Формирование логических приемов мышления при обучении решению физических задач студентов технического вуза
Диссертация
Для решения' поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: моделирование процесса обучения на разных уровнях общностианализ противоречий в системе теоретического * знанияформулирование гипотезтеоретическое обобщение, абстрактно-логический анализ и синтез представлений при разработке модели и частных методикинтерпретация полученных результатовэмпирические: сбор… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЁМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
- 1. 1. Психолого-дидактический анализ мыслительной деятельности студентов технических вузов в условиях системно-деятельностного подхода
- 1. 2. Виды мыслительной деятельности, формируемые в рамках изучения курса общей физики и их структура
- 1. 3. Квалификационные характеристики и компетенции различных специалистов с высшим техническим образованием
- 1. 4. Логические приемы как инварианты различных видов мыслительной деятельности и когнитивных ключевых компетенций, их структура и иерархия
- 1. 5. Структура модели формирования логических приёмов мышления у студентов технического вуза на практических занятиях по физике
- ВЫВОДЫ КI ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
- 2. 1. Учебные физические задачи, их структура и процесс решения
- 2. 2. Логические приёмы в учебных физических задачах
- 2. 3. Использование задач для формирования и диагностики логических приёмов и когнитивных компетенций у студентов технических вузов
- 2. 4. Методика формирования приёмов логического мышления при обучении решению физических задач студентов технического вуза
- ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
- ВЕРИФИКАЦИИ ПОСТРОЕННОЙ МОДЕЛИ
- 3. 1. Организация дидактического эксперимента: задачи, структура, критерии оценок
- 3. 2. Констатирующий эксперимент
- 3. 3. Поисковый эксперимент
- 3. 4. Формирующий и контрольный эксперименты
- 3. 5. Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе дидактического эксперимента
- ВЫВОДЫ КIII ГЛАВЕ
Список литературы
- Г. Анастази, А: Психологическое тестирование. Книга 1 Текст. / А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982. 320 с.
- Атутов- П. Р: Формирование у школьников политехнических знаний и умений в процессе обучения основам наук Текст. / П. Р. Атутов. М.: Просвещение, 1966. — 48 с.
- Балаш, В: А. Задачи по физике и методы их решения Текст.: Пособие для учителя. 4-е изд., перераб. и доп. / В. А. Балаш. — М.: Просвещение, 1983. — 432 с.
- Балл, Г. А. О некоторых основных понятиях теории действий Текст. / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 73−81.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической' технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Беспалъко, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. М.: — Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
- Блауберг, И.В. Системный подход в современной науке. В кн.: Проблемы методологии системного исследования Текст. / В. И. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. — М.: Мысль, 1970. — С. 7−48.
- Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Войшвилло, Е.К. Логика: Учебник для вузов Текст. / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярёв. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 528 е.,
- Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: Аст, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. —, 1312 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / Лев Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М.': Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
- Гальперин, П.Я. К вопросу о внутренней речи Текст. / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 23−31.
- Гареев, Р. Т. Эвристические диалоги в инженерном образовании Текст. / Р. Т. Гареев // Высшее образование в России. 2004. — 11. — С. 174−176.
- Гетманова, А.Д. Учебник по логике Текст. / А. Д. Гетманова. М.: ЧеРо, 1997.-304 с.
- Гладской, В.М. Сборник задач по физике с решениями Текст.: Пособие для втузов / В. М. Гладской, П. И. Самойленко. М.: Дрофа, 2002. — 288 с.
- Гладун, АД. Физика как культура моделирования Текст. / А. Д. Гладун // Физическое образование в вузах. Т. 2. № 3. — СПб, 1996. — С. 41−43.
- Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Глушков, В.М. Машина доказывает Текст. / В. М. Глушков. М.: Знание, 1981. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика, кибернетика», № 12).
- Горский, Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий Текст. / Д. П. Горский. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 410 с.
- Горский, Д.П. Краткий словарь по логике Текст. / Д. П. Горский, А. А. Ивин, A.JI. Никифоров. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 651 100 — «техническая физика». Квалификация инженер Текст. — Москва, 2000. — 22 с.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических • исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гранатов, Г. Г. Концепции современного естествознания: (система основных понятий): учебно-методическое пособие Текст. / Г. Г. Гранатов. -М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 575 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (самопознание, диалектика и жизнь) Текст. / Г. Г. Гранатов. — Челябинск: ЧГПИ, 1991.-129 с.
- Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда Текст.: Учеб. пособие / Н. Н. Грачёв. -М.: Высш. шк., 1998. 333 с.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4. — с. 136−144.
- Денисенко, Г. И. Система подготовки инженерных кадров в ВУЗе Текст. / Г. И. Денисенко, О. М. Бялик, В. В. Босый. Киев, Вища школа, 1987. — 184 с.
- Дзида, Г. А. Развитие способностей и решение учебных задач Текст.: Монография / Г. А. Дзида- под ред. Н. Н. Тулькибаевой. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.- 188 с.
- Дрибинская, Е. А. Методика включения элементов логики в курс физики-, основной школы Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Е. А. Дрибинская. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 23 5 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н. М. Никольской Текст. / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
- Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. М. И. Еникеева. М.: Проспект, 2006. — 558 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
- Загвязинский, В.И. Основы дидактики высшей школы- Текст. / В.И.
- Загвязинский, Л.И. Гриценко. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с. 51. Зарецкий, В.К. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач Текст. / В. К. Зарецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 112−117.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / И. А. Зимняя. Режим доступа: http: // www.ngosnews.ru/docs/.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. — С.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст.: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Зиновьев, А.А. Фактор понимания Текст. / А. А. Зиновьев. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 528 с. — (Философский бестселлер).
- Змеёв, С.И. Технология обучения взрослых Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / С. И. Змеёв. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
- Иванов, Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля Текст. / Ю. М. Иванов. Киев: Вища школа, 1983. — 58 с.
- Иродов, И.Е. Задачи по общей физике Текст. / И. Е. Иродов. М.: Наука, 1988.-416 с.
- КалмыковаЗ.И. Психологические предпосылки развивающего обучения. Текст. / З. И. Калмыкова // Физика в школе. — 1991. № 3. — С. 69−73.
- Каменец кий, С. Е. Методика решения задач по физике в средней1 школе-Текст.: Книга для учителя. 3-е изд., перераб- / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. — М., 1987. — 336 с.
- Карасова, И: С. Проблемы. взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон общения при изучении фундаментальных физических теорий в школе Текст.: Дисс.. док. пед. наук: 13.00.02. / И. О. Карасова: -Челябинск, 1997. 360 с.
- Каркуленко, Н.Г. Технология реализации, компетентностного подхода в системе бизнес-образования Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. Г. Каркуленко. Тамбов, 2004. — 15.' с.
- Карпенко, О.М. К вопросу о компетентностном подходе в российском- образовании Текст. / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович, М-Д- Бершадская // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5−13.
- Кедров, Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избр. тр./АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. [Текст] / Б. М. Кедров. — М.: Наука, 1990.-345 с.
- Клещёва, И. А. Курс физики как методологическая и методическая основа системы обучения студентов дисциплинам технического цикла в вузе Текст.: Дисс.. док. пед. наук: 13.00.02. / Н. А. Клещёва. Челябинск, 1997.-360 с.
- Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования Текст. / Ю. Колер // Высшее образование в Европе. -2003.-№ З.-С. 20−24.
- Колягин, Ю.М. Учись решать задачи Текст. / Ю. М. Колягин, В.А.. Оганесян. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Компетентностный подход и проблемы модернизации системы высшего профессионального образования в России Текст. / Авт.-сост. И. П. Чёрная Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 66 с.
- Кондаков, Н. И. Логический словарь справочник Текст. / Под ред. Н. И. Кондакова. — М., 1975. — 720 с.
- Кондратьев, А. С. Современная парадигма теории обучения физике Текст. / А. С. Кондратьев // В сб. Современные проблемы физического образования. СПб.: Образование, 1997. с.
- Кондрашова, JI.B. Сборник педагогических задач Текст.: Учебное пособие для пед. ин-тов / Л. В. Кондрашова. М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Одобрена правительством РФ 29 декабря 2001) Текст. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−41.
- Коржуев, А.В. Как формировать критическое мышление? Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Н. Рязанова // Высшее образование в России. — 2001.-№ 5.-С. 55−58.
- Короткий, Г. Р. Обучение учащихся рациональным приёмам усвоения знаний Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Г. Р. Короткин. -Минск, 1986.-191 с.
- Костюк, Г. С. Избранные психологические труды Текст. / Г. С. Костюк- под ред. JI-H. Проколиенко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 301 с.
- Кохановский, В.П. Философия науки Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Кохановский, В. И. Пржиленский, Е. А. Сергодеева. изд. 2-е.- Москва: Ростов-на-Дону: Март, 2006. 492 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02.- Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. -393 с.
- Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Издат. группа «Прогресс" — Энциклопедия, 1994.- 576 с.
- Кудрявцев, Г. В. Психология теоретического мышления Текст. / Г. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
- Кузнецова, Н.М. Дидактические условия обучения учащихся основам теоретического обобщения Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования / Н.М., Кузнецова. — Липецк, 2001. — 22 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Ланге, В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку Текст. / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1979. — 128 с.
- Ланда, JI.H. Алгоритмизация в обучении Текст. / JI.H. Ланда- под общ. ред. и со вступ. статьей Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. — 524 с.
- Ланда, Л.Н. Умение думать. Как ему учить? Текст. / Л. Н. Ланда. — М.: Знание, 1975.-64 с.
- Ланкина, М.П. Практический курс логики Текст.: Учебно-методическое пособие / М. П. Ланкина. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 176 с.
- Ланкина, М.П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университетаТекст.: Монография / М. П. Ланкина. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 356 с.
- Ланкина, М.П. Теория и практика подготовки преподавателей физики в классическом университете Текст.: Монография. / О. Я. Фаронова, Ю. А. Афанасьева, Н.Г. Сазанова- под общ. ред. М. П. Ланкиной. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 160 с.
- Ланкина, М.П. Диагностика приемов формирования понятий у школьников и студентов с помощью тестов по физике Текст. / М. П. Ланкина, Ю. А. Афанасьева, Н. Г. Сазанова // Вестник Омского университета. 2000. № 2(16). С. 130−132.
- Ланкина, М.П. Диагностика приемов формирования понятий у учащихся с помощью предметных тестов Текст. / М. П. Ланкина, Ю. А. Афанасьева, Н. Г. Сазанова, О. Я. Фаронова // Вестник Омского университета, 2000, вып. 3(17), с. 121−123.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст.: Учеб. пособие / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 271 с. — (Высшее образование).
- Леднёв, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. 2-е перераб. изд. / B.C. Леднёв. — М.: Высшая школа, 1991.-223 с.
- Леднёв, B.C. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства Текст. / B.C. Леднёв, А .Я. Сова, А. А. Кузнецов. — М.: Высшая школа, 1977. 159 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И: Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Логический словарь «Дефорт» Текст. / Под общ. ред. Ивина А. А. М.: Мысль, 1994.-268 с.
- Маланов, С.В. К вопросу о составе и структуре теоретического мышления Текст. / С. В. Маланов // Мир психологии. 2001. — № 1 (25) .с. 145−155.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Из опыта работы Текст.: Пособие для учителей / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
- Марон, А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7−9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
- Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе Текст. / A.M. Матюшкин. -М., 1977. 184 с.
- Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. инт-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с. (Серия «Психологи Отечества»).
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М., 1975. — 367 с.
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь Текст. / Под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. М.: Олма-Пресс, 2003. — 680 с.
- Муравьёв, А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей Текст. / А. В. Муравьёв. М.: Просвещение, 1970. — 160 с.
- Нежное, П.Г. Метод исследования содержательного анализа у школьников Текст. / П. Г. Нежнов, A.M. Медведев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1988. — № 2. — С. 14−25.
- Немое, Р.С. Психология. Кн. 1 Текст. / Р. С. Немов. М.: • Просвещение, Владос, 1995. — 573 с.
- Нестерова, Е.Д. Формирование умения структурировать учебный, материал у студентов вуза Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 общая педагогика / Е. Д. Нестерова. — Красноярск, 2000. — 20 с.
- Нещадимов, JI.C. Основы научных исследований Текст.: учеб. Пособие / JI.C. Нещадимов. Омск, ОмСХИ, 1992. — 84 с.
- Никандров, Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Высшая школа, 1978.-279 с.
- Никифоров, A.JI. Логика Текст. / А. Л. Никифоров. М.: Весь мир, 2001. — 271 с. — (Высшее образование).
- Новый политехнический словарь Текст. / Гл. ред. А. Ю. Ишлинский. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 671 с.
- Образец ГОС ВПО. Москва, 2007. — 22 с.
- Образовательные стандарты и развитие личности. Часть 1. Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 13 Текст.- Омск: Изд-во Омского госпедуниверситета, 1995. С. 80−81.
- Образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654 100 — «электроника и микроэлектроника». Составитель Горюнов В. Н. Квалификация инженер Текст. — Омск, ОмГТУ. — 2004. — 26 с.
- Образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654 500 -«электротехника, электромеханика и электротехнологии». Квалификация- инженер Текст. Омск, ОмГТУ. — 2003. — 28 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / Российская АН- Российский-фонд культуры. — 3-е изд., стереотип. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. М.: АЗЪ, 1996.-928 с.
- Основы научных исследований Текст.: Учеб. для техн. вузов/ В. И. Кругов, И. М. Грушко, В.В. Попов- под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. -М.: Высш. шк., 1989. 400 с.
- Павлова, A.M. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования Текст. / A.M. Павлова, Э.Ф. Зеер// Образование и наука. 2002. — № 1 (13). — С. 103-И 7.
- Педагогика: большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Соврем, слово, 2005. 720 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Пеняева, С.Ю. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста Текст. / С. Ю. Пеняева // Высшее образование в России. — 2007.-№ 4.-С. 31−34. ?
- Перелъман, Я.И. Занимательная физика Текст. / Я. И. Перельман. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 480 с.
- Петров, А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе Текст.: Дисс.. док. пед. наук: 13.00.02. / А. В. Петров. Челябинск, 1996. — 375 с.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Подгорецкая, Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых Текст. / Н. А. Подгорецкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -150 с.
- Пойа, Дж. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание Текст.: пер. с англ. / Дж. Пойа. М.: Наука, 1976.-448 с.
- Пологрудов, В. А. Вопросы методики преподавания физики в вузе Текст. / В. А. Пологрудов. — Кемерово, 1979.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарёв. -М.: Педагогика, 1976. С. 148−174.
- Попков, В.А. Дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136 с.
- Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект Текст. / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.208 с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания Текст.: Пособие для учителей и методистов / Сост. и под ред. Э. М. Браверман. М.: Ассоциация учителей физики, 2003.-400 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы Текст.: Пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 1999. — 144 с.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст. / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.-272 с.
- Разумовский, В.Г. Деятельность преподавания как стратегический ресурс образования Текст. / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Наука и школа. 2004. — № 6. — С. 2−9.
- Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников Текст.: Книга для учителя / Е. С. Рапацевич. Минск: Народная асвета, 1987. — 96 с.
- Резник, Н.И. Концепция инвариантности в системе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла Текст.: Дисс.. док. пед. наук: 13.00.02. / Н. И. Резник. Владивосток, 1996. — 299 с.
- Рейтман, У.Р. Познание и мышление: моделирование на уровне информационных процессов Текст.: пер. с англ. / Под. ред. А. В. Напалкова. М.: Мир, 1968. — 400 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2. -672 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JT. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 е.: (Серия «Мастера психологии»).
- Рыжаков, Д.М. Актуальные вопросы оптимизации учебного процесса в медицинском вузе Текст. / Д. М. Рыжаков. Горький, 1975.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ Текст. / В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1974. -280 с.
- Сазанова, Н.Г. Профессионально ориентированные задания по общей физике Текст.: учебно-методическое пособие / Н. Г. Сазанова. Омск: Полиграфический центр «КАН», 2006. — 40 с.
- Сазанова, Н.Г. Учебная физическая задача как средство формирования исследовательской и конструкторской деятельности учащихся Текст.: методическое пособие для преподавателей / Н. Г. Сазанова. Омск: Полиграфический центр «КАН», 2007. — 66 с.
- Сазанова, Н.Г. Физическая задача как средство профессионального становления будущего инженера Текст. / Н. Г. Сазанова // Вестник ЧГПУ. Серия 3. Развитие и становление личности в образовательном процессе. -№ 27.-2005.-с. 330−333.
- Сазанова, Н.Г. Модель процесса формирования логических приемов мышления у студентов технических специальностей на материале общего курса физики Текст. / Н. Г. Сазанова, М. П. Панкина // Омский научный вестник. 2007. — № 2 (56).
- Саяпина, Н.М. Решение экспериментальных задач на практических занятиях по курсу общей физики как составная часть профессиональной подготовки студентов педвуза Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.02 /Н.М. Саяпина. Челябинск, 1993. — 17 с.
- Светенко, Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем Электронный ресурс.: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. / Т. В. Светенко. СПб., 1999. — 436 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семёнов, И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности Текст. В кн.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник / И. Н. Семёнов. — М.: Наука, 1982. — С. 301−319.
- Семёнов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности Текст. / И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350с.
- Скаткин, М.Н. Политехнические знания учащихся средней, школы Текст.: Сборник статей. / Под ред. чл.-кор. АПН СССР М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1968. 232 с.
- Славская, К. А. Мысль в действии Текст. / К. А. Славская. М.: Политиздат, 1968. — 160 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -304 с.
- Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности Текст.: уч. пособ. для студ. вузов / В. Н. Соколов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 225 с. — (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).
- Соснин, Н.В. Компетентностный подход: проблемы освоения Текст. / Н. В. Соснин // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 42−45.
- Сосновский, В.И. Приёмы обучения решению задач по физике Текст. / В. И. Сосновский. — Красноярск, 1987. 91 с.
- Сперанский, Н.М. Как решать задачи по физике Текст. / Н. М. Сперанский. -М.: Высшая школа, 1967. 359 с.
- Спиркин, А.Г. Философия Текст.: Учебник / А. Г. Спиркин. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — 736 с.
- Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. К. Стрелков. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
- Суходолъский, Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. СПб.: Изд-во С. -Петербургского университета, 1998. — 220 с.
- Талызина, Н.Ф. Общий анализ учебного процесса Текст. / Н. Ф. Талызина // Методика составления обучающих программ. (Учебное пособие). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 3−16.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004. -№ 3. С.
- Ташкинов, А.И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения Текст. / А.И.
- Ташкинов, В.А. Лалетин, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. -2007.-№ 1.-С. 128−133.
- Теория и практика политехнического обучения Текст.: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Рост-н/Д пед. ин-т, 1981. — С. 21−27, 94−103.
- Тимаева, С.А. Педагогические условия формирования обобщённых инженерных умений у курсантов младших курсов высших военно-инженерных учебных заведений Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08./ С. А. Тимаева. Челябинск, 2000. — 185 с.
- Тимофеева, JI.JI. Дидактические условия формирования у учащихся умений и навыков использования научных методов познания Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 — общая педагогика / Л. Л. Тимофеева. Белгород, 2000. — 22 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. -М.: Академия, 2002. 288 с.
- Трофимова, Т.И. Курс физики Текст.: Учебное пособие для вузов / Т. И. Трофимова. М: Высш. шк., 2004. — 544 с.
- Трофимова, Т.И. Сборник задач по курсу физики с решениями Текст. / Т. И. Трофимова, З. Г. Павлова. М: Высш. шк., 2003. — 591 с.
- Тулькибаева, Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач Текст.: Монография / Н. Н. Тулькибаева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.-239 с.
- Тулькибаева, Н.Н. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации Текст.: Монография /
- Н.Н. Тулькибаева, Н. М. Яковлева, З. М. Большакова. Челябинск: Факел, 1998. -143 с.
- Тульчинский, М.Е. Занимательные задачи парадоксы и софизмы по физике Текст. / М. Е. Тульчинский. -М.: Просвещение, 1971. 160 с.
- Усова, А.В. Методология научных исследований Текст.: Курс лекций. / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 130 с.
- Усова, А.В. Система форм учебных занятий в условиях развивающего обучения Текст. / А. В. Усова // Совершенствование форм учебных занятий в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск, 1986. С. 3−10.
- Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / А. В. Усова. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007. — Труды д. чл. и чл.-кор. РАО. — 310 с.
- Усова, А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверки Текст. / А. В. Усова. Челябинск, 1996. — 50 с.
- Уёмов, А. Н Аналогия в практике научного исследования. Из истории физико-математических наук Текст. / А. И. Уёмов. М.: Наука, 1970. — 264 с.
- Уёмов, А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уёмов. м.: Мысль, 1971. — 310 с.
- Уёмов, А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уёмов. М.: Мысль, 1972. — 272 с.
- Фейнман, Р. Фейнмановские лекции по физике. Задачи и упражнения с ответами и решениями Текст.: Пер. с англ. / Р. Фейнман. — М.: Мир, 1978. -542 с.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Фридман, JJ.M. Логико-психологический анализ учебных школьных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: «Педагогика», 1977. — 208 с.
- Фридман, Л.М. Логико-психологические основы обучения математике в школе Текст.: учителю математики о педагогической психологии / Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. 160 с.
- Хомский, Н. О природе языка Текст. / Н. Хомский. М.: КомКнига, 2005.-288 с. I
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В*. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 3. — с. 58−64.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — с. 5560.
- Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов Текст.: Учебное пособие / М. Б. Челышкова. — М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2001. 410 с.
- Чернобай, В.И. Методика составления и решения ситуативных и абстрактных задач по физике Текст. / В. И. Чернобай, А. А. Греков, Т. В. Чернобай. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. — 96 с.
- Чертов, А.Г. Задачник по физике Текст.: Учебное пособие для втузов / А. Г. Чертов, А. А. Воробьёв, М. В. Фёдоров. -М: Высш. шк., 1973. 510 с.
- Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь Текст. / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.
- Шаронова, Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики Текст.: Автореф. дисс.. .док. пед. наук. / Н. В. Шаронова. Москва, 1997. --53 с.
- Шейнблит, А.Е. Педагогические условия формирования готовности студентов средних специальных учебных заведений к проектной деятельности Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. Е. Шейнблит. — Калининград, 2000. 16 с. -v
- Шелест, В.И. Нестандартные вопросы и задачи по физике Текст. / В: И. Шелест. Петропавловск: 1991. — 66 с.
- Шептулин, А.П. Категории диалектики Текст. / А. П. Шептулин. М.: Высшая школа, 1971. — 280 с.
- Шшов, Ю.А. К проблеме фундаментализации высшего технического образования Текст. / Ю. А. Шихов, B.C. Черепанов // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 145−147.
- Шишов, С.Е. Федеральный справочник «Образование в России» Текст. / С. Е. Шишов. М., 2001. — 510 с.
- Штофф, В.А. Моделирование в философии Текст. / В. А. Штофф. -M.-JL: Наука, 1966. 302 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. -М.: Шк.Культ.Полит., 1995. 800 с.
- Эпштейн, Ю.Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / ЮД. Эпштейн. РГПУ им. А. И. Герцена, СПб,-1999. — 158 с.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1982. — 223>с.
- Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач-Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с. <�¦»
- Эсаулов, А.Ф. Проблемы решения-задач в науке и технике Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 200 с.
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 445 с.
- Якиманская, КС. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Bao L. and Redish E.F. Concentration analysis: a quantitative assessment of students states // Phys. Educ. Res. Am. J. Phys. Suppl. 2000. — V. 69. — P. 4553.
- Bolton J. and Ross S. Developing students physics problem-solving skills // Physics Education. 1997. — Vol. 32. — P. 176−185.
- Doyle R. Can’t read, can’t count // Scientific American/ October 2001. — P. 15.
- Elby A. Helping physics students learn how to learn // Phys. Educ. Res. Am. J. Phys. Suppl. -2001. V. 69. — P. 54−64.
- Hansen L. and Monk M. Brain development, structuring of learning and science education: where are we now? A review of some recent research // International Journal of Science Education. 2002. — V. 24. — P. 343−356.
- Hestenes D. Who needs physics education research? // American Journal of Physics. 1998. — V. 66. — P. 465−467.
- Jackson D.P., Laws P.W. and Franklin S. Explorations in Physics: An Activity-based Approach to Understanding the World. New York: Wiley, 2003.-P. 27−88.
- Nachtigall D.K. What is wrong with physics teacher’s education? // European Journal of Physics. 1990. — V. 11, N. 1. — P. 3−14.
- Thaker B.A. Recent advances in classroom physics // Reports on progress in physics. 2003. — V. 66. — P. 1833−1864.
- Van Driel J.H. and Verloop N. Teachers' knowledge of models and modeling in science // International Journal of Science Education. 1999. — V. 21.-P. 1141−1153.
- Wolf W.P. Is physics education adapting to a changing world? // Physics today. 1994.-V. 47, N. 10.-P. 48−55.