Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный стандарт общего среднего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. Он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. По отношению к образованию этот термин стал использоваться сравнительно недавно в результате реформирования… Читать ещё >

Государственный стандарт общего среднего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. Он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. По отношению к образованию этот термин стал использоваться сравнительно недавно в результате реформирования системы образования и получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании». В частности, в ст. 7 определяется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, порядок разработки, утверждения и введения которых определяется Правительством Российской Федерации. Эти стандарты из области законодательства, опережающего реальное состояние системы образования, переходят в стадию разработки и реального внедрения в практику.

Образовательный стандарт есть совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника к данной образовательной системе, отражающих цели ее функционирования и развития.

При разработке государственных образовательных стандартов чрезвычайно важно, во-первых, рассматривать их во взаимосвязи, во-вторых, увязывать с целями функционирования и развития образовательной системы, определяемыми социальным заказом общества.

Несомненно, что разработка и использование стандартов является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

По сути, стандарт образования, определяемый в рамках федерального и национально-регионального компонентов, является вариативной основой для разработки базисного учебного плана. Последний в свою очередь включает республиканский, региональный и школьный компоненты. Причем наполнение первых двух остается прерогативой научноисследовательских учреждений, а формирование школьного компонента содержания образования становится проблемой конкретного педагогического коллектива и самого учителя. В этой связи по отношению к стандарту общего среднего образования выдвигается ряд требований.

  • 1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон, приниматься на основе их согласия.
  • 2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата. В качестве норм выступают компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которые позволяют эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере.
  • 3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по всем ступеням и областям образования.
  • 4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения развития личности. Речь идет о полноценности образования в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.
  • 5. Описание единиц содержания в стандарте должно быть оптимизировано до уровня достаточности, позволяющей сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.
  • 6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь исходят из склонностей, способностей и интересов.
  • 7. Своим содержанием стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.
  • 8. Содержание стандарта должно быть ориентировано на различные категории пользователей: учеников, их родителей и педагогов, органов управления образованием.
  • 9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
  • 10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы[1].
Для более полного понимания сущности государственного стандарта общего среднего образования следует обратиться к его основополагающим функциям.

Функция сохранения единого образовательного пространства считается особенно значимой в период перехода от унитарной школы к эпохе вариативных образовательных программ. Стандартизация предполагает в этом случае возможность учета интересов различных представителей конкретных социальных групп, где наиболее значимыми факторами являются социальная предметность и социальная преемственность. Образовательные стандарты должны играть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ. Фиксируя объем и уровень полноценного образования, они должны служить основой для разработки вариативных учебных программ и учебных комплектов.

Функция социального гарантирования направлена на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий для улучшения способности выпускников школ к социальному функционированию. Образовательные стандарты осуществляют социально-технологическое сопровождение социальных гарантий, включая разработку различных нормативов, определяющих верхние и нижние границы уровня и качества бесплатных образовательных услуг, для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Образовательный стандарт должен гарантировать и социальное развитие, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах.

  • [1] Рыжаков М. В. Место стандартов в системе общего образования // Стандартыи мониторинг в образовании. 1998. № 1. С. 41—42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой