Развитие тембрового слуха в профессиональной подготовке учителя музыки
Диссертация
Основным средством реализации прогностической модели развития тембрового слуха является пропедевтико-адаптационная технология, основанная на взаимодействии личностного, познавательного и деятельностного компонентов. Важным принципом разработанной технологии является нацеленность процесса развития тембрового слуха студентов на будущую профессиональную деятельность, что позволяет использовать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
- 1. 1. Психолого-педагогические аспекты развития тембрового слуха в профессиональной подготовке учителя музыки
- 1. 2. Тембровый слух как компонент музыкального слуха: структура, функции и уровни
- 1. 3. Моделирование — как метод педагогического исследования тембрового слуха
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
- 2. 1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования
- 2. 2. Методика экспериментального обучения
- 2. 3. Ход, особенности и результаты экспериментального исследования
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983 -С. 133−154.
- Алексеенко Н.В. Роль тембра в оркестровых произведениях композиторов Новой венской школы. Автореф. дис. канд. искусств. М., 1985. -18 с.
- Анисимов П.В. Мотивационная направленность педагогической деятельности учителя музыки // Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки). Владимир: ВГПИ, 1987. 92 с.
- Апраксина О.А. Современные требования к учителю музыки и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, 1983, 1. -С. 30−3 5.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С.90−128.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителей музыки. М.: Изд-во МПГЗУ, 1980. — С. 4−12.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.-432 с.
- Бакурадзе Т.О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Тбилиси, 1988.-22 с.
- Барсова И.А. Оркестр как тип тембровой организации музыкальной ткани: Научн. реферат, сборник. Вып. 2. — М.: Музыка, 1982, — 24 с.
- Бауэр С. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления. Автореф. дис. канд. искусств.- М., 1996.- 20 с.
- Белкина С. Воспитание музыкального слуха в процессе усвоения интервалов на уроках сольфеджио // Теоретические дисциплины в музыкальном училище. J1.: Музыка, 1977. — С. 15−28.
- Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. — С. 6−35.
- Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М.: Музыка, 1972, — Т.1. — 307 с. — Т.2. — 561 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии,— М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Благодатов Г. И. История симфонического оркестра, — J1.: Музыка, 1969.- 312 с.
- Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. — 268 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международн. педагог, академия, 1995. — 212 с.
- Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. Автореф. дисс.. докт. искусствовед. — М.: 1993. — 41 с.
- Бонфельд М.Ш. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (методологичекие заметки) / Преподаватель, 1993,4. С. 28−31.
- Бочкарев J1. J1. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 352 с.
- Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 29−58.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
- Веприк A.M. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М.: Сов. композитор, 1978. — 428 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пос. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984, — С. 3 — 28.
- Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука: Вып. 1, — М.: Музыка, 1970. -С. 11−33.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М. Педагогика, 1987. -341 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр.соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.З. 367 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. — 150 с.
- Гарбер Л.А. Развитие гармонического и тембрового слуха у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1964, 5. С. 103−111.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа тембрового слуха // Н. А. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. М.: Музыка, 1980. — С. 256−271.
- Гёльмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Спб.: Товарищество «Общественная польза», 1875. -С.595.
- Голицын Г. А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества, — М.: Наука, 1983. С. 210 231.
- Головинский Г. Л. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 700. Музыкальное образование. -М.: Мин-во образования Российской Федерации, 2000. 31 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология,— М.: МИП «NB Магистр», 1993.- 191 с.
- Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 230−251.
- Готсдинер А.Л., Луковников Н. Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания. Калинин: КГУ, 1985. — 79 с.
- Гришанович Н.Н. Модель специалиста (выпуска педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение»). Минск, МГПИ, 1985.- 47 с.
- Гуревич Л.И. История оркестровых стилей. М.: Композитор, 1997. — 205 с.
- Гурков В. О реализме в музыке // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. — Л.: Музыка, 1987. — С. 7−45.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975.- 160 с.
- Данилевич Л.В. О некоторых тенденциях тембровой драматургии в современной советской музыке // Музыкальный современник: Сб. статей. -Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 84−116.
- Денисов Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре.- М.: Сов. композитор, 1982. 256 с.
- Дмитриев Г. О драматургической выразительности оркестрового письма. М.: Сов. композитор, 1981. — 176 с.
- Дувирак Д.А. Тембро-динамические аспекты музыкального мышления. Автореф. дис.. канд. искусств.- Киев., 1987, — 21 с.
- Думбляускайте Л. Тембр хора. Тембро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения. Автореф. дис.. канд. искусств. Л., 1974. 21 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
- Знаменская И.А., Ройтерштейн М. И. О моделировании в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута: Межвуз. сб. научн. трудов, т. 245. Куйбышев, 1980. — С. 15−29.
- Иванова Н.А. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1992. — 17 с.
- Исенко А.И. Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения. Автореф. дис.. к.п.н. М.: 1996. — 22 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Каре А. История оркестровки. М.: Музыка, 1990, — 304 с.
- Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93−104.
- Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки, статьи и исследования. Л.: Сов. композитор, 1982. — 150 с.
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления,— М.: Политиздат, 1969. -224 с.
- Крейн Ю Г. Стиль и колорит в оркестре. М.: Музыка, 1967. — 107 с.
- Кудряшов Ю. Влияние Дебюсси на тембровое мышление XX века // Проблемы музыкальной науки: Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985. — С. 244−282.
- Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. унта, 1981. — С. 584.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. М.: Прометей, 1991. — 208 с.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. -351с.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки / Теоретический очерк. -М.: Музыка, 1983. 72 с.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. -534 с.
- Мазель Л.А. Эстетика и анализ // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 3−54.
- Мазур А.К. Формирование тембро-динамического компонента музыкального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1982. — 19 с.
- Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития.- М., 1900. 247 с.
- Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — С. 54−90.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки М.: Композитор, 1993.- 268 с.
- Медушевский В В. Строение музыкального произведения в связи с его направленостью на слушателя. Автореф. дис.. кандид. искусств. М., 1971.-26 с.
- Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. -Л.: Музыка, 1982. 150 с.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 261 с.
- Моисеев Н.Н. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании. М.: Политиздат, 1981. — С. 54−61.
- Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки. Автореф. дис.. к.п.н. -М.: — 1992. 17 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
- Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1973. — Вып. 2. — С. 59−98.
- Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 195 — 228.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — С. 383.
- Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 245−283.
- Назайкинский Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии //С.С.Скребков. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. — С. 132 — 162.
- Назайкинский Е.В., Pare Ю.Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. — С. 79−100.
- Назайкинская О.Е. Музыка и память. Автореф. дис.. канд. искусств. М., 1992. — 23 с.
- Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985. — 181 с.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. — М.: Владос, 1994. -576 с.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителей музыки. Свердловск, 1998. — 62 с.
- Немыкина И.Н. Проблемное обучение метод управления музыкально-интеллектуальной деятельностью студентов-заочников // Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения / Методические рекомендации. — М., 1980. — 51 с.
- Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецко-го // Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. М.: Сов. композитор, 1990. — 333 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999. — 896 с.
- Овакимян Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения: Учебное пособие. М.: МГШЦ 1976. — 124 с.
- Овакимян Ю.О. Процесс моделирования дидактических явлений // Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ, 1983. — 106 с.
- Оркестровые стили в русской музыке / Сб. статей Л.: Музыка, 1987. -207 с.
- Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон — Санкт-Петербург: H.A.Frager & Со, Сов. композитор, 1992. — С.408.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления (История. Становление. Сущность.). М.: Музыка, 1984. — 302 с.
- Островский A.Jl. Очерки по теории музыки и сольфеджио. Л.: Музгиз, 1954. — 303 с.
- Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1977. -С. 71.
- Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985.- 111 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. — 544 с.
- Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / Вопросы психологии, 1988, 5. С. 141−144.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Питерин Ю.П. Обучение эстетической оценке и формирование музыкального мышления студентов // Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения (методические рекомендации)'. М., 1980. — 53 с.
- Питерин Ю.П. Эстетическая оценка и воспитание музыкального мышления студентов // Проблемы музыкального образования и педагогики. Спб.: Образование, 1994. — С. 104−111.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. — 228 с.
- Попов А.Т. Формирование тембрового слуха в классе баяна (на материале работы со студентами музыкально-педагогического факультета). Автореф. дис.. к.п.н. М., 1990. — 15 с.
- Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания слуха. Л.: изд-во ЛОЛГК, 1987. — С. 7−19.
- Pare Ю.Н., Чо E. Музыкальное мышление в свете психологических закономерностей музыкально-слухового процесса // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, изд-во НТК, 1986.-С. 76−85.
- Ражников В.Г. Партитурная транскрипция / / Вопросы психологии, 1980, 1.-С. 137−141.
- Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1967. — Вып.2. — С. 312−355.
- Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1973. — Вып.2. — С. 17−58.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
- Ригина Г. С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятиии инструментальной музыки // Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. — С. 89−123.
- Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки: В 2-х тт.- М.- Л.: Музгиз, 1946. Т. 1. — 122 с.
- Рубинштейн С Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. Т.1. — М.: Педагогика, 1989.-488 с.
- Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. — Вып. 3. — С. 69−96.
- Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы,— Л.: Музыка, 1977. -159 с.
- Самсонидзе Л. О взаимоотношении художественного слова и музыкально-интонационного мышления // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев.: КГК, 1988. — С. 48−52.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сизова Е.Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально педагогических колледжей. Автореф. дисс.. к.п.н. — Екатеринбург, 1996.-22 с.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. С. 447.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, — М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
- Соколов А. О роли звукового материала в системе музыкальных средств. Автореф. дис.. канд. искусств. М., 1980 — 21 с.
- Соле о P.JI. Когнитивная психология. -Пер. с англ. М.: Тривола, 1966.-600 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб-к статей. Том 1: JT: Сов. композитор, 1980. 295 с. — Том 2: Л.: Сов. композитор, 1981. -245 с.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Музыка, 1970. С. 192.
- Способности и склонности: Комплексные исследования. Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
- Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки: Сб. статей.- М.: Музыка, 1980. С. 167−177.
- Тарасов Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие / / Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украша, 1986. — С. 56−69.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 175 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. — М.: Педагогика, 1985. — 329 с.
- Терентьева Н.А. Концепция высшего музыкально-педагогического образования: Экспериментальный учебный план. Л.: РГПУ, 1991. — 59 с.
- Тихонова И.Е. О воспитании музыкального слуха хоровых дирижеров // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: Педагогика, 1982. -С.132−141.
- Тюлин Ю. Н, Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. — 223 с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. — 331 с.
- Уткин В.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М.: Музыка, 1985. — 101 с.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: изд-во ТОО «Мираж», 1997. — 213 с.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием / Ред. Е. С. Смирнова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 197 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 24 с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 52−104.
- Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки, — М.: Сов. композитор. Вып.6. — С.130−151.
- Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Проблемы высотной и ритмической организации музыки.-М.: Музыка, 1980.-С. 119−141.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: в 2-х частях. М.: МГК, 1990.-262 с.
- Холопова В.Н. Формы музыкальных прозведений. Учебное пособие. Спб.: Лань, 1999. — 496 с.
- Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, изд-во НТК, 1986. — С. 70−76.
- Цуккерман В.А. О некоторых особых видах целостного анализа // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. -С. 409−426.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — С. 133−139.
- Цытович В.И. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания. М. Музыка, 1976. — С. 207−237.
- Ченцов А.А. Теоретические основы научной организации учебного процесса (моделирование дидактических систем). Белгород, 1972. — 273 с.
- Чиж Г. Память как компонент системы музыкального мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украша, 1989. — С. 64−68.
- Чижик И. Педагогические аспекты проблемы моделирования музыкального мышления // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев: КГК, 1988. С. 37- 42.
- Шабунова И.М. О функциях тембра в современной музыке. Авто-реф. дис.. канд. искусств. М.: 1987. — 21 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1966. — 320 с.
- Шаховской А.П. Ассоциации в системе музыкально-образного мышления // Исследование проблем творчества: Сб. статей. Глазов: ГГПИ, 2000. — С. 16−20.
- Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. — 271 с.
- Эльконин Д Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В В. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Юдина С. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Новосибирск, 1966. — 20 с.
- Dyson S., Clive R.G. The Psychology of Musical Ability. London, New-York: Methuen, 1981 — XIV. — 354 p.
- Erickson R. Sound Structure in Music.- Berkeley Los Angeles, London: University of California Press, 1975. 205 p.
- Георгиев E. Музикална акустика. София, Наука и изкуство, 1975.- 229 с.
- Robinson P.J. The science of musical sound. New-York, San Francisco: Sci. Amer. books, Cop. 1983, XII — 242 p.
- Serafln M.L. Music as Cognition: The development of thound in sound.- New-York: Columbia univ. press, 1988, X, 247 p.158