Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Речевые игры на уроках музыки

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Н. Леонтьев отмечает, что игра это «ведущая деятельность ребен-ка-дошкольника, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, под-готавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» (12; 36). А психологический словарь определяет игру, как один из видов актив-ности человека и животных" (16; 166). Важным… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ литературы
    • 1. 1. Игра один из основных видов деятельности младших школьни-ков
    • 1. 2. Речевые игры в музыкальном воспитании младших школьников
    • 1. 3. Программы по музыке по развитию речевого аппарата (артикуля-ционная гимнастика, упражнения, игры. Привести примеры. Про-анализировать программу В. Жилина)
  • Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию речевых игр на уроках музыки
    • 2. 1. Использование речевых игр на уроках музыки
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Речевые игры на уроках музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время общество тре-бует от выпускников школы умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, мыслить самостоятельно и активно участвовать в жизни общества. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Современная система образования подразумевает то, что ребенок, поступивший в первый класс, уже способен активно мыслить. Однако на практике педагог сталкивается с тем, что ему приходится формировать и раз-вивать познавательный интерес у учащегося. Одним из методов формирова-ния познавательного интереса является игра.

Важным фактором при изучении любого предмета является интерес обучаемого к этому предмету, стимул, способствующий повышению актив-ности учащихся, совершенствованию их умений и навыков. Поэтому одной из основных обязанностей учителя является постоянная забота о развитии познавательного интереса школьников.

Каждый предмет, изучаемый в рамках начальной школы, предусматри-вает применение игровых методик. При помощи игр ребенку легче проявить себя в различных видах творческой деятельности речевой, музыкальной, двигательной, умственной. В игре, которая используется на уроках в качестве учебной ситуации, у школьника проявляется умственная и социальная актив-ность, мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмо-циональным подъемом. Игра становится средством самовоспитания, самовы-ражения и самоусовершенствования.

Музыка, как школьный предмет, является неотъемлемой частью обра-зовательной программы всей школьной жизни. Речевые игры на уроках му-зыки способствуют повышению познавательного интереса учащихся, разви-тию речевого аппарата, повышению уровня образования по отношению к собственным возможностям.

Над вопросом влияния игр на формирование познавательного интереса и на развитие речевого аппарата ребенка работали многие педагоги и психо-логи: Выготский Л. С., Ражников В. Г., Эльконин Д. Б., Мелик-Пашаев А.А., Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. Известные деятели му-зыкального образования Апраксина О. А., Кабалевский Д. Б., Алиев Ю. Б. и др. в своих книгах предлагают способы использования игр на уроках музы-ки.

Целью данного исследования является рассмотреть особенности рече-вых игр на уроках музыки и определить их влияние на развитие речевого ап-парата учащихся.

Предмет исследования речевые игры, игровые методики, используе-мые на уроках музыки в начальной школе.

Объект исследования младший школьный возраст.

Цель, предмет и объект исследования позволяют нам сформулировать гипотезу: использование речевых игр на уроках музыки способствует повы-шению активности младших школьников и развитию речевого аппарата.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы данного исследования необходимо рассмотрение следующих задач:

 Рассмотреть понятие игры, как основного вида деятельности в младшем школьном возрасте;

 Определить значимости речевых игр в музыкальном воспитании младших школьников;

 Проанализировать программы по развитию речевого аппарата;

 Провести опытно-практическую работу по использованию игро-вых методик, направленных на развитие речевого аппарата млад-шего школьника.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический анализ литературы

1.1. Игра один из видов деятельности младших школьников

В современной школе одной из форм организации учебного процесса достаточно часто выступает игра, так как именно игре принадлежит значи-тельная роль в развитии и воспитании ребенка.

А.Н. Леонтьев отмечает, что игра это «ведущая деятельность ребен-ка-дошкольника, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, под-готавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» (12; 36). А психологический словарь определяет игру, как один из видов актив-ности человека и животных" (16; 166).

Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Она присутствует в жизни человека постоянно, на всех этапах его жизни. Игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Для взрослого человека игра также имеет большое значение. Она охватывает человеческую деятельность во всех её проявлениях. В разных ситуациях он исполняет различные соци-альные роли. При этом одновременно он может играть роли статуса, пове-денческие, демонстрационные, характерные, ситуативные и другие.

В психологической литературе существует огромное количество игр. Все они могут быть разделены на:

 Спортивные;

 Логические;

 Развлекательные;

 Деловые;

 Азартные;

 Компьютерные;

 Ролевые;

 Настольные.

Игра помогает активизировать внимание детей, снизить утомляемость, стимулировать интерес, а так же оптимизировать мыслительный процесс.

Хотя игра и является ведущим видом деятельности в дошкольный пе-риод, она является наиболее доступным способом переработки полученных впечатлений из окружающего мира для младших школьников.

В процессе игры повышается умственная активность ребенка. Дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в раз-ных условиях.

Матюхина М.В. отмечает, что «в младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей» (15; 136). Младший школьник в процессе игры берет себе определенную роль и выолняет дей-ствия в воображаемой ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. /О.А.Апраксина. Просвещение. Серия: библиотека учителя музыки. 1990. 207 с.
  2. Н.В., Мельникова С. М. Игротека речевых игр. Выпуск 5. / Н. В. Бикина, С. М. Мельникова. Изд-во: Гном. 2008. 16 с.
  3. М. Музыка — танец — игра. Модель художественно ориентиро-ванной педагогики многообразия — Вестник педагогического общест-ва Карла Орфа № 11, 2002.
  4. Г. А. Логоритмика./Г.А.Волкова М., 2002 .
  5. Л.Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки, музыкальная пальчикова гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. / Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева. Изд-во: Детство-Пресс. 2005. 32
  6. В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. / В. И. Даль. Издательство: АСТ. 2006 г. 348 с.
  7. М.А. Уроки музыки. 1−4 класс. / М. А. Давыдова. Изд-во: Вако. 2008. 288 с.
  8. Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопедический мас-саж./Г.В. Дедюхина, Л. Д. Могучая, Т. А. Яньшина — М., 2001.
  9. В.А. Дети, музыка, творчество. /В.А.Жилин. — Санкт Петер-бург. 1998 г.
  10. О.И. Стихи по развитию речи. Пособие по логопедии. /О.И.Крипенчук СПб, 2003.
  11. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонть-ев. — М., 1975. — 548 с.
  12. А.Н. Лекции по общей психологии./А.Н.Лнонтьев. — М., 2000 г.
  13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  14. И. С. Логопедия- речь, ритм, движение./И.С.Лопухина — СПб., 1997.
  15. М.В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и пе-дагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.М.: Просвещение, 1999.256с.
  16. .Г., Зинченко В. П. Большой психологический сло-варь. /Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 3-е изд., изд-во: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2007. 672 с.
  17. . Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2002. Кн. 2: Психология образования. 608 с.
  18. Т., Шеверева Т. Как сказать Мяу? /Т.Рыбкина, Т.Шеверева. Изд-во: Классика XXI. 2005. 36 c.
  19. Н.Н. Уроки музыки в 1 7 классах. Книга для учите-ля./Н.Н.Рябенко. Изд-во: Айрис-Пресс. 2006. 128 с.
  20. В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
  21. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. — М.: АСТ, 2003. 800 с.
  22. А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А. А. Смоленцева. — М.: Просвещение, 1987.
  23. Т.Э. Уроки музыки./Т.Э.Тютюнникова. Изд-во: АСТ. 2004. 96.
  24. Д.Б. Психология игры./ Д. Б. Эльконин М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»)
  25. http://psbatishev.narod.ru/enc/index.htm
Заполнить форму текущей работой