высокой профессиональной культуры и, главное, духовно-творческого потенциала.

Такого рода целевая установка выдвинула проблему создания нового типа образовательных и воспитательных программ. В этой связи возникают принципиально новые задачи, диктуемые необходимостью преодолевать образовавшийся мировоззренческий вакуум, последствия духовного и социально-экономического кризиса, поразившего многие сферы жизнедеятельности народа. Для их решения нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но люди творческие, своего рода подвижники, реформаторы, способные к продуктивной деятельности.

Словом, модель специалиста основывается уже на имеющихся в вузовской практике достижениях и поиске качественно нового соотношения общего, профессионального и нравственного-гражданского развития.

Разработанная нами программа формирования ценностных отношений дает прежде всего общее интенсивное развитие личности, а его мы связываем с духовностью и творчеством. При этом духовность рассматривается как совокупное проявление нравственно-волевых, интеллектуально-эстетических, физических качеств личности. Она предполагает исключительно мощную нравственную силу вторжения в деятельностный мир специализации, которая расширяет сферу воображения, фантазии, веры в себя, в свой народ, в свою страну.

Полученный нами результат внедрения программы формирования ценностных отношений выражает единство объективных и субъективных факторов, единство всех духовно-личностных свойств молодого человека: волю, воображение, искусство видения, ум, интуицию, веру и т. д.

В подобных программах должно, видимо, изучаться и содержание приоритетных общечеловеческих ценностей, определяющих и смысл жизни, и смысл профессиональной деятельности, а также способы преодоления таких негативных явлений, как лень, тоска, отчаяние, подверженность дурным соблазнам, расточительство по отношению к своей молодости, своим силам. К этим приоритетным ценностям, составляющим основу воспитания студента в вузе, его самоактуализации, относятся любовь и свобода, добро и красота, правопослушность и социальная справедливость, совестливость и уважение к другим людям.

Интереснейшее противоречие замечено в учебной практике, когда педагоги, задавшись целью повысить самооценку студентов («Вы способны! Вы талантливы! Вы одарены!»), сталкиваются с таким психологическим явлением, как отчаяние: студент вдруг чувствует, что он не в состоянии осилить предложенное дело. Прийти в такие минуты на помощь молодым людям, укрепить их дух, вывести на оптимистические рубежи — разве не в этом заключается основной смысл воспитания взрослых людей?

Программа, разработанная нами, начиная уже с первого курса, является попыткой показать студентам возможности их личностного роста, предлагая участвовать в специально разработанных тренингах, семинарах, ролевых играх.

При всех своих значительных достоинствах сложившаяся система кадрового обеспечения в нашей стране не рассматривает, а следовательно, и не учитывает роль синтеза духовных и социально-психологических факторов в ходе становления специалистов.

Между тем в третьем тысячелетии, как показывают выявившиеся тенденции, именно эти факторы будут доминирующими в разносторонней подготовке профессионалов для всех отраслей народного хозяйства, культуры, образования. Чтобы их задействовать, нужно преодолеть явно гипертрофированный уклон в сторону трех направлений развития технологической базы обучения специалиста:

— рационализма, когда возводятся в абсолют лишь формализуемые компоненты, подчиненные законам логической вербализации;

— технократизма, ставящего главной целью дать будущему специалисту жесткую систему знаний, умений и навыков, исключая при этом острую потребность в самореализации, интуицию и творческое воображение;

— сциентизма, абсолютизирующего роль науки в ущерб развитию личностных качеств специалиста с высшим образованием: духовного и правового самосознания, эмоциональной сферы жизнедеятельности, свободы воли, веры в свой талант и в свои интеллектуально-эстетические и профессионально значимые достоинства.

Все это следствия псевдомарксистской методологии, перечеркнувшей сферу личностных проявлений человека, в том числе и в его профессиональном становлении, называя их, как и все духовно-творческие процессы, «идеалистическими «, «антинаучными».

Между тем вузовский опыт и исследовательская практика накопили немало ценного в области подготовки творческих специалистов в различных отраслях народного хозяйства как бы вопреки названным методологическим установкам, когда в реальной производственной жизни непременно учитывались и интуитивно-творческие факторы в единстве с технологическими и социально-психологическими, и синтез мечты, фантазии, дерзновенные устремления ставить и решать, казалось бы, нерешаемые проблемы.

Мы также располагаем бесконечно важным мировоззренческим знанием, разработанным великими отечественными мыслителями: к ним следует отнести в первую очередь Н. А. Бердяева, создавшего оригинальную теорию творчества, Н. О. Лосского, детально разработавшего учение об интуитивно-творческих процессах в любой деятельности, И. А. Ильина и С. Н. Булгакова, сумевших соединить в своих произведениях право и духовность, доминантные общечеловеческие ценности и творческое созидание, подвижничество и мессианскую роль интеллигенции России.

Многим и по сей день кажется неясной фундаментальная мысль данных философов, что социально-экономические и духовно-правовые кризисы в России могут быть преодолены с помощью трех «китов»: любви, свободы и предметности, т. е. созидательной деятельности, подвижнического труда.

Рассматривая духовно-творческие потенции личности специалиста как главенствующие, во многом определяющие уровень его профессионального мастерства, педагоги вузов сталкиваются с необходимостью обеспечения педагогических условий для разработки и реализации основных принципов гуманитаризации и гуманизации высшего образования.

К ним относятся:

• создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;

• глубокая методологическая подготовка специалистов в сфере творческого становления личности, гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;

• освоение учащимися методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;

• создание предпосылок для органичного включения выпускников образовательных учреждений в экономические, социальные и культурные процессы;

• освоение обучающимися будущей профессиональной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей, оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма;

• органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью, сферой досуга и отдыха студентов, широкое привлечение к преподаванию в вузе деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики, права и других сфер общественной жизни;

• освоение студентами основных закономерностей развития правосознания, права, методов защиты прав человека, диалектики прав и обязанностей личности;

• демократизация всей системы образования, самоуправление как принцип жизнедеятельности образовательного учреждения, индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности обучающегося;

• активизация процесса формирования ценностных отношений в сознании молодого человека.

Этому процессу и призвана содействовать предлагаемая нами программа формирования ценностных отношений, рассматриваемая как средство реализации воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 364с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. Психология и образ жизни личности. М.: Наука, 1987. С. 95−114.
  3. Абдульханова-Савская К.А., Брушлинский А. В. Послесловие, исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. .Рубинштейна. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2002. 720с.
  4. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 264с.
  5. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1980. 248с.
  6. Д.В. Формирование позитивного отношения студентов к лично-стно-профессиональному самосовершенствованию в условиях технического вуза. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Самара: 2003. 23 с.
  7. Ю. П. Студент возможности личностного роста.// Высшее образование в России, 2002.- № 1.- С. 50−57.
  8. Ф.Л. Информация: приобретения и утраты./ О проблемах обучения в вузах. //Высшее образование в России, 1999. № 5.- С.89−92.
  9. Актуальные вопросы воспитания в средних специальных учебных заведениях. /Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, поев. 80-летию образования Ижевского базового мед. колледжа. Ижевск: 2003. -254 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Мысль, 1980.-Т1.-323 с.
  11. .Г. Человек как процесс познания. М: Наука, 2000. 351 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: 1969.- 412с.
  13. Л.В. Выбор профессии: педагогические аспекты: СПб, 1995.- 187 с.
  14. В.А. Воспитание школьников в процессе внеурочной деятельности.//Педагогика, 1996, № 3.- С.51−60.
  15. П.К. Принятие решения как педагогическая проблема. М.: Педагогика, 1986. 233 с.
  16. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования и развития личности./Под ред. Л. И. Анцифировой М.: Учпедгиз, 1981.- С. 3−19.
  17. И.М. Вклад П.Я.Гальперина в теорию деятельности: интегральный подход к обучению и развитию. //Вопросы психологии, 2002.- № 5.- С. 50−59.
  18. Аристотель. Соч., т. IV. М.: «Мысль», 1984.- С. 378
  19. А.Г. Размышления о работе C.JI. Рубинштейна «Человек и мир».// Вопросы философии, 1993.- № 5.- С. 143.
  20. Г. З. Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении учащегося. / На материале сред. спец. учеб, заведений. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Якутск: 2001.- 18 с.
  21. С.И. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы. М.: Педагогика, 1980.- С. 23−24, 34.
  22. А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1990.- 367 с.
  23. В.Г. Нравственный выбор студента. М.: Высшее образование, 1994.- 147 с.
  24. Т.А. Проблемы нравственного выбора в дихотомии добра и зла. Кострома: Пламя, 1992. 185 с.
  25. БаликоваЛ.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе.//Социологические исследования, 2000.- № 6.- С. 51−57.
  26. В.В. Представление студентов о будущем, как аспект их личностного и профессионального самоопределе-ния.//Психологическая наука «Образование», 2002.- № 2.- С. 28−41.
  27. А.В. Теория и практика образования учащихся. Автореф. докт. пед. наук. М.: 2002.- 38 с.
  28. БарыткоМ.Н. О дифференциации уровней профессиональнотрудовой направленности.//Сов. Педагогика, 1991.-№ 4.- С. 38−50.
  29. В.П. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе.// Специалист. 2002.- № 6.- С. 43.
  30. М.В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию. Автореф. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: 2003.- 24 с.
  31. Л.В. Психологические особенности студен-тов.//Специалист, 2000.- № 3. С. 26.
  32. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагоги-ки./Курс лекций: Часть 1. М., Воронеж.: Издательство «Институт практической психологии». НПО «МОДЕК», 1996. 319 с.
  33. Д. Педагогические условия формирования интереса к получаемой профессии. М.: Прогресс, 1992. 179 с.
  34. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989. -141с.
  35. Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз. Дисс. канд. пед. наук. Воронеж: 2001. 233 с.
  36. В.И. Развитие теории и практики образования в России в 18−20-х веках под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеалах человека и целях его воспитания. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 2001.-38 с.
  37. А.В. Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Петрозаводск: 2000, 22 с.
  38. П.П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, — 694 с.
  39. А.А. Личность и общение.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 388 с.
  40. О.С. Некоторые аспекты нравственного воспитания подростков. М.: Прогресс, 1992. 163 с.
  41. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.-С. 380.
  42. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  43. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, 1978. -№ 4. -С.23.
  44. К. А. Рынок жизненные планы студентов.// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998.- № 1.- С. 93.
  45. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества.// Социологические исследования, 2002.- № 3 С. 78−83
  46. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.// Педагогика, 1997.№ 4.- С Л1 -17
  47. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. М'.: Просвещение, 1995.- 411 с.
  48. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.- 78 с.
  49. Н.В. Самоопределение подростков как педагогическая проблема. Мн.: Наукова Думка, 2001. 148 с.
  50. В.П. Теория элементарных частиц как объект методологического исследования/ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -256 с.
  51. В.И., Бакштановский В. И., Вилюнас В. К. Психология самоопределения. Киев, 1989. 247 с.
  52. Дж. Психология познания.М.: Прогресс, 1997. 409 с.
  53. А.В. Деятельностный подходи психологическая нау-ка.//Вопросы философии, 2001№ 2.-С. 124.
  54. М. Особенности антропологического подхода в педагогике. Л.: Просещение, 1983. 247 с.
  55. П.Г. К вопросу о типологии высших учебных заведений./ Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт, 1995 г.- Вып. 11.- С. 13.
  56. П. Психические процессы в старшем юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1989.- 237 с.
  57. .А. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования. Автореф. канд. пед. наук. М.: 1999. 18 с.
  58. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности.// Вопросы психологии, 2002.- № 2.- С. 28 39.
  59. Э.К. Развитие творческого потенциала учителя// Сов. Педагогика, 1987.- № 4. С. 24−38.
  60. А.С. Политические ориентации студенчества.//Соц. иссл., 2000. № 6.- С.37−52.
  61. Н.М. Дополнительное образование студентов.// Высш. обр. России, 1998, — № 3.- С. 27−28.
  62. М.Р. Психология обучения и воспитания. М.: Педагогика, 1990.- 257 с.
  63. А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: Педагогика, 1986. 179 с.
  64. А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Педагогика, 1991. 204 с.
  65. В.И. Задачи высшего образования нашего времени. Alma mater. //Вестник высшей школы, 1998. № 12.- С. 79.
  66. С.Г. Культурологический подход в контексте педагогики. М: Наука, 1991.- 237с.
  67. О.Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи: Опыт работы. Чебоксары: ЧТУ, 2002.- 127 с.
  68. Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента. //Прикладная психология, 2002. № 5/6.1261. С. 131−134.
  69. В., Ямщикова Н.. Образовательно- профессиональное ориентирование.//Высшее образование в России, 1998.- № 4.-С. 29−32.
  70. Е.М. Целеполагание и целедостижение. Сущностные характеристики деятельностного процесса.//Россия и АГР, 2002. № 3.- С. 102- 111.
  71. О.Д. Представления современной вузовской молодежи о будущем.//Мир России, 2002. № 4. — С. 157−178.
  72. А.В. Педагогические условия приобщения учащихся к ценностям в процессе обучения в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара: 2002. 22 с.
  73. JI.C. Проблемы общей психологии. Собр.соч. в 6-ти томах. Т. 2. М.: Наука, 1982. С. 378.
  74. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.З. М.: Наука, 1983.- С. 276.
  75. Л.С. Педагогическая психология . Ред. Давыдов В. В. М.: Педагогика Пресс, 1999. — 533с.
  76. К.В. Некоторые закономерности воспитательного процесса. Свердловск: Уральский рабочий, 1989.- 128 с.
  77. О.С. Основные концепции педагогики свободы. Гомель, 1998. -246 с.
  78. П.Я. Психология мышления и учение в поэтапном формировании умственных действий/ Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука. 1966.
  79. А.В. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2003, — 22 с.
  80. В. П., Столярова И. Е. Динамика учебно познавательной активности студентов .//Социологические исследования, 2000.- № 12. — С. 70−74.
  81. Н.Ф. Как не ошибиться в выборе профессии? М.: Знание, 1990.- 67с.
  82. .С. Философия образования для XXI века.//Мир образования, 1996.- № 4.- С. 51.
  83. С.И. Избранные педагогические произведения. М.: Наука, 1998. -396 с.
  84. М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема.//Вопросы психологии, 1988. № 2. — С. 19−26.
  85. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.//Вопросы психологии, 1993.- № 3.- С. 43−52.
  86. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения .//Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. 43 — 53.
  87. Е.П. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  88. А.Е. Мобильность личностно ориентированной системы подготовки творческих специалистов. Мн.: Свиточ, 1997.- 189 с.
  89. .Х. Основы общей дидактики. М.: Просвещение, 1999. 96 с.
  90. Н.В. О рынке труда выпускников вузов.// Социологические исследования, 1997.- № 3. С. 105 — 112.
  91. А.В. Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления. Автореф. канд. пед. наук. М., 2002. 27с. с ил.
  92. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986.- 47 с.
  93. Ю.В. Деятельностный подход: новые линии иссле-дований.//Вопросы философии, 2001.- № 2.- С. 57−78.
  94. В.Б. О роли деятельности в формировании моделей ре-альности.//Вопросы философии, 1997. № 8. — С. 166 — 174.
  95. Гуманитарные дисциплины и становление личности. Косов Д., Виноградов В, Гуртовой Е., Добродеева И.//Высшее образование в России, 1997.-№ 4.-С. 60−67.
  96. С. С., Тульчинский Г. JI. Проблема понимания в философии. М.: Наука, 1985. 287 с.
  97. Э.Н., Турчанинов Ю. И. Введение в философию образования. Учебное пособие для студентов пед. специальностей. М., Логос, 2000.223 с.
  98. В.В. Теория развивающего обучения.М.: 1996. — 544 с.
  99. Я. В. Динамика профессионального самоопределения сту-дентов.//Социологические исследования, 2001.- № 7.- С. 132−135.
  100. И.Н. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная асвета, 1976. — 119 с.
  101. А.А. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика, 2002. -№ 6. С. 44−49.
  102. Дневник профессионального самоопределения. Коменкова Д. Н., Дудкин М. С., Чистякова В.Н.//Школа и производство, 1993. -№ 5. С. 67 — 75.
  103. Н. Что такое личность?// Вопросы философии, 1998. № 2. — С.54.
  104. X. Чего не могут вычислительные машины. М.: Наука, 1978.-С. 261.
  105. М.Е. Педагогическое сопровождение как фактор успешной социализации молодежи. М.: Прогресс, 1995.- 158 с.
  106. В.В. Студенты об адаптации в вузовской жизни.//Социологические исследования, 2001. № 9. — С. 77−82.
  107. Ю.М. Деятельностный подход при производственном обучении.//Специалист, 2001.- № 10. С.34−36.
  108. Жизненное самоопределение учащихся Республики Беларусь: опыт социологических исследований./ Сб. ст. Минск, 1995. 136 с.
  109. А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности. Дисс. докт. пед. наук. М., 1988. 389с.
  110. Ю.М. Педагогические основы теории принятия решения. Л.: Просвещение, 1993. 227 с.
  111. Д.Н. Технология принятия решения.М.: педагогика, 1997.- 186 с.
  112. В.И. Методология и методика социально — педагогического исследования. Тюмень: 1995. 136с.
  113. В.А. Нравственный выбор как педагогическая проблема М.: Прогресс, 1996. -248 с.
  114. Е.А., Зарецкий В. К., Ненашева Л. А., Холмогорова А. В. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения. Психологическая служба в вузе. Обзор информации НИИВО- Вып. 1. М.: Педагогика, 1995. 187 с.
  115. В.К., Каменский Р. Н. Концептуальная схема самоопределения. Методологический и игротехнический альманах. М.: Кентавр, 1995. № 2.-С.10−12.
  116. А.В. Феномен «вращивания» социального в индивидуальную психику личности. М.: Наука, 1990.- 228 с.
  117. Т.Е. Образование: научные подходы к исследованию.// Социологические исследования, 2000.- № 6. С. 21−29.
  118. Э.Ф. Профессиональное становление личности.//Психологический журнал, 1997.- Т. 18.- № 6. С. 35−44.
  119. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образованием/Педагогика, 2002.- № 3. С. 16−21.
  120. Т.В. Профессиональное становление студентов.// Среднее профессиональное образование, 2002.- № 10. С. 16−18.
  121. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.
  122. В.П. О целях и ценностях образования.// Педагогика, 1997. № 5.- С. 2 — 16.
  123. ЗинченкоВ.П. Психологическая теория деятельности («Воспоминания о будущем»)//Вопросы философии, 2001. № 2. — С. 67−105.
  124. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся./ Очерки российской психологии. М., Тривола, 1994. 304 с.
  125. С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультации в вузе. Профессиональная адаптация в высшей школе. Кемерово: 1990.-С. 120−128.
  126. В. В. Знаковые системы научного поведения. // НТИ, Сер. 2, 1975.-№ 9.-С. 3−9.
  127. С. Н. Проблема всестороннего и гармоничного развития личности. Духовная культура развитого социализма и личность. JI., 1980, С. 144.
  128. С.Н., Каган М. С. Жизнь как творчество. Киев: 1985. -258 с.
  129. . Формирование профессиональной мотивации обучения в By3e.//Alma-mater. Вестник высшей школы, 2001.- № 8. С. 11−15.
  130. В.И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа как социально-педагогическое взаимодействие. //Педагогика, 2000.- № 5.- С. 64−69.
  131. Какабидзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: 1985.-С. 194- 195.
  132. О.А. «Классический» университет в сегодняшней России.//Социально-гуманитарные знания, 2003 г.- № 1С. 105−123.
  133. О.Н. Молодёжь России: Особенности социализации и самоопределения.//Социологические исследования, 2000. № 3 — С. 124−128.
  134. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1995. 38 с.
  135. М., Претессей Э. Роль образования в формировании социально активной личности. М.: Прогресс, 1987. 327с.
  136. С.А. Интеграция с/х вузов в реальный сектор эко-номики.//Экономика с/х и перерабатывающих предприятий, 2002.- № 7. -С. 49 -50.
  137. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Южн. Урал, 1996. 188 с.
  138. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании . М.: Педагогика, 1996. № 2. — С. 14−21.
  139. Е.А. Как выбрать профессию? М.: Просвещение, 1990. -159с,
  140. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на-Дону: 1996. 509 с.
  141. Климов Е. А Теоретико-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 96с.
  142. Ю.Н. Профессиональное самоопределение и интеграция молодых специалистов в социальную структуру в современных условиях. (Комплексное исследование. Автореф. дисс. докт. соц. наук. Ставрополь: 2000. 4 J с.
  143. Т.В., Селезнев И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов.//Соц. Иссл., 2000. № 4. — С.43−62.
  144. А.И. Отношения студентов.//Соц. иссл., 1997. № 9. — С.73−85.
  145. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: 1977. 17с.
  146. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосоздание. М., Политиздат, 1984, 335 с.
  147. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  148. Л.В., Немцов А. А. Вузовское образование в оценке студен-тов//Социологические исследования, 1999. № 4. — С. 95 — 100.
  149. Концепция профессионального самоопределения молодёжи.
  150. Проект., М.: Педагогика, 1993. № 5. — С. 33−37.
  151. Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов: 2001. 24с.
  152. Т.В. Воспитание нравственности в ходе учебных занятий в старших классах школы.М.: Педагогика, 1996. 220 с.
  153. Н.И. Словарь справочник по психологии. М.: Мысль, 1996. — 124 с.
  154. Е.В. Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей: Автореф. канд. пед. наук. Великий Новгород: 2001. 20с.
  155. Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования.//Социологические исследования, 2000. № 6. -С.48−51.
  156. Коростылева НЯ Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.: 2002. -22 с.
  157. С. Интериоризация как основа формирования ценностных отношений. М.: Прогресс, 1989. 324 с.
  158. Ю.Н. Иерархическая модель выбора профессии. М.: Alma-mater. Вестник высшей школы, 1998. № 1. — С. 19−21.
  159. Г. И. Педагогические факторы формирования гражданского самочувствия студентов профессионального образовательного учреждения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002. 22 с.
  160. Н.Б. Социокультурный контекст образования.//Новые ценности образования, 1995. № 2. — С.67−94.
  161. С.П. Управление формированием профессиональных инте-ресов.//Вопросы психологии, 1985.- № 3. С. 23−30.
  162. В.Н. Мониторинг профессионально личностного развития студентов.//Специалист, 2002. — № 11.- С.67−78.
  163. В.Т., Уразалиева Г. К. Развитие деятельности иеё самодетерминация.//Вопросы философии, 2001. № 3.- С.93−103.
  164. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  165. В.М. Психолого- педагогические условия формирования личности учащегося. М.: Просвещение, 1994. 135 с.
  166. И.Ю. Особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2000. 23с.
  167. JI. Формирование личности важнейшая задача высшей школы. Развитие личности. //Высшее образование, 2002, — № 8.- С. 45 — 49.
  168. С.П. Синергетика новые направления/ Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. — М.: Знание, 1989. — 48 с.
  169. В.П. Социально- психологическое самоопределение личности будущего специалиста./Современные проблемы психолого-педагогических наук. М.: Вып. 17, 2001. С. 40−44.
  170. А.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста по социальной работе в вузе. Автореф. дисс. канд.пед.наук: Кострома, 2002. 22 с.
  171. Н. С. Философия и практика университетского образования ./ Гос.ком. РФ по высшему образованию, УдГУ. Ижевск: Изд-во Удм. унта 1995.-254с.
  172. B.C. Кризис «деятельностного подхода» в псхо-логии и возможные пути его преодоления.//Вопросы философии, 2001. № 3, — С. 47−61.
  173. В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов как педагогическая проблема/ Актуальные проблемы воспитания и обучения студентов сельскохозяйственных специальностей. Сб. статей молодых ученых ИжГСХА. Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2004. С. 53−57.
  174. В.В. Синергетический подход к взаимодействию сознательного и бессознательного в обществе ./Материалы международной научной конференции 2830 июня 2004 г. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2004-С. 174−176.
  175. А.С., Горбенко В. И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. СПб.: Питер, 1990. 264 с.
  176. Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО. Автореф. дисс. канд. пед. наук М.: 2001. 19с.
  177. И. И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. С. 20.
  178. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.-349 с.
  179. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  180. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: «Смысл», 2001. -511 с.
  181. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: «Мысль», 1983. Т.2. С. 196.
  182. А.Н. Избранные психологические произведения: В. 2-х т., Т. 1 .М.: «Мысль», 1983. 234 с.
  183. А.Н. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Мас-лоу.//Вопросы психологии, 1987.- № 3. С. 11- 21.
  184. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Просвещение, 1974.-289 с.
  185. В.Т. Духовный мир и ценностные оиентации молодежи России. Уч. пос: СПбГУП, 2000. 136 с.
  186. Личность. Семья. Школа (проблемы социализации учащихся). Пособие для руководителей школ./ Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та пед. мастерства, 1996. 246 с.
  187. Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования.//Педагогика, 2002. № 1.- С. 78−79.
  188. М.И. Необходимо готовить кадры для ландшафтного земледелия. М.: Земледелие, 2002.-№ 6. С. 44 .
  189. А.Н. Проблемы профориентации сельской молодёжи.// Среднее профессиональное образование. 2002.- № 9. С. 50−51.
  190. В.И. «Индивидуальные траектории» и использование ан-тропономического подхода в деятельности педагога.// Педагогика, 1993.-№ 5.-С. 23−35.
  191. В.В. Образ «Я» как детерминанта профессионального роста личности студента. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ставрополь: 2000. 23 с.
  192. А.Р. Формирование устойчивости мотивационной структуры личности в работе с подростками антиобщественной направленности. Автореф. дисс. канд пед. наук.- Кострома, 1998.- 23 с.
  193. Е.В. Контроль и оценка личностных достижений учащихся в современной развивающейся школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Псков: 2001. -24 с.
  194. Г. Ю. От первокурсника до выпускника. Проблемы профессионального самоопределения.//Вестник Московского университета. Психология, 2000. № 1.- С. 48−56.
  195. В.А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Часть 1. Оренбург: Издательство ОГУ, 1998. 290 с.
  196. В.И. Управление формированием ценностных ориентаций у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск: 2000. 19 с.
  197. Т.Н. Ценностное самоопределение как педагогическая проблема.//Педагогика, 1997.- № 6. -С. 16−23.
  198. В.К., Слободняк А. А., Мочалов Д. Э. Оценка методов активизации профессиональной деятельности и творчества обучаемых. //Специалист, 2003. -№ 1. С. 20−22.
  199. К.Х., Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Педагогика, 1990. 195 с.
  200. К., Энгельс Ф., Соч., Т. 1, М.: Политиздат, 1980. С. 292.
  201. Е.П. Педагогические условия формирования гуманистических ценностей в процессе обновления содержания гуманитарного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002. 18 с.
  202. С.Е. Личностно- ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: изд-во Ур.гос.пед.универ., 1998.-157 с.
  203. Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Ярославль: 1999. 36 с.
  204. Методология и методика научного исследования. (Для педагогических работников новых типов учебных заведений, занимающихся опытно-эксперементальными исследованиями). Автор сост. А. Я. Наин. Челябинск: 1993. — 52 с.
  205. Т.Н. Россия в беде.// Мир России, 2001.- № 1С. 57.
  206. И.И. Некоторые вопросы методологии и методики социологического исследования студенческого коллектива. Автореф. канд. дисс. канд. соц. наук. М.: 1969. 19 с.
  207. С.М. Формирование профессионального самоопределения дезадаптационных подростков в социально-воспитательной деятельности в многопрофильной гимназии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк: 2002.- 19 с.
  208. Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно образовательной среде школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк: 2003. — 24 с.
  209. Молодежь: тенденции социальных изменений./ Сб. статей. СПб.: СпбГУ, 2000. 237 с.
  210. А.В. Социализация в «смутное время «. М.: Знание, 1991. 87с.
  211. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Academia, 2000. 193 с.
  212. В.В. и др.: Бессознательное, т. 3. Тбилиси.: 1978. С. 293 -301, 703 — 710, 298 — 300, 291 — 292.
  213. С.Б. Некоторые результаты внедрения воспроизводственного подхода к формированию личности в педагогический про-цесс.//Высшее образование в России, 1994. № 2. С. 34−58.
  214. Негосударственное образование в оценках студентов.//Высшее образование в России, 2002. № 6. С. 94−104.
  215. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания.// Педагогика, 1999. № 3, С. 3- 10.
  216. А.Г. Структура «Я» и фундаментальная политическая альтернатива. //Вопросы философии, 1999. № 12. — С. 97−106.
  217. Г. П., Сафин В. Ф. Педагогические проблемы самоопределения личности.//Педагогика, 1999.- № 4.- С.78−81.
  218. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных педагогов. /Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Сов. педагогика, 1995, T.l. С. 81.
  219. Т. А. Ценностное самоопределение выпускника лицея. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Оренбург: 2000. 23 с.
  220. О.Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления. Автореф дисс. к. психол. наук. М.: 2002. 16 с. с ил.
  221. А.И. Формирование социально-активной личности студентоввуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск: 2002, 17с. с ил.
  222. Образование в Удмуртии: история, реальность перспективы./ Материалы научно-практической конференции (к 60-летию ИУУ), Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1998. 130 с.
  223. P.M. Личностная самореализация студентов. М.: Специалист, 2001.- № 6, — С.57−63.
  224. В. Д. Особенности социокультурного развития и некоторые универсальные личностно-психологические механизмы творчества. Диалектика научного и технического творчества. Обнинск: Изд-во ОГПИ, 1983.-С. 31.
  225. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Просвещение, 1994. 247 с.
  226. Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и искусственный интеллект. М.: Мысль, 1978. С. 149.
  227. П.И. Какие они наши студенты? (Социальные потребности и особенности социализации). Сред. проф. заведение респ. Та-тарстан.//Специалист, 1999. — № 7. — С. 28−30.
  228. П.И. Особенности студента сельскохозяйственного техникума. //Специалист, 2003. № 4. — С. 30−31.
  229. С.А. Педагогическая оценка знаний в России: историческая ретроспектива и современное состояние. Автореф. канд. пед.наук. М.: 2002. 21 с.
  230. В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. Л.: Просвещение, 1980. С. 20 — 25.
  231. В.И. Зависимость успеваемости детей от социального положения членов их семей//Социологические исследования, 1990.- № 2.- С.37−50.
  232. Н.А. Взаимодействие преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд.пед. наук. М.: 2002. 22 с.
  233. И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. М.: «Акма-пресс», 2000. 133 с.
  234. В. М. Ценностные установки и социально-психологические аспекты научного творчества. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. С. 78 — 105.
  235. А.В. Психология о каждом из нас и каждому о психологии., М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 1996.- 348 с.
  236. В.А. Личность психологии: парадигма субъектности. Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Феникс, 1996. 59 с.
  237. ВТ. Модель выпускника университета.//Педагогика. 2002.- № 9.-С. 22−27.
  238. Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ/ Отв.ред. В.П.Фофанов- АН СССР, Сиб. Отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии.-Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. 237 с.
  239. В.Д. Ценностное самоопределение в педагогическом образовании университета. Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург: 1996. С. 10.
  240. И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х книгах. (Кни-ral.Общие основы. Книга 2. Процесс воспитания). М: Владос, 1998 ~ 1999.-389 е., 350 с.
  241. .В. Готовность к самоопределению.// Высшее образование в России, 1998. № 2.-С. 80 82.
  242. Политический журнал. М.: 1997, № 2.-С. 80−93.
  243. Е.И. Психология самоопределения и выбор специальности. //Специалист, 2002. № 8.- С. 24−35.
  244. С. А. Психологические особенности становления профессионального самосознания субъекта труда на этапе вузовского обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калининград: 2002.- 19с.
  245. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностныхориентаций учащейся молодежи. //Соц. иссл., 1999. № 6. С. 68.
  246. В.Я. Система воспитания студентов.//Специалист, 2001. № 1, № 2.
  247. Практикум по социально-психологическому тренингу./ Сб. ст. СПб.: Питер, 2000.- 350 с.
  248. Профессиональное образование в сельскохозяйственных вузах.. М.: МГАУ, 2001.-92с.
  249. Профессиональное самоопределение студентов. / Методические рекомендации научно-методической конференции преподавателей и сотрудников. Сборник научных трудов. Якутск: Изд. ЯГУ, 2000. 204с.
  250. Психология личности в трудах зарубежных психологов .Сост. Реан А. А. (Хрестоматия по психологии: Р. Бернье, А. Маслоу, Д. Мид, К. Роджерс и др.). СПб.: Питер, 2000. 316с.
  251. Психология личности в трудах отечественных психологов .Сост. Куликов J1. В. (Хрестоматия по психологии).-СПб.: Питер, 2000. 476с.
  252. Психология личности. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов рек. УМО РФ Т.1. Ред.- сост. Д. Я. Райгородский. М.: Бахрах, 2000. 447 с.
  253. Психология личности: тесты, опросники, методики .Сост. Н. В. Кирше-ва, Н. В. Рябчикова. М.: Гелинон, 1995. 220 е., ил.
  254. Психология профессиональной подготовки. Никифоров Г. Н., Зимичев A.M., В. М., Макшанов С. И., Джанерьян С. Т. С.-Петербург. Гос. ун -т- общ. ред. Г. Н. Никифорова. СПб.: Из-во С.-Петерб. ун- та, 1993. 169 с.
  255. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1987. 243 с.
  256. Психология индивидуальных различий. Ред. Гипенрейтер Ю. Б., Романов В. Е. М.: ЧеРО, 2000. 775 с.
  257. Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: изд-во С.Пб. университета, вып. 4., 1997. 233 е., с ил.
  258. Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования .Т. 1 Г. Сб. науч. тр. междунар. Акад. психологических наук и др./ Редкол.: В.
  259. В.Новиков и др.- отв. ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь: 1998. 398 с.
  260. Н.Е. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-метод. пособие. М. Воронеж: «Знак"2002. — 392с.
  261. Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения.//Школа и производство, 1997. № 2. С. 92−95.
  262. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: НПО «Модек 1996. 256 с.
  263. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии, 1996, № 2. С. 5.
  264. Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи. М.: Изд-во МГУ, 1991.-86с.
  265. Н.С. Психология труда и человеческое достоинство. Воронеж: НПО «Модек», 2001.- 98с.
  266. Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие к курсу: Психология труда и инженерная психология. М.- Воронеж: НПО «Модек», 1997.-351 с.
  267. Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития.// Вопросы философии, 2001. № 5. С. 67−77.
  268. JI.B. Психолого акмелогические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2001. — 23с.
  269. А. И. Культурная детерминация и рациональность. Социальная детерминация познания. Тарту: изд-во ТГУ, 1982. С. 42 — 54.
  270. А.В. Самореализация личности студента. М.: Специалист, 2000. № 11.- С.24−28.
  271. B.C. Идеалы и социализация личности Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воронеж: Политиздат, 1973. С. 1214.
  272. М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний.
  273. М.: Наука, 1997.- С. 125 172.
  274. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Изд-во «Прогресс», «Универсум», 1994. 320 с.
  275. В.М. Становление личности и время (Г.П. Щедровицкий и его воспоминания). М.: Вопросы философии, 2002. № 12. С. 79.
  276. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: «Мир», 1994. 320 с. с ил.
  277. Рот Г. Интеллектуальный автомат: компьютер в качестве эксперта/перевод с нем. А. П. Свиридова.- М.: Знание, 1991. 79 с.
  278. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Мысль», 2002. -720 с. с ил. (Серия «Мастера психологии»).
  279. Г. И. Самоорганизация и организация развития общества. М.: Вопросы философии, 1998. № 8. С. 63 — 72.
  280. Л.А., Бушмакина О. Н., Перфильева Н. Б., Санников О. В. Философия: Опыт самоопределения: Учебное пособие. Ижевск: Удм. гос. Университет, 1996.- 195 с.
  281. Ю.А. Педагогические условия формирования ценностей старшеклассников//Педагогика, 1993. -№ 7.- С.34- 36
  282. В.А. Университеты: настоящее, будущее./ Выступления на Первой Международной конф. ун-тов стран СНГ «Университеты и общество», Мое. ун-т, 23 марта 2000 г. М.: 2002. С. 8−19.
  283. Т. Л. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: 2001. 23 с.
  284. И.Е. Социально- профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Оренбург: 1999. 18с.
  285. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография.. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996. 151с.
  286. Э.Р. Диагностика особенностей самоопределения педагогов профессионалов. Учебно-методическое пособие. М.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. — 69 с.
  287. Э.Р. Научно-педагогические основы самоопределения. Оренбург: 2001. 137 с.
  288. Э.Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала. Монография. М.: Прометей, 2000. 203 с.
  289. Э.Р. Учебные программы интегрированных психолого- педагогических спецкурсов по образовательной поддержке самоопределения педагогов профессионалов. Методическое пособие. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002.- 29с.
  290. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996.-151с,
  291. В.Ф. Психологическое самоопределение личности. Учебное пособие. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1986. 142 е.
  292. Н. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации. //Высшее образование в России, 2002.- № 6 С. 9−16.
  293. B.C. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2003. 22 с.
  294. О.П. Педагогическое обеспечение профессиональной самоактуализации личности будущего педагога (на материале педагогического колледжа республики Саха (Якутия)). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск: 2002. 22 с.
  295. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. 271 с.
  296. В.А. Дидактика. Учебное пособие для вузов. Под ред. Сластёнина В. А. М.: «Академия», 2002. 368с.
  297. В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности). //Вопросы философии, 2001.- № 3.- С. 97−112.
  298. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Педагогика и психология, 1995. С. 209 210.
  299. С. Саморазвитие: умственное, нравственное и практическое: пер. с англ. Минск: 2000. 409 с.
  300. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведении. М: «Академия», 2001.- 304 с.
  301. С.Д. Обучение и воспитание в высшей школе. М.: 2001. С. 134.
  302. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: «Академия», 1995. 327 с.
  303. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е. С. М.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  304. А. В. Профессиональные устремления сельской молодежи.// Социологические исследования, 2002. № 6. С. 16−18.
  305. А. В. Культура и личность. М.: «Академия», 2001. С. 177 — 188.
  306. А.В. Ценностные отношения студенчества. Харьков: «Мова», 2001.- 197 с.
  307. А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества. // Социологические исследования, 2003. № 1. С. 115−123.
  308. Cogito: Сб. научных ст. по педагогике и психологии. Ижевск: Изд-во Уд-ГУ, 2000. 248 с.
  309. Г. Б. Социальная адаптация студенческой молодёжи в процессе профессионального образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук .М.: 2001, — 22с.
  310. Социология в СССР, т. 2. М.: Политиздат, 1966.- С. 490.
  311. Социология молодежи. Учебник. Под ред. В. Т. Лисовского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.- 327 с.
  312. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов центрального региона России. Орёл: Изд-во Орёл ГАУ, 2001. -197с. с ил.
  313. Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе. Автореф.дисс. канд. пед. наук. М.:2000.- 22 с.
  314. Л.А. Теория уровней в контексте педагогической науки. М.: Просвещение, 1992. 214 с.
  315. Е.С. Фундаментальные проблемы аграрных преобразований в России в XX веке. // Вопросы философии, 1998. № 8, — С. 91- 99.
  316. Студент как субъект обучения и воспитания./ Научно-метод. конф. проф.-преподавательского состава ЯГУ 4−5 февр. 1997 г. Метод, рекомендации. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. -118с.
  317. Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. -22 с.
  318. А.В. О формировании профессионально-значимых качеств будущих специалистов. //Среднее профессиональное образование, 2002. № 10, С.38−43.
  319. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1983. 158 с.
  320. Н. Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии.// Вопросы психологии, 2002. № 5, — С. 42−49.
  321. А.И. Моделирование ситуаций формирования нравственного выбора учащихся средних школ.// Педагогика, 1993.№ 4, — С. 14−28.
  322. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: «Мысль», 1975.- 56 с.
  323. O.K. Психология мышления. М.: «Мысль», 1984.- 69 с.
  324. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССЕН, 1999. 97 с.
  325. Тоом A. J1. На пути к рефлексивному анализу художественной прозы.// Семиотика и информатика. Вып. 17. М., Просвещение, 1981.- С. 183.
  326. Третий Всероссийский съезд общества психологов СССР. Т. З, М.: «Наука», 1968.- С. 280 281.
  327. Г. JI. О некоторых нормативно-ценностных механизмах культуры: Природа и факторы смешного. Методология и методы изучения культуры. Л.: изд-во «Ленинградский рабочий», 1984.- С. 72 78.
  328. Г. Л. Нормативно-ценностные системы. СПб.: «Изд-во СПб ун-та», 1997.- С. 124.
  329. Н.Н. Развитие личности студента.// Специалист, 2003. № 2, -С.17−18.
  330. А., Воропай Т. Критическое мышление. Харьков: «Мова», 1997.-С. 232−245.
  331. Унт И. Э. Роль преподавателя в формировании личностного самоопределения учащегося.М.: Просвещение, 1994. 158 с.
  332. В. М., Закалин А. С. Об историческом сознании студенческой молодежи . // Социологические исследования, 2000. № 6, -С. 119−122.
  333. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. -254 с.
  334. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 5. М.: «Мысль», 1990.-С. 15.
  335. Г., Флетнер А. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: госуд. и част, гимназии, экстернат: метод. пособие/Лен. Предприятие «Эксперт" — Л.-.Б.И., 1991.-96 с.
  336. И.А. Формирование потребности студентов педагогического вуза в творческом саморазвитии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов: 2001,-22 с.
  337. Е.Ю. Активизация личностного развития молодежи. М.: Специалист, 2001. № 8, С. 68−74 .
  338. Философия самоопределения (Коллективная монография). Под ред. Андрусенко В. А, Емельянова Б. В., Любутина К. Н., Стрельца Ю. Ш. Оренбург: Прометей, 1996.-С.8
  339. Философско-психологические проблемы развития образования. Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 127 с.
  340. Формирования целостного мироотношения и духовная культура. /Под общ. ред. д.ф.н. Андрусенко В. А. Оренбург: изд. Оренбург, технического ун-та, 1996.- 196с.
  341. Формирование учебной деятельности студентов. / В. Я. Ляудис, Х. Варнеке, И. И. Ильясова и др. Под. ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. -239с.
  342. М. Премудрость в личности. // Вопросы философии, 2000. № 4. С. 123−131.
  343. Л.Н. Изучение процесса личностного развития. Ижевск: «Детектив-информ», 1994. 29 с.
  344. Л.М. Влияние ценностных ориентации на развитие профессиональной мотивации студентов вуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2002, — 23с.
  345. Г. Основные понятия синергетики. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: «Мысль», 2000. С. 2−55.
  346. М. Общественные отношения как основа формирования личности. Л.: Просвещение, 1991.-257 с.
  347. О.Г. Становление целостного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы (в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул: 2002, -22 с.
  348. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах.М.: Педагогика, 1986.- Т.1, 439 е.- Т.2, 450 с.
  349. М.А. Психология интеллекта, СПб.: Питер, 2002. -264 с.
  350. Хрестоматия по педагогической психологии, М.: Просвещение, 1995. -413 с.
  351. Цивилизация. Культура. Личность. М.: Прогресс, 1995. -221 с.
  352. И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1995. 36 с.
  353. С.Ю. О деятельностных основах профессионального образования. М.: Специалист, 2001. № 1.- С. 45−62.
  354. В.Ф. Педагогический процесс и «воспроизводственный» подход формирования личности: результаты внедрения.// Социологические исследования, 1994.-№ 5.- С. 45−61.
  355. С.Н. Педагогические основы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  356. В. Д. Деятельности и способности. М.: Прогресс, 1994. -132 с.
  357. А.А. Проблемы профессионального самоопределения в юности. Вестник Ставропольского института им. Чурсина. Ставрополь: изд-во Ставропольского инст-та, 2002.- С. 61 -66.
  358. Н.М. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы. Новое в педагогике. М.: Просвещение, 1998. С. 13.
  359. Р. К. Социальные институты культуры. Сверд-ловск:Уральский рабочий, 1978.- С. 28.
  360. М.И. Педагогические условия формирования ранней профессиональной ориентации.-Автореф. дисс. канд.пед.наук.М., 2000.-22 с.
  361. О.И. Антропономический подход к анализу общественных отношений.// Педагогика, 1992.-№ 2.- С.№ 31- 45.
  362. Школа самоопределения. Шаг второй. Под ред. А. Н. Тубельского. М.: «Прогресс», 1994. -480с. с ил.
  363. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: «Мысль», 1999.-206 с.
  364. К. Студенты. Становление личности.// Просвещение России, 1997. № 4. С. 68−70.
  365. В.А. Моделирование и философия. М.-СПб.: 1996. С. 19
  366. Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов. //Соц. иссл., 1999. № 8.-С.47- 54.
  367. Е. Студент в России и Америке : социологический портрет. //Высшее образование в России, 2002. № 2.- С.83−87.
  368. Т.И. Особенности ценностного формирования студента. Харьков: «Мова», 2000.-163 с.
  369. Экзистенциальная психология (Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Фейфел и др.) Под ред. Р.Мэя. Экзистенция. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 2001.- 619с.
  370. П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка (на примере Заполярья). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 200 020 с.
  371. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: 1994.- 235 с.
  372. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. РАО Ассоц. «Профессионального образования» М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 1998. Т.1, 368 е.- Т.2,370 е.- Т.3,354 е.
  373. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов.// Социологические исследования, 1997.- № 3.-С.84−92.
  374. И.С., Развивающее обучение. М.: «Мысль», 1979. 223 с.
  375. В.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2000.327 с,
  376. Ярмухаметов 3. Г. Роль образования в преодолении региональной социально-экономической ассиметрии. //Социально гуманитарные знания, 2002. -№ 1.- С.81−89.
  377. Lemel Y. Stratification et mobilitu sociale. P. Armand Colin: 1991.- 237 P
  378. White L. The concept of cultural systems. New York: 1975. 193 p.
Заполнить форму текущей работой