Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии самоподдержки профессионального здоровья педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап заключается в мысленном перенесении себя в будущее. Формирование профессионального Я-образа осуществляется с опорой на активное воображение, для этого используются адаптированные к целям профессионального развития и модифицированные приемы известных психотехник проработки жизненной стратегии и прояснения временной перспективы будущего. Особое внимание уделяется яркости и детальной… Читать ещё >

Технологии самоподдержки профессионального здоровья педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходит осознание того, что кроме поддержки здоровья учителя через внешние факторы, важным является и внутренняя (психологическая поддержка).

При этом возникает вопрос: кто именно должен осуществлять психологическую поддержку учителя — директор, завуч, школьный психолог? Ответ достаточно очевиден — осуществлять данную поддержку должен школьный педагог-психолог. Однако в последнее время произошло резкое сокращение данных специалистов, в редких школах сохранились психологические службы. Оставшиеся же в образовательных учреждениях педагоги-психологи, заняты диагностикой и психологическим сопровождением учащихся. В результате учитель остается один на один с возникающими и развивающимися у него симптомами нарушения профессионального здоровья. Все это обусловливает потребность в разработке новых технологий сохранения профессионального здоровья учителя — технологий самоподдержки («помоги себе сам»).

Самоподдержка — это текущий, непрерывный процесс обеспечения организма всем необходимым для профессионального здоровья, который направлен изнутри во внешнюю среду.

Самоподдержка предполагает проявление активности при сохранении собственного профессионального здоровья. Данная активность должна быть направлена, прежде всего, на определение целей профессиональной деятельности, на осознание своего места и роли в образовательном процессе, на снятие эмоционального напряжения, на саморазвитие и поддержание своего организма в состоянии, обеспечивающем высокий уровень работоспособности.

Учитывая это, к технологиям психологической самоподдержки профессионального здоровья учителя можно отнести следующие:

Использование техник самофутурирования. Самофутурирование — это прогнозирование и самостроительство жизненного и профессионального будущего, определение целей жизнедеятельности и путей их достижения с сохранением баланса между усилиями и результатом.

Данная техника относится к приемам конструирования будущего. Чтобы сознательно строить свою жизнь и достигать успеха в реализации жизненных и профессиональных целей, необходимо прояснение временной перспективы действий и формирования жизненной стратегии.

Упражнения по формированию образа себя как профессионала предполагает реализацию ряда этапов.

Первый этап заключается в мысленном перенесении себя в будущее. Формирование профессионального Я-образа осуществляется с опорой на активное воображение, для этого используются адаптированные к целям профессионального развития и модифицированные приемы известных психотехник проработки жизненной стратегии и прояснения временной перспективы будущего. Особое внимание уделяется яркости и детальной проработанности воображаемого образа.

На втором этапе образ себя как профессионала должен складываться в более широком контексте, в противном случае он не приобретает убедительности и действенной притягательности. Детально прорабатываемый образ должен встраиваться в менее детализированный образ профессиональной деятельности.

Третий этап характеризуется тем, что в создаваемую модель «Я-профессионал» и ее визуализируемый образ включаются знания учителя о себе, о своих способностях, личностных чертах и психофизиологических особенностях.

Четвертый этап — визуализация образа Я в будущем с прорисовкой его второстепенных, необязательных деталей для раскрепощения воображения.

На пятом этапе необходима визуализация нескольких альтернативных моделей возможного будущего[1].

Использование техники прогнозирования будущего позволит учителю определить проблемные зоны в настоящем и то, каким он видит себя в этом будущем (профессионально успешным и здоровым или изношенным и больным), а также самостоятельно выбрать способы сохранения профессионального здоровья, рассчитанные на каждый день.

1. Приемы распознавания и противодействия манипуляциям, которые заключаются в отслеживании изменения ситуации, анализе механизмов манипулятивного действия, нейтрализации манипулятивных уловок.

