Обучение нормам и ритуалам межкультурного общения учащихся 8-9 классов общеобразовательной средней школы: на материале немецкого языка
![Диссертация: Обучение нормам и ритуалам межкультурного общения учащихся 8-9 классов общеобразовательной средней школы: на материале немецкого языка](https://westud.ru/work/5284995/cover.png)
Диссертация
Исследования свидетельствуют о значимости и актуальности рассматриваемой проблемы, ее многогранности. Вместе с тем, в специальной литературе еще не нашли отражения актуальные вопросы формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы: не ставился вопрос о включении социокультурных ориентиров, норм и ритуалов межкультурного общения, репрезентирующих вежливость, в процесс формирования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НОРМЫ И РИТУАЛЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
- 1. 1. Определение понятий «норма» и «ритуал» в контексте межкультурного общения на примерах культурного немецкоязычного пространства
- 1. 2. Понятия «межкультурная компетенция» и «языковая личность» в современной лингводидактике
- 1. 3. Организация общения при помощи норм и ритуалов в непосредственной и опосредованной коммуникации
- 1. 4. Вежливость и формы ее репрезентации в повседневном общении
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫМ НОРМАМ И РИТУАЛАМ УЧАЩИХСЯ 8−9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
- 2. 1. Использование аутентичных диалогов и фильмографии в обучении нормам и ритуалам общения
- 2. 2. Социокультурные ситуации иноязычного общения для учащихся 89 классов средней школы
- 2. 3. Социально-психологические особенности учащихся 8−9 классов, их проявление в различных условиях речевой коммуникации
- 2. 4. Теоретические и практические основания разработки комплекса упражнений для обучения нормам и ритуалам
- 2. 5. Комплекс упражнений
- 2. 6. Экспериментальная проверка комплекса упражнений
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Список литературы
- Аасамаа, И.Т. Правила хорошего тона Текст. / И. Т. Аасамаа. -Элиста: Джангар, 1992. — 125 с.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.
- Акишина, А.А. Русский речевой этикет Текст. / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 1978. — 183 с.
- Андриевская, В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения Текст. / В. В. Андриевская // Иностранные языки в школе. 1985. — № 6. — С. 3 — 8.
- Андрющенко, Т.Я. Общение. Текст. Высказывание Текст. / Т. Я. Андрющенко, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1989. — 175 с.
- Антинескул, О.Л. Статусные роли говорящих и их речь (на материале английского языка) Текст. / О. Л. Антинескул, Г. С. Двинянинова. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 96 с.
- Архипкина, Г. Д. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этикет Текст. / Г. Д. Архипкина, Н. А. Коляда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 288 с.
- Астафурова, Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации Текст. / Т. Н. Астафурова. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1997. — 108 с.
- Астахова, Е.А. Развитие умений межкультурного общения в обучении иноязычной устной речи на начальном этапе языкового факультета (на материале немецкого языка) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук:1300.02 / Е. А. Астахова. Пятигорск, 2003. — 19 с.
- Баклашкина, М.В. Культуроведческие аспекты обучения студентов 1−2 курсов нормам межличностного общения в иноязычной учебной среде Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Баклашкина. М., 2003. -221 с.
- Барышников, Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе Текст. / Н. В. Барышников. М.: Просвещение, 2003. — 159 с.
- Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе Текст. / Н. В. Барышников // Иностранные языки в школе. 2002. — № 2. — С. 28 — 32.
- Барышников, Н.В. Обучение французскому языку в средней школе Текст. / Н. В. Барышников. М.: Просвещение, 1992. — 128 с.
- Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности Текст.: монография / В. В. Белоус. М. — Пятигорск: РАО — ПГЛУ, 2005.-236 с.
- Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2002. — № 2.-С. 11−15.
- Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа
- Текст. / И. Л. Бим. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
- Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1985. -№ 5. -С. 30−37.
- Богословский, В.В. Общая психология Текст. / В. В. Богословский. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
- Бодалев, А.А. Общение и формирование личности Текст. / А. А. Бодалев // Личность и общение: избр. труды / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — С. 77 — 84. < .
- Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика Текст. / И. Н. Борисова. М.: КомКнига, 2005. — 320 с.
- Брудный, А.А. К методологии смыслового анализа Текст. /
- A.А. Брудный // Экспериментальный анализ смысла: сб. науч. статей- отв. ред. А. А. Брудный. Фрунзе: Изд-во КГУ, 1987. — С. 3 — 9 с.
- Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке Текст. / М. Л. Вайсбурд. Обнинск: Титул, 2001. — 128 с.
- Вартанов, А.В. Обучение межкультурной коммуникации в монокультурной образовательной среде (английский язык, лингвистический университет) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Вартанов. -Пятигорск, 2004. 18 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Индрик, 2005.- 1040 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин,
- B.Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1983. — 269 с.
- Вишневский, Е.И. Опыт построения упражнений для работы в парах Текст. / Е. И. Вишневский // Иностранные языки в школе. 1985. — № 3.1. С. 22 26.
- В мире немецкого языка Текст.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1998. — 288 с.
- В мире немецкого языка Текст.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Царькова, Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2004. — 239 с.
- Возгова, З.В. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / З. В. Возгова. -Челябинск, 2003. 22 с.
- Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка Текст. / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. 1995. -№ 6. — С. 56 — 60.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3 — 8.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Н. И. Гез. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
- Городникова, М.Д. Немецко-русский словарь речевого общения Текст. / М. Д. Городникова, Д. О. Добровольский. М.: Русский язык, 2002. -310 с.
- Гришаева, Л.И. Объект комплимента в тендерном измерении Текст. / Л. И. Гришаева // Тендер: язык, культура, коммуникация: доклады Первой Международной конференции. 25 26 ноября 1999 г.- ред. И. И. Халеева. — М.: Изд-во МГЛУ, 2001. — С. 152 — 161.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации Текст. / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 352 с.
- Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации Текст. / Д. Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003. — 288 с.
- Гурвич, П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе Текст. / П. Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. 1973. — № 5. -С.53 — 62.
- Девкин- В. Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской Текст. / В. Д. Девкин. М.: Высшая школа, 1981. — 160 с.
- Девкин, В.Д. Особенности немецкой разговорной речи Текст. / В. Д. Девкин. М.: Международные отношения, 1965. — 318 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268 с.
- Елизарова, Г. В. Культурологическая лингвистика Текст. / Г. В. Елизарова. СПб.: Бельведер, 2000. — 140 с.
- Елизарова, Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г. В. Елизарова. СПб., 2001. — 371 с.
- Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции Текст. / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 9 — 13.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Жоглина, Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на. основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. Г. Жоглина. М., 1998. — 17 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя.1. М.: Логос, 2005.-384 с.
- Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи Текст. / О. В. Калимулина // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. -С. 17−20.
- Карасик, В.И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. -М.: Ин-т языкознания РАН, 1992. 330 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 264 с.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация Текст. / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
- Колтунова, М.В. Конвенции как прагматический фактор делового диалогического общения Текст. / М. В. Колтунова. М.: Академия гуманитарных исследований, 2005. — 228 с.
- Колшанский, Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 1985. -№ 1. — С. 10- 14.
- Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 107 с.
- Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Текст. / В. В. Красных. М.: Диалог-МГУ, 1998.-352 с.
- Крылова, Н.И. Деловой немецкий язык. Коммерция Текст. / Н. И. Крылова. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2002. — 158 с.
- Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи Текст. / Е. С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л. В. Сахарный. М.: Наука, 1991.-240 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2001.-464 с.
- Лапидус, Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы) Текст. / Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 1970.- 128 с.
- Ларина, Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах Текст.: монография / Т. В. Ларина. М.: Изд-во РУДН, 2003.-315 с.
- Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения Текст.: монография / О. А. Леонтович. Волгоград: Перемена, 2002. 435 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл. — 2005. — 368 с.
- Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. /
- A.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь Текст.- гл. ред.
- B.Н. Ярцева. М.: Советская Энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Ляховицкий, М.В. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе Текст. / М. В. Ляховицкий, Е. И. Вишневский // Иностранные языки в школе. 1984. — № 2. — С. 18−23.
- Макаев, В.В. Педагогика для переводчиков Текст. / В. В. Макаев. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 121 с.
- Мальцева, Д.Г. Фразеологические единицы немецкого языка в лингвострановедческом аспекте и проблемы перевода Текст. / Д. Г. Мальцева. М.: ВЦП, 1993. — 134 с.
- Маслова, В.А. Лингвокультурология Текст. / В. А. Маслова. М.: Академия, 2004. — 208 с.
- Маслыко, Е.А. Устное иноязычное общение как предмет обучения Текст. / Е. А. Маслыко // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991. — С. 211 — 218.
- Мацумото, Д. Психология и культура Текст. / Д. Мацумото. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.
- Мелихова, Н.В. Этика и практика делового разговора по телефону Текст. / Н. В. Мелихова. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2005. — 76 с.
- Мильруд, Р.П. Курс методики преподавания английского языка Текст. / Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.- 190 с.
- Мильруд, Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1982. — № 1. -С. 38−42.
- Мудрик, А.В. Общение школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина. М.: Академия, 1997.-432 с.
- Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен Текст.: автореф. дис.. д-ра философ, наук: 09.00.11 / И. В. Наместникова. М., 2003. — 49 с.
- Немов, Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования Текст. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
- Николаева, Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция Текст. / Т. М. Николаева // Язык как средство трансляции культуры- отв. ред. М. Б. Ешич. М.: Наука, 2000. -С. 112- 131.
- Носонович, Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам Текст. / Е. В. Носонович // Иностранные языки в школе. -2000. -№ 1.- С. 11−16.
- Ночевник, М.Н. Культура и этика общения Текст. / М.Н. Ночев-ник. Ташкент: Узбекистан, 1985. — 192 с.
- Ночевник, М.Н. Человеческое общение Текст. / М. Н. Ночевник. -М.: Политиздат, 1988. 127 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1988. — 750 с.
- Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей Текст. / В. Б. Ольшанский. М.: Онега, 1994. — 272 с.
- Панов, Е.Н. Ритуал Текст. / Е. Н. Панов // Большая Советская Энциклопедия. Т. 22.- гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1975.-С. 136.
- Пассов, Е.И. Книга для учителя к учебнику «В мире немецкого языка» для 9 кл. общеобразовательных учреждений Текст. / Е. И. Пассов, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 2004. — 72 с.
- Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. — 174 с.
- Пассов, Е.И. Книга для учителя к учебнику «В мире немецкого языка» для 8 кл. общеобразовательных учреждений Текст. / Е. И. Пассов, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1998. — 75 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Пассов, Е.И. Ситуация речевого общения как методическая категория Текст. / Е. И. Пассов, A.M. Стояновский // Иностранные языки в школе. 1989.-№ 2.-С. 18−22.
- Песни для уроков немецкого языка. Текст.- сост. А. В. Безруков. -М.: Элан, 2000. 32 с.
- Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология Текст. / А. В г Петровский. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Петровский, А.В. Общая психология Текст. / А. В. Петровский. -М.: Просвещение, 1986. 464 с.
- Поляков, О.Г. Тестирование по английскому языку как иностранному (теория и практика) Текст.: монография / О. Г. Поляков. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — 113 с.
- Померанцева, Т.А. Немецкие поговорки и скороговорки Текст. / Т. А. Померанцева. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.- 59 с.
- Программа основного общего образования по немецкому языку Текст. // Иностранные языки в школе. 2005. — № 6. — С. 6 — 15.
- Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев Текст. /
- Ю.Е. Прохоров. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 224 с. j
- Прохоров, Ю.Е. Русское коммуникативное поведение Текст. / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. М.: Гос. ин-т русского языка им.
- A.С. Пушкина, 2002. 277 с.
- Рожкова, Ф.М. Кинофильмы на уроках английского языка Текст. / Ф. М. Рожкова. М.: Просвещение, 1967. — 112 с.
- Садохин, А.П. Этнология Текст. / А. П. Садохин. М.: Гардарики, 2004. — 287 с.
- Сазонова, Е.М. Деловая корреспонденция Текст. / Е. М. Сазонова.- М.: Высшая школа, 2003. 125 с.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: ИСТОКИ, 1996.-238 с.
- Сказки братьев Гримм Текст. / сост. Н. Н. Федорова. М.: Радуга, 1993. — 96 с.
- Скалкин, B.JI. Основы обучения устной иноязычной речи Текст. /
- B.Л. Скалкин. М.: Русский язык, 1981. — 248 с.
- Скалкин, В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке Текст. / В. Л. Скалкин // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев.- М.: Русский язык, 1991. С. 173 — 180.
- Скляренко, Н.К. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 7 классе Текст. / Н. К. Скляренко, Т. Н. Олейник // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 28 — 33.
- Снегирева, Т.В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте Текст. / Т. В. Снегирева,
- К.Н. Платон. Кишинев: Штиинца, 1988. — 64 с.
- Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Текст. / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Стернин, И. А. Очерк английского коммуникативного поведения
- Текст. / И. А. Стернин, Т. В. Ларина, М. А. Стернина. Воронеж: ИСТОКИ, 2003.- 184 с.
- Супрунова, Л.Л. Научно-методическая работа как средство профессионального саморазвития учителя Текст. / Л. Л. Супрунова, Т. Б. Джаппуева. Пятигорск: Изд-во ГТГЛУ, 2001. — 22 с.
- Сухих, О.В. Когнитивная структура профессионализма преподавателя иностранных языков и культур Текст.: монография / О. В. Сухих. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005. — 145 с.
- Сухих, О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащихся Текст. / О. В. Сухих. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. — 165 с.
- Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур Текст.: монография / П. В. Сысоев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.- 145 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. — 262 с.
- Томахин, Г. Д. Фоновые знания как основной предмет лингвостра-новедения Текст. / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. 1980. -№ 4. — С. 84 — 87.
- Улиш, Г. Приветствие и обращение в немецком языке Текст. / Г. Улиш, Б. Гюгольд, Л. Уварова, И. Гапонова. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2001. -60 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) Текст. // Иностранные языки в школе. -2004. № 4. — С. 6 — 7.
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Филатов, В.М. Комплекс упражнений для обучения инициативному говорению (с использованием ситуативно-ролевых игр) Текст. /
- B.М. Филатов // Иностранные языки в школе. 1985. — № 3. — С. 78 — 83.
- Фоломкина, С.К. Текст в обучении иностранным языкам Текст. /
- C.К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. 1985. — № 3. — С. 18 — 22.
- Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст Текст. / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 2002. — 160 с.
- Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Текст. / Н. И. Формановская. М.: Знание, 1989. — 160 с.
- Формановская, Н.И. Коммуникативно-прагматические аспектыединиц общения Текст. / Н. И. Формановская. М.: Гос. ин-т русского языкаим. А. С. Пушкина, 1998. 291 с.
- Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокульту-роведение в теории и практике обучения иностранным языкам Текст. / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. — 124 с.
- Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02- 10.02.19/И.И. Халеева. М., 1990.-36 с.
- Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) Текст.: монография / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989. — 238 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
- Чуйков, Б.Т. Упражнения в экспрессивной устной речи на завершающем этапе овладения языковым материалом Текст. / Б. Т. Чуйков // Иностранные языки в школе. 1967. — № 5. — С. 73 — 77.
- Шаги 4 Текст.: кн. для учителя к учеб. нем. яз. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, АЛ. Бердичевский. -М.: Просвещение, 2001. 64 с.
- Шаги 4 Текст.: учебник нем. яз. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова. М.: Просвещение, 2000. — 255 с.
- Шаги 5 Текст.: кн. для учителя к учеб. нем. яз. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. М.: Просвещение, 2003. — 70 с.
- Шаги 5 Текст.: учебник нем. яз. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. М.: Просвещение, 2004. — 272 с.
- Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе Текст. / С. Ф. Шатилов. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
- Шейгал, И.Е. Семиотика политического дискурса Текст. / И. Е. Шейгал. М.: Гнозис, 2004. — 324 с.
- Штульман, Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования Текст. / Э. А. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.- 156 с.
- Щербакова, И.А. Применение кинофильмов в обучении творческому высказыванию студентов старших курсов языкового вуза (французский язык) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. А. Щербакова. М., 1978. — 21 с.
- Эльконин, Д.Б. Введение в детскую психологию Текст. / Д. Б. Эльконин // Избр. психол. труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-С. 26- 59.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.
- Ammon, U. Zur sozialen Funktion der pronominalen Anrede im Deutschen Text. / U. Ammon // Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik / hrsg. H. Kreuzer. Frankfurt/M: Athenaum, 1972. — № 7. — S. 73 — 88.
- Antos, G. Textoptimierung Text. / G. Antos, G. Augst. — Frankfurt / M: Lang, 1989. 177 S.
- Artemjuk, N.D. Aus dem Alltag gegriffen Text. / N.D. Artemjuk, V.I. Senina. M.: Internationale Beziehungen, 1971. — 114 S.
- AufderstraBe, H. Themen neu Text.: Lehrwerk fur Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch 1 /Н. AufderstraBe. Ismaning: Hueber, 1992. — 160 S.
- AufderstraBe, H. Themen neu Text.: Lehrwerk ftir Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch 2 / H. AufderstraBe. Ismaning: Hueber, 1993. — 160 S.
- AufderstraBe, H. Themen neu Text.: Lehrwerk fur Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch 3 / H. AufderstraBe. Ismaning: Hueber, 1994. — 160 S.
- Baldegger, M. Kontaktschwelle Deutsch als Fremdsprache Text. / M. Baldegger, M. Muller, G. Schneider. Berlin: Langenscheidt, 1981. — 504 S.
- Barthel, H. Anreden im interkulturellen Kontext Text. / H. Barthel, T. Zazavitchi-Petco // Interkulturelle Kommunikation: Sammlung linguistischer Artikel / hrsg. I. Jonach. Munchen: Reinhardt, 1998. — S. 104 — 109.
- Berlin is in Germany Motion picture. / Regie: H. Stohr- Darsteller: J. Schuttauf, J. Jager, R. Becker, R. Lohr. Berlin: Absolut Medien, 2001. — Film: 1 DVD 91 Min.- farb.
- Brown, P. Universals in language use Text. / P. Brown, S. Levinson // Questions and politeness / ed. E.N. Goody. Cambridge: Cambridge university press, 1978. — P. 56−289.
- Coulmas, F. Routine im. Gesprach Text. / F. Coulmas. Wiesbaden:1. Athenaion, 1981.-262 S.
- Daniels, K. Die Rolle sprachlicher Schematismen im Deutschunterricht fur auslandische Kinder Text. / K. Daniels, G. Pommerin // Die Neueren Sprachen / hrsg. F.-R. Weller. Frankfurt/M: Moritz Diesterweg, 1979. — № 6. — S. 572 — 586.
- Dijk, Teun A. van. Strategies of discourse comprehension Text. / Teun A. van Dijk, W. Kintsch. New York: Acad, press, 1983. — 418 p.
- Di Pietro, R.J. Strategic interaction Text. / R.J. Di Pietro. Cambridge: Cambridge university press, 1987. — 155 p.
- Das doppelte Lottchen Motion picture. / Regie: Josef von Baky- Darsteller: I. Giinther, J. Giinther, A. Weisgerber, P. Mosbacher- Carlton Film (1950). Erfurt: MFA, 2003. — Film: 1 DVD 105 Min.- s/w- mono.
- Die Drei von der Tankstelle Motion picture. / Regie: W. Tiele- Darsteller: L. Harvey, W. Fritsch, H. Ruhmann, O. Karlweiss- Universum-Film (1930). Miinchen: Transit Film, 2004. — Film: 1 DVD 90 Min- s/w- mono.
- Emil und die Detektive Motion picture. / Regie: R.A. Stemmle- Darsteller: P. Finkbeiner, K. Meisel, H. Finkenzeller, W. Lukschy, R. Nimbach- Berolina Film (1954). Erfurt: MFA, 2003. — Film: 1 DVD 91 Min.- farb.- mono.
- Ettl, S. Anleitungen zu schriftlicher Kommunikation Text. / S. Ettl. -Tubingen: Niemeyer, 1984. 263 S.
- Der Fall Gleiwitz Motion picture. / Regie: G. Klein- Darsteller: H. Hasse, H. Grosse, H. Thate, G. Leopold- DEFA (1961). Berlin: Progress-Filmverleih, 2003. — Film: 1 DVD 63 Min.- s/w- mono.
- Die Feuerzangenbowle Motion picture. / Regie: H. Weiss- Darsteller: H. Riihmann, K. Himboldt, H. Sessak, E. Ponto- Terra (1944). Munchen: Kinowelt, 2004. — Film: 1 DVD 92 Min.- s/w- mono.
- Das fliegende Klassenzimmer Motion picture. / Regie: K. Hoffmann- Darsteller: P. Dahlke, P. Klinger, B. Htibner, E. Ponto- Carlton Film (1954). -Erfurt: MFA, 2003. Film: 1 DVD 88 Min.- s/w- mono.
- Funk, H. Sowieso Text.: Deutsch als Fremdsprache fur Jugendliche.
- Arbeitsbuch 2 / H. Funk. Berlin: Langenscheidt, 1995.- 120 S.
- Graf, A.E. 6000 deutsche und russische Sprichworter Text. /
- A.E. Graf. Halle: Niemeyer, 1956. — 297 S.
- Grice, H.P. Studies in the way of words Text. / P. Grice. Cambridge: Harvard university press, 1989. — 394 p.
- Griesbach, H. Deutsche Sprachlehre fur Auslander Text. / H. Griesbach, D. Schulz. Ismaning: Hueber, 1990. — 256 S.
- Der Grosse Coron Text.: das modeme Nachschlagewerk in 20 Banden.
- B. 13 / hrsg. und bearb. von der Meyer-Lexikonredaktion. Mannheim: Coron Verlag, 1988. — 500 S.
- Giilich, E. Grammatik, Konversation, Interaktion Text. / E. Gtilich, T. Kotschi. Tubingen: Niemeyer, 1985. — 398 S.
- Giilich, E. Sprachliche Routine in der Alltagskommunikation Text. / E. Giilich, K. Henke // Die Neueren Sprachen / hrsg. F.-R. Weller. Frankfurt / M.: Moritz Disterweg, 1979. — № 6. — S. 513 — 530.
- Hauptmann, G. Vor Sonnenuntergang Text. / G. Hauptmann. -Moskau: Verlag fur fremdsprachige Literatur, 1960. 158 S.
- Hartetest Motion picture. / Regie: J. Rieke- Darsteller: J. Rieke, L. Martinek, K. SaB, G. Garbers. Bonn: Inter Nationes, 1997. — Film: 1 DVD 80 Min.- farb.
- Haussermann, U. Sprachkurs Deutsch 1 Text. / U. Haussermann. -Frankfurt/M: Diesterweg, 1989. 296 S.
- Holscher, P. Deutsch — unsere Sprache Text. / P. Holscher, E. Rabitsch. Frankfurt/M: Cornelsen Scriptor, 1992. — 205 S.
- Im Juli Motion picture. / Regie: F. Akin- Darsteller: M. Bleibtreu,
- C. Paul, M. Kurtulus, I. Uner- Wiiste Filmproduktion (1999). Ismaning: EuroVideo, 2004. — Film: 1 DVD 95 Min.- farb.
- Jager, K.-H. Untersuchungen zur Klassifikation gesprochener deutscher Standardsprache Text. / K.-H. Jager. Miinchen: Hueber, 1976. — 156 S.
- Jenseits der Stille Motion picture. / Regie: C. Link- Darsteller: S. Testud, E. Laborit, H. Seago, S. Canonica. Ismaning: EuroVideo, 1996. — Film: 1 DVD 108 Min.- farb.
- Keller, E. Schau mal an Text. / E. Keller, K.A. Schmidt. M.: Delta Publishing, 2003. — 95 S.
- Lachende Erben Motion picture. / Regie: M. Ophiils- Darsteller: H. Ruhmann, L. Dreyers, L. Waldmiiller, W. Janssen- Universum-Film (1933). -Miinchen: Transit Film, 2004. Film: 1 DVD 86 Min.- s/w- mono.
- Leech, G. N. Principles of Pragmatics Text. / G.N. Leech. London: Longman, 1983.-250 p.
- Lewandowski, T. Deutsch als Zweit- und Zielsprache Text. / T. Lewandowski. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1991. — 194 S.
- Luger, H.-H. Routinen und Rituale in der Alltagskommunikation Text. / H.-H. Luger. Berlin: Langenscheidt, 1993. — 112 S.
- Liiger-Ludewig, B. Dialogschulung per Telefon Text. / B. Lilger-Ludewig, H.-H. Luger // Praxis des neusprachlichen Unterrichts / hrsg. W. Jager. -Dortmund: Lambert Lensing, 1981. № 1. — S. 89 — 92.
- Mann, H. Der Untertan Text. / H. Mann. Leipzig: Reclam, 1967. -441 S.
- Milchwald Motion picture. / Regie: C. Hochhausler- Darsteller: J. Engel, H.-G. Marx, M. Baka, S.C. Conrad, L. Bruckmann- Fieber Film (2002). -Berlin: Filmgalerie 451, 2004. Film: 1 DVD 87 Min.- farb.
- Nagiller, B. Knigge, Kleider und Karriere Text. / B. Nagiller. -Miinchen: Goldmann, 2004. 288 S.
- Neuner, G. Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht Text. / G. Neuner, M. Kriiger, U. Grewer. Berlin: Langenscheidt, 1981. — 184 S.
- Pfister, D. Business Knigge fur Manner Text. / D. Pfister. Freiburg: Rudolf Haufe Verlag, 2005. — 216 S.
- Piinktchen und Anton Motion picture. / Regie: T. Engel- Darsteller:
- S. Eggerth, P. Feldt, H. Feiler, J. Tilden- Rhombusringfilmproduktion (1953). -Erfurt: MFA, 2002. Film: 1 DVD 87 Min.- s/w- mono.
- Pusch, L.F. Alle Menschen werden Schwestern Text. / L.F. Pusch. -Frankfurt/M: Suhrkamp, 1990. 246 S.
- Rammler, F. Otto Friedrich Rammlers Universal-Briefsteller Text. / O.F. Rammler- hrsg. Th. Werner. Leipzig: Wigand, 1907. — 476 S.
- Remarque, E.M. Drei Kameraden Text. / E.M. Remarque. Moskau: Verlag fur fremdsprachige Literatur, 1963. — 462 S.
- Schafer-Elmayer, T. Frtih iibt sich. und es ist nie zu spat Text. / T. Schafer-Elmayer. Salzburg: ecowin, 2006. — 375 S.
- Schwitalla, J. Dialogsteuerung Text. / J. Schwitalla // Projekt Dialogstrukturen: Sammlung linguistischer Artikel / Einl. H. Steger. Mtinchen: Hueber, 1976. — S. 73 — 104.
- Smolka, K. Gutes Benehmen von A bis Z Text. / K. Smolka. Berlin: NeuesLeben, 1979.-368 S.
- Stickel, G. Beantragte staatliche Regelung zur «sprachlichen Gleichbehandlung» Text. / G. Stickel // Zeitschrift fur germanistische Linguistik / hrsg. von H. Henne. Berlin: Gruyter, 1988. — № 3. — S. 330 — 355.
- Ullrich, E. Ein Stuckchen Deutschland. Die Familie Text. / E. Ullrich. Bonn: Inter Nationes, 1997. — 33 S.
- Ullrich, E. Ein Stuckchen Deutschland. Die Jugend Text. / E. Ullrich. -Bonn: Inter Nationes, 2000. 64 S.
- Der Untertan Motion picture. / Regie: W. Staudte- Darsteller: W. Peters, P. Esser, B. Ebinger, E. Nadler- DEFA (1951). Berlin: Progress-Filmverleih, 2002. — Film: 1 DVD 104 Min.- s/w- mono.
- Wallers letzter Gang Motion picture. / Regie: C. Wagner- Darsteller: R. Illig, C. DiinBer, H. Knaup, S. Canonica- Christian Wagner Filmproduktion (1988). Berlin: Filmgalerie 451, 2002. — Film: 1 DVD 100 Min.- farb.
- Werlen, I. Ritual und Sprache Text. / I. Werlen. Tubingen: Narr, 1984.-411 S.
- Zimmer, D.E. Deutsch und anders Text. / D.E. Zimmer. Hamburg: Rowohlt, 1997. — 383 S.