Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика психосоциального развития как проблема образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сфера психосоциального развития простирается далеко за пределы деятельности основных образовательных институтов. Вероятно, поэтому вопросам диагностики психических состояний и свойств личности в образовании уделяется меньше внимания, чем проблемам диагностики особенностей когнитивного развития. Образование по давней традиции в большей мере ориентировано на когнитивную сферу. Одной из важнейших… Читать ещё >

Диагностика психосоциального развития как проблема образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика диагностики психических состояний и свойств личности в образовании

Сфера психосоциального развития простирается далеко за пределы деятельности основных образовательных институтов. Вероятно, поэтому вопросам диагностики психических состояний и свойств личности в образовании уделяется меньше внимания, чем проблемам диагностики особенностей когнитивного развития. Образование по давней традиции в большей мере ориентировано на когнитивную сферу.

При этом одной из важных проблем педагогической психологии является задача изучения механизмов и закономерностей процесса психосоциального развития личности в образовательной среде. Принципиально важна с точки зрения профессионального построения образовательного процесса психодиагностическая оценка возрастных и индивидуальных различий в процессе психосоциального развития личности в образовательной среде. Только профессиональная психологическая диагностика способна дать адекватное представление о характере связи между уровнями когнитивного и личностного развития учащегося.

Одной из важнейших задач психологии воспитания как части педагогической психологии является изучение механизмов и закономерностей трансформации процесса развития личности в ходе воспитания в процесс саморазвития. Увидеть характер течения и этапность этих процессов невозможно без высокопрофессиональной психодиагностики.

И в рамках уровневой, и в рамках когнитивно-стилевой парадигмы особую значимость приобретает задача изучения связи между характером психосоциального развития личности и содержанием, формами, методами и средствами воспитательного воздействия. Объективная оценка действенности содержания, форм организации и методов воспитательного воздействия на процесс развития личности возможна только при наличии специально разработанных психодиагностических методик.

Классификация методик диагностики психосоциального развития личности

Методических инструментов, ориентированных на диагностику психосоциального развития личности, создано множество. Большая их часть разрабатывалась психологами-исследователями для решения собственных научно-исследовательских задач. Практические психологи, работающие в образовании, преимущественно пользуются этими методиками, что создает ряд сложностей, о которых уже было сказано выше. При этом сформировано довольно много методик диагностики психосоциальной сферы личности, которые отвечают не только требованиям, предъявляемым к методикам научных исследований, но и вполне пригодных для образовательной практики.

К числу наиболее популярных могут быть отнесены такие широко известные методические инструменты как: различные проективные методики для изучения мотивационной сферы и направленности личности, социометрия, методики изучения темперамента и характера, лидерских и коммуникативных способностей и др.

Методики диагностики психосоциального развития личности можно классифицировать по разным основаниям, мы в данном случае возьмем за основу принцип содержательной направленности. Таким образом, психодиагностические методики, ориентированные на психосоциальную сферу личности, можно поделить:

  • — на методики изучения темперамента и характера;
  • — методики диагностики мотивационной сферы и направленности личности;
  • — методики диагностики психических состояний и свойств личности;
  • — методики изучения межличностных и межгрупповых отношений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой