Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе теоретического исследования уточнено понятие «воспитательная деятельность». Воспитательная деятельность выступает одним из смыслов понятия «воспитание» и рассматривается как профессиональная деятельность педагога, осуществляемая в образовательных учреждениях различного типа. Воспитательная деятельность, часто рассматриваемая в образовательной практике как воспитательная работа, по сути… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в современном российском педагогическом образовании
    • 1. 1. Сущность воспитательной деятельности в современной отечественной педагогике
    • 1. 2. Педагогическая практика как элемент профессиональной подготовки будущего педагога
    • 1. 3. Модель подготовки студентов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Исследование условий подготовки к воспитательной деятельности будущих педагогов в процессе профессиональной обучения
    • 2. 1. Изучение сформированности профессиональных умений у студентов педагогического вуза
    • 2. 2. Апробация модели подготовки студентов к воспитательной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы, но второй главе

Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в профессиональной подготовке педагогов к воспитательной деятельности обусловливаются тем, что не в последнюю очередь именно от воспитанности человека зависит преодоление кризисных явлений в политической, экономической, социальной и культурной жизни современного российского общества. Сегодня наиболее остро стоит проблема подготовки не просто учителя-предметника, транслирующего знания и формирующего умения, а педагога-воспитателя, способного организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка на основе гуманистических ценностей.

Между тем, наиболее существенный недостаток педагогического образования состоит в ориентации на модель специалиста, основная функция которого — трансляция определенного объема знаний. Это приводит к тому, что у многих выпускников педвузов отсутствуют. желание и устойчивая положительная мотивация заниматься воспитательной деятельностью. Многие молодые педагоги затрудняются в определении уровня развития воспитанников, постановке педагогических задач, обеспечивающих их личностное развитие. Проблема осложняется тем, что в процессе подготовки педагога вопросам воспитательной деятельности уделяется недостаточное внимание, специфические знания и умения, необходимые для воспитательной деятельности, не выделяются, растворяясь в общих профессиональных умениях, что затрудняет их формирование. Воспитательная деятельность рассматривается многими студентами педагогического вуза не как направляющая и ориентирующая, а как вспомогательная, довольно часто как дополнительная обуза учителя.

Современные исследования профессиональной подготовки педагогов ведутся в различных направлениях. Общая подготовка педагога рассматривается в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, О. А. Абдуллиной, В. И. Журавлева,.

B.В. Краевского, В. П. Кузовлева, В. В. Латюшина, В. И. Ревякиной.

Психологическая структура личности учителя затронута в работах Ф. Н. Гоноболина, Н. Ф. Талызиной, М. И. Станкина, Е. И. Рогова, P.M. Асадуллина, А. К. Марковой, J1.M. Митиной, В. П. Симонова.

Профессиографический подход к формированию личности педагога разработан в работах Ю. С. Алферова, В. А. Сластенина, В. И. Журавлева, Н. Д. Левитова, Л. Ф. Спирина;

Сущность и процесс формирования различных педагогических умений и компетентности педагога представлены в работах А. А. Леонтьева, А. И. Мищенко, В. А. Адольфа, С. Б. Елканова, В. А. Сластенина, Л. Ф. Мещерова,.

C.А. Николаенко, Н. Л. Плетневой, И. А. Руденко, А. С. Чернышова,.

A.П. Швайко.

Содержание и структура педагогического мастерства исследуется в работах С. Б. Елканова, И. А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Ф. И. Харламова, Ю. Л. Львовой, Е. Н. Шиянова;

Условия формирования профессиональной культуры учителя рассмотрены в работах А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Е. В. Бондаревской, Т. А. Костюковой, И. Е. Видт, В. А. Сластенина, С. В. Кульневич, А. Б. Орлова.

В последние годы появились исследования различных аспектов феномена воспитания и подготовки педагога к решению воспитательных задач в новых, весьма противоречивых условиях социальной жизни. Это работы Л. И. Новиковой, И. Д. Демаковой, Н. Л. Селивановой, С. Д. Полякова, И. А. Колесниковой, Г. Н. Прозументовой, Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щурковой, О. С. Газмана, М. Н. Таланчука, Е. Н. Степанова, И. З. Гликмана,.

B.А. Караковского, Е. М. Сафроновой, Е. В. Титовой, Н. М. Яковлевой и др.

Работы М. Е. Сысоевой, Е. Б. Весны, О. О. Киселевой, В. П. Симонова, Г. Н. Пашкевич и др. посвящены общим вопросам организации педагогической практики в вузе и методической подготовке, но совершенно не затрагивают проблем воспитательной деятельности будущих педагогов.

Анализ степени изученности проблемы профессиональной подготовки педагогов показывает, что недостаточно разработаны педагогические условия подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной деятельности. Это особенно актуально для специалистов, обучающихся по новым педагогическим специальностям (педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор и др.), которые не будут учителями-предметниками, а в большей степени будут заниматься проблемами воспитания детей.

На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется следующими противоречиями:

• между требованиями общества к образованной, нравственной, самостоятельной личности, способной к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, динамизмом, ответственностью за судьбу страны и профессиональной подготовкой педагогов, ориентированной в основном на трансляциюдзещущоявлением новых педагогических специальностей и неразработанностью условий результативной подготовки студентов по ним;

• между активными способами взаимодействия с воспитанниками в процессе воспитательной деятельности и традиционными академическими формами подготовки педагогов в процессе профессионального обучения.

Наличие этих противоречий обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности? Эта проблема предопределила выбор темы диссертации: «Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения».

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих педагогов.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка к воспитательной деятельности будущих педагогов будет более результативной, если:

• у будущих педагогов целенаправленно развивается устойчивая положительная мотивация к воспитательной деятельности;

• созданы образовательные ситуации, обусловливающие активную субъектную позицию будущего педагога в воспитательном процессе;

• в процессе профессионального обучения будущему педагогу обеспечивается возможность осуществления комплекса познавательной, проектно-исследовательской и практической воспитательной деятельности;

• формирование профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности, у будущих педагогов происходит поэтапно при информационно-методическом обеспечении и педагогическом руководстве преподавателя.

Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «воспитательная деятельность» на основе теоретического анализа отечественной педагогической литературы.

2. Выявить роль и возможности педагогической практики в подготовке и формировании устойчивой положительной мотивации будущих педагогов к воспитательной деятельности.

3. Разработать теоретическую модель подготовки к воспитательной деятельности будущих педагогов в процессе профессионального обучения.

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются: деятельностный подход и теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская,.

П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Самоукина, М.Т. Громкова) — теория моделирования (Г.Н. Александров, Б. С. Гершунский, В. П. Беспалько, Е. С. Смирнова, Б. А. Глинский, Е. Н. Степанов, В. А. Штофф, В. В. Загвязинский, М. В. Кларин, С. И. Осипова и др.) — основные положения теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский, С. Д. Поляков, Е. Н. Степанов и др.) — положения о сущности воспитательной деятельности (И.Д. Демакова, И. А. Колесникова, Г. Н. Прозументова, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова, О. С. Газман, М. Н. Таланчук, С. В. Кульневич и др.) — положения о профессиональной готовности педагога (В.А. Сластенин, О. А. Абдуллина, С. Б. Елканов, Е. Н. Рогов, Н. В. Кузьмина, Р. Х. Шакуров, В. А. Адольф и др.).

Методами исследования явились: методы теоретического уровня — теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе современной отечественной педагогической литературыанализ и синтез эмпирических данныхметод моделирования профессиональной подготовкиметод сравнительного анализаметоды эмпирического уровня — изучение результатов педагогической деятельностианкетирование студентов и педагоговбеседапедагогический эксперимент.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проходило в три этапа:

I этап (1999;2001 гг.) — осуществление анализа отечественной педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме, разработки основных научных позиций исследования.

II этап (2002;2003 гг.) — определение научно-методических основ подготовки к воспитательной деятельности, разработка и опытно-экспериментальная проверка учебной дисциплины «Практикум по воспитательной деятельности в образовательных учреждениях».

III этап (2003;2004 гг.) — разработка учебно-методического комплекса «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях» и апробация модели подготовки в образовательных процесс, теоретическое обобщение результатов исследования.

Экспериментальные исследования проводились на базе филологического факультета и отделения педагогики психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета.

Обоснованность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась выбором методологических позиций, опирающихся на данные современной педагогической литературы, применением системного подхода к анализу поставленной проблемы, комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, применением апробированных диагностических методик.

Научная новизна исследования:

• Разработана система подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения. Данная система реализуется через модель подготовки студентов к воспитательной деятельности, в рамках которой создаются образовательные ситуации, способствующие формированию у будущих педагогов активной субъектной позиции и устойчивой положительной мотивации к воспитательной деятельности.

• Выявлен комплекс педагогических условий, способствующих более результативной подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения. К ним относятся:

— организационные: стимулирование активной субъектной позиции студентов в воспитательном процессе образовательного учреждениявключение студентов во взаимодействие с другими субъектами воспитательного процесса (детьми, педагогами, родителями) при организации жизнедеятельности детей;

— содержательные: развитие различных видов деятельности студентов (познавательной, проектно-исследовательской, практической воспитательной) в процессе профессиональной подготовкиинформационное и методическое обеспечение воспитательной деятельности через учебно-методический комплекс «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях»;

— мотивационные: создание ситуаций успешности студентов в непрерывной воспитательной деятельностиразработка, презентация и успешная реализация проектов воспитательных дел с детьмиорганизация имитационного режима учебных занятий, способствующих успешной самореализации студентов;

— педагогического сопровождения: руководство преподавателем студенческими проектамииндивидуальное консультирование, направляющее личностное профессиональное развитие студентовруководство преподавателем поэтапным формирования профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.

• Выделены группы профессиональных умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, мобилизационных, развивающих, ори-ентационных, коммуникативных), необходимых для осуществления воспитательной деятельности, позволяющие направлять профессиональное становление и развитие будущих педагогов в процессе профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятия «воспитательная деятельность», заключающейся в специфике наполнения ее основных характеристик (целях, структуре, содержании, принципах, критериях эффективности) — в адаптации методики диагностики и самодиагностики сформированности профессиональных умений, способствующей на практике определению уровня подготовки педагогов к воспитательной деятельностив обосновании и разработке уровней-сформированности профессиональных умений у будущих педагогов в процессе практической воспитательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в его ходе разработаны и научно обоснованы рекомендации по педагогическому обеспечению подготовки педагогов к воспитательной деятельности. Практическое значение имеют: программа учебной дисциплины «Практикум по воспитательной деятельности в образовательных учреждениях" — учебно-методический комплекс «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях" — задания и методические рекомендации по организации летней воспитательной практике для студентов специальности 33 400 «Педагогика" — задания и методические рекомендации по организации педагогической воспитательной практики для студентов разных специальностей Томского государственного педагогического университетапрограмма курса по выбору (ОПД.В) «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях» для студентов разных специальностей ТГПУпрограмма «Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении» для факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Томского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Инструментом реализации идеи повышения результативности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности служит ее теоретическая модель, включающая обоснованную совокупность основных характеристик воспитательной деятельности. Модель позволяет выстроить результативную систему подготовки студентов к воспитательной деятельности.

• К наиболее значимым педагогическим условиям подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения отнесены организационные (стимулирование активной субъектной позиции студентов и включение их во взаимодействие с другими субъектами воспитательного процесса), содерэ/сательные (развитие различных видов деятельности студентов и их информационно-методическое обеспечение в процессе профессиональной подготовки), мотивационные (создание ситуаций успешности студентов в непрерывной воспитательной деятельности, способствующих их успешной реализации) и педагогического сопровождения (руководство преподавателем студенческими проектами и поэтапным формированием профессиональных умений студентов).

• Уровень сформированности профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности, повышается в процессе поэтапного освоения студентами учебного курса «Практикум по воспитательной деятельности в образовательных учреждениях», который информационно и методически обеспечивается учебно-методическим комплексом «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе экспериментальной работы со студентами и слушателями курсов повышения квалификации в Томском государственном педагогическом университете. Основные теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр профессионального педагогического образования и общей педагогики ТГПУна международных, всероссийских и региональных конференциях и симпозиумах.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы из 258 источников и 7 приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:

1. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что существующая в ТГПУ система педагогической практики не в полной мере способствует достаточной подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельностипрофессиональные умения, необходимые для данного вида деятельности, формируются на недостаточном уровне. Большинство студентов контрольной группы (57,5%) показало низкий уровень сформированности профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

2. Мотивация студентов к педагогической деятельности в процессе общей профессиональной подготовки снижается, что объясняется в определенной мере недостаточной профессиональной пробой в ходе педагогической практики, недостаточным накоплением профессионального опыта, недостаточной успешностью в практической воспитательной деятельности.

3. В рамках существующей в педагогическом вузе системы профессиональной подготовки существуют резервы повышения результативности подготовки студентов к воспитательной деятельности: придание элективным курсам по выбору студентов более практико-ориентированного характераболее активного использования практической деятельности на аудиторных занятияхвключение на занятиях ситуаций, имитирующих реальную педагогическую действительностьиспользование на практике интегрированных заданий, формирующих необходимые профессиональные умения.

4. В результате формирующего эксперимента было выявлено, что при апробации разработанной нами модели подготовки студентов к воспитательной деятельности и реализации условий (организационных, содержательных, моти-вационных, педагогического руководства) подготовки наблюдается более успешное формирование профессиональных умений, необходимых в осуществлении воспитательной деятельностинаблюдается рост (в целом на 23%) профессиональных умений в процессе профессионального обучения и активной воспитательной деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

5. Создание в ходе непрерывной воспитательной деятельности в различных образовательных учреждениях и аудиторных занятий образовательных ситуаций успешности студентов способствовало усилению мотивации на воспитательную деятельность, определению более четкой направленности на сферу профессиональной деятельности, укреплению уверенности в себе, накоплению педагогического опыта, становлению и развитию профессиональной позиции будущих педагогов.

6. В ходе опытно-экпериментальной работы сформулированны педагогические условия подготовки к воспитательной деятельности студентов: организационные (стимулирование активной субъектной позиции студентов в воспитательном процессе образовательного учреждениявключение во взаимодействие студентов с другими субъектами воспитательного процесса при организации жизнедеятельности детей) — содержательные (развитие различных (познавательной, проектно-исследовательской, практической воспитательной) видов деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки) — информационное и методическое обеспечение воспитательной деятельности через учебно-методический комплекс «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях" — мотивационные (создание успешности студентов в воспитательной деятельностиразработка, презентация и успешная реализация проектов воспитательных дел с детьмиорганизация имитационного режима учебных занятий, способствующих успешной самореализации студентов) — педагогического сопровождения (руководство преподавателем студенческих проектовиндивидуальное консультирование, направляющее личностное профессиональное развитие студентовруководство преподавателем поэтапного формирования профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности). Эти условия, реализованные через внедрение модели воепитательной деятельности действительно способствуют более успешному профессиональному становлению будущих педагогов, что убедительно доказывают результаты опытно-эскпериментальной работы.1.

Заключение

.

Основные итоги проведенного исследования можно сформулировать следующим образом:

1. В ходе теоретического исследования уточнено понятие «воспитательная деятельность». Воспитательная деятельность выступает одним из смыслов понятия «воспитание» и рассматривается как профессиональная деятельность педагога, осуществляемая в образовательных учреждениях различного типа. Воспитательная деятельность, часто рассматриваемая в образовательной практике как воспитательная работа, по сути своей гораздо шире, не ограничивается совместной деятельностью педагога со школьниками, а направлена также на других людей, среду обитания и микроклимат тех общностей, в которые он входит. Воспитательная деятельность охватывает все виды педагогической деятельности. Сущность воспитательной деятельности как системы раскрывается через рассмотрение ее структуры, элементы которой выступают как ее основные характеристики (субъекты и объекты деятельности, цели, задачи и условия их реализации, содержание деятельности, способы, средства и результаты деятельности). Помимо этой структуры, содержание воспитательной деятельности раскрывается также через функциональную структуру. Функциональные компоненты (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) определяют основные направления воспитательной деятельности. Каждый из компонентов содержит несколько взаимосвязанных функций, которые характеризуют отдельные группы действий и операций педагога-воспитателя.

2. Проведенное исследование показало, что практическая деятельность будущих педагогов играет определяющую роль в профессиональной подготовке, способствует соединению теоретических знаний и практических умений, накоплению первого педагогического опыта, ей должно уделяться значительное внимание. Ограниченные по времени возможности существующей в педвузах системы педагогической практики не формируют устойчивой положительной мотивации на профессиональную деятельность, не позволяют накопить педагогический опыт для дальнейшей самостоятельной практической воспитательной деятельности. Доминирование методической практики по предмету, сокращение психолого-педагогической составляющей в содержании комплексной практики не способствуют формированию профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности. Исследование доказало, что в рамках существующей системы профессионального обучения есть резервы увеличения результативности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности через использование таких организационных форм обучения как практикумы, элективные курсы, педагогическая практика. Практикум позволяет органично сочетать аудиторные теоретические занятия с практическими, используя имитационный режим деятельности, а также организовывать практические занятия непосредственно в образовательных учреждениях. Содержание элективных курсов и заданий психолого-педагогической практики должны носит практико-ориентированный характер и отражать функциональные обязанности педагога. На производственную практику в образовательных учреждениях для студентов старших курсов разрабатывать специальные задания и методические рекомендации, способствующие интеграции различных видов педагогической деятельности, что позволяет студенту ощущать ее целостность и многообразие.

3. Разработанная в ходе исследования модель подготовки студентов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения содержит взаимосвязанные элементы: субъекты и объекты деятельности, цели, задачи и условия их реализации, содержание деятельности, способы, средства и результаты деятельности. Воспитательная деятельность содержательно и процессуально способствует интеграции всех элементов, органично сочетает познавательную, проектно-исследовательскую, практическую деятельность студентов в образовательном процессе. Модель ориентирована на формирование профессиональных умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, мобилизационных, развивающих, ориентационных, коммуникативных), необходимых для организации воспитательного процесса. Эти умения выступают результатом подготовки студентов к воспитательной деятельности. В процессе реализации модели создаются образовательные ситуации, позволяющие включить будущих педагогов в воспитательную деятельность с детьми в образовательных учреждениях различного типа. Это способствует формированию устойчивой положительной мотивации к воспитательной деятельности.

4. Опытно-экспериментальная работа, позволила выявить комплекс следующих педагогических условий подготовки к воспитательной деятельности будущих педагогов, способствующих сделать этот процесс более результативным:

— организационные: стимулирование активной субъектной позиции студентов в воспитательном процессе образовательного учреждениявключение во взаимодействие студентов с другими субъектами воспитательного процесса (детьми, педагогами, родителями) при организации жизнедеятельности детейсодержательные: развитие различных (познавательной, проектно-исследовательской, практической воспитательной) видов деятельности студентов в процессе профессиональной подготовкиинформационное и методическое обеспечение воспитательной деятельности через учебно-методический комплекс «Воспитательная деятельность в образовательных учреждениях»;

— мотивационные: создание успешности студентов в воспитательной деятельностиразработка, презентация и успешная реализация проектов воспитательных дел с детьмиорганизация имитационного режима учебных занятий, способствующих успешной самореализации студентов;

— педагогического сопровождения: руководство преподавателем студенческих проектовиндивидуальное консультирование, направляющее личностное профессиональное развитие студентовруководство преподавателем поэтапного формирования профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.

Эти условия, прошедшие апробацию в ходе опытно-экпериментальной работы, позволили получить результаты, выражающиеся в формировании у будущих педагогов профессиональных умений, необходимых для осуществления воспитательной деятельности. Рост сформированности профессиональных умений студентов экспериментальной группы, их достаточно высокая мотивация к воспитательной деятельности доказывает гипотезу, сформулированную нами.

Решение задач позволило достичь цели диссертационного исследования. В ходе исследовательский работы выявились проблемы, не получившие в диссертационном исследовании развития: проблема интеграции всех составляющих (общей, психологической, педагогической, методической) профессиональной подготовки будущего педагогапроблема педагогического руководства и поддержки становления будущего педагога в воспитательной деятельностипроблема разработки личностно-ориентированных программ профессиональной подготовки педагога. Исследованию этих проблем предполагается посвятить дальнейшую научно-исследовательскую деятельность диссертанта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебн. Пособие для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1989. 175 с.
  3. О. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования //Советская педагогика. 1976. № 1. С. 36−43.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  6. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1998. 49с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амо-нашвили, 1996. 494с.
  8. P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 35 с.
  9. Э.З. Формирование практической готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. 15с.
  10. И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. 17с.
  11. А.П. Перспективы развития профессиональной школы //Педагогика. 1994. № 4. С. 26−29.
  12. JI.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: Автореф.дис.канд. пед. наук. Томск, 2004. 25 с.
  13. Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. М.-Ростов н/Д, 1999. 560 с.
  17. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17−24.
  18. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность. //Педагогика. 1999. № 3.
  19. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. 512 с.
  20. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 304с.
  21. В.Н. Теоретические основания и организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. Томск, 2001. 150 с.
  22. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. 32с.
  23. М., Рубина Д., Шапко И. Мнения студентов о качестве образования в педагогическом вузе // Народное образование. 2002. № 5. С. 8293.
  24. В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  25. Введение в педагогическую профессию. Хрестоматия /Под ред. В. И. Ревякиной, А. О. Зоткина, Е. Е. Сартаковой. Томск: ТГПУ, 1998. 140 с.
  26. Е.Б., Киселева О. О. Профессонально-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1999. 80 с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  28. Винниченко H. J1. Изучение мотивации абитуриентов педагогического университета//Вестник ТГПУ. 1999. Вып. 5(14). Серия: Педагогика. С.22−25.
  29. Н.Л. Сущность воспитательной деятельности как смысл будущего педагога //Молодежь. Культура. Духовность: Материалы международного симпозиума. 27−28 марта 2002 г. Новосибирск. Томск-Новосибирск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2002. С. 214−221.
  30. Н.Л. Толерантность как элемент профессиональной культуры педагога //Ислам в культурном ландшафте России: история и современность: Материалы конференции. 16−17 мая 2002 г. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. С. 160−165.
  31. Н.Л. Воспитательная деятельность в условиях сельского социума //Образовательный округ как механизм реструктуризации сельской школы: Сборник научных статей /Под ред. Т. Б. Черепановой. Томск: Томский ЦНТИ, 2003. С. 142−148.
  32. ВидтИ.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеренбург, 1995. 18с.
  33. ВидтИ.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей // Педагогика. 2003. № 3. С. 32−38.
  34. В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. 96с.
  35. В. Разнообразие форм воспитательной работы //Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 60−77.
  36. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 208 с.
  37. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. 144 с.
  38. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методич. пособие /Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1997. 148 с.
  39. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. 112 с.
  40. Воспиатетльный процесс: изучение эффективности. Методические рекомандации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
  41. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103 с.
  42. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 221−237.
  43. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. С. 10−37.
  44. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
  45. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986. 200 с.
  46. И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176 с.
  47. Ю.З., Битинас П. Введение в диагностику воспитания. М., Педагогика, 1989. 152 с.
  48. JI.K., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  49. О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учен, для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.160 с.
  50. B.C. Культура педагогического общения. М., Просвещение, 1990. 146 с.
  51. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. 415 с.
  52. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. /Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общество, 1998. 336 с.
  53. С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. 2001. № 1. С. 10−17.
  54. ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21−26.
  55. ДемаковаИ.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. Казань: Изд-во «R-пресс», 2000. 264с.
  56. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 44с.
  57. И.Д. Должность или призвание. М.: Просвещение, 1991.
  58. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров учебных заведений, руководителей школ /Составитель Т. В. Морозова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 160 с.
  59. А., Соколова Т. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса // Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. J1.B. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 77−93.
  60. С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993.
  61. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. 142 с.
  62. ЗабиякоМ.Ю. Формирование организаторских умений воспитательной деятельности на основе игровой педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 20 с.
  63. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.80с.
  64. Загрекова J1.B. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя //Педагогика. 1994. № 6. С.58−62.
  65. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 1999. 52 с.
  66. А.О. Философские основания педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Томск, 1997. 18с.
  67. И.П. Воспитывать коллективистов //Педагогический поиск. М., 1990. С. 373−452.
  68. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян и др. М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  69. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.263с.
  70. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании /Под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул-Томск: Алтайская Академия экономики и права, 1997. 128 с.
  71. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М., 1987.
  72. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. 153 с.
  73. В.А., Новикова JI.И., Селиванова H.J1. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 155 с.
  74. З.Ш. Формирование у будущих учителей индивидуально-творческого подхода к организации воспитательной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 19с.
  75. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1989. 190 с.
  76. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие к спецкурсу для высших педагогических учеббных заведений. М.: Арена, 1994. 223 с.
  77. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160 с.
  78. Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика. 2003. № 2. С. 22−28.
  79. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы //Педагогика. 1992. № 5−6. С. 71−78.
  80. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.
  81. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224с.
  82. С.В. Учитель ученик. М., 1984. 102 с.
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Томск: ТГПУ, 2003. 24 с.
  84. Концепция воспитания школьников в современных условиях. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. 20 с. :
  85. Г. Б. Педагогика свободного воспитания //Свободное воспитание. М., 1995. С. 5−33.
  86. Н.В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. 2003. № 3. С.66−71.
  87. Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных духовных российских ценностях: Дис. д-ра пед. наук. Томск, 2002. 350 с.
  88. Т.А. Духовно-нравственное просвещение в гусударст-венных и муниципальных образовательных учреждениях: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. 76 с.
  89. Т.А., Ревякина В. И. Путь в учителя: Учебное пособие для учащихся пед. классов. Томск, 2001. 66 с.
  90. А.Н. Научное познание: формы, методы подходы. М.: Изд-во МГУ, 1991.80 с.
  91. В.В. Педагогика между философией и психологией //Педагогика. 1994. № 6. С. 24−30
  92. В.В. Соотношение педагогической науки и практики. М.: Знание, 1977. 65 с.
  93. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский пед. институт, 1994. 165 с.
  94. О.Н. Философские аспекты воспитания //Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л. И. Новиковой. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Изд-во ИТПиО, 1993. С 3−15. ,
  95. Н.Б. Социокультурный аспект образования //Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 67 103.
  96. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 49с.
  97. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  98. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160с.
  99. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя //Педагогика. 1997. № 5. С. 108−115.
  100. В.В. Антропоцентрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Педагогика. 2003. № 9. С. 50−58.
  101. Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе подготовки учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. 17с.
  102. М.В. Как сделать хорошую школу?! (книга 1-я). М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
  104. В.М. Практическое воспитание в школе. Книга в 2-х частях. М.: Центр «педагогический поиск», 2002. 4.1. 160 е., 4.2. 160 с.
  105. В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  106. А.Н. Как вести за собой. М., 1978.
  107. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992.224 с.
  108. Н.Ф. Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 166 с.
  109. Н.Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога: Автореф. дис. канд. пед наук. Уфа, 2000. 23с.
  110. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. № 6.
  111. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  112. МаслоуА. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982.
  113. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов /Авторы-составители М. В. Ретивых, М. М. Левинштейн. Брянск: Изд-во БГПИ, 1987. 39 с.
  114. МещероваЛ.Ф. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению будущего учителя в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. Томск, 2003. 178 с.
  115. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.200 с.
  116. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 248 с.
  117. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208с.
  118. А.И. Формирование профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. 32с.
  119. А.И. Введение, в педагогическую профессию. Новосибирск. 1991.
  120. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. ст. /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М., 1995. 144 с.
  121. Моделирование и познание /Ред. В. А. Штофф. Минск, 1974. 212с.
  122. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1996. 144с.
  123. МудрикА.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи //Новые ценности образования: Десять концепций и ессе. М., 1995. С. 54−57.
  124. А.В. Воспитание как социальный институт //Известия РАО. М.: Изд-во Магистр, 1999. С. 52−56.
  125. Национальная доктрина образования. Принята 15.01.2000. М., 2000.9 с.
  126. Непрерывная педагогическая практика: Методические рекомендации студентам первого курса пединститута /Отв. ред Л. П. Сафонов. Новокузнецк, 1988. 36 с.
  127. Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания //Известия РАО. М.: Изд-во Магистр, 1999. С. 13−22.
  128. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. псих, наук. Киев, 1985.24с.
  129. Новикова J1.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1974. 144 с.
  130. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.
  131. Л.И. Смена парадигмы воспитания назревшая проблема педагогики //Известия РАО. М.: Изд-во Магистр, 1999. С. 23−29.
  132. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  133. Новые ценности образования: Десять концепций и ессе. М.: Инно-ватор, 1995. 133 с.
  134. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. 103 с.
  135. Н.Р. Органихационно-педагогические условия деятельности учреждений допрофессионального образования детей: Дис.канд. пед. наук. Томск, 2000. 153 с.
  136. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азъ Ltd., 1992.960 с.
  137. О программе модернизации педагогического образования: Приказ Министерства образования РФ № 1313 от 01.04.2003. Томск: Центр ПКППСПВ, 2003.31 с.
  138. А.Б. Профессиональное мышление учителя как ценность //Педагогика. 1995. № 6. С. 63−68.
  139. Т.В. Перспективное планирование развития школы. М.: Сентябрь, 2000. 144с.
  140. О. Как можно провести совещание классных руководителей // Восптательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. J1.B. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 93−98.
  141. С.И. Теоретическое обоснование построения и реализации модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: Дис. док. пед. наук. Красноярск, 2001. 284 с.
  142. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы: Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 25.01.2002.г. № 193. //Народное образование. 2002. № 2. С. 14−19.
  143. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  144. Педагогическая практика студентов предвыпускного и выпускного курсов: Инструктивно-методические материалы для студентов дневного и заочного отделений /Составители: А. С. Чернышев, А. Г. Пашков и др. Курск: Изд-во КГПИ, 1990.91с.
  145. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие /Под ред. J1.K. Гребенкиной, J1.A. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
  146. В.А. Идея «Я=МИР» в развитии личности //Новые ценности образования: десять концепций и ессе. М., 1995. С. 27−37.
  147. ПионоваР.С. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие. Мн.: Университетское, 2002. 256 с.
  148. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
  149. H.JI. Формирование готовности будущего учителя к внеурочной воспитательной работе с учащимися (в процессе обучения по дополнительной педагогической специальности): Автореф. дис.канд. пед. наук. Екате-ренбург, 1995. 19с.
  150. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.
  151. Положение о втором Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений: письмо Министерства образования от 28.04.2003 № 28−51−317−16. Томск: ТОИПКиПРО, 2004. 31 с.
  152. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. 160с.
  153. С.Д. Технологии воспитания: Учебн.-метод. Пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 144 с.
  154. В.Я. Междисциплинарные исследования и педагогике. М., 1994. 228 с.
  155. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.136 с.
  156. Права ребенка. Основные международные документы. М.: ДОМ, 1998. 70 с.
  157. Прогнозирование в образовании: теория и практика /Под ред. Б. С. Гершунского. М.: ИТПИМИО, 1993. 209 с.
  158. Программа педагогической практики студентов педагогических институтов. М.: Изд-во АПН, 1989. 14 с.
  159. Г. Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. 39с.
  160. Г. Н. Теоретическое обоснование цели и сущности системы коммунистического воспитания: (Педагогический аспект деятельност-ного подхода к проблеме). Томск: Изд-во ТГУ, 1986. 216 с.
  161. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.
  162. В.И. Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя. Томск: STT, 2001. 236 с.
  163. М.В., Левинштейн М. М. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов. Брянск: Изд-во БГПИ, 1987.39 с.
  164. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999. 512 с.
  165. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  166. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1, 1993. 608 с.
  167. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия. Т.2, 1999. 608 с.
  168. И.Л. Формирование организационных и коммукативных умений будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 1998. 18с.
  169. Л.Ф. Проектирование модели обучения педагога в системе переподготовки педагога // Педагогика. 2003. № 9. С. 65−69.
  170. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Издательство ЭКМОС. 1999. 352с.
  171. Н.В. «Игры, в которые играют.». Психологический практикум. Дубна, «Феникс+», 2002. 128 с.
  172. Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования //Педагогика. 2002. № 7. с. 13−18.
  173. Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании //Педагогика. 2003. № 3. С. 38−44.
  174. Н.Л. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. М.: Знание, 1989. 80 с.
  175. H.JI. Класс и его воспитательные функции в современной школе. Диссертация в форме научного доклада. д-ра пед. наук. М., 1997. 82с.
  176. H.JI. Воспитание: теория и реальность //Известия РАО. М.: Магистр 1999. С. 57−64.
  177. Т.В. Становление воспитательной системы детского реабилитационного центра: Автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 20 с.
  178. Г. Активные формы повышения профессионализма педагогов // Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 136−139.
  179. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2001. 160 с.
  180. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. № 5. С. 16−21.
  181. A.M. Диалог о воспитании: к постановке проблемы //Педагогика. 1996. № 2. С. 48−53.
  182. A.M. Школа Караковского В.А. //Воспитательная система школы. М., 1991. С. 27−49.
  183. Н.Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основания его профессионализма: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. 18с.
  184. В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 180 с.
  185. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995.
  186. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую дея-тельнолсть: Учеб. Пособие для преподавателей /Отв. Ред.Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2001. 102с.
  187. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  188. В.А. Профессиональное саморазвитие учителя //Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 365−368.
  189. В.А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма //Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 229−246.
  190. В.А. Методологическая культура учителя /Сластенин. -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с. — С. 385−387.
  191. В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования /Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с. — С. 408−412.
  192. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 2000. 512с.
  193. СозоновВ.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  194. А.В. Организационно-педагогические условия развития профессионализма педагогических работников: Автореф. дис. канд. пед наук. Екатеренбург, 1997. 19с.
  195. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов //Педагогика. 2004. № 1. С. 62−68.
  196. Справочник администрации по организации учебно-воспитательного процесса / Составители Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская. В 3 частях. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 4.1. 144с., 4.2. 160с., Ч.З. 146с.
  197. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. 160с.
  198. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-гия воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. 368 с.
  199. А.В. Моделирование технологии комплексного подхода к воспитанию физических качеств юношей старших классов: Антореф. дис.канд. пед. наук. Улан-Уде, 2002. 22 с.
  200. В.М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.144 с.
  201. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков.: ПОИПКРО, 1998. -263 с.
  202. Е.Н. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития //Восптательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений /Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 50−60.
  203. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Изд-во «Со-. вершенство», 1998. 368с.
  204. СтецюкВ. К проблеме проективной организации педагогического образования //Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе. Тезисы докладов региональной научно-методической конференции (14−16 мая 1997 г.). Томск: ТГПУ, 1997. С. 10−12.
  205. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ2, 2000. 256с.
  206. М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2002. 128 с.
  207. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991.
  208. Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. М., 1987.
  209. Теория и практика воспитательных систем: В 2-х кн. /Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: ИТПИМИО, 1993. Кн.1. 143 с. Кн. 2. — 206 с.
  210. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
  211. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. М., 1991.191 с.
  212. Е.С. Подготовка студентов к работе по воспитанию общественно активной личности учащихся. //Формирование профессиональнойготовности студентов к воспитательной работе в школе: Межвузов, сб.науч. трудов. Ставрополь: СГПИ, 1990. 146с.
  213. О.Н. Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера младших подростков на гуманитарной основе: Дис. канд. пед наук. Красноярск, 2003. 206 с.
  214. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. 164 с.
  215. Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учебной деятельности / Под общей ред. В. Г. Вершловского. СПб, 1994. 134с.
  216. Федеральная Программа развития образования на 2001−2005 гг.// Народное образование, 2000, № 6. С. 3−10.
  217. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с.
  218. JI.M. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 208 с.
  219. ЦырлинаТ.В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX века. Курск: Изд-во КГПУ, 1999. 196 с.
  220. А.С. Практикум по решению кофликтных ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999. 186 с.
  221. А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176 с.
  222. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед наук. Уфа, 2000. 19с.
  223. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994. 320 с.
  224. Р.Х. Психологические основы педагогики сотрудничества. СПб: ВИПКПТО, 1994.43 с.
  225. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред Т. Н. Шамовой. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  226. А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств студентов в процессе профессиональной подготовки: Авто-реф.дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997. 22с.
  227. П.А., Черниченко С. М., Воронина Г. А. Классный руководитель в современной школе: Учеюно-методическое пособие. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. 156 с.
  228. И.А. Теоретическое обоснование и реализация комплексной модели образовательного процесса в музейно-экскурсионной среде: Дис.канд. пед. наук. Томск, 2003. 155 с.
  229. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. 196с.
  230. Н.В. Педагогические условия самоактуализации участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы: Автореф. дис. канд. пед наук. Иркутск, 2003. 19 с.
  231. Е.Н. Формирование мотивационно-цеиностного отношения студентов к воспитательной деятельности. //Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе: Межвузов, сб.науч. трудов. Ставрополь: СГПИ, 1990. 146с.
  232. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Л.: Знание, 1975. 40 с.
  233. А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений //Психология труда и личности учителя. Л., 1977.
  234. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
  235. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
  236. Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.
  237. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 1996. 94 с.
  238. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения //Педагогика. 2001. № 2. С. 32−36.
  239. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 37с.
  240. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. 352 с.
  241. Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики. //Педагогика, № 1, 2001. С. 3−10.
  242. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.
  243. В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатного типа у студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед наук. Ставрополь, 1997. 20с.
Заполнить форму текущей работой