Манипуляция оказывает на личность разрушающее воздействие, так как человек становится средством достижения чужих целей. Это могут быть цели администрации, цели коллег или цели учащихся и родителей. В случае не разделения этих целей самим педагогом, на его нервно-психическую сферу оказывается слишком большое отрицательное воздействие. Именно поэтому для сохранения профессионального здоровья важно каждому учителю раскрывать истинные цели оказываемых на него воздействий. Ведь действие манипуляции заканчивается тогда, когда она из сферы бессознательного переходит в осознаваемую зону.

К способам нейтрализации манипулятивных уловок можно отнести следующие:

  • • открытое объявление о недопустимости использования манипуляций;
  • • раскрытие сути уловки;
  • • повторное напоминание о недопустимости использования уловок;
  • • информационный диалог;
  • • конструктивная критика;
  • • цивилизованная конфронтация;
  • • «уловка на уловку».

Таким образом, данный способ самоподдержки заключается в умении определять манипулятивное воздействие и проявлять активность при их разрешении.

2. Техники снятия эмоционального напряжения. В качестве наиболее эффективных можно выделить такие, как использование аутотренинга, визуализация, переключение на другой вид деятельности, самопорождение доминирующих мыслей об успехе.

Аутотренинг — это метод, который предполагает обучение мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью активации значимой деятельности.

Содержание данной техники предполагает следующие действия: сначала самовнушением достигается релаксация, а затем в этом состоянии проводится основное самовнушение, направленное на те или иные органы и функции организма.

Самопорождение доминирующих мыслей об успехе предполагает умение формулировать самоинструкции, направленные на ожидание успеха, позитивную оценку себя, позволяющие поддерживать веру в себя, в свои способности, а также позволяющие расслабиться, получать удовольствие от деятельности. При этом следует помнить, что нормативность задания, утрата способностей, ожидание неуспеха, отсутствие удовольствия от деятельности, негативная оценка себя, сомнение в своих способностях, излишний внешний контроль, нервозность являются основными источниками порождения мыслей о неудаче, неуспехе.

  • 3. Управление конфликтами. Данная техника предполагает определение и устранение причин конфликтных ситуаций, обучение корректному поведение в конфликте, контроль за своими эмоциональными проявлениями.
  • 4. Техники поддержания здорового образа жизни. К данной группе техник относят следующие:
    • • регулярная физическая активность, прогулки на свежем воздухе;
    • • самореализация в разнообразных жизненных сферах, а не только в работе;
    • • установление и поддержание доброжелательных контактов с окружающими; самому делать свою жизнь яркой, красочной (создавать себе праздники);
    • • поиск в окружающем мире прекрасного и создание его своими руками и т. п.).
  • 5. Самоменеджмент — это рациональное распределение времени, принятие и поддержание собственного имиджа.

Неумение распределять рабочее время приводит к постоянному напряжению и усталости. Зачастую проблема заключается в том, что учителя не могут вычленить приоритетные направления в своей деятельности, тратя значительное время на второстепенные дела.

Управление временем предполагает четкое планирование собственных действий.

Данный процесс начинается с постановки цели, так как планирование напрямую зависит от того на какой конечный результат ориентирован человек. При этом к цели предъявляются определенные требования. Она должна быть конкретная, измеримая, достижимая, измеримая во времени.

Планирование основано на использовании принципа приоритетности. Очень важно определить те действия, которые по педагог считает для себя важными и на их решении сосредоточить свои усилия.

Самоменеджмент позволяет выполнять эффективно профессиональную деятельность и сохранять профессиональное здоровье.

Таким образом, использование учителем технологий самоподдержки профессионального здоровья обеспечит преобладание хорошего самочувствия и настроения, достижение глубокого понимания и принятия себя и окружающего мира, ориентацию на конструктивное общение, высокую удовлетворенность жизнью и профессией, высокий уровень саморегуляции своих желаний, эмоций, действий, привычек и процесса развития, а также оптимальный уровень самореализации — гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения.

В результате можно будет говорить о педагоге активном, мобильном, проявляющем инициативу, четко осознающем свои профессиональные цели, открытом для всего нового и оптимистично настроенном по отношению к происходящим в системе образования изменениям.

  • [1] Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. С. 176—177.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой